Главные вкладки
Дистанционное домашнее задание
материал
Инд. обучение слушателей 14.01.2025
Инд. обучение слушателей 29.01.2025
Инд. обучение слушателей 30.01.2025
Уважаемые учащиеся .
Изучите предоставленный вам учебный материал и в недельный срок после размещения и освоения материала пришлите свои конспекты на проверку на электронную почту boalevtina@yandex.ru , а также возникающие вопросы по изучаемому материалу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
14.01.2025_2it_ekologiya_.docx | 24.19 КБ |
14.01.2025_29s_oos.docx | 24.14 КБ |
14.012025_42_pkd_eop.docx | 138.76 КБ |
14.01.2025_12sn_himiya.docx | 22.54 КБ |
29.01.2025_2sp_eop.docx | 19.33 КБ |
29.01.2025_29m_oos.docx | 18.02 КБ |
30.01.2025_2_to_ekologiya.docx | 18.93 КБ |
30.01.2025_1sn_himiya.docx | 461.42 КБ |
30.01.2025_22_pkd_organizatsiya_hraneniya_i_kontrol_syrya.docx | 26.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день уважаемые студенты.
Сегодня согласно рабочей программе предлагается вам выполнить работу на тему: «Понятие, принципы, объекты и субъекты»
Прошу вас:
- Внимательно изучить учебный материал и законспектировать ее в свои тетради.
Изучите предоставленный вам учебный материал и в недельный срок после освоения материала пришлите свои конспекты на проверку на электронную почту boalevtina@yandex.ru, а также возникающие вопросы по изучаемому материалу
Понятие, принципы, объекты и субъекты
Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих требований.
Только если все эти составные части соответствуют друг другу по содержанию и темпам развития, т.е. складываются в единую систему охраны окружающей природной среды, можно рассчитывать на успех.
Поскольку не была решена вовремя задача охраны природы от отрицательного воздействия человека, теперь все чаще встает задача защиты человека от влияния изменившейся природной среды. Оба эти понятия интегрируются в термине «охрана окружающей среды».
Охрана окружающей природной среды складывается из:
1 правовой охраны, формулирующей научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения;
2 материального стимулирования природоохранной деятельности, стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий;
3 инженерной охраны, разрабатывающей природоохранную и ресурсосберегающую технологию и технику.
В процессе регулирования отношений по охране окружающей среды определяются основания природоохранной деятельности, объекты, подлежащие охране, субъекты, осуществляющие такую охрану, их права и обязанности.
Основаниями для охраны окружающей среды являются юридические факты в виде действий (бездействия) и событий, соответственно совершение (несовершение) или наступление которых может повлечь или повлекло нарушение, разрушение и (или) уничтожение элементов и компонентов окружающей среды, ее качественное ухудшение и деградацию.
АБИОТИЧЕСКАЯ СРЕДА (от греч. а – отрицательная частица и biotikos – жизненный, живой) – совокупность неорганических условий (факторов) обитания организмов.
АВТОТРОФНЫЕ ОРГАНИЗМЫ, АВТОТРОФЫ (греч. autos – сам, trophe – питание) – организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических с использованием энергии Солнца (фототрофы) или химических связей (хемотрофы); к автотрофам относятся растения и некоторые бактерии.
АГРОЦЕНОЗ (от греч. agros – поле и koinos – общий) – сообщество организмов, обитающих на землях сельскохозяйственного использования, занятых посевами или посадками культурных растений.
АДАПТАЦИЯ (лат. аdapto – прилаживаю) – приспособление организма к различным условиям существования в окружающей среде.
АЛЛЕЛОПАТИЯ (греч. allelon – друг друга, взаимно, pathos – страдание) – влияние совместно проживающих организмов разных видов друг на друга посредствам выделения продуктов жизнедеятельности.
АРЕАЛ (лат. аrea – площадь, пространство) – часть земной поверхности (территории или акватории), в пределах которой распространен и проходит полный цикл своего развития данный таксон: вид, род, семейство.
БАКТЕРИОФАГ– вирус, поражающий микроорганизмы.
БАКТЕРИ(О)ЦИД– химическое вещество органического происхождения, убивающие бактерии. Неорганические синтезированные вещества (сулема,формалин и др.) с таким же действием называют антисептиками.
БИОГАЗ – смесь газов, образующихся в процессе разложения отходов (навоза, соломы) или органических бытовых отходов целлюлозными анаэробными организмами при участии бактерий метанового брожения (примерный состав: метан – 55-65%, углекислый газ – 35-45%, примеси азота, водорода, кислорода, и сероводорода).
БИОГЕОХИМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ – биогеохимический круговорот веществ, обмен веществом и энергией между различными компонентами биосферы, обусловленный жизнедеятельностью организмов и носящий циклический характер. Все биогеохимические циклы взаимосвязаны и составляют динамическую основу существования жизни. Потоки энергии Солнца и деятельность живого вещества служат движущими силами биогеохимических циклов, что приводит к перемещению химических элементов.
БИОГЕОХИМИЧЕСКИЕ КРУГОВОРОТЫ – переход питательных элементов от неживой природы (из запасов атмосферы, гидросферы и земной коры) к живым организмам и обратно в неживую среду. Эти круговороты обусловлены прямым или косвенным воздействием солнечной энергии и включают круговороты С, N, P, S, H2O и всех иных элементов.
БИОГЕОЦЕНОЗ – эволюционно сложившаяся, относительно пространственно ограниченная, природная система функционально взаимосвязанных живых организмов и окружающей их абиотической среды, характеризующаяся определённым энергетическим состоянием, типом и скоростью обмена веществом и информацией. Б. – элементарная экосистема и геосистема.
БИОИНДИКАТОР – группа особей, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде, в том числе о присутствии и концентрации загрязнителей.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ – периодически повторяющиеся изменения интенсивности и характера биологических процессов и явлений.
БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ – разнообразие живых организмов, а также экосистем и экологических процессов, звеньями которых они являются. Может быть разделено на три категории: генетическое разнообразие, разнообразие видов и разнообразие экосистем.
БИОСФЕРА (от греч. bios - жизнь; sphaire – шар) – оболочка Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба. Б. – самая крупная экосистема Земли – область системного взаимодействия живого и косного вещества на планете. Включает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы Земли, населённые живыми организмами.
БИОТИЧЕСКАЯ СРЕДА – совокупность живых организмов, оказывающих своей жизнедеятельностью влияние на другие организмы.
ВЗРЫВ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ – резкое увеличение народонаселения, связанное с изменением социально-экономических или общеэкологических условий жизни (включая уровень здравоохранение).
ВИРУС(Ы) – неклеточные формы жизни, способные проникать в определённые живые клетки и размножаться только внутри этих клеток. В. – внутриклеточные паразиты на генетическом уровне.
ВОДА ОЧИЩЕННАЯ – вода, доведённая до содержания в ней количества примесей, не превышающего естественного фона или допустимой величены.
ВОДА ЧИСТАЯ– вода, не содержащая загрязнений. С санитарной точки зрения В.ч. – не вызывающая у человека ухудшения здоровья.
ВОДООТВЕДЕНИЕ - 1) совокупность санитарных мероприятий и технических устройств, обеспечивающих удаление сточных вод за пределы населённого места или промышленного предприятия; осуществляется с канализации; 2) В. с помощью водоотводного канала – освобождение от воды русла реки с целью проведения в нём гидротехнических работ или для охраны от затопления рекой каких-то объектов в период половодья или паводка.
ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ – порядок, условия и формы использования водных ресурсов: 1) использование водных объектов для удовлетворения нужд населения и народного хозяйства; 2) использование воды в хозяйственных или бытовых целях без изъятия их из водных объектов, путём «пропускания её через себя» (гидроэлектростанций или водяной мельницей). Возможно В. без изменения качества воды и с изменением её качества (в том числе видового состава животного и растительного мира).
ДЕЗИНФЕКЦИЯ – уничтожение возбудителей инфекционных заболеваний человека и домашних животных во внешней среде физическими, химическими и биологическими методами.
Демография (от греч. demos – народ, grapho – пишу) – наука о народонаселении и закономерностях его развития.
ЗАПОВЕДНИК - особо охраняемая законом территория или акватория, нацело исключённая из любой хозяйственной деятельности (в том числе посещения людьми) ради сохранения в нетронутом виде природных комплексов (эталонов природы), охраны видов живого и слежения за природными процессами.
КРАСНАЯ КНИГА– список редких и находящихся под угрозой исчезновения организмов; аннотированный перечень видов и подвидов с указанием современного и прошлого распространения, численности и причин её сокращения, особенностей воспроизводства, уже принятых и необходимых мер охраны видов. Имеются международный, национальный (в масштабах государства) и локальные варианты К. к., а также отдельно К. к. растений, животных и др. систематических групп.
