Рабочая программа по астрономии
рабочая программа на тему
Рабочая программа по астрономии на 2018/19 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_astronomiya-tehnolog_2018-19.doc | 187.5 КБ |
rp_astronomiya-tehnolog_2018-19.doc | 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики
среднего профессионального образования
«Вурнарский сельскохозяйственный техникум»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Рассмотренa на заседании ЦК общеобразователь ных дисциплин Протокол от 29 августа 2018 г. № 1 Председатель ________ Л. П. Федотова | УТВЕРЖДЕНA Приказом директора от 31 августа 2018 г. № 326
|
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.09 Астрономия
2018
Программа дисциплины «Астрономия» разработана на основе требований:
- Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.06.2017 № 613 ««О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08 "Об организации изучения учебного предмета "Астрономия";
- Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования;
- Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» для профессиональных образовательных организаций с учётом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования 19.02.08 Технология мяса и мясной продукции
Организация-разработчик: «Вурнарский сельскохозяйственный техникум» Минобразования Чувашии.
Разработчик: Григорьев Александр Павлович, преподаватель физики, информатики, высшая квалификационная категория, «Вурнарский сельскохозяйственный техникум» Минобразования Чувашии.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 15 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 19 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 21 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Астрономия
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Астрономия» отражает обязательный минимум содержания образовательной программы среднего общего образования с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по астрономии.
Программа дисциплины «Астрономия» реализуется в пределах основной профессиональной образовательной программы и осваивается с учетом технического профиля получаемого профессионального образования по специальности 19.02.08 Технология мяса и мясной продукции
Программа может быть использована при изучении астрономии в профессиональных образовательных организациях реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина «Астрономия» входит в состав предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования и изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ). В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Астрономия» в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, обязательных для освоения вне зависимости от профиля профессионального образования, получаемой профессии или специальности.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
• личностных:
- сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки;
- устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;
- умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека;
• метапредметных:
- умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;
- умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность;
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;
• предметных:
- сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
- понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
- владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
- сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
- осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины
Для профессий среднего профессионального образования технического профиля максимальная учебная нагрузка обучающегося составляет 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
практические занятия | 22 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 36 |
в том числе: | |
Написание эссе | |
Выполнение рефератов | |
Выполнение презентаций | |
Работа с опорным конспектом | |
Выполнение индивидуальных заданий | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «АСТРОНОМИЯ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Астрономия, ее значение и связь с другими науками 2 |
| 1 | 1 |
| 1 | 1 | |
Самостоятельная работа: Представить графически (Представить графически (в виде схемы) взаимосвязь астрономии с другими науками, подчеркивая самостоятельность астрономии как науки и уникальность ее предмета). | 1 | ||
Тема 2. История развития астрономии 16(18) |
| 2 | 2 |
| 2 | 2 | |
| 2 | 2 | |
| 2 | 2 | |
5. Изучение ближнего космоса | 1 | 2 | |
| 1 | 2 | |
Практическое занятие №1: Астрономия в древности. | 1 | 3 | |
Практическое занятие №2: Звёздное небо. | 1 | 3 | |
Практическое занятие №3: Летоисчисление и его точность. | 1 | 3 | |
Практическое занятие №4: Оптическая астрономия. | 1 | 3 | |
Практическое занятие №5: Изучение ближнего космоса | 1 | 3 | |
Практическое занятие №6: Астрономия дальнего космоса | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа: Изучить биографии Аристотеля, Коперника, Гиппарха и других астрономов, элементы небесной сферы. Астрономические системы Аристотеля и Птоломея. Изучить подвижную карту мира, найти созвездия на различных широтах. Составить сравнительную таблицу типов календарей. Крупнейшие телескопы мира. Модель ближнего космоса. | 8 | ||
Тема 3. Солнечная система 28(46) |
| 2 | 2 |
| 2 | 2 | |
| 2 | 2 | |
| 2 | 2 | |
| 2 | 2 | |
| 2 | 2 | |
| 2 | 2 | |
| 2 | 2 | |
| 2 | 2 | |
| 1 | 2 | |
| 1 | 2 | |
Практическое занятие №7: Происхождение Солнечной системы | 1 | 3 | |
