М етодическая разработка "Исследовательская деятельность на уроках математики в области профессиональной подготовки специалистов среднего звена с учетом требований Wordskills"
методическая разработка

Василькова Вера Алексеевна

Методическая разработка "Исследовательская деятельность на уроках математики в области профессиональной подготовки специалистов среднего звена с учетом требований Wordskills""

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка128.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

(ГАПОУ СО «ЭНГЕЛЬССКИЙ  ПОЛИТЕХНИКУМ»)

Методическая разработка по теме:

«Исследовательская деятельность на уроках математики в области профессиональной подготовки специалистов среднего звена с учетом требований Wordskills»

        2020 г.


Введение

Серьезные изменения, происходящие в последние десятилетия в различных областях жизни российского общества, ставят перед системой профессионального образования новые задачи. На современном рынке труда востребованы креативные, мобильные, имеющие навыки и опыт работы, специалисты. Профессиональное образование, основанное на теоретических знаниях, перестало совпадать с запросами современного работодателя. Практическую подготовку будущих специалистов к продуктивной трудовой деятельности, включающую в себя способность к быстрой адаптации на рабочем месте, владение общими и профессиональными компетенциями, а также устойчивую мотивацию к успешной профессиональной деятельности, призвана осуществлять система среднего профессионального образования.

Одним из инструментов, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования является движение WorldSkills Russia, целью которого является повышение престижа рабочих профессий путем объединения лучших практик и профессиональных стандартов посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства. Формирование общих и профессиональных компетенций признается одной из значимых задач современного профессионального образования. Основная задача практических занятий – создать условия для формирования качеств необходимых для реализации заказа потенциального потребителя. При практическом обучении применяются различные формы самоорганизации и самостоятельности, труд становится интересным, устанавливается взаимосвязь между теоретическими знаниями и практической деятельностью.

 Совершенно очевидно, что техникум не в состоянии обеспечить студента знаниями на всю жизнь, но он может и должен вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность.

В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может большую роль сыграть  дисциплина – математика. На уроках математики студенты учатся самостоятельно рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. Общепризнанно, что «математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению», «математика ум в порядок приводит» как отмечал М.В. Ломоносов.

Преподаватели  ищут эффективные пути и средства развития потенциальных возможностей обучающихся, а те, в свою очередь, встают на путь самоорганизации. В нашей практике активно используются технологии развивающего обучения, согласно которым преподаватель  не преподносит истину, а учит ее находить.

Цель моей методической разработки показать, как можно организовать учебную деятельность студентов  посредством применения исследовательсского метода обучения. Моя дисциплина требует, прежде всего, умений и навыков, однако, есть область, где и исследования будут как нельзя более кстати.


Основная часть

Исследовательский метод обучения

Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность обучающихся.  Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

Цель исследовательского метода – «вызвать» в уме студента тот самый мыслительный процесс, который переживает творец и изобретатель данного открытия или изобретения. Студент должен почувствовать прелесть открытия.

Таким образом, исследовательский процесс – это не только логико-мыслительное, он и чувственно-эмоциональное освоение знаний.

В этих исследованиях отмечаются особенности формирования исследовательских умений и их связь с различными компонентами учебного процесса. В частности, отмечается связь развития умений с познавательным интересом обучающихся. Исследовательские умения придают быстроту и целенаправленность учебным действиям и развиваются под влиянием интересно организованной деятельности. Межпредметность исследовательских умений способствует повышению уровня умственного развития обучающихся, положительно сказывается на осознанности знаний, прочности их усвоения, способствует осознанию структуры собственной деятельности.

Обратимся к сути исследовательской деятельности с позиций информационного подхода, что позволяет выявить выполняемые операции над информацией на каждом этапе исследования:

  • поиск проблемы и выбор темы исследования,
  • сбор и систематизация материалов, которые предполагают поиск информации в различных источниках, сетях и базах данных с ее последующим хранением;
  • формулировка гипотезы,
  • разработка методики и плана проведения исследования,
  • анализ и обобщение полученных материалов,
  • оформление полученных результатов – предполагают обработку найденной информации и построение новой;
  • обнародование и защита полученных результатов, их внедрение в практику – предполагают передачу информации по различным сетям и организацию доступа к ней.

