Урок теоретического обучения Тема: «Электромагнитная индукция. Магнитный поток.»
план-конспект урока
В работе представлена технологическая карта раздела «Электромагнитная индукция», рассчитанная на 12 часов. Предлагаемый урок разработан с применением элементов технологии адаптивного обучения. К уроку создана презентация из 12 слайдов. Урок построен таким образом, чтобы максимально активизировать учащихся, организовать самостоятельную работу, их участие на каждом этапе урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта к теме "Электромагнитная индукция" | 52 КБ |
презентация к теме "Электромагнитная индукция" | 537 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Электромагнитная индукция. Магнитный поток»
ЦЕЛИ: - организовать работу учащихся по овладению новыми знаниями;
- создать условия для самостоятельной работы.
- способствовать воспитанию терпимости по отношению к товарищам, аккуратности,
организованности, умения работать в паре.
ЗАДАЧИ урока: - изучить явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;
- рассмотреть историю вопроса о связи магнитного и электрического полей;
- показать причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции;
ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:
- Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.. Физика . 11 кл. Учебник. М., «Просвещение», 1999 г.
- Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. М., «Просвещение», 1987 г.
- Набор приборов: катушка, магнит, миллиамперметр, штатив, источник тока.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор
Технологическая карта урока.
Этапы урока. | Задачи этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся |
1. Оргмомент (1-2 мин) | Обеспечить обстановку для эффективной и комфортной работы учащихся | Приветствие, проверка готовности учащихся к занятию. | Готовятся к уроку. |
2. Этап актуализации – (3-5 мин.) | Обеспечить мотивацию учения, исторические сведения, актуализировать жизненный опыт учащихся. | Показывает опыт: возникновение электрического тока в катушке при приближении и удалении магнита и задает вопросы: Вопросы: «Что вы наблюдали? Какой вывод можно сделать из этого опыта?». Объявляет тему урока, привлекает учащихся к постановке задач урока. (слайд 1,2), сообщает историю открытия явления. (слайд 3) | Наблюдают за опытом, отвечают на вопросы, записывают в тетради тему урока. Помогают преподавателю сформулировать цель урока. |
3. Основная часть урока (30 мин.) | Организовать работу учащихся по изучению явления э/м индукции, показать значение этого явления для физики и техники. Организовать работу по закреплению изученного. | 1. Вводная беседа. 2. Организует фронтальную лабораторную работу учащихся по наблюдению э/м индукции. (карточка №1)*.(слайд 4) 3. Предлагает самостоятельно сформулировать устно определение э/м индукции, а затем найти определение в учебнике и сравнить.(§1, стр.5). (слайд 5) 4. Демонстрирует опыт: возникновение тока в одной катушке при изменении тока в другой. Предлагает ответить на вопросы карточки №2. (слайд 6) 5. Проводит фронтальную беседу: - о чем говорит отклонение стрелки прибора в разные стороны? - как можно определить направление индукционного тока в катушке? - найдите в учебнике правило, позволяющее определить это направление. 6. Вводит понятие магнитного потока (слайд 7) 7. Предлагает решить задачу (карточка №3). (слайд 8) 8. Организует самостоятельную работу в парах по карточке №4. (слайд 10) Во время самостоятельной работы учащихся работает индивидуально, по очереди приглашая за отдельный стол (по закреплению изученного). | 1. Слушают, записывают основные исторические факты из истории открытия э/м явления. 2. Выполняют практическую работу и задания по карточке. 3. Высказывают свое мнение, работают с учебником, записывают определение в тетрадь. 4. Наблюдают за опытом, обсуждают в паре вопросы карточки №2, отвечают устно на вопросы. 5. Участвуют в беседе, работают с учебником, записывают правило. 6. Заносят рис.36 учебника в тетрадь. Записывают определение магнитного потока. 7. Решают задачу, проверяют правильность решения по образцу. (слайд 9) 8. Работают в паре по карточке №4, выставляют оценки в оценочный лист.(приложение 2) |
4. Информация о домашнем задании. 5мин | Обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания. | Дает домашнее задание: из Б1. § 1,2, 3. Р. №911, 912, ( 914)**
| Записывают дом. Задание, задают вопросы по домашней работе |
5. Итог урока 3 мин | Дать качественную оценку работы всех учащихся. | Подводит итог урока, собирает оценочные листы, выставляет оценки в журнал. | Наводят порядок на рабочем месте, сдают приборы преподавателю. |
_______________________________________________________________________________
* содержание карточек см. в приложении
**жирным шрифтом выделено домашнее задание базового уровня, обязательное для всех
Приложение 1
КАРТОЧКА №1.
1. Прикрепите катушку к штативу, подключите к катушке миллиамперметр.
2. Вдвигая и выдвигая магнит в катушку, пронаблюдайте за поведением показаний миллиамперметра.
3. Зарисуйте схему опыта и запишите наблюдения в тетрадь.
4. Возможно ли возникновение тока в катушке без магнита.
КАРТОЧКА №2.
1. Присутствует ли в данном опыте магнит?
2. Возникает ли ток в катушке?
3. Как вы думаете, почему возникает ток?
КАРТОЧКА №3.
Решите задачу: «Чему равен магнитный поток, созданный магнитным полем с индукцией В = 1 Тл и пронизывающий контур площадью S = 0,5 м2 , если угол между вектором индукции и нормалью равен 30º?»
КАРТОЧКА №4.