ОЧИСТКА ВОДЫ– устранение посторонних примесей из вод (включая живые организмы) с помощью механических, физико-химических (хлорирование, озонирование и т. п.) и биологических методов.
ОЧИСТКА ВОЗДУХА– устранение из воздуха посторонних примесей и доведение его качества до природного с помощью физико-химических методов.
Парниковый эффект – эффект разогрева приземного слоя воздуха вследствие поглощения атмосферой теплового излучения земной поверхности. Усиливается с повышением концентрации в атмосфере парниковых газов (диоксида углерода, метана, оксидов азота, озона, фреонов и др.) и паров воды. Ведет к потеплению климата.
ТОКСИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА ( от греч. toxikon - яд) – ядовитые вещества.
Экология (от греч. oikos – дом и logos – слово, учение) – наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и окружающей средой.
Экосистема (от греч. oikos – дом и systema – сочетание, объединение) – совокупность совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и образующих систему взаимообусловленных биологических и абиотических явлений и процессов.
Ярусность – расчлененность растительного сообщества (или наземной экосистемы) на горизонты, слои, ярусы, пологи или другие структурные или функциональные толщи. Различают надземную и подземную ярусность.
Предварительный просмотр:
Добрый день уважаемые студенты.
Сегодня согласно рабочей программе предлагается вам выполнить работу на тему: «Охрана окружающей среды: понятие, принципы, объекты и субъекты»
Прошу вас:
- Внимательно изучить учебный материал и законспектировать ее в свои тетради.
Изучите предоставленный вам учебный материал и в недельный срок после освоения материала пришлите свои конспекты на проверку на электронную почту boalevtina@yandex.ru, а также возникающие вопросы по изучаемому материалу
Охрана окружающей среды: понятие, принципы, объекты и субъекты
Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих требований.
Только если все эти составные части соответствуют друг другу по содержанию и темпам развития, т.е. складываются в единую систему охраны окружающей природной среды, можно рассчитывать на успех.
Поскольку не была решена вовремя задача охраны природы от отрицательного воздействия человека, теперь все чаще встает задача защиты человека от влияния изменившейся природной среды. Оба эти понятия интегрируются в термине «охрана окружающей среды».
Охрана окружающей природной среды складывается из:
1 правовой охраны, формулирующей научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения;
2 материального стимулирования природоохранной деятельности, стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий;
3 инженерной охраны, разрабатывающей природоохранную и ресурсосберегающую технологию и технику.
В процессе регулирования отношений по охране окружающей среды определяются основания природоохранной деятельности, объекты, подлежащие охране, субъекты, осуществляющие такую охрану, их права и обязанности.
Основаниями для охраны окружающей среды являются юридические факты в виде действий (бездействия) и событий, соответственно совершение (несовершение) или наступление которых может повлечь или повлекло нарушение, разрушение и (или) уничтожение элементов и компонентов окружающей среды, ее качественное ухудшение и деградацию.
АБИОТИЧЕСКАЯ СРЕДА (от греч. а – отрицательная частица и biotikos – жизненный, живой) – совокупность неорганических условий (факторов) обитания организмов.
АВТОТРОФНЫЕ ОРГАНИЗМЫ, АВТОТРОФЫ (греч. autos – сам, trophe – питание) – организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических с использованием энергии Солнца (фототрофы) или химических связей (хемотрофы); к автотрофам относятся растения и некоторые бактерии.
АГРОЦЕНОЗ (от греч. agros – поле и koinos – общий) – сообщество организмов, обитающих на землях сельскохозяйственного использования, занятых посевами или посадками культурных растений.
АДАПТАЦИЯ (лат. аdapto – прилаживаю) – приспособление организма к различным условиям существования в окружающей среде.
АЛЛЕЛОПАТИЯ (греч. allelon – друг друга, взаимно, pathos – страдание) – влияние совместно проживающих организмов разных видов друг на друга посредствам выделения продуктов жизнедеятельности.
АРЕАЛ (лат. аrea – площадь, пространство) – часть земной поверхности (территории или акватории), в пределах которой распространен и проходит полный цикл своего развития данный таксон: вид, род, семейство.
БАКТЕРИОФАГ– вирус, поражающий микроорганизмы.
БАКТЕРИ(О)ЦИД– химическое вещество органического происхождения, убивающие бактерии. Неорганические синтезированные вещества (сулема,формалин и др.) с таким же действием называют антисептиками.
БИОГАЗ – смесь газов, образующихся в процессе разложения отходов (навоза, соломы) или органических бытовых отходов целлюлозными анаэробными организмами при участии бактерий метанового брожения (примерный состав: метан – 55-65%, углекислый газ – 35-45%, примеси азота, водорода, кислорода, и сероводорода).
БИОГЕОХИМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ – биогеохимический круговорот веществ, обмен веществом и энергией между различными компонентами биосферы, обусловленный жизнедеятельностью организмов и носящий циклический характер. Все биогеохимические циклы взаимосвязаны и составляют динамическую основу существования жизни. Потоки энергии Солнца и деятельность живого вещества служат движущими силами биогеохимических циклов, что приводит к перемещению химических элементов.
БИОГЕОХИМИЧЕСКИЕ КРУГОВОРОТЫ – переход питательных элементов от неживой природы (из запасов атмосферы, гидросферы и земной коры) к живым организмам и обратно в неживую среду. Эти круговороты обусловлены прямым или косвенным воздействием солнечной энергии и включают круговороты С, N, P, S, H2O и всех иных элементов.
БИОГЕОЦЕНОЗ – эволюционно сложившаяся, относительно пространственно ограниченная, природная система функционально взаимосвязанных живых организмов и окружающей их абиотической среды, характеризующаяся определённым энергетическим состоянием, типом и скоростью обмена веществом и информацией. Б. – элементарная экосистема и геосистема.
БИОИНДИКАТОР – группа особей, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде, в том числе о присутствии и концентрации загрязнителей.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ – периодически повторяющиеся изменения интенсивности и характера биологических процессов и явлений.
БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ – разнообразие живых организмов, а также экосистем и экологических процессов, звеньями которых они являются. Может быть разделено на три категории: генетическое разнообразие, разнообразие видов и разнообразие экосистем.
БИОСФЕРА (от греч. bios - жизнь; sphaire – шар) – оболочка Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба. Б. – самая крупная экосистема Земли – область системного взаимодействия живого и косного вещества на планете. Включает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы Земли, населённые живыми организмами.
БИОТИЧЕСКАЯ СРЕДА – совокупность живых организмов, оказывающих своей жизнедеятельностью влияние на другие организмы.
ВЗРЫВ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ – резкое увеличение народонаселения, связанное с изменением социально-экономических или общеэкологических условий жизни (включая уровень здравоохранение).
ВИРУС(Ы) – неклеточные формы жизни, способные проникать в определённые живые клетки и размножаться только внутри этих клеток. В. – внутриклеточные паразиты на генетическом уровне.
ВОДА ОЧИЩЕННАЯ – вода, доведённая до содержания в ней количества примесей, не превышающего естественного фона или допустимой величены.
ВОДА ЧИСТАЯ– вода, не содержащая загрязнений. С санитарной точки зрения В.ч. – не вызывающая у человека ухудшения здоровья.
ВОДООТВЕДЕНИЕ - 1) совокупность санитарных мероприятий и технических устройств, обеспечивающих удаление сточных вод за пределы населённого места или промышленного предприятия; осуществляется с канализации; 2) В. с помощью водоотводного канала – освобождение от воды русла реки с целью проведения в нём гидротехнических работ или для охраны от затопления рекой каких-то объектов в период половодья или паводка.
ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ – порядок, условия и формы использования водных ресурсов: 1) использование водных объектов для удовлетворения нужд населения и народного хозяйства; 2) использование воды в хозяйственных или бытовых целях без изъятия их из водных объектов, путём «пропускания её через себя» (гидроэлектростанций или водяной мельницей). Возможно В. без изменения качества воды и с изменением её качества (в том числе видового состава животного и растительного мира).
ДЕЗИНФЕКЦИЯ – уничтожение возбудителей инфекционных заболеваний человека и домашних животных во внешней среде физическими, химическими и биологическими методами.
Демография (от греч. demos – народ, grapho – пишу) – наука о народонаселении и закономерностях его развития.
ЗАПОВЕДНИК - особо охраняемая законом территория или акватория, нацело исключённая из любой хозяйственной деятельности (в том числе посещения людьми) ради сохранения в нетронутом виде природных комплексов (эталонов природы), охраны видов живого и слежения за природными процессами.
КРАСНАЯ КНИГА– список редких и находящихся под угрозой исчезновения организмов; аннотированный перечень видов и подвидов с указанием современного и прошлого распространения, численности и причин её сокращения, особенностей воспроизводства, уже принятых и необходимых мер охраны видов. Имеются международный, национальный (в масштабах государства) и локальные варианты К. к., а также отдельно К. к. растений, животных и др. систематических групп.