Практическое занятие №8: Видимое движение планет | 1 | 3 | |
Практическое занятие №9: Система Земля - Луна | 1 | 3 | |
Практическое занятие №10: Планета земной группы | 1 | 3 | |
Практическое занятие №11: Планеты-гиганты | 1 | 3 | |
Практическое занятие №12: Солнце и жизнь на земле | 1 | 3 | |
Практическое занятие №13: Небесна механика | 1 | ||
Практическое занятие №14: Искусственные тела Солнечной системы | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа: Этапы формирования Солнечной системы. Условия наилучшей видимости Венеры, Марса, Юпитера. Характеристика лунного затмения. Луна как важнейший энергетический источник. Физико-химические свойства планет земной группы. Основные компоненты атмосферы планет-гигантов. Характеристика малых тел Солнечной системы. | 14 | ||
Тема 4. Строение и эволюция Вселенной 26 |
| 2 | 2 |
| 2 | 2 | |
| 2 | 2 | |
| 2 | 2 | |
| 2 | 2 | |
| 1 | 2 | |
| 2 | 2 | |
| 1 | 2 | |
| 1 | 2 | |
| 1 | 2 | |
Практическое занятие №15: Расстояние до звёзд. | 1 | 2 | |
Практическое занятие №16: Виды звёзд | 1 | 3 | |
Практическое занятие №17: Звёздные системы. | 1 | 3 | |
Практическое занятие №18: Наша Галактика – Млечный путь | 1 | 3 | |
Практическое занятие №19: Другие галактики | 1 | 3 | |
Практическое занятие №20: Эволюция галактик и звёзд | 1 | ||
Практическое занятие №21: Жизнь и разум во Вселенной | 1 | ||
Практическое занятие №22: Перспективы развития астрономии и космонавтики | 1 | ||
Дифференцированный зачёт | 2 | ||
Самостоятельная работа: Схема определения годичного параллакса. Жизнь и смерть массивных звёзд. Сравнительная таблица нейтронных звёзд и чёрных дыр. Новые звёзды. Межзвёздная пыль: природа и свойства. Классификация космических систем. Теоретические модели будущей Вселенной. Механизмы возникновения спиральных рукавов в галактиках. | 13 | ||
Итого: | 108 | ||
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов 1. История происхождения названий ярчайших объектов неба. 2. Звездные каталоги: от древности до наших дней. 3. Описания солнечных и лунных затмений в литературных и музыкальных произведениях. 4. Атомный эталон времени. 5. Солнечные календари в Европе. 6. Система мира Аристотеля. 7. Изучение формы Земли. 8. Первые пилотируемые полеты – животные в космосе. 9. Современные космические спутники связи и спутниковые системы. 10. Научные поиски органической жизни на Марсе. 11. Атмосферное давление на планетах земной группы. 12. История открытия Цереры. 13. Открытие Плутона К. Томбо. 14. Гипотеза Оорта об источнике образования комет. 15. Результаты первых наблюдений Солнца Галилеем. |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Астрономия».
Оборудование учебного кабинета:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, настенных географических карт, портретов выдающихся ученых-географов и др.);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийное оборудование.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Астрономия: под ред. Т. С Фещенко.- М.: Издательский центр «Академия», 2018. -256 с
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования.
Результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
• личностных: | |
- сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки; - устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии; - умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека; | Собеседование, тестирование Работа с различными источниками информации Фронтальный, индивидуальное опрос |
• метапредметных: | |
- умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; - владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии; - умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность; - владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий; | Практические, самостоятельные работы, анализ Работа с различными источниками информации Работа с различными источниками информации, анализ информации Подготовка презентаций, докладов, рефератов, их защита |
• предметных: | |
- сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной; - понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; - владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой; - сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии; - осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области | Собеседование, фронтальный опрос Собеседование Дифференцированный опрос Собеседование Фронтальный опрос |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики
среднего профессионального образования
«Вурнарский сельскохозяйственный техникум»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Рассмотренa на заседании ЦК общеобразователь ных дисциплин Протокол от 29 августа 2018 г. № 1 Председатель ________ Л. П. Федотова | УТВЕРЖДЕНA Приказом директора от 31 августа 2018 г. № 326
|
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.09 Астрономия
2018
Программа дисциплины «Астрономия» разработана на основе требований:
- Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.06.2017 № 613 ««О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08 "Об организации изучения учебного предмета "Астрономия";
- Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования;
- Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» для профессиональных образовательных организаций с учётом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования 19.02.08 Технология мяса и мясной продукции
Организация-разработчик: «Вурнарский сельскохозяйственный техникум» Минобразования Чувашии.
