РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ для профессий ППКРС технического профиля
рабочая программа на тему
Рабочая программа разработана в соответствии с "Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисными учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и примерной программы учебной дисциплины «Химия» предназначенной для изучения химии в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
· освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
· овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
· развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
· воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
· применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен
знать/понимать:
· важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
· основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
· основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
· важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
· называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
· определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
· характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
· объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
· выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
· проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
· связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
· решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
· определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
· экологически грамотного поведения в окружающей среде;
· оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
· безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
· приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
· критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_khimiya_2014.doc | 253 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
"Краевой колледж предпринимательства"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ХИМИЯ
для профессий ППКРС технического профиля
Пермь, 2014г.
Рабочая программа разработана в соответствии с "Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисными учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и примерной программы учебной дисциплины «Химия» предназначенной для изучения химии в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.
Организация-разработчик: Краевое государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Краевой колледж предпринимательства"
Разработчик:
Фуфачева Марина Сергеевна, преподаватель;
Рецензенты:
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Рекомендована Цикловой методической комиссией общеобразовательных дисциплин по приказу колледжа, протокол №___от__________.
Председатель ЦМК _______________Е.А.Зыкова
Утверждена заместителем директора по учебной работе
Г.В. Айзенштат_________________
СОДЕРЖАНИЕстр. | |
| |
| |
| |
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ХИМИЯ
1.1. Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины Химия является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС для профессии ППКРС технического профиля:
54.01.02 Ювелир
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
- основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
- проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
- связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
- решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося -192 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 128 часов, из них 50 часов на увеличение профессиональной составляющей основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих технического профиля с целью повышения качества подготовки по профессии, формирования общих и профессиональных компетенций;
самостоятельной работы обучающегося- 64 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 192 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 128 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 22 |
практические занятия | 26 |
контрольные работы | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 64 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Химия
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Предмет химии. Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. | 1 | 1 |
Раздел 1. | Общая и неорганическая химия | 92 | |
Тема 1.1. | Основные понятия и законы химии | 11 | |
Тема 1.1.1 Основные понятия химии | Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Понятие «доля» и его использование в химии Демонстрация Модели атомов химических элементов. Модели молекул простых и сложных веществ Коллекция простых и сложных веществ. Самостоятельная работа обучающихся Сообщение по теме: "Понятие о химической технологии, биотехнологии и нанотехнологии". Научные методы познания мира. | 2 2 2 2 | 1 |
Тема 1.1.2. Основные законы химии | Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон сохранения массы веществ. Газовые законы. Закон Авогадро и следствия их него. | 1 2 | 1 |
Тема 1.1.3. Расчёты по химическим формулам | Практическое занятие №1 Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе. Практическое занятие №2 Решение задач с использованием единицы количества вещества моль. | 2 2 | 2 |
Тема 1.2. | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома | 8 | |
Тема 1.2.1. Периодический закон Д.И. Менделеева. | Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная). Демонстрация Различные формы Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. | 2 1 | 1 |
Тема 1.2.2. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. | Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов малых и больших периодов. Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщения по теме: "Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине". | 2 3 | 1 |
4 | |||
Тема 1.3. | Химическая связь и строение вещества | 10 | |
Тема 1.3.1. Ионная, ковалентная химическая связь. | Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. Демонстрация Модели кристаллических решеток различных веществ. Практическое занятие №3 Составление сравнительной таблицы " Типы кристаллических решёток" | 4 2 | 1 2,3 |
Тема 1.3.2. Металлическая и водородная связи и агрегатные состояния веществ | Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь. Самостоятельная работа обучающихся Составление кроссворда по теме: "Конденсация. Текучесть. Возгонка. Кристаллизация. Сублимация и десублимация. Аномалии физических свойств воды. Жидкие кристаллы". | 2 | 1 |
2 | |||
Тема 1.3.3. Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы. | Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах. Демонстрация Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. . Самостоятельная работа обучающихся Составление терминологического словаря по теме: "Минералы и горные породы как природные смеси. Эмульсии и суспензии. Золи и гели. Коагуляция. Синерезис". | 2 | 1 |
2 | |||
Тема 1.4. | Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация | 10 | |
Тема 1.4.1. Вода. Растворы. Растворение. | Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Практическое занятие №4 Процентная и молярная концентрация растворов. Решение задач, связанных с концентрацией растворов. Демонстрация Растворимость веществ в воде. Собирание газов методом вытеснения воды. Растворение в воде серной кислоты и солей аммония. Образцы кристаллогидратов. Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщения по теме: "Загрязнение гидросферы и её охрана". | 4 | 1,2 |
2 | |||
Тема 1.4.2. Электролитическая диссоциация. | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты. Практическое занятие №5 Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. | 6 | 1,2 |
Тема 1.5 | Классификация неорганических соединений и их свойства | 22 | |
Тема 1.5.1. Кислоты и их свойства. | Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислот. Лабораторная работа №1 Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями. . Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщения по теме: "Правила разбавления серной кислоты. Использование серной кислоты в промышленности". | 2 2 2 | 1,2 |
2 | |||
Тема 1.5.2 Основания и их свойства. | Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых оснований. Способы получения оснований. Лабораторная работа №2 Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований. Самостоятельная работа обучающихся Составление терминологического словаря:"Едкие щелочи, их использование в промышленности". | 2 2 2 | |
Тема 1.5.3. Соли и их свойства. | Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Лабораторная работа №3 Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа . | 2 2 | 1,2 |
Тема 1.5.4. Оксиды и их свойства. | Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов. Лабораторная работа №4 Осуществление генетической цепи превращений. Практическое занятие №6 Расчеты по уравнениям реакций/ Решение задач разных типов, комбинированных задач, олимпиадных заданий. | 2 2 4 | 1 |
Тема 1.6 | Химические реакции | 14 | |
Тема 1.6.1. Классификация химических реакций. | Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Демонстрация Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. | 2 | 1 |
Тема 1.6.2. Окислительно-восстановительные реакции. | Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Практическое занятие №7 Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений: "Понятие об электролизе. Электролиз расплавов. Электролиз растворов. Электролитическое получение алюминия. Практическое применение электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование цветных металлов". | 2 2 | 1,2 |
4 | |||
Тема 1.6.3. Скорость химических реакций. | Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов. Лабораторная работа №5 Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры. Самостоятельная работа обучающихся Составление кроссворда по теме: "Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы". | 2 2 2 | 1 |
Тема 1.6.4. Обратимость химических реакций. | Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. Практическое занятие №8 Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Самостоятельная работа обучающихся Составление технологической цепочки "Производство аммиака: сырье, аппаратура, научные принципы". | 4 | 1 |
2 | |||
Тема 1.7 | Металлы и неметаллы | 16 | |
Тема 1.7.1. Металлы. | Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные. Демонстрация Коллекция металлов Лабораторная работа №6 «Химические свойства металлов» Лабораторная работа №7 "Качественное определение катионов металлов в растворах" Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений по теме: "Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии". | 4 2 2 2 4 | 1 |
Тема 1.7.2. Неметаллы. | Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. Демонстрация Коллекция неметаллов. Коллекция продукции силикатной промышленности. Лабораторная работа №8 «Качественное определение анионов металлов в растворах"» Самостоятельная работа обучающихся Подготовка тестовых заданий по теме: "Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого воздуха и электролизом растворов или расплавов электролитов. Силикатная промышленность. Производство серной кислоты". | 2 2 | 1 |
4 | |||
Тема 1.8. Контроль и обобщение знаний | Контрольная работа №1 «Неорганические вещества» | 2 | 1,2 |
Раздел 2 | Органическая химия | 36 | |
Тема 2.1 | Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | 6 | |
Тема 2.1.1. Предмет органической химии. | Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности. Практическая работа №9 Изготовление моделей молекул органических веществ. | 1 | 1 |
Тема 2.1.2. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. | Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии. | 1 | 1 |
Тема 2.1.3. Классификация органических веществ. | Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC. Практическая работа №10 Составление названий органических веществ по правилам номенклатуры IUPAC. Составление формул веществ по названию. | 4 | 1 |
Тема 2.2 | Углеводороды и их природные источники | 9 | |
Тема 2.2.1. Алканы. | Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. Демонстрация Горение метана, отношение метана к растворам перманганата калия и бромной воде. | 2 | 1 |
Тема 2.2.2. Алкены. | Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. Демонстрация Горение этилена, отношение этилена к растворам перманганата калия и бромной воде. | 2 | 1,2 |
Тема 2.2.3 Диены и каучуки. | Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина. Практическая работа №11 "Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины". Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений по теме: "Классификация и назначение каучуков. Классификация и назначение резин. Вулканизация каучука". | 1 4 | 1 |
Тема 2.2.4. Алкины. | Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. Демонстрация Горение ацетилена, отношение ацетилена к растворам перманганата калия и бромной воде. . | 1 | 1 |
Тема 2.2.5. Арены. | Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. Самостоятельная работа обучающихся Составление терминологического словаря по теме: "Понятие об экстракции. Восстановление нитробензола в анилин. Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола. Тротил". | 1 | 1 |
4 | |||
Тема 2.2.6. Природные источники углеводородов. | Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Практическое занятие №12 Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Самостоятельная работа обучающихся Составление тестовых заданий по теме: Основные направления промышленной переработки природного газа. Попутный нефтяной газ, его переработка. Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Октановое число бензинов/ Коксохимическое производство и его продукция. | 2 | 1 |
4 | |||
Тема 2.2.7 Контроль и обобщение знаний | Контрольная работа № 2 «Углеводороды» | 1 | 1 |
Тема 2.3 | Кислородсодержащие органические соединения | 14 | |
Тема 2.3.1.
Спирты | Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. Лабораторная работа №9 Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II). Демонстрация Окисление спирта в альдегид. Качественные реакции на многоатомные спирты Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений: "Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним" | 2 | 1 |
4 | |||
Тема 2.3.2 Альдегиды | Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. Демонстрация Реакция серебряного зеркала. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоту с помощью гидроксида меди(II). | 2 | 1 |
Тема 2.3.3 Карбоновые кислоты | Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. Лабораторная работа №10 Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений по теме: "Многообразие карбоновых кислот". | 2 | 1 |
3 | |||
Тема 2.3.4 Сложные эфиры и жиры | Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла. Самостоятельная работа обучающихся Составление коспекта по теме: "Пленкообразующие масла. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Синтетические моющие средства". | 2 | 1 |
4 | |||
Тема 2.3.5 Углеводы | Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ⎯→ полисахарид. Лабораторная работа №11 Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). Качественная реакция на крахмал. Практическое занятие № 13 Реакция серебряного зеркала. Качественная реакция на крахмал. | 4 | 1 |
Тема 2.4 | Азотсодержащие органические соединения. Полимеры. | 6 | |
Тема 2.4.1. Аминокислоты | Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. Демонстрация Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. | 2 | 1 |
Тема 2.4.3. Белки | Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков. Лабораторная работа №12 Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании. Цветные реакции белков. Горение птичьего пера и шерстяной нити Самостоятельная работа обучающихся Сообщения о белках, их свойствах и применении. | 2 | 1 |
2 | |||
Тема 2.4.4. Полимеры | Белки и полисахариды как биополимеры. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. Практическое занятие № 14 « Распознавание пластмасс и волокон» Самостоятельная работа обучающихся Составление технологической цепочки: "Промышленное производство химических волокон" | 2 | 1,2 |
2 | |||
Тема 2.4.6. Контроль и обобщение знаний | Лабораторная работа №13 "Идентификация органического вещества" Контрольная работа № 3 « Производные углеводородов» | 2 | 1 |
Итоговая аттестация | Дифференцированный зачёт | 1,2 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета химии, лаборатории.
Оборудование учебного кабинета:
периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева, ряд напряжений металлов; ряд электроотрицательности металлов, таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде, плакаты по химии , химическая посуда, химические реактивы
Технические средства обучения: интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы:
Основные источники:
1. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Химия в тестах, задачах и упражнениях. Издательский центр «Академия»., 2010.
2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Химия. Издательский центр «Академия», 2009.
3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. Практикум по общей, неорганической и органической химии. Издательский центр «Академия», 2009.
Дополнительная литература:
- Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. – М., 2005.
- Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2005.
- Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова. – М., 2006.
- Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2006.
- Габриелян О.С. Химия: орган. химия: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.А. Карцова – М., 2005.
- Габриелян О.С. Общая химия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.Н. Соловьев, Ф.Н. Маскаев – М., 2005.
- Габриелян О.С., Воловик В.В. Единый государственный экзамен: Химия: Сб. заданий и упражнений. – М., 2004.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГРУППЫ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ОДБ. 05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
В Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ 05 Обществознание разработана на основе примерной программы учебной дисциплины Обществознание (автор: Королькова Е.С., ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03.Техническое оснащение и организация рабочего места подготовки квалифицированных рабочих и служащих профессии 19.01.17 Повар, кондитер
Рабочая программа разработана с целью реализации требований ФГОС третьего поколения, предъявляемых к подготовке квалифицированных рабочих в области общественного питания и предназначена для подготовки...
Рабочая программа по английскому языку по техническому профилю для учреждений среднего профессионального образования,отделения по подготовке квалифицированных рабочих и служащих
Рабочая программа ОУД «Иностранный язык» (английский) разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения ОУД «Иностранный я...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 05 ТЕХНИЧЕСКИЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК общепрофессиональный цикл программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 05 «Технический английский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 ТЕХНИЧЕСКИЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК общепрофессионального цикла программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 07 «Технический английский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 03. Техническое оснащение и организация рабочего места по профессии СПО 43.01.09. Повар, кондитер
Место дисциплины в структуре основной профессиональнойобразовательной программы ОП. 03. Техническое оснащение и организация рабочегоместа: дисциплина относится к общепрофессиональному циклу, связана с...