Рабочая программа СПО Статистика
рабочая программа
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ | |
Руководитель | Директор колледжа | |
учебно-методического управления | ||
________________ С.В. Попова | _______________ Ю.Ю. Каганер | |
«____» _____________ 20____г. | «____» _____________ 20____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Статистика
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности СПО
38.02.07 Банковское дело
Москва, 2016 г.
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) Комиссией Дисциплин математического общего естественного цикла; общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей специальностей технического профиля, права и сервиса | Разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования |
Протокол №___от «__»_______20__г | 38.02.07 «Банковское дело» |
Председатель предметной ( цикловой) комиссии колледжа: ______________ /Жукова М.А./ |
Разработчик (составитель):
Коротков А.Б. – преподаватель колледжа Московского университета имени С.Ю. Витте.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 12 |
| 14 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СТАТИСТИКА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.07 Банковское дело.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Дисциплина является общепрофессиональной и входит в состав профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 38.02.07 Банковское дело.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- собирать и регистрировать статистическую информацию;
- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
- выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;
- осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- предмет, метод и задачи статистики;
- общие основы статистической науки;
- принципы организации государственной статистики;
- современные тенденции развития статистического учета;
- основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
- основные формы и виды действующей статистической отчетности;
- технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.
Студент должен освоить следующие общие и профессиональные компетенции:
Студент должен освоить следующие общие и профессиональные компетенции:
- способность к восприятию информации, готовность к использованию основных методов,способов и средств получения, хранения, переработки информации. (ОК-14);
-общенаучные компетенции (способность осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодежной проблематике; навыки в составлении обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по молодежной тематике; способность выступать с докладами и сообщениями и участвовать в обсуждении проблем на семинарах, научно-практических конференциях; способность участвовать в подготовке эмпирических исследований по молодежной проблематике) (ПК-1).
Карта компетенций
компетенция | Признаки проявления | Технология формирования | Методы оценки уровня сформированности |
ОК-3 | Студент на основе статистических данных может обобщать и анализировать социально-экономические явления | Анализ статистических данных деятельности предприятий | Обсуждение и анализ предложенных студентами проектов |
ОК-11 | Студент может осуществлять профессиональную деятельность в сфере сбора, обработки и анализа статистической информации. На основе анализа информации вносить предложения по совершенствованию сбора статистической информации | Составление форм статистической отчетности на основе данных о результатах проведенных статистических исследований. | Оценка деятельности студента по работе со статистической отчетностью |
ОК-12 | владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации полученной в глобальных компьтерных сетях. | Практической использование статистических данных полученных в глобальных копьютерных сетях | Проверка решения поставленных задач, оценка деятельности. |
ПК-10 | Студент знает основные этапы сбора, обработки и анализа статистической информации. | Решение задач, деловые игры в малых группах. | Проверка решения задач, оценка выполнения заданий и выступлений студентов. |
Может использовать статистические данные для внесения предложений по совершенствованию деятельности статистических органов | |||
ПК-13 | Студент может четко и грамотно оформлять формы статистической отчетности и отражать в ней результаты профессиональной деятельности. | Решение задач, проведение деловых и модельных игр. | Проверка решения задач, оценка выступлений студентов. |
Студент должен знать:
- научные принципы организации статистических служб системы Госкомстата РФ ;
- принципы и методы организации сбора статистических данных;
- принципы и методы обработки результатов статистического наблюдения (его материалов);
- сущность обобщающих показателей - абсолютных статистических величин, средних, других видов относительных величин, показателей вариации, динамики, взаимосвязи, основы анализа статистических данных
- Основные термины и определения статистики.