1. Выучите наизусть определение электромагнитной индукции и проверьте друг друга.
2. Запомните формулу для вычисления магнитного потока и проверьте друг друга.
3. Проверьте, знаете ли вы, какие физические величины обозначаются буквами Ф, S.
4. Проверьте друг друга, знаете ли вы, в каких единицах измеряются магнитный поток и магнитная индукция.
5. Оцените ответы товарища и выставьте оценки в оценочный лист.
Приложение 2
Оценочный лист
Фамилия.И.О. учащегося | Оценка за задачу (карточка № 3) | Оценка за работу по карточке №4 | Итоговая оценка за работу | |||
В.1 | В.2 | В.3 | В.4 | |||
| ||||||
Литература
- Границкая А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. Книга для учителя. М., «Просвещение»,-1991
- Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: пособие для учителя
- Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.. Физика.11кл.Учебник. М., «Просвещение», 1999 г.
- Рымкевич А.П.. Сборник задач по физике. М., «Просвещение», 1987 г.
- Сауров Ю.А. Физика в 11 классе. Модели уроков. Книга для учителя. М., «Просвещение», 2005.
- Хрестоматия по физике. Учеб. пособие для учащихся 8-10 классов средней школы./Под ред. Б.И. Спасского.- М., «Просвещение», 1987.
- Шмелькова Л.В. Технологизация образовательного процесса. Программно-методическое пособие. Курган: ИПК,-2002
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗАДАЧИ урока: - изучить явление электромагнитной индукции и условия его возникновения; -рассмотреть историю вопроса о связи магнитного и электрического полей; - установить причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции
Так же как Эрстед, английский физик М. Фарадей верил, что между «силами» природы должна существовать связь. Зная об исследованиях Ампера, который показал, что электрические явления порождают магнитные, он пришел к мысли о том, что должно существовать и обратное явление. В 1823 г. Фарадей записал в своем дневнике: «Обратить магнетизм в электричество». Над этой задачей Фарадей работал 8 лет и в 1831 г. решил ее. Он открыл электромагнитную индукцию. Это открытие было новым шагом в изучении электромагнитных явлений.
Карточка №1 1. Прикрепите катушку к штативу, подключите к катушке миллиамперметр. 2. Вдвигая и выдвигая магнит в катушку, пронаблюдайте за поведением показаний миллиамперметра. 3. Зарисуйте схему опыта и запишите наблюдения в тетрадь. 4. Возможно ли возникновение тока в катушке без магнита?
Определение: явление возникновения в замкнутом проводнике электрического тока при изменении в окружающем пространстве магнитного поля называется электромагнитной индукцией.
Карточка №2 Присутствует ли в данном опыте магнит? 2. Возникает ли ток в катушке? 3. Как вы думаете, почему возникает ток?
Магнитный поток B S Ф=В Scos α 1 Ф=1Тл *1 м 2 α =90 ◦ n α В
Карточка №3 Решите задачу: «Чему равен магнитный поток, созданный магнитным полем с индукцией В=1Тл и пронизы- вающий контур площадью S =0,5м 2 , если угол между вектором индукции и нормалью равен 30º?»
Дано: Решение: В=1 Тл Ф=В S cos α S = 0.5 м 2 Ф= 1 Тл*0,5 м 2 * cos 30 о = α = 30 о 0,5* 0,5=0,25 Вб . _______ Ф-? Примечание: cos 30 о = 0,5
Карточка № 4 1. Выучите наизусть определение электромагнитной индукции и проверьте друг друга. 2. Запомните формулу для вычисления магнитного потока и проверьте друг друга. 3. Проверьте, знаете ли какие физические величины обозначаются буквами Ф, S . 4. Проверьте друг друга, знаете ли вы, в каких единицах измеряются магнитный поток и магнитная индукция. 5. Оцените ответы товарища и выставьте оценки в оценочный лист.
Домашнее задание: § 1,2. Р. №911, №912, ( №914)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план урока по теме:"Электромагнитная индукция"
Материал для учащихся профессиональных училищ, обучающихся на профессию "электрогазосварщик". Раскрывается суть явления, его практическое применение. Урок требует технического оснащения кабинета. Для ...
А21 Задание для самостоятельной работы по теме: "Электромагнитная индукция"
Оценивание заданий частей А и ВЗа выполнение задания А обучающийся получает 1 балл, если выбранный им ответ совпадает с указанным в таблице ответом.За выполнение задания В обу...
Урок теоретического обучения. Тема «Табличные процессоры. Электронные таблицы»
Урок теоретического обучения. Тема «Табличные процессоры. Электронные таблицы»...
Открытый урок по дисциплине "Физика" "Электромагнитная индукция" (17.02.2015г.)
Тема занятия:Электромагнитная индукция"...
План урока теоретического обучения тема Борщ
План урока теоретического обучения...
Разработка урока теоретического обучения. Тема урока - "Охрана труда при проведении ремонтных работ"
Урок разработан в соответствии с программой МДК.01.01 Технология монтажа осветительных электропроводок и оборудования по профессии «Электромонтажник по освещению и осветительным сетям&raqu...
Методическая разработка урока теоретического обучения.Тема программы. Тема 1.2.Моделирование и композиция причесок 2. Тема урока. Компоненты: форма и силуэт
Пояснительная записка к уроку по теме «Компоненты композиции: форма и силуэт» . Данная презентация может быть использована в качестве наглядного пособия при изучении темы «Компо...