Рабочая программа по химии для специальностей СПО технического профиля
рабочая программа по теме
Программа разработана на основе примерной учебной программы дисциплины «Химия» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-провового регулирования в сфере образования Минобразования России (2008). Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khimiya_progra.doc | 336 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Ростовской области
«Ростовский – на - Дону строительный колледж»
Утверждаю
Зам. директора по УР
_________ О.В. Сухаревская
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ХИМИЯ
для специальностей среднего профессионального образования
270101 - Архитектура
270802 - Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
270809 - Производство неметаллических строительных изделий и Конструкций
270839 - Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции
270841- Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
г. Ростов-на-Дону
2013
Рассмотрено
Цикловой комиссией ЕН дисциплин
Протокол № ___ от «___» ______________2013
Председатель цикловой комиссии
___________________ О.С. Гриб
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» для специальностей среднего (профессий начального) профессионального технического профиля: 270101 – Архитектура; 270802 - Строительство и эксплуатация зданий и сооружений;
270809 - Производство неметаллических строительных изделий и Конструкций;
270839 - Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции; 270841- Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.
Составитель: Куринная Н.А., преподаватель ГБОУ СПО РО РСК
Рецензенты: ________________________________________________________
Программа разработана на основе примерной учебной программы дисциплины «Химия» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-провового регулирования в сфере образования Минобразования России (2008).
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
| |
| |
| |
|
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ХИМИЯ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Химия» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007г № 03-1180).Является частью основной профессиональной образовательной программы и составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальностям: 270101, 270802,270809, 270839, 270841.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общеобразовательный естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
- характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
- объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
- основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро;
- основные теории химии; строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
- классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
- природные источники углеводородов и способы их переработки;
- вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
1.4. Перечень формируемых компетенций:
В результате освоения данной образовательной программы у студента должны быть сформированы общие компетенции, включающие в себя:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.5 Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки 117 часов
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 78 часов;
самостоятельной работы 39 часов.
1. 6 Пояснительная записка.
Программа учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Химия в учреждениях начального профессионального образования (далее - НПО) и среднего профессионального образования (далее - СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
При освоении специальностей СПО технического профиля в учреждениях СПО химия изучается как базовый учебный предмет в объеме 78 часов.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В профильную составляющую программы включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
Отбор содержания проводился на основе следующих ведущих
идей:
- материальное единство веществ природы и их генетическая связь;
- причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
- познаваемость мира и закономерностей химических процессов;
- объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала;
- конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических веществ и в химической эволюции;
- законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;
- наука и практика взаимосвязаны: требования практики - движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический
характер и призваны способствовать решению глобальных проблем человечества.
При структурировании содержания учебной дисциплины учитывалась объективная реальность- небольшой объем часов, отпущенных на изучение химии, и стремление максимально соответствовать идеям развивающего обучения. Поэтому теоретические вопросы максимально смещены к началу изучения дисциплины, с тем чтобы последующий фактический материал рассматривался на основе изученных теорий.
Реализация дедуктивного подхода к изучению химии способствует развитию таких логических операций мышления, как анализ и синтез, обобщение и конкретизация, сравнение и аналогия, систематизация и классификация и др.
Специфика изучения химии при овладении профессиями и специальностями технического профиля отражена в каждой теме раздела «Содержание учебной дисциплины» в рубрике «Профильные и профессионально значимые элементы содержания». Этот компонент реализуется при индивидуальной самостоятельной работе обучающихся (написание рефератов, подготовка сообщений, защита проектов), в процессе учебной деятельности под руководством преподавателя (выполнение химического эксперимента - лабораторных опытов и практических работ, решение практи- ко-ориентированных расчетных задач и т.д.).
В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными опытами и практическими работами.
При изучении химии значительное место отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами, материалами и процессами в быту и на производстве.
Программа содержит тематику рефератов для организации самостоятельной деятельности обучающихся, овладевающих профессиями технического профиля в учреждениях СПО.
В процессе изучения химии важно формировать информационную компетентность обучающихся. Поэтому при организации самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в средствах масс-медиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов.
