План - конспект урока по естествознанию "Вирусы"
план-конспект урока
План - конспект урока по дисицилине "Естестовзнание" на тему "Вирусы". План - конспект предназначен для студентов СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
virusy.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым
«Феодосийский техникум строительства и курортного сервиса»
ПЛАН – КОНПЕКТ УРОКА
НА ТЕМУ:
«Вирусы»
Дисциплина: «Естествознание»
Профессия «Повар, кондитер»
Автор: Черкашина Н.О., преподаватель ГБПОУ РК «ФТСКС»
Феодосия, 2019
Вирусы
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Комбинированный
Цели урока:
Обучающая:
- Изучить неклеточные формы жизни- вирусы.
Развивающая:
- Развитие познавательного интереса к изучаемой дисциплине и применение полученных знаний в последующей профессиональной деятельности;
Воспитательная:
- Способствовать формированию понимания ценности жизни человека..
Задачи урока:
- Рассмотреть особенности существования неклеточных форм жизни;
- Познакомиться с основными вирусными инфекционными заболеваниями;
- Рассмотреть основные способы профилактики вирусных инфекций.;
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход урока
I.Организационный момент. ( 3мин).
Приветствие, проверка посещаемости, внесение данные о присутствии студентов на уроке в журнал группы.
II. Актуализация (5мин):
Проведение дискуссии на тему «Каким образом происход распространение таких заболеваний как герпес, грипп, СПИД, гепатит?» Выведение темы студентами группы.
III. Мотивация (2мин)
Изучить основные средства и способы профилактики вирусных заболеваний, а так же научиться применять их на практике в бытовой и профессиональной деятельности.
IV. Изучение нового материала ( 15мин) .
Преподаватель:
Тема сегодняшнего урока «Вирусы » и сегодня на уроке мы познакомимся с вами с уникальными организмами – вирусами, которые являются неклеточными формами жизни. Рассмотрим строение этих организмов, этапы жизнедеятельности, изучим механизм проникновения вирусов в клетку, а также вы узнаете об опасных вирусных инфекциях и о профилактике заболеваний.
Историческая справка.
В 1892 году русский ученый, ботаник Дмитрий Иосифович Ивановский обратил внимание на широко распространенную болезнь растения табака, при которой листья покрываются россыпью пятен (мозаичная болезнь). Он выжал из этих листьев сок и профильтровал его через пористый фильтр из обожженной глины. Отверстия в фильтре были настолько малы, что задерживали даже бактерии. Однако профильтрованный сок не утратил заразных свойств. Д.И. Ивановский назвал открытые организмы «фильтрующимися вирусами» и выявил два основных свойства вирусов: они очень малы, и их невозможно, в отличие от клеток, выращивать на искусственных питательных средах. И только спустя 7 лет микробиолог М.Бейеринк ввел термин «вирус», что в переводе с латинского означает «яд», ведь именно эти микроорганизмы отравляют живые организмы и являются внутриклеточными паразитами. Итак, вирусы поражают все живые организмы – бактерии, грибы, растения, животных.
Строение и классификация вирусов.
Обычно, вирус состоит из двух частей: сердцевины, в которой содержится нуклеиновая кислота, и капсида. Капсид защищает генетический материал вируса от действия ферментов, разрушающих нуклеиновые кислоты, и от воздействия ультрафиолетового излучения. Капсид также обеспечивает прикрепление вируса к поверхности клеточной мембраны.
Вирусы делят на простые и сложные. Простые вирусы содержат нуклеиновую кислоту и капсид, сложные вирусы содержат еще дополнительную оболочку, белковую или липопротеиновую, − суперкапсид.
Вирусы по генетическому материалу делят на РНК-содержащие и ДНК-содержащие
В настоящее время описано более 1000 различных видов вирусов Их выделяют в особое царство живой природы – Вирусы (неклеточные формы жизни). Наука, изучающая вирусы, называется вирусологией.
