Рабочая программа по Химии для СПО
рабочая программа
Рабочая программа по дисциплине Химия для СПО, специальность-49.02.02, квалификация выпускника- педагог по адаптивной физической культуре и спорту
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fevral_2018_rabochaya_programma_po_himii_afk_3.doc | 325 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОДОЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО - СПОРТИВНЫЙ ИНСТИТУТ»
УТВЕРЖДЕНО
Первый проректор
по учебной работе
_______________Т.В. Родичева
«_____» __________ 2018г.
Факультет среднего профессионального образования
Кафедра Общепрофессиональных дисциплин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПД. 02 ХИМИЯ
3 года 10 месяцев
Уровень образования - среднее профессиональное образование
Специальность - 49.02.02 «Адаптивная физическая культура»
Уровень подготовки - углубленный
Форма обучения - очная
Квалификация выпускника - педагог по адаптивной физической культуре и
спорту
Подольск, 2018
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) по специальности: 49.02.02 «Адаптивная физическая культура»
Рассмотрена на заседании кафедры «Общепрофессиональных дисциплин» Протокол №_____ «_____» ______________20___г.
Разработчик: Подольский социально – спортивный институт
Преподаватель: Аникеева Юлия Алексеевна
Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом НОУ ВПО «ПССИ»
Протокол № __от «___» ______________2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной дисциплины «Химия» 4
2.Структура и содержание учебной дисциплины 7
3.Условия реализации учебной дисциплины 14
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 15
5. Образовательные технологии 20
6. Аннотация рабочей программы учебной дисциплины 22
7. Лист дополнения и изменения в программе учебной дисциплины 26
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС третьего поколения плюс по специальности 49.02.02 «Адаптивная физическая культура».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы СПО программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ): дисциплина «Химия» относится к общеобразовательной подготовки и входит в профильные дисциплины (ПД.02).
Программа направлена на формирование общих компетенций (ОК), включающих в себя способность (по углубленной подготовке):
ОК 2. Организовать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Целью освоения дисциплины является подготовка студентов физкультурно-спортивных специальностей к эффективному использованию современных знаний в области общей и неорганической химии в их будущей профессиональной деятельности.
Задачи дисциплины:
- дать комплекс теоретических и практических знаний в области химии;
- сформировать способности понимать химическую суть процессов и использовать основные законы химии в профессиональной деятельности;
- обучить основным методикам химического анализа и умению использовать их на практике;
- сформировать навыки химического мышления у студентов.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:
- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклеотиды и изотопы, s-, p-, d-, f- орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа, углеродный скелет, функциональная группа, гомология ,структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
- основные законы химии: закон сохранения массы вещества, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
- основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
-классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
- природные источники углеводородов и способы их переработки;
- вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- называть изученные вещества по "тривиальной" и международной номенклатурам;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
- характеризовать: s-, р-, d-, f- элементы по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
- объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
- выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с иcпользованием различных источников (справочных, и научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов интернета);
-использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представление в различных формах; использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания глобальных проблем, состоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безлопастной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- распознание и идентификации важнейших веществ и материалов;
- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы
учебной дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося -236 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 156 часов;
- самостоятельной работы обучающегося - 80 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Трудоемкость часов | |
