План - конспект урока по естествознанию "Вирусы"
план-конспект урока

План - конспект  урока по дисицилине  "Естестовзнание" на тему "Вирусы". План - конспект предназначен для студентов СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon virusy.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым

«Феодосийский техникум строительства и курортного сервиса»

ПЛАН – КОНПЕКТ УРОКА

НА ТЕМУ:  

«Вирусы»

Дисциплина: «Естествознание»

Профессия «Повар, кондитер»

Автор: Черкашина Н.О.,         преподаватель ГБПОУ РК «ФТСКС»

 

Феодосия, 2019

Вирусы

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: Комбинированный

Цели урока: 

Обучающая:

  • Изучить неклеточные формы жизни- вирусы.

Развивающая:

  • Развитие познавательного интереса к изучаемой дисциплине и применение полученных знаний в последующей профессиональной деятельности;

Воспитательная:

  • Способствовать формированию понимания ценности жизни человека..

Задачи урока:

  • Рассмотреть особенности существования неклеточных форм жизни;
  • Познакомиться с основными вирусными инфекционными заболеваниями;
  • Рассмотреть основные способы профилактики вирусных инфекций.;

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход  урока

I.Организационный момент. ( 3мин).

Приветствие, проверка посещаемости, внесение данные о присутствии студентов на уроке  в журнал группы.

II. Актуализация (5мин):

Проведение дискуссии на тему «Каким образом происход распространение таких заболеваний как герпес, грипп, СПИД, гепатит?» Выведение темы студентами  группы.

III. Мотивация (2мин)

Изучить основные средства и способы профилактики вирусных заболеваний, а так же научиться применять их на практике  в бытовой и профессиональной деятельности.

IV. Изучение нового материала ( 15мин) .

 Преподаватель:

Тема сегодняшнего урока «Вирусы » и  сегодня на уроке мы познакомимся с вами с уникальными организмами – вирусами, которые являются неклеточными формами жизни. Рассмотрим строение этих организмов, этапы жизнедеятельности, изучим механизм проникновения вирусов в клетку, а также вы узнаете об опасных вирусных инфекциях и о профилактике заболеваний.

Историческая справка.

В 1892 году русский ученый, ботаник Дмитрий Иосифович Ивановский обратил внимание на широко распространенную болезнь растения табака, при которой листья покрываются россыпью пятен (мозаичная болезнь). Он выжал из этих листьев сок и профильтровал его через пористый фильтр из обожженной глины. Отверстия в фильтре были настолько малы, что задерживали даже бактерии. Однако профильтрованный сок не утратил заразных свойств. Д.И. Ивановский назвал открытые организмы «фильтрующимися вирусами» и выявил два основных свойства вирусов: они очень малы, и их невозможно, в отличие от клеток, выращивать на искусственных питательных средах.  И только спустя 7 лет микробиолог М.Бейеринк  ввел термин «вирус», что в переводе с латинского означает «яд», ведь именно эти микроорганизмы отравляют живые организмы   и являются внутриклеточными паразитами. Итак, вирусы поражают все живые организмы – бактерии, грибы, растения, животных.

Строение и классификация вирусов.

Обычно, вирус состоит из двух частей: сердцевины, в которой содержится нуклеиновая кислота, и капсида. Капсид защищает генетический материал вируса от действия ферментов, разрушающих нуклеиновые кислоты, и от воздействия ультрафиолетового излучения. Капсид также обеспечивает прикрепление вируса к поверхности клеточной мембраны.

     Вирусы делят на простые и сложные. Простые вирусы содержат нуклеиновую кислоту и капсид, сложные вирусы содержат еще дополнительную оболочку, белковую или липопротеиновую, − суперкапсид.

     Вирусы по генетическому материалу делят на РНК-содержащие и ДНК-содержащие

     В настоящее время описано более 1000 различных видов вирусов Их выделяют в особое царство живой природы – Вирусы (неклеточные формы жизни). Наука, изучающая вирусы, называется вирусологией.

