Интегрированный урок истории и географии на тему "Политическая карта мира"
план-конспект урока
Интегрированные уроки - это одна из форм нестандартных уроков, которая позволяет объединить знания студентов из разных областей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrtr._urok_politicheskaya_karta_mira_1.docx | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОГАТОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ»
Интегрированный урок
географии и истории
"Политическая карта мира"
Подготовили:
Остроухова Т.В.
преподаватель истории;
Железникова В.М.
преподаватель географии
с. Богатое, 2017 г.
Тип урока: Изучение нового материала. Урок-презентация.
Цель урока: Использование информационно-коммуникационных технологий для развития познавательных способностей студентов.
Задачи урока:
- обучающие:
1) организовать деятельность студентов для самостоятельного определения понятия «Политическая карта мира»; для анализа политических карт;
2) сформировать знания о факторах, оказывающих влияние на изменение политической карты мира; о мотивах войн; об исторической периодизации политической карты мира;
3) изучить основные критерии классификации стран мира;
4) познакомить студентов с понятиями «валовый внутренний продукт», «суверенное государство»;
5) формировать умения: по работе с научными понятиями; поисковой деятельности (нахождения и применения географической информации для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни стран и тенденций их возможного развития) ; характеризовать основные этапы развития политической карты мира; устанавливать межпредметные связи географии с историей; практически применять сформированные знания; анализировать, обобщать полученные знания; сравнивать;
6) развивать навык работы с атласом;
- развивающие:
1) развивать устойчивый познавательный интерес студентов к географии, используя современный и исторический материал по важнейшим географическим особенностям и проблемам мира и крупнейших стран;
2) развивать словесно логическое и образное мышление, память, воображение, внимание;
3) развивать устную речь.
- воспитательные:
1) развивать умение участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения и аргументировано ее отстаивать с помощью фактов и дополнительных сведений;
2) побудить студентов критически осмыслить политические события, происходящие в мире;
3) формировать мировоззрение;
4) формировать уважительное отношение к сверстникам и ответственное отношение к учебному труду;
5) развивать самостоятельность, творческую и познавательную активность;
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, политическая карта мира, карты исторические, справочники.
Ход урока
1.Введение.
- Учитель географии:
Сегодня мы приступим к изучению темы “Современная политическая карта мира”. И ознакомимся с многообразием стран современного мира.
- Какую информацию несет политическая карта мира? (Окраской показаны разные страны, пунктиром показаны границы между странами, пунсонами – столицы стран.)
2. Изучение новой темы.
- Учитель истории:
- Политическая карта мира постоянно меняется. Формирование политической карты мира - процесс длительный. Он отражает ход развития человеческого общества. Выделяют 5 этапов.
Слайд 2
1 этап – древний (до 5 в.н.э.) - возникновение и крушение первых государств. В этот период формировались, развивались и распадались многие государства. Наиболее известные из них: Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет. Главным средством изменений на политической карте мира являлись войны.
Слайд 3
2 этап – средневековый (5-16 вв.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии. Складывался внутренний и внешний рынок. В этот период существовали такие государства, как Священная Римская империя, Киевская Русь, Персия, Китай, Англия, Испания, Византия, Делийский султанат и др. крупные изменения на политической карте мира того времени проявились в эпоху Великих географических открытий. В 20-х годах XX века Португалия захватила территории на африканском континенте: Азорские острова, Мадейра, Невольничий Берег. Была открыта новая часть света- Америка, и началась испанская колонизация Америки.
- Учитель географии:
- Вспомните кто открыл Америку? (Христофор Колумб)
- Васко да Гама открыл новый морской путь в Индию вокруг Африки. Фернан Магеллан совершил первое кругосветное плавание (1519-1522 гг.)
- Учитель истории:
- По Тордесильясскому договору весь мир был поделен между сильнейшему в ту пору государствами - Испанией и Португалией.
Слайд 4
3 этап - новый (XVII- XIXвв.) эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений в мире. Европейские страны становятся крупными метрополиями, оказывающими влияние на весь мир. С развитием мануфактурного производства Испанию и Португалию потеснили Англия, Франция, Нидерланды, Германия. Это было время Крупных колониальных захватов европейцами территорий в Америке, Азии, Африке. К началу XX века раздел мира оказался завершенным. Возможен был лишь его насильственный передел.
Слайд 5
4 этап – новейший – формирование политической карты мира связано с 1-ой и 20ой мировыми войнами (1-я половина XX –го века), а с образованием социалистических государств и распадом колониальной системы. Изменились границы многих государств. Одни страны увеличили свою территорию (Франция, Дания, Румыния), а другие государства потеряли часть территории. Например, Германия, проиграв войну, потеряла часть территории– Эльзас и Лотарингию, все свои колонии в Африке и Океании. Распалась крупная Австро-Венгрия, и образовались новые независимые государства: Венгрия, Австрия, Чехословакия, Королевство сербов, хорватов и словенцев. Произошел раздел Османской империи.