ОЧИСТКА ВОДЫ– устранение посторонних примесей из вод (включая живые организмы) с помощью механических, физико-химических (хлорирование, озонирование и т. п.) и биологических методов.
ОЧИСТКА ВОЗДУХА– устранение из воздуха посторонних примесей и доведение его качества до природного с помощью физико-химических методов.
Парниковый эффект – эффект разогрева приземного слоя воздуха вследствие поглощения атмосферой теплового излучения земной поверхности. Усиливается с повышением концентрации в атмосфере парниковых газов (диоксида углерода, метана, оксидов азота, озона, фреонов и др.) и паров воды. Ведет к потеплению климата.
ТОКСИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА ( от греч. toxikon - яд) – ядовитые вещества.
Экология (от греч. oikos – дом и logos – слово, учение) – наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и окружающей средой.
Экосистема (от греч. oikos – дом и systema – сочетание, объединение) – совокупность совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и образующих систему взаимообусловленных биологических и абиотических явлений и процессов.
Ярусность – расчлененность растительного сообщества (или наземной экосистемы) на горизонты, слои, ярусы, пологи или другие структурные или функциональные толщи. Различают надземную и подземную ярусность.
Предварительный просмотр:
Добрый день уважаемые студенты.
Сегодня тема урока: «Земельный фонд планеты, почвенные ресурсы»
Верхняя твердая оболочка Земли, постепенно переходящая с глубиной в другие области, составляет литосферу. Она имеет слоистую структуру и включает земную кору и верхнюю мантию. Различают материковую кору (толщина от 35–45 км под равнинами до 70 км в области гор) и океаническую (5–10 км). В строении первой имеются три слоя: верхний осадочный, средний гранитный и нижний базальтовый; в океанической коре гранитный слой отсутствует. Земная кора подвержена постоянным тектоническим движениям. Ниже земной коры находится мантия: верхняя – до глубины около 1000 и нижняя – около 2900 км. Внутреннюю часть Земли составляет ядро планеты: верхнее – до глубины около 5000 и нижнее (субъядро) – до 6371 км от центра земного шара. В ядре, где температура может достигать 5700° С, а давление 350 МПа, предполагают наличие вещества в металлическом (пластично-вязком и твердом) состоянии. Точный характер внутреннего строения Земли до сих пор остается невыясненным.
Жизнедеятельность человека связана главным образом с литосферой, которая является источником минеральных ресурсов. Верхняя часть литосферы – среда для строительства зданий, сооружений, искусственных водоемов и т. д. От литосферы зависят стихийные бедствия: землетрясения, вулканические извержения, сели, оползни. Важную часть литосферы составляет почва. Почва – это поверхностный слой земной коры (точнее коры выветривания), который образуется и развивается в результате взаимодействия растительности, животных, микроорганизмов, материнской породы и является самостоятельным природным образованием (В. А. Вронский, 1997). Современный почвенный покров и его наиболее активная оболочка – гумусовый горизонт – является особым природным образованием, возникшим в результате сложнейших и длительных процессов воздействия живых и мертвых организмов на поверхностные горизонты литосферы в различных условиях климата, рельефа местности, земной гравитации и других факторов.
Почва – основной компонент любых наземных экологических систем, в ней протекают разнообразные и многочисленные физические, химические и биологические процессы. Характеризуется плодородием, т. е. способностью обеспечивать растения необходимым количеством питательных элементов, воды и воздуха. Это свойство резко отличает почву от любой горной породы и является наиболее важным в хозяйственной деятельности человека. Плодородие почвы определяется наличием в верхней части почвенного профиля темно-окрашенного гумусового горизонта, обогащенного органическим веществом и элементами питания растений. Толщина почвенного слоя в среднем составляет 18–20 см, в отдельных случаях несколько миллиметров или достигает 2 м. Образование почвы – длительный, многовековой процесс; по подсчетам ученых, для создания слоя почвы толщиной 2–3 см в современных условиях необходимо от 200 до 1000 лет.
Почвенный покров – один из важнейших природных ресурсов, ценнейшее богатство нашей планеты. Это главное средство производства в сельском и лесном хозяйствах и пространственный базис размещения и развития всех отраслей народного хозяйства. Почва обеспечивает воспроизводство всех возобновимых ресурсов растительного и животного мира, она – основа материальных благ человечества. Почва представляет собой ресурс, который при правильном использовании не убавляется, а сохраняется и улучшается путем повышения плодородия. Поэтому правильное использование и охрана земельных ресурсов – первостепенная задача каждого государства. К. Маркс писал: «Даже целое общество, нация и даже все одновременно существующие общества, взятые вместе, не суть собственники земли. Они лишь ее владельцы, лишь пользуются ею, и, как добрые отцы семейства, они должны оставить ее улучшенной следующим поколениям».
Процесс формирования почв из горных пород – почвообразование начинается с выветривания, дробления породы и поселения на продуктах выветривания микроорганизмов и растений. Представление о почве как, о самостоятельном природном теле с особыми свойствами было создано в последней четверти 19 в. основателем современного почвоведения В. В. Докучаевым. В дальнейшем учение о почве развили В. Р. Вильямс, К. Д. Глинка, Г. Н. Высоцкий и др. В. Р. Вильямс обосновал ведущую роль растений в процессе почвообразования. Зеленые растения – единственные источники органического вещества, создаваемого в процессе фотосинтеза. Наибольшее количество растительной биомассы создают лесные сообщества, особенно в условиях влажных тропиков, меньше – в условиях тундры, пустынь, в болотистой местности. Почва обогащается органическим веществом в процессе периодического опада или отмирания растений; при содействии животных, бактерий, грибов на поверхности почвы образуется почвенный гумус. Особенно велика роль в процессе почвообразования беспозвоночных и простейших животных. Большая часть их (сапрофаги) потребляет и перерабатывает мертвое органическое вещество, другие (некрофаги) питаются живыми организмами.
В Европе на 1 м2 почвы приходится до 20 биллионов простейших одноклеточных животных и до 50 млн. червей нематод. Сотнями тысяч исчисляются коловратки, мелкие земляные черви (энхитреиды), клещи, тысячами – насекомые и многоножки, сотнями – дождевые черви, слизни, улитки и другие беспозвоночные животные. Благодаря своей многочисленности почвенные животные в общей массе могут достигать 3,5 т живой массы на 1 га. Здесь они рождаются, питаются, экскретируют, размножаются и умирают. При этом происходит разложение и гумификация растительных остатков, усиливается аэрация почвы и стимулируется деятельность микроорганизмов. За счет постоянного отмирания почвенных животных в почву непрерывно поступают белки, углеводы и прочие органические вещества, которые затем минерализуются микроорганизмами. В почвообразовании принимают участие млекопитающие землерои: кроты, слепыши, цокоры, которые всю жизнь проводят в почве, а также мыши-полевки и другие млекопитающие, использующие почву в качестве убежища. Велико значение в создании почвы микроорганизмов – бактерий, низших грибов, одноклеточных водорослей, вирусов. Азотфиксирующие бактерии способны поглощать молекулярный азот из воздуха и обогащать им почву. Свободноживущие азотфиксирующие бактерии связывают за год несколько десятков килограммов азота на 1 га почвы, клубеньковые бактерии способны за один сезон накопить до 200–300 кг/га азота. Почвенные микроорганизмы принимают участие в синтезе многих витаминов и ростовых веществ, необходимых для растений и животных.
К числу важнейших факторов почвообразования относятся климат, рельеф и хозяйственная деятельность человека. По современным представлениям почва – гигантская экологическая система, оказывающая наряду с Мировым океаном решающее влияние на всю биосферу Земли. Она активно участвует в круговороте веществ и энергии в природе, поддерживает газовый состав атмосферы. Земельный фонд планеты представляет сочетание разнообразных категорий земель. Из общей площади суши земного шара около 20% расположено в слишком холодном климате, 20% – на очень крутых склонах, 10% – покрыты маломощными почвами, около 20% заняты пастбищами, лугами, лесами. Распределение земельных ресурсов на планете и основных типов почв представлено на рисунках 1 и 2.
Рисунок 1 – Распределение земельных ресурсов на планете
(по В. С. Романову, Н. З. Харитоновой, 1986)
Рисунок 2 – Распределение основных типов почв на поверхности суши (по В. А. Вронскому, 1997)
Рациональное использование земель, их мелиорация
Почва как объект использования, охраны и контроля, в том числе со стороны гигиенистов, имеет ряд специфических особенностей в сравнении с другими объектами окружающей среды. Прежде всего, почва менее подвижна, чем атмосферный воздух или поверхностные воды, и в связи с этим практически не располагает таким мощным фактором естественного самоочищения, свойственного другим средам, как разбавление. Загрязнения, попавшие в тело почвы, накапливаются, эффекты суммируются. Цепная реакция последствий загрязнения связана с его влиянием на растительность, состояние атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, а по этим цепям – на здоровье человека. Все это важно учитывать при использовании земель.
