программа по химии
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Вурнарский сельскохозяйственный техникум»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Рассмотрена на занятии ЦК Протокол от « » _____ 20 г. № ____ Руководитель ЦК: _____ | Утверждена Приказ от «___» __________ 20 г. №___ |
Программа учебной дисциплины
ОДП. 02 Химия
2018
Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной основной образовательной программы среднего общего образования приказ от 28 июня 2016 г. № 2/16-з учебной дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных организаций с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер.
Организация-разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Вурнарский сельскохозяйственный техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Разработчик: Чаркова М.Н., преподаватель Вурнарского сельскохозяйственного техникума Минобразования Чувашии
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 - 9 |
| 10-21 |
| 22 |
| 23-24 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Химия
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 43.01.09 Повар, кондитер и составлена на основе примерной основной образовательной программы среднего общего образования приказ от 28 июня 2016 г. № 2/16-з учебной дисциплины «Химия» для профессиональных организаций с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины- требования к результатам освоения дсциплины:
- формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;
- формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, — используя для этого химические знания;
- развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).
"Химия" (углубленный уровень) - требования к предметным результатам освоения углубленного курса химии должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать: 1) сформированность системы знаний об общих химических закономерностях, законах, теориях; 2) сформированность умений исследовать свойства неорганических и органических веществ, объяснять закономерности протекания химических реакций, прогнозировать возможность их осуществления; 3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний о составе, строении вещества и основных химических законах, проверять их экспериментально, формулируя цель исследования; 4) владение методами самостоятельного планирования и проведения химических экспериментов с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием; сформированность умений описания, анализа и оценки достоверности полученного результата; 5) сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать с позиций экологической безопасности последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
Выпускник на углубленном уровне научится:
- раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека, взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
- иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
- устанавливать причинно-следственные связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением химических элементов в периодической системе;
- анализировать состав, строение и свойства веществ, применяя положения основных химических теорий: химического строения органических соединений А.М. Бутлерова, строения атома, химической связи, электролитической диссоциации кислот и оснований; устанавливать причинно-следственные связи между свойствами вещества и его составом и строением;
- применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
- составлять молекулярные и структурные формулы неорганических и органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
- объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;
- характеризовать физические свойства неорганических и органических веществ и устанавливать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
- характеризовать закономерности в изменении химических свойств простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов;
- приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные химические свойства неорганических и органических веществ изученных классов с целью их идентификации и объяснения области применения;
- определять механизм реакции в зависимости от условий проведения реакции и прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе типа химической связи и активности реагентов;
- устанавливать зависимость реакционной способности органических соединений от характера взаимного влияния атомов в молекулах с целью прогнозирования продуктов реакции;
- устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;
- устанавливать генетическую связь между классами неорганических и органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения неорганических и органических соединений заданного состава и строения;
- подбирать реагенты, условия и определять продукты реакций, позволяющих реализовать лабораторные и промышленные способы получения важнейших неорганических и органических веществ;
- определять характер среды в результате гидролиза неорганических и органических веществ и приводить примеры гидролиза веществ в повседневной жизни человека, биологических обменных процессах и промышленности;
- приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
- обосновывать практическое использование неорганических и органических веществ и их реакций в промышленности и быту;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению неорганических и органических веществ, относящихся к различным классам соединений, в соответствии с правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
- проводить расчеты на основе химических формул и уравнений реакций: нахождение молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав, или по продуктам сгорания; расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси; расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного; расчеты теплового эффекта реакции; расчеты объемных отношений газов при химических реакциях; расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;
- использовать методы научного познания: анализ, синтез, моделирование химических процессов и явлений – при решении учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
- владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
- осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
- критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
- устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний;
- представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, и перспективных направлений развития химических технологий, в том числе технологий современных материалов с различной функциональностью, возобновляемых источников сырья, переработки и утилизации промышленных и бытовых отходов.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
- формулировать цель исследования, выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
- самостоятельно планировать и проводить химические эксперименты с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;
- интерпретировать данные о составе и строении веществ, полученные с помощью современных физико-химических методов;
- описывать состояние электрона в атоме на основе современных квантово-механических представлений о строении атома для объяснения результатов спектрального анализа веществ;
- характеризовать роль азотосодержащих гетероциклических соединений и нуклеиновых кислот как важнейших биологически активных веществ;
- прогнозировать возможность протекания окислительно-восстановительных реакций, лежащих в основе природных и производственных процессов.