Слайд 6
5 этап - современный. После второй мировой войны на месте бывшей Германии образовалось два государства – ФРГ и ГДР. Появились новые социалистические государства в Восточной Европе, в Азии и Латинской Америке (Куба).
Пятый этап включает в себя возникновение социалистической системы, образование независимых государств в Азии (в 40-50-е годы XX в.), образование независимых государств в Африке (60-70-е годы), крушение социалистической системы, изменение на карте Европы и Азии (80-90-е годы). В XX век увеличилось стран: во- первых, по итогам первой и второй мировой войны; во-вторых, в результате распада колониальной системы независимости добились 102 страны; в-третьих, в начале 90-х гг. после распада СССР (15 республик), Югославии, Чехословакии. В 90-х годах XX века произошли качественные изменения на политической карте мира. После распада СССР большинство республик объединились в СНГ (в Содружество Независимых Государств не вошли только страны Балтии). Объединились два независимых государства ГДР и ФРГ. Чехословакия распалась на два независимых государства Чехию и Словакию. Провозгласили независимость Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия и Черногория, Хорватия. Прекратили свою деятельность Организация Варшавского Договора и СЭВ.
Добились независимости Намибия, Эритрея, Республика Маршалловых островов. Спорными остаются территории Гибралтара, Фолклендских островов.
Если в 1900 году насчитывалось 57 суверенных государств или политически независимые, то к 2000 их стало 193.
Учитель географии:
Слайд 7
- Страны группируют по разным признакам:
- по площади (страны-гиганты и страны-карлики);
- по численности;
- по географическому положению (приморские, сухопутные, островные, полуостровные, страны-архипелаги).
Задание: на основе политической карты в атласе и “визитной карточки” на форзаце учебника выпишите в тетрадь:
- 7 самых больших по площади стран мира (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия) и 5 микрогосударств (Монако, Сан- Мариино, Ватикан, Андорра, Лихтенштейн).
- 10 стран с численностью населения более 100 млн. человек (Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Россия, Нигерия, Бангладеш, Япония).
- 5 полуостровных (Италия, Испания, Греция, Саудовская Аравия, Турция, Корея),
- 5 островных (Шри - Ланка, Исландия, Ирландия, Мадагаскар, Куба),
- 5 стан –архипелагов (Япония, Индонезия, Филиппины, Фиджи, Туамоту).
- 10 сухопутных государств (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Австрия, Монголия, Венгрия, Афганистан, Бутан, Лесото, ЦАР, Чад).
Учитель показывает на карте
Студенты могут работать в парах, в группах или индивидуально.
- Учитель истории:
Слайды 8, 9
- Страны отличаются и по качественным характеристикам- по уровню экономического развития, степени включенности в мировую экономику и др. Страны делятся на развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. Двучленная типология предусматривает деление стран на развитые и развивающиеся. В основу такого деления положен уровень ВВП. Валовой внутренний продукт- показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США. Граница между развитыми и развивающимися странами проходит по рубежу в 600 долларов на душу населения. По этому признаку в группу развитых стран переведены: Республика Корея, Сингапур, и Тайвань. Россия формально не дотягивает до уровня развитых стран.
- Учитель географии:
- ООН для определения уровня социально-экономического развития страны применяет ИЧР- индекс человеческого развития учитывает не только уровень душевых доходов, но и уровень образованности, среднюю продолжительность жизни, экологическую безопасность, уровень преступности.
Страны делятся на развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой.
По такому критерию самыми развитыми странами являются Канада, США, Япония, Швеция, Швейцария, Норвегия, Франция (ИЧР-0,8)
Самый низкий уровень ВВП в странах Африки – Сомали, Сьерра- Леоне и Нигер (ИЧР- 0,5). Россия занимает 67 место.
Слайд 10
К развитым странам относятся все страны Зарубежной Европы, США, Канада, ЮАР, Япония, Израиль. Среди развитых стран выделяют страны:
1 подгруппа - “Большой семерки” - это страны, имеющие наиболее высокий экономический потенциал – США, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Канада. ВВП – 20-30 тыс. долларов на душу населения.
2 подгруппа- сюда относятся менее крупные страны Западной Европы, ВВП как в странах “большой семерки”
3 подгруппа - ее образуют страны переселенческого капитализма (доминионы Великобритании) – Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль.
Учитель показывает страны на карте
К развивающимся странам относятся около 150 стран и территорий в которых проживает около 3/5 мирового населения, в основном это страны Азии, Африки, Латинской Америки, Океании. Большинство из них были колониями и завоевали независимость после второй мировой войны.
Слайд 11
Развивающиеся страны называют “третьим миром”, его подразделяют на шесть подгрупп:
1. Ключевые страны- Индия, Мексика, Бразилия. Это лидеры “третьего мира”, обладающие огромным природным, людским и экономическим потенциалом. Эти страны производят столько же промышленной продукции, сколько производят все остальные развивающиеся страны вместе взятые, но душевой показатель ВВП ниже, чем в экономически развитых странах. В Индии он составляет350 долларов.
2. Страны с душевым показателем ВВП более 1 тыс. долларов (Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др.)