Одним из основных факторов рационального использования земельных ресурсов является гидротехническая мелиорация, включающая оросительные и обводнительные работы. Главный резерв увеличения объема сельскохозяйственной продукции – интенсификация использования имеющихся пахотных и других земельных ресурсов путем повышения плодородия земель, применения научно обоснованных приемов земледелия. Своевременное применение комплекса противоэрозионных мероприятий (агротехнических приемов по регулированию поверхностного стока талых и ливневых вод; вспашка, культивация и рядовой посев или посадка поперек склона; сохранение определенного количества пожнивных остатков на пашне в течение всего года), осуществление их с учетом природных и социально-экономических условий позволяют предотвращать эрозионные процессы или ликвидировать их последствия. Универсальным способом защиты почв является полезащитное лесоразведение. На участках, защищенных лесными полосами, создаются лучшие микроклиматические условия для произрастания культур, снижаются скорость ветра, сухость воздуха, испарения влаги, усиливается снегозадержание. В горных условиях необходимо устройство противоселевых сооружений, террасирование, облесение склонов, регулирование выпаса скота, сохранение горных лесов.
В рамках мероприятий по сохранению почв важное значение имеет охрана их от загрязнения, что может достигаться сбором, удалением, обезвреживанием и утилизацией твердых и жидких хозяйственно-бытовых и производственных отходов. В борьбе с засолением почв и его предотвращением важную роль играет техническое усовершенствование оросительных систем, проведение облицовки каналов, сооружение оросительных каналов в закрытых трубопроводах. Радикальным средством по удалению из почвы водорастворимых солей является устройство дренажных сетей в сочетании с промывками почвы. Известны селекционные методы повышения солеустойчивости растений.
На восстановление почв, которые подвергаются разрушению при добыче полезных ископаемых, в результате появления насыпного грунта промышленных отходов, отвалов подземных горных разработок, отвалов при открытых горных работах, направлена рекультивация (от лат. – повторно и обрабатываю). рекультивацией земель называется процесс восстановления земель, нарушенных хозяйственной деятельностью людей. Выделяют техническую и биологическую рекультивацию. Последнюю проводят путем восстановления почвенно-растительного покрова и плодородия почвы. Восстановление территорий осуществляется в нескольких направлениях: для сельскохозяйственного использования, под лесные насаждения, водоемы, жилищное и капитальное строительство.
Таким образом, формы охраны почв от негативных последствий разнообразны. При интенсивном использовании земли необходимо заботиться об увеличении плодородия почвы.
Мелиорация почв (от лат. – улучшение) – это улучшение свойств почв с целью повышения ее плодородия (В. А. Вронский, 1997). Различают: гидротехническую (осушение, орошение, промывка засоленных почв) с целью улучшения физических свойств почв, химическую (известкование, гипсование, внесение химических мелиораторов) и агролесомелиорацию. Агролесомелиорация представляет собой систему лесохозяйственных мероприятий, направленных на улучшение почвенно-гидрологических и климатических условий местности, делающих ее более благоприятной для ведения сельского хозяйства. Основные направления агролесомелиорации – степное лесоразведение, создание полезащитных лесных полос, облесение оврагов, крутых склонов, закрепление песков, улучшение пастбищ, облесение сильно деградированных земель и др.
Роль лесных насаждений в борьбе с эрозией многообразна. На сельхозугодьях, защищенных лесными полосами, создаются лучшие микроклиматические условия для произрастания культур, снижается скорость ветра, уменьшается число суховеев, пыльных бурь. Правильно созданная система полезащитных полос регулирует и задерживает поверхностный сток, защищает почву от смыва талыми водами и от выдувания ветром. Особенно эффективны лесные полосы при защите сельскохозяйственных земель от ветровой эрозии во время сильных пыльных бурь. Кроме того, лесные насаждения на фоне сельхозугодий выполняют важную роль в сохранении, восстановлении и повышении биологической продуктивности ландшафта.
Предварительный просмотр:
Добрый день уважаемые студенты
Тема урока
Идентификация органических неорганических веществ
Цель урока: Изучить качественные реакции на органические и на неорганические вещества.
Задачи:
-сформировать у учащихся понятие качественных реакций;
-научить учащихся идентифицировать органические и неорганические вещества с помочью качественных реакций;
- развить навыки решения заданий
Форма проведения урока: работа в группах
Технологии: проблемный подход при изучении нового материала, урок– исследование
Методы: беседа, демонстрация, лабораторная работа, работа в группах.
Ход урока
I. Актуализация
Целью этого занятия является научиться проводить качественные реакции на катионы и анионы, а также органические вещества.
ответьте мне на простой вопрос: Что изучает химия
А как можно распознать вещества? По каким признакам?
- Внешний вид.
- Характерный запах.
- Цвет
- Растворимость в воде.
Какие реакции называют качественными реакциями?
Качественные реакции – это химические превращения, сопровождающиеся характерными признаками, с помощью которых проводят распознавание веществ.
Качественных реакций много. Мы проведем лишь некоторые из них.
Качественные реакции - характерные реакции, используемые для идентификации различных веществ(объявляется тема урока.)
Знание качественных реакций бесспорно помогает школьникам в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность это то, что позволяет выйти за рамки школьной программы.
Для определения присутствия веществ, анионов, катионов используются различные химические реакции. Эти реакции широко используются при проведении качественного анализа, целью которого является определение наличия веществ или ионов в растворах или смесях.
II. Проведение лабораторного опыта (проводится по инструктивным картам)
Внимательно следите за признаками проводимых реакций. Какое природное явление они Вам напомнят?
Определение ионов является очень важным этапом анализа состава раствора. Ионы – это частицы, несущие на себе электростатический заряд. В зависимости от типа заряда, различают анионы, заряженные отрицательно, и катионы, заряженные положительно. Остановимся на последних.
Ионы серебра в растворе определяют с помощью ортофосфат-ионов. При их взаимодействии образуется желтый осадок ортофосфата серебра.
Ионы никеля и меди в растворе можно обнаружить с помощью щелочи. При добавлении в раствор содержащий ионы никеля щелочи выпадает изумрудно-зеленый осадок гидроксида никеля, аналогично с ионами меди, только осадок при этом будет голубым.
Железо проявляет переменную валентность, ионы этого металла могут быть заряжены как 2+, так и 3+. Двухвалентное железо в растворе можно обнаружить с помощью красной кровяной соли. При этом наблюдается выпадение темно-синего осадка турнбулевой сини.
Трехвалентное железо с тиоцианат-ионами дает кроваво-красное окрашивание. Именно эта реакция используется для создания эффекта крови в кино.
Большой интерес для изучения представляют качественные реакции на органические вещества. Так, гидроксид меди при взаимодействии с альдегидами приобретает морковно-оранжевый цвет. Эту реакцию еще называют реакцией медного зеркала.
Фенолы в растворе можно обнаружить с помощью хлорного железа. При этом раствор приобретает фиолетовый цвет.
Так что же вам напомнили эти реакции? Это же радуга!
У нас осталось определить анионы, и сейчас мы проведем с Вами лабораторный опыт на их определение. Перед Вами на столах в двух пробирках находятся растворы: хлорида и ортофосфата натрия. Определите эти вещества, прилив к каждому немного реактива – нитрата серебра. Сообщите о наблюдаемых изменениях. Сделайте вывод.
III. Подведение итогов. Закрепление
Что узнали на уроке, что научились делать? Где используются качественные реакции?
Знание качественных реакций бесспорно помогает школьникам в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность это то, что позволяет выйти за рамки школьной программы.
Для определения присутствия веществ, анионов, катионов используются различные химические реакции. Эти реакции широко используются при проведении качественного анализа, целью которого является определение наличия веществ или ионов в растворах или смесях.
Знание качественных реакций необходимо и для написания ЕГЭ (это вопрос 25, который вызывает у школьников большие затруднения). Выполняется самостоятельная работа (по вариантам).
Качественные реакции органических и неорганических соединений
Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
1)Установите соответствие между веществами и реагентом, с помощью которого их можно отличить друг от друга.
ВЕЩЕСТВА
А) пентанол и фенол
Б) пропанол-1 и глицерин
В) муравьиная кислота и уксусная кислота
Г) стеариновая и олеиновая кислоты
РЕАГЕНТ
1) бромная вода
2) аммиачный р-р оксида серебра (I)
3) раствор соды
4) гидроксид меди (II)
5) натрий
2)Установите соответствие между формулами двух веществ и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества.
ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ
А) Al(NO3)3 и Ca(NO3)2
Б) Na3PO4 и Na2SO4
В) KBr и HCl
Г) KI и NaNO3
РЕАКТИВ
1) AlCl3 (р-р)
2) Br2
3) Fe
4) KOH (p-p)
5) BaCl2 (p-p)
3)Установите соответствие между веществами и реагентом, с помощью которого их можно отличить друг от друга.
ВЕЩЕСТВА
А) CaCl2 и NaCl
Б) Al(NO3)3 и Mg(NO3)2
В) Na2SO4 и BaCl2
Г) KOH и KBr
РЕАГЕНТ
1) KOH
2) K2CO3
3) лакмус
4) HCl
5) AgCl
4)Установите соответствие между формулами двух веществ и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества.
ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ
А) HCl (г) NH3
Б) HNO3 и HCl
В) Na2SO4 и KNO3
Г) AlCl3 и MgCl2
РЕАКТИВ
1) NaOH (p-p)
2) Ba(NO3)2 (p-p)
3) CaSO4
4) Cu
5) лакмус
5) Установите соответствие
ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ
А) NH3(р-р) и H2O
Б) KCl и NaОН
В) NaCl и CaCl2
Г) FeCl3 и MgCl2
РЕАГЕНТ
1) HCl
2) KI
3) HNO3
4) KNO3
5) CuSO4
6)Установите соответствие между формулами двух веществ и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества.
ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ
А) NaI и NaF
Б) ZnBr2 и MgBr2
В) KCl и HCl
Г) KF и HNO3
РЕАКТИВ
1) NaOH (р-р)
2) AgNO3 (р-р)
3) H2SO4 (р-р)
4) KCl (р-р)
5) NaHCO3
7)Установите соответствие между веществами и реагентом, с помощью которого их можно отличить друг от друга.
ВЕЩЕСТВА
А) BaSO4 и Ca3(PO4)2
Б) BaCl2 и MgCl2
В) AgNO3 и KNO3
Г) Na2O и MgO
РЕАГЕНТ
1) H2SO4 (разб.)
2) HCl (разб.)
3) H2O
4) NaNO3
5) HNO3 (конц.)
8)Установите соответствие между формулами двух веществ и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества.
ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ
А) KCl и K2SO4
Б) ZnCl2 и MgCl2
В) HCl и NaCl
Г) NaOH и HNO3
РЕАКТИВ
1) NaNO3 (p-p)
2) Ba(OH)2 (p-p)
3) LiCl (p-p)
4) HBr
5) NaHCO3
9)Установите соответствие между реагирующими веществами и реагентом, с помощью которого их можно отличить друг от друга.
ВЕЩЕСТВА
А) этаналь и ацетон
Б) пропанол-1 и этиленгликоль
В) метиламин и пропан
Г) этанол и глицерин
РЕАГЕНТ
1) метилоранж (р-р)
2) Cu(OH)2
3) [Ag(NH3]2)OH (р-р)
4) H2SO4 (р-р)
5) KCl
10)Установите соответствие между реагирующими веществами и признаками протекающей между ними реакции.
ВЕЩЕСТВА
А) HCl + Na2CO3
Б) CaCl2 + Na2CO3
В) Ca(HCO3)2 + Ca(OH)2
Г) Ca(HCO3)2 + NaOH
ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ
1) выделение бесцветного газа
2) образование черного осадка
3) образование белого осадка
4) изменение окраски раствора
5) видимых признаков не наблюдается
Предварительный просмотр:
Тема: Взаимосвязь организма и его среды обитания
Среда обитания -- это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.
Понятие окружающая среда было введено в экологию биологом Я. Юкскюлем (1864-1944) для "внешнего мира, окружающего живые существа в той мере, в какой он воспринимается органами чувств и органами передвижения животных и побуждает их к определенному поведению".
"Каждый субъект, словно нити невидимой паутины, прядет свои отношения к тем или иным свойствам вещей, свивая эти нити в прочную сеть, которая и поддерживает его существование", - написал однажды Я. Юкскюль.
Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ. Среда каждого организма слагается из множества элементов неорганической и органической природы и элементов, приносимых человеком и его производственной деятельностью. При этом одни элементы могут быть частично или полностью безразличны организму, другие необходимы, а третьи оказывают отрицательное воздействие.
Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания.
Отдельные свойства и элементы среды, воздействующие на организмы, называют экологическими факторами.
На нашей планете организмы освоили четыре основные среды обитания: водную, наземную (воздушную), почвенную и тело другого организма, используемое паразитами и полу паразитами.
От понятия "среда обитания" следует отличать понятие "условия существования" -- совокупность жизненно необходимых факторов среды, без которых живые организмы не могут существовать (свет, тепло, влага, воздух, почва). В отличие от них другие факторы среды хотя и оказывают существенное влияние на организмы, но не являются для них жизненно необходимыми (например, ветер, естественное и искусственное ионизирующее излучение, атмосферное электричество и др.).
Благоприятные или неблагоприятные природные факторы (климат, пища, враги, конкуренты) образуют среду, к которой должна приспособиться не только единичная особь в ее борьбе за жизнь, но и весь вид в целом, так как именно весь вид подвергается под воздействием среды естественному отбору. Приспособление организмов к изменившимся внешним условиям путем изменения внутривидовой информации (через соответствующие мутации) признается, таким образом, главным событием эволюции - изменения видов. Вместе с тем приспособленность вида к какой-либо постоянной среде является предпосылкой его длительного стабильного существования. Изменчивость и отбор - это, по выражению Конрада Лоренца, "два великих конструктора видообразования". С позиций экологии можно считать, что многообразие организмов, их изменчивость и их сохранение в природе, их становление и само их существование являются результатом воздействия окружающей среды и адаптации.
Концепция "окружающей среды" Я. Юкскюля положила начало экспериментальным исследованиям взаимоотношений животных того или иного вида со средой их обитания. Вместе с тем он проводил различие между "миром ощущений" и "миром действий".
Существует множество живых существ, в достаточной мере приспособленных к присущей им как виду окружающей среде, ибо сам факт их существования уже доказывает, что функциональный круг мира их ощущений и мира их действий, выполняя свою задачу, пока по крайней мере, препятствует вымиранию вида.
Функциональное единство адаптации организма и окружающей его среды связывает в одно целое внешний облик животных данного вида и образ их жизни. Некоторые экологи выражают то же самое другими словами, говоря о том, что каждый вид животных заселяет свою собственную "экологическую нишу", то есть что существует ровно столько экологических ниш, сколько различных видов животных. При этом выражение "ниша" следует понимать не как убежище, укрытие или место пребывания, а как синоним понятия "присущая ему окружающая среда". Такое выделение в функциональном круге вида двух явлений - окружающей среды и адаптации - весьма полезно в ходе научного исследования. Ведь окружающую среду можно постигать путем измерения характеристик внешнего мира и таким образом устанавливать сферу действия факторов, из которых каждый вид со свойственной ему адаптацией "вырезает" свою собственную среду обитания. Но саму эту адаптацию нужно изучать, исходя из животного, учитывая его анатомию, физиологию и поведение, для чего необходимо использовать как основание другие разделы биологической науки.
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Основные среды жизни и адаптации к ним организмов»
Адаптация это приспособление и привыкание к новым условиям жизни.
1. Водная среда: наиболее однородная. Она мало изменяется в пространстве нет четких границ м/у отдельными экосистемами. Лимитирующими факторами явл: а) О2 - при повышении т-ры, обогащении органическим веществом и слабом перемешивании содержание кислорода в воде уменьшается. Б) свет -освещенность быстро уменьшается с глубиной. Свет может проникать до глубины 50-60 м, в сильно загрязненных местах- только на несколько сантиметров. Многие обитатели вод потребляют кислород через все покровы тела. Часто дыхание сочетается с фильтрационным типом питания, при котором через организм пропускается большое кол-во воды. Некоторые организмы в период недостатка кислорода способны замедлять жизнедеятельность, вплоть до состояния анабиоза. В усл недостатка света или его отсутствие организмы для ориентации используют звук. Для обнаружения различных препятствий используется отраженный звук по типу эхолокации. На глубине воды многие организмы обладают свой-ом самосвечения.
Адаптации растений: слабо развиты проводящие ткани и корневая система, в листьях, стеблях наличие воздухоносной полости, большая поверхность листьев следовательно интенсивность газообмена при недостатке кислорода, характерна разнолистность (гетерофилия), погруженные листья в воду тонкие, размножение вегетативно.
Адаптации животных: у мелких форм - редукция скелетного образования, наличие плавательного пузыря у рыб, уплощение тела, специализированные конечности (плавники, ласты), обтекаемая форма тела, покрыта слизью. Глубоководные животные: слабое развитие известкового скелета, большие размеры тела, редукция органов зрения, характерна эхолокация - воспроизведение звуковых волн, вертикальные и горизонтальные миграции.
