Методическая разработка проведение практических работ по МДК 02.02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»
методическая разработка на тему
Методическая разработка для проведение практических работ по МДК 02.02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_prakticheskikh_zadaniy_po_mdk_02_02.doc | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области
«Краснозаводский химико-механический колледж»
Специальность 080114
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании ПЦК
бухгалтерско-эономических
дисциплин Зам. директора по УВР
Протокол № 2 от ______________ ________________ С.В. Тринитатова
« ____» ____________ 20___ года.
Председатель комиссии
______________(Н.С. Анисимова)
Методическая разработка
проведение практических работ
по МДК 02.02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»
Разработал преподаватель
специальных дисциплин
________________ Гурьянова Е.В.
г. Краснозаводск
2013 г.
Пояснительная записка
Методическая разработка предназначена для проведения практических работ. Дисциплина ПМ 02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации» по МДК 02.02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации».
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен знать:
- нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации имущества;
- основные понятия инвентаризации имущества;
- характеристику имущества организации;
- цели и периодичность проведения инвентаризации имущества;
- задачи и состав инвентаризационной комиссии;
- процесс подготовки к инвентаризации;
- порядок подготовки регистров аналитического учета по местам хранения имущества без указания количества и цены;
- перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации; приемы фактического подсчета имущества;
- порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию; порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
- порядок инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
- порядок инвентаризации нематериальных активов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
- порядок инвентаризации и переоценки материально-производственных запасов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
- формирование бухгалтерских проводок по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
- формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;
- процедуру составления акта по результатам инвентаризации;
- порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
- порядок инвентаризации расчетов;
- технологию определения реального состояния расчетов;
- порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;
- порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98).
Практическая работа № 1
Тема: Определение цели и периодичность проведения инвентаризации. Руководство нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества.
Цель: Овладеть навыками и умениями по определению цели и периодичности проведения инвентаризации, умением руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества.
Задание: На основании исходных данных:
- Ознакомиться с нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества;
- Составить приказ по организации о проведении инвентаризации по форме ИНВ-22.
Исходные данные
- Нормативные документы, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества:
- Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ.
- Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 г. (ред. от 08.11.2010г.) № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» .
- Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998г. № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» (редакция на 26.03.2007).
- Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (в ред. постановлений Госкомстата РФ от 27.03.2000 №26, от 03.05.2000 № 36).
- На основании изученных нормативных документов составить приказ о проведении инвентаризации по форме ИНВ-22 (приложение 1) по организации ООО «Олимп» на 2013 год, используя теоретический материал Бухгалтерский учет (стр.437).
В состав инвентаризационной комиссии по приказу включены:
- Товаровед (председатель);
- Зав. складом (МОЛ);
- Кладовщица;
- Бухгалтер.
Примечание: Недостающие реквизиты придумать и заполнить самостоятельно.
Практическая работа № 2
Тема: Составление инвентаризационных описей, проведение физического подсчета имущества.
Цель: Овладеть навыками и умениями по составлению инвентаризационных описей и проведению физического подсчета имущества.
Задание: На основании исходных данных в ООО «Олимп»:
- Проведите физический подсчет всех продовольственных товаров, используя теоретический материал Бухгалтерский учет (стр.437). Опишите процесс физического подсчета.
- Составьте инвентаризационную опись по форме ИНВ-3 на основании следующих данных:
Таблица 1
№ п/п | Наименование товаров | Количество, кг | Цена за 1 кг, руб. | |
Фактически | По учёту | |||
1 | Колбасы варёно-копчёные | 8090 | 8160 | 245-00 |
2 | Маргарин | 490 | 488 | 140-00 |
3 | Сыры в парафиновом покрытии | 5330 | 5350 | 243-00 |
4 | Сыры в полимерной плёнке | 2700 | 2700 | 247-00 |
Бухгалтерские проводки по результатам инвентаризации составить в следующей таблице:
Бухгалтерские проводки по результатам инвентаризации товарно-материальных ценностей
в ООО «Олимп»
Таблица 2
№ | Содержание операции | Сумма в руб. | Проводки | |
Дебет | Кредит | |||
1 | Отражена сумма недостачи ТМЦ | |||
2 | Отражена сумма излишков ТМЦ | |||
3 | Сумма недостачи ТМЦ отнесена за счет виновного лица | |||
4 | Возмещение виновным лицом суммы недостачи | |||
Практическая работа № 3
Тема: Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности.
Цель: Овладеть навыками и умениями по составлению и проверки приходных кассовых ордеров, расходных кассовых ордеров, кассовой книги. Правильно расставить проводки. Выявить излишки и недостачи.