3. Новые индустриальные страны, добившиеся большого скачка в социально- экономическом развитии в 80- 90 годах. Первые НИС это – Сингапур, Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Второй эшелон НИС – Малайзия, Таиланд, Индонезия. Эти Страны Азии получили прозвище “азиатские драконы”.
4. Нефтеэкспортирующие страны, которые за счет продажи нефти имеют высокий душевой ВВП (более 10 тыс. долларов). Это страны Юго - Западной Азии – Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Иран, ОАЭ. К этой подгруппе относят и страны Северной Африки - Ливию, Алжир, Бруней, и т.д.
5. Классические развивающиеся страны, отстающие в своем развитии с душевым ВВП менее 1 тыс.долларов в гол. В основном это страны Африки.
6. Наименее развитые страны (около 40 стран). Их иногда называют “четвертым миром”. В экономике этих стран преобладает сельское хозяйство, 2/3 взрослого населения неграмотно. Среднедушевой показатель ВВП составляет 100-300 долларов в год.
Страны с переходной экономикой
По своим социально-экономическим показателям большинство стран Восточной Европы (Польша, Чехия, Венгрия и др.), а также страны Балтии относятся к экономически развитым. Среди страны СНГ есть и экономически развитые (Россия), и страны, занимающие как бы промежуточное положение между развитыми и развивающимися.
Учитель показывает станы на карте
Слайды 12, 13, 14
- Учитель истории:
- Также страны различают по форме правления. Существует две формы правления: республиканская и монархическая. Республика – форма правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному органу– парламенту, а исполнительная принадлежит правительству. Более 140 стран из всех стран мира – республики.
Учитель приводит примеры и показывает страны на карте
Монархическая форма правления менее распространена в мире. Монархиями являются 30 стран. Монархия – это такая форма правления, при которой главой государства считается император, король, султан, эмир, князь, герцог и т.д. Верховная власть передается по наследству.
Учитель приводит примеры и показывает страны на карте
3. Закрепление нового материала
В контурной карте отметить страны (5 стран), пройденные на уроке. Выполнение микротеста
Микротест
№ п\п | Вопрос | Ответ |
1 | В конце XX века количество стран и территорий достигло: | А.120 Б.230 В.200 Г.320 |
2 | Политически независимыми государствами называются: | А.колонии Б.суверенные В.метрополии Г. “ключевые” страны |
3 | К микрогосударствам Европы относятся: | А.Ватикан Б.Монако В.Бруней Г.Португалия |
4 | Страны –архипелаги- это | А.Индонезия Б.Япония В.Исландия Г.Шри-Ланка |
5 | В какой части света в конце XX века появилось наибольшее количество новых государств? | А.в Африке Б.в Азии В.в Европе Г. в Северной Америке |
Ключи 1-б,2-б, 3-а, б,4-а, б,5-в
Слайд 15
4.Домашнее задание:
Тема №1
Отметить в контурной карте страны, записанные на уроке в тетради или указанные в учебнике (не менее 30)
Знать новые термины, пройденные на уроке
Составить кроссворд “Страны мира” (по желанию)
5. Рефлексия:
-Какие трудности вы испытывали при выполнении задания? Чему вы научились?
Литература
1. Максаковский В.П. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений “Экономическая и социальная география мира”, Москва “Просвещение” 2009г.
2. Баранчиков Е.В. «География». Учебник для студ. образоват. учрежд. проф. образования, «Академия», 2012 г.
3. Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. «История» для профессий и специальностей технического, естественно- научного, социально-экономического профилей, учебник для среднего проф. образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок окружающего мира и технологии для 1 класса по теме "Первоцветы"
Урок включает в себя разнообразные формы и методы работы с предлагаемым материалом и учащимися. Предлагаемый материал подобран с учетом ФГОС. Урок направлен на развитие исследовательской деятель...
Практическая работа №1 по географии в СПО «Ознакомление с политической картой мира»
Практическая работа №1 по географии в СПО «Ознакомление с политической картой мира»Работа дана по вариантам. Первое задание во всех вариантах разное, второе-общее для всех....
Урок обобщения темы "Политическая карта мира" в форме развивающей дискуссии "Россия встречает чемпионат мира по футболу 2018"
урок по географии 10класс Обобщение темы "Политическая карта мира" в форме развивающей дискуссии "Россия встречает чемпионат мира по футболу"...
Интегрированный урок математики и географии в 5 классе
Интегрированный урок математики и географии в 5 классе по ФГОС по теме «Вокруг света с математикой». Презентация, к сожалению,не поместилась....
Методическая разработка урока географии «Многообразие стран на политической карте мира»
Урок предназначен для студентов первого курса по профессии "Автомеханик"...
Презентация к уроку географии "Политическая карта мира"
Политическая карта мира — географическая карта, отражающая страны мира, их форму правления и государственного устройства. Политическая карта отражает главные политико-географические изменения: о...
Учебная презентация к уроку по Общеобразовательной дисциплине География раздел Политическая карта мира, по теме: География населения мира
В данной презентации рассмотрена тема География населения мира. В ней рассотрены вопросы: численность населения мира, плотность и размещение населения....