программа по астрономии
рабочая программа
Рабочая программа предназначена для изучения основных вопросов астрономии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в СПО. Максимальная нагрузка 54 часа, обязательная аудиторная 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_astronomii.docx | 37.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОРОНЕЖСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Астрономия
2019 год
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» предназначена для изучения основных вопросов астрономии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего звена.
Программа учебной дисциплины «Астрономия» разработана в соответствии с Приказом Минобрнауки России «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» от 29 июня 2017 г. № 613; на основании Письма Министерства образования и науки России «Об организации изучения учебного предмета “Астрономия”» от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08; с учетом требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Астрономия».
Рабочая программа является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования/программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) по специальностям:
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции
08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)
13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
21.02.05 Земельно-имущественные отношения
Организация-разработчик: государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования Воронежской области "Воронежский техникум строительных технологий"
Разработчик:
Резник Наталья Николаевна, преподаватель ГОБУ СПО ВО «ВТСТ»
Основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по специальностям/ППССЗ рассмотрены и рекомендованы к утверждению на заседании педагогического совета техникума, согласованы с работодателем и утверждены директором техникума «___» ___________201__ г.
Рассмотрено на заседании ПЦК
Протокол №_____ от «___»__________20___г.
Председатель ПЦК _________________/Радычева Е.А. /
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 10 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА
1.1. Область применения программы:
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» предназначена для изучения основных вопросов астрономии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего звена.
Программа учебной дисциплины «Астрономия» разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки России «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» от 29 июня 2017 г. № 613; на основании Письма Министерства образования и науки России «Об организации изучения учебного предмета “Астрономия”» от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08; с учетом требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Астрономия».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Астрономия» входит в состав предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования и изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ). В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Астрономия» в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, обязательных для освоения вне зависимости от профиля профессионального образования, получаемой профессии
или специальности.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
• личностных:
−− сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки;
−− устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;
−− умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека;
• метапредметных:
−− умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
−− владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;
−− умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность;
−− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;
• предметных:
−− сформированных представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
−− понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
−− владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
−− сформированных представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
−− осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная нагрузка | 34 |
в том числе практические занятия: работа с разными источниками информации | 6 |
Контрольные работы | - |
Индивидуальный проект | 20 |
Итоговая аттестация в форме: дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Астрономия
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ | |||||||
Тема 1.1.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АСТРОНОМИИ | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Предмет астрономии. Изменение вида звездного неба в течение года. Астрономия в древности(Аристотель и Птолемей) . Летоисчисление и его точность. | 2 | |||||
2 | Звездное небо. Блеск светил. Изменение вида звездного неба в течение суток. Способы определения географической широты. Основы измерения времени. Оптическая астрономия. Астрономия дальнего космоса | 2 | |||||
3 | Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Время и календарь. | 2 | |||||
Раздел 2. УСТРОЙСТВО СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ | |||||||
Тема 2.1 Строение солнечной системы | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. | 2 | |||||
2 | Видимое движение планет. Развитие представлений о Солнечной системе. Система Земля — Луна. Природа Луны. | 2 | |||||
3 | Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. | 2 | |||||
4 | Планеты-гиганты, их спутники и кольца. | 2 | |||||
5 | Астероиды и метеориты. Кометы и метеоры. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность. | 1 | |||||
6 | Практические занятие №1 «Изучение звёздного неба. Определение координат небесных объектов. | 2 | |||||
РАЗДЕЛ 3 . СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ | |||||||
Тема 3.2. Общие сведения о Солнце. Звёзды. | Содержание учебного материала | ||||||
1 | Общие сведения о Солнце. Состав и строение Солнца. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. | 2 | |||||
2 | Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр -светимость». | 2 | |||||
3 | Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Эволюция звезд различной массы. | 2 | |||||
4 | Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина. | 2 | |||||
5 | Практические занятие №2 «Расчет массы и размеров звезды по заданным параметрам» | 2 | |||||
РАЗДЕЛ 4. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ | |||||||
Тема 4.1. Строение и эволюция Вселенной. | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Расстояние до звезд. Физическая природа звезд. Виды звезд. Наша Галактика —Млечный путь (галактический год) | 2 | |||||
2 | Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной.Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. | 2 | |||||
3 | Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. | 1 | |||||
4 | Практические занятие №3 " Определение скорости движения звёзд в Галактике" | 2 | |||||
Индивидуальный проект | Возраст (Земли, Солнца, Солнечной системы, Галактики, Метагалактики) Вселенная Галактика (Галактика, галактики) Затмение (лунное, солнечное, в системах двойных звезд) Черная дыра (как предсказываемый теорией гипотетический объект, который может образоваться на определенных стадиях эволюции звезд, звездных скоплений, галактик) Эволюция (Земли и планет, Солнца и звезд, метагалактик и Метагалактики) | 20 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
- – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Освоение программы учебной дисциплины «Астрономия» проходит в учебном кабинете, в котором не имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности студентов.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки студентов.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Астрономия» входят:
•наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты, портреты выдающихся ученых-физиков и астрономов);
• информационно-коммуникативные средства;
• технические средства обучения;
• демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Астрономия», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
- Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебник
для общеобразоват. организаций / Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. — М. :
Дрофа, 2017.