В программе курсивом выделен материал, который при изучении учебной дисциплины «Химия» контролю не подлежит.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
Лабораторные работы | 20 |
Практические работы | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: | |
Работа с учебником – составление конспекта | 18 |
Составление логико-дидактических структур по теме | 9 |
Работа с книгой и конспектом | 8 |
Подготовка реферативных сообщений | 4 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ХИМИЯ
Разделы, темы | Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная нагрузка на студента | Обязательные учебные занятия | ||
Всего | Практические | Лабораторные | |||
Введение | 1 | 1 | |||
Раздел 1. Общая и неорганическая химия | 68 | 23 | 45 | 4 | 12 |
1.1. Основные понятия и законы | 8 | 3 | 5 | ||
1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома | 6 | 2 | 4 | 2 | |
1.3. Строение вещества | 12 | 4 | 8 | 2 | |
1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация | 9 | 3 | 6 | 2 | |
1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства | 12 | 4 | 8 | 4 | |
1.6. Химические реакции | 9 | 3 | 6 | 2 | |
1.7. Металлы и неметаллы | 12 | 4 | 8 | 2 | 2 |
Раздел 2. Органическая химия | 48 | 16 | 32 | 2 | 8 |
2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | 9 | 3 | 6 | 2 | |
2.2. Углеводороды и их природные источники | 15 | 5 | 10 | 2 | |
2.3. Кислородсодержащие органические соединения | 12 | 4 | 8 | 2 | |
2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры | 12 | 4 | 8 | 2 | 2 |
ВСЕГО | 117 | 78 | 6 | 20 |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. | 1 | 1 |
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ | 68 | ||
Тема 1.1 Основные понятия и законы химии | Содержание учебного материала: | 5 | |
Лекции 1. Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. 2. Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него. 3. Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе. | 1 2 2 | 2 2 2 | |
Лабораторные работы | -- | ||
Практические занятия | -- | ||
Контрольные работы | -- | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление химических формул по валентности. Определение относительной и молекулярной массы, класса неорганических соединении, примеры, названия. (Работа с книгой, конспектом.) Формы и методы контроля: проверка письменных работ, оценка и анализ и конспектов. | 3 3 | 3 | |
Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома | Содержание учебного материала: | 4 | |
Лекции 1. Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная). Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. | 2 | 2 2 | |
Лабораторные работы 1. Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов. Формы и методы контроля: анализ и оценка лабораторной работы. | 2 | ||
Практические занятия | -- | ||
Контрольные работы | -- | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. (Работа с учебником, составление конспекта); 2. Подготовка рефератов и мультимедийных презентаций на темы:
Формы и методы контроля:
3. Защита рефератов и демонстрация презентаций. | 2 2 | 3 | |
Тема 1.3 Строение вещества | Содержание учебного материала: | 8 | |
Лекции 1. Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. 2. Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. 3. Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь. Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей. Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах. | 2 2 2 | 2 2 2 | |
Лабораторные работы 1. Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем. Формы и методы контроля: анализ и оценка лабораторной работы. | 2 | 2 | |
Практические занятия | -- | ||
Контрольные работы | -- | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов. (Составление логико-дидактических структур по теме) 2. Определение степени окисления в сложных веществах. (Работа с книгой, конспектом.) Подготовка рефератов и презентаций на темы:
Формы и методы контроля:
| 4 2 2 | 3 3 | |
Тема 1.4 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация | Содержание учебного материала: | 6 | |
Лекции 1. Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества. 2. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. | 2 2 | 2 2 | |
Лабораторные работы | |||
Практические занятия 1. Приготовление раствора заданной концентрации. Формы и методы контроля: анализ и оценка практической работы. | 2 | 2 | |
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты. (Работа с учебником- составление конспекта) 2. Подготовка рефератов и презентаций на темы:
Формы и методы контроля:
| 3 3 | 3 | |
Тема 1.5 Классификация неорганических соединений и их свойства | Содержание учебного материала: | 8 | |
Лекции 1. Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты. Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований. 2. Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей. | 2 2 | 2 2 | |
Лабораторные работы 1. Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями. 2. Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований. Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа. Формы и методы контроля: анализ и оценка лабораторных работ. | 2 2 | 2 2 | |
Практические занятия | |||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов. (Составление логико-дидактических структур по теме) 2. Диссоциация кислот, оснований, солей. Уравнение гидролиза. Ионные уравнения реакций. Уравнения электролиза. (Работа с книгой, конспектом.) 3. Подготовка рефератов и презентаций на темы:
Формы и методы контроля:
3.Проверка письменных заданий. | 4 2 2 | 3 3 | |
Тема 1.6 Химические реакции | Содержание учебного материала: | 6 | |
Лекции 1. Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. 2. Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов. Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. | 2 2 | 2 2 | |
Лабораторные работы 1. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры. Формы и методы контроля: анализ и оценка лабораторных работ. | 2 | 2 | |
Практические занятия | |||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. (Работа с учебником- составление конспекта) 2. Составление окислительно- восстановительных реакции. (Работа с книгой, конспектом.) Формы и методы контроля:
| 3 2 1 | ||
Тема 1.7 Металлы и неметаллы | Содержание учебного материала: | 8 | |
Лекции 1. Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные. 2. Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. | 2 2 | 2 2 | |
Лабораторные работы 1. Закалка и отпуск стали. Ознакомление со структурами серого и белого чугуна. Распознавание руд железа. Формы и методы контроля: анализ и оценка лабораторной работы. | 2 | 2 | |
Практические занятия 1. Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач. Формы и методы контроля: анализ и оценка практической работы. | 2 | 2 | |
Контрольные работы | -- | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Защита металлов от коррозии. Области применения металлов, сплавов. (Подготовка реферативных сообщений на темы:
2. Подгруппа галогенов, ее характеристика, свойства галогенов. Подгруппа кислорода и серы, их аллотропные видоизменения. Подгруппа углерода. Адсорбционная способность активированного угля. (Подготовка реферативных сообщений) Формы и методы контроля:
| 4 2 2 | ||
Раздел 2. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ | 48 | ||
Тема 2.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | Содержание учебного материала: | 6 | |
Лекции 1. Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности. Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC. 2. Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации. | 2 2 | 2 2 | |
Лабораторные работы 1. Изготовление моделей молекул органических веществ. Формы и методы контроля: анализ и оценка лабораторной работы. | 2 | 2 | |
Практические занятия | |||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии. (Работа с учебником- составление конспекта) Подготовка рефератов и презентаций на темы:
Формы и методы контроля:
2. Фронтальный и индивидуальный опросы. | 3 3 | ||
Тема 2.2 Углеводороды и их природные источники | Содержание учебного материала: | 10 | |
Лекции 1. Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. 2. Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. 3. Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина. 4. Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. | 2 2 2 2 | 2 2 2 2 | |
Лабораторные работы 1. Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины. Формы и методы контроля: анализ и оценка лабораторной работы. | 2 | 2 | |
Практические занятия | |||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. (Работа с учебником- составление конспекта) 2. Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. (Составление логико-дидактических структур по теме) 3. Подготовка рефератов и презентаций на темы:
Формы и методы контроля: 1. Проверка письменных работ. Анализ написания химических реакций, характеризующих химические свойства углеводорододов. 2. Анализ логико-дидактических структур. 3. Защита рефератов и демонстрация презентаций. | 5 2 3 | 3 3 | |
Тема 2.3 Кислородсодержащие органические соединения | Содержание учебного материала: | 8 | |
Лекции 1. Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств. 2. Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. 3. Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла. | 2 2 2 | 2 2 2 | |
Лабораторные работы 1. Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. Доказательство непредельного характера жидкого жира. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). Качественная реакция на крахмал. Формы и методы контроля: анализ и оценка лабораторной работы. | 2 | 2 | |
Практические занятия | |||
Контрольные работы | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид. (Работа с учебником- составление конспекта) 2. Подготовка рефератов и презентаций на темы:
Формы и методы контроля: 1. Защита рефератов и демонстрация презентаций. 2. Проверка письменных работ. Анализ написания химических реакций, характеризующих химические свойства кислордсодержащих органических соединений. 3. Анализ логико-дидактических структур. | 4 4 | 3 | |
Тема 2.4 Азотсодержащие органические соединения. Полимеры | Содержание учебного материала: | 8 | |
Лекции 1. Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств. Аминокислоты. 2. Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры. | 2 2 | 2 2 | |
Лабораторные работы 1. Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Химические свойства глюкозы, сахарозы, крахмала. Изучение свойств белков. Формы и методы контроля: анализ и оценка лабораторной работы. | 2 | 2 | |
Практические занятия 1. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон. Формы и методы контроля: анализ и оценка практической работы. | 2 | 2 | |
Контрольные работы | -- | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. (Работа с учебником- составление конспекта) 2. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. (Составление логико-дидактических структур по теме) Формы и методы контроля: 1. Анализ логико-дидактических структур. 2. устный опрос. 3. Проверка письменного конспекта. | 4 2 2 | 3 3 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной дисциплины есть в наличии учебный кабинет Химии;
№ п/п | Наименование оборудования | Количество | Год приобретения |
Столы ученические | 16 | 2013 | |
Стулья | 32 | 2013 | |
Кафедра | 1 | ||
Доска | 1 | ||
Информационный стенд | 1 | ||
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева | 1 | 2013 | |
Таблица растворимости кислот, солей и оснований | 1 | 2013 | |
Масштаб и структура использования химических процессов | 1 | ||
Электрохимический ряд напряжений металлов | 1 | 2013 | |
Стекло в строительстве и архитектуре | 1 | ||
Пигменты в строительстве | 1 | ||
Минеральные удобрения | 1 | ||
Портреты ученых- химиков, биологов | 8 | 2013 | |
Химические реактивы, химическая посуда, нагревательные приборы. | |||
Аптечка | |||
Защитные очки, перчатки. | |||
Огнетушитель | |||
Приборы для демонстрации закона сохранения m веществ | 10 | ||
Прибор ПРВ | 1 | ||
Прибор для получения газообразных веществ | 1 |
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для обучающихся
- Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2008.
- Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2010.
- Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2009.
- Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2010.
- Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2010.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2008.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2008.
- Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Краткий курс химии. – М., 2000.
- Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2004.
Для преподавателей
- Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2010.
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2009.
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Га-бриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2009.
- Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004.
- Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М., 2003.
- Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. – М., 20010.
- http://www.auk-olymp.ru/doc.v?d=19http://courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html
http://courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html
http://www.ikt.ru
http://prepodavatel.narod.ru/modtechnology.html
http://www.akvt.ru/student/moup/obscheobrazovatelnye-discipliny
http://www.2.uniyar.ac.ru/projects/bio/SUBJECTS/subjects_main.htm
http://yuspet.narod.ru/disMeh.htm
http://philist.narod.ru/articles/orlova.htm
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Формой итогового контроля является зачет. Зачет выставляется студентам, имеющим положительные оценки по всем практическим работам, прошедшим тестирование и выполнившим творческие работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
| Проверка и анализ письменных домашних заданий и самостоятельных работ по темам: «Классификация неорганических соединений и их свойства», «Углеводороды и их природные источники», «Кислородсодержащие органические соединения». |
| Оценка освоенных умений в ходе фронтального опроса и опроса по индивидуальным заданиям по теме: « Строение вещества. Проверка письменных домашних заданий по теме: «Химические реакции». Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий по теме «Основные понятия органической химии и теории строения органических соединений». Оценка освоенных умений в ходе опроса по индивидуальным заданиям. Проверка письменных домашних заданий Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий ________________________________ Экспертная оценка выполненных лабораторных и практических работ Анализ выполнения расчетов на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе, массовой доли растворенного вещества. ________________________________ Экспертная оценка выполненных реферативных работ, конспектов, логико-дидактических структур |
Знать: | |
| Экспертная оценка выполненных логико-дидактических структур фронтальный опрос в форме химического диктанта Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий по теме «Основные понятия и законы химии». ________________________________ Проверка письменных домашних заданий по темам: «Химические реакции», «Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация», «Химические реакции». Анализ письменных домашних заданий и самостоятельных работ по темам: «Классификация неорганических соединений и их свойства», «Углеводороды и их природные источники», «Кислородсодержащие органические соединения». ________________________________ Экспертная оценка выполненных логико-дидактических структур по теме: «Углеводороды и их природные источники» Экспертная оценка выполненных реферативных работ, конспектов, логико-дидактических структур,призентаций. |
Разработчик:
ГБОУ СПО РО РСК Преподаватель Н.А. Куринная
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии для специальности СПО "Технология продукции общественного питания"
Рабочая программа по химии I курс для обучающихся по специальности СПО "Технология продукции общественного питания" составлена в соответствии с новыми ФГОС третьего поколения....
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.06 ХИМИЯ название учебной дисциплины ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ название профиля 190631 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА» 230401 «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ» (ПО ОТРАСЛЯМ) коды и названия сп
Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее -ФГОС) среднего (полного) общего образования Химия н...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ для профессий ППКРС технического профиля
Рабочая программа разработана в соответствии с "Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального ...
Рабочая программа "Инженерная графика" для специальности 190631 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"
Программа учебной дисциплины «Инженерная графика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 190613 Техническое об...
Рабочая программа по химии для специальности 19. 02. 01 Технология продукции общественного питания
Рабочая программа учебной дисциплины Химия является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по специальности19. 02. 01Технология продукции общественного ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 Правила технической эксплуатации и инструкции «общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии технического профиля 23.01.09 Машинист локомотива
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 Правила технической эксплуатации и инструкции «общепрофессиональные дисциплины» программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по...
Рабочая программа дисциплины Химия по специальности 54.02.05 Живопись
Рабочая программа дисциплины Химия по специальности 54.02.05 ЖивописьРабочая программа дисциплины Химия по специальности 54.02.05...