Рабочая программа кружка "Занимательная генетика"
рабочая программа
Рабочая программа кружка "Занимательная генетика создана с целью формирования и развития у обучающихся:
- интеллектуальных и практических умений в области генетики человека, позволяющих сохранить свое здоровье и здоровье будущих поколений;
- интереса к своей родословной, родословным знаменитых людей в истории человечества;
- умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, применять знания в практической жизни;
- творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; умения рефлексии и самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Бутурлинский сельскохозяйственный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА
Занимательная генетика
для студентов I курса,
специальностей «Механизация сельского хозяйства», «Технология продукции общественного питания»
Бутурлино
2016 г.
РАССМОТРЕНА цикловой комиссией Протокол № _____ от «____» ____________ 20__ г. Председатель:______________ | УТВЕРЖДЕНА методическим советом ГБ ПОУ БСХТ Протокол № _____ от «____» ____________ 20__ г. Председатель:______________ |
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основании элективного курса «Что Вы знаете о своей наследственности?»
Содержательным материалом для курса является блок «Основы генетики». Генетика человека изучается «вскользь» в течение 5 часов, чего явно недостаточно для рассмотрения интересующих обучающихся вопросов.
За последние годы количество известных наследственных заболеваний увеличилось и составляет более 4000 наименований. Это происходит из-за того, что, с одной стороны, наука все более проникает в генетические, физиологические и биохимические механизмы человека, а, с другой,- экологическая среда обитания все в большой степени становится загрязненной, и матрицы человека активнее подвергаются воздействию, нарушаются, вызывая аномалии.
Многие генетические заболевания (около500) ученые научились «исправлять» или вести профилактику их посредством диетоферментогормонотерапии с последующей генетической консультацией вступающих в брак. Но эти знания еще не дошли до каждого человека. А ведь помочь себе может только сам человек.
Перед лицом глобальных проблем, порожденных развитием человеческой цивилизации, известный призыв древних: «Познай себя», - звучит сегодня как никогда актуально. Генетика человека должна ответить на многочисленные вопросы, касающиеся генетических последствий загрязнения окружающей среды, смешения генофондов ранее изолированных популяций.
Цель: Создание условий для формирования и развития у обучающихся:
- интеллектуальных и практических умений в области генетики человека, позволяющих сохранить свое здоровье и здоровье будущих поколений;
- интереса к своей родословной, родословным знаменитых людей в истории человечества;
- умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, применять знания в практической жизни;
- творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; умения рефлексии и самооценки;
- добывания знаний непосредственно из реальности (из родословной, состояния своего организма).
Деятельность кружка направлена на приобретение знаний по темам:
- краткая история генетики человека;
- менделирующие признаки человека;
- геном человека, генетические карты;
- методы изучения наследственности человека;
- типы наследования признаков у человека;
- хромосомные, генные молекулярные аномалии и вызываемые ими заболевания;
- летальные гены;
- болезни с наследственным предрасположением.
В процессе обучения студенты приобретают следующие умения:
1. применять законы Менделя, Моргана, Харди – Вайнберга к генетике человека и решать генетические задачи на менделирующие признаки.
2. Объяснять механизм наследования генетических заболеваний человека и решать генетические задачи.
3. Составлять родословную своей семьи.
4. Определять по родословной характер наследования признака и составлять прогноз на вероятность его проявления у будущих поколений.
5. Объяснять, как мутации могут повлиять на белок, кодируемый тем или иным геном, и как это связано с фенотипической экспрессией мутантных генов.
6.Выявлять в соответствующем скрещивании отношения 1:2:1 и 2:1характерные для летальных генов, и правильно составлять схемы скрещиваний; продемонстрировать знания типов наследования, ожидаемого в тех случаях, когда родительские особи несут летальные гены.
7. Называть возможные генотипы людей с группами крови 1;2;3;4 и, исходя из этих генотипов, решать генетические задачи.
8. Объяснять, в чем заключается различие между сериями множественных генов и полигенными признаками; привести примеры тех и других.
9. Использовать знания о типах наследования сцепленных с полом генов человека при решении генетических задач.
10. Оценивать генетические последствия загрязнения окружающей среды, смешения генофондов ранее изолированных популяций.
11. Научно оценивать соотношение социального и биологического в человеке.
Формы деятельности обучающихся:
- Решение генетических задач.
- Анализ родословных писателей, ученых, исторических деятелей.
- Проект «Родословная моей семьи».
- Практические работы.
- Самостоятельное заполнение таблиц.
ПРОГРАММА
- Краткая история генетики человека.
- лысенковщина: 1948-1964 гг.;
- политические факторы;
- научные факторы;
- субъективные факторы
- Законы Г.Менделя.
- законы Г.Менделя;
- моногибридное скрещивание;
- дигибридное скрещивание;
- изучение наследования признаков;
- решение генетических задач на наследования размера и цвета глаз, волос, формы носа, губ, роста тела, состояния слуха, резус - фактора крови, право и леворукости, пигментации кожи;
- составление и анализ родословных.
- Методы изучения генетики человека.
- генеалогический;
- близнецовый;
- популяционный;
- цитогенетический;
- биохимический.
- Генеалогический метод изучения.
Предусматривает исследовательскую работу по определению характера наследования некоторых признаков человека.
- Аутосомно – доминантное наследование. Полное доминирование.
- характеристика наиболее часто встречающихся болезней человека;
- изучение признаков, связанных с аутосомно – доминантным и полным доминированием: полидактилия, брахидактилия, седая прядь, микроцефалия, несовершенный остеогенез, хондродистрафическая карликовость (ахондроплазия) и др.
- решение задач;
- анализ родословных.
- Аутосомно – рецессивное наследование.
- признаки человека, связанные с данным типом наследования: повышенная волосатость тела, рыжие волосы, альбинизм ( отсутствие пигментации), врожденная глухонемота, сахарный диабет, отсутствие половых желез, резус – отрицательная кровь;
- решение генетических задач;
- анализ родословных.
7. Биохимический метод изучения генетики человека.
- биохимический метод изучения генетики человека;
- фенилкетонурия
- решение генетических задач;
- анализ родословных.
- Промежуточное наследование. Неполное доминирование признаков у человека.
- заболевания: сеповидноклеточная анемия, цистонурия, анофтальмия.
- решение генетических задач.
- Множественные аллели.
- кодоминантность;
- наследование групп крови;
- решение генетических задач.
- Полигенные признаки.
- полигенные признаки;
- полимерия;
- решение генетических задач.
- Истоки и перспективы международной программы «Геном человека».
- международная программа «Геном человека», ее истоки и перспективы;
- технологии молекулярной генетики;
- геном человека.
- Наследование генов, сцепленных с полом.
- сцепленное наследование генов;
- карты хромосом у человека;
- решение генетических задач;
- составление и анализ родословных.
- Мутация генов.
- мутагены, их влияние на организм;
- мутационная изменчивость, ее виды;
- влияние алкоголя, курения, наркотиков на генетический аппарат клетки.
- профилактика наследственных заболеваний человека.
- Генетические последствия загрязнения окружающей среды.
- загрязнение окружающей среды мутагенами;
- профилактика наследственных заболеваний человека.
- Медико – генетическое консультирование.
Проводится в виде ролевой игры с решением задач.
- Популяционно – генетический метод изучения генетики человека.
- закон Харди – Вайнберга в человеческих популяциях.
- решение генетических задач.
- генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность.
- Биологическое и социальное в человеке.
- человек – общественное животное;
- наследуются ли способности;
- можно ли создать «сверхчеловека»;
- действует ли естественный отбор в человеческом обществе;
- роль среды в развитии личности;
- близнецовый метод изучения.
- Этические проблемы генетики.
- генная инженерия;
- коррекция пола;
- пересадка органов,
- клонирование;
- генетика и криминалистика;
- подведение итогов: тестирование.
23. Этические и юридические аспекты применения генных технологий.
- потенциальная опасность генно-инженерных методов;
- биоэтика, центральные постулаты биоэтического кодекса;
- этические проблемы генной инженерии;
- этические принципы медицинской генетики;
- юридические аспекты генной инженерии.
Тематический план:
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Краткая история генетики человека. | 2 |
2 | Законы Г.Менделя. | 2 |
3 | Методы изучения генетики человека. | 2 |
4 | Генеалогический метод изучения. | 2 |
5 | Аутосомно – доминантное наследование. Полное доминирование. | 2 |
6 | Аутосомно – рецессивное наследование. | 2 |
7 | Биохимический метод изучения генетики человека. | 2 |
8 | Промежуточное наследование. Неполное доминирование признаков у человека. | 3 |
9 | Множественные аллели. | 2 |
10 | Полигенные признаки. | 2 |
11 | Истоки и перспективы международной программы «Геном человека». | 2 |
12 | Наследование генов, сцепленных с полом. | 2 |
13 | Мутация генов. | 2 |
14 | Генетические последствия загрязнения окружающей среды. | 2 |
15 | Медико – генетическое консультирование. | 3 |
16 | Популяционно – генетический метод изучения генетики человека. | 2 |
17 | Биологическое и социальное в человеке. | 2 |
18 | Этические проблемы генетики. | 2 |
19 | Этические и юридические аспекты применения генных технологий. | 2 |
Всего: | 40 |
Литература:
- Адельшина, Г. А. Генетика в задачах. Учебное пособие / Г.А. Адельшина, Ф.К. Адельшин. - М.: Планета, 2015. - 176 c.
- Атраментова Л.А. О составлении и использовании генетических задач. - Журнал «Биология в школе», № 5, 1993.
- Афонькин С.Ю. Поиграем в генетиков. - Журнал «Биология в школе»,
№ 2, 1991.
- Высоцкая М.В. «Тренажер по общей биологии для учащихся 10-11 классов и поступающих в вузы». Волгоград,2006 год.
- Дмитриева Т.А. и др. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 кл.: Вопросы. Задания. Задачи. / Т.А.Дмитриева, С.В.Суматохин, С.И.Гуленков, А.А.Медведева.-М.: Дрофа, 2002.-144с.- (Дидактические материалы).
- Ефремова, В. В. Генетика / В.В. Ефремова, Ю.Т. Аистова. - М.: Феникс, 2010. - 256 c.
- Мухамеджанов И.Р. «Тесты, зачеты, блицопросы 10-11 класс по общей биологии». М., 2006 год.
- Элективный курс «Что Вы знаете о своей наследственности?». 9-11 классы. / Сост. И.В. Зверева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
В результате изучения факультативного курса «Популярная генетика» студенты должны:
Знать/понимать:
- краткую историю развития генетики человека;
- законы Г. Менделя (моногибридное и дигибридное скрещивание);
- наследование признаков по аутосомно-доминантному и аутосомно-рецессивному типу;
- наследование признаков, связанных с Х-хромосомой;
- наследование признаков, связанных с У-хромосомой;
- методы изучения генетики человека;
- о наследовании сцепленных признаков;
- о промежуточном наследовании признаков, полном и неполном доминировании;
- наиболее часто встречающиеся болезни человека;
- как происходят мутации генов;
- как загрязнение окружающей среды влияет на генетику человека;
- о влиянии мутагенов на организм;
- действие закона Харди-Вайнберга в человеческих популяциях;
- о роли среды в развитии личности, о биологическом и социальном в человеке;
- о международной программе «Геном человека»;
- о новейших генных технологиях и проблемах, связанных с их применением.
Уметь:
- решать генетические задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание;
- составлять и анализировать родословные;
- объяснять наследование тех или иных признаков;
- решать генетические задачи на наследование признаков, сцепленных с полом;
- определять характер наследуемого признака;
- проводить медико-генетическое консультирование по вопросам, связанным с генетикой человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
Рабочая программа Генетика человека с основами медицинской генетики ЛД
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 31.02.01 Лечебное дело...
Рабочая программа Генетика человека с основами медицинской генетики СД
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело...
Рабочая программа по учебной дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики" Специальность - 34.0201 Сестринское дело
Рабочая программа учебной дисциплины является частью Основной профессиональной образовательной программы Государственного автономного профессионального образовательного учреждения среднего профессиона...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Генетика человека с основами медицинской генетики
Данная рабочая программа является авторским документом, разработана в соответствии с ФГОС СПО и рекомендована для обучения студентов....
Рабочая программы учебных дисциплин ОУД.12 Химия, ОУД.13 Биология, ОП.04 Генетика человека с основами медицинской генетики
Данная рабочая программа является авторским документом, разработана в соответствии с ФГОС СПО и рекомендована для обучения студентов химии, биологии, генетики человека с основами медицинской генетики...