Статья на тему «Учебно-методическое сопровождение учебной практики в соответствии с современными требованиями»
статья
В статье подробно рассматривается порядок действий мастера производственного обучения при подготовке и проведении урока учебной практики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Батура Е. Б. мастер п/о
по профессии «Слесарь КИПиА»
ГАПОУ «КГПТ»
«Учебно-методическое сопровождение учебной практики в соответствии с современными требованиями»
Образовательный процесс подготовки квалифицированных рабочих в учреждениях профобразования по новым ФГОС включает теоретическое и практическое обучение через реализацию профессиональных модулей, в состав которых входит изучение междисциплинарных курсов учебной и производственной практики.
Учебной практике, как одному из главных элементов ППКРС в профессиональном цикле отводится огромная роль. Учебная практика проводится в мастерских и лабораториях техникума. Основная задача учебной практики - формирование, закрепление и совершенствование профессиональных умений и навыков обучающихся по осваиваемой профессии. Основным содержанием её является обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии. Эти задачи, в первую очередь решает мастер п/о. Они стояли перед мастером всегда, а сегодня в связи с реализацией ФГОС требования более усложняются.
Планирование учебной практики тесно связано с нормированием учебно-производственных работ. Подбор учебно-производственных работ имеет целью перевод рекомендаций и установок программы учебной практики в собственное содержание процесса обучения.
Определим порядок действий мастера производственного обучения при подготовке и проведении урока учебной практики:
1. Изучить Федеральный государственный образовательный стандарт по профессии, основную профессиональную образовательную программу, тщательно переработать программы профессиональных модулей, в составе которых находится учебная практика, на основании данных документов разработать программу учебной и производственной практики, в которой отразить тематический план по всем имеющимся профессиональным модулям. Привести тематический план учебной и производственной практики в соответствие с учебным планом по соответствующей профессии. На каждое занятие учебной практики разработать план-конспект.
2. Обеспечить полное и своевременное выполнение учебного плана и рабочей программы учебной практики.
3. Обеспечить подбор учебно – производственных работ по профессии, соответствующих программе. Для этого разработать перечень работ, по которому легче заблаговременно решать вопросы материального обеспечения.
4. Обеспечить учебно – производственными работами обучающихся во время занятий учебной практики. Эти работы должны быть обеспечены технологической документацией, которая заблаговременно разрабатывается.
5. Обеспечить обучающихся учебным материалом по профессии примерно равными долями, лучше в виде блоков - модулей. Для этого необходимо продумать, как рационально распределить учебный материал, чтобы в органичном единстве объединить учебную и производственную деятельность.
Понятно, что приведенный краткий перечень не охватывает всю многогранную подготовительную деятельность мастера, но он показывает, что речь идет не о «куче бумажек», как это может представиться дилетанту, а о плане стратегии и тактике по подготовке обучающихся. При разработке программы, тематического плана необходимо учитывать логическую последовательность и взаимосвязь уроков, т.е. должна складываться целостная система.
Для более качественного проведения уроков учебной практики необходимо сформировать учебно-технологическую документацию. Такими документами являются: чертежи на отдельные детали, сборочные чертежи, монтажные схемы, технологические карты, инструкционные карты, инструкционно - технологические карты и т.п.
Однако научить обучающихся пользоваться технологической документацией сразу не реально. Вот почему от учебной документации, которая на самых первых этапах обучения может иметь упрощенный характер, требуется постепенное приближение, а затем и полное соответствие технической и технологической документации, установленной для производства и соответствующей стандартам. Это требование является обязательным условиям обучения профессии.
Поясним сказанное примерами:
В период изучения отдельных трудовых операций, когда обучающиеся только начинают освоение профессии, когда у них отсутствуют профессиональные умения и навыки, не сформированы профессионально значимые компетенции, когда для обучающихся все изучаемое является новым, непонятным, когда они нуждаются в подробных объяснениях, инструкциях, в этот период используются инструкционные карты.