Освоение содержания учебной дисциплины «Химия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
−− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
−− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
−− умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
• метапредметных:
−− использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
−− использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
• предметных:
−− сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
−− владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
−− владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
−− сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
−− владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
−− сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 315 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 315 часа;
самостоятельной работы обучающегося 62 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Кол-во часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 315 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 315 |
в том числе: | |
практические занятия | 91 |
контрольные работы | 9 |
самостоятельная работа обучающегося (индивидуальный проект) всего | 62 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Химия
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
| |||
1.1 Химия — наука о веществах | Содержание учебного материала | 14 | |
1. Состав вещества. Химические элементы. Способы существования химических элементов: атомы, простые и сложные вещества. Вещества постоянного и переменного состава. Закон постоянства состава веществ. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. 2. Измерение вещества. Масса атомов и молекул. Атомная единица массы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. Число Авогадро. Молярная масса. 3. Агрегатные состояния вещества. Твердое (кристаллическое и аморфное), жидкое и газообразное агрегатные состояния вещества. Закон Авогадро и его следствия. Молярный объем веществ в газообразном состоянии. Объединенный газовый законы уравнение Менделеева—Клапейрона. 4. Смеси веществ. Различия между смесями и химическими соединениями. Массовая и объемная доли компонентов смеси. | 9 | 1 | |
Практические занятия Изготовление моделей молекул некоторых органических и неорганических веществ. Решение задач | 4 | 2 | |
Контрольная работа №1 | 1 | 2 | |
2. Органическая химия | |||
2.1. Предмет органической химии. Теория строения органических соединений | Содержание учебного материала | 11 | 2 |
1. Предмет органической химии. Понятие об органическом веществе и органической химии. Краткий очерк истории развития органической химии. Особенности строения органических соединений. 2. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Предпосылки создания теории строения. Основные положения теории строения А. М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Понятие об изомерии. Строение атома углерода. Электронное облако и орбиталь, s- и р-орбитали. Ковалентная химическая связь и ее классификация по способу перекрывания орбиталей (σ- и π-связи). Понятие гибридизации. Различные типы гибридизации и форма атомных орбиталей, взаимное отталкивание гибридных орбиталей и их расположение в пространстве в соответствии с минимумом энергии. 3. Классификация органических соединений. Классификация органических веществ в зависимости от строения углеродной цепи. Понятие функциональной группы. 4. Основы номенклатуры органических веществ. Тривиальные названия. Рациональная номенклатура как предшественница номенклатуры IUPAC. Номенклатура IUPAC: принципы образования названий, старшинство функциональных групп, их обозначение в префиксах и суффиксах названий органических веществ. 5. Типы химических связей в органических соединениях и способы их разрыва. Классификация ковалентных связей по электроотрицательности связанных атомов, способу перекрывания орбиталей, кратности, механизму образования. Связь природы химической связи с типом кристаллической решетки вещества и его физическими свойствами. Понятие свободного радикала, нуклеофильной и электрофильной частицы. 6. Классификация реакций в органической химии. Понятие о типах и механизмах реакций в органической химии. Особенности окислительно-восстановительных реакций в органической химии.Современные представления о химическом строении органических веществ.Основные направления развития теории строения А. М. Бутлерова. Изомерия органических веществ и ее виды. Индукционный эффект, положительный и отрицательный, его особенности. Мезомерный эффект (эффект сопряжения), его особенности. | 6 | ||
Лабораторный опыт Изготовление моделей молекул – представителей различных классов органических соединений. Практические занятия. Составление формул гомологов и изомеров. Решение задач на нахождение молекулярных формул по массовым долям элементов. | 4 | ||
