Рабочая программа учебной дисциплины ФИЗИКА
рабочая программа

Никитина Ольга Исааковна

Рабочая программа учебной дисциплины ФИЗИКА 165 часов, 2018г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_programma_2018_novyy_maket_.doc459.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Кузнецкий металлургический техникум

Утверждаю:

Директор

____________ С.В. Колесников

«   »                    2018  г.

Рабочая программа

учебной дисциплины

ФИЗИКА

Уровень образования: среднее (полное) общее образование

Срок обучения: 2 года 10мес.

Профессии:

15.01.05  Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

22.01.03   Машинист крана металлургического производства

13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

15.01.26 Токарь - универсал

Рассмотрено:                                

На заседании

методической комиссии

Председатель

методической комиссии

________________ Завилевская Л.Г.

«      »                 2018 г.

Разработал:

Преподаватель

________________Никитина О.И.

«     »             2018 г.                                                                                                      

                                                                       

г. Новокузнецк 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА          3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ          

ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»         5

 

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ         7

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ         8

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ         10

         

ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ         16

         

ТЕМЫ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ          

(РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ, ПРЕЗЕНТАЦИЙ)         16

         

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ         18

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ          

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ          23

         

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ         25

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ                                                              26

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ                                                                                                                       29

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), Примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций (Дмитриева В.Ф. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.), рекомендованной ФГАУ ФИРО.  

Содержание программы «Физика» направлено на достижение следующей цели: освоить знания фундаментальных законов физики, научиться применять знания в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Основные задачи для достижения цели:

  • освоить знания о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;  
  • овладеть умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность естественно-научной информации;  
  • развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитать убежденность в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.  

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов знаний и умений, необходимых для качественного освоения основной профессиональной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).

 


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формирование у обучающихся системы базовых понятий физики и представлений о современной физической картине мира, а также выработка умений применять физические знания как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач. Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Физика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественно-научных областях, социологии, экономике, языке, литературе и др.). При изучении физики формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. К ним в первую очередь относятся: моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, системно-информационный анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить студентов с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента. Физика как учебная дисциплина имеет очень большое и всевозрастающее число

междисциплинарных связей, причем на уровне как понятийного аппарата, так и инструментария. Сказанное позволяет рассматривать физику как метадисциплину, которая предоставляет междисциплинарный язык для описания научной картины мира. Физика является системообразующим фактором для естественно-научных учебных дисциплин, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, биологии, географии, астрономии и общепрофессиональных дисциплин (техническая механика, электротехника, электроника и др.). Учебная дисциплина «Физика» создает универсальную базу для освоения профессионального цикла, закладывая фундамент для последующего обучения студентов. Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты, учебная дисциплина «Физика» формирует у студентов подлинно научное мировоззрение. Физика является основой учения о материальном мире и решает проблемы этого мира. Изучение физики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля получаемого профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов. В содержании учебной дисциплины по физике при подготовке обучающихся по профессиям технического профиля профессионального образования профильной составляющей является раздел «Электродинамика», так как большинство профессий относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой.  Теоретические сведения по физике дополняются демонстрациями и лабораторными и практическими работами. Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС). 

ФГОС среднего общего образования предлагает 50 % учебного времени на внеаудиторную самостоятельную работу, которая позволит обучающимся приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Внеаудиторная самостоятельная работа включает в себя следующие формы:

  • создание презентаций;
  • решение практических и ситуационных задач;  
  • выполнение индивидуальных проектов.

 

         

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

Учебная дисциплина «Физика» является учебной дисциплиной по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.  

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Физика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).

В учебных планах ППКРС место учебной дисциплины «Физика»  – в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО соответствующего профиля получаемого профессионального образования.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Содержание учебной дисциплины «Физика» направлено на формирование личностных, предметных и метапредметных результатов ФГОС среднего общего образования, а также общих компетенций ФГОС СПО.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.

 

 

Результаты освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС СОО

Общие компетенции

ФГОС СПО

Личностные:

  • сформированность         мировоззрения,         соответствующего современному развитию науки;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности,
  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;
  • сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, приобретение опыта эколого-направленной деятельности

 

ОК 4

 

ОК 4, ОК 8

 

 

ОК 6.

