Урок Онтогенез человека
рабочая программа
.Образовательные: В ходе использования сравнительного анализа выявить, основные этапы эмбриогенеза, производных зародышевых листков.
2. Развивающие: Развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать и выделять главное, систематизировать, определять и объяснять понятия.
3. Воспитательные: способствовать формированию у учащихся культуры здорового образа жизни. Показать вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iprilozheniya_no_45.docx | 15.54 КБ |
prilozhenie_no_1.doc | 24 КБ |
prilozhenie_no_2.doc | 39.5 КБ |
prilozhenie_no_3.doc | 29.5 КБ |
tehnologicheskaya_karta.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I – вариант (приложение № 5)
№1 Установите соответствие между зародышевыми листками и образованными из них органами и системами органов:
ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
- Эктодерма А)печень
- Энтодерма Б)мышечная система
- Мезодерма В)кожа
Г)лёгкие
Д)сердце
Ж)нервная система
З)почки
И)система органов чувств
К)головной и спинной мозг
№2 Выберите верные утверждения.
1)Первичная полость - это бластоцель.
2)Бластомеры растут.
3)Нейрула – это однослойный зародыш.
4)Гаструла состоит из двух зародышевых листков.
6)На развитие зародыша не влияют факторы внешней среды.
7)Органогенез – это образование у зародыша комплекса осевых органов.
II – вариант (приложение №5)
№1 Установите соответствие между зародышевыми листками и образованными из них органами и системами органов:
ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
- Эктодерма А)половая система
- Энтодерма Б)костно-мышечная система
- Мезодерма В)желудок
Г)трахея и бронхи
Д)кровеносные сосуды
Ж)выделительная система
З)головной мозг
И)печень
К)органы слуха
№2 Выберите верные утверждения.
1)Однослойный многоклеточный зародыш – это бластула.
2)Дробление начинается со стадии четырёх бластомеров.
3)первичная полость тела – бластомер.
4)Совокупность процессов, приводящих к образованию гаструлы, называют гаструляцией.
5)Факторы внешней среды всегда влияют на развитие зародыша.
6)Параллельно с гаструляцией возникает второй зародышевый листок – мезодерма.
7)Дифференцировка клеток зародыша приводит к возникновению производных зародышевых листков – органов и тканей.
Работа с терминами. (приложение № 4)
С помощью справочных материалов установите соответствие между терминами и их определениями. (материалы расстригаются и учащиеся выполняют соответствие в виде конструктора)
Дробление | Двухслойный зародыш, состоящий из 2 зародышевых листков |
Бластомеры | Первичная полость, наполненная жидкостью. |
Бластоцель | Клетки бластулы; |
Гаструла | Совокупность процессов приводящих к образованию гаструлы; |
Гаструляция | Многократное деление зиготы путём митоза, без процесса роста бластомеров. |
Эктодерма | Отчётливо различимые слои клеток. |
Энтодерма | Наружный зародышевый листок. |
Зародышевый листок | Внутренний зародышевый листок. |
Нейрула | Средний зародышевый листок. |
Предварительный просмотр:
Приложение № 1
Историческая справка
Процесс появления и развития живых организмов интересовал людей с давних пор, но эмбриологические знания накапливались постепенно и медленно. Великий Аристотель, наблюдая за развитием цыплёнка, предположил, что эмбрион образуется в результате смешения жидкостей, принадлежащих организмам родителей. Такое мнение продержалось в течение 2000 лет.
В XVII веке английский врач и биолог У.Гарвей проделал некоторые опыты для проверки теории Аристотеля. Будучи придворным врачом Карла!, Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей, обитающих в королевских угодьях. Гарвей исследовал 12 самок оленей, погибших в разные сроки после спаривания. Первый эмбрион, извлечённый из самки оленя через несколько недель после спаривания, был очень мал и совсем не похож на взрослое животное. У оленей, погибших в более поздние сроки, зародыши были крупнее, у них было большое сходство с маленькими, только что родившимися оленятами. Так накапливались знания по эмбриологии.
Основателем современной научной эмбриологии по праву считается К.М.Бэр, который в 1828 году на основе фундаментальных наблюдений над развитием зародышей некоторых животных сформулировал закон зародышевого сходства.
Заслуга создания эволюционной эмбриологии принадлежит замечательным русским учёным А.О.Ковалевскому и И.И.Мечникову.
