Формирование познавательных интересов учащихся на уровках физики. Методическая разработка
методическая разработка
Рассмотрены проблемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики и методы оптимизации учебного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_poznavatelnyh_inteesoa_na_urokah_fiziki.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики
Учитель физики МАОУ «СОШ №5».Балашиха. г.о. Железнодорожный
Москалева Галина Григорьевна
« Идеальное управление - когда
управления нет, а его функции выполняются.
Каждый знает, что ему делать. И каждый делает,
потому что хочет этого сам». - А.Гин.
Проблемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики и методы оптимизации учебного процесса рассматриваются в работах И.Я.Ланиной, А.Гина и других. Исследователями выделяются три основных фактора, влияющих на познавательный интерес:
-содержание материала;
-методы, приёмы и средства его подачи;
-межличностные отношения учителя и учащихся.
В педагогике установлено пять критериев интересности содержания учебного материала.
1. Новизна учебного материала, неожиданность многих выводов и законов.
Для того чтобы заинтересовать учащихся учебным материалом, необходимо вызвать эмоциональное восприятие темы. Для этого необходимо сопоставлять неожиданные факты, обнаружить противоречия, вызвать у учащихся удивление, недоумение, вопрос, который побуждает к поиску истины. Например, при изучении инерции, напоминаю о рассказе известного английского писателя – фантаста Герберта Уэллса о том, как некий конторщик творил чудеса. Весьма недалёкий молодой человек оказался волей судьбы обладателем удивительного дара: стоило ему высказать какое- нибудь пожелание, и оно немедленно исполнялось. Однако заманчивый дар, как оказалось, не принёс ни его обладателю, ни другим людям ничего, кроме неприятностей. Интересен конец этой истории.
Конторщику-чудодею понадобилось продлить ночь. Не мудрствуя лукаво, он просто-напросто велел Земле прекратить своё вращение вокруг оси. И…
«….Не успел он договорить эти слова, как приятели уже летели в пространство со скоростью несколько дюжин миль в минуту.…Неслись камни, обломки зданий, металлические предметы разного рода; летела и какая-то несчастная корова, разбившаяся при ударе о землю. Ветер дул со страшной силой.…Ни домов, ни деревьев, ни каких-либо живых существ - ничего не было видно. Только бесформенные развалины да разнородные обломки валялись кругом, едва видные среди целого урагана пыли…»
Что же произошло? Почему остановка вращения Земли привела в рассказе к небывалой силы урагану?
Поиск научного объяснения нового факта рождает не просто удивление, а живейший интерес учащихся к уроку.
Чтобы «прочувствовать» явление инерции на практике, ставлю большое количество занимательных опытов:
- резкое выдёргивание бумажки из под сооружения конструкции из 12 шашек или выбивание нижней с помощью линейки;
- быстрая остановка движущейся тележки с вертикально стоящим на ней бруском;
- выбивание резким ударом линейкой бумажного кольца установленного на бутылке с широким горлышком, в верхней точке которого лежала мелкая монетка и т.д.
Вовлекая учащихся в поиск, учу их размышлять, делать выводы из фактов, что приводит к развитию познавательного интереса.
2.Изучение известного школьниками материала под новым углом зрения. Всегда «новое» можно узнать и о давно известных вещах. Например:
в начальной школе ребята узнают о том, что все тела состоят из мельчайших частиц. Но именно на уроках физики они узнают о том, что эти частицы обладают определёнными свойствами. Они находятся в постоянном движении, между ними действуют силы притяжения и отталкивания. Эти неизвестные факты о давно известных вещах поражают и заинтересовывают ребят. Оказывается, множество хорошо известных учащимся фактов объясняется именно с точки зрения строения вещества. «Почему проходя мимо столовой мы чувствуем аппетитный запах?», «Почему чернильные пятна на столе или полу легче удалить сразу после того, как пролиты, чернила, и значительно труднее сделать это впоследствии?» Формируя в 7классе понятие скорости, необходимо подумать, какие сведения нужно сообщить учащимся, чтобы это известное понятие по-новому раскрылось перед ними. Скорость имеет направление, скорость-понятие относительное. Оказывается скорость учащихся сидящих в классе за партами, равна 0 относительно Земли, и 30км/с относительно Солнца. Скорость передвижения пешехода 1,5м/с. Это немного быстрее, чем движение воды в большей части рек, но медленнее, чем движение воздуха при умеренном ветре -5м/с. По сравнению с улиткой, переползающей всего 1,5мм за секунду, человек, конечно, является скороходом, ведь он в 1000 раз проворнее её. Но если он вступит в состязание с другими живыми существами, то останется позади, даже муха при спокойном полёте движется втрое быстрее, чем пешеход. Это обновление содержания материала стимулирует познавательные процессы. Тем самым, вызывая и развивая интерес к знаниям.
3.Использование на уроках сведений из истории физики.
Чтобы пробудить у учеников желание познавать, расширять свой кругозор, тягу к знаниям, науке, технике, необходимо включать школьников в поиск биографического материала о жизни и научной деятельности учёных, чьи имена упоминаются в школьном курсе физики.
Обращение к истории науки показывает ученику, как труден и длителен путь учёного к истине, которая сегодня формулируется в виде короткого уравнения или закона.
Умелое знакомство учащихся с историей науки поднимает в их глазах авторитет предмета, возбуждает в них желание самим делать открытия.
