Чётность и нечётность функций. Нулевые функции
план-конспект занятия на тему
Урок по алгебре и началам анализа по данной теме выходит за рамки изучаемого материала. Четность и нечетность функций - это тот минимум, который учащиеся должны знать по программе. При изучении данной темы, помимо четных и нечетных функций, мы рассматриваем еще один очень интересный вид функций, который называется нулевые.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_._vinogradva.doc | 309 КБ |
Предварительный просмотр:
Абалымова Алевтина Васильевна – преподаватель физики и математики
ГБПОУ «Новоуренгойкий многопрофильный колледж»1
г. Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий АО
Урок по алгебре и началам анализа по данной теме выходит за рамки изучаемого материала. Четность и нечетность функций - это тот минимум, который учащиеся должны знать по программе. При изучении данной темы, помимо четных и нечетных функций, мы рассматриваем еще один очень интересный вид функций, который называется нулевые.
Тема урока. «Чётность и нечётность функций. Нулевые функции».
Цели урока.
Образовательные: повторить основные теоретические понятия: четность и нечётность функций, свойство графика четной и нечётной функции, четность и нечетность тригонометрических функций. Изучить понятие нулевой функции, свойство графика нулевой функции, построить алгоритм исследования функции на четность и нечетность, сформировать умение променять его при решении примеров.
Развивающие: формирование умения наблюдать, проводить рассуждения по аналогии, обобщать, развивать логическое и творческое мышление.
Воспитательные: совершенствовать навыки коллективной работы, развивать умение анализировать ситуацию, выделять главное, сопоставлять факты. Развивать ассоциативное мышление.
Оборудование: интерактивная доска, карточки для работы по группам, индивидуальные карточки для самостоятельной работы.
Ход урока.
- Орг. момент. (Психологический настрой на урок).
- Проверка домашнего задания.
1.Опрос теории.
- Дать определение чётной функции.
Функция f(x) называется чётной, если она обладает двумя свойствами:
- её область определения симметрична относительно нуля;
- для любого х из области определения выполняется равенство: f(-x) = f (x).
- Дать определение нечётной функции.
Функция f(x) называется нечётной, если она обладает двумя свойствами:
- её область определения симметрична относительно нуля;
- для любого х из области определения выполняется равенство: f(-x) = - f (x).
- Сформулировать свойства графика чётной функции.
График чётной функции симметричен относительно оси ординат.
- Сформулировать свойства графика нечётной функции.
График нечётной функции симметричен относительно начала координат.
- Что вы можете сказать о чётности и нечётности тригонометрических функций.
Функции y = sin x, y = tg x, y = ctg x являются нечётными;
функция y = cos x является чётной.
- Каждой группе было дано домашнее задание: исследовать функции на чётность и нечётность. По одному представителю от каждой группы выходят к доске.
I группа f(x) = cos4x + 4cos2x – +3 Решение: f(-x) = cos(-4x) + 4cos(-2x) –= cos4x +4cos2x – + 3 = f(x); f(x) – чётная функция. | II группа g(x) = sinx·cos3x·cos4x – 0,25·(sin8x – sin6x + sin2x). Решение: g(-x) = sin (-x)·cos(-3x)·cos(-4x) – 0,25(sin(-8x) – sin(-6x) + sin(-2x)) = - sinxcos3xcos4x + 0,25(sin8x-sin6x+sin2x)= - g(x). g(x) – нечётная функция. | III группа h(x) = 1 + g(x) Решение: h(-x) = 1 + g(-x) = 1 – g(x). Функция h(x) не является ни чётной, ни нечётной функцией. |
- Устно. ( Графики отображаются на экране).
1.Какая из указанных функций является:
1) нечетной; 2) четной; 3) не является ни четной ни нечетной?
|
2.Определить, какие из указанных функций являются чётными и нечётными:
1); (область определения все числа и f(-x) = - f (x),нечетная).
Как можно изменить функцию f(х), что бы она стала ни четной ни нечётной?
Варианты ответов: - Можно прибавить число.
- Можно степень заменить на четную.
- Можно синус заменить на косинус.
2); (область определения все числа и f(-x) = f (x),четная).
Если к функции прибавить или отнять число, как это повлияет на четность?
-Функция будет четной.
3) h(х) = 5. (область определения все числа, четная).
( После устного счета отвечают те учащиеся, кто работал у доски).
- Изучение новой темы.
Каждой группе было предложено задание на дом. Упростить данные выражения. Ответ выводится на экран в виде презентации.
I группа f(x) = cos4x + 4cos2x – - + 3 = 2cos²2x – 1 + +4cos2x+3 – = | II группа g(x) = sinxcos3xcos4x – 0,25(sin8x – sin6x+ sin2x) = 0,5(sin4x – sin2x)cos4x – - 0,25(sin8x – sin6x + sin2x) = = 0,25sin8x – 0,5sin2xcos4x - - 0,25(sin8x - sin6x + sin2x) = 0,25sin8x – 0,25(sin6x – sin2x) – - 0,25(sin8x – sin6x + sin2x) = 0. | III группа h(x) = 1. |
-Ребята, мы видим, что, в третьем случае после преобразования выражения, задающего функцию h(х), мы получили h(х) = 1. Изобразите на доске график этой функции.
Из третьей группы ученик рисует на доске график функции h(х) = 1.
(На доске изображена заготовка прямоугольной системы координат).
y
h(x) = 1
0 х
Какой же является данная функция?
-Данная функция является четной.
- Вернемся к примерам 1-ой и 2-ой группы. Мы получили функции, области значения которых включают только 0. Такие функции называются нулевыми функциями
(На доске дописывается тема урока: «Нулевые функции»)
- Ребята, кто из вас ещё раз сформулирует определение нулевой функции.