Предварительный просмотр:
Приложение № 2
Тематическая карта урока
Стадия - дробление
Прочитайте стр.156- 157 до второго абзаца, ответьте на вопросы
Что такое дробление? Почему этот процесс так называется? Чем заканчивается дробление? Что такое бластула? Сравните зиготу и бластулу, выявите сходство и различия, сделайте вывод. Выпишите термины: дробление, бластомеры, бластула, бластоцель. Дайте им определения
справка: дробление- многократное деление зиготы путём митоза, без процесса роста бластомеров. Бластомеры клетки бластулы; Бластоцель - первичная полость, наполненную жидкостью. : гаструла- двухслойный зародыш, состоящий из 2 зародышевых листков эктодермы и энтодермы; гаструляция совокупность процессов приводящих к образованию гаструлы;
Эктодерма - наружный зародышевый листок, энто дерма внутренний зародышевый листок; мезодерма- средний зародышевый листок.; зародышевый листок- отчётливо различимые слои клеток. Зародыш на стадии нейруляции называется нейрулой.
Зародышевые листки и формирующиеся из них органы
Зародышевые листки | Слой зародыша |
1. | |
2. | |
3. |
Подготовтесь к ответу у доски.
Стадия гаструляции.
Прочитайте стр.158 -160 .Найдите в тексте сведения о процессе образования гаструлы, используя
рисунок 88, составьте короткое сообщение по теме: «Гаструляция у ланцетника». Какие изменения происходят с первичной полостью тела.
На какой стадии появляется экто- и энтодерма? С появлением, какого слоя клеток зародыш становится трехслойным? Что такое зародышевые листки?
На странице в тексте. Выпишите термины: гаструла, эктодерма, энтодерма, зародышевый листок, ме мезодерма., гаструляция.
справка: гаструла- двухслойный зародыш, состоящий из 2 зародышевых листков эктодермы и энтодермы; гаструляция совокупность процессов приводящих к образованию гаструлы;
Эктодерма - наружный зародышевый листок, энто дерма внутренний зародышевый листок; мезодерма- средний зародышевый листок.; зародышевый листок- отчётливо различимые слои клеток, дробление- многократное деление зиготы путём митоза, без процесса роста бластомеров. Бластомеры клетки бластулы; Бластоцель - первичная полость, наполненную жидкостью. Зародыш на стадии нейруляции называется нейрулой.
Подготовтесь к ответу у доски.
Стадия органогенеза.
Прочитайте текст нам стр.160 ответьте на вопросы: Что такое дифференциация? Какие органы развиваются из каждого зародышевого листка? Заполните таблицу.
Заполните таблицу.
Зародышевые листки и формирующиеся из них органы
Зародышевые листки | Слой зародыша | Формирующиеся органы |
1. | ||
2. | ||
3. |
справка: гаструла- двухслойный зародыш, состоящий из 2 зародышевых листков эктодермы и энтодермы; гаструляция совокупность процессов приводящих к образованию гаструлы; Эктодерма - наружный зародышевый листок, энто дерма внутренний зародышевый листок; мезодерма- средний зародышевый листок.; зародышевый листок- отчётливо различимые слои клеток, дробление- многократное деление зиготы путём митоза, без процесса роста бластомеров. Бластомеры клетки бластулы; Бластоцель - первичная полость, наполненную жидкостью.
Подготовтесь к ответу у доски.
Предварительный просмотр:
Дополнительный материал
Прочитайте справку ответьте на вопрос как влияют алкоголь, курение и другие факторы на развитие зародыша.
АСП, его суть и последствия
Природа запрограммировала жизнь на абсолютно трезвое существование. И отступление от этого закона чревато серьезными полднями. Природа не включила алкоголь в обменные процессы века, а значит, и не создала против него естественных противоядий.
Алкоголь — одна из самых частых причин бесплодных или бездетных браков. У злоупотреоляющих алкоголем все анатомические и функциональные нарушения приобретают хроническое течение. Так, у пьющих ин до 20% сперматозоидов имеют анатомические дефекты и столько же теряют подвижность. Изменяется анатомическая и физиологическая целостность половых желез у женщин.
Если беременная пусть изредка, пусть в небольших дозах употребляет самые легкие вина, то все равно в организме развивающегося плода обязательно возникнут патологические реакции в ответ на действие алкоголя. В организме и тканях плода постепенно формируется комплекс изменений, называемый алкогольным синдромом плода (АСП) или алкогольной болезнью плода,
Многим приходилось встречаться с последствиями АСП физического характера — «заячья губа», «волчья пасть», сращение пальцев рук, ног, изменения формы головы, груди и т.д. А вот врожденные пороки внутренних органов определяются только специалистами-медиками, хотя, например, врожденные пороки сердца нередко бросаются в глаза и родителям, прежде всего своими грозными симптомами, такими как синюшность лица, потеря веса, отставание в росте, быстрая физическая и психическая утомляемость
Курение и другие факторы риска
_ 1звестно, что курение является одной из причин возникновения ряда тяжелых заболеваний сердечно сосудистой системыдыхания, пищеварения и др. Почему?