Общая трудоемкость | 1 семестр | 2 семестр |
Аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: Лекционные занятия | 106 34 | 130 44 |
Практические занятия | 34 | 44 |
Контрольные работы | 1 | - |
Самостоятельная работа обучающего (всего) в том числе: домашняя работа (упражнения, решение задач); работа с учебной и справочной литературой; конспектирование; подготовка рефератов и создание мультимедийных презентаций по предложенной тематике, подготовка к семинарским занятиям и к контрольным работам. | 38 | 42 |
Вид итогового контроля (зачет, экзамен, контрольная работа) | контрольная работа | диф.зачет |
2.2. Примерный тематический план и содержания дисциплины «Химия»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1.Органическая химия | |||
Тема 1.1. Введение | Содержание учебного материала | ||
Предмет химии. Виды частиц. Основные сведения о строении атома. Химический элемент. | 2 | 2 | |
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Периодические свойства элементов: энергия ионизации, сродство к электрону, электроотрицательность, радиус атомов, окислительно-восстановительные свойства. | 2 | ||
Виды химической связи. Гибридизация и пространственная конфигурация молекул. Понятие о классификации веществ. | 2 | ||
Практическое занятие № 1 Решение упражнений на тему «Химический элемент» | 2 | 3 | |
Практическое занятие № 2 «Электронная структура атома», тестирование по теме «Строение атома». | 2 | ||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: | |||
Работа с Интернет- ресурсами, написание электронного строения атомов, написание электронных конфигураций атомов в невозбужденном и в возбужденном состоянии, подготовка к тестированию по теме «Строение атома» | 4 | ||
Тема 1.2. Введение в органическую химию | Содержание учебного материала | ||
Введение в органическую химию. Теория химического строения А.М.Бутлерова. Понятие о классификации органических соединений. Химические связи в органических соединениях. Взаимное влияние атомов в молекуле и электронные эффекты. Пространственная структура и виды изомерии. | 2 | 2 | |
Понятие об углеводородах. Общие сведения об основных классах углеводородов. Природный газ и нефть, как природные источники углеводородов. Их значение в современном мире. Лекция-беседа. | 2 | ||
Практическое занятие № 2 Гомологи и изомеры. Составление структурных формул изомеров и их названий. Решение упражнений по номенклатуре и по составлению формул углеводородов | 2 | 3 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: | 2 | ||
Составление химических формул гомологов и изомеров | |||
Тема 1.3. Углеводороды | Содержание учебного материала | ||
Предельные углеводороды. Алканы. Химические свойства. Основные способы их получения. | 2 | 2 | |
Непредельные углеводороды. Алкены. Химические свойства. Основные способы их получения. | 2 | ||
Непредельные углеводороды. Алкины. Химические свойства. Основные способы их получения. Решение «цепочек превращений», выражающих генетическую связь органических веществ. | 2 | ||
Арены. Химические свойства. Основные способы их получения. | 2 | ||
Практическое занятие № 3 Просмотр видеоматериалов по теме: «Алканы», работа с дидактическим материалом (лабораторным журналом). | 2 | 3 3 | |
Практическое занятие № 4 Просмотр видеоматериалов по теме: «Непредельные углеводороды», работа с дидактическим материалом (лабораторным журналом). | 2 | ||
Практическое занятие № 5 Решение задач и упражнений по теме «Углеводороды» | 2 | ||
Практическое занятие № 6 Просмотр видеоматериалов по теме: «Арены», написание промежуточной аттестационной контрольной работы | 2 | ||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Проработать тему: «Гомологи и изомеры ациклических углеводородов», решение задачи по теме «Ациклические углеводороды», подготовка к контрольной работе | 9 | ||
Тема 1.4. Кислородосодержащие углеводородные соединения | Содержание учебного материала | ||
Понятие о кислородосодержащих органических соединениях: Физические и химические свойства спиртов. Фенолы. Ароматические спирты. Классификация соединений, содержащих карбонильную группу. Физические и химические свойства альдегидов и кетонов. Отдельные представители. Презентация слайдов | 2 | 2 | |
Классификация карбоновых кислот. Физические и химические свойства. Решение «цепочек превращения», выражающих генетическую связь основных классов кислородосодержащих органических соединений. | 2 | ||
Углеводы: моносахариды, олигосахариды, полисахариды. Сравнительная характеристика строения и свойств полисахаридов. Лекция-беседа. | 2 | ||
Липиды. Классификация липидов. Общая характеристика строения жиров. Физические и химические свойства жиров. Биологическое значение липидов. Лекция с разбором микроситуаций. | 2 | ||