     Вирусы меньше бактерий в 50 раз, поэтому они свободно проходят через фильтр. Их размеры равны 20-300 нм. Вирусы удалось увидеть только с помощью электронного микроскопа в 30-е годы XX века.

     Вирусы – это особая и уникальная форма жизни, хотя и очень примитивная.

     Вирусам присущи основные признаки живых организмов: изменчивость, наследственность. С другой стороны, вирусы не имеют таких важнейших признаков жизни, как метаболизм, и не способны к самостоятельной репродукции вне клетки хозяина.

Механизм проникновения вирусов в клетку

Основной путь проникновения вируса в клетку хозяина – рецепторный эндоцитоз. Вирусы попадают внутрь клетки вместе с капельками межклеточной жидкости. Процесс проникновения вируса в клетку хозяина включает несколько этапов:

  1. Прикрепление вируса к клеточным рецепторам, проникновение нуклеиновой кислоты с капсидом в капельке жидкости внутрь клетки.
  2. После проникновения вируса в клетку капсид разрушается, освобождая РНК.
  3. Осуществляется синтез вирусной ДНК с молекулы вирусной РНК.
  4. Синтезированная вирусная ДНК проникает в ядро клетки хозяина и встраивается в его геном.
  5. С ДНК происходит синтез вирусной и РНК.
  6. РНК выходит в цитоплазму, где осуществляется синтез вирусных белков.
  7. Для размножения вирусы используют энергетические и ферментные системы клетки хозяина, поскольку не имеют собственных. Нуклеиновая кислота вирусов перестраивает работу синтетического аппарата клетки, заставляя ее работать на себя.

Основные вирусные инфекционные заболевания. Профилактика вирусных заболеваний. ( Для подготовки конспекта используется таблица, приведенная  в Приложении 1).

     Вирусы, как возбудители заболеваний человека, животных, растений и микроорганизмов, известны со времен глубокой древности. Найден папирус с описанием оспы, бушевавшей в Древнем Египте около 4000 лет до нашей эры (демонстрация слайда). В истории нашей страны не раз случались повальные эпидемии оспы. В XIII веке в Москве оспа уничтожила почти 80% населения. В средние века в одной только Европе ежегодно заболевало оспой 10 млн и умирало до 2 млн человек. Об искоренении оспы было объявлено только в 1980 г. на Ассамблее Всемирной организации здравоохранения.

     Заболевания вирусной природы широко распространены и в настоящее время. Среди детских болезней частой является корь. В мире от кори ежегодно погибает около 2 млн детей. В странах с жарким климатом наиболее массовой причиной смерти детей первого года жизни являются вирусные желудочно-кишечные заболевания.

     Характер эпидемий, повторяющихся из года в год, носит такое заболевание вирусной природы, как грипп.

     Вирусную природу имеет и заболевание герпес. Говорят: «на губах высыпала лихорадка»..

     Вирусы вызывают у человека гепатит, краснуху, свинку, полиомиелит, клещевой энцефалит и др.

     Вирусы не только вызывают инфекционные болезни, но и могут быть причиной доброкачественных и злокачественных опухолей, а также заболеваний крови (лейкозов).

     Вирусные заболевания встречаются не только у людей, но и у животных и растений. Это ящур и лейкоз у крупного рогатого скота, рожистое воспаление у свиней, чума у птиц и свиней и др. У растений вирусное заражение вызывает опухолевые разрастания, задержку роста, морщинистость и карликовость побегов и листьев, нарушение окраски цветков .

     СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита. При этой болезни человек теряет ту часть иммунной системы организма, которая связана с Т-лимфоцитами крови, обеспечивающими клеточный и гуморальный иммунитет.

     В результате человек становится практически беззащитным перед разнообразными микроорганизмами. Болезнь начинается постепенно и незаметно. Для нее характерна общая слабость, недомогание, снижение работоспособности, истощение организма, а также разнообразные проявления воспалительного характера.