Контрольная работа №2 | 1 | ||
2.2. Предельные углеводороды | Содержание учебного материала | 10 | 2 |
1. Алканы. Понятие об углеводородах. Особенности строения предельных углеводородов. Электронное и пространственное строение молекулы метана и других алканов. Гомологический ряд и изомерия парафинов. Номенклатура алканов и алкильных заместителей. Физические свойства алканов. Химические свойства алканов. Механизм реакции хлорирования алканов. Реакции дегидрирования, горения, каталитического окисления алканов Применение и способы получения алканов. Способы получения алканов. 2. Циклоалканы. Гомологический ряд и номенклатура циклоалканов, их общая формула. Изомерия циклоалканов. Получение и физические свойства циклоалканов. Химические свойства циклоалканов. | 6 | ||
Практическое занятие Составление изомеров и их номенклатура. Решение задач на нахождение молекулярных формул по продуктам сгорания. | 4 | ||
2.3. Этиленовые и диеновые углеводороды | Содержание учебного материала | 11 | 2 |
1. Алкены. Электронное и пространственное строение молекулы этилена и алкенов. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Изомерия этиленовых углеводородов. Особенности номенклатуры этиленовых углеводородов, названия важнейших радикалов. Физические свойства алкенов. Химические свойства алкенов. Электрофильный характер реакций, склонность к реакциям присоединения, окисления, полимеризации. Правило Марковникова и его электронное обоснование. Реакции галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации, гидрирования. Понятие о реакциях полимеризации. Горение алкенов. 2. Применение и способы получения алкенов. Использование высокой реакционной способности алкенов в химической промышленности. 3. Алкадиены. Понятие и классификация диеновых углеводородов по взаимному расположению кратных связей в молекуле. Особенности электронного и пространственного строения сопряженных диенов. Номенклатура диеновых углеводородов. Особенности химических свойств сопряженных диенов как следствие их электронного строения. Полимеризация диенов. | 7 | ||
Лабораторные опыты Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена. Практические занятия Составление изомеров и их номенклатура. Осуществление схем превращения. | 4 | ||
2.4. Ацетиленовые углеводороды | Содержание учебного материала | 7 | 2 |
1. Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена и других алкинов. Гомологический ряд и общая формула алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Изомерия межклассовая, углеродного скелета, положения кратной связи. Химические свойства и применение алкинов. Особенности реакций присоединения по тройной углерод-углеродной связи. Реакция Кучерова. Правило Марковникова применительно к ацетиленам. Окисление алкинов. Реакция Зелинского. 2. Получение алкинов. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным методом. Применение алкинов. | 3 | ||
Индивидуальный проект | 15 | ||
Лабораторный опыт Изготовление моделей молекул алкинов, их изомеров. Практические занятия: Составление изомеров и их номенклатура. Осуществление схем превращения. | 4 | ||
2.5. Ароматические углеводороды | Содержание учебного материала | 7 | 2 |
1. Гомологический ряд аренов. Бензол как представитель аренов. Современные представления об электронном и пространственном строении бензола. Образование ароматической π-системы. Гомологи бензола, их номенклатура, общая формула. Физические свойства аренов. Химические свойства аренов. Примеры реакций электрофильного замещения: галогенирования, алкилирования (катализаторы Фриделя—Крафтса), нитрования, сульфирования. Реакции гидрирования и присоединения хлора к бензолу. Особенности химических свойств гомологов бензола. Взаимное влияние атомов на примере гомологов аренов. Ориентация в реакциях электрофильного замещения. 2. Применение и получение аренов. Природные источники ароматических углеводородов. | 3 | ||
Практические занятия Решение задач | 4 | ||
2.6. Природные источники углеводородов | Содержание учебного материала | 3 | 2 |
1. Нефть. Нахождение в природе, состав и физические свойства нефти. Топливно-энергетическое значение нефти. Промышленная переработка нефти. Ректификация нефти, основные фракции ее разделения, их использование. Вторичная переработка нефтепродуктов. Крекинг нефтепродуктов. 2. Природный и попутный нефтяной газы Каменный уголь. Сравнение состава природного и попутного газов, их практическое использование. Основные направления использования каменного угля. Коксование каменного угля, важнейшие продукты этого процесса: кокс, каменноугольная смола, надсмольная вода. | 2 | ||
Контрольная работа №3 | 1 | ||
2.7. Гидроксильные соединения | Содержание учебного материала | 11 | 2 |