Азотсодержащие органические соединения. Амины. Аминокислоты. Белки: строение молекулы, свойства, роль в организме. Нуклеиновые кислоты. Строение ДНК и РНК. Биологическое значение нуклеиновых кислот. | 6 | ||
Практическое занятие № 8 Просмотр видеоматериалов по теме: «Спирты», постановка опытов, отражающих реакции горения и качественного определения паров спиртов, работа с дидактическим материалом (лабораторным журналом) | 2 | 3 | |
Практическое занятие № 9 Решение цепочек превращения, выражающих генетическую связь основных классов кислородсодержащих органических соединений. Просмотр видеоматериалов по теме: «Карбоновые кислоты», работа с дидактическим материалом (лабораторным журналом) | 2 | ||
Практическое занятие № 10 Просмотр видеоматериалов по теме «Углеводы», постановка опытов в группах, работа с дидактическим материалом (лабораторным журналом). | 2 | ||
Практическое занятие № 11 Просмотр видеоматериалов по теме «Липиды», работа с дидактическим материалом (лабораторным журналом), виртуальная экскурсия «Производство мыла» | 2 | ||
Практическое занятие № 12 Решение «цепочек превращения», выражающих генетическую связь основных классов азотсодержащих органических соединений. Работа в малых группах. | 2 | ||
Практическое занятие № 13 Просмотр видеоматериалов по теме «Азотсодержащие органические соединения», работа с дидактическим материалом (лабораторным журналом) | 2 | ||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Решение задач, написание опорных конспектов по теме «Альдегиды и кетоны», решение цепочек превращения. | 15 | 3 | |
Тема 1.5. Полимеры | Содержание учебного материала | ||
Понятие «полимеры». Реакция полимеризации и поликонденсации. Классификация полимеров. Искусственные волокна, каучуки, пластмассы. Презентация слайдов. | 2 | 2 | |
Понятие о биологически активных веществах. Витамины, ферменты, гормоны. Их значение в нашей жизни. | 2 | ||
Практическое занятие № 14 Виртуальная экскурсия «Производство полимеров», Электронное тестирование | 2 | 3 | |
Практическое занятие № 15 Просмотр видеоматериалов по теме «Биологически активные вещества», работа с дидактическим материалом (лабораторным журналом) | 2 | ||
Семинарское занятие № 1 Работа в малых группах, демонстрация мультимедийных презентаций Семинарское занятие № 2 Работа в малых группах, демонстрация мультимедийных презентаций Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Работа с учебной и справочной литературой, подготовка к контрольной работе | 2 | 3 3 | |
4 | |||
Всего за 1 семестр | 106 | ||
Раздел 2.Общая неорганическая химия | |||
Тема 2.1 Дисперсные системы. Смеси | Содержание учебного материала | ||
Газообразное, жидкое, твердое состояния вещества. Дисперсные системы и их классификация | 2 | 2 | |
Смеси. Количество вещества. Массовая доля растворенного вещества. Молярная концентрация. Объемная доля компонента. Концентрация растворов. Примеры расчетов концентраций. | 2 | ||
Практическое занятие № 1 Постановка опытов по теме: «Дисперсные системы», работа с дидактическим материалом (лабораторным журналом) | 2 | 3 | |
Практическое занятие № 2 Решение задач по теме «Смеси». Приготовление растворов заданной концентрации. | 2 | ||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Решение задач, работа с литературой | 4 | 3 | |
Тема 2.2. Химические реакции. | Содержание учебного материала | 2 | |
Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения состава веществ. Классификация химических реакций, протекающих с изменением состава веществ. Скорость химической реакции. Обратимость химической реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. | 2 | ||
Роль воды в химических реакциях. Растворение, растворимость веществ в воде. Гидролиз. | 2 | ||
Окислительно– восстановительные реакции. Электролиз. рН растворов. Лекция-беседа | 2 | ||
Практическое занятие № 3 Решение задач, решение упражнений по теме: «Химическое равновесие» | 2 | 3 3 | |
Практическое занятие № 4 Решение упражнений и задач по теме: «Гидролиз» | 2 | ||
Практическое занятие № 5 Постановка опытов по теме: «рН растворов», работа с дидактическим материалом (лабораторным журналом) | 2 | ||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Решение задач и упражнений, работа с литературой | 9 | ||
Тема 2.3. Основные классы неорганических соединений | Содержание учебного материала | ||
Классификация неорганических веществ. | 2 | 2 | |
Простые вещества – Металлы. Обзор металлических элементов А и Б групп | 2 | ||
Гальваника. Составление схем. Гальваническая промышленность | 2 | ||
Простые вещества –неметаллы. | 2 | ||
Оксиды: номенклатура, получение, свойства. | 2 | ||
Основания: номенклатура, получение, свойства | 2 | ||
Неорганические кислоты: номенклатура, получение, свойства | 2 | ||
Соли: номенклатура, получение, свойства | 2 | ||