 

 

ОК 4, ОК 6

 

 

ОК 3, ОК 4

 

 

ОК 1, ОК 4

Метапредметные:

 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

 

ОК 8

 

 

 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 

ОК 6

 

 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 

ОК 3, ОК 4

 

 

 готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации; 

ОК 4, ОК 6

 

 умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач; 

ОК 4, ОК 5

 

 владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований

ОК 4, ОК 8

Предметные:

 сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

 

ОК 1, ОК 4

 

 

 

 владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой; 

ОК 4, ОК 6

 

 

 владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

ОК 4, ОК 6

 

 

 

 

 сформированность умения решать физические задачи;

ОК 3, ОК 4

 

 сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;

ОК 3, ОК 4,

ОК 6

 

 сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников

ОК 1, ОК 3,  ОК 4, ОК 8

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Физика и методы научного познания

Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин. Физические законы. Границы применимости физических законов. Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении профессий СПО.

 

Механика

Кинематика. Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности.  

Законы механики Ньютона. Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес. Силы в механике.

Законы сохранения в механике. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения.

Демонстрации: 

  • Относительность движения.
  • Прямолинейное и криволинейное движение.
  • Запись равномерного и равноускоренного движения.
  • Падение тел в воздухе и безвоздушном пространстве (трубки Ньютона)
  • Направление скорости при движении тела по окружности.
  • Зависимость траектории от выбора системы отсчета.
  • Виды механического движения.
  • Силы трения.
  • Невесомость.

Лабораторные работы

  • Определение ускорения силы тяжести по падению тела
  • Изучение движения тела, брошенного горизонтально.
  • Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести 
  • Правило равновесия рычага

Практические работы  

Определение координаты, скорости, ускорение по графикам и уравнениям движения.

Расчет кинематических характеристик движения.

Решение задач на законы Ньютона.

Решение задач на закон сохранения импульса.

 

Основы молекулярной физики и термодинамики

Основы молекулярно-кинетической теории. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Свойства жидкостей. Испарение и конденсация. Кипение. Температура и ее измерение. Абсолютный нуль температуры. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Психрометр, гигрометр. Точка росы. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов.  Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел.

Основы термодинамики. Основные понятия и определения. Внутренняя энергия, способы ее изменения. Работа и количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Двигатель внутреннего сгорания. Охрана природы. Второе начало термодинамики.  

Демонстрации

  • Движение броуновских частиц.
  • Диффузия.
  • Психрометр.
  • Явления поверхностного натяжения и смачивания.
  • Кристаллические вещества.

Лабораторные работы  

  • Измерение поверхностного натяжения жидкости.

Практические работы  

Расчет молярной массы, количества вещества, числа молекул.  

Решение задач на газовые законы.

 

Электродинамика

Электрическое поле. Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле. Конденсаторы, их виды, способы соединения. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.  

Законы постоянного тока. Условия  и действия электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи. Электрическое сопротивление. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Виды  соединения  проводников. Закон Джоуля – Ленца. Работа и мощность электрического тока. Электрический ток в различных средах.

Основные носители тока в различных средах. Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы.  

Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Ускорители заряженных частиц. Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция.

Энергия магнитного поля.

Демонстрации

  • Электризация тел трением.
  • Взаимодействие зарядов.
  • Электрическое поле двух заряженных шариков.
  • Электрическое поле двух заряженных пластин.
  • Проводники в электрическом поле.
  • Диэлектрики в электрическом поле.
  • Закон Ома для участка цепи.
  • Распределение токов и напряжений при последовательном и параллельном соединении проводников.
  • Электродвигатель.
  • Трансформатор.

Лабораторные работы

  • Измерение сопротивления при помощи амперметра и  вольтметра
  • Исследование смешанного соединения проводников
  • Изучение закона Ома для полной цепи

Практические работы  

Решение задач по электростатике.  

Расчет электрических цепей постоянного тока.

 

Колебания и волны

Механические колебания. Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные и вынужденные механические колебания. Превращение энергии при колебательном движении.

Упругие волны. Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Свойства механических волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение.

Электромагнитные колебания. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Переменный ток. Работа и мощность тока. Генераторы тока. Трансформаторы. Получение, передача и распределение электроэнергии.

Электромагнитные волны. Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А. С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн.