1. Спирты. Классификация спиртов. Электронное и пространственное строение гидроксильной группы. Влияние строения спиртов на их физические свойства. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура алканолов, их общая формула. Химические свойства алканолов. Реакционная способность предельных одноатомных спиртов. Сравнение кислотно-основных свойств органических и неорганических соединений, содержащих ОН-группу. Реакции, подтверждающие кислотные свойства спиртов. Реакции замещения гидроксильной группы. Межмолекулярная дегидратация спиртов, условия образования простых эфиров. 2. Способы получения спиртов. Гидролиз галогеналканов. Гидратация алкенов, условия ее проведения. Восстановление карбонильных соединений. 3. Отдельные представители алканолов. Многоатомные спирты. Метанол, его промышленное получение и применение в промышленности. Биологическое действие метанола. Специфические способы получения этилового спирта. Изомерия и номенклатура представителей двух- и трехатомных спиртов. Особенности химических свойств многоатомных спиртов, их качественное обнаружение. 4. Фенол. Электронное и пространственное строение фенола. Взаимное влияние ароматического кольца и гидроксильной группы. Химические свойства фенола как функция его химического строения. Бромирование фенола (качественная реакция), нитрование (пикриновая кислота, ее свойства и применение). Образование окрашенных комплексов с ионом Fe3+. | 7 | ||
Практические занятия Составление изомеров и их номенклатура. Осуществление схем превращения. Решение задач. | 4 | ||
2.8. Альдегиды и кетоны | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1. Альдегиды и кетоны. Понятие о карбонильных соединениях. Электронное строение карбонильной группы. Изомерия и номенклатура альдегидов и кетонов. Физические свойства карбонильных соединений. Химические свойства альдегидов и кетонов. Реакционная способность карбонильных соединений. Реакции окисления альдегидов, качественные реакции на альдегидную группу. Реакции поликонденсации: образование фенолоформальдегидных смол. 2. Применение и получение карбонильных соединений. Применение альдегидов и кетонов в быту и промышленности. | 2 | ||
Практические занятия Составление изомеров и их номенклатура. Осуществление схем превращения. | 4 | ||
2.9. Карбоновые кислоты и их производные | Содержание учебного материала | 10 | 2 |
1. Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах и их классификация. Электронное и пространственное строение карбоксильной группы. Химические свойства карбоновых кислот. Реакции, иллюстрирующие кислотные свойства и их сравнение со свойствами неорганических кислот. Реакции этерификации. Ангидриды карбоновых кислот, их получение и применение. 2. Способы получения карбоновых кислот. Отдельные представители и их значение. Общие способы получения карбоновых кислот. 3. Сложные эфиры. Жиры. Строение и номенклатура сложных эфиров, межклассовая изомерия с карбоновыми кислотами. Способы получения сложных эфиров. Химические свойства и применение сложных эфиров. Жиры как сложные эфиры глицерина. Зависимость консистенции жиров от их состава. Химические свойства жиров. 4. Соли карбоновых кислот. Мыла. Способы получения солей. Химические свойства солей карбоновых кислот. Мыла, сущность моющего действия. Отношение мыла к жесткой воде. | 6 | ||
Лабораторные опыты Растворимость жиров в воде и органических растворителях. Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла и СМС в жесткой воде. Практические занятия Составление изомеров и их номенклатура. Осуществление схем превращения. Решение задач. | 4 | ||
2.10. Углеводы | Содержание учебного материала | 7 | 2 |
1. Понятие об углеводах. Моносахариды. Классификация углеводов. Строение и оптическая изомерия моносахаридов. Их классификация по числу атомов углерода и природе карбонильной группы. Глюкоза, строение ее молекулы и физические свойства. Таутомерия. Химические свойства глюкозы. Различные типы брожения (спиртовое, молочнокислое). 2. Дисахариды. Полисахариды. Строение дисахаридов. Восстанавливающие и не восстанавливающие свойства дисахаридов как следствие сочленения цикла. Строение и химические свойства сахарозы. Технологические основы производства сахарозы. Лактоза и мальтоза как изомеры сахарозы. Общее строение полисахаридов. Строение молекулы крахмала, амилоза и амилопектин. Физические свойства крахмала, его нахождение в природе и биологическая роль. Гликоген. Химические свойства крахмала. Влияние строения полимерной цепи на физические и химические свойства целлюлозы. Гидролиз целлюлозы. | 2 | ||
Лабораторные опыты Ознакомление с физическими свойствами глюкозы. Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, йогурте, маргарине, макаронных изделиях, крупах. Практические занятия Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при различных температурах. Действие йода на крахмал. Решение задач по теме Углеводы. | 4 | ||