Кристаллогидраты. Двойные соли. Комплексные соли. Константа нестойкости комплекса. | 2 | ||
Химические свойства переходных металлов (d-элементов) периодической системы Д.И. Менделеева. | 4 | ||
Инертные газы. | 2 | ||
Практическое занятие № 6 Электронное тестирование | 2 | 3 | |
Практическое занятие № 7 Просмотр видеоматериалов по теме: «Металлургическое производство», | 2 | ||
Практическое занятие № 8 Составление гальванических схем, промежуточная аттестационная контрольная работа | 2 | ||
Практическое занятие № 9 Работа в группах: Постановка опытов по теме: «Неметаллы», работа с дидактическим материалом (лабораторным журналом) | 2 | ||
Практическое занятие № 10 Просмотр видеоматериалов по теме: «Оксиды», работа с дидактическим материалом (лабораторным журналом) | 2 | ||
Практическое занятие № 11 Просмотр видеоматериалов по теме: «Основания», работа с дидактическим материалом (лабораторным журналом) | 2 | ||
Практическое занятие № 12 Просмотр видеоматериалов по теме: «Неорганические кислоты», работа с дидактическим материалом (лабораторным журналом) | 2 | ||
Практическое занятие № 13 Просмотр видеоматериалов по теме: «Соли», работа с дидактическим материалом (лабораторным журналом) | 2 | ||
Практическое занятие № 14 Командная игра по теме «Неорганические соединения» | 2 | ||
Практическое занятие № 15 Решение задач и упражнений, просмотр видеоматериалов по теме: «Инертные газы» | 2 | ||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Решение задач и упражнений, работа с литературой, подготовка к тестированию | 17 | ||
3 | |||
Тема 2.4 Химия в окружающем мире | Содержание учебного материала | ||
Лекция-презентация Химия и производство. | 2 | 2 | |
Химия и сельское хозяйство | 2 | ||
Химия и проблемы охраны окружающей среды | 2 | ||
Химия и продовольствие | 2 | ||
Химия и повседневная жизнь человека | 2 | ||
Практическое занятие № 16 Виртуальная экскурсия «Химическое производство» | 2 | 3 3 | |
Практическое занятие № 17 Лабораторная работа по теме: «Почва и вода», работа с дидактическим материалом (лабораторным журналом) | 2 | ||
Практическое занятие № 18 Лабораторная работа в рамках темы: «Пищевая химия», работа с дидактическим материалом (лабораторным журналом) | 2 | ||
Практическое занятие № 19 Просмотр видеоматериалов по теме: «Химия и повседневная жизнь», ситуационные задачи | 2 | ||
Практическое занятие № 20 по теме: «Химия окружающей среды» | 2 | ||
Подготовка к зачету | 4 | ||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: | 12 | ||
Всего за 2 семестр: | 130 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции, методическим рекомендациям или под руководством преподавателя);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных, ситуационных заданий).
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации дисциплины
Для реализации учебной дисциплины имеется в наличии учебной аудитории.
Оборудование:
- посадочные места студентов;
- рабочее место преподавателя;
- рабочая меловая доска;
- демонстрационный стол;
- наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, карточки, раздаточный дидактический материал, справочный материал, Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», Таблица «Ряд электроотрицательности», Таблица «Растворимость солей, кислот и оснований»).
- комплект учебно-методических пособий по химии;
- видеоматериалы
Технические средства обучения:
- Ноутбук
- DVD
- мультимейдийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения. (Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы).
Перечень учебно-методического обеспечения:
Основная литература:
- Рудзитис Г. Е. Химия. Органическая химия. 10 класс учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., Просвещение, 2012.
- Рудзитис Г. Е. Химия. Общая химия. 11 класс учеб. для общеобразоват. учреждений. - М., Просвещение, 2014.
- Иванов В. Г.Ocновы химии: Учебник / В.Г. Иванов, О.Н. Гева. - М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2014. *
Дополнительная литература:
1.Иванов В. Г.Органическая химия. Краткий курс: Учебное пособие / Иванов В.Г., Гева О.Н. - М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2018. *
2.Аскарова Л. Х. Химия: Учебное пособие / Аскарова Л.Х., - 2-е изд., стер. - М.:Флинта, 2018.*
3.Курц А. Л.Задачи по органической химии с решениями [Электронный ресурс] / А. Л. Курц [и др.]. - 5-е изд. (эл.). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. *
4.Грибанова О. В.Общая и неорганическая химия : опорные конспекты, контрольные и тестовые задания: Пособие / Грибанова О.В. - Рн/Д:Феникс, 2014. *
5.Габриелян О.С., Остроумова И.Г., Пономарев С.Ю. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2014.
6.Габриелян О.С., Остроумова И.Г., Пономарев С.Ю. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2014.