 

Демонстрации

  • Свободные и вынужденные механические колебания.
  • Резонанс.
  • Образование и распространение упругих волн.
  • Частота колебаний и высота тона звука.
  • Свободные электромагнитные колебания (видео).
  • Конденсатор в цепи переменного тока.
  • Катушка индуктивности в цепи переменного тока.
  • Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.
  • Устройство и принцип действия трансформатора Радиосвязь (видео)

Лабораторные работы

  • Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити
  • Измерение ускорения свободного падения при помощи маятника

Оптика 

Природа света. Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Волновые свойства света. Интерференция света. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света.

Дифракционная решетка. Поляризация света. Поляроиды. Дисперсия света. Виды         спектров.         Спектры         испускания.         Спектры         поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства.

Демонстрации

  • Интерференция света.
  • Дифракция света.
  • Законы отражения и преломления света.
  • Получение спектра с помощью призмы.
  • Оптические приборы

Лабораторные работы

  • Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы
  • Определение показателя преломления стекла».
  • Измерение длины световой волны
  • Наблюдение интерференции и дифракции света
  • Наблюдение сплошного и линейчатого спектров

Практические работы  

Применением законов распространения света к решению задач

 

Элементы квантовой физики

Квантовая оптика. Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Фотоэффект. Типы фотоэлементов.  

Физика атома. Развитие взглядов на строение атома. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые генераторы.

Физика атомного ядра. Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Строение атомного ядра. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Ядерный реактор.  

Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы.  

Демонстрации

  • Фотоэффект.
  • Излучение лазера.
  • Линейчатые спектры различных веществ.
  • Счетчик ионизирующих излучений.

Практическая работа

Применение уравнения Эйнштейна для фотоэффекта в решении  физических задач.

 

Эволюция Вселенной

Строение и развитие Вселенной. Наша звездная система – Галактика. Другие галактики. Гипотеза происхождения Солнечной системы. Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд. Происхождение Солнечной системы.  

Демонстрации

Солнечная система (модель).

Фотографии планет, сделанные с космических зондов.  

ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

 

  1. Электрические разряды на службе человека.  
  2. Использование электроэнергии в транспорте.  
  3. Классификация и характеристики элементарных частиц.  
  4. Лазерные технологии и их использование.  
  5. Классификация и характеристики элементарных частиц.  
  6. Переменный         электрический         ток         и         его         применение         в производственных технологиях.  
  7. Плазма как четвертое состояние вещества.
  8. Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин.
  9. Исследование современных средств связи.  
  10. Физические свойства атмосферы.  
  11. Использование Интернета для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях.

 

 

ТЕМЫ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ, ПРЕЗЕНТАЦИЙ)

 

  1. Андре Мари Ампер – основоположник электродинамики.
  2. Галилео Галилей – основатель точного естествознания.
  3. Игорь Васильевич Курчатов – физик, организатор атомной науки и техники.  
  4. Модели атома. Опыт Резерфорда.  
  5. Нанотехнология – междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники.
  6. Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия.  
  7. Применение ядерных реакторов.  
  8. Происхождение Солнечной системы.  
  9. Развитие средств связи и радио.  
  10. Рентгеновские лучи. История открытия. Применение.
  11. Современная физическая картина мира.  
  12. Гипотеза происхождения Солнечной системы.
  13. вкладе ученых в развитие физики
  14. Законы Ньютона
  15. Законы сохранения в механике
  16. Тепловые машины
  17. Электрический ток в вакууме. Диод
  18. Электрический ток в жидкостях.
  19. Электрический ток в газах
  20. Плазма
  21. Самоиндукции
  22. Индуктивность
  23. Взаимная индукция
  24. Генераторы тока
  25. Трансформаторы
  26. Истрия развития теории света
  27. Скорость распространения света
  28. Глаз как оптическая система
  29. Телескоп
  30. Использование интерференции в науке и технике
  31. Понятие о голографии
  32. Открытие радиоактивности
  33. Применение ядерной энергии
  34. Биологическое действие радиоактивных излучений

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет  по профессиям СПО технического профиля (углубленный уровень) – 270 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая лабораторные работы, – 180 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов – 90 часов;

Промежуточная аттестация в техническом профиле осуществляется в форме экзамена.

