Плоды и их классификация
план-конспект урока на тему

Корбукова Надежда Михайловна

Урок для 6 класса. Тип урока: изучение нового материала. Цель: формирование у учащихся знаний о строении, видах и значении плодов. Методы обучения: проблемное обучение, частично-поисковый метод, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный. Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, коллективная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urokplody6kl.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Отрадненская СОШ

               

Конспект урока

«Плоды и их классификация»

                                           

                                           (6 класс)

                                               Учитель химии и биологии:                                  

                                 Корбукова Н.М.

Тема урока «Плоды и их классификация» 6 класс

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование у учащихся знаний о строении, видах и значениях плодов.

Задачи. Образовательные:

 ∙ познакомить учащихся со строением плодов, их видами и   значением.

             Развивающие:

 развивать умения самостоятельно формулировать гипотез, устанавливать причинно-следственные связи, кратко и чётко формулировать свои мысли;

∙ развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умение перерабатывать полученную информацию и представлять её схематически;

∙ развивать критичность, внимание, память.

             Воспитательные:

∙ формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, содействовать развитию умения общаться в паре.

УУД   Личностные УУД:

 ∙ включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне;

∙ осознание соответствия ученика за общее благополучие класса.

            Регулятивные УУД(организация учащимися своей учебной деятельности)

∙ целеполагание, планирование, прогнозирование;

∙ контроль, коррекция;

∙ оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

         Познавательные УУД:

∙ поиск и выделение необходимой информации;

∙ структурирование знаний, смысловое чтение;

∙ умение осознанно строить речевое высказывание;

∙ логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Планируемые результаты.

        Предметные:

∙ знать строение, классификацию и значение плодов.

        Личностные:

∙ уметь управлять своей учебной деятельностью, слушать и слышать другое мнение.

       Метапредметные:

∙ уметь работать с учебником (текстом, рисунками), натуральными объектами, заполнять учебные таблицы

Методы обучения: проблемное обучение, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

 Форма организации познавательной деятельности обучающихся

∙ индивидуальная, парная, коллективная.

Средства обучения

ПасечникВ.В. «Многообразие покрытосеменных растений». Биология. 6 класс: учебник для образовательных учреждений. М., Дрофа, 2016.

∙ Компьютер, мультимедийный проектор.

∙ Раздаточный материал: инструктивные задания для выполнения лабораторной работы, карточки с заданием.

∙ Натуральные объекты: яблоко, огурец, банан, плоды вишни, грецкий орех, семянки подсолнечника, зерновки кукурузы, апельсин, кочан капусты, шишки сосны, картофель, одноразовая посуда, салфетки.

∙ Видиоурок «Плоды. Распространение плодов и семян»

∙ Презентация

 Литература: 1.Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. В.В Пасечник. – М. Дрофа, 2016с, ил.

2.ПасечникВ.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл, учебник, М.. Дрофа, 2017 г

Ход урока

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование

УУД

1.Орга-

низацион-

ный

Эмоциональный настрой учащихся, организация учебного процесса.

Приветствует ребят: «Добрый день ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня хорошо поработаем»

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Личностные (смыслообра-

зование)

2. Про-

веерка домашне

га зада- ния

На прошлом уроке мы изучали цветок, соцветия. Рассмотрим вопросы, касающиеся строения цветка, соцветий и видов соцветий. Чтобы проверить знания, я предлагаю вам выполнить задания. У одних учащихся задание по рисунку «Строение цветка», им необходимо подписать части цветка, обозначенные цифрами. Другие учащиеся работают по карточкам с заданием: определить типы соцветий. Ребята обмениваются своими карточками, выполняя взаимопроверку.

Мы продолжаем работать.

На столе у каждого ученика лежат карточки с заданием, которые они  выполняют в тетрадях. На обратной стороне карточки – ответы и шкала оценивания. Ребята обмениваются тетрадями и проверяют работы. Выставляют оценки в оценочном листе.

Личностные (са

моопределение)

Регулятивные

(оценка, саморе

гуляция).

Коммуникативные

(определение способов взаимодействия)

3.Актуа-

лизация  

субъек-

тивного

опыта

учащихся

Ребята, сегодня на урок я принесла вам коробку. Давайте посмотрим, что в ней.