После овладения обучающимися основными трудовыми операциями, в период, когда они начинают выполнять простые комплексные работы, отрабатывать несложную технологическую последовательность трудовых операций, их соединение, но необходимость в пояснениях, инструкциях не отпала, в этот период целесообразнее всего использовать инструкционно - технологические карты.
В период выполнения сложных комплексных работ, то есть отработки технологии операций по ремонту приборов применяют технологические карты.
В любой период учебной практики можно применять учебные алгоритмы и карты-задания.
Карты-задания бывают различного вида.
Первый, основной вид - карта-задание по изучению устройства и принципа работы оборудования.
Второй вид - по фиксации трудовых действий, изучению технологических процессов, отработке фактического хода трудового процесса.
Карты - задания третьего вида по обнаружению реальных отклонений и нарушений от норм, правил, технологии.
Четвертый вид карты-задания служит для выработки конкретных действий, определения условий, решения ситуационных задач, разрешения производственных ситуаций.
Пятый вид используется для обобщения собственного опыта обучающихся.
Применение письменных инструкций-заданий для изучения обучающимися оборудования и технологических процессов на предприятиях создает условия для формирования у них таких профессионально важных умений и навыков, как анализ, синтез, систематизация, выделение наиболее существенного и т.п.
Применение письменных инструкций создаёт благоприятные условия для формирования у обучающихся самостоятельности в работе и способствует успешному решению задачи повышения профессиональной адаптации.
Наибольший эффект управления процессом обучения профессии и самостоятельности обучающегося даёт такая организация применения карт, когда они имеются у каждого на рабочем месте. Такая индивидуализация позволяет обучающемуся многократно, независимо от других, обращаться к указаниям, содержащимся в инструкции, в момент необходимости в любых условиях работы. Имея “под рукой” инструкцию, обучающийся может постоянно контролировать свои действия и осознанно их корректировать.
Необходимо также иметь инструкционную карту большого размера как пособие при проведении вводного инструктажа со всей группой. Идентичное применение документа письменного инструктирования в качестве наглядного пособия (плаката).
В любом случае, при реализации программы «Учебная практика» по определенному профессиональному модулю, необходимо сформировать соответствующие профессиональные и общие компетенции, которые без тщательно разработанной учебно-методической документации (карты, инструкции, задания, алгоритмы, технологические карты и др.) сформировать у обучающихся невозможно. Поэтому мастеру производственного обучения отводится огромная роль разработчика, огромное поле для творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно- методическая разработка "Программа практики ( для получения первичных профессиональных знаний, по профилю специальности ) учащихся для специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения"
Практика для учащихся по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" является обязательным разделом основной образовательной программы, предусмотренной ФГОС.Практика состоит из ...
Учебно- методическая пособие "Программа практики ( для получения первичных профессиональных знаний, по профилю специальности ) учащихся для специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения"
Практика для учащихся по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" является обязательным разделом основной образовательной программы, предусмотренной ФГОС.Практика состоит из ...
Подготовка и проведение учебных занятий в соответствии с современными требованиями к организации образовательного процесса в ОУ СПО
В данном сборнике приведены материалы, которые были подготовлены в виде презентации Гамаюновой Н.Ф. – руководителем отдела методического сопровождения реализации программ ООП ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ и ...
Учебно-методический комплекс учебной практики на тему : "Выполнение креативной химической завивки волос"
Учебно-методический комплекс содержит технологическую карту урока, структуру учебной практики, древа понятий, цветопись и алгоритм проведения учебной практики....
Статья: Модели специалиста в соответствии с современными требованиями рынка труда
В педагогической науке в последние годы широко используется метод моделирования, обоснование которого дано в трудах многих ученых. Основным понятием метода является модель, что означает образ, мера, с...
Учебно-методическая карта открытого урока "Демографическая ситуация в современной России"
Работа посвящена разработке методики проведения урока- обсуждения по дисциплине «География». Материал урока соответствует требованиям Федерального государственного ...
Выступление на объединенном заседании ЦМК по теме "Тьюторство как эффективная практика педагогического сопровождения в современном образовании"
Материал содержит основные моменты и понятие тьютерства....