Соли. Определение, состав, классификация и номенклатура.
план-конспект урока на тему

Корбукова Надежда Михайловна

Урок для 8 класса. Целью урока является сформировать представления о солях, формировать умение определять соли, их состав, название некоторых солей; классифицировать соли по составу кислотного остатка и по растворимости в воде; отличать сли от оксидов, оснований и кислот по формуле.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового учебного материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах, работа с учебником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himiya_8_soli.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Отрадненская СОШ

Урок

по теме

«Соли. Определение, состав, классификация и номенклатура»

(8 класс)

                                          Учитель: Корбукова Н.М.

                                                                              2017 год

Тема урока. Соли. Определение, состав, классификация и номенклатура.

Цели урока:

1 ) Образовательные: 

● сформировать представления о солях;

● формировать умение определять соли, их состав, название некоторых солей;

● классифицировать соли по составу кислотного остатка и по растворимости в воде;

● отличать соли от оксидов, оснований и кислот по формуле.

2) Коррекционно-развивающие:

● развивать связанную речь в процессе деятельности;

● развивать зрительную память;

● развивать внимание и восприятие;

● развивать мышление (обобщать, анализировать, классифицировать);

● развивать самоконтроль.

3) Воспитательные: воспитывать толерантность (формирование уважительного, терпимого отношения друг к другу, выслушивать ответы товарищей, умение бесконфликтно работать в парах).

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового учебного материала.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный,  репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: доска, учебник, раздаточный материал, мультимедийный проектор, компьютер, инфоурок, презентация, реактивы: НСI(р-р), Н2SO4 (р-р), HNO3 (р-р), BaO, СuO, SiO2, КОН (р-р), NaOН(р-р); NaHCO3, (СuOH)2CO3, NaCI.

Формы организации учебной деятельности:

● фронтальная;

● индивидуальная;

● работа в парах;

● работа в группах;

● работа с учебником.

План урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний (подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению знаний).
  3. Изучение нового материала.
  4. Физминутка.
  5. Первичное закрепление знаний.
  6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  7. Домашнее задание.

Литература: 1. О.С.Габриелян Химия 8 класс. Учебник для  общеобразовательных учреждений, Москва, Дрофа, 2009 год.

2.Журнал «Химия. Всё для учителя», №9 (45), 2014 год.

3.Журнал «Химия. Всё для учителя», №11 (35), 2013 год.

                                                                                           Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время, мин

1.Организационный

(обеспечение психологической и организацион ной готовности учеников к работе).

Приветствие учеников, проверка психологической и организационной готовности к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

1

2.Подготовка учащихся к активному и сознательному  усвоению знаний (обеспечение мотивации и принятие цели урока учащимися. Актуализация знаний.)

I  этап: выяснение темы и задач урока.

Учитель: сегодняшний день подарил нам встречу и урок, который желает принести  вам интерес от процесса познания, от нашего сотрудничества при поиске информации о тайнах веществ. Немецкий учитель Дистервег говорил о том, что «не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и применении того, что знаешь».

Сегодня мы начнём урок с того, что вспомним с каким классами неорганических веществ вы уже познакомились, а затем посмотрим внимательно на образцы веществ и их агрегатное состояние, которые находятся на столе. Распределите вещества на группы.

Учитель: скажите пожалуйста, остались ли формулы веществ, которые вы не смогли определить к какому-либо классу неорганических веществ?

Учащиеся вспоминают, что познакомились с оксидами, основаниями и кислотами.

Рассматривают вещества: НСI(р-р), Н2SO4 (р-р), HNO3 (р-р), BaO, СuO, SiO2, КОН (р-р), NaOН(р-р); NaHCO3, (СuOH)2CO3, NaCI.

 

Находят основании, кислоты, оксиды, называют и объясняют отнесение веществ к тому или иному классу.

Учащиеся определяют вещества, которые не относятся к изученным классам неорганических веществ.

3. Изучение нового материала (принять цель урока учащимися; организация деятельности учащихся по восприятию информации, соотнесению знаний, имеющегося в рамках личного опыта, с новой информацией, осмыслению и запоминанию изученного материала)

Учитель: для того, чтобы узнать тему урока и к какому классу неорганических веществ относятся оставшиеся соединения, я предлагаю вам отгадать мою загадку.

  1. «Порознь каждый ядовит, вместе – будет аппетит»
  2. Древнегреческий поэт Гомер назвал это вещество божественным, т.к. в VIII веке до н.э., это вещество ценилось дороже золота, а из-за его месторождений часто возникали военные столкновения. Оно входило в состав самых древних лекарств, ему приписывали целебные свойства, очищающее и обеззараживающее действие. Его издавна применяли при обработке кожевенного и мехового сырья. С древности оно стало самым главным химическим веществом за обеденным столом. По русскому обычаю, его подносят гостям вместе с хлебом, тем самым желая им здоровья.