Разработчик: Григорьев Александр Павлович, преподаватель физики, информатики, высшая квалификационная категория, «Вурнарский сельскохозяйственный техникум» Минобразования Чувашии.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 15 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 19 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 21 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Астрономия
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Астрономия» отражает обязательный минимум содержания образовательной программы среднего общего образования с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по астрономии.
Программа дисциплины «Астрономия» реализуется в пределах основной профессиональной образовательной программы и осваивается с учетом технического профиля получаемого профессионального образования по специальности 19.02.08 Технология мяса и мясной продукции
Программа может быть использована при изучении астрономии в профессиональных образовательных организациях реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина «Астрономия» входит в состав предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования и изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ). В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Астрономия» в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, обязательных для освоения вне зависимости от профиля профессионального образования, получаемой профессии или специальности.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
• личностных:
- сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки;
- устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;
- умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека;
• метапредметных:
- умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;
- умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность;
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;
• предметных:
- сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
- понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
- владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
- сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
- осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины
Для профессий среднего профессионального образования технического профиля максимальная учебная нагрузка обучающегося составляет 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
практические занятия | 22 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 36 |
в том числе: | |
Написание эссе | |
Выполнение рефератов | |
Выполнение презентаций | |
Работа с опорным конспектом | |
Выполнение индивидуальных заданий | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «АСТРОНОМИЯ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Астрономия, ее значение и связь с другими науками 2 |
| 1 | 1 |
| 1 | 1 | |
Самостоятельная работа: Представить графически (Представить графически (в виде схемы) взаимосвязь астрономии с другими науками, подчеркивая самостоятельность астрономии как науки и уникальность ее предмета). | 1 | ||
Тема 2. История развития астрономии 16(18) |
| 2 | 2 |
| 2 | 2 | |
| 2 | 2 | |
| 2 | 2 | |
5. Изучение ближнего космоса | 1 | 2 | |
| 1 | 2 | |
Практическое занятие №1: Астрономия в древности. | 1 | 3 | |
Практическое занятие №2: Звёздное небо. | 1 | 3 | |
Практическое занятие №3: Летоисчисление и его точность. | 1 | 3 | |
Практическое занятие №4: Оптическая астрономия. | 1 | 3 | |
Практическое занятие №5: Изучение ближнего космоса | 1 | 3 | |
Практическое занятие №6: Астрономия дальнего космоса | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа: Изучить биографии Аристотеля, Коперника, Гиппарха и других астрономов, элементы небесной сферы. Астрономические системы Аристотеля и Птоломея. Изучить подвижную карту мира, найти созвездия на различных широтах. Составить сравнительную таблицу типов календарей. Крупнейшие телескопы мира. Модель ближнего космоса. | 8 | ||
Тема 3. Солнечная система 28(46) |
| 2 | 2 |
| 2 | 2 | |
| 2 | 2 | |
| 2 | 2 | |
| 2 | 2 | |
| 2 | 2 | |
| 2 | 2 | |
| 2 | 2 | |
| 2 | 2 | |
| 1 | 2 | |
| 1 | 2 | |
Практическое занятие №7: Происхождение Солнечной системы | 1 | 3 | |
Практическое занятие №8: Видимое движение планет | 1 | 3 | |
Практическое занятие №9: Система Земля - Луна | 1 | 3 | |
Практическое занятие №10: Планета земной группы | 1 | 3 | |
Практическое занятие №11: Планеты-гиганты | 1 | 3 | |
Практическое занятие №12: Солнце и жизнь на земле | 1 | 3 | |
Практическое занятие №13: Небесна механика | 1 | ||
Практическое занятие №14: Искусственные тела Солнечной системы | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа: Этапы формирования Солнечной системы. Условия наилучшей видимости Венеры, Марса, Юпитера. Характеристика лунного затмения. Луна как важнейший энергетический источник. Физико-химические свойства планет земной группы. Основные компоненты атмосферы планет-гигантов. Характеристика малых тел Солнечной системы. | 14 | ||