Вирусы меньше бактерий в 50 раз, поэтому они свободно проходят через фильтр. Их размеры равны 20-300 нм. Вирусы удалось увидеть только с помощью электронного микроскопа в 30-е годы XX века.
Вирусы – это особая и уникальная форма жизни, хотя и очень примитивная.
Вирусам присущи основные признаки живых организмов: изменчивость, наследственность. С другой стороны, вирусы не имеют таких важнейших признаков жизни, как метаболизм, и не способны к самостоятельной репродукции вне клетки хозяина.
Механизм проникновения вирусов в клетку
Основной путь проникновения вируса в клетку хозяина – рецепторный эндоцитоз. Вирусы попадают внутрь клетки вместе с капельками межклеточной жидкости. Процесс проникновения вируса в клетку хозяина включает несколько этапов:
- Прикрепление вируса к клеточным рецепторам, проникновение нуклеиновой кислоты с капсидом в капельке жидкости внутрь клетки.
- После проникновения вируса в клетку капсид разрушается, освобождая РНК.
- Осуществляется синтез вирусной ДНК с молекулы вирусной РНК.
- Синтезированная вирусная ДНК проникает в ядро клетки хозяина и встраивается в его геном.
- С ДНК происходит синтез вирусной и РНК.
- РНК выходит в цитоплазму, где осуществляется синтез вирусных белков.
- Для размножения вирусы используют энергетические и ферментные системы клетки хозяина, поскольку не имеют собственных. Нуклеиновая кислота вирусов перестраивает работу синтетического аппарата клетки, заставляя ее работать на себя.
Основные вирусные инфекционные заболевания. Профилактика вирусных заболеваний. ( Для подготовки конспекта используется таблица, приведенная в Приложении 1).
Вирусы, как возбудители заболеваний человека, животных, растений и микроорганизмов, известны со времен глубокой древности. Найден папирус с описанием оспы, бушевавшей в Древнем Египте около 4000 лет до нашей эры (демонстрация слайда). В истории нашей страны не раз случались повальные эпидемии оспы. В XIII веке в Москве оспа уничтожила почти 80% населения. В средние века в одной только Европе ежегодно заболевало оспой 10 млн и умирало до 2 млн человек. Об искоренении оспы было объявлено только в 1980 г. на Ассамблее Всемирной организации здравоохранения.
Заболевания вирусной природы широко распространены и в настоящее время. Среди детских болезней частой является корь. В мире от кори ежегодно погибает около 2 млн детей. В странах с жарким климатом наиболее массовой причиной смерти детей первого года жизни являются вирусные желудочно-кишечные заболевания.
Характер эпидемий, повторяющихся из года в год, носит такое заболевание вирусной природы, как грипп.
Вирусную природу имеет и заболевание герпес. Говорят: «на губах высыпала лихорадка»..
Вирусы вызывают у человека гепатит, краснуху, свинку, полиомиелит, клещевой энцефалит и др.
Вирусы не только вызывают инфекционные болезни, но и могут быть причиной доброкачественных и злокачественных опухолей, а также заболеваний крови (лейкозов).
Вирусные заболевания встречаются не только у людей, но и у животных и растений. Это ящур и лейкоз у крупного рогатого скота, рожистое воспаление у свиней, чума у птиц и свиней и др. У растений вирусное заражение вызывает опухолевые разрастания, задержку роста, морщинистость и карликовость побегов и листьев, нарушение окраски цветков .
СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита. При этой болезни человек теряет ту часть иммунной системы организма, которая связана с Т-лимфоцитами крови, обеспечивающими клеточный и гуморальный иммунитет.
В результате человек становится практически беззащитным перед разнообразными микроорганизмами. Болезнь начинается постепенно и незаметно. Для нее характерна общая слабость, недомогание, снижение работоспособности, истощение организма, а также разнообразные проявления воспалительного характера.
