Учебно-методическая карта открытого урока "Демографическая ситуация в современной России"
учебно-методический материал

Курсакова Светлана Николаевна

Работа посвящена разработке методики проведения  урока- обсуждения по дисциплине   «География».  Материал урока соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umk.docx37.89 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическая карта занятия

Учебная дисциплина: «География»

Курс: I курс

Группа: Э-11

Дата проведения: 29.04.19

Тема занятия: «Демографическая ситуация в современной России»

Вид занятия: урок обсуждение

Тип занятия: урок открытия новых знаний

Цели занятия:

Цель: сформировать представления о численности населения России, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в стране, о продолжительности жизни;

Задачи:

Образовательные:

познакомить с новыми понятиями «воспроизводство населения», «демография», с численностью населения России, ее динамикой,

• научить прогнозировать и оценивать темпы роста народонаселения России в целом;

• формировать практические умения работать с разными источниками знаний, анализировать их, делать выводы;

Развивающие:

• развивать у учащихся творческое мышление;

•развивать познавательный интерес, творческие способности, навыки самостоятельного приобретения знаний.

Воспитывающие:

• воспитывать информационную культуру;

• прививать интерес к предмету;

• воспитывать умение работать в коллективе;

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей анализировать тексты, разрешать проблемные ситуации,  выработать рекомендаций по воздействию на население с целью сохранить или изменить тенденции динамики численности, открыто выражать свои убеждения, чувства, быть твердым, отстаивать свои собственные права и интересы по вопросу социального неравенства.  

Содержательная цель:  расширение понятий демографическая политика, воспроизводство населения, типы воспроизводства, состав населения, качественный анализ демографической проблемы России

Методическая цель: отработать применение  методики  урока  обсуждения  на примере  занятия  по  географии

Педагогические технологии:

развивающая технология, здоровьесберегающая технология, информационно – коммуникационная технология, технология проблемно-деятельностного обучения, элементы смешанного обучения, беседа, объяснение, обсуждение.

Методы обучения: метод развития критического мышления, коррекция учебной деятельности,  метод проблемного изложения,  частично-поисковый.

Приемы обучения: фронтальный опрос, мозговой штурм,  побуждающий к гипотезам диалог, работа по инструкции,  работа с текстом, проблемный поиск, работа со счетчиком населения, проблемные вопросы, проблемные ситуации, коллективная мыслительная деятельность, публичное выступление, динамическая пауза.

Характер урока: информационно-коммуникативный.

Форма организации урока: фронтальная, групповое взаимодействие.

Планируемые образовательные результаты: Л.1,2,5,6,7 М.1,2,3,4,5,6,7 П.1-6

Междисциплинарная координация урока:

         обеспечивающие:  история, литература, биология, обществознание

         обеспечиваемые: основы философии, социальная психология, экономика организации, экономическая теория, экологические основы природопоьзовния.

                                                                 Обеспечение урока:

Наглядные пособия:

Презентация, политическая карта мира.

Раздаточный материал: рабочие листы

Технические средства обеспечения:

  1. Персональный компьютер типа PentiumIV
  2. Акустическая система:  колонки
  3. Интерактивная доска InterWriteboard
  4. Проектор Infocus X15

Источники:  

  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира 10 кл. М.: Просвещение, 2018;
  2. Лиознер В.Л., Митрофанова И.Б. Поурочные разработки по географии 10 кл. М.: Экзамен, 2006.
  3. Баранчиков Е.В. География: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
  4. Петрусюк О.А. География. Дидактические материалы: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО.– М., 2017

 


Содержание и ход занятия

Номер этапа,

время

Этапы занятия, дидактические единицы, формы,

методы и приемы обучения, средства обеспечения занятия

Образовательные результаты, формируемые на соответствующем этапе занятия

1

5мин

1. Организационный момент:

  1. Приветствие преподавателя, мотивация учебной деятельности

Предварительная организация группы: проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест. Создание спокойной, деловой обстановки. Проверка готовности обучающихся  к изучению материала

  1. Инициирование обучающихся к формулированию темы и целей занятия

Методы: проблемное изложение

Форма организации:  фронтальная

Приемы:  коммуникативная атака, беседа

Средства: эпиграф, презентация, видеофильм

Эпиграф: Е.А. Евтушенко: «Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы - как история планет».

Вопрос обучающимся:

Как вы думаете, о  чем говорят эти слова?

Преподаватель обобщает ответы студентов, в ходе беседы  предлагает посмотреть видеоролик «Рост численности населения мира»

Просмотр видеоролика

Вопросы для беседы:

Какую мысль несет данный видеоролик?

Как узнать численность населения мира?

Что такое перепись населения?

Преподаватель обобщает ответы студентов

Л.1,2,5,6, М.1,2,4,5,6,7 П.1,2,6.

2

3 мин

2. Актуализация знаний (формы, методы и приемы, перечень вопросов, заданий, задач т.д.)

Методы: объяснительно-иллюстративный, метод визуализации учебной информации, педагогическая поддержка

Форма организации: фронтальная, индивидуальная

Приемы: интеллектуальная разминка, привлечение занимательных фактов для стимулирования  процессов обучения.

Средства: презентация, счетчики населения.

2.1. Мотивация: пробуждение интереса и побуждение к работе (определение темы урока, целей)

Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей обучающихся в область изучения темы, работа со счетчиками населения России.