Контрольная работа № 4 | 1 | ||
2.11. Амины, аминокислоты, белки | Содержание учебного материала | 10 | 2 |
1. Амины. Понятие об аминах. Первичные, вторичные и третичные амины. Классификация аминов по типу углеводородного радикала и числу аминогрупп в молекуле. Гомологические ряды предельных алифатических и ароматических аминов, изомерия и номенклатура. Химические свойства аминов. Амины как органические основания, их сравнение с аммиаком и другими неорганическими основаниями. Сравнение химических свойств алифатических и ароматических аминов. 2. Применение и получение аминов. Получение аминов. Работы Н. Н. Зинина. 3. Аминокислоты. Белки. Понятие об аминокислотах, их классификация и строение. Номенклатура аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Пептидная связь. Синтетические волокна: капрон, энант. . Белки как природные полимеры. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков. Фибриллярные и глобулярные белки. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. | 6 | ||
Лабораторные опыты Изготовление шаростержневых и объемных моделей изомерных аминов.. Практические занятия Денатурация белка. Цветные реакции белков. Решение задач по теме Амины, аминокислоты, белки. | 4 | ||
2.12. Азотсодержащие гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1. Нуклеиновые кислоты. Нуклеиновые кислоты как природные полимеры. Нуклеотиды, их строение, примеры. АТФ и АДФ, их взаимопревращение и роль этого процесса в природе. Понятие ДНК и РНК. Строение ДНК, ее первичная и вторичная структура. Работы Ф. Крика и Д. Уотсона. Репликация ДНК. Особенности строения РНК. Типы РНК и их биологические функции. Понятие о троичном коде (кодоне). | 1 | ||
Практические занятия Решение задач. | 4 | ||
Контрольная работа № 5 | 1 | ||
2.13. Биологически активные соединения | Содержание учебного материала | 3 | 2 |
1. Ферменты. Витамины. Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. 2. Гормоны. Лекарства. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии химиотерапии. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), антипиретики (аспирин), анальгетики (анальгин). Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия. | 3 | ||
3. Общая и неорганическая химия | |||
3.1. Строение атома | Содержание учебного материала | 7 | 2 |
1. Атом — сложная частица. Планетарная модель атома Э. Резерфорда. Строение атома по Н. Бору. Современные представления о строении атома. Состав атомного ядра. Нуклоны: протоны и нейтроны. Изотопы и нуклиды. Устойчивость ядер. 2. Электронная оболочка атомов. Понятие об электронной орбитали и электронном облаке. Квантовые числа: главное, орбитальное (побочное), магнитное и спиновое. Распределение электронов по энергетическим уровням, подуровням и орбиталям в соответствии с принципом наименьшей энергии, принципом Паули и правилом Гунда. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Валентные возможности атомов химических элементов. | 2 | ||
Практические занятия: Схемы строения атома. Графические и электронные формулы | 5 | ||
3.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | Содержание учебного материала | 9 | 2 |
1. Открытие периодического закона. Предпосылки: накопление фактологического материала, работы предшественников (И. В. Деберейнера, А. Э. Шанкуртуа, Дж. А. Ньюлендса, Л. Ю. Мейера). Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона. 2. Периодический закон и строение атома. Изотопы. Современное понятие химического элемента. Закономерность Г. Мозли. Современная формулировка Периодического закона. Периодическая система и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Периодическое изменение свойств элементов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших. | 2 | ||
Практические занятия: Характеристика химического элемента по плану. Решение задач. | 6 | ||
Контрольная работа №6 | 1 | ||
3.3. Строение вещества | Содержание учебного материала | 12 | 2 |
1. Понятие о химической связи. Ковалентная химическая связь. Типы химических связей: ковалентная, ионная, металлическая и водородная. Два механизма образования этой связи: обменный и донорно-акцепторный. Основные параметры этого типа связи: длина, прочность, угол связи или валентный угол. Основные свойства ковалентной связи: насыщенность, поляризуемость и прочность. Электроотрицательность и классификация ковалентных связей по этому признаку: полярная и неполярная ковалентные связи. Полярность связи и полярность молекулы. Кратность ковалентных связей и классификация их по этому признаку: одинарные, двойные, тройные, полуторные. Типы кристаллических решеток у веществ с этим типом связи: атомные и молекулярные. 2. Ионная и металлическая химическая связь. Крайний случай ковалентной полярной связи. Механизм образования ионной связи. Особый тип химической связи, существующий в металлах и сплавах. Ее отличия и сходство с ковалентной и ионной связями. Свойства металлической связи. 3. Водородная химическая связь. Механизм образования такой связи. Ее классификация: межмолекулярная и внутримолекулярная водородные связи. Молекулярные кристаллические решетки для этого типа связи. Физические свойства веществ с водородной связью. 4. Комплексообразование. Понятие о комплексных соединениях. Координационное число комплексообразователя. Внутренняя и внешняя сфера комплексов. Номенклатура комплексных соединений. Их значение. | 7 | ||