2. Наземно - воздушная: В ходе эволюции наземно-воздушная среда была освоена значительно позднее, чем водная. Особенностью наземно-воздушной среды жизни является то, что организмы, которые здесь обитают, окружены газообразной средой, характеризующейся низкими влажностью, плотностью, давлением, высоким содержанием кислорода. Как правило, животные в этой среде передвигаются по почве, а растения укореняются в ней.
Адаптации растений: появление устьиц, развитие механических и опорных тканей. Адаптации животных: появление легких, трахей, развитие скелетных образований, наличие механизма терморегуляции. Физический - кожный покров, жировые отложения, испарение воды (потовыделение у животных, транспирация у растений). Химический- интенсивный обмен в-в. Поведенческий- выбор организмами предпочтительных положений: открытые солнцу или затемненные места, разного вида укрытия.
3. Почвенная среда: Почва - основа природы суши. Почвообразующие факторы: климат, геологическая основа, рельеф, живые организмы, время. Почва состоит из: минеральной основы 60%, органическое вещество 10%, воздух 25%, вода 35%. Типы почв: черноземы, подзолистые, дерново-подзолистые, болотные, серые лесные и т.д. Почва - промежуточная м/у воздушной и водной. Толщина несколько метров. В почвах выделяют 3 фазы: твердую, жидкую и газообразную. Почва – наиболее насыщенная живыми организмами. И иногда выделяют 4-ю фазу – живую. В почве недостаток тепла, недостаток или избыток влаги. Жизнь многих почвенных организмов тесно связана с порами и их размером. Одни организмы в порах свободно передвигаются. Другие (более крупные организмы) при передвижении в порах изменяют форму тела по принципу перетекания, например дождевой червь, или уплотняют стенки пор. Третьи могут передвигаться только разрыхляя почву или выбрасывая на поверхность образующий ее материал (землерои). Из-за отсутствия света многие почвенные организмы лишены органов зрения. Ориентация осуществляется с помощью обоняния или других рецепторов.
4. организм как среда обитания С данной средой связан паразитический и полупаразитический образ жизни. Наиболее слабое (лимитирующее) звено в жизни паразитов - возможность потери хозяина. Это неизбежно при его смерти. По этой причине паразиты, как правило, не убивают своего хозяина («разумный паразитизм») и имеют приспособления, увеличивающие вероятность выживания в случае потери хозяина. Основной путь сохранения вида (популяции) в таких условиях - большое число зачатков («закон большого числа яиц») в виде долгосохраняющихся цист, спор и т. п. Это увеличивает вероятность встречи с хозяином. Часто используются промежуточные хозяины. Различают : Эктопаразиты - это наружные паразиты, обитающие на поверхности тела хозяина (клещи, блохи, пиявки) и Эндопаразиты - внутренние паразиты, живущие внутри тела хозяина (бактерии, вирусы). Важная адаптация паразитов - синхронизация их жизненных циклов с сезонным развитием растений-хозяев, позволяет осуществить заражение хозяина в нужный момент. Существенными адаптациями паразитов являются повышенная способность к размножению, выработка сложных жизненных циклов, использование переносчиков и промежуточных хозяев, а также выработка определенного набора ферментов, облегчающих проникновение в тело хозяина и т.д.
Предварительный просмотр:
Добрый день уважаемые студенты.
Сегодня согласно рабочей программе предлагается вам выполнить Практическую работу на тему: «Экосистемы: виды экосистем. Разнообразие видов природных экосистем»
Прошу вас:
- Внимательно изучить учебный материал и законспектировать его в свои тетради.
Изучите предоставленный вам учебный материал и в недельный срок после освоения материала пришлите свои конспекты на проверку на электронную почту boalevtina@yandex.ru, а также возникающие вопросы по изучаемому материалу.
Практическая работа №1. « Экосистемы: виды экосистем. Разнообразие видов природных экосистем»
Экосистемы – это единые природные комплексы, которые образованы совокупностью живых организмов и среды их обитания. Изучением этих формирований занимается наука экология.
Виды экосистем классифицируются определенным образом. Однако связать воедино все многообразие этих единиц биосферы невозможно. Именно поэтому существует несколько классификаций экологических систем. Например, разграничивают их по происхождению. Это: Естественные (природные) экосистемы. К ним относятся те комплексы, в которых круговорот веществ осуществляется без какого-либо вмешательства человека. Искусственные (антропогенные) экосистемы. Они созданы человеком и способны существовать только при его непосредственной поддержке.
Природные комплексы, существующие без участия человека, имеют свою внутреннюю классификацию. Существуют следующие виды естественных экосистем по энергетическому признаку: - находящиеся в полной зависимости от солнечного излучения; - получающие энергию не только от небесного светила, но и от других естественных источников.
Искусственными экосистемами называют сообщества животных и растений, обитающих в условиях, которые создал для них человек. Их еще называют нообиогеоценозами или социоэкосистемами. Примеры: поле, пастбище, город, общество, космический корабль, зоосад, сад, искусственный пруд, водохранилище.
Самым простым примером искусственной экосистемы является аквариум. Здесь ареал обитания ограничен стенками аквариума, приток энергии, света и питательных веществ осуществляется человеком, он же регулирует температуру и состав воды. Численность обитателей также изначальна определена.
Сравнительная характеристика природных и искусственных экосистем
Сравнение природных экосистем и социоэкосистем удобнее представить в виде таблицы:
Природные экосистемы | Искусственные экосистемы |
Главный компонент — солнечная энергия. | В основном, получает энергию из топлива, и готовой пищи (гетеротрофны) |
Формирует плодородную почву | Истощает почву |
Все природные экосистемы поглощают углекислый газ и производят кислород | Большинство искусственных экосистем потребляет кислород и продуцирует углекислый газ |
Большое видовое разнообразие | Ограниченное количество видов организмов |
Высокая устойчивость, способность к саморегуляции и самовосстановлению | Слабая устойчивость, так как такая экосистема зависит от деятельности человека |
Замкнутый обмен веществ | Незамкнутая цепь обмена веществ |
Создает места обитания диких животных и растений | Разрушает ареалы дикой природы |
Накапливает воду, разумно расходуя ее и очищая | Большой расход воды, ее загрязнение |
Вопрос:
- Что такое экосистема?
- Плюсы естественной экосистемы (природной)?
- Минусы искусственной экосистемы?
Предварительный просмотр:
Добрый день уважаемые студенты.
Сегодня согласно рабочей программе предлагается вам выполнить работу на тему: «Классификация, номенклатура и строение неорганических веществ»
Прошу вас:
- Внимательно изучить учебный материал и законспектировать его в свои тетради.
Изучите предоставленный вам учебный материал и в недельный срок после освоения материала пришлите свои конспекты на проверку на электронную почту boalevtina@yandex.ru, а также возникающие вопросы по изучаемому материалу.
Тема: «Классификация, номенклатура и строение неорганических веществ»
Часть 1.Классификация неорганических веществ.
К важнейшим классам неорганических веществ по традиции относят:
- простые вещества (металлы и неметаллы),
- оксиды (кислотные, основные и амфотерные),
- гидроксиды (часть кислот, основания, амфотерные гидроксиды),
- соли.
Простые вещества обычно делят на металлы и неметаллы.
Металлы – простые вещества, в которых атомы связаны между собой металлической связью.
Неметаллы – простые вещества, в которых атомы связаны между собой ковалентными (или межмолекулярными) связями.
По химическим свойствам среди металлов выделяют группу так называемых амфотерных металлов.
Это название отражает способность этих металлов, их оксидов и гидроксидов реагировать как с кислотами, так и со щелочами.
Оксиды – бинарные соединения, одним из двух элементов в которых является кислород со степенью окисления -2.
Основные | Амфотерные | Кислотные | Несолеобразующие | Солеобразные (двойные) |
Оксиды металлов в степенях окисления +1, +2, кроме амфотерных. | Оксиды металлов в степенях окисления +2: толькоBe, Zn, Sn, Pb; +3 (все, кроме La2O3), +4 | 1) Оксиды неметаллов, кроме несолеобразующих; 2) Оксиды металлов в степенях окисления от +5 и выше. | Оксиды неметаллов, которым не соответствуют кислоты. NO, N2O, CO, (SiO) | Некоторые оксиды, в которых элемент имеет 2 степени окисления: Fe3O4 |
С о л е о б р а з у ю щ и е |
Каждому солеобразующему оксиду соответствует гидроксид:
Основным оксидам соответствуют основания;
Амфотерным оксидам – амфотерные гидроксиды,
Кислотным оксидам – кислородсодержащие кислоты.
Гидроксиды – соединения, в состав которых входит группа Э–О-Н. И основания, и кислородсодержащие кислоты, и амфотерные гидроксиды – относятся к ГИДРОКСИДАМ!
Связь между оксидом и гидроксидами.