Изучая особенности организации  учебно-исследовательской деятельности (УИД), выделим действия, характерные для каждого этапа учебного исследования по математике.  

Этапы УИД студентов при изучении математики

Этапы УИД

Операционная
составляющая

(действия на этапе)

Метапредметные умения

Выделение

проблемы

исследования

Формулирование проблемы в общем виде.

Выделение подпроблемы.

Установление противоречий

Работа с математической литературой, в том числе со справочной. Работа с компьютерными поисковыми системами.

Самостоятельное определение цели и задачи своего обучения, развития мотивов познавательной деятельности. Формирование и развитие компетентности в области  использования  информационно-коммуникационных технологий.

2. Организация и анализ

данных

Выполнение различных преобразований информации: перевод словесной информации в наглядную, т.е. построение по условию задачи

чертежа, диаграммы, графика, и наоборот, перевод символической информации в словесную (составление по чертежу или схематической записи условия задачи)

Оперирование числовой и знаковой символикой

Осуществление основных мыслительных операций: сравнение, обобщение, классификация, установление связей, получение следствий

Проведение экспериментов

Определение непротиворечивости, необходимости, достаточности данных

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

3. Выдвижение

гипотезы

Нахождение закономерностей: способ упорядочивания объектов, продолжение ряда объектов, наличие лишнего объекта

Выявление общих или аналогичных свойств объектов

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

4.

Проверка и

обоснование

гипотезы

Неполная индукция

Поиск контрпримеров

Проведение доказательств

Предъявление искомого объекта, в том числе конструирование

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

5. Формулирование выводов

Обобщение (формулирование обобщенных выводов; обобщенная запись)

Перенос в другие ситуации

Установление границ применения новых знаний

Представление результатов исследования

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем
и сверстниками, работать индивидуально и вгруппе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.  

Формирование и развитие компетентности в области  использования  информационно-коммуникационных технологий.

Я выбрала тему своего занятия «Исследование функции с помощью производной». Студенты на протяжении всего занятия исследовали функцию, применяя ранее изученные правила и формулы производной функции (Приложение).

Это исследовательская деятельность на уроке математики.


Заключение

Таким образом, самостоятельная деятельность и самоорганизация студентов,  в области профессиональной подготовки специалистов среднего звена с учетом требований Wordskills в какой бы форме она не выступала, всегда имеет единое основание в процессе обучения – индивидуальное познание.  

Задача преподавателя математики на современном этапе развития образования состоит в том, чтобы пробудить личностный мотив, вызвать потребность к самообразованию, интерес к научно-исследовательской деятельности и спроектировать такой вариант обучения, при котором учащийся научится видеть, предвидеть и успешно действовать в мире технологических, информационных и социальных ускорений.


Список литературы

1.Розанова Н.М. Научно-исследовательская работа студента : учебно-практическое пособие / Н.М. Розанова. — М.: КНОРУС, 2016. —256 с.

2.Орел А.Е. Дидактические основы построения и организации системы самостоятельных работ, направленной на развитие творческих способностей учащихся. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Челябинск, 2014 г.

3. Лозовая Н. А. Формирование исследовательской деятельности будущих бакалавров в условиях пролонгированного обучения математике: автореф. дис.  канд. пед. наук: 13.00.02 / Лозовая Наталья Анатольевна. - Красноярск, 2016. - 256 с.

Приложение

Технологическая карта

Тема урока:

Логарифмы

Тип урока:

Изучения   нового материала

Цель урока:

Изучить и осмыслить понятие логарифма.

Форма контроля:

Индивидуальная. Комбинированный.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Осмыслить и усвоить определение логарифма положительного числа. Выработать первичные навыки  вычисления логарифма положительного числа, применения этого определения для упрощения  выражений и решения некоторых уравнений.

Формировать  регулятивные УУД:

- умения осуществлять  целеполагание, ставить и формулировать для себя  новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

-умение самостоятельно  формулировать для себя задачи  в соответствии целью учебной деятельности;

-умение определять средства и способы  решения учебных и познавательных задач;

-умения  вносить изменения в действия с целью устранения выявленных проблем;

-умения определять причины затруднений, анализировать допущенные ошибки;

-умение самостоятельно осуществлять контроль в процессе  своей деятельности.