Практические занятия: Решение задач по теме строение вещества. Определение вида химической связи предложенным формулам. | 5 | ||
3.4. Полимеры | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. Неорганические полимеры. Полимеры — простые вещества с атомной кристаллической решеткой: аллотропные видоизменения углерода; селен и теллур цепочечного строения. Полимеры — сложные вещества с атомной кристаллической решеткой: кварц, кремнезем, корунд и алюмосиликаты. Минеральное волокно — асбест. 2. Органические полимеры. Способы их получения: реакции полимеризации и реакции поликонденсации. Структуры полимеров. Структурирование полимеров: вулканизация каучуков, дубление белков, отверждение поликонденсационных полимеров. Лабораторные опыты Ознакомление с образцами пластмасс, волокон, каучуков, минералов и горных пород. | 2 | ||
3.5. Дисперсные системы | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Дисперсные системы. Классификация дисперсных систем. Грубодисперсные системы: эмульсии и суспензии. Тонкодисперсные системы: коллоидные (золи и гели) и истинные (молекулярные, молекулярно-ионные и ионные). Значение дисперсных систем в живой и неживой природе и практической жизни человека. Эмульсии и суспензии в строительстве, пищевой и медицинской промышленности, косметике. Биологические, медицинские и технологические золи. Значение гелей в организации живой материи. Биологические, пищевые, медицинские, косметические гели. | 2 | ||
3.6. Химические реакции | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
1. Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без и с изменения качественного состава веществ. 2. Вероятность протекания химических реакций. Внутренняя энергия, энтальпия. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Стандартная энтальпия реакций и образования веществ. Закон Г. И. Гесса и его следствия. Энтропия. 3. Скорость и обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Понятие о скорости реакций. Скорость гомо- и гетерогенной реакции. Энергия активации. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. | 4 | ||
Практические занятия: Составление уравнений химических реакций, решение задач на скорость хим. реакции, на химическое равновесие. Классификация химических реакций. | 4 | ||
3.7. Растворы | Содержание учебного материала | 9 | 2 |
1. Понятие о растворах. Физико-химическая природа растворения и растворов. Взаимодействие растворителя и растворенного вещества. Растворимость веществ. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества (процентная), молярная. 2. Теория электролитической диссоциации. Механизм диссоциации веществ с различными типами химических связей. Вклад русских ученых в развитие представлений об электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации и факторы ее зависимости. Сильные и средние электролиты. 3. Гидролиз как обменный процесс. Необратимый гидролиз органических и неорганических соединений и его значение в практической деятельности человека. Обратимый гидролиз солей. Ступенчатый гидролиз. | 5 | ||
Практическое занятие Приготовление растворов различных видов концентрации. Решение задач на растворы. | 4 | ||
3.8. Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимические процессы | Содержание учебного материала | 9 | 2 |
1. Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Восстановители и окислители. Окисление и восстановление. Восстановительные свойства металлов — простых веществ. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов — простых веществ. Классификация окислительно-восстановительных реакций. Реакции межатомного и межмолекулярного окисления-восстановления. Реакции внутримолекулярного окисления-восстановления. Метод электронного баланса. 2. Электролиз. Химические источники тока. Электродные потенциалы. Ряд стандартных электродных потенциалов (электрохимический ряд напряжений металлов). Гальванические элементы и принципы их работы. Составление гальванических элементов. Образование гальванических пар при химических процессах. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов. Процессы, происходящие на катоде и аноде. Уравнения электрохимических процессов. Электролиз водных растворов с инертными электродами. Электролиз водных растворов с растворимыми электродами. | 4 | ||