Учитель: как вы думаете, какая тема нашего урока?

Учитель: чтобы вы хотели узнать по этой теме.

II этап: выяснение определения солей

Учитель: итак древнегреческий поэт Гомер назвал божественным веществом поваренную соль. Напишите формулы солей  в тетради (демонстрация солей)

Учитель: что общего имеют эти формулы веществ.

 Учитель:  так что мы назовём солями?

Учитель: откройте учебник с.107, §21 и напишите  в тетрадь определение солей.

III этап: классификация солей

Учитель: на каждом столе лежит  конверт№1, в котором находятся формулы солей. Откройте конверт и разложите карточки на столе.  Распределите по предложенной схеме (выполнена заготовка на доске) соли, которые отличаются друг от друга по составу кислотного остатка. (см. приложение)

А чтобы это сделать, посмотрите отрывок инфоурока. (показ инфоурока, который объясняет отличие средних, кислых и основных солей)

Проверка правильности классификации солей по составу кислотного остатка

проводится с помощью презентации  (слайд1).

Учитель:  вы правильно заметили, что в каждая соль состоит из металла и кислотного остатка

Учитель: уберите карточки в конверт №1, отложите в сторону и откройте конверт №2 и запишите в тетради: «Соли (по растворимости в воде). Работать будете в парах. При разделении солей воспользуйтесь таблицей растворимости кислот, оснований и солей (по форзацу учебника) (смотрите приложение)

Учитель: вы сегодня правильно заметили, что в каждой формуле соли есть металл и кислотный остаток

IV этап. Классификация солей.

 Учитель: теперь разберёмся, как же можно называть соли. На самом деле, все соли соответствуют какой то кислоте, а название соли зависит от соответствующей кислоты. Откройте пожалуйста учебник на странице 109, где вам предложена таблица №5Пользуясь этой таблицей и внимательно прочитав формулы, установите названия каждой формуле и карандашом их соедините на предложенной карточке. У кого есть вопросы, вы можете посоветоваться со своей группой. На выполнение этого задания даётся 4 минуты.

Учитель: зачем нам нужно изучать соли?

Что вы знаете о применении солей человеком?

Учащиеся отгадывают, что это поваренная соль.

Учащиеся: соли.

Учащиеся вместе с учителем формируют цели урока: знать определение, классификацию, применение солей; уметь составлять формулы и называть соли.

(учащиеся записывают число и тему урока в тетради)

Один из учеников записывает формулы солей: NaCI, СuSO4, К2CO3

Учащиеся: общее, что это сложные вещества, состоят из ионов  металла и кислотного остатка.

Соль  = металл + кислотный остаток

Учащиеся дают самостоятельно определение солей.

(устно)

Ученики записывают определение солей в тетрадь.

Учащиеся записывают в тетрадь схему, классифицируют соли по составу кислотного остатка, заполняют схему, читают формулы солей , проверяют свою работу с помощью слайда№1.

 Учащиеся работают в парах.

Учащиеся записывают в тетрадь схему, классифицируют соли по составу кислотного остатка, заполняют схему, читают формулы солей , проверяют свою работу с помощью слайда№2

Учащиеся выполняют задание для групповой работы и проверяют его с помощью слайда №3

Чтобы  узнать о них много интересного,  их применение и использование человеком.

Сообщают, где применяются соли .§

4. Физминутка

(сменить вид деятельности для и создать оптимальные условия для познавательной активности ребят)

Учитель.  Хотите в Австралию  попасть под тёплый дождь? Тогда повторяем все движения за мной.

 В Австралии поднялся ветер(щелчки пальцами над головой); мелкие капли падают с неба(ребята ударяют себя польцами по плечам); начался ливень (ребята бью себя по ) и пошёл град (ногами топот по полу) Но град прекратился (топот прекратился), воды стало меньше и меньше (хлопают себя по бёдрам), пошли капли кап-кап (ребята бьют себя по плечам) и вышло яркое солнце (выбрасывают руки вверх)

Учащиеся выполняют все движения за учителем.

5. Первичное закрепление материала. (закрепить у учащихся знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу)

Учитель: а теперь давайте выясним, как же составить формулы солей.

На каждой парте лежит Алгоритм составления формулы солей. Изучите его. На доске перед глазами учащихся находится аналогичный текст (бумажный вариант).

Учитель:  давайте попробуем выполнить задание, используя алгоритм

Учитель: алгоритм составления солей и карточки  приклейте  в тетрадь.

Ученики читают алгоритм составления формулы солей (смотрите приложение)

Группы составляют формулы солей по карточке и проверяют по слайду №4

6. Подведение итогов (установит, усвоили ли учащиеся содержание нового материала, устранить обнаруженные проблемы)

Учитель:  что вы узнали сегодня на уроке?

Учитель: оцените свои знания по новой теме

25% - поднятие кулачка одной руки;

50% - раскрыта ладошка поднятой одной руки;

75% - раскрытая ладошка одной руки и кулачок второй руки

100% -раскрытые ладошки двух поднятых рук.

Мы ознакомились с классом солей, узнали их определение, классификацию; научились называть соли и составлять формулы солей.

Учащиеся поднимают ладошки, руки

  1. Домашнее задание

(сообщить учащимся домашнее задание, разъяснить методику выполнения

  1. §21, с.109, таблица№5;
  2. с.113, у.2,3 (письменно)
  3. §41, с.222-223, с. 225, у.1 (выписать … и назвать)
  4. Подготовит сообщения по теме:

● Практическое значение солей в жизни человека (диф)

●Рассказы о солях (диф)

     5) Кроссворд

Записывают задания

                                                                                                        №1 Соли

(по составу кислотного остатка)

К2SO3, CuSO4, NaPO4 (средние)

                                                    KHS,  NaHCO3 (кислые)

                                                                         

                                                                      AIOHCI2, (CuOH)2 CO3

                                                                                  (основные)        

№2 Соли

(по растворимости в воде)

                                                                                                                                   │

                                                                                                                                   

        

Растворимые                          Малорастворимые                      Нерастворимые                                                      

          (р)                                                    (м)                                                      (н)                                                                                      

NaCI, K2SO4, NaРО4.          МgSO3, СаS.                     ВаSiO3,  PbS,

                                                                                                 AIPO4,                                                                         СаСО3                                                                                                               

        

                                                                                                   

3                                              Задание для групповой работы

NaCI

Карбонат кальция

K2SO4

Сульфид магния

Na3PO4

Нитрат магния

CaCO3

Хлорид натрия

Mg(NO3)2

Сульфит лития

Li2SO3

Сульфат калия

MgS

Фосфат натрия

№4                                       Составление формулы солей по алгоритму

Металл

Заряд

ионов

Серная

кислота

Хлороводород-

ная  кислота

Азотная

кислота

Кислотный

остаток

SO42-

CI-

NO3-

Ca

K

AI

№4                                                                            Составление формулы солей по алгоритму

Металл

Заряд

ионов

Серная

кислота

Хлороводород-

ная  кислота

Азотная

кислота

Кислотный

остаток

SO42-

CI-

NO3-

Ca

Ca2+

CaSO4

CaCI2

Ca(NO3)2

K

K-

K2SO4

KCI

K NO3

AI

AI3+

AI2(SO4)3

AICI3

AI(NO3)3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Соль-Илецк город солнца и соли."

Развитие коммуникативных способностей у дошкольников, владение речью как средством общения и культуры является одним из главных показателей психологической готовности ребёнка к школьному обучению, важ...

Методическая разработка урока химии «Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе» 10 класс. Профильный уровень.

Сегодня мы говорим о формировании метапредметных умений и навыков . Примером  метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция.На мой взгляд, для учителя химии, на...

Конспект занятия МДК 01.01. Тема 2.1. Основы проектирования строительных конструкций. 2. Нагрузки и воздействия. Классификация нагрузок. Нормативные значения нагрузок. Определение норматив

МДК 01.01. Тема 2.1. Основы проектирования строительных конструкций.2. Нагрузки и воздействия.Классификация нагрузок. Нормативные значения нагрузок. Определение нормативного значения нагрузок.СПО. Спе...

Домашняя работа по теме алканы. Номенклатура алканов

В домашнкй работе необходимо назвать вещества по женевской номенклатуре (задание1). Задание 2- составить формулу по названию....

Методическая разработка занятия по дисциплине ОП.05 «Экономика организации» для специальности 11.02.01 «Радиоаппаратостроение» на тему «Состав и классификация основных фондов»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым«Симферопольский колледж радиоэлектроники»          М...

План- конспект учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Этнический состав. Религиозный состав.»

План- конспект учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Этнический состав. Религиозный состав.»...

ХИМИЯ ТЕОРИЯ 2 ТЕМА: Классификация и номенклатура органических соединений

ПРЕЗНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ, СОДЕРЖИТ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ, МАТЕРИАЛ КОНТРОЛЯ....