7.Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений. /Под ред О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова - М., 2014
8.Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
9.Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
* www.znanium.com
Интернет ресурсы.
1. www.znanium.com
2.www.school-collection.edu.ru –видео опыты по химии
3.www.internet-law.ru - ГОСТы и методики исследований
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемые и профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | ||
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам; | ОК-8, ОК-9 | практические занятия, самостоятельная работа |
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии; | ОК-2, ОК-4 | Решение задач, практические занятия, тестирование |
- характеризовать: s-, р-, d-, f- элементы по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов); | ОК-4, ОК-8 | тестирование, контрольная работа и практические занятия |
-объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул; | ОК-2, ОК-4 | практические занятия, самостоятельная работа |
-выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений; | ОК-4, ОК-8, ОК-10 | самостоятельная работа, практические занятия |
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций; | ОК-4, ОК-8 | Решение задач, практические занятия, самостоятельная работа |
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с иcпользованием различных источников (справочных, и научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов интернета); | ОК-4,ОК-8, ОК-9 | творческие задания |
-использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представление в различных формах; | ОК-2, ОК-4, ОК-9 | творческие задания |
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: - понимания глобальных проблем, состоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых; | ОК-8,ОК-9 | творческие задания |
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; | ОК-4, ОК-10 | практические занятия |
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; | ОК-4, ОК-10 | устный опрос |
- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; | практические занятия | |
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; | ОК-4, ОК-10 | устный опрос, решение задач, самостоятельная работа |
- распознание и идентификации важнейших веществ и материалов; | ОК-4,ОК-8 | практические занятия, тестирование |
- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов; | ОК4,ОК-8 | практические занятия |
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. | ОК-4, ОК-8 | устный опрос |
Знания: | ||
- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества | ОК-2, ОК-4 | устный опрос |
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклеотиды и изотопы, s-, p-, d-, f- орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа, углеродный скелет, функциональная группа, гомология ,структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии; | ОК-4, ОК-8, ОК-10 | тестирование контрольная работа и практические занятия |
- основные законы химии: закон сохранения массы вещества, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике; | ОК-4, ОК-8 | тестирование контрольная работа |
- основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику; | ОК-4, ОК-8 | тестирование, самостоятельная работа, контрольная работа |
-классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений; | ОК-4, ОК-8 | устный опрос, тестирование, самостоятельная работа, контрольная работа |
- природные источники углеводородов и способы их переработки; | ОК-4, ОК-10 | Устный опрос, тестирование |
- вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства. | ОК-4, ОК-8, ОК-10 | Устный опрос |
5.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Успешное освоение курса предполагает активное, творческое участие студента на всех этапах его освоения путем планомерной, систематической работы. Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей программы, уделяя особое внимание целям, задачам, структуре и содержанию.
На занятиях используются следующие модели обучения:
а) пассивная – обучаемый выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);
б) активная – обучаемый выступает в роли «субъекта» обучения (выполнение графических работ, творческие задания и др.),
в) интерактивная – взаимодействие (работа в малых группах, работа в парах, раздаточные материалы для анализа, осуществляется работа с документами и др.).
К теоретической части занятий предъявляются общие требования:
- соответствие темы лекции рабочей программе;
- связь изучаемых вопросов с положениями, освещаемыми в других дисциплинах;
- тесный контакт с аудиторией;
- развитие у студентов потребности к самостоятельной работе над учебником, справочной и научной литературой.
Преподавателю принадлежит руководящая роль в организации деятельности студентов по усвоению знаний и приобретению умений и навыков. От четкости планирования зависит эффективность и ритмичность учебной работы, качество выполнения учебной программы, глубина и прочность знаний студентов.
Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Семестр | Вид занятия (Л, ПР) | Используемые интерактивные образовательные технологии | Кол-во часов |
1 | Л | Активный и интерактивный методы: 1. Лекция-презентация со вспомогательными техническими средствами обучения 2. Лекция-беседа 3.Лекция с разбором микроситуаций | 10 |
1 | ПР | Активный и интерактивный методы: 1.Обучающая игра 2.Электронное тестирование 3.Просмотр обучающего видеофильма с последующим обсуждением. 4.Проблемный семинар-дискуссия 5. Виртуальная экскурсия 6.Работа в малых группах | 28 |
2 | Л | Активный и интерактивный методы: 1. Лекция-презентация со вспомогательными техническими средствами обучения 2. Лекция-беседа | 4 |
2 | ПР | Активный и интерактивный методы: 1.Семинар –дискуссия по индивидуальным сообщениям и презентациям 2. Работа в малых группах 3.Электронное тестирование 4. Виртуальная экскурсия 5.Просмотр обучающего видеофильма с последующим обсуждением. | 28 |
Итого | 70 |
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
1.1. Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы СПО программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС третьего поколения плюс по специальности 49.02.02 «Адаптивная физическая культура».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы СПО программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина «Химия» относится к общеобразовательной подготовки и входит в профильные дисциплины (ПД.02).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
Результатом освоения учебной дисциплины является формирование у обучающихся следующих компетенций:
ОК 2. Организовать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.
1.4. Результаты освоения учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклеотиды и изотопы, s-, p-, d-, f- орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа, углеродный скелет, функциональная группа, гомология ,структурная и пространсвенная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
- основные законы химии: закон сохранения массы вещества, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
- основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
-классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
- природные источники углеводородов и способы их переработки;
- вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- называть изученные вещества по "тривиальной" и международной номенклатурам;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
- характеризовать: s-, р-, d-, f- элементы по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
- объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
- выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших
неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ,
относящихся к изученным классам соединений;
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с иcпользованием различных источников (справочных, и научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представление в различных формах;
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания глобальных проблем, состоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на
производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм
человека и другие живые организмы;
- безлопастной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- распознание и идентификации важнейших веществ и материалов;
- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей
из разных источников.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося - 236 часов, в том числе:
-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -156 часов;
- самостоятельной работы обучающегося - 80 часов.
1.6. Тематический план учебной дисциплины «Химия»
Раздел 1. Органическая химия
Тема 1.1. Введения
Тема 1.2. Введение в органическую химию
Тема 1.3. Углеводороды
Тема 1.4. Кислородосодержащие углеводородные соединения
Тема 1.5. Полимеры
Раздел 2. Общая неорганическая химия
Тема 2.1. Дисперсные системы. Смеси.
Тема 2.2. Химические реакции.
Тема 2.3. Основные классы неорганических соединений.
Тема 2.4. Химия в окружающем мире.
Дополнения и изменения в программе учебной дисциплины
«Химия» на 20__/20__ уч.г.
Специальность: 49.02.02 «Адаптивная физическая культура».
(шифр и наименование)
Программа подготовки: углубленная
(базовая, углубленная)
В программу вносятся следующие изменения:
- ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
или делается отметка о нецелесообразности внесения каких-либо изменений на данный учебный год
Исполнители:
____________________________ ___________ _________________________
должность подпись расшифровка подписи дата
____________________________ ___________ _________________________
должность подпись расшифровка подписи дата
Программа пересмотрена на заседании кафедры _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
(дата, номер протокола заседания кафедры, подпись заведующего).
ОДОБРЕНА на заседании Учебно - методического совета
Протокол № ___ от "___" _____________________ 20__ г."
Первый проректор по учебной работе
________________________________________________________________
личная подпись расшифровка подписи дата
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии для СПО
Содержит календарно-тематическое планирование и спичсок самостоятельных работ....
Рабочая программа по химии для обучения учащихся по специальности: автомеханик (79 ч)
Представлена рабочая программа по химии для обучения учащихся в ГОУ НПО по специальности: автомеханик...
Рабочая программа по химии для обучения учащихся в ГОУ НПО по специальности: Повар (100 ч.)
Публикуется рабочая программа и календарно-тематическое планирование для обучения учащихся в ГОУ НПО по специалности :повар (100 ч.)...
Рабочая программа по химии для обучения учащихся в ГОУ НПО по специальности: Повар (100 ч.)
Публикуется рабочая программа и календарно-тематическое планирование для обучения учащихся в ГОУ НПО по специальности :повар (100 ч.)...
Рабочая программа по химии ФГОС-3
Программа по химии ФГОС-3...
Рабочая программа по химии для специальности СПО "Технология продукции общественного питания"
Рабочая программа по химии I курс для обучающихся по специальности СПО "Технология продукции общественного питания" составлена в соответствии с новыми ФГОС третьего поколения....
Рабочая программа по химии для специальностей СПО технического профиля
Программа разработана на основе примерной учебной программы дисциплины «Химия» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаме...