РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ для профессий ППКРС технического профиля
рабочая программа на тему

Рабочая программа разработана в соответствии с "Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисными учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и примерной программы учебной дисциплины «Химия» предназначенной для изучения химии в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г. 

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

·       освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

·       овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

·       развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

·       воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;

·       применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

 

В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен

        знать/понимать:

·         важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

·         основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;

·         основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;

·         важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

·         называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

·         определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;

·         характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;

 

 

·         объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;

·         выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;

·         проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

·         связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;

·         решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

·         для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

·         определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

·         экологически грамотного поведения в окружающей среде;

·         оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

·         безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;

·         приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

·         критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_khimiya_2014.doc253 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное автономное образовательное учреждение

 среднего профессионального образования

 "Краевой колледж предпринимательства"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ХИМИЯ

для профессий ППКРС технического профиля

Пермь, 2014г.


Рабочая программа разработана в соответствии с "Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисными учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и примерной программы учебной дисциплины «Химия» предназначенной для изучения химии в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.

Организация-разработчик: Краевое государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Краевой колледж предпринимательства"

Разработчик:

Фуфачева Марина Сергеевна, преподаватель;

Рецензенты:

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Рекомендована Цикловой методической комиссией общеобразовательных дисциплин по приказу колледжа, протокол №___от__________.

        Председатель ЦМК                                                            _______________Е.А.Зыкова

Утверждена заместителем директора по учебной работе

Г.В. Айзенштат_________________


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ХИМИЯ

                                                                     

1.1. Область применения программы:

Рабочая программа учебной дисциплины Химия  является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС для профессии ППКРС технического профиля:

54.01.02 Ювелир

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым дисциплинам.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

 

В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен

        знать/понимать:

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
  • основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

  • называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;

  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
  • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
  • связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
  • решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося -192 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 128 часов, из них 50 часов на увеличение профессиональной составляющей основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих технического профиля с целью повышения качества подготовки по профессии, формирования общих и профессиональных компетенций;

самостоятельной работы обучающегося- 64 часа.

 

 


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

192

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

128

в том числе:

     лабораторные  работы

22

     практические занятия

26

     контрольные работы

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

64

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

 

             


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины   Химия

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Предмет химии. Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии.

1

1

Раздел 1.

                                     Общая и неорганическая химия

92

Тема 1.1.

Основные понятия и законы химии

11

Тема 1.1.1

Основные понятия химии

Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.

Понятие «доля» и его использование в химии

Демонстрация

Модели атомов химических элементов. Модели молекул простых и сложных веществ Коллекция простых и сложных веществ.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение по теме: "Понятие о химической технологии, биотехнологии и нанотехнологии".

Научные методы познания мира.

2

2

2

2

1

Тема 1.1.2.

Основные законы химии

Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры.

Закон сохранения массы веществ. Газовые законы.

Закон Авогадро и следствия их него.

1

2

1

Тема 1.1.3.

Расчёты по химическим формулам

Практическое занятие №1

Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

Практическое занятие №2

Решение задач с использованием единицы количества вещества моль.

2

2

2

Тема 1.2.

 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

8

Тема 1.2.1.

Периодический закон Д.И. Менделеева.

Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева.

Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

Демонстрация

Различные формы Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

2

1

1

Тема 1.2.2.

Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева.

Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали.

Электронные конфигурации атомов химических элементов малых и больших периодов.

Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения по теме: "Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине".

2

3

1

4

Тема 1.3.

Химическая связь и строение вещества

10

Тема 1.3.1.

Ионная,

ковалентная химическая связь.

Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.

Демонстрация

Модели кристаллических решеток различных веществ.

Практическое занятие №3

Составление сравнительной таблицы " Типы кристаллических решёток"

4

2

1

2,3

Тема 1.3.2.

Металлическая и водородная связи и агрегатные состояния веществ

Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.

Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.

Самостоятельная работа обучающихся

Составление кроссворда по теме: "Конденсация. Текучесть. Возгонка. Кристаллизация. Сублимация и десублимация. Аномалии физических свойств воды. Жидкие кристаллы".

2

1

2

Тема 1.3.3.

Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы.

Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.

Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.

Демонстрация

Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей.

.

Самостоятельная работа обучающихся

Составление терминологического словаря по теме: "Минералы и горные породы как природные смеси. Эмульсии и суспензии. Золи и гели. Коагуляция. Синерезис".

2

1

2

   

Тема 1.4.

 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

10

 

 Тема 1.4.1.

Вода. Растворы. Растворение.

Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.

Практическое занятие №4

Процентная и молярная концентрация растворов. Решение задач, связанных с концентрацией растворов.

Демонстрация

Растворимость веществ в воде. Собирание газов методом вытеснения воды. Растворение в воде серной кислоты и солей аммония. Образцы кристаллогидратов.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения по теме: "Загрязнение гидросферы и её охрана".

4

1,2

2

Тема 1.4.2.

Электролитическая

диссоциация.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.

Практическое  занятие №5

Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора.

6

1,2

Тема 1.5

Классификация неорганических соединений и их свойства

22

Тема 1.5.1.

Кислоты и их свойства.

Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислот.

Лабораторная работа №1

Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.

.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения по теме: "Правила разбавления серной кислоты. Использование серной кислоты в промышленности".

2

2

2

1,2

2

Тема 1.5.2

Основания и их свойства.

Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых оснований. Способы получения оснований.

Лабораторная работа №2

Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований.

Самостоятельная работа обучающихся

Составление терминологического словаря:"Едкие щелочи, их использование в промышленности".

2

2

2

Тема 1.5.3.

Соли и их свойства.

Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.

Лабораторная работа №3

Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа

.

2

2

1,2

Тема 1.5.4.

Оксиды и их свойства.

Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

Лабораторная работа №4

Осуществление генетической цепи превращений.

Практическое занятие №6

Расчеты по уравнениям реакций/ Решение задач разных типов, комбинированных задач, олимпиадных заданий.

2

2

4

1

     

     Тема 1.6

                                           Химические реакции

14

Тема 1.6.1.

Классификация химических реакций.

Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

Демонстрация

Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.

2

1

Тема 1.6.2.

Окислительно-восстановительные реакции.

Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Практическое занятие №7

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений: "Понятие об электролизе. Электролиз расплавов. Электролиз растворов. Электролитическое получение алюминия. Практическое применение электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование цветных металлов".

2

2

1,2

4

Тема 1.6.3.

Скорость химических реакций.

Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

Лабораторная работа №5

Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры.

Самостоятельная работа обучающихся

Составление кроссворда по теме: "Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы".

2

2

2

1

Тема 1.6.4.

Обратимость химических реакций.

Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

Практическое занятие №8

Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды.

Самостоятельная работа обучающихся

Составление технологической цепочки "Производство аммиака: сырье, аппаратура, научные принципы".

4

1

2

Тема 1.7

Металлы и неметаллы

16

Тема 1.7.1.

Металлы.

Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.

Демонстрация

Коллекция металлов

Лабораторная работа №6 «Химические свойства металлов»

Лабораторная работа №7 "Качественное определение катионов металлов в растворах"

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений по теме: "Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии".

4

2

2

2

4

1

Тема 1.7.2.

Неметаллы.

Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

Демонстрация

Коллекция неметаллов.

Коллекция продукции силикатной промышленности.

Лабораторная работа №8  «Качественное определение анионов металлов в растворах"»

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка тестовых заданий по теме: "Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого воздуха и электролизом растворов или расплавов электролитов.

Силикатная промышленность. Производство серной кислоты".

2

2

1

4

Тема 1.8.

Контроль и обобщение знаний

Контрольная работа №1 «Неорганические вещества»

2

1,2

Раздел 2

                                       Органическая химия

36

Тема 2.1

Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

6

Тема 2.1.1.

Предмет органической химии.

Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.

Практическая работа №9

Изготовление моделей молекул органических веществ.

1

1

Тема 2.1.2.

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.

Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

1

1

Тема 2.1.3.

Классификация органических веществ.

Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.

Практическая работа №10

Составление названий органических веществ по правилам номенклатуры IUPAC. Составление формул веществ по названию.

4

1

Тема 2.2

            Углеводороды и их природные источники

9

Тема 2.2.1.

Алканы.

Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Демонстрация

Горение метана, отношение метана к растворам перманганата калия и бромной воде.

2

1

Тема 2.2.2.

Алкены.

Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.

Демонстрация

Горение этилена, отношение этилена к растворам перманганата калия и бромной воде.

2

1,2

Тема 2.2.3

Диены и каучуки.

Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.

Практическая работа №11 "Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины".

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений по теме: "Классификация и назначение каучуков. Классификация и назначение резин. Вулканизация каучука".

1

4

1

Тема 2.2.4.

Алкины.

Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.

Демонстрация

Горение ацетилена, отношение ацетилена к растворам перманганата калия и бромной воде.

.

1

1

Тема 2.2.5.

Арены.

Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.

Самостоятельная работа обучающихся

Составление терминологического словаря по теме: "Понятие об экстракции. Восстановление нитробензола в анилин. Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола. Тротил".

1

1

4

Тема 2.2.6.

Природные источники углеводородов.

Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.

Практическое занятие №12

Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки.

Самостоятельная работа обучающихся

Составление тестовых заданий по теме: Основные направления промышленной переработки природного газа.

Попутный нефтяной газ, его переработка.

Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Октановое число бензинов/

Коксохимическое производство и его продукция.

2

1

4

Тема 2.2.7

Контроль и обобщение знаний

Контрольная работа № 2 «Углеводороды»

1

1

       Тема 2.3

                        Кислородсодержащие органические соединения

14

Тема 2.3.1.

 

Спирты

Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Лабораторная работа №9

Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II).

Демонстрация

Окисление спирта в альдегид. Качественные реакции на многоатомные спирты

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений: "Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним"

2

1

4

Тема 2.3.2

Альдегиды

Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.

Демонстрация

Реакция серебряного зеркала. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоту с помощью гидроксида меди(II).

2

1

Тема 2.3.3

Карбоновые кислоты

Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Лабораторная работа №10

Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений по теме: "Многообразие карбоновых кислот".

2

1

3

Тема 2.3.4

Сложные эфиры и жиры

Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.

Самостоятельная работа обучающихся

Составление коспекта по теме: "Пленкообразующие масла. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Синтетические моющие средства".

2

1

4

Тема 2.3.5

Углеводы

Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.

Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ⎯→ полисахарид.

Лабораторная работа №11

Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). Качественная реакция на крахмал.

Практическое занятие № 13

Реакция серебряного зеркала. Качественная реакция на крахмал.

4

1

Тема 2.4

Азотсодержащие органические соединения. Полимеры.

6

Тема 2.4.1.

Аминокислоты

Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Демонстрация

Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.

2

1

Тема 2.4.3.

Белки

Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.

Лабораторная работа №12

Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании. Цветные реакции белков. Горение птичьего пера и шерстяной нити

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения о белках, их свойствах и применении.

2

1

    2

Тема 2.4.4.

Полимеры

Белки и полисахариды как биополимеры.

Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.

Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.

Практическое занятие № 14 « Распознавание пластмасс и волокон»

Самостоятельная работа обучающихся

Составление технологической цепочки: "Промышленное производство химических волокон"

2

1,2

2

Тема 2.4.6.

Контроль и обобщение знаний

Лабораторная работа №13 "Идентификация органического вещества"

Контрольная работа № 3 « Производные углеводородов»

2

1

Итоговая аттестация

Дифференцированный зачёт

1,2


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета химии, лаборатории.

Оборудование учебного кабинета:

периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева, ряд напряжений металлов; ряд  электроотрицательности металлов, таблица растворимости солей,    кислот и оснований в воде, плакаты по  химии , химическая посуда, химические реактивы

Технические средства обучения:  интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы:

 Основные источники:

1. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия.  Химия в тестах, задачах и упражнениях. Издательский центр «Академия»., 2010.

2.  Габриелян О.С., Остроумов И.Г.,  Химия. Издательский центр «Академия», 2009.

3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. Практикум по общей,  неорганической и органической химии. Издательский центр «Академия», 2009.

Дополнительная литература:

 

  1. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. – М., 2005.
  2. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2005.
  3. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова. – М., 2006.
  4. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2006.
  5. Габриелян О.С. Химия: орган. химия: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.А. Карцова – М., 2005.
  6. Габриелян О.С. Общая химия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.Н. Соловьев, Ф.Н. Маскаев – М., 2005.
  7. Габриелян О.С., Воловик В.В. Единый государственный экзамен: Химия: Сб. заданий и упражнений. – М., 2004.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических  и лабораторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;

практические занятия №1, 9

определять валентность и степень окисления химических элементов,

тип химической связи в соединениях,

заряд иона,

тип кристаллической решетки,

характер среды в водных растворах,

окислитель и восстановитель,

направление смещения равновесия под влиянием различных факторов,

изомеры и гомологи,

принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;

типы реакций в неорганической и органической химии;

тестирование

практическое занятие №2, 3

тестирование

практическое занятие №2

лабораторные работы №1,2,3,

практические работы № 5,6

контрольная работа №1

контрольная работа №2

контрольные работы №1,2,3

тестирование

Характеризовать элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева;

общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений;

строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

контрольная работа №1

лабораторные работы №6,7,8

практические работы №5,7,9-13

лабораторные работы №9-13

практические работы №8-13

Объяснять зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева;

зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения,

природу химической связи,

зависимость скорости химической реакции от различных факторов

контрольная работа №1

контрольная работа №1,2,

практическая работа №2

лабораторная работа №5

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

лабораторные работы №1-13

проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

практические занятия №1,5

осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);

использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее самостоятельные работы представления в различных формах;

самостоятельные работы

самостоятельные работы

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;

объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве, экологически грамотного поведения в окружающей среде.

индивидуальные творческие задания

самостоятельные работы

Знания:

роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

тестирование

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, катализ, тепловой эффект реакции, теплота образования, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической. и органической химии;

практические занятия по курсу

тематическое тестирование

лабораторные работы по курсу

контрольные работы №1-3

основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Авогадро;

практические занятия по курсу

контрольные работы №1,2

основные теории химии; строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;

тестирование

практические занятия

лабораторные работы по курсу

классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

контрольные работы №1,2,3

природные источники углеводородов и способы их переработки;

тестирование

практические работы №10

вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;

контрольные работы №1,2,3

лабораторные работы по курсу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГРУППЫ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ОДБ. 05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

В  Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ 05 Обществознание разработана на основе примерной программы учебной дисциплины Обществознание (автор: Королькова Е.С., ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03.Техническое оснащение и организация рабочего места подготовки квалифицированных рабочих и служащих профессии 19.01.17 Повар, кондитер

Рабочая программа разработана с целью реализации требований ФГОС третьего поколения, предъявляемых к подготовке квалифицированных рабочих в области общественного питания и предназначена для подготовки...

Рабочая программа по английскому языку по техническому профилю для учреждений среднего профессионального образования,отделения по подготовке квалифицированных рабочих и служащих

Рабочая программа ОУД «Иностранный язык» (английский) разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения ОУД «Иностранный я...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 05 ТЕХНИЧЕСКИЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК общепрофессиональный цикл программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 05 «Технический английский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 ТЕХНИЧЕСКИЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК общепрофессионального цикла программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 07 «Технический английский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 03. Техническое оснащение и организация рабочего места по профессии СПО 43.01.09. Повар, кондитер

Место дисциплины в структуре основной профессиональнойобразовательной программы ОП. 03. Техническое оснащение и организация рабочегоместа: дисциплина относится к общепрофессиональному циклу, связана с...