Студент должен уметь:
- организовывать и проводить сплошное и не сплошное наблюдение правовых явлений;
- строить разнообразные статистические таблицы;
- исчислять различные статистические показатели (абсолютные и относительные, средние, показатели вариации, показатели тесноты связи);
- анализировать статистические данные о явлениях, социальном контроле над ними и формулировать выводы и предположения, вытекающие из анализа данных.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часа;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем, час |
Максимальная нагрузка (всего) | 72 |
Самостоятельная работа | 18 |
Обязательная аудиторная нагрузка, | 54 |
в том числе: | |
Модуль 1. Задачи статистики, ее организация и методология | |
Максимальная нагрузка | 36 |
Самостоятельная работа | 9 |
Обязательная, | 27 |
из них: | |
Лекции, уроки | 9 |
Практические занятия | 18 |
Формы контроля | Текущий контроль |
Модуль 2. Основы общей статистики | |
Максимальная нагрузка | 36 |
Самостоятельная работа | 9 |
Обязательная, | 27 |
из них: | |
Лекции, уроки | 9 |
Практические занятия | 18 |
Формы контроля | Текущий контроль |
Курсовое проектирование | - |
Итоговая форма контроля | Дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины СТАТИСТИКА
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Модуль 1. Задачи статистики, ее организация и методология | 36 | ||
Тема 1.1. Сущность статистики как науки | Содержание учебного материала | 1 | |
Предмет, метод и задачи статистики. Основные формы и виды статистической отчетности | 1;2 | ||
Лабораторные работы | - | ||
Практические занятия | 2 | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||
Тема 1.2. Принципы организации государственной статистики | Содержание учебного материала | 2 | 2; 3 |
Задачи и принципы организации гос. Статистики в РФ. Современные тенденции в развитии статистического учета | |||
Лабораторные работы | - | ||
Практические занятия 1 Статистическая сводка. Программа статистической сводки. Результаты сводки. Виды группировок. Порядок и способы построения группировки | 2 | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1Решение задач на виды и способы группировок. | 2 | ||
Тема 2.1. Этапы проведения и программа статистического наблюдения | Содержание учебного материала | 2 | |
Формы и виды статистического наблюдения. Ошибки статистического наблюдения и контроль | 2; 3 | ||
Лабораторные работы | - | ||
Практические занятия .Определение объекта и единицы наблюдения; 2.разработка формуляра и программы обследования. | 2 | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. .Определение целей и задач статистического наблюдения, 2.Составление плана статистического наблюдения и разработка статистического инструментария (анкет, опросных листов). | 2 | ||
Тема 2.2 Организация статистического наблюдения | Содержание учебного материала | 2 | 2;3 |
Методы статистического наблюдения. Определение способов статистического наблюдения и объема исследования. | |||
Лабораторные работы | - | ||
Практические занятия
| 2 | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся
| 2 | ||
Тема 2.3 Сводка, группировка и ряды распределения в статистике, способы наглядного представления статистических данных | Содержание учебного материала | 2 | |
Статистическая сводка. Программа статистической сводки. Результаты сводки Виды группировок. Порядок и способы построения группировки. Статистические таблицы, виды статистических таблиц. Правила построения статистических таблиц. Структурный и содержательный анализ статистических таблиц. Статистические графики, элементы статистического графика. Виды графиков | 2; 3 | ||
Лабораторные работы | - | ||
Практические занятия 1 Построение и анализ таблиц и графиков | 8 | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Подготовка докладов по темам: Виды группировок Особенности построения группировок по атрибутивным и количественным признакам Способы графического изображения рядов распределения Решение и анализ задач на построение группировок Тестовый контроль | 2 2 | ||
Модуль 2. Основы общей статистики | 36 | ||
Тема 2.1. Классификация статистических показателей | Содержание учебного материала | 1 | |
Индивидуальные и сводные абсолютные величины. Относительные величины динамики, выполнения плана, планового задания, структуры, координации, интенсивности и наглядности. | 2;3 | ||
Лабораторные работы | - | ||
Практические занятия 1. Определение относительных показателей и анализ полученных результатов | 3 | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1 Решение задач на определение относительных величин | 1 | ||
Тема 2.2. Средние величины и показатели вариации в статистике | Содержание учебного материала | 1 | |
Понятие и виды средних величин. Средняя арифметическая и ее свойства Средняя гармоническая, средняя геометрическая, средняя квадратическая Структурные средние: мода, медиана. | 2; 3 | ||
Лабораторные работы | - | ||
Практические занятия 1.Определение среднего уровня изучаемого явления и анализ полученных результатов. 2. Решение задач на определение моды и медианы графическим и аналитическим способами | 3 | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1.Решение задач на определение средних величин | 1 | ||
Тема 2.3. Ряды динамики и индексы | Содержание учебного материала | 2 | 2;3 |
Ряды динамики, их виды. Показатели динамического ряда, их анализ Методы анализа основной тенденции в рядах динамики. Понятие и модели сезонных колебаний. Понятие и классификация индексов. Расчет индивидуальных и сводных индексов. Индексный анализ | |||
Лабораторные работы | - | ||
Практические занятия 1. 1.Анализ динамики изучаемого явления. 2.Применение различных методов для выявления основной тенденции развития явления в рядах динамики. 3.Анализ сезонности. Расчет и анализ индексов | 3 | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. 1.Решение и анализ задач на определение показателей динамического ряда; на применение различных методов выявления тенденции развития явления в ряде динамики; на выявление наличия сезонной неравномерности в исследуемом явлении. Решение задач на расчет и анализ индексов | 2 | ||
Тема 2.4. Формирование выборочной совокупности | Содержание учебного материала | 1 | |
Понятие выборочного наблюдения. Генеральная и выборочная совокупности, способы отбора единиц в выборочную совокупность Ошибка выборочного наблюдения, виды выборок. | 2; 3 | ||
Лабораторные работы | - | ||
Практические занятия Решение задач на определение отбора выборку, оценка ошибки выборочного наблюдения | 3 | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||
2;3 | |||
Тема 2.5. Оценка результатов выборочного наблюдения | Содержание учебного материала | 2 | |
Определение доверительных интервалов Определение доверительной вероятности Определение объема выборочной совокупности | |||
Лабораторные работы | - | ||
Практические занятия 1. Определение доверительных интервалов, доверительной вероятности, объема выборочной совокупности | 3 | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся
| 2 | ||
2; 3 | |||
Тема 3.1. Методы изучения связи между явлениями, корреляционно-регрессионный анализ | Содержание учебного материала | 2 | |
Причинно- следственные связи между явлениями, виды связей Качественный анализ изучаемого явления, построение модели связи, интерпретация результатов. Корреляция. Корреляционно- регрессивный анализ. Уравнение регрессии. Коэффициенты регрессии. Адекватность моделей, построение на основе уравнения регрессии. Интерпретация моделей регрессии | |||
Лабораторные работы | - | ||
Практические занятия 1. Решение задач на построение уравнения регрессии | 1 | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Решение задач по составлению уравнения регрессии, определение его параметров. Изучение тесноты корреляционной связи. Решение задач на определение наличия и тесноты корреляционный связи, вычисление коэффициента корреляции и эмпирического корреляционного отношения | 2 | ||
- | |||
Тестовый контроль | 2 | ||
Всего: | 72 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины происходит в кабинете №518.
ПАСПОРТ
Кабинет (аудитории) | Кабинета статистики | ||
№ 518 |
- Данные кабинета:
| Статистика | ||
| Жукова М.А. | ||
уч. степень (звание), должность, ФИО | |||
| 16 | ||
| 6,84 х 5,3м = 36,3 м2 |
- Система техники безопасности и защиты обучающихся:
- Средства первичного пожаротушения (огнетушитель: порошковый) находится в коридоре
- Устройство защитного отключения электроснабжения;
- Назначение кабинета:
- Кабинет предназначен для проведения теоретических и практических занятий по статистике, для специальностей 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)», 38.02.07 «Банковское дело», 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике», реализуемых в учебном заведении
- Перечень оборудования
| Преподавательский стол- 1; столы обучающихся (модульные) –10; стулья - 1; классная доска – 1; стенд – 1; часы настенные - 1 |
|
- Характеристика ПК: Компьютер: ____________
- Программное обеспечение:
Наименование, производитель | Пакет | Версия |
- Перечень методического наполнения кабинета: наглядные пособия (перечислить).
Плакаты | Плакаты: Линейно-дробная функция; Логарифмическая функция; Показательная функция; Значение тригонометрических функций некоторых углов; Линейная функция; Квадратичная функция; Квадратное уравнение; Тригонометрическая функция; Тригонометрические формулы; Квадратное неравенство; Натуральные числа; Положительные и отрицательные функции; Квадратный трехчлен; Угол в градусах. Угол в радианах; Обратная тригонометрическая функция; Направление развития статистики; Сводка и группировка; Виды статистических таблиц; Статистика как наука; Связь статистики с другими дисциплинами; Элементы статистической таблицы; Размер равного интеграла; Абсолютные и относительные величины. Пробковый стенд: портреты учёных: Архимед; Карл Фридрих Гаусс; Николай Иванович Лобачевский; Пифагор. |
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Статистика: Учебник для студентов учреждений СПО/ Под ред. В.С. Мхитаряна.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 372с.
