Рабочая программа по химии ФГОС-3
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Химия
2011 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по профессии (профессиям) начального профессионального образования (НПО) _150709.02 сварщик (электросварочные и газосварочные работы)__
Организация-разработчик: ГБОУ СПО Перемышльский техникум эксплуатации транспорта
Разработчики:
_Котуранова Наталья Николаевна, преподаватель ПТЭТ
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации программы учебной дисциплины | 9 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 10 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
________________________Химия__________________________
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины Химия является частью основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО сварщик (электросварочные и газосварочные работы).
Программа учебной дисциплины может быть использована для профессий технического и естественнонаучного профилей профессионального образования
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: |
лабораторные занятия | 9 |
контрольные работы | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: |
Выполнение домашнего задания | 39 |
Итоговая аттестация в форме зачёт
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Химия
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. | Методы познания в химии. | 1 | 1 |
1 | Научные методы познания веществ и химический явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Важнейшие химические понятия и законы. |
Самостоятельная работа обучающихся Тема: Методы познания в химии | 1 |
Тема 2. | Теоретические основы химии. | 14 |
2 | Современные представления о строении атома. Атом. Изотопы. Атомные орбитали. s-, p-элементы. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Химическая связь. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Вещество. Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия. Явления, происходящие при растворении веществ – диссоциация, гидратация. Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества.. Диссоциация электролитов в водных растворах. Химические реакции. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Реакции ионного обмена в водных растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Окислительно-восстановительные реакции. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ. Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. | 1, 2, 3 |
Лабораторные работы Определение типа химической реакции | 1 | 2 3 3 |
Контрольные работы: №1 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Тема: Теоретические основы химии. | 7 |
Тема 3. | Неорганическая химия. | 12 |
3 | Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений. Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов. | 1, 2, 3 |
Лабораторные работы Работа в виртуальной лаборатории. Качественные реакции на неорганические соединения (окрашивание пламени солями лития, натрия, калия, кальция, бария; качественные реакции на нитраты; качественная реакция на хлорид-ион). | 2 | 2 3 3 |
Контрольные работы: №2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Тема: Неорганическая химия. | 6 |
Тема 4. | Органическая химия. | 36 |
4 | Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений. Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Типы химических связей в молекулах органических соединений. Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы. Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки. Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна. | 1, 2, 3 |
Лабораторные работы Изготовление моделей молекул. Окисление этилового спирта с получением этаналя. Распознавание волокон. | 3 | 2 3 3 |
Контрольные работы №3 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Тема: Органическая химия. | 19 |
Тема 5. | Экспериментальные основы химии. | 5 |
5 | Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. Проведение химических реакций в растворах. Проведение химических реакций при нагревании. Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений.. | 1, 2, 3 |
Лабораторные работы Исследование продуктов на наличие крахмала. Распознавание непредельных органических соединений в составе товаров хозяйственного назначения. | 2 | 2 3 3 |
Самостоятельная работа обучающихся Тема: Экспериментальные основы химии. | 3 |
Тема 6. | Химия и жизнь. | 6 |
6 | Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Бытовая химическая грамотность. | 1, 2, 3 |
Лабораторные работы Наука химия на страже нашего здоровья. | 1 | 2 3 3 3 |
Контрольные работы №4 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Тема: Химия и жизнь. | 3 |
Повторение и обобщение знаний | 3 |
Зачёт | 1 | 3 |
Итого (всего/аудиторно) | 117/78 |
Уровни освоения учебного материала:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Химия
Оборудование учебного кабинета: Настенные стенды постоянной экспозиции «Таблица по правилам поведения в химическом кабинете», «Периодическая система Д.И. Менделеева», «Таблица растворимости», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Предельные углеводороды», «Классификация органических соединений». Набор таблиц «Основы химических знаний», коллекция «Волокна» демонстрационная, коллекция «Нефть и продукты её переработки» демонстрационная, коллекция «Пластмассы», коллекция «Металлы», набор атомов для составления молекул, портреты учёных-химиков. Комплект реактивов и лабораторной посуды.
Технические средства обучения: CD ROM диск «Виртуальная лаборатория. Химия 8-11 класс».
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Рудзитис Г.Е. Химия. Органическая химия. 10 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений: базовый уровень. - М.: Просвещение, 2009.
Рудзитис Г.Е. Химия. Основы общей химии. 11 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений: базовый уровень. - М.: Просвещение, 2009.
Дополнительные источники:
Химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин; под ред. Теренина.- М.: Дрофа, 2005.
Габриелян О.С. Химия. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова - М.: Дрофа, 2002.
О.С. Габриелян, И.Г. Остроумова. Настольная книга учителя химии 10 класс. - М.: «Блик и К», 2001.
Рябов М.А. Тесты по химии. 11 класс: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс. Базовый уровень» - М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Гара Н.Н., Зуева М.В. Контрольные и проверочные работы по химии. 10-11 кл.: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 1997.
Гаврусейко Н.П. Проверочные работы по органической химии: Дидакт. материал: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1998.
Дайнеко В.И. Как научить школьников решать задачи по органической химии: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Учащийся должен знать: *важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология; *основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; *основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений; *важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы; Учащийся должен уметь: *называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; *определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений; *характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений; *объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов; *выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; *проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (печатных изданий, компьютерных баз данных, Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: *объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; *определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; *экологически грамотного поведения в окружающей среде и оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; *безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; *приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; *критической оценки достоверности хим. информации, поступающей из разных источников. | пятибалльная система оценки знаний письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов), устный индивидуальный контроль. письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов), устный индивидуальный контроль. письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов), устный индивидуальный контроль. практический фронтальный и индивидуальный контроль письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов), устный индивидуальный контроль. письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов) письменный фронтальный контроль (тестирование открытого и закрытого типов), устный индивидуальный контроль. устный индивидуальный контроль, практический фронтальный контроль самоконтроль самоконтроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии для СПО
Содержит календарно-тематическое планирование и спичсок самостоятельных работ....
Рабочая программа по химии для обучения учащихся по специальности: автомеханик (79 ч)
Представлена рабочая программа по химии для обучения учащихся в ГОУ НПО по специальности: автомеханик...
Рабочая программа по химии для обучения учащихся в ГОУ НПО по специальности: Повар (100 ч.)
Публикуется рабочая программа и календарно-тематическое планирование для обучения учащихся в ГОУ НПО по специалности :повар (100 ч.)...
Рабочая программа по биологии ФГОС-3
Программа по биологии ФГОС-3...
Рабочая программа по географии ФГОС-3
Программа по географии ФГОС-3...
Рабочая программа по биологии (ФГОС) 5 класс
Данная программа составлена на основании авторской программы И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы программа М: Вентана- Граф, 2012 г.) 5-6 классы 34 часа 1...
рабочая программа воспитательной работы ФГОС 2,3 класс
рабочая программа воспитательной работы ФГОС 2,3 класс...