Учебно-методическая карта открытого урока "Демографическая ситуация в современной России"
учебно-методический материал
Работа посвящена разработке методики проведения урока- обсуждения по дисциплине «География». Материал урока соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umk.docx | 37.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическая карта занятия
Учебная дисциплина: «География»
Курс: I курс
Группа: Э-11
Дата проведения: 29.04.19
Тема занятия: «Демографическая ситуация в современной России»
Вид занятия: урок обсуждение
Тип занятия: урок открытия новых знаний
Цели занятия:
Цель: сформировать представления о численности населения России, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в стране, о продолжительности жизни;
Задачи:
Образовательные:
познакомить с новыми понятиями «воспроизводство населения», «демография», с численностью населения России, ее динамикой,
• научить прогнозировать и оценивать темпы роста народонаселения России в целом;
• формировать практические умения работать с разными источниками знаний, анализировать их, делать выводы;
Развивающие:
• развивать у учащихся творческое мышление;
•развивать познавательный интерес, творческие способности, навыки самостоятельного приобретения знаний.
Воспитывающие:
• воспитывать информационную культуру;
• прививать интерес к предмету;
• воспитывать умение работать в коллективе;
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей анализировать тексты, разрешать проблемные ситуации, выработать рекомендаций по воздействию на население с целью сохранить или изменить тенденции динамики численности, открыто выражать свои убеждения, чувства, быть твердым, отстаивать свои собственные права и интересы по вопросу социального неравенства.
Содержательная цель: расширение понятий демографическая политика, воспроизводство населения, типы воспроизводства, состав населения, качественный анализ демографической проблемы России
Методическая цель: отработать применение методики урока обсуждения на примере занятия по географии
Педагогические технологии:
развивающая технология, здоровьесберегающая технология, информационно – коммуникационная технология, технология проблемно-деятельностного обучения, элементы смешанного обучения, беседа, объяснение, обсуждение.
Методы обучения: метод развития критического мышления, коррекция учебной деятельности, метод проблемного изложения, частично-поисковый.
Приемы обучения: фронтальный опрос, мозговой штурм, побуждающий к гипотезам диалог, работа по инструкции, работа с текстом, проблемный поиск, работа со счетчиком населения, проблемные вопросы, проблемные ситуации, коллективная мыслительная деятельность, публичное выступление, динамическая пауза.
Характер урока: информационно-коммуникативный.
Форма организации урока: фронтальная, групповое взаимодействие.
Планируемые образовательные результаты: Л.1,2,5,6,7 М.1,2,3,4,5,6,7 П.1-6
Междисциплинарная координация урока:
обеспечивающие: история, литература, биология, обществознание
обеспечиваемые: основы философии, социальная психология, экономика организации, экономическая теория, экологические основы природопоьзовния.
Обеспечение урока:
Наглядные пособия:
Презентация, политическая карта мира.
Раздаточный материал: рабочие листы
Технические средства обеспечения:
- Персональный компьютер типа PentiumIV
- Акустическая система: колонки
- Интерактивная доска InterWriteboard
- Проектор Infocus X15
Источники:
- Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира 10 кл. М.: Просвещение, 2018;
- Лиознер В.Л., Митрофанова И.Б. Поурочные разработки по географии 10 кл. М.: Экзамен, 2006.
- Баранчиков Е.В. География: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
- Петрусюк О.А. География. Дидактические материалы: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО.– М., 2017
Содержание и ход занятия
Номер этапа, время | Этапы занятия, дидактические единицы, формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения занятия | Образовательные результаты, формируемые на соответствующем этапе занятия |
1 5мин | 1. Организационный момент:
Предварительная организация группы: проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест. Создание спокойной, деловой обстановки. Проверка готовности обучающихся к изучению материала
Методы: проблемное изложение Форма организации: фронтальная Приемы: коммуникативная атака, беседа Средства: эпиграф, презентация, видеофильм Эпиграф: Е.А. Евтушенко: «Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы - как история планет». Вопрос обучающимся: Как вы думаете, о чем говорят эти слова? Преподаватель обобщает ответы студентов, в ходе беседы предлагает посмотреть видеоролик «Рост численности населения мира» Просмотр видеоролика Вопросы для беседы: Какую мысль несет данный видеоролик? Как узнать численность населения мира? Что такое перепись населения? Преподаватель обобщает ответы студентов | Л.1,2,5,6, М.1,2,4,5,6,7 П.1,2,6. |
2 3 мин | 2. Актуализация знаний (формы, методы и приемы, перечень вопросов, заданий, задач т.д.) Методы: объяснительно-иллюстративный, метод визуализации учебной информации, педагогическая поддержка Форма организации: фронтальная, индивидуальная Приемы: интеллектуальная разминка, привлечение занимательных фактов для стимулирования процессов обучения. Средства: презентация, счетчики населения. 2.1. Мотивация: пробуждение интереса и побуждение к работе (определение темы урока, целей) Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей обучающихся в область изучения темы, работа со счетчиками населения России. 2.2 Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы Преподаватель формулирует учебные задачи, намечает план предстоящей учебной деятельности, сообщает, что необходимо знать и уметь для изучения темы, какие знания и умения имеются, какие пополнить, раскрывает междисциплинарные связи | Л.1,2,5,6,7 М.1,2,3,4,5,6,7 П.1-6 |