Возбудителем является вирус, названный ВИЧ (вирус иммунодефицита человека). Вирус ВИЧ относится к группе ретровирусов. Это РНК-содержащий вирус. Эндемический очаг этого заболевания находится в Америке. Ранее близкий по свойствам вирус находили в организме зеленых мартышек. Недоказанным до настоящего времени путем он проник в организм человека, где стал размножаться и передаваться от человека к человеку. Первоначально из стран Африки вирус попал на Гаити, а затем в США.
ВИЧ привносится в организм с кровью преимущественно путем сексуальных контактов с больными людьми, а также при введении внутривенно наркотиков и нарушении санитарных норм во время переливания крови.
В настоящее время происходит массовое увеличение числа ВИЧ-инфицированных людей на планете. Проблема борьбы с вирусом СПИДа остается одной из главных для общества, для здравоохранения и науки вирусологии.
* После представления нового материала преподавателем, студенты используя материал учебного пособия И,Ю. Алексашина «Естествознание», 11 класс, параграф 68 заполняют таблицу, представленную в приложении 1.
V. Закрепление изученного.
Дискуссия. Вопрос к студентам «Какие микроорганизмы вызывают заболевания герпес, СПИД, гепатит?». (5мин)
Далее закрепление изученного осуществляется с помощью тестирования.
Тест «Вирусы» (10мин).
- Вирусы были открыты в 1892 году:
а) Д.И. Ивановским;
б) И.М. Сеченовым;
в) И.П. Павловым.
- Термин «вирус» (с латинского «яд») был введен:
а) М. Бейеринком;
б) И.М. Сеченовым;
в) И.П. Павловым.
- Бактериофаг состоит из таких частей:
а) нуклеиновой кислоты и капсида;
б) нуклеиновой кислоты и суперкапсида;
в) нуклеиновой кислоты, капсида и суперкапсида.
- Бактериофаг содержит нуклеиновую кислоту:
а) в головке;
б) в хвосте;
в) в шипах.
- Размер вирусов колеблется:
а) от 20 до 300 нм;
б) от 20 до 30 нм;
в) от 200 до 400 нм.
- У вирусов отсутствует:
а) метаболизм;
б) наследственность;
в) изменчивость.
- Может ли человек быть переносчиком вирусной инфекции :
а) да;
б) нет;
- Вирус вызывает заболевание:
а) оспу;
б) холеру;
в) туберкулез.
- Какой вирус вызывает заболевание СПИД?
а) иммунодефицита;
б) герпеса;
в) оспы.
10. Могут ли вирусы вызывать онкологические заболевания?
а) да;
б) нет.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Подготовить конспект урока ( вклеить и при необходимости дозаполнить таблицу). Подготовить сообщение «Практическое значение вирусов».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Основные вирусные инфекции.
Название вирусного заболевания | Инкубационный период, способы передачи | Симптомы | Профилактика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
предлагаемый урок рекомендуется для проведения в группах Iкурса СПОТема урока: Asking the Way...
План-конспект урока по методике развития деского изобразительного творчества
Предлагаемый учебный материал посвящён теме "Методика обучения конструированию детей среднего дошкольного возраста". Урок носит практический характер и направлен на закрепление знаний учащихся по данн...
План-конспект урока по дисциплине "Коррекционная ритмика"
Коррекционная ритмика как дисциплина в Краснодарском педагогическом колледже изучается при овладении дополнительной квалификацией "Воспитатель детского образовательного учреждения с правом работ...
План-конспект урока "Социальный плакат"
дисциалина: Дизайн и рекламные технологиитему: Социальный плакатплан-конспект урока+презентацияпреподаватель ГАОУ СПО РК Индустриальный колледжСавинова Кристина Евгеньевна...
План-конспект урока русского языка
Урок посвящён теме "Проблема текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения". Предполагает дифференцированный подход к организации работы студентов на уроке....
План-конспект урока в 7 классе. Тема Повторительно-обобщающий урок "Введение в историю"
повторение и закрепление изученного материала по первому разделу....
ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по дисциплине Иностранный язык (английский язык) Тема урока: Leisure. Hobby.
ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по английскому языку в СПО...