Степень окисления | Оксид | Гидроксиды | Примеры | ||
Основания | Кислоты | ||||
+1 | Э2О | ЭОН | НЭО | КОН | НClO |
+2 | ЭО | Э(ОН) 2 | Н2ЭО2 | Ba(OH) 2 | ? |
+3 | Э2О3 | Э(ОН) 3 | НЭО2 (мета-форма) --(+H2O) 🡪 Н3ЭО3 (орто-форма) | Al(OH) 3 | HNO2 H3PO3 |
+4 | ЭО2 | ----- | H2ЭО3🡪 H 4ЭO 4 | ----- | Н2СО3 H 4SiO 4 |
+5 | Э2О5 | ----- | НЭО3 🡪 Н3ЭО4 | ----- | HNO3 H3PO4 |
+6 | ЭО3 | ----- | H2ЭO4 | ----- | H2SO4 |
+7 | Э2О7 | ----- | НЭО4 --(+ 2H2O) 🡪 H 5ЭО6 | ----- | HClO4 H5IO6 |
КАК СОСТАВИТЬ ФОРМУЛУ КИСЛОТНОГО ГИДРОКСИДА
А. Если чётная степень окисления элемента в оксиде: ПРИБАВЛЯЕМ ВОДУ к оксиду. Пример: WO3 –(+H2O)🡪 H2WO4
Б. Если нечетная степень окисления:
Мета-форма кислоты - ОДИН атом водорода: НЭОх | Орто-форма кислоты – отличается от МЕТА-формы на одну молекулу воды. Н3ЭОх+1 |
Пример: Оксид As2O5, степень окисления мышьяка +5.
Составим формулу кислоты: Н+As+5O-2x
Так как суммарный заряд =0, легко рассчитать, что х=3.
HAsO3 Это МЕТА-форма кислоты - мета-мышьяковая кислота.
Но для фосфора и мышьяка существует и более устойчива ОРТО-форма. Прибавив к мета-форме Н2О, получим H3AsO4. Это орто-
мышьяковая кислота.
Основания – сложные вещества, содержащие в своем составе гидроксид-ионы ОН- и при диссоциации образующие в качестве анионов только эти ионы.
Типы оснований
Растворимые (Щелочи) | Нерастворимые |
1) гидроксиды металлов первой группы главной подгруппы: LiOH, NaOH, KOH, RbOH, CsOH 2) гидроксиды металлов второй группы главной подгруппы, начиная с кальция: Ca(OH)2, Sr(OH)2, Ba(OH)2 | Все остальные гидроксиды металлов. |
КИСЛОТНОСТЬ основания – это число групп ОН в его формуле:
однокислотные – содержащие только 1 гидроксогруппу
двухкислотные – имеющие 2 гидроксогруппу;
трёхкислотные – с тремя группами ОН.
Кислоты – сложные вещества, содержащие в своем составе ионы оксония Н+ или при взаимодействии с водой образующие в качестве катионов только эти ионы.
Классификация кислот по составу.
Кислородсодержащие кислоты | Бескислородные кислоты |
1) высшие кислоты H2SO4 серная кислота HNO3 азотная кислота H3PO4 фосфорная кислота H2CO3 угольная кислота H2SiO3 кремниевая кислота 2) кислоты с меньшей степенью окисления неметалла H2SO3 сернистая кислота HNO2 азотистая кислота | HF фтороводородная кислота HCl хлороводородная кислота (соляная кислота) HBr бромоводородная кислота HI иодоводородная кислота H2S сероводородная кислота |
Классификация кислот по числу атомов водорода.
Одноосновные | Двухосновные | Трехосновные |
HNO3 азотная HF фтороводородная HCl хлороводородная HBr бромоводородная HI иодоводородная | H2SO4 серная H2SO3 сернистая H2S сероводородная H2CO3 угольная H2SiO3 кремниевая | H3PO4 фосфорная |
Классификация по силе и устойчивости
Сильные кислоты | Слабые кислоты |
HI иодоводородная HBr бромоводородная HCl хлороводородная H2SO4 серная HNO3 азотная HClO4 хлорная | HF фтороводородная H3PO4 фосфорная HNO2 азотистая (неустойчивая) H2SO3 сернистая (неустойчивая) H2CO3 угольная (неустойчивая) H2S↑ сероводородная H2SiO3↓ кремниевая СН3СООН уксусная |
Соли – это сложные вещества, состоящие из одного (нескольких) атомов металла (или более сложных катионных групп, например, аммонийных групп NН4+) и одного (или нескольких) кислотных остатков.
Классификация солей.
СОЛИ | |||||
Средние | Кислые | Основ-ные | Двойные | Сме-шанные | Комплексные |
Продукт полного замещения атомов водорода в кислоте на металл | Продукт непол-ного замещения атомов водоро-да в кислоте на металл | Продукт непол-ного заме-щения ОН-групп на кислотный остаток | Содержат два разных металла и один кислотный остаток | Содер-жат один металл и два кислотных остатка | Содержат комплексный катион или анион – атом металла, связанный с несколькими лигандами. |
AlCl3 | КHSO4 | FeOHCl | KAl(SO4)2 | CaClBr | K2[Zn(OH)4] |
Хлорид алюминия | Гидросульфат калия | Хлорид гидроксожелеза (II) | Сульфат алюминия-калия | Хлорид-бромид кальция | Тетрагидроксоцинкат калия |
Номенклатура солей. В названиях солей используются латинские названия образующих кислоты неметаллов.
Элемент | Латинское название | Корень |
Н | гидрогениум | ГИДР- |
С | карбоникум | КАРБ- |
N | нитрогениум | НИТР- |
S | сульфур | СУЛЬФ- |
Построение названий солей.
Соль какой кислоты | Кислотный остаток | Название солей | Примеры | |
Высшие кислоты | Азотная HNO3 | NO3- | нитраты | Ca(NO3)2 нитрат кальция |
Кремниевая H2SiO3 | SiO32- | силикаты | Na2SiO3 силикат натрия | |
Угольная H2CO3 | CO32- | карбонаты | Na2CO3 карбонат натрия | |
Фосфорная H3PO4 | PO43- | фосфаты | AlPO4 фосфат алюминия | |
Серная H2SO4 | SO42- | сульфаты | PbSO4 сульфат свинца | |
Бескислородные кислоты | Бромоводородная HBr | Br- | бромиды | NaBr бромид натрия |
Иодоводородная HI | I- | иодиды | KI иодид калия | |
Сероводородная H2S | S2- | сульфиды | FeS сульфид железа (II) | |
Соляная HCl (хлороводородная) | Cl- | хлориды | NH4Cl хлорид аммония | |
Фтороводородная HF | F- | фториды | CaF2 фторид кальция | |
Более низкая степ. ок. | Cернистая кислота H2SO3 | SO32- | сульфиты | К2SO3 сульфит калия |
Азотистая HNO2 | NO2- | нитриты | КNO2 нитрит калия |
Кислые соли, помимо ионов металла и кислотного остатка, содержат ионы водорода. Названия кислых солей содержат приставку "гидро": NaHCO3 – гидрокарбонат натрия,
K2HPO4 – гидрофосфат калия,
KH2PO4 – дигидрофосфат калия.
Основные соли, помимо ионов металла и кислотного остатка, содержат гидроксильные группы. Основные соли образуются при неполной нейтрализации основания. Названия основных солей образуют с помощью приставки "гидроксо":
Mg(OH)Cl - гидроксохлорид магния (основная соль)
Двойные соли – имеют два разных катиона металла или аммония. В названии их перечисляют через дефис:
(NH4)Fe(SO4)2 – сульфат железа (III)-аммония.
Смешанные соли – имеют два разных аниона кислотных остатков. В названии их называют через дефис: СаOCl2 или CaCl(OCl) - хлорид-гипохлорит кальция (традиционное название хлорная известь).
Комплексные соли – содержат сложный комплексный анион (или реже катион), состоящий из металла-комплексообразователя и нескольких лигандов (отрицательно заряженные ионы или молекулы аммиака или воды).
Пример: K[Al(OH)4] – тетрагидроксоалюминат калия
K4[Fe(CN)6] – гексацианоферрат калия
[Cu(NH3)4]Cl2 – хлорид тетраамминмеди (II)
Бытовые (тривиальные) названия некоторых солей.
Соль | Международное название | Традиционное название |
NaHCO3 | Гидрокарбонат натрия | Сода питьевая |
Na2CO3 | Карбонат натрия | Сода кальцинированная |
K2CO3 | Карбонат калия | Поташ |
Na2SO4 | Сульфат натрия | Глауберова соль |
KClO3 | Хлорат калия | Бертолетова соль |
Ca3(PO4)2 | Фосфат кальция | Фосфорит |
СаСО3 | Карбонат кальция | Известняк |
CuSO4∙5H2O | Пентагидрат сульфата меди | Медный купорос |
Na2CO3∙10Н2О | Декагидрат карбоната натрия | Сода кристаллическая |
Предварительный просмотр:
Добрый день уважаемые студенты.