Учитель вынимает из коробки муляжи плодов и спрашивает каждый раз: «Что это?Как одним словом вы можете назвать эти муляжи? И как они могут быть связаны с нашим уроком? А вы можете предположить какая будет тема нашего урока? Что бы вы хотели бы узнать о плодах? Давай те вместе сформулируем тему нашего урока»- «Плоды и их классификация». «А какую цель мы перед собой постави?» (Изучит строение, виды и значение плодов»

Откроем тетрадь, запишем число и тему урока. Учитель записывает на доске.

Называют то, что вынимает учитель.

Плоды.

Высказывают предположение: как они образуются, какие бывают виды плодов, какую функцию они выполняют.

В ходе беседы учащиеся самостоятельно выходят на новую тему и определяют цель урока.

Ученики в рабочих тетрадях записывают число и тему урока.

Личностные

(смыслообразова-

ние).

Познавательные

(постановка проблемы, логические дейст-

вия).

Коммуникативные

(сотрудничество в

Поиске и сборе информации).

Регулятивные

(прогнозирование, оценка, саморегуляция)

4.Изучени

ние но –

вых знаний и

способов

деятель-

ности

Ребята, посмотрите, что это?

Учитель показывает детям:

∙ Кочан капусты.

∙ шишку сосны.

∙ клубень картофеля.

Исправляет ответы детей, называя правильно то, что показывает.

Можно сказать, что это плоды растений?

Давайте ответим на этот вопрос, прочитав текст, который лежит у вас на столе.

Кочан капусты – это не плод, так как он образовался до цветения растения. Капус

та – это двулетнее растение. Плод образуется только на второй год после появления цветка.

Кочан капусты – это почка, часто побега.

Шишка ели. У ели нет цветков, поэтому не может быть плодов. Шишка – это побег.

Клубень картофеля – это видоизменённый побег. Наличие глазков – почек, междоузлье, внутреннее строение, как у стебля, указывает на то, что клубень – это побег.

У каких растений может быть плод?

Что же такое плод, как он образуется и какую функцию выполняет?

Чтобы ответить на этот вопрос посмотрим фрагмент видеоурокаю

Показывает видеофрагмент» Плоды»

Прочитав первый абзац из §13, выполните задания: вставьте пропущен –

ные слова в текст: «Функция плода – защита и распространение семян. Цветок, плод и семена – генеративные органы растения. Растения, семена которых покрыты околоплодником, называют покрытосеменные».

Показывает правильный ответ на слайде презентации.

Ребята, у вас на столах находятся тарелочки с различными плодами. Давайте попробуем разделит все плоды на группы. Возьмите зубочистки и попробуйте проколоть аккуратно каждый плод.

1.Все ли плоды удалось проколоть?

2.Почему?

3.Какие изменения произошли с плодами после того, как из них вытекает сок?

4.Как можно назвать те плоды, из которых вытекает сок?

5.А как назовём плоды, из которых сок не вытекает?

6.Обратите внимание на количество семян в предложенных вам плодах. На какие группы можно разделить эти плоды?

Давайте посмотрим видиофрагмент и выясним, все ли группы плодов мы назвали, или же существуют ещё какие-то. Рассмотрим классификацию плодов.

Показывает презентацию.

Предлагает выполнить физкультминутку

Мы за веткой потянулись,

Плод сорвали и прогнулись,

Ровно встали,

Влево, вправо повернулись

И друг другу улыбнулись

Называют: капуста,

Шишка, картофель.

Высказывают предположения

Читают текст и отвечают

Отвечают на вопрос (Которые цветут)

Смотрят и записывают в тетрадь определение плода: плод – это орган цветковых растений, содержа щий семена.

Читают текст учебника и выполняют задание.

Проверяют свой текст и выставляют баллы в оценочный лист.

Выполняют действия, способствующие разделению плодов на группы.

Отвечают на вопросы учителя.

Нет.

Оболочка плода жёсткая.

Из некоторых плодов вытекает сок.

Сочные.

Сухие.

Односемянные и многосемянные

Смотрят видиофрагмент, презентацию

Познавательные (анализ, синтез, сравнение, обо бщение, подве дение под понятие, осозна-

ние и произволь –

ное построение ре

чевого высказыва-

ния).