Дополнительные источники:
Левитан Е.П. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс. : учебник для общеоб-
разоват. организаций / Е.П.Левитан. — М. : Просвещение, 2018.
Астрономия : учебник для проф. образоват. организаций / [Е.В.Алексеева,
П.М.Скворцов, Т.С.Фещенко, Л.А.Шестакова], под ред. Т.С. Фещенко. — М. : Из-
дательский центр «Академия», 2018.
Чаругин В.М. Астрономия. Учебник для 10—11 классов / В.М.Чаругин. — М. :
Просвещение, 2018.
Учебные и справочные пособия
Куликовский П.Г. Справочник любителя астрономии / П.Г.Куликовский. — М. :
Либроком, 2013.
Школьный астрономический календарь. Пособие для любителей астрономии /
Московский планетарий — М., (на текущий учебный год).
Интернет-ресурсы
Астрономическое общество. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.
sai.msu.su/EAAS
Гомулина Н.Н. Открытая астрономия / под ред. В.Г. Сурдина. [Электронный ре-
сурс] — Режим доступа: http://www.college.ru/astronomy/course/content/index.htm
Государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга МГУ. [Элек-
тронный ресурс] — Режим доступа: http://www.sai.msu.ru
Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им.
Н.В.Пушкова РАН. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.izmiran.ru
Энциклопедия «Космонавтика». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://
www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia
http://www.astro.websib.ru/
http://www.myastronomy.ru
http://class-fizika.narod.ru
https://sites.google.com/site/astronomlevitan/plakaty
http://earth-and-universe.narod.ru/index.html
http://catalog.prosv.ru/item/28633
http://www.planetarium-moscow.ru/
https://sites.google.com/site/auastro2/levitan
http://www.gomulina.orc.ru/
http://www.myastronomy.ru__
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимся индивидуальных заданий.
Результаты обучения (личностные, предметный и метапредметные) | Формы, методы контроля и оценка результатов обучения. |
личностные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений астрономии и физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды; метапредметные: овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по астрономии для объяснения разнообразных астрономических и физических явлений; практически использовать знания; оценивать достоверность естественнонаучной информации; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности; предметные: понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений, познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной, получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира, - осознать свое место в Солнечной системе и Галактике, ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики, выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам | Входной контроль: -тестирование Текущий контроль: -тесты, лабораторные, практические и контрольные работы. Тематический контроль: - тесты, лабораторные, практические и контрольные работы. Рубежный контроль: - дифференцированный зачет по разделам: динамика, электродинамика, световые и электромагнитные волны Итоговый контроль: -дифференциальный зачет |
Темы индивидуальных проектов
Возраст (Земли, Солнца, Солнечной системы, Галактики, Метагалактики)
Вселенная
Галактика (Галактика, галактики)
Затмение (лунное, солнечное, в системах двойных звезд)
Черная дыра (как предсказываемый теорией гипотетический объект, который может образоваться на определенных стадиях эволюции звезд, звездных скоплений, галактик)
Эволюция (Земли и планет, Солнца и звезд, метагалактик и Метагалактики)
Разработчик:
ГОБУ СПО ВО «ВТСТ» преподаватель Н.Н. Резник
Рассмотрено:
На заседании предметной (цикловой) комиссии естественнонаучных дисциплин
«____» ______________2019 года
Председатель П(Ц)К
Методист
Заместитель директора по учебной работе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Астрономии
Рабочая программа по Астрономии 51 час...
Рабочая программа по астрономии СПО (39 часов)
Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, на основе примерной программы среднего образования: «Физика. Астрономия. 7-11 ...
Методическая разработка . Примерная рабочая программа по астрономии. 1курс.СПО
Астрономия- это наука ,которая призвана завершить цикл физико-математических наук,изучаемый на 1 и 2 курсах и сформировать у студентов правильное материалистическое мировоззрение окружающего мир...
Рабочая программа по Астрономии 11 класс
Рабочая программа по астрономии для 11 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основерабочей программы, входящей в состав УМК Б.А.Во...
Рабочая программа по астрономии группы СД-18
Рабочая программа по астрономии группы СД-18...
Рабочая программа по астрономии
Учебная дисциплина «Астрономия» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования....
Рабочая программа по астрономии
Рабочая программа по астрономии на 2018/19 учебный год...