3 3 мин | 3. Промежуточная рефлексия: Методы: частично-поисковый, педагогическая поддержка Форма организации: фронтальная Прием: проблемный диалог Средства: рабочая тетрадь, презентация 3.1. Самооценка собственной деятельности обучающихся В процессе обсуждения численности населения России, обучающиеся предполагают, что численность населения в нашей стране, должна быть больше. Преподаватель предлагает объяснить обучающимся, причины небольшой численности населения России. 3.2. Выявление затруднений и их фиксирование Преподаватель выясняет, какая информация для обучающихся оказалась знакомой, а какая новой, неожиданной, обращает внимание, что данная информация будет более понятна в результате изучения темы занятия | Л.1,2,5,6,7 М.1,2,3,4,5,6,7 П.1-6 |
4 10 мин | 4. Открытие «нового знания» (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения занятия по каждому пункту плана) Преподаватель озвучивает план занятия План: 1. Воспроизводство населения в России 2. Состав населения Вопрос №1. Воспроизводство населения в России Методы обучения: познавательно-проблемное изложение материала, метод визуализации учебной информации, общепедагогические здоровьесберегающие методы Форма организации: фронтальная Приемы обучения: рассказ, проблемный диалог, мини-исследование, физкультминутка Средства обучения: рабочая тетрадь, презентация, счетчики населения. В ходе изучения вопроса, обучающиеся производят вычисления естественного прироста населения России, используя счетчики населения в режиме реального времени, отвечают на вопросы преподавателя. Горин Илья представляет свою исследовательскую работу «Демографические исследования семьи Гориных» Физкультминутка. Обучающиеся выполняют упражнения на мышцы шеи и плечевого пояса 2. Состав населения Методы обучения: познавательно-проблемное изложение материала, метод визуализации учебной информации Форма организации: фронтальная Приемы обучения: рассказ, сообщение обучающегося, проблемный диалог Средства обучения: рабочий лист, презентация Преподаватель знакомит обучающихся с половым и национальным составом России. Обучащиеся участвуют в обсуждении вопросов, заслушивают сообщение Ильина К. «Национальный состав Балашова» | Л.1,2,5,6,7 М.1,2,3,4,5,6,7 П.1-6 |
5 2 мин | 5. Первичное закрепление новых знаний (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения) Методы: репродуктивный, самопроверка Формы организации: индивидуальная Приёмы: работа с текстом, самопроверка Средства: рабочий лист Обучающиеся выполняют задание №2: | Л.1,2,5,6,7 М.1,2,3,4,5,6,7 П.1-6 |
6 4 мин | 6. Применение новых знаний и способов действий (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения) Методы: репродуктивный, самоконтроль Формы организации: индивидуальная Приемы: самостоятельная работа Средства: рабочий лист Обучающиеся выполняют задание №3 «Если я был президентом России….» | Л.1,2,5,6,7 М.1,2,3,4,5,6,7 П.1-6 |
7 1 мин | 7. Итоговая рефлексия (самооценка собственной деятельности обучающихся): Методы: репродуктивный Формы: фронтальная Приемы: «Комплимент» Средства: презентация Обучающиеся оценивают свое эмоциональное состояние. | Л.1,2,5,6 М.3,5 П.1,2,3 |
8 1 мин | 8. Задание на дом: Преподаватель предлагает дифференцированное трехуровневое задание: I уровень - прочитать конспект урока. Ответить на контрольные вопросы в рабочей тетради II уровень –составить кроссворд по теме «Демография» III уровень - написать мини-эссе «Мое видение демографического будущего России» | Л.1,2,5,6,7 М.1,2,3,4,5,6,7 П.1-6 |
9 1 мин | 9. Заключительная часть занятия: Подведение итога занятия Преподаватель благодарит обучающихся за работу на занятии | |
Подпись преподавателя ______________/ Курсакова С.Н. / |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта открытого урока по историина тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)
Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...
Презентация "Демографическая ситуация в современной России вчера и сегодня"
Презентация учащейся 9 класса Васильевой Маши на тему "Демографическая ситуация в современной России вчера и сегодня"...
Учебно-методическая разработка для преподавателей "Выдающиеся ученые Великобритании и России в области медицины и психологии"
Интегрированный урок-конференция по английскому языку и психологии...
Учебно-методическая карта урока по истории "От Руси к России"
Показать характер и особенности процесса объединения Руси. Рассказать о свержении татаро-монгольского ига...
Статья на тему «Учебно-методическое сопровождение учебной практики в соответствии с современными требованиями»
В статье подробно рассматривается порядок действий мастера производственного обучения при подготовке и проведении урока учебной практики....
Учебно-методические материалы к открытому уроку "Альдегиды и кетоны"
Представлены учебно-методические материалы к открытому уроку: "Альдегиды и кетоны": информационная карта, тест, лист заданий, план-конспект урока, презентация....
Учебно – методическая разработка к открытому уроку : «Работа над средствами музыкальной выразительности в произведении Р. Глиэра «Романс».
Работа над звуком - это прежде всего работа над его качеством - над певучестью - главным качеством звука....