Функция, область значения которой равна нулю, называется нулевой функцией.
- Как вы считаете, что будет являться графиком нулевой функции?
Графиком нулевой функции является ось абсцисс.
0 x
(Учащиеся пишут определение и строят график в тетрадь, одновременно определение и график функции отображается на экране).
- Как вы считаете, относительно чего симметрична данная прямая?
Прямая y = 0 симметрична как относительно оси ординат, так и относительно начала координат.
- Если графики нулевых функции f и g симметричны относительно начала координат, то функции f и g являются какими?
- Функции f и g являются нечетными.
- Если графики функций f и g симметричны относительно оси ординат, то функции f и g являются какими?
- Функции f и g являются четными.
- Какой можно сделать вывод на основании этих двух утверждений?
На основании этих утверждений заключаем, что функции f и g являются и чётными, и нечётными.
- Итак, функции f и g – нулевые и они являются и чётными и нечётными. Вместе с тем, возникает вопрос, а могут ли функции, являющиеся и чётными и нечётными, быть отличными от нулевых?
Чтобы ответить на этот вопрос, докажем утверждение: «Только нулевые функции могут быть и чётными, и нечётными».
Доказательство:
Если функция f является и чётной, и нечётной, то для любого выполняются оба равенства: f(-x) = f(x) и f(-x) = - f(x). Отсюда следует, что f(x) = - f(x), откуда 2f(x) = 0 и, наконец, f(x) = 0.
(Данное утверждение и доказательство отображается на экране, учащиеся записывают их в тетрадь).
-Отсюда делаем вывод: только нулевые функции могут быть и чётными, и нечётными.
IV. Закрепление.
1.Учащиеся работают по группам (Каждая группа получает карточку).
I группа. Исследовать на чётность и нечётность функцию и построить её график.
Решение: Область определения этой функции составляют все числа, кроме 0. А при х ≠ 0 имеем: Значит, данная функция является нулевой. Построим график этой функции. По графику видно, что она является и чётной, и нечётной. Кроме того, данная нулевая функция является разрывной.
0 x
II группа.
Исследовать на чётность и нечётность функцию и построить её график.
Решение:
Область определения этой функции составляют все числа, кроме х = 1. А при х ≠ 1 имеем: Следовательно, данная функция является нулевой. Её график представлен на рисунке.
y
0 1 x
Область определения данной функции есть множество, несимметричное относительно начала координат. Значит, данная функция, являясь нулевой, не является ни чётной, ни нечётной.
- Нулевых функций, которые задаются формулами, где , существует бесконечное множество, т. е. существует бесконечное множество функций, которые являясь нулевыми, не являются и четными и нечетными.
III группа.
Исследовать на чётность и нечётность функцию и построить её график.
Решение:
Область определения этой функции составляют все значения х, кроме х = 2, -2. А при х ≠ 2, -2 имеем: Следовательно, данная функция является нулевой. Её график представлен на рисунке.
y
-2 0 2 x
Область определения данной функции есть множество, симметричное относительно начала координат и данная функция является нулевой. Значит она является и чётной, и нечётной.
2. Самостоятельная работа по карточкам.
(Каждый учащийся группы получает карточку с заданиями).
Вариант 1.
- Выяснить чётность и нечётность функции.
а); б).
2. Определить по графику чётность и нечётность функции.
- Исследовать функцию на чётность и нечётность и построить её график.
Вариант 2.
- Выяснить чётность и нечётность функции.
а); б).
- Определить по графику чётность и нечётность функции.
- Исследовать функцию на чётность и нечётность и построить её график.
.
(Самопроверка).
V. Итог урока.
1. Вывод.
Нулевые функции могут быть:
- и чётными и нечётными;
- ни чётными, ни нечётными.
Ненулевые функции могут быть:
- чётными;
- нечётными;
- ни чётными, ни нечётными.
2. Оценки за урок.
3. Домашнее задание. п.4, № 69. Исследовать на чётность и нечётность функцию и построить её график, а); б); в) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики 2 класс ФГОС ПО ТЕМЕ чётные и нечётные числа
урок математики по школе 2100 2 класс...
Методический материал по теме: Функция.Свойства функций.
Методический материал содержит методические указания по нахождению области определения функции и самостоятельную работу....
Методическая разработка по предмету ЕН.01 Математика по теме: "Применение производной к исследованию функций. Исследование функций на монотонность".
Применение производной к исследованию функций. Исследование функций на монотонность.План урока.Тема. Применение производной к исследованию функций. Исследование функций на монотонность.Цели. Рассмотре...
Методическая разработка по учебной дисциплине «Математика». " Дифференциальное исчисление. Функции. Предел функции".
Дифференциальное исчисление это раздел математики, в котором изучаются производные и дифференциалы функций и их применения к исследованию функций. Методы математического анализа нашли применение ...
Функции и их свойства . Различные способы задания функции.Открытый урок
Методическая разработка открытого занятия. Интегрированный урок по математике и информатике.Приложение к занятию...
Практическая работа для студентов 2 курса СПО по разделу "Математический анализ" , и темам: Предел функции,производная функции.
Практическая работа направлена на проверку усвоения материала по разделу "Математический анализ" у студентов СПО...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ По ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия Раздел 6: Функции и графики Тема: «Показательная функция, её график и свойства. Логарифмическая функци
Методическое пособие разработано для преподавателей и студентов с целью формирования знаний, умений по теме: «Показательные и логарифмические функции». В процессе практического занятия сту...