Проведение практической работы на уроках химии с привлечением элементов мастерской
статья

Горячева Вероника Александровна


Статья позволит на конкретном примере рассмотреть возможность использования элементов важнейших этапов мастерских во время проведения практических работ на уроках химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья21.7 КБ

Предварительный просмотр:

         Проведение практической работы на уроках химии с привлечением                          элементов мастерской

     Современное образование предполагает развитие у ребенка регулятивной, познавательной, коммуникативной, творческой активности. Использование такой современной образовательной технологии, как мастерская, наиболее полно отвечает цели образовательной системы. Повышение качества образования при проведении мастерской происходит за счет уменьшения репродуктивной деятельности обучающегося в учебном процессе, а личностно ориентированная технология обеспечивает комфортные условия развития природного потенциала личности.

     Во время проведения практической работы возможно использовать один или несколько этапов мастерской:

ПЕРВЫЙ этап – этап «схвачивания», индукции, который обращен к личности каждого ребенка, его опыту, его знаниям;

ВТОРОЙ этап – этап «деконструкции», разочарования в полноте имеющихся знаний;

ТРЕТИЙ этап – этап «организующего ядра», предложения мастером различных материалов, фактических данных для пробуждения фантазии, мыслей, нового взгляда на давно известное;

ЧЕТВЕРТЫЙ этап – этап «созидания», творения нового знания;

ПЯТЫЙ этап – этап «социализации», предъявления аудитории своей индивидуальной, парной или групповой работы;

И, наконец, РЕФЛЕКСИЯ на уровне самого познавательного процесса.

     Проведение мастерской требует от учителя очень высоко профессионализма, трудозатрат на этапе ее подготовки и временных затрат на этапе ее проведения (90 мин). Я же предлагаю вашему вниманию практическую работу, проведенную мною для студентов 1 курса Петродворцового колледжа по специальности «Технология общественного питания». Время проведения 45 мин. Этапы индукции, созидания, социализации и рефлексии присутствовали на уроки за счет использования работы в группах в начале  и окончании урока над заданиями, приготовленными мною для студентов.

Тема урока: «Ионные уравнения. Условия их протекания»

Тип урока : урок обучение умениям и навыкам с элементами мастерской

Форма урока: практическая работа с элементами групповой и парной работы

Цель урока: усовершенствовать умения составлять уравнения реакций ионного обмена; осуществить контроль этого умения.

Задачи: продолжить развитие знаний учащихся о химических реакциях и условиях их протекания; развивать практические и исследовательские умения учащихся; воспитать бережное отношениек своему здоровью и здоровью окружающих через соблюдение правил техники безопасности

Планируемые результаты: - личностные: проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме и творческого отношения к процессу обучения; - коммуникативные : умение формулировать высказывание, умение согласовывать позиции и находить общее решение, умение адекватно использовать речевые средства для представления результата, осуществлять совместную деятельность; -познавательные: умение вести наблюдение, умение прогнозировать ситуацию, умение использовать различные источники для получения химической информации, умение выполнять учебное задание в соответствии с целью, умение выполнять учебное действие в соответствии с планом, умение оценивать результаты решения поставленных задач.

Структура урока

Организационный момент. Целеполагание (3 мин)

Задание 1. Чтобы актуализировать наши знания о ТЭД и реакциях обмена составим текст, заполнив пропуски подходящим по смыслу содержанием. Слушаем ответы в группах из четырех студентов (3 мин)

Задание 2. Группам предлагаются в частично тестовой форме  задания для обсуждения. Аргументированные решения представляются группами на доске. (15 мин)

Задание 3. Работа в парах с практическими опытами  (15- 18 мин.)

Выводы. Рефлексия. Запись домашнего задания (9- 6 мин)

  1. Текст
  1. Вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток называют ____________.
  2. Процесс распада некоторых веществ на ионы под действием полярных молекул воды называется __________ _______________.
  3. Отношение числа распавшихся на ионы молекул к общему числу молекул введенных в раствор называется ___________ ____________________.
  4. В растворах сильных электролитов присутствуют ______________, а в растворах слабых электролитов преимущественно ______________.

Ионы бывают ____________ и ________________.

  1. В растворах кислот общей частицей является ___________ ____________, а в растворах оснований  ________ _________.
  2. Реакции, в которых участвуют ионы, взаимодействующие, связываюшиеся друг с другом, называются ______________ реакциями.

  1. Вопросы, рассматриваемые в группах:
  1.  К реакциям обмена относят реакцию, уравнение которой

а) CaO + SO= CaSO

б) 2Na + 2HO = 2NaOH +H

в) 2Al(OH) = AlO+HO

г) HS + 2KOH= KS + 2HO

  1. Укажите, какие из предложенных ионов не могут находиться в одном растворе: Сu+2,Na+, Ag+, Н+,

ОН-, NO3-, Сl-?