 

Тематический план

 

Шифр раздела, темы

Наименование разделов и тем

Количество часов

максимальной нагрузки

самостоятельной работы

обязательной аудиторной нагрузки

всего

в том числе

лаб. - практ. работ

контрольных работ

Курс первый

Введение.

3

3

1

Раздел 1.

Механика.

60

22

38

7

3

1.1.

Основы кинематики.

19

7

12

4

1

1.2.

Основы динамики.

21

8

13

1

1

1.3.

Законы сохранения в механике.

15

5

10

1

1

1.4.

Равновесие твердых тел.

5

2

3

1

Раздел 2.

Молекулярная физика.

42

14

28

1

3

2.1

Основы МКТ

16

5

11

1

2.2

Основные понятия и  законы термодинамики.

11

4

7

1

2.3

Свойства паров, твердых тел и жидкостей

15

5

10

1

1

Раздел 3.

Электродинамика.

41

13

28

6

3

3.1

Электростатика.

19

6

13

3

1

3.2

Законы постоянного тока.

15

5

10

3

1

3.3

Магнитное  поле.

7

2

5

1

Итого за курс первый

146

49

97

14

10

Курс второй

Раздел 3.

Электродинамика. (продолжение)

10

3

7

1

1

3.4

Электромагнитная индукция.

10

3

7

1

1

Раздел 4.

Колебания и волны.

29

11

18

4

2

4.1

Механические колебания и волны

14

5

9

3

1

4.2

Электромагнитные колебания и волны

15

6

9

1

1

Раздел 5.

Оптика.

32

11

21

5

2

5.1

Геометрическая оптика

14

5

9

2

1

5.2

Волновая оптика

12

4

8

3

1

5.3

 Излучение и спектры.

6

2

4

Раздел 6.

Элементы теории относительности.

3

1

2

Раздел 7.

Квантовая физика.

14

4

10

1

7.1

7.1 Квантовая оптика, физика атома и атомного ядра.

14

4

10

1

Раздел 8.

Строение и эволюция Вселенной.

4

1

3

8.1

Строение и эволюция Вселенной.

3

1

3

Раздел 9.

Повторение.

7

7

1

Итого за курс второй

99

31

68

10

7

Всего по дисциплине

245

80

165

24

17

Поурочно-тематический план

ООУЭ

УУЭ

ОУЭ

№ урока

I курс

Введение

1. Что и как изучает физика. Единицы физических величин.

2. Математические методы в физике

3. Входная контрольная работа.

1. Механика.

1.1 Основы

кинематики.

1.1.1 Описание механического движения

1.1.2. Равномерное прямолинейное движение

1.1.3. Закон сложения скоростей

1.1.4. Равноускоренное движение

1.1.5. Свободное падение тел

1.1.6. Лабораторная работа №1 «Определение ускорения силы тяжести по падению тела»

1.1.7. Движение по окружности

1.1.8.  Решение задач.

1.1.9. Лабораторная работа №2. Изучение движения тела, брошенного горизонтально.

1.1.10. Самостоятельная работа № 1. Решение задач.

1.1.11. Подготовка к контрольной работе.

1.1.12. Контрольная работа № 1 по теме «Кинематика».

1.2 Основы

динамики.

1.2.1. Анализ контрольной работы. Первый закон Ньютона.

1.2.2. Сила. Второй закон Ньютона.

1.2.3. Третий закон Ньютона..

1.2.4 Закон всемирного тяготения.

1.2.5. Сила тяжести. Движение под действием силы тяжести.

1.2.6. Вес тела. Невесомость.

1.2.7. Сила упругости. Закон Гука.

1.2.8. Сила трения.

1.2.9. Применение законов Ньютона. Решение задач.

1.2.10. Движение под действием нескольких сил.

1.2.11.Лабораторная работа №3.Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести 

1.2.12 Подготовка к контрольной работе.

1.2.13. Контрольная работа № 2 «Основы динамики»

1.3 Законы

сохранения

в механике.

1.3.1. Импульс тела.  Закон сохранения импульса.

1.3.2. Реактивное движение.

1.3.3. Работа. Энергия.

1.3.4. Кинетическая энергия Потенциальная  энергия.

1.3.5. Работа силы упругости. Работа силы тяжести.

1.3.6. Закон сохранения полной механической энергии.

1.3.7. Абсолютно упругое и неупругое столкновение.