     Возбудителем является вирус, названный ВИЧ (вирус иммунодефицита человека). Вирус ВИЧ относится к группе ретровирусов. Это РНК-содержащий вирус. Эндемический очаг этого заболевания находится в Америке. Ранее близкий по свойствам вирус находили в организме зеленых мартышек. Недоказанным до настоящего времени путем он проник в организм человека, где стал размножаться и передаваться от человека к человеку. Первоначально из стран Африки вирус попал на Гаити, а затем в США.

     ВИЧ привносится в организм с кровью преимущественно путем сексуальных контактов с больными людьми, а также при введении внутривенно наркотиков и нарушении санитарных норм во время переливания крови.

     В настоящее время происходит массовое увеличение числа ВИЧ-инфицированных людей на планете. Проблема борьбы с вирусом СПИДа остается одной из главных для общества, для здравоохранения и науки вирусологии.

* После представления нового материала преподавателем, студенты используя материал учебного пособия И,Ю. Алексашина «Естествознание», 11 класс, параграф 68  заполняют таблицу, представленную в приложении 1.

V. Закрепление изученного.

Дискуссия. Вопрос к студентам «Какие микроорганизмы вызывают заболевания герпес, СПИД, гепатит?». (5мин)

 Далее закрепление изученного осуществляется с помощью тестирования.

Тест «Вирусы»  (10мин).

  1. Вирусы были открыты в 1892 году:

      а) Д.И. Ивановским;            

      б) И.М. Сеченовым;

      в) И.П. Павловым.            

  1. Термин «вирус» (с латинского «яд») был введен:

а) М. Бейеринком;                

б) И.М. Сеченовым;

в) И.П. Павловым.

  1. Бактериофаг состоит из таких частей:

а) нуклеиновой кислоты и капсида;

б) нуклеиновой кислоты и суперкапсида;

в) нуклеиновой кислоты, капсида и суперкапсида.

  1. Бактериофаг содержит нуклеиновую кислоту:

а) в головке;

б) в хвосте;

в) в шипах.

  1. Размер вирусов колеблется:

а) от 20 до 300 нм;

б) от 20 до 30 нм;

в) от 200 до 400 нм.

  1. У вирусов отсутствует:

а) метаболизм;

б) наследственность;

в) изменчивость.

  1. Может ли человек быть переносчиком  вирусной инфекции :

а) да;

б) нет;

  1. Вирус вызывает заболевание:

а) оспу;

б) холеру;

в) туберкулез.

  1. Какой вирус вызывает заболевание СПИД?

а) иммунодефицита;

б) герпеса;

в) оспы.

10. Могут ли вирусы вызывать онкологические заболевания?

а) да;

б) нет.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Подготовить конспект урока ( вклеить и при необходимости дозаполнить таблицу). Подготовить сообщение «Практическое значение вирусов».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Основные  вирусные инфекции.

Название вирусного заболевания

Инкубационный период, способы передачи

Симптомы

Профилактика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

предлагаемый урок рекомендуется для проведения в группах Iкурса СПОТема урока: Asking the Way...

План-конспект урока по методике развития деского изобразительного творчества

Предлагаемый учебный материал посвящён теме "Методика обучения конструированию детей среднего дошкольного возраста". Урок носит практический характер и направлен на закрепление знаний учащихся по данн...

План-конспект урока по дисциплине "Коррекционная ритмика"

Коррекционная ритмика как дисциплина в Краснодарском педагогическом колледже изучается при овладении дополнительной квалификацией "Воспитатель  детского образовательного учреждения с правом работ...

План-конспект урока "Социальный плакат"

дисциалина: Дизайн и рекламные технологиитему: Социальный плакатплан-конспект урока+презентацияпреподаватель ГАОУ СПО РК  Индустриальный колледжСавинова Кристина Евгеньевна...

План-конспект урока русского языка

Урок посвящён теме "Проблема текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения". Предполагает дифференцированный подход к организации работы студентов на уроке....

План-конспект урока в 7 классе. Тема Повторительно-обобщающий урок "Введение в историю"

повторение и закрепление изученного  материала по первому разделу....