  1. Подберите не менее двух пар веществ, суть взаимодействия которых в растворе сводится к следующему взаимодействию ионов: Н++ ОН-   → Н2О
  2. Сокращенное ионное уравнение   СаСО3 + 2Н+ → Са+2 + СО2 + Н2О   соответствует взаимодействию карбоната кальция  с раствором:                         а) Н2S        

                                                                                                               б) HCl

                                                                                                               в) H2CO3

                                                                                                               г) СН3СООН

         5)    Осадок образуется при взаимодействии пар веществ:                

                                                                                                а) Н3PO4  и К2SO4

                                                                                                б) Н3PO4 и КОН

                                                                                                в) Na2SiO3 и H2SO4      

                                                                                                г) Cu(NO3)2 и Mg SO4

                 6)   Газ образуется при взаимодействии :                а) Н+ и Cl-

                                                                                                б) NH4+  и PO4-3

                                                                                                в) Na+ и SO3-2

                                                                                                г) H+ и SO32-

                                                                       

                                              3. Выполнение практического задания

                                                                     Практическая работа

                                Реакции ионного обмена. Условия их протекания

                                              Порядок выполнения работы

Опыт 1.  Взаимодействие кислоты с основанием

Налейте в пробирку 2-3 мл раствора гидроксида натрия. Добавьте 2 капли раствора фенолфталеина. Что наблюдаете? Добавьте небольшими порциями раствор серной кислоты до исчезновения окраски. Напишите уравнение реакции взаимодействия гидроксида натрия с серной кислотой в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.

Опыт 2. Получение нерастворимого основания взаимодействием соли со щелочью

Налейте в пробирку 2-3 мл раствора сульфата меди (II) и добавьте такой же объем раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете? Опишите признаки проводимой реакции. Напишите уравнение реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.

Опыт 3. Взаимодействие соли с кислотой

Налейте в пробирку 2-3 мл раствора карбоната натрия и добавьте немного раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Опишите признаки проводимой реакции. Напишите уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Опыт 4. Взаимодействие солей друг с другом

Налейте в пробирку 2-3 мл раствора нитрата серебра и добавьте немного раствора хлорида натрия. Что наблюдаете? Опишите признаки проводимой реакции. Напишите уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Памятка: 1) сильные электролиты следует записывать в виде отдельных составляющих их ионов;

2) неэлектролиты и слабые электролиты, так называемые малодиссоциирующие вещества,следует записывать в виде молекул.

Сделайте вывод : в каких случаях реакции ионного обмена протекают до конца, необратимо?

Предположите, в какой области химии могут использоваться знания о подобных условиях?

И в заключение мне хотелось бы сказать, что, возможно, мой опыт использования на уроках элементов мастерской поможет учителям сделать шаг в сторону от «традиционного» образования и обогатить уроки творческими, современными технологиями.  Ведь задача современного учителя - развивать в детях уверенность в себе и в своих способностях, умение самостоятельно решать свои проблемы, создавать здоровую обстановку в своем окружении, готовность к уважению прав других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь для лабораторных и практических работ по дисциплине "Химия" 1 курс СПО

Рабочая тетрадь предназначена для работы студентов I курса по выполнению лабораторных и практических работ. Содержит контрольные задания и методику выполнения лабораторных и практических  работы,...

Методическая разработка проведение практических работ по МДК 02.02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»

Методическая разработка для проведение практических работ по МДК 02.02  «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»...

Методические рекомендации по формированию у учащихся умений и навыков в процессе выполнения лабораторных и практических работ на уроках химии

Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии  среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет прикладной характер, является инстр...

База данных MS Access Практические работы (методические указания по проведению практических работ для специальностей юридического профиля)

Методическое пособие предназначено для студентов СПО юридического профиля, содержит восемь лабораторно - практических работ. Каждая практическая работа содержит теоретический материал, указания для вы...

Методические указания по проведению практических занятий ОП. 08 Основы автоматики и элементы систем автоматического управления специальности 08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация электро-оборудования промышленных и гражданских зданий»

Методические указанияпо проведению практических занятийОП. 08 Основы автоматики и элементы системавтоматического управленияспециальности  08.02.09  «Монтаж, наладка и эксплуатация элек...

Методическая разработка теоретического занятия с практической работой "Основные технические характеристики ЭВМ. Логические элементы ЭВМ"

Ознакомление учащихся по предметй технические средства автоматизации с основными техническими характеристиками электронно-вычислительных машин. Практическая работа: практическое ознакомление учащихся ...