2.2 Формулировка основной учебной задачи.  

Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы

Преподаватель  формулирует учебные задачи, намечает план предстоящей учебной деятельности, сообщает, что необходимо  знать и уметь для изучения темы, какие знания и умения имеются, какие пополнить,

раскрывает междисциплинарные связи

Л.1,2,5,6,7 М.1,2,3,4,5,6,7 П.1-6

3

3 мин

3. Промежуточная рефлексия:

Методы: частично-поисковый, педагогическая поддержка

Форма организации: фронтальная

Прием: проблемный диалог

Средства: рабочая тетрадь, презентация

 3.1. Самооценка собственной деятельности обучающихся

В процессе обсуждения численности населения России, обучающиеся  предполагают, что численность населения в нашей стране, должна быть больше.

Преподаватель предлагает объяснить обучающимся, причины небольшой численности населения России.

3.2. Выявление затруднений и их фиксирование

Преподаватель выясняет, какая информация для обучающихся оказалась знакомой, а какая новой, неожиданной, обращает внимание, что данная  информация будет более понятна в результате изучения темы занятия

Л.1,2,5,6,7 М.1,2,3,4,5,6,7 П.1-6

4

10 мин

4. Открытие «нового знания» (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения занятия по каждому пункту плана)

Преподаватель озвучивает  план занятия

План:

1. Воспроизводство населения в России

2. Состав населения

Вопрос №1. Воспроизводство населения в России

Методы обучения: познавательно-проблемное изложение материала,  метод визуализации учебной информации, общепедагогические здоровьесберегающие методы

Форма организации: фронтальная

Приемы обучения: рассказ, проблемный диалог, мини-исследование, физкультминутка

Средства обучения: рабочая тетрадь, презентация, счетчики населения.

В ходе изучения вопроса, обучающиеся производят вычисления естественного прироста населения России, используя счетчики населения в режиме реального времени, отвечают на вопросы преподавателя.

Горин Илья представляет свою исследовательскую работу «Демографические исследования семьи Гориных»

Физкультминутка. Обучающиеся выполняют упражнения на мышцы шеи и плечевого пояса

2. Состав населения

Методы обучения: познавательно-проблемное изложение материала,  метод визуализации учебной информации

Форма организации: фронтальная

Приемы обучения: рассказ, сообщение обучающегося, проблемный диалог

Средства обучения: рабочий лист, презентация

Преподаватель знакомит обучающихся с половым и национальным составом России. Обучащиеся участвуют в обсуждении вопросов, заслушивают сообщение Ильина К. «Национальный состав Балашова»

Л.1,2,5,6,7 М.1,2,3,4,5,6,7 П.1-6

5

2 мин

5. Первичное закрепление новых знаний (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения)

Методы: репродуктивный, самопроверка

Формы организации: индивидуальная

Приёмы: работа с текстом, самопроверка

Средства: рабочий лист

Обучающиеся  выполняют задание №2:

Л.1,2,5,6,7 М.1,2,3,4,5,6,7 П.1-6

6

4 мин

6. Применение новых знаний и способов действий (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения)

Методы: репродуктивный, самоконтроль

Формы организации: индивидуальная

Приемы: самостоятельная работа

Средства: рабочий лист

Обучающиеся выполняют задание №3 «Если я был президентом России….»

Л.1,2,5,6,7 М.1,2,3,4,5,6,7 П.1-6

7

1 мин

7. Итоговая рефлексия (самооценка собственной деятельности обучающихся):

Методы: репродуктивный

Формы: фронтальная

Приемы: «Комплимент»

Средства: презентация

Обучающиеся оценивают свое эмоциональное состояние.

Л.1,2,5,6

М.3,5

 П.1,2,3

8

1 мин

8. Задание на дом:

Преподаватель предлагает  дифференцированное трехуровневое задание:

I уровень - прочитать конспект урока. Ответить на контрольные вопросы в рабочей тетради

II уровень –составить кроссворд по теме «Демография»

III уровень - написать мини-эссе «Мое видение демографического будущего России»

Л.1,2,5,6,7 М.1,2,3,4,5,6,7 П.1-6

9

1 мин

9. Заключительная  часть  занятия:

 Подведение итога занятия

Преподаватель благодарит обучающихся за работу на занятии

Подпись  преподавателя ______________/ Курсакова С.Н. /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по историина тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Презентация "Демографическая ситуация в современной России вчера и сегодня"

Презентация учащейся 9 класса Васильевой Маши на тему "Демографическая ситуация в современной России вчера и сегодня"...

Учебно-методическая карта урока по истории "От Руси к России"

Показать характер и особенности процесса объединения Руси. Рассказать о свержении татаро-монгольского ига...

Статья на тему «Учебно-методическое сопровождение учебной практики в соответствии с современными требованиями»

В статье подробно рассматривается порядок действий мастера  производственного обучения при подготовке и проведении урока учебной практики....

Учебно-методические материалы к открытому уроку "Альдегиды и кетоны"

Представлены учебно-методические материалы к открытому уроку: "Альдегиды и кетоны": информационная карта, тест, лист заданий, план-конспект урока, презентация....

Учебно – методическая разработка к открытому уроку : «Работа над средствами музыкальной выразительности в произведении Р. Глиэра «Романс».

Работа над звуком - это прежде всего работа над его качеством - над певучестью - главным качеством звука....