1.3.8. Решение задач.

1.3.9. Самостоятельная работа № 4 Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1.3.10.  Контрольная работа № 3 по теме Законы сохранения.

1.4 Статика

1.4.1. Равновесие тел. Первое условие равновесия твердого тела

1.4.2. Момент силы. Второе условие равновесия тел. Решение задач.

1.4.3. Лабораторная работа № 4 «Правило равновесия рычага»

2. Молекулярная физика.

2.1 Основы

молекулярно-кинетической теории.

2.1.1. Основные положения молекулярно-кинетической теории.

2.1.2. Броуновское движение. Строение вещества

2.1.3. Строение газообразных, жидких и твердых тел.

2.1.4. Идеальный газ

2.1.5. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.

2.1.6. Температура и тепловое равновесие. Абсолютная температура.

2.1.7. Уравнение состояния идеального газа. Решение задач.

2.1.8. Газовые законы.

2.1.9. Самостоятельная работа № 5

2.1.10. Подготовка к контрольной работе. Решение задач.

2.1.11. Контрольная работа № 4 по теме «Основы МКТ».

2.2 Основные понятия и

законы термодинамики.

2.2.1 Основные понятия и определения.

2.2.2. Внутренняя энергия. Решение задач.

2.2.3. Работа. Количество теплоты. Теплоемкость.

2.2.4. Первое начало термодинамики.  

2.2.5. Второе начало термодинамики. Самостоятельная работа № 6

2.2.6. Принцип действия тепловых двигателей. Решение задач.

2.2.7. Контрольная работа № 5 по теме «Основные понятия и законы термодинамики».

2.3 Свойства

паров, жидкостей и  твердых тел

2.3.1. Испарение и конденсация. Насыщенный пар.

2.3.2. Влажность воздуха. Кипение.

2.3.3. Поверхностное натяжение.

2.3.4. Смачивание. Капиллярные явления.

2.3.5. Кристаллические тела. Анизотропия.

2.3.6. Упругие и механические свойства твердых тел.

2.3.7 Плавление и кристаллизация. Решение задач.

2.3.8. Решение задач.

2.3.9. Лабораторная работа №5 «Измерение поверхностного натяжения жидкости» 

2.3.10. Контрольная работа № 6 по теме «Свойства паров,  твердых тел и жидкостей».

3. Электродинамика.

3.1 Электростатика.

3.1.1. Электрический заряд. Квантование заряда.

3.1.2. Электризация тел. Закон сохранения заряда.

3.1.3. Закон Кулона.

3.1.4. Решение задач.

3.1.5. Напряженность электрического поля.

3.1.6. Лини напряженности электростатического поля.

3.1.7. Решение задач.

3.1.8. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.

3.1.9. Энергетические характеристики электростатического поля.

3.1.10. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.

3.1.11. Решение задач

3.1.12. Самостоятельная работа № 6 Подготовка к к.р.

3.1.13. Контрольная работа № 7  по теме «Электростатика».

3.2 Законы постоянного тока.

3.2.1. Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока.

3.2.2. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

3.2.3. Лабораторная работа № 6 «Измерение сопротивления при помощи амперметра и  вольтметра».

3.2.4. Электрические цепи.  Решение задач.

3.2.5. Лабораторная работа №7 «Исследование смешанного соединения проводников».

3.2.6. Работа и мощность постоянного тока

3.2.7. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи..

3.2.8. Лабораторная работа №8 «Изучение закона Ома для полной цепи».

3.2.9. Подготовка к контрольной работе.

3.2.10. Контрольная работа №7 по теме «Электростатика, Законы постоянного тока»

3. Электродинамика.

3.3 Магнитное

поле.

3.3.1. Магнитное поле. Опыт Эрстеда.

  1. 1

3.3.2. Взаимодействие токов. Закон Ампера.

3.3.3. Сила Ампера. Сила Лоренца.  Решение задач.

3.3.4. Магнитное поле вещества. Решение задач.

3.3.5. Контрольная работа № 9 по теме «Электромагнитное поле»

2 курс

3.4 Электромагнитная индукция

3.4.1. Электромагнитная индукция. Правило Ленца

3.4.2. Закон электромагнитной индукции. Решение задач.

3.4.3. Вихревое электрическое поле. ЭДС-индукции в движущихся проводниках

3.4.4. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

3.4.5. Электромагнитное поле.

3.4.6. Решение задач.

3.4.7. Контрольная работа №10 по теме «Электромагнитная индукция»

4. Колебания и волны.

4.1 Механические колебания и волны.

4.1.1. Колебательное движение.

4.1.2.. Свободные колебания. Гармонические колебания.

4.1.3. Лабораторная работа № 9 «Измерение ускорения свободного падения при помощи маятника». 

4.1.4. Лабораторная работа № 10 «Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити»

4.1.5. Вынужденные колебания. Решение задач.

4.1.6. Упругие волны.

4.1.7. Звуковые волны. Ультразвук.

4.1.8. Решение задач. Подготовка к к.р.

4.1.9. Контрольная работа № 11 по теме «Механические колебания и волны»

4.2 Электромагнитные колебания и волны

4.2.1. Свободные и  вынужденные электромагнитные колебания.

4.2.2. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями.

4.2.3. Переменный электрический ток.  Решение задач

4.2.4. Генераторы тока. Трансформаторы.

4.2.5. Закон Ома для цепи переменного тока.

4.2.6. Самостоятельная работа № 1. Решение задач

4.2.7. Электромагнитные волны. Решение задач.

4.2.8. Контрольная работа № 12 «Электромагнитные колебания и волны»

4.2.9. Повторительно-обобщающий урок

5. Оптика

5.1 Геометрическая оптика

5.1.1. Понятие и законы геометрической оптики.

5.1.2. Законы распространения света.

5.1.3. Формула тонкой линзы. Решение задач.

5.1.4. Лабораторная работа №11 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»

5.1.5.Принцип Гюйгенса. Закон отражения света.

5.1.6.Закон преломления света. Решение задач. Полное отражение.

5.1.7. Лабораторная работа №12 «Определение показателя преломления стекла».

5.1.8.Подготовка к контрольной работе. Решение задач

5.1.9. Контрольная работа №13  по теме «Геометрическая оптика»

5.2 Волновая оптика

5.2.1. Волновые свойства света: дисперсия, интерференция.

5.2.2. Дифракция. Дифракционная решетка.

5.2.3. Поляризация света. Скорость света.

5.2.4. Лабораторная работа №13 «Измерение длины световой волны»

5.2.5. Лабораторная работа №14 «Наблюдение интерференции и дифракции света».

5.2.6.Шкала электромагнитных волн. Лабораторная работа №15 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

5.2.7.Подготовка к контрольной работе. Решение задач.

5.2.8.Контрольная работа №14 по теме «Волновая оптика».

5.3 Излучение и спектры.

5.3.1. Виды излучений. Виды спектров. Спектральный анализ.

5.3.2. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи

5.3.3 Шкала электромагнитных излучений. Решение задач

5.3.4. Обобщающее занятие

6. Элементы теории отн-ти.

6.1 Элементы теории

относительности.

6.1.1. Принцип относительности. Постулаты теории относительности.

6.1.2. Связь между массой и энергией.

7.  Квантовая

физика.

7.1 Квантовая оптика, физика атома и атомного ядра.

7.1.1. Гипотеза Планка. Фотоны.

7.1.2. Фотоэффект. Законы фотоэффекта. Решение задач.

7.1.3. Закономерности в атомных спектрах водорода.

7.1.4. Строение атома. Опыты Резерфорда.

7.1.5. Квантовые постулаты Бора. Лазеры

7.1.6. Радиоактивность. Закон  радиоактивного распада.

7.1.7. Способы наблюдения и регистрации элементарных частиц.

7.1.8. Строение атомного ядра. Ядерные реакции

7.1.9. Подготовка к контрольной работе. Решение задач.

7.1.10. Контрольная работа №15 по теме «Квантовая физика»

8. Строение и эволюция Вселенной.

8.1 Строение и эволюция Вселенной.

8.1.1. Солнечная система..

8.1.2. Звезды и источники их энергии. Галактика

8.1.3. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной

9. Повторение.

9.1 Обобщающее повторение

9.1.1. Повторение по теме «Кинематика и динамика»

9.1.2. Повторение по теме «Молекулярная физика» «Законы сохранения»

9.1.3. Повторение по теме «Электродинамика».