Тема 4. Строение и эволюция Вселенной 26 |
| 2 | 2 |
| 2 | 2 | |
| 2 | 2 | |
| 2 | 2 | |
| 2 | 2 | |
| 1 | 2 | |
| 2 | 2 | |
| 1 | 2 | |
| 1 | 2 | |
| 1 | 2 | |
Практическое занятие №15: Расстояние до звёзд. | 1 | 2 | |
Практическое занятие №16: Виды звёзд | 1 | 3 | |
Практическое занятие №17: Звёздные системы. | 1 | 3 | |
Практическое занятие №18: Наша Галактика – Млечный путь | 1 | 3 | |
Практическое занятие №19: Другие галактики | 1 | 3 | |
Практическое занятие №20: Эволюция галактик и звёзд | 1 | ||
Практическое занятие №21: Жизнь и разум во Вселенной | 1 | ||
Практическое занятие №22: Перспективы развития астрономии и космонавтики | 1 | ||
Дифференцированный зачёт | 2 | ||
Самостоятельная работа: Схема определения годичного параллакса. Жизнь и смерть массивных звёзд. Сравнительная таблица нейтронных звёзд и чёрных дыр. Новые звёзды. Межзвёздная пыль: природа и свойства. Классификация космических систем. Теоретические модели будущей Вселенной. Механизмы возникновения спиральных рукавов в галактиках. | 13 | ||
Итого: | 108 | ||
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов 1. История происхождения названий ярчайших объектов неба. 2. Звездные каталоги: от древности до наших дней. 3. Описания солнечных и лунных затмений в литературных и музыкальных произведениях. 4. Атомный эталон времени. 5. Солнечные календари в Европе. 6. Система мира Аристотеля. 7. Изучение формы Земли. 8. Первые пилотируемые полеты – животные в космосе. 9. Современные космические спутники связи и спутниковые системы. 10. Научные поиски органической жизни на Марсе. 11. Атмосферное давление на планетах земной группы. 12. История открытия Цереры. 13. Открытие Плутона К. Томбо. 14. Гипотеза Оорта об источнике образования комет. 15. Результаты первых наблюдений Солнца Галилеем. |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Астрономия».
Оборудование учебного кабинета:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, настенных географических карт, портретов выдающихся ученых-географов и др.);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийное оборудование.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Астрономия: под ред. Т. С Фещенко.- М.: Издательский центр «Академия», 2018. -256 с
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования.
Результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
• личностных: | |
- сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки; - устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии; - умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека; | Собеседование, тестирование Работа с различными источниками информации Фронтальный, индивидуальное опрос |
• метапредметных: | |
- умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; - владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии; - умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность; - владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий; | Практические, самостоятельные работы, анализ Работа с различными источниками информации Работа с различными источниками информации, анализ информации Подготовка презентаций, докладов, рефератов, их защита |
• предметных: | |
- сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной; - понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; - владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой; - сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии; - осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области | Собеседование, фронтальный опрос Собеседование Дифференцированный опрос Собеседование Фронтальный опрос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Астрономии
Рабочая программа по Астрономии 51 час...
Рабочая программа по астрономии СПО (39 часов)
Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, на основе примерной программы среднего образования: «Физика. Астрономия. 7-11 ...
Методическая разработка . Примерная рабочая программа по астрономии. 1курс.СПО
Астрономия- это наука ,которая призвана завершить цикл физико-математических наук,изучаемый на 1 и 2 курсах и сформировать у студентов правильное материалистическое мировоззрение окружающего мир...
Рабочая программа по Астрономии 11 класс
Рабочая программа по астрономии для 11 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основерабочей программы, входящей в состав УМК Б.А.Во...
Рабочая программа по астрономии группы СД-18
Рабочая программа по астрономии группы СД-18...
Рабочая программа по астрономии
Учебная дисциплина «Астрономия» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования....
рабочая программа по астрономии
Рабочая программа предназначенна для студентов СПО по профессиям: 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства, 43.01.09 Повар, кондитер и 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйст...