РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.14 «ХИМИЯ » по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
рабочая программа на тему
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Первомайское многопрофильное училище»
Утверждаю:
Зам.директора по УПР
________О.В.Казанцева
«____» ____________20__г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.14 «ХИМИЯ »
по профессии 23.01.17
Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
пгт.Первомайский,2018
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Химия» в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) на основе примерной программы предназначенной для изучения химии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих для профессий научно-технического профиля.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Программу разработал преподаватель первой квалификационной категории Сидорова Н.М.
Рассмотрена на заседании
МО преподавателей ООД
№___________протокола
«_______» __________201__г.
Заведующая МО
_____________ Романычева Т.В.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 21 |
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 22 |
5.ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ 30
В ДРУГИХ ОПОП
Лист актуализации программы
Дата обновления | Содержание обновления | Ответственный за обновление |
10.09.2018г | 1.Добавлены критерии оценивания п.4 2. Добавлены коды компетенций.п.3.2. | Сидорова Н.М. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ХИМИЯ»
- 1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Химия» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы среднего профессионального образования программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, по профессии « Мастер по ремонту и обслуживанию автомобиля», реализуемой на базе основного общего образования, с получением среднего общего образования.
Составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.05.2007 03-1180); Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.08 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования; Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: Учебная дисциплина «Химия» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. (ППКРС).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующих целей:
- формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;
- формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, — используя для этого химические знания;
- развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни)
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций:
Перечень общих компетенций элементы которых формируются в рамках дисциплины
Шифр комп. | Наименование компетенций | Дескрипторы (показатели сформированности) | Умения | Знания |
ОК 01 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. | Распознавание сложных проблемные ситуации в различных контекстах. Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности Определение этапов решения задачи. Определение потребности в информации Осуществление эффективного поиска. Выделение всех возможных источников нужных ресурсов, в том числе неочевидных. Разработка детального плана действий Оценка рисков на каждом шагу Оценивает плюсы и минусы полученного результата, своего плана и его реализации, предлагает критерии оценки и рекомендации по улучшению плана. | Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; Анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; Правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; Составить план действия, Определить необходимые ресурсы; Владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; Реализовать составленный план; Оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). | Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; Методы работы в профессиональной и смежных сферах. Структура плана для решения задач Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
ОК 2 | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. | Планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач Проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты. Структурировать отобранную информацию в соответствии с параметрами поиска; Интерпретация полученной информации в контексте профессиональной деятельности | Определять задачи поиска информации Определять необходимые источники информации Планировать процесс поиска Структурировать получаемую информацию Выделять наиболее значимое в перечне информации Оценивать практическую значимость результатов поиска Оформлять результаты поиска | Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности Приемы структурирования информации Формат оформления результатов поиска информации |
ОК 3 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | Использование актуальной нормативно-правовой документацию по профессии (специальности) Применение современной научной профессиональной терминологии Определение траектории профессионального развития и самообразования | Определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности Выстраивать траектории профессионального и личностного развития | Содержание актуальной нормативно-правовой документации Современная научная и профессиональная терминология Возможные траектории профессионального развития и самообразования |
ОК 4 | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | Участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач Планирование профессиональной деятельность | Организовывать работу коллектива и команды Взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | Психология коллектива Психология личности Основы проектной деятельности |
ОК 5 | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. | Грамотно устно и письменно излагать свои мысли по профессиональной тематике на государственном языке Проявление толерантность в рабочем коллективе | Излагать свои мысли на государственном языке Оформлять документы | Особенности социального и культурного контекста Правила оформления документов. |
ОК 6 | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей. | Понимать значимость своей профессии (специальности) Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей. | Описывать значимость своей профессии Презентовать структуру профессиональной деятельности по профессии (специальности) | Сущность гражданско-патриотической позиции Общечеловеческие ценности Правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности |
ОК 7 | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | Соблюдение правил экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; Обеспечивать ресурсосбережение на рабочем месте | Соблюдать нормы экологической безопасности Определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии (специальности) | Правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности Основные ресурсы задействованные в профессиональной деятельности Пути обеспечения ресурсосбережения. |
ОК 9 | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. | Применение средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности | Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач Использовать современное программное обеспечение | Современные средства и устройства информатизации Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности |
ОК 10 | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. | Применение в профессиональной деятельности инструкций на государственном и иностранном языке. Ведение общения на профессиональные темы | Понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые) писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы | правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика) лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности особенности произношения правила чтения текстов профессиональной направленности |
Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных :
Л1.-чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки;
Л2химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
Л3-готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
Л4.умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
метапредметных:
Мп-1.использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
Мп-2.использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере.
Мп.-3 умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий.
Предметные результаты
освоения базового курса химии должны отражать:
П1.сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
П2.владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
П3.владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
П4.сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
П5 владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
П6.сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов | |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 144 | |
в том числе | ||
теоретическое обучение | 114 | |
практические работы | 12 | |
контрольные работы | 18 | |
Промежуточная и итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение | Содержание учебного материала | Уровень усвоения | 2 | Л1,ОК 3,П1. | |
1 | Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Значение химии при освоении профессий СПО и специальностей СПО технического профиля профессионального образования. | 2 | |||
2 | Контрольная работа № 1 (Входная) | 3 | |||
Раздел 1. Общая и неорганическая химия | 76 | ||||
Тема 1.1. Основные понятия и законы химии | Содержание учебного материала | Уровень усвоения | 8 | ОК 3, ОК 4, ОК 6,П1,Л2-3, МП1-3 | |
1 | Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Демонстрации Модели атомов химических элементов. Модели молекул простых и сложных веществ (шаростержневые и Стюарта–Бриглеба). Коллекция простых и сложных веществ. Некоторые вещества количеством 1 моль. Модель молярного объема газов. Аллотропия фосфора, кислорода, олова. | 2 | |||
2 | Основные законы химии. | 1 | |||
3 | Решение задач на определение массовой доли химических элементов в сложном веществе. | 2 | |||
4 | Контрольная работа № 2 по теме «Основные понятия и законы химии» | 3 | |||
Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома | Содержание учебного материала | Уровень усвоения | 4 | Л.1, 2, 3 П.1, 6, МП.1, 4, ОК 7,9,10. ОК 3, ОК 4 | |
1 | Периодический закон Д.И. Менделеева. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. Современная формулировка периодического закона. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная). Демонстрации Различные формы Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Динамические таблицы для моделирования Периодической системы. Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов. | 2 | |||
2 | Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р-, d- и f- орбитали. Демонстрации Электризация тел и их взаимодействие. | 1 | |||
Тема 1.3. Строение вещества | Содержание учебного материала | Уровень усвоения | 12 | ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6 Л2-3,П2-3 | |
1 | Типы химических связей. Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Металлическая связь. Водородная связь. Кристаллические решетки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. Демонстрации Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Приборы на жидких кристаллах. | 2 | |||
2 | Агрегатное состояние вещества. Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах. Демонстрации Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля. Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем. | 1 | |||
3 | ПР.-1 Решение задач на вычисление объемной и массовой доли компонентов смеси. | 2 | |||
4 | Контрольная работа № 3 по теме «Строение вещества» | 3 | |||
Тема 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация | Содержание учебного материала | Уровень усвоения | 12 | ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6,П4-5, МП2-3,Л-3-5 | |
1 | Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Демонстрации Растворимость веществ в воде. Растворение в воде серной кислоты и солей аммония. Образцы кристаллогидратов. | 1 | |||
2 | Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации. Образцы минеральных вод различного назначения. | 2 | |||
3 | Решение задач по теме «Растворы» | 2 | |||
4 | Контрольная работа № 4 по теме «Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация» | 3 | |||
ЛПР.2 Приготовление раствора заданной концентрации. | 2 | ||||
Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства | Содержание учебного материала | Уровень усвоения | 12 | ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, П4-5, МП2-3,Л-3-5 | |
1 | Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты. Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований. Демонстрации Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с металлами. Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями. Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований. | 2 | |||
2 | Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Демонстрации Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа. | 2 | |||
3 | Решение задач по химическому уравнению. | 2 | |||
4 | Генетическая связь между классами неорганических соединений | 2 | |||
5 | Контрольная работа № 5 по теме «Классификация неорганических соединений и их свойства» | 3 | |||
Тема 1.6. Химические реакции | Содержание учебного материала | Уровень усвоения | 18 | ОК 3, ОК 4, П4-5, МП2-3,Л-3-5 ОК 5, ОК 6, | |
1 | Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Тепловой эффект химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. | 1 | |||
3 | Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Демонстрации Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды, презентации Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. | 2 | |||
4 | Реакции ионного обмена | 2 | |||
5 | Окислительно-восстановительные реакции. | 2 | |||
6 | Контрольная работа № 6 по теме «Химические реакции» | 3 | |||
Тема 1.7. Металлы и неметаллы | Содержание учебного материала | Уровень усвоения | 10 | ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6-8 П4-5, МП2-3,Л-4-5 | |
1 | Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. Неметаллы. Особенности строения атомов. Зависимость свойств галогенов от их положения в период. системе. Демонстрации Коллекция металлов и неметаллов. Закалка и отпуск стали. Ознакомление со структурами серого и белого чугуна. Распознавание руд железа. | 2 | |||
2 | Химические свойства металлов и неметаллов. Демонстрации (видиосюжеты) Взаимодействие металлов с неметаллами (железа, цинка и алюминия с серой, алюминия с йодом, сурьмы с хлором, горение железа в хлоре). Горение металлов. Алюминотермия. Горение неметаллов (серы, фосфора, угля). Вытеснение менее активных галогенов из растворов их солей более активными галогенами. | 2 | |||
3 | Решение задач по теме «Металлы и неметаллы» Демонстрации (видеосюжеты) Модель промышленной установки для производства серной кислоты. Модель печи для обжига известняка. Коллекции продукций силикатной промышленности (стекла, фарфора, фаянса, цемента различных марок и др.) | 2 | |||
4 | Контрольная работа № 7 по темам раздела 1 «Общая и неорганическая химия» | 3 | |||
ЛПР. 3. Химические свойства неорганических соединений. | 2 | ||||
Раздел 2. Органическая химия | 68 | ||||
Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | Содержание учебного материала | Уровень усвоения | 12 1 2 | ОК 4, ОК 5-8,10 П4-6, МП2-3,Л-3-4 | |
1 | Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности. ПР.-3 Изготовление моделей молекул органических веществ. | 2 2 | |||
2 | Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии. Изомерия и изомеры. . | 2 | |||
3 | Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации. Демонстрации (видеосюжеты) ЛПЗ-4.Качественное обнаружение углерода, водорода и хлора в молекулах органических соединений. | 2 3 | |||
Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники | Содержание учебного материала | Уровень усвоения | 22 | ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6 П4-5, МП1-3,Л-3-6 | |
1 | Общая характеристика углеводородов (алканы, алкены, алкины, арены) | 1 | |||
2 | Изомерия углеводородов (алканы, алкены, алкины, арены) | 1 | |||
3 | Химические свойства углеводородов (алканы, алкены, алкины, арены) | 1 | |||
4 | Каучуки | 1 | |||
5 | Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. | 1 | |||
6 | Решение задач на вывод молекулярной формулы | 2 | |||
7 | Контрольная работа № 8 по теме «Углеводороды и их природные источники» | 3 | |||
Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения | Содержание учебного материала | Уровень усвоения | 24 | ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6-9 П4-5, МП1-3,Л-3-6 | |
1 | Одноатомные спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Многоатомные спирты. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. | 1 | |||
2 | Фенол. Химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств. | 1 | |||
3 | Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. Химические свойства альдегидов. Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. | 1 | |||
4 | Сложные эфиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла. Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. | 1 | |||
5 | Изомерия кислородсодержащих соединений | 1 | |||
6 | Химические свойства кислородсодержащих соединений | 1 | |||
7 | Решение задач по химическому уравнению. | 2 | |||
8 | Решение задач на вывод молекулярной формулы вещества. | 2 | |||
9 | Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. | 2 | |||
10 | Контрольная работа № 9 по теме «Кислородсодержащие органические соединения» | 3 | |||
11 12 | ЛПЗ- 5 «Химические свойства карбоновых кислот» ЛПЗ.6 «Характерные реакции для углеводов» | 1 | 2 2 | ||
Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры | Содержание учебного материала | Уровень усвоения | 10 | ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6-10 П4-5, МП1-3,Л-3-6 | |
1 | Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств. | 1 | |||
2 | Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Биологические функции белков. | 1 | |||
3 | Полимеры. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. | 1 | |||
4 | Решение задач по химическому уравнению | 2 | |||
5 | Контрольная работа № 10 по темам раздела 2 «Органическая химия» | 3 | |||
ЛПЗ-7 2 Распознавание пластмасс и волокон. Качественные реакции для белков | 2 | ||||
ИТОГО | 114 |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета 1; лабораторий 1.
Оборудование учебного кабинета:
- Технические средства обучения: телевизор, видеомагнитофон компьютер, мультипроектор
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
Мебель: раковина 1, вытяжной шкаф 1, демонстрационный стол 1, стол учительский 1, стул мягкий 1, стол компьютерный 1, кресло компьютерное 1, стол ученический 15, стулья ученические металлические с деревянными сиденьями 30, шкаф для хранения учебных пособий 1; шкаф для хранения химических реактивов 1; сейф для хранения огнеопасных веществ 1.
Наглядные пособия: коллекции («Чугун и сталь», «Чугун и сталь, ч 2 (сталь)», «Пластмассы», «Металлы и сплавы», «Алюминий», «Известняки», модели («Кристаллическая решетка атома меди»), таблицы ( Строение белка, Гомологи,Метан, Этилен, Ацетилен,), стенды (Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости солей, кислот и оснований, таблицы по ТБ. Видеофильмы, презентации. Химические реактивы: согласно условиям хранения из перечня «Химические реактивы для школьного курса химии».
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. Для студентов образовательных учреждений СПО. – М., «Академия» 2014.
- Габриелян О.С.,ОстроумовИ.Г.Химия.для профессий и специальностей технического профиля– М., «Академия» 2015.:
3.Габриелян О. С., Остроумов И.Г Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей— М. : «Академия» 2013
4. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2015.
5.Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2015.
Электронные источники
- http://him-school.ru/- Виртуальная химическая школа
- http://college.ru/himiya/- Открытый колледж: Химия.
- http://my.mail.ru/community/chem-textbook/- Учебник химии (видеозаписи и эксперименты), автор Д.М.Жилин.
Интернет – ресурсы:
www.enauki.ru – интернет-издание для учителей «Естественные науки» 1september.ru - методическая газета "Первое сентября"
www.alhimikov.net - Образовательный сайт для школьников
hvsh.ru - журнал «Химия в школе»
www.hij.ru/ -«Химия и жизнь»
hemi.wallst.ru - «Химия. Образовательный сайт для школьников»
chem.msu.su - Электронная библиотека по химии
chemistry-chemists.com/index.html - электронный журнал «Химики и химия»
3.3. Организация образовательного процесса
Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом, календарным графиком учебного процесса и расписаниями занятий, которые разрабатываются учебной частью и утверждаются директором училища, осуществляющим образовательную деятельность.
Организация образовательного процесса обеспечена условиями, необходимыми для получения обучающимися качественного образования.
Организация учебного процесса и преподавание общеобразовательной дисциплины в современных условиях основаны на инновационных психолого-педагогических подходах и технологиях, направленных на повышение эффективности преподавания и качества подготовки студентов.
При работе студентам оказываются консультации.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий проектов исследований.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные) | Критерии оценки | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Предметные | ||
П1.сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; | ко4, ко8- 9 | Оценка текущего контроля. Оценка выполнения тестового задания. Устный опрос |
П2. владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой; | ко.4, ко.12 | Оценка текущего контроля. Оценка по результатам выполнения письменных заданий (составление уравнений). Оценка по результатам промежуточной аттестации |
П3. владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач; | ко: 4, 8, 1,9, 10 | Оценка текущего контроля. Опрос. Тестирование. Работа по карточкам. Оценка по результатам практических работ. |
П4. сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; | ко: 4, 11 | Оценка текущего контроля .Оценка по результатам выполнения письменных заданий (решение задач). Оценка выполнения контрольной работы |
П5. владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ; | ко: 1, 8,9 11,12. | Опрос. Тестирование. Оценка по результатам практических работ. Оценка выполнения контрольной работы, составить презентации. |
П6. сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников. | ко:1,4, 8,9, 1 | Оценка текущего контроля. Оценка по результатам выполнения письменных заданий (решение задач) Опрос. Тестирование. Оценка по результатам практических работ. |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам Л1.-чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; Л2химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами; Л4.умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; | ко: 4, 8, 9 | Оценка текущего контроля. Оценка выполнения тестового задания. Устный опрос |
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности Л3.готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом; Мп-1.использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; Мп-2.использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере. Мп.-3 умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий. | ко: 1,4, 11,9,8,12 | Оценка текущего контроля. Оценка по результатам выполнения письменных заданий (решение задач). Оценка по результатам промежуточной аттестации Опрос. Тестирование. Работа по карточкам. Оценка по результатам практических работ. Оценка презентаций. |
КО-1 Оценка по результатам выполнения практической работы:
Отметка | Критерии оценки |
5 | 1. Работа выполнено правильно. 2. Формулы, примененные в работе, соответствуют данной теме. 3. Алгоритм работы я не нарушен. 4. Правильно оформлен вывод. |
4 | 1. Работа выполнено правильно, но имеются отклонения от алгоритма выполнения заданий. 2. В работе имеются незначительные ошибки. 3. Неправильно записан вывод |
3 | 1. Решение отдельных уравнений выполнено неверно. 2. Неправильно записан вывод. 3. Работа не соответствует алгоритму. |
2 |
|
КО-2. Оценка по результатам написания реферата:
Оценка/баллы | Критерии оценки реферата |
5 | Содержание найденной информации полностью соответствует заданной теме, тема задания раскрыта полностью. Глубина проработки материала, грамотность и полнота использования источников, соответствие оформления реферата требованиям. |
4 | Содержание найденной информации соответствует заданной теме, но в тексте имеются незначительные недостатки или тема раскрыта не полностью. |
3 | Представленный материал имеет небольшие отклонения от требований, в изложении материала нарушена логика. Содержание информационного материала по изучаемой теме представлено в недостаточно полном объеме. |
2 | Студент работу не выполнил. Содержание с найденной информации не соответствует заданной теме. Информационный материал имеет значительные отклонения по структуре. Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований. |
КО-3 Оценка по результатам составления конспекта:
Оценка/баллы | Критерии оценки конспекта |
5 | Содержание конспекта полностью соответствует заданной теме. Содержательность конспекта, соответствие плану; отражение основных положений, результатов работы автора, выводов; ясность, лаконичность изложения мыслей студента. |
4 | Содержание материала в конспекте соответствует заданной теме, но конспект не полный, нет выделения основных терминов. |
3 | Представлен конспект без следов организации и проработки. Ответы правильные, но имеются незначительные недочеты. |
2 |
|
КО-4 Оценка по результатам текущего контроля (решение задач, составление уравнений):
Оценка/баллы | Критерии оценки |
5 | 1. Решение выполнено правильно. 2. Формулы, алгоритмы примененные в решении, соответствуют данной теме. 3. Алгоритм решения не нарушен. 4. Правильно оформлен ответ. |
4 | 1. Решение выполнено правильно, но имеются отклонения от алгоритма выполнения заданий. 2. В решении имеются незначительные ошибки. 3. Неправильно записан вывод |
3 | 1. Решение отдельных заданий выполнено неверно. 2. Составлено уравнение реакции, нет решения. 3. Решение не соответствует алгоритму. |
2 |
2. Решение не соответствует данной теме. |
КО-5. Оценка по результатам составления опорного конспекта:
Оценка/баллы | Критерии оценки опорного конспекта |
5 | Содержание конспекта полностью соответствует заданной теме. Правильная структурированность информации; наличие логической связи изложенной информации; соответствие оформления требованиям; аккуратность и грамотность изложения. |
4 | Содержание материала в конспекте соответствует заданной теме, но конспект не полный, нет выделения основных терминов и формул. |
3 | Представлен конспект без следов организации и проработки. Ответы правильные, но имеются недочеты. |
2 | Работа студентом не сдана. Отсутствует конспект по заданной теме. Ответы на вопросы не верны, или вовсе не найдены в материалах конспекта. |
КО-6. Оценка по результатам построения схем:
Оценка/баллы | Критерии оценки построения разверток |
5 | Построения выполнены верно. Схема соответствует действительности. Соблюдены наиболее оптимальные размеры. Аккуратность и эстетичность. |
4 | Имеются незначительные недочеты в составлении схемы. |
3 | В составлении схемы допущены ошибки, построение выполнено небрежно. |
2 | 1.Студент не выполнил задание. 2. Построение выполнено неверно. |
КО-7. Оценка по результатам изготовления моделей органических веществ:
Оценка/баллы | Критерии оценки изготовления моделей органических веществ |
5 | Модели выполнены верно. Модель соответствует действительности. Соблюдены наиболее оптимальные размеры. Аккуратность и эстетичность. |
4 | Имеются незначительные недочеты в изготовлении моделей. |
3 | В изготовлении моделей допущены ошибки, не учтены виды связей, построение выполнено небрежно. |
2 | 1. Студент не выполнил задание. 2. Изготовленные модели не соответствуют действительности. |
КО-8. Оценка результатов выполнения тестовых заданий:
Оценка/баллы | Критерии оценивания тестовых заданий |
1 б | Задания с выбором 1 ответа из 3,4 |
2 б | Задания с выбором 2 и более ответов из 4 |
3 б | Задания на определение понятия |
Суммируются баллы по всем вопросам и определяется отметка:
90 ÷ 100 | Отлично |
80 ÷ 89 | Хорошо |
70 ÷ 79 | Удовлетворительно |
менее 70 | не удовлетворительно |
КО-9. Оценка результатов устного опроса:
Оценка/баллы | Критерии оценивания устного опроса |
5 | Ответ полный, аргументированный, приведены факты и сделаны выводы |
4 | Ответ полный, аргументированный, но допущены незначительные ошибки в формулировании вывода |
3 | Ответ неполный, недостаточно аргументированный, допущены незначительные ошибки в уравнении реакции. |
2 | Отсутствует ответ на вопрос |
КО-10. Оценка результатов выполнения дидактических заданий:
Оценка/баллы | Критерии оценивания устного опроса |
5 | Задание выполнено и оформлено в соответствии с требованиями |
4 | Задание выполнено и оформлено правильно, но есть не значительные ошибки |
3 | Задание выполнено и оформлено, но с ошибками |
2 | Задание не выполнено |
КО-11. Оценка по результатам выполнения контрольной работы:
Отметка | Критерии оценки |
5 | 1. Работа выполнена в полном объеме, правильно. 2. Уравнения, примененные в задании, соответствуют данной теме. 3. Алгоритм работы не нарушен. 4. Правильно оформлен вывод работы. |
4 | 1. Работа выполнена правильно, но имеются отклонения от алгоритма выполнения заданий. 2. В уравнениях имеются незначительные ошибки. 3. Правильно оформлен вывод работы . |
3 | 1. Работа выполнена, но имеются отклонения от алгоритма выполнения заданий 2. Неправильно оформлен вывод работы 3. Ход работы не соответствует алгоритму. |
2 |
2. Работа не соответствует данной теме. |
Оценка по результатам выполнения промежуточной аттестации:
90 ÷ 100 | Отлично |
80 ÷ 89 | Хорошо |
70 ÷ 79 | Удовлетворительно |
менее 70 | Не удовлетворительно |
КО-12. Оценка результатов создания презентации:
Оценка/баллы | Критерии оценивания |
5 | Содержание и оформление соответствует всем требованиям |
4 | Содержание раскрыто не полностью |
3 | Допущены существенные ошибки в содержании, не достаточность наглядности |
2 | Содержание презентации не соответствует теме |
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) |
Важнейшие химические понятия |
|
Основные законы химии |
|
Основные теории химии |
|
Важнейшие вещества и материалы |
|
Химический язык и символика |
|
Химические реакции |
|
Химический эксперимент |
|
Химическая информация |
|
Расчеты по химическим формулам и уравнениям |
|
Профильное и профессионально значимое содержание |
|
5.ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ООП
Программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/23/picture-174552-1358943338.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Математика" для профессии "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования"
Рабочая программа учебной дисциплины "Математика", созданная преподавателем Сандаловой Л.В. обобщает опыт работы преподавателя и предназначена для реализации федерального компонента государствен...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/07/picture-511914-1415311741.jpg)
Рабочая программа учебной и производственной практики 13.01.10 "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования"
Программа учебной и производственной практики разработана на основе обязательной части Федерального государственного образовательного стандарта СПО – программы подготовки квалифицированных рабоч...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ для профессий ППКРС технического профиля
Рабочая программа разработана в соответствии с "Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/07/picture-511914-1415311741.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) (срок обучения 2 года 10 мес.)
lt;p><strong>Учебная и производственная практика ПМ 01 Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышлен...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/16/picture-769073-1458142227.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» для профессии среднего профессионального образования технического профиля базового уровня: 23.01.03 «Автомеханик»
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения дисциплины «Химия» в ГБПОУ СО «ТЛК им. Н.И. Кузнецова» реализующем образовательн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/09/picture-411132-1397045006.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ химия по профессии 43.01.09 Повар, кондитер
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/18/picture-1200426-1576663787.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕН. 01 МАТЕМАТИКА» для специальности 23.02.07 – «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина ЕН 01. Математика в Математический и общий естественнонаучный цикл обязательной части....