9.1.4. Повторение по теме «Колебания и волны».

9.1.5. Повторение по теме «Оптика».

9.1.6. Подготовка к итоговой контрольной работе

9.1.7. Итоговая контрольная работа


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

 

Освоение программы учебной дисциплины «Физика» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся. В состав кабинета физики входит лаборатория с лаборантской комнатой. Помещение кабинета физики должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 17802) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по физике, создавать

презентации, видеоматериалы и т. п.  

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Физика» входят:  

  • многофункциональный комплекс преподавателя;  
  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты: «Физические величины и фундаментальные константы», «Международная система единиц СИ», «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», портреты выдающихся ученых-физиков и астрономов);  
  • информационно-коммуникативные средства;  
  • экранно-звуковые пособия;  
  • комплект электроснабжения кабинета физики;  
  • технические средства обучения;  
  • демонстрационное         оборудование         (общего назначения         и         тематические наборы);  
  • лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы);  
  • статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели;  
  • вспомогательное оборудование;  
  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике

          безопасности;  

  • библиотечный фонд.  

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Физика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. Библиотечный фонд может быть дополнен физическими энциклопедиями, атласами, словарями и хрестоматией по физике, справочниками по физике и технике, научной и научно-популярной литературой естественно-научного содержания. В процессе освоения программы учебной дисциплины «Физика» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по физике, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).

 

 

         

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Основная литература:

  1. Дмитриева, В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического  профиля [Текст] : учебник для учреждений сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева. – 8-е изд., стер. – Москва : ИЦ «Академия», 2015. – 448 с.  
  2. Мякишев, Г. Я. Физика. 10 класс. Базовый уровень [Текст] : учебник для  общеобразовательных учебных заведений / Г.Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2016. – 416 с.  
  3. Мякишев, Г. Я. Физика. 11-й класс. Базовый уровень [Текст] : учебник  для общеобразовательных учебных заведений / Г. Я. Мякишев, Б. Б.

Дополнительная литература:

  1. Дмитриева, В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического  профиля. Контрольные материалы [Текст] : учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева, Л. И. Васильев. – 4-е изд., стер. – Москва : ИЦ «Академия», 2015. – 112 с.  
  2. Дмитриева, В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического  профиля. Лабораторный практикум [Текст] : учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования / В. Ф.Дмитриева, А. В. Коржуев, О. В. Муртазина. – Москва : ИЦ «Академия», 2015. – 160 с.
  3. Дмитриева, В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического  профиля. Сборник задач [Текст] : учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева. – 5-е изд., стер. – Москва : ИЦ «Академия», 2014. – 256 с.  

 

Интернет-ресурсы:

  1. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.  
  2. Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс].  

– Режим доступа: http://window.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

  1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов  

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

  1. Образовательные ресурсы Интернета — Физика [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://www.alleng.ru/edu/phys.htm, свободный. – Загл. с экрана.

Контрольно-измерительные материалы

Контроль и проверка знаний учащихся остаются важнейшими составляющими процесса обучения. Для их реализации необходимы разнообразные методики и средства. Настоящий раздел содержит экзаменационные билеты итогового экзамена по всем разделам курса физики 10-11 классов по программе общего образования. Каждый билет содержит один теоретический вопрос и одно практическое задание – решение задачи или выполнение лабораторной работы. Далее приведены критерии оценки выполнения заданий по курсу физики.

БИЛЕТЫ итогового экзамена

Билет № 1

1. Механическое движение. Относительность движения. Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение.

2. Задача на применение законов сохранения массового числа и электрического заряда.

Билет № 2

1. Взаимодействие тел. Сила. Законы динамики Ньютона.

2. Лабораторная работа «Измерение показателя преломления стекла».

Билет № 3

1. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Проявление закона сохранения импульса в природе и его использование в технике.

2. Задача на определение периода и частоты свободных колебаний в колебательном контуре.

Билет № 4

1. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость.

2. Задача на применение первого закона термодинамики.

Билет № 5

1. Превращения энергии при механических колебаниях. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс.

2. Лабораторная работа «Расчет и измерение сопротивления двух параллельно соединенных резисторов».

Билет № 6

1. Опытное обоснование основных положений молекулярно-кинетической теории строения вещества. Масса и размеры молекул.