Табачный дым содержит не менее 1000 элементов, многие из них вредны. Наиболее опасными для здоровья человека являются никотин, угарный газ, аммиак, сероводород, синильная, муравьиная и масляная кислоты и др.
Огромный вред приносит курение во время беременности и при вскармливании ребенка грудью. Через плаценту никотин попадает в кровь плода, что приводит к вышеописанным последствиям," в результате чего нарушается его нормальное развитие. Специально проводившиеся наблюдения показали, что у женщин, которые во время беременности курят, вдвое чаще рождаются недоношенные дети. Было оонаружено, что если оеременная женщина курит, масса ее ноюрожденного на 150— 200 гр. г меньше нормы. Ученые установили также, что задержка роста эмбриона, преждевременные роды, выкидыши у курящих женщин встречаются значительно чаще, чем у некурящих.
Никотин' проникает и в грудное молоко. Курение в период кормления грудью снижает количество молока и уменьшает его количество. Новорожденный ребенок, вскормленный грудью курящей матери, плохо развивается, у него очень вероятно возникновение малокровия. Такие дети чаще страдают от оронхита, пневмонии и других респираторных заболеваний.
И еще один пример, который показывает влияние некоторых факторов на формирование зародыша, не связанный с курением.
Показательным примером является "трагедия, связанная с использованием снотворного талидомида в Западной Европе в конце 50-х -начале 60-х годов XX века. Этот препарат выписывали многим беременным, страдающим от постоянных приступов тошноты. Позднее выяснилось, что это лекарство вызывало нарушения развития конечностей у плода: они либо отсутствовали, либо были недоразвиты. Лекарство было запрещено, но несколько тысяч детей уже родились. Часто у новорожденных кисти или стопы росли прямо из туловища.
Антиоиотик актиномицин, не оказывая влияния на организм матери, у зародышей нарушает формирование органов и тканей, осооенно глаз и мозга
Предварительный просмотр:
Тема урока: Эмбриональный период развития
Цели: 1.Образовательные: В ходе использования сравнительного анализа выявить, основные этапы эмбриогенеза, производных зародышевых листков.
2. Развивающие: Развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать и выделять главное, систематизировать, определять и объяснять понятия.
3. Воспитательные: способствовать формированию у учащихся культуры здорового образа жизни. Показать вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов.
Обще дидактические цели: - способствовать осмыслению связей нового материала - индивидуальное развитие организмов и ранее изученного- виды размножения организмов. Способствовать усвоению умений самостоятельно в комплексе применять ЗУН и осуществлять их перенос на новые условия. Показать учащимся жизненную значимость знаний по теме «Индивидуальное развитие организма»
Тип урока: Изучение нового материала
Методы: Проблемный, частично – поисковый, наглядно – иллюстративный метод.
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: таблица « Индивидуальное развитие организмов на примере ланцетника»,
дидактический материал- тематическая карты урока, историческая справка (на каждый стол),
подборка материала из научно популярных статей.
Ключевые понятия: бластула, бластоцель, первичная полость, бластомер, дробление, морула, гаструла, кишечная полость, нейрула, зародышевые листки, эктодерма, энтодерма, мезодерма, органогенез.
Технологическая карта урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока . Тема урока: Место и роль человека в системе органического мира.Эволюция человека. 9 класс ,биология.К учебнику Сонина.
Конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Методическая разработка открытого урока "Влияние человека на окружающую среду"
Методическая разработка открытого урока "Влияние человека на окружающую среду"...
Самостоятельная работа по теме "Размножение. Онтогенез"
Самостоятельная работа по теме "Размножение. Онтогенез" в 2-х вариантах. Задание заключается в выборе правильных утверждений. Утверждения, в которых допущены биологические ошибки, необходимо...
Методическая разработка открытого урока. Тема: “Человек и его здоровье”
Методическая разработка открытого урока(нестандартный комбинированный бинарный урок с использованием мультимедийных технологий.)Дисциплины: Анатомия и физиологии человека, Гигиена и экология человека....
урок.Организм человека
Конспект урока...
Конспект урока мира природы и человека в 3 классе спец. кор. школы. Тема урока: дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
Конспект урока мира природы и человека в 3 классе спец. кор. школы. Тема урока: дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.На изучение данной темы в программе отводи...
Конспект урока "Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье"
Урок биологии в 10 классе (базовый уровень)...