Формировать познавательные УУД:

- умение определять понятие;

-умение создавать модели для решения познавательных задач;

-умение структурировать тексты; выделять главное, основную идею текста;

Формировать коммуникативные УУД:

-умение распределять функции  и      роли в совместной деятельности, осуществлять взаимный

Формировать устойчивые мотивации к обучению и познанию, способность к самореализации и самообучению в учебной деятельности.

Формировать чувство толерантности, доброжелательности.

Готовность вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

 

 

 

Этапы урока

 

 

Деятельность преподавателя

 

Деятельность

обучающихся

I. Мотивация учебной деятельности.

Приветствую обучающихся. Предлагаю проверить готовность к занятию.

Проверяют готовность к занятию.  

II. Актуализации знаний.

Предлагаю  обучающимся  устную   работу.

Решите уравнения:

                2)   = 

         3 )= 81

          4)=64

          5) = 3

Решают предложенные уравнения. Записывают только ответы.

Замечают затруднение.

III. Постановка учебной задачи.

Какой пример вызвал затруднение?  Почему?

Подвожу итог. Вы уверены, что это уравнение имеет решение?

Демонстрируем графический способ решения.

 

Называю этот корень

 « логарифм числа 3 по основанию 2»

Какой новый термин вы услышали. Попытайтесь назвать объект, о котором пойдёт речь на уроке.

 

Поставьте задачи нашего урока.

Отвечают на вопросы преподавателя. Уточняют ответ.

Предполагаемые ответы.1 Не можем записать ответ в задании 5.

2 Не можем назвать точный ответ в задании 5.

Убеждаются в существовании единственного корня называют слово «логарифм».  Записывают тему урока.

Называют задачи.

1.Определить новое понятие.

2. Учиться применять его для решения упражнений.

IV. Открытия нового знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Первичное закрепление.

 

Предлагаю обучающимся рассмотреть таблицу «Показательная функция и её график». Задания  для групп. Группа 1.

1 При каких значения числа b уравнение = b имеет решение.

Сколько таких решений?

  1. Решите графически уравнение  =8.

Расшифровать записи:

   

 пояснить их смысл;

 

 сформулировать новое определение.

Уточняем условия для чисел a и b

Выполняют задания с учебника

 на стр. 91 № 267, 269, 271. 

Даю задание завершить запись:

 

 

=

 

Предлагаю выполнить упражнения № 273,274

Выполняют задания.

 

Отчитываются о в их выполнении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания.

Дают варианты ответов. Поясняют их. 

VI. Итог урока. Рефлексия.

Запишите решение уравнения  = 3

Выполнили мы задачи, поставленные перед собой на уроке?

 Запишите решения уравнений в упражнении № 285 (1-4).

Предлагаю заполнить структурную таблицу. Расставить номера решённых примеров в соответствующую графу таблицы. Назвать действия, которым научились на уроке. Оценить свою работу знаком «+» или «-».

Записывают решение.

Дают ответ на вопросы преподавателя.

 

 

Заполняют таблицу. Проводят рефлексию.

 

 

 

 

VI. Систематизация способов действий.

 

Дают качественную оценку своей деятельности на уроке.

VII. Домашнее задание.

Учащиеся с помощью таблицы определяют домашнее задание.

 № 267,269.

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет.

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального...

Методические указания для выполнения практических работ ОП.05 Правовое обеспечение профессиональной деятельности профессионального цикла, программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01.экономика и бухгалтерский учет (по отра

Методические указания для выполнения практических работОП.05  Правовое обеспечение профессиональной деятельностипрофессионального цикла,программы подготовки специалистов среднего звенапо специаль...

Межпредметные связи между структурными элементами программ профессиональной подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих

Презентация «Межпредметные связи между структурными элементами программ профессиональной подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих» подготовлена для выступления на ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Математика» Базовый уровень программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

Содержание программы общеобразовательной дисциплины "Математика"  направлено на достижение результатов её изучения в соответствии с требованиями  ФГОС СОО с учётом профессиональной...

Удостоверение о повышении квалификации ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет» «Проектирование и реализация программ подготовки специалистов среднего звена с учетом российских и международных стандартов подготовки рабочих кадров

Удостоверение о повышении квалификации ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет» «Проектирование и реализация программ подготовки специалистов среднего звена ...