Сегодня согласно рабочей программе предлагается вам выполнить работу на тему: «Условия и сроки хранения молочных продуктов»
Прошу вас:
- Внимательно изучить учебный материал и законспектировать его в свои тетради.
Изучите предоставленный вам учебный материал и в недельный срок после освоения материала пришлите свои конспекты на проверку на электронную почту boalevtina@yandex.ru, а также возникающие вопросы по изучаемому материалу.
Тема: Условия и сроки хранения молочных продуктов
Условия и сроки хранения молочных продуктов — необходимое условия, которые должен знать каждый. Ведь при несоблюдении сроков и температуры хранения продукты могут испортится, а вы получить отравление.
Хранить молочные продукты — молоко, кефир, сливки и другие молочные продукты рекомендуется исключительно в чистой посуде, чтобы увеличить срок их годности. Оптимальным является хранение молока и молочных продуктов в темноте и в закрытой посуде, т.к. они легко впитывают запахи из окружающей среды, что ухудшает их вкусовые качества. В холодильнике для молока, кефира и других молочных продуктов удобнее всего отвести две верхние полки.
Свежее непастеризованное молоко можно хранить при температуре 8°С до 6 часов, а при 4 °С – до суток. Пастеризованное и кипяченое молоко, сливки при температуре +4 – +8°С можно хранить до трех суток, и несколько дольше при температуре от 0 до +6°С.
Сухое молоко в герметичной металлической таре не портится около восьми месяцев, если хранить его при температуре 1 – 10°С.
Открытое сгущенное молоко можно хранить не более трех недель при температуре от 0 до +8°С.
Сливочное масло нужно хранить при температуре не выше +6°С – так оно останется свежим до десяти суток, а замороженное до -10 – -12°С, оно может храниться до десяти месяцев.
Маргарин при температуре от 0 до +4°С можно хранить два месяца, а при температуре от -20 до -10°С – до трех месяцев.
Мороженое, в зависимости от сорта, может от одного до шести месяцев храниться в морозильных ларях при температуре от -18 до -30°С.
Творог и творожные изделия, кефир, простоквашу, сметану, сладкий сливочный сыр лучше всего хранить при температуре +2 – +6°С. Сыры обычно хранят при температуре от +2 до +10°С.
Сыр хранить нужно завернутым, так как, во-первых, он легко впитывает в себя все запахи, а во-вторых, быстро высыхает при той невысокой влажности, которая есть в холодильнике.
В домашних условиях твердые сыры можно хранить 7-10 дней, при этом надо следить, чтобы не появилась плесень. Мягкие сыры хранят не более 2-3 дней, т. к. они быстро стареют.
Плавленые сыры в открытой упаковке хранят не более двух суток, иначе они сохнут и теряют свои качества.
А если сыра много и хранить его нужно долго, то морозилка — хороший вариант для твердых и полутвердых сыров. Правда, потом он может крошиться, но своих вкусовых качеств не потеряет.
Условия и сроки хранения молочных продуктов
Наименование продукта | Условия хранения продукции | ||
Температура хранения, °С | Относительная влажность, % | Допустимый срок хранения | |
Майонез | 0…+18 | не более 75% | |
Маргарин | -20…-10 | — | 60-90 дн |
-9…0 | 75-45 дн | ||
0…+4 | 60-35дн | ||
+5…+10 | 45-20 дн | ||
+11…+15 | 30-15 дн | ||
Масло коровье, сливочное | -10…-12 | 5-10 мес | |
не выше 6°C | не более 80% | 10 дн. (в монолите) | |
15 дн. (в транспортной таре) | |||
Масло коровье, топленое | -5…-7 | 10-15 мес | |
Молоко сгущеное | 0…+6 | ||
Молоко, сливки | +4…+8 | длительное | |
+6…+10 | торговая сеть | ||
Мороженое (все виды) при хранении в холодильниках оптовых баз | не выше -24°C | — | до 1 месяца |
не выше -18°C | до 20 дн. | ||
не выше -12°C | до 7 дн. | ||
Мороженое молочное весовое (хранение на предприятии изготовители) | не выше -30°C | — | 1,5 — 2 месяца |
-24 ± 2°C | 1 — 1,5 месяца | ||
-20 ± 2°C | 1 месяц | ||
Мороженое молочное с использованием высокоэффективных стабилизаторов | -24 ± 2°C | — | 3,5 месяца |
не выше -30°C | 4 месяца | ||
-20 ± 2°C | 3 месяца | ||
Мороженое молочное фасованое (хранение на предприятии изготовители) | не выше -30°C | — | 2,5 — 3 месяца |
-24 ± 2°C | 2 — 2,5 месяца | ||
-20 ± 2°C | 1 — 1,5 месяца | ||
Мороженое плодово-ягодное и ароматическое | не выше -30°C | — | 3 месяца |
-24 ± 2°C | 2,5 месяца | ||
-20 ± 2°C | 1,5 месяца | ||
Мороженое плодово-ягодное и ароматическое в глазури | не выше -30°C | — | 3 месяца |
-24 ± 2°C | 2,5 месяца | ||
-20 ± 2°C | 1,5 месяца | ||
Мороженое плодово-ягодное с использованием высокоэффективных стабилизаторов | -25 ± 2°C | — | 3,5 месяца |
не выше -30°C | 4 месяца | ||
-20 ± 2°C | 3 месяца | ||
Мороженое пломбир с использованием высокоэффективных стабилизаторов | -24 ± 2°C | — | 5,5 месяцев |
не выше -30°C | 6 месяцев | ||
-20 ± 2°C | 5 месяцев | ||
Мороженое сливочное весовое (хранение на предприятии изготовители) | не выше -30°C | — | 3,5 месяца |
-24 ± 2°C | 3 месяца | ||
-20 ± 2°C | 1,5 — 2 месяца | ||
Мороженое сливочное с использованием высокоэффективных стабилизаторов | -24 ± 2°C | — | 5 месяцев |
не выше -30°C | 6 месяцев | ||
-20 ± 2°C | 4 месяца | ||
Мороженое сливочное фасованое (хранение на предприятии изготовители) | не выше -30°C | — | 3 — 4 месяца |
-24 ± 2°C | 2,5 — 3,5 месяца | ||
-20 ± 2°C | 1,5 — 2 месяца | ||
Мороженое-пироженое (торты, кексы) | не выше -30°C | — | 1 месяц |
-24 ± 2°C | 1 месяц | ||
-20 ± 2°C | 0,5 месяца | ||
Пломбир весовой | не выше -30°C | — | 4 месяца |
-24 ± 2°C | 3,5 месяца | ||
-20 ± 2°C | 2 — 3 месяца | ||
Пломбир фасованный | не выше -30°C | — | 4 месяца |
-24 ± 2°C | 3,5 месяца | ||
-20 ± 2°C | 2 — 3 месяца | ||
Сливки | 1,5 | 80 | |
Сметана | 0 ± 1°C | — | до 90 дн. (в бочках; до 25% жирности) |
до 75 дн. (в бочках; до 20% жирности) | |||
до 30 дн. (во флягах; 20% и 25% жирности) | |||
Сметана 30% жирности | 4 ± 2°C | — | до 2 дн. (с момента окончания технологического процесса) |
Сыры | +8…+12 | 85…87 | длительное |
+2…+10 | торговая сеть | ||
Сыры мягкие | 0…+3 | 85…87 | 15 дней |
Сыры твердые, крупные | 0…-5 | 85…87 | 5-8 мес |
Сыры твердые, мелкие | +3…+5 | 85…87 | 3-5 мес |
Творог жирный | -8…-12 | 75…80 | длительное |
Творог нежирный | -14…-18 | 75…80 | длительное |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания и контрольные домашние задания по английскому языку для студентов-заочников по специальностям 080110 «Экономика и бухгалтерский учет», 080501 «Менеджмент», 080402 «Товароведение»
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК Методические указания и контрольныедомашние задания для студентов-заочниковпо специальностям 080110 «Экономика и бухгалтерский учет», 080501 «Менеджмент», 080402 «Товароведение»...
Дистанционное домашнее задание на время карантина с 5.02 по 18.02.2019
Карантин с 05.02.2019- 11.02.2019...
Дистанционное домашнее задание для всех групп 24.03.2020 г.
Задания по химии и естествознанию...
Дистанционное домашнее задание для всех групп 24.03 20г
задания по химии и естествознанию...
Дистанционное домашнее задание для групп: ПКД1.9 и ТО1.9 на 22.10.2020г
Задание по Химии для групп: ПКД1.9 и То1.9...
Дистанционное домашнее задание для ПКД1/9 на 20.09 .2021
Задание по химии...
Дистанционное домашнее задание на 22.09.21 г для ТО1.9 и №17
Задание по химии дляТО1.9 и по биологии для17 группы...