Использование ИКТ для повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса
рабочая программа
Сегодня, когда Стандарты второго поколения заявили новые результаты образования, среди которых - формирование ИКТ-компетентности обучающихся, учитель не может оставаться в стороне. Одним из важных критериев является формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Модернизация общего образования требует от учителя высокого уровня преподавания с использованием различных методик и технологий обучения. Он должен демонстрировать свою компетентность, использовать Интернет-пространство как поле для взаимодействия с детьми, родителями, коллегами, общественностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_rmo.docx | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование ИКТ для повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса»
1. Актуальность педагогического опыта
Сегодня, когда Стандарты второго поколения заявили новые результаты образования, среди которых - формирование ИКТ-компетентности обучающихся, учитель не может оставаться в стороне. Одним из важных критериев является формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Модернизация общего образования требует от учителя высокого уровня преподавания с использованием различных методик и технологий обучения. Он должен демонстрировать свою компетентность, использовать Интернет-пространство как поле для взаимодействия с детьми, родителями, коллегами, общественностью.
Основная цель использования информационных технологий в учебном процессе как инновационного подхода в образовании заключена в способствовании максимального развития способностей учащихся на основе саморегуляции и самообразования: формирование целостной естественнонаучной картины мира, научного фундамента для успешного прогнозирования собственной профессиональной деятельности, способствование творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека.
Актуальность педагогического опыта в том, что использование ИКТ помогает реализации Федеральных государственных стандартов, стимулирует интерес учеников к знанию и обеспечивает возможность практически применять эти знания для решения конкретных проблем в реальной жизни. Передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи информационно-коммуникационных технологий.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:
развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
овладевать практическими способами работы с информацией;
развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
активизировать познавательную деятельность учащихся;
проводить уроки на высоком эстетическом уровне;
индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
2. Содержательная форма педагогического опыта
Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимым является использование информационно-коммуникационных технологий.
Под использованием информационных технологий в начальной школе, на мой взгляд, следует понимать комплексное преобразование «среды обитания» учащегося, создание новых средств для его развития и активной творческой деятельности. Компьютер в обучении младшего школьника должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды.
Внедрение ИКТ я осуществляю по следующим направлениям:
- построение учебно-воспитательного процесса с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ и презентаций, электронных учебников, видео и flesh роликов;
- осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов;
Сочетание традиционных методов обучения и современных информационно-коммуникационных технологий позволяет сделать процесс обучения мобильным, индивидуальным и дифференцированным.
3. Инновационная направленность педагогического опыта
В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это не случайно. Именно инновационная деятельность определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников. Инновационные методы – методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании.
Данный инновационный опыт даёт пример системы работы по использованию ИКТ для повышения качества образования в рамках реализации ФГОС НОО.
Сущность инновационного педагогического опыта заключается в изменении организации учебного и воспитательного процесса. Основными изменениями в организации учебного и воспитательного процесса считаю грамотное использование возможностей современных информационно-коммуникативных технологий в начальной школе, которое способствует:
- активизации познавательной деятельности, повышению качества успеваемости и уровню воспитанности школьников;
- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
- повышению уровня комфортности обучения;
- снижению дидактических затруднений у обучающихся;
- повышению активности и инициативности младших школьников;
- развитию информационного мышления школьников, формированию информационно-коммуникативной компетенции;
- приобретению обучающимися навыков работы на компьютере с соблюдением правил безопасности.
Новизна моего педагогического опыта заключается в использовании в учебно-воспитательном процессе интерактивных методов и средств обучения, в использовании Интернет технологий.
Следует отметить также, что для работы используются авторские материалы: презентации для интерактивной доски, видео материалы, контрольно-измерительные материалы, программы дополнительного образования с авторскими электронными образовательными ресурсами.
Трудоёмкость данного педагогического опыта определяется его переосмыслением с позиции творческой самореализации личности ребёнка в учебно-познавательной деятельности, отбором оптимальных методов и приёмов, форм, средств организации учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных творческих возможностей ребёнка.
4. Методологическая база педагогического опыта
Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно-организующих подходов к развитию образовательной среды. Для достижения успеха уже недостаточно академических знаний и умений критически мыслить, а необходима некоторая техническая квалификация. В процессе модернизации российского образования, информатизация образования выделяется в качестве одного из приоритетов, что характеризуется тенденцией перехода от традиционных форм обучения в начальной школе к инновационным.
Как же я реализую инновации в учебно-воспитательном процессе?
Главным в образовательном процессе всё же остаётся урок. Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии.
На уроках я использую разработанные мной учебные презентации. Использование презентаций на уроках в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Анализ таких занятий показывает, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентации, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать своё мнение, рассуждать.
Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных работ, позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Возможности ИКТ применяю и во внеурочной деятельности.
Таким образом, я создаю оптимальные условия обучающимся для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации через внедрение информационных технологий в процесс обучения и воспитания.
5. Педагогическая целесообразность опыта
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Цель инновационного педагогического опыта: повышение качества образования посредством использования современных ИКТ технологий в рамках реализации ФГОС.
Задачи:
- создание мультимедийных образовательных ресурсов;
- анализ рабочих программ и программ дополнительного образования с целью выявления возможностей использования средств ИКТ на занятиях;
- разработка программ с учётом применения средств ИКТ;
- организация образовательного процесса с активным использованием ИКТ, компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности;
- отслеживание результатов внедрения ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии дают возможность получить на экране красочные и динамичные иллюстрации. Экран притягивает внимание, которого порой невозможно добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро решить кроссворд, очень удобно проводить работу с картой, выполнять преобразования, строить таблицу или схему, выполнять всё то, что мучительно долго достигается с помощью классной доски.
На протяжении урока обязательно провожу гимнастику для глаз и физкультминутки, которые стараюсь подобрать по теме урока.
Для отслеживания результатов обучения я использую тестовые задания, созданные в программах Power Point, Word, Excel.
Исходя из выше изложенного, можно сказать, что использование ИКТ позволяет учителям и обучающимся идти в ногу со временем. Особенно это важно для обучающихся, ведь знание компьютера, использование различных программ, умение оформлять и представлять результат своей работы пригодится им в будущей профессиональной деятельности.
Применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе соответствует основным идеям ФГОС, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества знаний студентов, при использовании телевизионных средств обучения в образовательном процессе с целью дополнения информационного пространства учащегося.
Данный материал, рассказывает о образовательных возможностях современного телевидения и вариантах его использования в современном учебной процессе....
Использование современных методов обучения при различных формах организации учебно-воспитательного процесса
Методическая разработка "Использование современных методов обучения при различных формах организации учебно-воспитательного процесса"...
Использование ЭОР для повышения качества дополнительного образования
В статье раскрываеться понятие "электронные образовательные ресурсоы", их виды, преимущества, а так же приводяться примеры их использования в дополнительном образовании...
«Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе»
Предметом острой общественной тревоги стало в последнее время резкое ухудшение физического, психического и нравственного здоровья молодого поколения. В связи с тем, что в последние годы были...
Статья «Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО».
Статья«Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО»....
Использование ЭОР как эффективный инструмент повышения качества образования
В настоящее время основное внимание в области информатизации образования фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). На смену ставшим уже традиционными, ...
Уроки с использованием интерактивных технологий и самоуправлением студентов в учебно-воспитательном процессе.
Статья: Уроки с использованием интерактивных технологий и самоуправлением студентов в учебно-воспитательном процессе. ...