Контрольная работа №7 | 1 | ||
Практические занятия: Составление ОВР, определение окислителя и восстановителя. Решение задач на электролиз. | 4 | ||
3.9. Классификация веществ. Простые вещества | Содержание учебного материала | 13 | 2 |
1. Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды. Кислоты, основания, их классификация. Соли средние, кислые, оснóовные и комплексные. 2. Металлы. Положение металлов в ПСХЭ и особенности строения их атомов. Простые вещества — металлы: строение кристаллов и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов и их восстановительные свойства. 3. Коррозия металлов. Понятие коррозии. Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии. 4. Общие способы получения металлов. Металлы в природе. Металлургия и ее виды. 5. Неметаллы. Положение неметаллов в ПСХЭ, особенности строения их атомов. Электроотрицательность. Благородные газы. Неметаллы — простые вещества. Их атомное и молекулярное строение. | 8 | ||
Лабораторные опыты Ознакомление с образцами представителей классов неорганических веществ. Ознакомление с образцами представителей классов органических веществ. Практические занятия: Классификация веществ. Составление уравнений реакций на химические свойства простых веществ. | 4 | ||
Контрольная работа №8 | 1 | ||
Индивидуальный проект | 29 | ||
3.10. Основные классы неорганических и органических соединений | Содержание учебного материала | 12 | 2 |
1. Водородные соединения неметаллов. Получение аммиака и хлороводорода синтезом и косвенно. Физические свойства. Отношение к воде: кислотно-основные свойства. 2. Оксиды и ангидриды карбоновых кислот. Несолеобразующие и солеобразующие оксиды. Кислотные оксиды, их свойства. Осноóвные оксиды, их свойства. Амфотерные оксиды, их свойства. 3. Кислоты органические и неорганические. Кислоты в свете ТЭД. Кислоты в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот. 4. Основания органические и неорганические. Основания в свете ТЭД. Основания в свете протолитической теории. Классификация оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. 5. Амфотерные органические и неорганические соединения. Амфотерные основания в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами. 6. Соли. Классификация и химические свойства солей. Особенности свойств солей органических и неорганических кислот. 7. Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. | 7 | ||
Практические занятия Решение задач комбинированных типов. Осуществление схем превращения. | 4 | ||
Контрольная работа № 9 | 1 | ||
3.11. Химия элементов | Содержание учебного материала | 24 | 2 |
s-Элементы 1. Водород. Двойственное положение водорода в периодической системе. Изотопы водорода. Тяжелая вода. Окислительные и восстановительные свойства водорода, его получение и применение. Роль водорода в живой и неживой природе. Вода. Роль воды как средообразующего вещества клетки. Экологические аспекты водопользования. 2. Элементы IА-группы и IIА-группы. Щелочные металлы. Общая характеристика щелочных металлов на основании положения в ПСХЭ и строения атомов. Получение, свойства щелочных металлов. Природные соединения натрия и калия, их значение. Общая характеристика щелочноземельных металлов и магния на основании положения в ПСХЭ и строения атомов. Кальций, его получение, физические и химические свойства. Важнейшие соединения кальция, их значение и применение. Кальций в природе, его биологическая роль. р-Элементы 3. Алюминий. Характеристика алюминия на основании положения в ПСХЭи строения атома. Получение, свойства алюминия. Важнейшие соединения алюминия, их свойства, значение и применение. Природные соединения алюминия. 4. Углерод и кремний. Общая характеристика на основании их положения в ПСХЭ и строения атома. Простые вещества, образованные этими элементами. Соединения углерода и кремния. Силикатная промышленность. 5. Галогены. Общая характеристика галогенов на основании их положения в ПСХЭ и строения атомов. Галогены — простые вещества: строение молекул, химические свойства, получение и применение. Важнейшие соединения галогенов, их свойства, значение и применение. Галогены в природе. Биологическая роль галогенов. 6. Халькогены. Общая характеристика халькогенов на основании их положения в ПСХЭ и строения атомов. Халькогены — простые вещества. Аллотропия. Строение молекул аллотропных модификаций и их свойства. Халькогены в природе, их биологическая роль. 7. Элементы VА-группы и IVА-группы.. Общая характеристика элементов этой группы на основании их положения ПСХЭ, их физические и химические свойства. Оксиды азота и фосфора, соответствующие им кислоты. Соли этих кислот. Азот и фосфор в природе, их биологическая роль. Углерод и его аллотропия. Свойства аллотропных модификаций углерода, их значение и применение. Соединения углерода, их химические свойства, а также их значение и применение. Природообразующая роль углерода для живой и кремния для неживой природы. d-Элементы. Особенности строения атомов d-элементов (IB-VIIIB-групп). Медь, цинк, хром, железо, марганец как простые вещества, их физические и химические свойства. Нахождение этих металлов в природе, их получение и значение. Соединения d-элементов с различными степенями окисления. | 20 | ||