Задание: На основании исходных данных в ООО «Олимп»:
- На основе приведенных операций по кассе за сентябрь 2013 года заполнить приходные и расходные кассовые ордера, проставить корреспондирующие счета по каждой операции, заполнить кассовую книгу. Вывести остаток на конец месяца, пересчитать наличные деньги, выявить излишки или недостачи и отразить бухгалтерскими проводками результаты инвентаризации денежных средств.
- Составить по форме N ИНВ-15 "Акт инвентаризации наличных денежных средств".
Таблица 1
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Сумма, руб. |
Остаток на 01.09.2013 5 000 | ||
1 | Выдана инженеру Ливанову В.П. сумма перерасхода по авансовому отчету № 46 | 60 |
2 | Получено в банке по чеку № 093615: - для выплаты заработной платы - на командировочные расходы | 122600 4000 |
3 | Сдан в кассу агентом Аксаковым И.П. остаток подотчетных сумм | 50 |
4 | По платежным ведомостям № 71-78 выплачена заработная плата рабочим и служащим | 122600 |
5 | Выдан аванс на командировку инженеру Васильеву М.И. | 4000 |
6 | Сдан в кассу инженером Васильевым М.И. Остаток неиспользованных подотчетных сумм согласно авансовому отчету № 48 | 40 |
7 | Получено в банке по чеку № 093616: - для выплаты заработной платы - для выдачи депонентам - на хозяйственные нужды | 30400 2200 2800 |
8 | Выдана сумма подотчет на хозяйственные нужды машинистке Петровой В.С. | 500 |
9 | Выдана сумма подотчет на хозяйственные нужды агенту Аксакову И.П. | 1300 |
10 | По платежным ведомостям № 79-80 выплачена заработная плата рабочим и служащим | 30400 |
11 | Выдана заработная плата депонентам | 2200 |
12 | Выдана сумма подотчет на хозяйственные нужды инженеру Васильеву М.И. | 1000 |
Бухгалтерские проводки по результатам инвентаризации составить в таблице.
Практическая работа № 4
Тема: Инвентаризация расчетов с персоналом.
Цель: Проверить обоснованность сумм задолженности, которая числится на счетах бухгалтерского учета организации.
Задание: В декабре 2012 года в ООО «Авокадо» принято решение провести инвентаризацию расчетов с персоналом. В каком порядке это нужно сделать, и какие документы оформить?
25 декабря 2012 года руководитель издал приказ № 150 о проведении инвентаризации расчетов с персоналом по состоянию на 25 декабря 2012 года. Форма приказа утверждена постановлением Госкомстата РФ от 18.08.98 № 88. В строке «Инвентаризации подлежит» указано «обязательства по расчетам с персоналом по оплате труда и прочим операциям», а в строке – «Причина инвентаризации» – «составление бухгалтерской отчетности за 2012 год».
Таблица 1
Название счета | Перечень учитываемых обязательств |
Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» | Обобщается информация о расчетах с работниками по заработной плате, пособиям и т.п., а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации |
Счет 76 субсчет 4 «Расчеты по депонированным суммам» | Обобщается информация о расчетах с работниками по суммам, начисленным, но не выплаченным: в установленный срок (из-за неявки получателей) |
Счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» | Обобщается информация обо всех видах расчетов: с работниками кроме расчетов по оплате труда и расчетов с подотчетными лицами |
Счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» | Обобщается информация о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и прочие расходы |
- Из каких этапов состоит инвентаризация расчетов с персоналом? Что включает в себя каждый этап?
2. Проверка расчетов с персоналом по счетам 70, 71, 73, 76 субсчет «Расчеты по депонированным суммам». Выяснилось, что:
- на счете 70 числится кредиторская задолженность по зарплате за декабрь 2012 года в размере 195 000 руб., а также дебиторская задолженность в сумме 28 000 руб. Из-за чего возникла кредиторская и дебиторская задолженность?
- зарплата за первую половину месяца не была выплачена, работникам необходимо начислить компенсацию за задержку и отразить ее на отдельном субсчете счета 73 (табл. 2). При этом период просрочки составил 11 календарных дней (с 21 по 31 декабря), ставка рефинансирования – 8,25% (Указание Банка России от 13.09.2012 № 2873-У).
- счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Инвентаризационная комиссия установила, что согласно договору займа от 06.04.2012 главному бухгалтеру Петрову П. П. был выдан заем в размере 100 000 руб. сроком на 1 год. Следовательно, срок возврата займа еще не наступил. Поскольку заем является беспроцентным, задолженность по выплате процентов не формируется. В бухучете сумма выданного займа была отражена на счете 58 «Финансовые вложения». Правильно ли это?
- на счете 71 числится дебиторская задолженность в размере 2 215 руб. по суммам, выданным под отчет. В бухучете числится дебиторская задолженность Л.Л. Леонидова по подотчетной сумме в размере 2000 руб. В ходе инвентаризации было установлено, что 13 ноября 2012 года он получил из кассы деньги под отчет на 3 дня. Также было установлено, что за уволенным работником М. М. Мишиным с 15 ноября 2009 года числится задолженность по подотчетной сумме в размере 215 руб. Срок, на который были выданы подотчетные суммы, закончился 25 ноября 2009 года. Причина дебиторской и кредиторской задолженности по счету 71? Какие действия надо предпринять?
- на счете 76 субсчет «Расчеты по депонированным суммам». Инвентаризационная комиссия установила, что на этом субсчете числится депонированная зарплата в размере 117 руб., которая не была выплачена уволенному работнику А.А. Абрамову. Какие действия надо предпринять?
- сальдо по счету 73 равно нулю.
3. Какие документы надо составить по результатам инвентаризации?
Практическая работа № 5
Тема: Проведение выверки финансовых обязательств. Проведение инвентаризации расчетов. Определение реального состояния расчетов.
Цель: Овладеть навыками и умениями по проведению выверки финансовых обязательств и проведению инвентаризации расчетов, определению реального состояния расчетов.
Задание: На основании исходных данных решить практические ситуации:
- По проведению выверки финансовых обязательств и проведению инвентаризации расчетов;
- По проведению инвентаризации расчетов и отразить результаты инвентаризации в «Акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» по форме ИНВ-17 (приложение 1) и в «Справке к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» по форме ИНВ-17п (приложение 2).
- По определению реального состояния расчетов, используя теоретический материал конспекта по освоению модуля ПМ 02
Исходные данные
В организации ООО «Олимп» имеются следующие данные о наличии дебиторской и кредиторской задолженности на день инвентаризации 1 декабря текущего года:
- По дебиторской задолженности:
Таблица 1
Наличие дебиторской задолженности в ООО «Олимп» на день инвентаризации
Наименование счета бухгалтерского учета и дебитора | Номер счета | Сумма по балансу, руб. коп. | |||
всего | в том числе задолженность | ||||
подтвержденная дебиторами | не подтвержденная дебиторами | с истекшим сроком исковой давности | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Расчеты с покупателями и заказчиками с ООО «Аврора» | 62.1 | 62 015,50 | 50 000,00 | 12015,50 | - |
Расчеты с разными дебиторами с ООО «Автоперевозчик» | 76.1 | 7183,80 | 7183,80 | - | - |
Расчеты с подотчетными лицами – менеджер ООО «Олимп» Соловьева Анна Сергеевна | 71 | 3500,00 | 3500,00 | - | |
Расчеты по авансам выданным поставщикам и подрядчикам с ООО «Ремонт» | 60.2 | 12 589,40 | 8400,20 | 3189,20 | 1189,20 |
Итого | ? | ? | ? | ? |
- По кредиторской задолженности
Таблица 2
Наличие кредиторской задолженности в ООО «Олимп» на день инвентаризации
Наименование счета бухгалтерского учета и кредитора | Номер счета | Сумма по балансу, руб. коп. | |||
всего | в том числе задолженность | ||||
подтвержденная кредиторами | не подтвержденная кредиторами | с истекшим сроком исковой давности | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками с ООО «Продтовары» | 60.1 | 402 502,50 | 402 502,50 | - | - |
Расчеты с разными кредиторами с ООО «Наука» | 76.2 | 10 250,00 | 10 000,00 | - | 250,00 |
Расчеты по авансам полученным от покупателей и заказчиков с ООО «Ласточка» | 62.2 | 102 510,00 | 102 000,00 | 510,00 | - |
Расчеты по НДС с МИ № 10 ФНС России | 68.4 | 4200,00 | - | 4200,00 | - |
Расчеты с ПФР по обязательному страхованию на выплату страховой части трудовой пенсии | 69.1 | 8510,20 | 8510,20 | - | - |
Расчеты с персоналом по оплате труда ООО «Олимп» | 70 | 42551,00 | 42551,00 | - | - |
Итого | ? | ? | ? | ? |
На основании данных, отраженных в таблицах по наличию дебиторской и кредиторской задолженности составить справку к Акту инвентаризации расчетов, используя данные следующей таблицы:
Таблица 3
Данные для составления справки к Акту инвентаризации расчетов
Номер по порядку | Наименование, адрес и номер телефона дебитора, кредитора | Числится задолженность | Сумма задолженности, руб. коп. | Документ, подтверждающий задолженность | ||||