1.Годин А.М /Статистика: Учебник /., - 11-е изд., перераб. и испр. - М.:Дашков и К, 2018. - 412 с.: ISBN 978-5-394-02183-1
https://znanium.com/catalog/product/323596
2. И.И. Сергеева, Т.А. Чекулина, С.А. Тимофеева/ Статистика:/ Учебник /. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 304 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0462-6
https://znanium.com/catalog/product/450376
3. Сергеева И.И., Чекулина Т.А., Тимофеева С.А., /Статистика: Учебник / - 2-е изд., испр. и доп. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 304 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-8199-0462-6
https://znanium.com/catalog/product/545008
4 В.В. Глинский, В.Г. Ионин, Л.К. Серга [и др.] /Статистика : учебник /; под ред. В.Г. Ионина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 355 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).
https://znanium.com/catalog/product/552459
5. Ю.С. Ивченко /Статистика: Учебное пособие /. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2018. - 375 с.: - (Высшее образование)
https://znanium.com/catalog/product/929679
- И.И. Сергеева, Т.А. Чекулина, С.А. Тимофеева /Статистика : учебник /. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. — 304 с. — (Среднее профессиональное образование).
https://znanium.com/catalog/product/1020234
- Плохотников, К.Э. /Статистика : учеб. пособие / К.Э. Плохотников, С.В. Колков. — 5-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 286 с. - (Экономика и управление). - ISBN 978-5-89349-998-8. –
https://znanium.com/catalog/product/1034327
Дополнительные источники:
- Рафикова Н.Т. Основы статистики: Учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2012. – 352 с.
Интернет-ресурсы:
- Государственный комитет РФ по статистике [Электронный ресурс] . – режим доступа: http://www.gks.ru/
- Центральный банк РФ [Электронный ресурс] . – режим доступа: http://www.cbr.ru/
- РосБизнесКонсалтинг [Электронный ресурс ]. – режим доступа: http:// http://www.rbc.ru/
- Министерство РФ по налогам и сборам [Электронный ресурс ]. – режим доступа: http:// www.nalog.ru
- РТС [Электронный ресурс ]. – режим доступа: http://moex.com/
- Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг [Электронный ресурс ]. – режим доступа: http://www.fedcom.ru/
- Экономика и жизнь: агентство консультаций и деловой информации [Электронный ресурс] . – режим доступа: http://www.akdi.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Студент умеет: | |
собирать и регистрировать статистическую информацию | Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов практических работ, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, тестирование и других видов текущего контроля. |
проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения | |
выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы | |
осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники | |
Студент знает: | |
предмет, метод и задачи статистики | Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов практических работ, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, тестирование и других видов текущего контроля. |
общие основы статистической науки | |
принципы организации государственной статистики | |
современные тенденции развития статистического учёта | |
основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации | |
основные формы и виды действующей статистической отчётности | |
технику расчёта статистических показателей, характеризующих социально- экономические явления |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебной дисциплине "Статистика" (ФГОС СПО)
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности ...
Рабочая программа учебной дисциплины Статистика
Рабочая программа учебной дисциплины Статистика по специальности 030912 и 080110...
Рабочая программа дисциплины статистика для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет
Рабочая программа составлена на основании топовой программы дисциплины в соответсвии с учебным планом по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 02 Статистика для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет ...
Рабочая программа по дисциплине "Статистика"
Рабочая программа для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)" для СПО....
Аннотация рабочей программы дисциплина "Статистика"
Рабочая программа учебной дисциплины Статистика является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения. Рабочая программ...
Рабочая программа дисциплины Статистика для студентов специальности 38.02.07. Банковское дело базовой подготовки
Программа соответствует ФГОС СПО и осватывает учебный материал от основных категорий статистики, статистического исследования и т.д. до показателей вариации, индексного метода, исследования связей меж...