.Практические занятия Осуществление схем превращения. Решение задач комбинированных типов. | 4 | ||
Содержание учебного материала | 30 | ||
2.13. Химия в жизни общества | 1. Химия и производство. Химическая промышленность и химические технологии. Защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве. 2. Химия в сельском хозяйстве. Химизация сельского хозяйства и ее направления. Растения и почва, почвенный поглощающий комплекс. Удобрения и их классификация. Химические средства защиты растений. Химизация животноводства. 3. Химия и экология. Химия и повседневная жизнь человека. Химическое загрязнение окружающей среды. Биотехнология и генная инженерия.Домашняя аптека. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. Средства личной гигиены и косметики. Химия и пища. Маркировки упаковок пищевых и гигиенических продуктов и умение их читать. Экология жилища. Химия и генетика человека | 27 | 2 |
Практические занятия Ознакомление с коллекцией удобрений и пестицидов. Ознакомление с образцами средств бытовой химии. | 3 | ||
Индивидуальный проект | 18 | ||
Итого: | 315 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета;
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий;
Технические средства обучения:
компьютер
Цифровые образовательные ресурсы:
Уроки химии Кирилла и Мефодия,1 С:Репетитор. Химия, электронные уроки и тесты.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов
1. Ерохин Ю. М. Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник/ Ю.М. Ерохин, И.Б. Ковалева.- М., 2013.
2. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учеб. для студ. Учреждений сред. проф. образования /[ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков]; под ред. О.С. Габриеляна.-3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Акаемия», 2017.-400.
Интернет-ресурсы
www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).
www. enauki. ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
www. 1september. ru (методическая газета «Первое сентября»).
www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).
www. hij. ru (журнал «Химия и жизнь»).
www. chemistry-chemists. com (электронный журнал «Химики и химия»).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
• личностных: - чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами; - готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом; - умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; • метапредметных: - использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; - использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере; • предметных: - сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; - владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой; - владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач; - сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям; - владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ; - сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников. | Практические работы. Контрольные работы Индивидуальный проект. Итоговый контроль: аудиторный экзамен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская программа по химии .
Авторская програма по химии разработана для преподавания химии в техникуме. Программа включает цель, задачи курса, содержание курса, а также требования к знаниям и умениям студентов, содержание аудито...
Рабочая программа по химии для СПО
Содержит календарно-тематическое планирование и спичсок самостоятельных работ....
Рабочая программа по химии для обучения учащихся по специальности: автомеханик (79 ч)
Представлена рабочая программа по химии для обучения учащихся в ГОУ НПО по специальности: автомеханик...
Рабочая программа по химии для обучения учащихся в ГОУ НПО по специальности: Повар (100 ч.)
Публикуется рабочая программа и календарно-тематическое планирование для обучения учащихся в ГОУ НПО по специалности :повар (100 ч.)...
Рабочая программа по химии для обучения учащихся в ГОУ НПО по специальности: Повар (100 ч.)
Публикуется рабочая программа и календарно-тематическое планирование для обучения учащихся в ГОУ НПО по специальности :повар (100 ч.)...
Рабочая программа по химии ФГОС-3
Программа по химии ФГОС-3...
Рабочая программа по химии для специальности СПО "Технология продукции общественного питания"
Рабочая программа по химии I курс для обучающихся по специальности СПО "Технология продукции общественного питания" составлена в соответствии с новыми ФГОС третьего поколения....