за что | дата начала | дебиторская | кредиторская | наименование | номер | дата | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | ООО «Аврора» | За проданные товары | 10.10 | 62 015,50 | Товарная накладная | 415 | 10.10 | |
2 | ООО «Автоперевозчик» | За выполненные услуги | 01.11 | 7183,80 | Акт выполненных работ | 115 | 01.11 | |
3 | Соловьева Анна Сергеевна | Подотчетные суммы | 10.11 | 3500,00 | Авансовый отчет | 10 | 10.11 | |
4 | ООО «Ремонт» | За выполненные работы | 15.10 | 12 589,40 | Акт выполненных работ | 87 | 15.10 | |
5 | ООО «Продтовары» | За полученные товары | 20.11 | 402 502,50 | Товарная накладная | 213 | 20.11 | |
6 | ООО «Наука» | За выполненные работы | 05.11 | 10 000,00 | Акт выполненных работ | 56 | 05.11 | |
7 | ООО «Ласточка» | За полученные авансы | 05.11 | 102 510,00 | Выписка банка, платежное поручение | 79 | 05.11 | |
8 | МИ № 10 ФНС России | Задолженность по НДС | 20.10 | 4200,00 | Налоговая декларация | - | 20.10 | |
9 | ПФ России | Задолженность по обязательному страхованию на выплату страховой части трудовой пенсии | 15.11 | 8510,20 | Бухгалтерская справка | 11 | 15.11 | |
10 | Расчеты с персоналом по оплате труда ООО «Олимп» | Задолженность по выплате заработной платы | 20.11 | 42551,00 | Платежная ведомость на выплату зарплаты | 10 | 20.11 | |
Итого: | ? | ? |
Практическая работа № 6
Тема: Выявление задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета.
Проведение инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98).
Цель: Овладеть навыками и умениями по:
- Выявлению задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета.
- Проведению инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98).
Задание: Используя теоретический материал по освоению модуля ПМ 02 (тема «Проведение процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации» , вопросы 1 и 2) составить тесты по следующим вопросам (количество вопросов неограниченно):
- Порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета.
- Порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98).
Практическая работа № 7
Тема: Участие в инвентаризации дебиторской задолженности организации. Участие в инвентаризации кредиторской задолженности организации.
Цель: Овладеть навыками и умениями по инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности.
Задание: Используя теоретический материал учебного пособия по освоению модуля ПМ 02 (тема «Проведение процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации» вопросы 1, 2, 3, 4) составить тесты по следующим вопросам (количество вопросов неограниченно):
- Порядок проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности;
- Порядок составления «Акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» по форме ИНВ-17;
- Порядок составления «Справки к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» по форме ИНВ-17п;
- Технологию определения реального состояния расчетов;
- Порядок выявления задолженности, не реальной к взысканию;
- Порядок списания безнадежной задолженности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания по организации и выполнению практических работ обучающихся МДК 02.02. Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации
ПРС МДК 02.02 Специальность 38.02.01...
СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ МДК02.02 БУХГАЛТЕРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалт
Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...
Инструкционо-технологическая карта практического занятия по МДК 02.02 "Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации"
Инструкционо-технологическая карта по проведению практического занятия по МДК 02.02 "Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации" позволяет освоить студентам умения и ...
Методическая разработка проведения урока по МДК 02.02. Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации на тему: «Инвентаризация денежных средств в кассе»
Цель данного занятия - формирование знаний о технологии проведения инвентаризации денежных средств в кассе и оформлении результатов инвентаризации; формирование умений и навыков по оформлению до...
Рабочая программа по МДК 02.02 Бухгалтерская технология проведения и формления инвентаризации
Рабочая программа междисциплинарного курса является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена...
Билеты для дифференцированного зачета по ПМ 02 МДК 02.02 Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации
Билеты для дифференцированного зачета по МДК 02.02 Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации для специальности 38.01.02 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...
Методическая разработка отрытого урока по теме «Инвентаризация материально-производственных запасов (МПЗ)» по МДК 02 02 Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации
Методическая идея урока - Организация и проведение урока в контексте будущей профессиональной деятельности, с использованием интерактивных методов обучения. Тип урока – комбинированный урок, вид...