Урок Онтогенез человека
рабочая программа
.Образовательные: В ходе использования сравнительного анализа выявить, основные этапы эмбриогенеза, производных зародышевых листков.
2. Развивающие: Развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать и выделять главное, систематизировать, определять и объяснять понятия.
3. Воспитательные: способствовать формированию у учащихся культуры здорового образа жизни. Показать вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.54 КБ |
![]() | 24 КБ |
![]() | 39.5 КБ |
![]() | 29.5 КБ |
![]() | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I – вариант (приложение № 5)
№1 Установите соответствие между зародышевыми листками и образованными из них органами и системами органов:
ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
- Эктодерма А)печень
- Энтодерма Б)мышечная система
- Мезодерма В)кожа
Г)лёгкие
Д)сердце
Ж)нервная система
З)почки
И)система органов чувств
К)головной и спинной мозг
№2 Выберите верные утверждения.
1)Первичная полость - это бластоцель.
2)Бластомеры растут.
3)Нейрула – это однослойный зародыш.
4)Гаструла состоит из двух зародышевых листков.
6)На развитие зародыша не влияют факторы внешней среды.
7)Органогенез – это образование у зародыша комплекса осевых органов.
II – вариант (приложение №5)
№1 Установите соответствие между зародышевыми листками и образованными из них органами и системами органов:
ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
- Эктодерма А)половая система
- Энтодерма Б)костно-мышечная система
- Мезодерма В)желудок
Г)трахея и бронхи
Д)кровеносные сосуды
Ж)выделительная система
З)головной мозг
И)печень
К)органы слуха
№2 Выберите верные утверждения.
1)Однослойный многоклеточный зародыш – это бластула.
2)Дробление начинается со стадии четырёх бластомеров.
3)первичная полость тела – бластомер.
4)Совокупность процессов, приводящих к образованию гаструлы, называют гаструляцией.
5)Факторы внешней среды всегда влияют на развитие зародыша.
6)Параллельно с гаструляцией возникает второй зародышевый листок – мезодерма.
7)Дифференцировка клеток зародыша приводит к возникновению производных зародышевых листков – органов и тканей.
Работа с терминами. (приложение № 4)
С помощью справочных материалов установите соответствие между терминами и их определениями. (материалы расстригаются и учащиеся выполняют соответствие в виде конструктора)
Дробление | Двухслойный зародыш, состоящий из 2 зародышевых листков |
Бластомеры | Первичная полость, наполненная жидкостью. |
Бластоцель | Клетки бластулы; |
Гаструла | Совокупность процессов приводящих к образованию гаструлы; |
Гаструляция | Многократное деление зиготы путём митоза, без процесса роста бластомеров. |
Эктодерма | Отчётливо различимые слои клеток. |
Энтодерма | Наружный зародышевый листок. |
Зародышевый листок | Внутренний зародышевый листок. |
Нейрула | Средний зародышевый листок. |
Предварительный просмотр:
Приложение № 1
Историческая справка
Процесс появления и развития живых организмов интересовал людей с давних пор, но эмбриологические знания накапливались постепенно и медленно. Великий Аристотель, наблюдая за развитием цыплёнка, предположил, что эмбрион образуется в результате смешения жидкостей, принадлежащих организмам родителей. Такое мнение продержалось в течение 2000 лет.
В XVII веке английский врач и биолог У.Гарвей проделал некоторые опыты для проверки теории Аристотеля. Будучи придворным врачом Карла!, Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей, обитающих в королевских угодьях. Гарвей исследовал 12 самок оленей, погибших в разные сроки после спаривания. Первый эмбрион, извлечённый из самки оленя через несколько недель после спаривания, был очень мал и совсем не похож на взрослое животное. У оленей, погибших в более поздние сроки, зародыши были крупнее, у них было большое сходство с маленькими, только что родившимися оленятами. Так накапливались знания по эмбриологии.
Основателем современной научной эмбриологии по праву считается К.М.Бэр, который в 1828 году на основе фундаментальных наблюдений над развитием зародышей некоторых животных сформулировал закон зародышевого сходства.
Заслуга создания эволюционной эмбриологии принадлежит замечательным русским учёным А.О.Ковалевскому и И.И.Мечникову.
Предварительный просмотр:
Приложение № 2
Тематическая карта урока
Стадия - дробление
Прочитайте стр.156- 157 до второго абзаца, ответьте на вопросы
Что такое дробление? Почему этот процесс так называется? Чем заканчивается дробление? Что такое бластула? Сравните зиготу и бластулу, выявите сходство и различия, сделайте вывод. Выпишите термины: дробление, бластомеры, бластула, бластоцель. Дайте им определения
справка: дробление- многократное деление зиготы путём митоза, без процесса роста бластомеров. Бластомеры клетки бластулы; Бластоцель - первичная полость, наполненную жидкостью. : гаструла- двухслойный зародыш, состоящий из 2 зародышевых листков эктодермы и энтодермы; гаструляция совокупность процессов приводящих к образованию гаструлы;
Эктодерма - наружный зародышевый листок, энто дерма внутренний зародышевый листок; мезодерма- средний зародышевый листок.; зародышевый листок- отчётливо различимые слои клеток. Зародыш на стадии нейруляции называется нейрулой.
Зародышевые листки и формирующиеся из них органы
Зародышевые листки | Слой зародыша |
1. | |
2. | |
3. |
Подготовтесь к ответу у доски.
Стадия гаструляции.
Прочитайте стр.158 -160 .Найдите в тексте сведения о процессе образования гаструлы, используя
рисунок 88, составьте короткое сообщение по теме: «Гаструляция у ланцетника». Какие изменения происходят с первичной полостью тела.
На какой стадии появляется экто- и энтодерма? С появлением, какого слоя клеток зародыш становится трехслойным? Что такое зародышевые листки?
На странице в тексте. Выпишите термины: гаструла, эктодерма, энтодерма, зародышевый листок, ме мезодерма., гаструляция.
справка: гаструла- двухслойный зародыш, состоящий из 2 зародышевых листков эктодермы и энтодермы; гаструляция совокупность процессов приводящих к образованию гаструлы;
Эктодерма - наружный зародышевый листок, энто дерма внутренний зародышевый листок; мезодерма- средний зародышевый листок.; зародышевый листок- отчётливо различимые слои клеток, дробление- многократное деление зиготы путём митоза, без процесса роста бластомеров. Бластомеры клетки бластулы; Бластоцель - первичная полость, наполненную жидкостью. Зародыш на стадии нейруляции называется нейрулой.
Подготовтесь к ответу у доски.
Стадия органогенеза.
Прочитайте текст нам стр.160 ответьте на вопросы: Что такое дифференциация? Какие органы развиваются из каждого зародышевого листка? Заполните таблицу.
Заполните таблицу.
Зародышевые листки и формирующиеся из них органы
Зародышевые листки | Слой зародыша | Формирующиеся органы |
1. | ||
2. | ||
3. |
справка: гаструла- двухслойный зародыш, состоящий из 2 зародышевых листков эктодермы и энтодермы; гаструляция совокупность процессов приводящих к образованию гаструлы; Эктодерма - наружный зародышевый листок, энто дерма внутренний зародышевый листок; мезодерма- средний зародышевый листок.; зародышевый листок- отчётливо различимые слои клеток, дробление- многократное деление зиготы путём митоза, без процесса роста бластомеров. Бластомеры клетки бластулы; Бластоцель - первичная полость, наполненную жидкостью.
Подготовтесь к ответу у доски.
Предварительный просмотр:
Дополнительный материал
Прочитайте справку ответьте на вопрос как влияют алкоголь, курение и другие факторы на развитие зародыша.
АСП, его суть и последствия
Природа запрограммировала жизнь на абсолютно трезвое существование. И отступление от этого закона чревато серьезными полднями. Природа не включила алкоголь в обменные процессы века, а значит, и не создала против него естественных противоядий.
Алкоголь — одна из самых частых причин бесплодных или бездетных браков. У злоупотреоляющих алкоголем все анатомические и функциональные нарушения приобретают хроническое течение. Так, у пьющих ин до 20% сперматозоидов имеют анатомические дефекты и столько же теряют подвижность. Изменяется анатомическая и физиологическая целостность половых желез у женщин.
Если беременная пусть изредка, пусть в небольших дозах употребляет самые легкие вина, то все равно в организме развивающегося плода обязательно возникнут патологические реакции в ответ на действие алкоголя. В организме и тканях плода постепенно формируется комплекс изменений, называемый алкогольным синдромом плода (АСП) или алкогольной болезнью плода,
Многим приходилось встречаться с последствиями АСП физического характера — «заячья губа», «волчья пасть», сращение пальцев рук, ног, изменения формы головы, груди и т.д. А вот врожденные пороки внутренних органов определяются только специалистами-медиками, хотя, например, врожденные пороки сердца нередко бросаются в глаза и родителям, прежде всего своими грозными симптомами, такими как синюшность лица, потеря веса, отставание в росте, быстрая физическая и психическая утомляемость
Курение и другие факторы риска
_ 1звестно, что курение является одной из причин возникновения ряда тяжелых заболеваний сердечно сосудистой системыдыхания, пищеварения и др. Почему?
Табачный дым содержит не менее 1000 элементов, многие из них вредны. Наиболее опасными для здоровья человека являются никотин, угарный газ, аммиак, сероводород, синильная, муравьиная и масляная кислоты и др.
Огромный вред приносит курение во время беременности и при вскармливании ребенка грудью. Через плаценту никотин попадает в кровь плода, что приводит к вышеописанным последствиям," в результате чего нарушается его нормальное развитие. Специально проводившиеся наблюдения показали, что у женщин, которые во время беременности курят, вдвое чаще рождаются недоношенные дети. Было оонаружено, что если оеременная женщина курит, масса ее ноюрожденного на 150— 200 гр. г меньше нормы. Ученые установили также, что задержка роста эмбриона, преждевременные роды, выкидыши у курящих женщин встречаются значительно чаще, чем у некурящих.
Никотин' проникает и в грудное молоко. Курение в период кормления грудью снижает количество молока и уменьшает его количество. Новорожденный ребенок, вскормленный грудью курящей матери, плохо развивается, у него очень вероятно возникновение малокровия. Такие дети чаще страдают от оронхита, пневмонии и других респираторных заболеваний.
И еще один пример, который показывает влияние некоторых факторов на формирование зародыша, не связанный с курением.
Показательным примером является "трагедия, связанная с использованием снотворного талидомида в Западной Европе в конце 50-х -начале 60-х годов XX века. Этот препарат выписывали многим беременным, страдающим от постоянных приступов тошноты. Позднее выяснилось, что это лекарство вызывало нарушения развития конечностей у плода: они либо отсутствовали, либо были недоразвиты. Лекарство было запрещено, но несколько тысяч детей уже родились. Часто у новорожденных кисти или стопы росли прямо из туловища.
Антиоиотик актиномицин, не оказывая влияния на организм матери, у зародышей нарушает формирование органов и тканей, осооенно глаз и мозга
Предварительный просмотр:
Тема урока: Эмбриональный период развития
Цели: 1.Образовательные: В ходе использования сравнительного анализа выявить, основные этапы эмбриогенеза, производных зародышевых листков.
2. Развивающие: Развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать и выделять главное, систематизировать, определять и объяснять понятия.
3. Воспитательные: способствовать формированию у учащихся культуры здорового образа жизни. Показать вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов.
Обще дидактические цели: - способствовать осмыслению связей нового материала - индивидуальное развитие организмов и ранее изученного- виды размножения организмов. Способствовать усвоению умений самостоятельно в комплексе применять ЗУН и осуществлять их перенос на новые условия. Показать учащимся жизненную значимость знаний по теме «Индивидуальное развитие организма»
Тип урока: Изучение нового материала
Методы: Проблемный, частично – поисковый, наглядно – иллюстративный метод.
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: таблица « Индивидуальное развитие организмов на примере ланцетника»,
дидактический материал- тематическая карты урока, историческая справка (на каждый стол),
подборка материала из научно популярных статей.
Ключевые понятия: бластула, бластоцель, первичная полость, бластомер, дробление, морула, гаструла, кишечная полость, нейрула, зародышевые листки, эктодерма, энтодерма, мезодерма, органогенез.
Технологическая карта урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока . Тема урока: Место и роль человека в системе органического мира.Эволюция человека. 9 класс ,биология.К учебнику Сонина.
Конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Методическая разработка открытого урока "Влияние человека на окружающую среду"
Методическая разработка открытого урока "Влияние человека на окружающую среду"...
Методическая разработка открытого урока. Тема: “Человек и его здоровье”
Методическая разработка открытого урока(нестандартный комбинированный бинарный урок с использованием мультимедийных технологий.)Дисциплины: Анатомия и физиологии человека, Гигиена и экология человека....
урок.Организм человека
Конспект урока...

Конспект урока мира природы и человека в 3 классе спец. кор. школы. Тема урока: дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
Конспект урока мира природы и человека в 3 классе спец. кор. школы. Тема урока: дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.На изучение данной темы в программе отводи...
Конспект урока "Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье"
Урок биологии в 10 классе (базовый уровень)...

Сценарий урока: "Права человека"
Длительность40 минутКоличество участниковдо 30 человекЦельОзнакомление с основными идеями и статьями Всеобщей декларации прав человека и Конституции Российской Федерации.Задачираскрыть значение прав ч...