2. Задача на движение или равновесие заряженной частицы в электрическом поле.

Билет № 7

1. Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Температура и ее измерение. Абсолютная температура.

2. Задача на определение индукции магнитного поля (по закону Ампера или формулы для расчета силы Лоренца).

Билет № 8

1. Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева–Клапейрона). Изопроцессы.

2. Задача на применение уравнения Эйнштейна для фотоэффекта.

Билет № 9

1. Испарение и конденсация. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха.

2. Лабораторная работа «Измерение длины световой волны с использованием дифракционной решетки».

Билет № 10

1. Кристаллические и аморфные тела. Упругие и пластические деформации твердых тел.

2. Задача на определение показателя преломления прозрачной среды.

Билет № 11

1. Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Адиабатный процесс.

2. Задача на применение закона электромагнитной индукции.

Билет № 12

1. Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда.

2. Задача на применение закона сохранения энергии.

Билет № 13

1. Конденсаторы. Электроемкость конденсатора. Применение конденсаторов.

2. Задача на применение уравнения состояния идеального газа.

Билет № 14

1. Работа и мощность в цепи постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

2. Лабораторная работа «Измерение массы тела».

Билет № 15

1. Магнитное поле. Действие магнитного поля на электрический заряд и опыты, подтверждающие это действие.

2. Лабораторная работа «Измерение влажности воздуха».

Билет № 16

1. Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы.

2. Задача на применение графиков изопроцессов.

Билет № 17

1. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.

2. Задача на определение работы газа с помощью графика зависимости давления газа от его объема.

Билет № 18

1. Явление самоиндукции. Индуктивность. Электромагнитное поле.

2. Задача на определение модуля Юнга материала, из которого изготовлена проволока.

Билет № 19

1. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур и превращение энергии при электромагнитных колебаниях.

2. Задача на применение закона Джоуля–Ленца.

Билет № 20

1. Электромагнитные волны и их свойства. Принципы радиосвязи и примеры их практического использования.

2. Лабораторная работа «Измерение мощности лампочки накаливания».

Билет № 21

1. Волновые свойства света. Электромагнитная природа света.

2. Задача на применение закона Кулона.

Билет № 22

1. Опыты Резерфорда по рассеянию α-частиц. Ядерная модель атома. Квантовые постулаты Бора.

2. Лабораторная работа «Измерение удельного сопротивления материала, из которого сделан проводник».

Билет № 23

1. Испускание и поглощение света атомами. Спектральный анализ.

2. Лабораторная работа «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока с использованием амперметра и вольтметра».

Билет № 24

1. Фотоэффект и его законы. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение фотоэффекта в технике.

2. Задача на применение закона сохранения импульса.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

 

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и

недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей

работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 -  5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для

оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

 

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной   части  таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.

Критерии оценивания расчетной задачи.

Качество решения

Оценка

Правильное решение задачи:

5

получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде – в «буквенных» обозначениях;

отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины;

задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины.

4

Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями)

Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи.

3

Грубые ошибки в исходных уравнениях.

2

Решение каждой задачи оценивается,  исходя из критериев, приведенных в таблице

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины "Физика"

Рабочая программа для специальностей СПО на 169 часов по стандартам третьего поколения...

Рабочая программа дисциплины Физика для социально-экономического профиля

Рабочая программа учебной дисциплины Физика для студентов СПО по срециальности "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД01. Введение в профессиональную деятельность (Обще профессиональная подготовка) профессия: 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства

Учебная дисциплина Введение в профессию введена основной профессиональной образовательной программы по профессии НПО (СПО), 08.01.26  Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-ко...

Рабочая программа внеурочной деятельности по дисциплине ФИЗИКА Кружок «Физика в задачах».

Рабочая программа внеурочной деятельности по дисциплине Физика: кружок «Физика в задачах» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9, в со...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Физика ОДБ.02 ФИЗИКА Профессии: 26.01.01 Судостроитель-судоремонтник металлических судов

Рабочая программа для профессии судостроитель - судоремонтник металлических судов, обязательная учебная аудиторная нагрузка обучающегося - 224 часа....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 «ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                  ОП.02 «ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ»...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 «ОБОРУДОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                  ОП.04 «ОБОРУДОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ&r...