Регулятивные

(контроль, коррек-

ция, оценка, воле

вая саморегуляция

в ситуации затруд

нения).

Коммуникативные

(сотрудничество в

Поиске с сборе информации, коррекция в действии партнёра)

5.Первич

ная про –

верка по нимания изучен -ного 

Задание «Третий лишний»

Показывает группы плодов, среди которых один лишний.

Показывает слайд презентации с изображением плодов, один из которых лишний.

Выполняют задания, выставляют оценки в оценочный лист

Познавательные

(анализ, синтез, сравнение, исполь

зование  знаково-

графических средств).

Регулятивные (контроль, коррекция, воле –

вая саморегуля –

ция в ситуации затруднения).

Коммуникативные

(учёт разных мнений, координи

рование в сотруд-

ничестве разных

позиций.

6.Домаш-

нее зада ние

Разъясняет задание на дом, в том числе и творческого характера:

1.Учить §13, с.67-72, устно ответить на вопросы с.73, подготовиться к тестированию по §1-13.

2.Используя текст §23, заполнить таблицу на с.72.

3. Составить кроссворд на тему «Плоды»

Примечание: задания 2 и 3 по выбору и желанию учащихся

Записывают домашнее задание в дневник

Личностные

(самоопределение)

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

7.Закреп-

ление изу

ченного материала

Сейчас выполним лабораторную работу.

Проводим инструктаж по технике безопасности и по выполнению лабораторной работы.

Лабораторная работа «Много образие сухих и сочных плодов»

Слушаюи инструк - таж по технике безо-

пасности, открывают рабочие тетради, выполняют лабораторную работу по инструк тивной карте

Регулятивные

(оценка, саморегуляция).

Коммуникативные

(коррекция действий партнёра)

8.Подведе

ние итогов

9.Рефлексия

Скажите, мы достигли поставленной цели урока? Посчитайте количество набранных вами баллов, кроме колонки «Лабораторная работа», поставьте себе оценку за урок.

Даёт оценку работы класса, отвечает наиболее проблемные вопросы изученной темы. Просит отдельных учеников оценить свою работу на уроке.

Предлагает дополнить предложения:

∙ Было трудно…

∙ Я смог…

∙ Теперь я знаю…

∙ Я научился…

∙ Теперь я могу…

∙ Мне захотелось…

∙ Я попробую…

Выставляют оценки и сдают оценочные листы учителю.

Дают оценку своей деятельности на уроке.

Ученики продолжают предложения, говоря о личной успеш ности и активности на уроке, своих

затруднениях.

Регулятивные

(оценка, саморегуляция)

.

Оценочный лист

Фамилия

имя

Задание по

карточке

(количество баллов)

Вставьте про- пущенное сло во (количест-

во баллов)

«Третий лиш ний» (колли-

чество бал-

лов

Лабораторная

работа (коли- чество бал-

лов ставит

учитель)

Сумма баллов

(оценка за урок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока : Плоды субтропические и тропические :ассортимент , показатели качества , дефекты, условия и сроки хранения.

Презентация очеь интересная ,познавательная ,содержит много картинок с изображенияями субтропических и тропических плодов....

Кроссворд по теме "Свежие плоды" по МДК. 01.02. "Продажа продовольственных товаров"

Кроссворд по теме "Свежие плоды" (профессия "продавец, контролер-кассир)...

Вопросы к уроку "Деление клетки и развитие плода"

Вопросы для ответов учащихся при проведении урока по теме "Деление клетки и развитие плода". В рамках занятия предполагается просмотр фрагментов фильма ВВС о развитии плода в утробе матери ребенка...

Плод как объект родов

Учебный материал предназначен для студентов специальностей Лечебное дело и Акушерское дело...

Развитие плода по неделям беременности. (1-5 неделя)

Развитие плода  с первой по пятую неделю беременности....

Презентация к курсовой работе студентки по Специальности 31.02.02 Акушерское дело. На тему: "Особенности акушерской деятельности при аномалиях развития плода"

Презентация студентки 3 курса мед. колледжа по Специальности 31.02.02 Акушерское дело. На тему: "Особенности акушерской деятельности при аномалиях развития плода"....