4.Жизненная значимость, важность физических знаний. Познавательный интерес только тогда будет иметь прочную основу для своего развития, когда связь между содержанием учебного материала и его назначением в жизни найдёт постоянное место в системе уроков. Учеников всегда увлекает применение теоретических знаний, полученных на уроке, для объяснения хорошо известных ему явлений. Например, в 8классе учащиеся подробно изучают вопросы, связанные с электризацией тел и электрическим полем. Они ищут материал и сами рассказывают о практическом значении этих явлений. Пожары при заправке самолётов горючим, радиопомехи, искажение показаний измерительных приборов, отрицательное влияние на ход производственных процессов и качество продукции в текстильной и полиграфической промышленности-это далеко не полный перечень опасностей от статического электричества. Однако оно может быть и верным помощником человека, если его законы поставить на службу практическим целям.
Учащиеся рассказывают и об электрографии, электрическом осаждении пыли, смешении разнородных материалов, нанесении ворса и напылении порошков, окраске деталей, очистке зерна, обогащении редких руд ит.д. В процессе рассказа обращают внимание на высокий уровень техники, применяемой на современном производстве. Пути сообщения учащимися сведений о практическом использовании физических законов и явлений могут быть различными.
5.Приобщение учащихся к современным научным достижениям.
Необходимо указать учащимся границы применимости понятий, законов и теорий классической физики, а также показать противоречия между её понятиями и законами и новыми фактами, разрешение которых даётся современной наукой. Всё это, несомненно, поднимает интерес учащихся к физике. Учащиеся хорошо знают, что по законам классической механики можно точно определить и координату, и скорость движения частицы в любой момент времени, если известны начальные условия движения и сила, действующая на частицу в каждой точке пространства. Согласно современным представлениям, невозможно указать траектории свободных микрочастиц, например траекторию электронов в атоме, протона ит.д.
Точно так же нельзя превысить скорость света или достичь абсолютного нуля температур, как нельзя поднять самого себя за волосы или вернуть вчерашний день.
Соотношение неопределённостей-строгий закон природы, который никак не связан с несовершенством наших приборов.
Высший триумф науки достигается именно в момент установления таких запретов. Когда сказали: «невозможно построить вечный двигатель» - возникла термодинамика; когда был сформулирован постулат: «нельзя превысить скорость света» - родилась теория относительности. И именно тогда, когда поняли, что различные характеристики атомных частиц нельзя измерить одновременно с произвольной точностью окончательно сформировалась квантовая механика.
В практике школьного обучения использую в качестве приёмов активизации методы активного обучения. Их классификация дана Н.В. Чекалевой.
Неимитационные приёмы активизации образовательного процесса помогают школьникам адаптироваться к методам обучения в ВУЗЕ, техникуме, колледже. Эти приёмы «включают» учащихся в реальные действия, в которых они являются действительными и действующими участниками, что формирует умение анализировать, оценивать, прогнозировать, принимать решения, выбирать наилучший вариант.
Имитационные приёмы ценны тем, что воспроизводят реальную деятельность человека в окружающем мире. Такие приёмы способствуют накоплению знаний, выработке убеждений, учат оценивать, делать мысленный выбор, моделировать возможное поведение, поступки. Достоинство имитационных приёмов – в их вариативности и возможности многократного повторения, «проигрывание» жизненных проблемных ситуаций
МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Имитационные неимитационные:
Игровые неигровые
1.проблемная
1.Разыгрывание 1. решение производственных дискуссия,
ситуаций в ролях, задач, 2. семинар,
2.деловые производственные 2.анализ конкретных 3.беседа,
игры, ситуаций, 4.конференция,
3.ситуационно-ролевые 3.социально-психологические 5.программированное
игры, тренинги, обучение,
4.стажиповка с выполнением 4. «мозговой штурм», 6.защита проектов
различных ролей,
5.деловые учебные игры, 5.анализ случайных
ситуаций,
6.организационно- 6.метод инцидента,
деятельные игры,
7.действие по инструкции,
7.игровое проектирование
Литература: Занимательная физика. Нескучный учебник. В Шабловский, Тригон. Санкт- Петербург-1997,с -315
Приёмы педагогической техники. Анатолий Гин , М-2013,с-88
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
презентация к статье о формах и методах организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов...
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
Самостоятельная работа является средством формирования активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей, на формирование у них познавательных способностей. В этой ...
Игровые элементы на уроках английского языка с целью повышения активизации познавательного интереса учащихся
Игровые элементы на уроках английского языка...
СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО УРОКА
Опыт и эксперимент моей работы, с использованием на уроках АЯ сюжетно - ролевых игр как средсво формирования познавательного интереса в начальном звене...
Шиляева Лидия Николаевна «Формирование исследовательской деятельности как средство развития познавательного интереса учащихся»
Экологическое образование и воспитание через учебно-исследовательскую деятельность — взаимообусловленный процесс. С одной стороны, сама исследовательская деятельность базируется на компонентах экологи...
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩЕГОСЯ
Традиционные методы и формы обучения в современном мире не всегда отвечают запросам и учителей, и учащихся. Появилась необходимость внедрения новых форм обучения, требующих от учителя компетенци...
Формирование творческого и познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания через проектно-исследовательскую деятельность
Проектно-исследовательская деятельность учащихся является хорошим стимулом для повышения интереса к изучению, проявлению самостоятельности, креативности, навыков публичного выступления....