Имитационные образовательные технологии
статья по теме

Иванова Елена Владимировна

Актуальность применения и сущность интерактивных методов обучения. Использование игровых технологий в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imitatsionnye_tehnologii_v_obrazovanii.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

ИМИТАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Иванова Е.В., преподаватель химии и биологии

Век промышленности остался позади. Новый век - век информации - диктует свои правила. Впечатляет закон Мура, который гласит, что каждые 18 месяцев количество информации удваивается. Это означает, что каждые 1,5 года необходимо учиться снова, а, следовательно, то обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже не может удовлетворять современным требованиям. Возникает необходимость формирования таких качеств мышления, которые позволили бы обучающемуся самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса. Необходимы новые методы и подходы в обучении, которые могли бы научить обучающихся учиться, т.е. самостоятельно находить и усваивать нужную информацию.

Эти же требования выдвигает новый Федеральный государственный образовательный стандарт.

По мнению многих европейских и российских педагогов (Пиаже, Выготский, Брюнер, Гальперин, Талызина и др.), равно как и по требованию  новых стандартов, развитие компетенций должно осуществляться при обязательном использовании в образовательном процессе активных методов обучения. Приобретение компетенций основано на опыте деятельности. Чтобы научиться работать, нужно работать. Чтобы научиться общению, нужно общаться. Чтобы научиться использовать информацию, нужно работать с этой информацией. Приобретение компетенций зависит от активности обучающихся. Правильно организовать эту активность – задача современного преподавателя.

Теперь для преподавателя недостаточно быть компетентным только в своей области и передавать определенную сумму знаний обучающимся. И хотя новые взгляды на обучение не принимаются многими педагогами, нельзя игнорировать данные исследований, подтверждающих, что использование активных подходов является наиболее эффективным путем обучения. Говоря простым языком, ученики легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно активных методов обучения.

В процессе обучения необходимо обращать внимание в первую очередь на те методы, при которых слушатели идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают интерактивные методы обучения.

Под интерактивными методами обучения понимаются такие способы организации учебного процесса, которые обеспечивают включение обучающихся в активное взаимодействие и общение с преподавателем в процессе их познавательной деятельности. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то интерактивные больше предполагают демократический стиль.

Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей занятия. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение.

Применение тех или иных методов не должно быть самоцелью. Следует отметить, что большинство активных и интерактивных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе.

Интерактивные формы обучения способствуют:

- пробуждению интереса к дисциплине, будущей профессиональной деятельности;

эффективному усвоению учебного материала;

- самостоятельному поиску путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

- формированию умения организовывать собственную деятельность;

- формированию собственного мнения и отношения;

- установлению взаимодействия между обучающимися, обучению работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова;

- формированию жизненных и профессиональных навыков.

Таким образом, обучение на основе интерактивных  методов позволяет решить задачу формирования как общих, так и профессиональных компетенций.

Доля занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется содержанием конкретной дисциплины, особенностью контингента обучающихся и готовностью преподавателя.

Наиболее эффективными, для развития компетенций обучающихся на занятиях являются следующие интерактивные методы:

Метод учебного сотрудничества (корпоративное обучение, работа в малых группах) основывается на совместной работе обучающихся на принципе позитивной взаимозависимости.

Метод ускоренного обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий. В основу метода положена теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.), согласно которой усилия обучающихся направляются не на запоминание учебной информации, а на овладение способом деятельности, т.е. умениями и навыками выполнения практических действий. Данный метод позволяет овладеть способом деятельности посредством выполнения действий со знаниями с использованием схемы ориентировочной основы деятельности. Освоение знаний с использованием данного метода способствует развитию умения работать с технической документацией, самостоятельно заниматься своим обучением.

Экспресс-метод овладения предметом и умением учиться. Данный метод, предложенный авторами (В.Н. Каган, В.Я. Ламм, С.Б. Леонов) представляет собой метод конструирования знаний с использованием фреймовой модели их представления. Ценным в плане развития компетенций в данном методе является то, что его использование позволяет обучающемуся овладеть умением организовывать и упорядочивать свои знания, решать возникающие проблемы, работать с документами, создавать научный образ знаний

Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов всегда предусматривает с одной стороны использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей, науки, техники, технологии, творческих областей.

 Метод кейсов (“case study” - ситуационный семинар, решение ситуационных задач), представляет собой описание конкретной ситуации, требующей практического разрешения. Данный метод служит развитию умения решать проблемы с анализом параметров конкретных ситуаций, взятых из практической деятельности. Метод кейсов в сочетании с учебным сотрудничеством является хорошим средством развития основных ключевых компетенций.

Игровые методы. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается, совершенствуется самоуправление поведением. В отличие от игр вообще, педагогические игры имеют четко поставленные цели. В процессе игры идет интенсивное развитие таких общих компетенций как общение, сотрудничество, решение проблем.

Я хочу подробнее остановиться на использовании игровых технологий в образовательном процессе.

История возникновения.

Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых её задач — обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. С целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей. Ещё в древних Афинах (VI—IV века до н. э.) пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества. Тогда же зародились военные игры — манёвры, штабные учения, разыгрывание «боев». В X веке в школах среди методов обучения также популярны были состязания школьников, в частности, в риторике. Рутинное обучение выглядело так: учитель читал, давал образцы толкования, отвечал на вопросы, организовывал дискуссии. Учащиеся учились цитировать на память, делать пересказ, комментарий, описания (экфразы), импровизации (схеды). В Западной Европе в эпоху Возрождения и реформации к использованию принципов игрового обучения призывали Т.Кампанелла и Ф.Рабле. Они хотели, чтобы дети без труда и как бы играя, знакомились со всеми науками. В XV—XVII веках Ян Амос Каменский (1592 - 1670) призывал все «школы — каторги», «школы-мастерские» превратить в места игр. Всякая школа, по его мнению, может стать универсальной игрой и надо все осуществлять в играх и соревновании, сообразуясь с возрастом в школе детства, отрочества, юности и т. д. Джон Локк рекомендовал использовать игровые формы обучения. Ж.-Ж. Руссо, ставя задачи гражданского воспитания человека, предлагал программу педагогических мероприятий: общественно полезный труд, совместные игры, празднества. Как педагогическое явление игру одним из первых классифицировал Фридрих Фрёбель, теория игры являлась основой его педагогической теории. Подметив дидактичность игры, он доказал, что игра способна решать задачи обучения ребенка, давать ему представление о форме, цвете, величине, помогать овладевать культурой движения. Дальнейшее развитие игровых форм обучения и их изучение показало, что с помощью игры решаются практически все педагогические задачи.

Классификация игровых методов.

 В многочисленных литературных источниках встречаются различные классификации игр. Принципы классификации многообразны. Сложность классификации игр заключается в том, что они, как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние исторического процесса любой новой формации, идеологии разных социальных групп.

Так, классификация игр по Г.К. Селевко включает следующие группы игр:

По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.

По характеру психологического процесса:

- обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По игровой методике: предметные, сюжетные,  ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

По предметной области:

- математические, физические, экологические;

- музыкальные, театральные, литературные;

- трудовые, технические;

- физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные;

- обществоведческие, управленческие, экономические.

По игровой среде:

- без предметов/с предметами;

- настольные, комнатные, уличные, на местности;

- компьютерные, телевизионные, ТСО;

- технические, со средствами передвижения.

Я остановлюсь на классификации по игровой методике и использовании этих приемов на общеобразовательных дисциплинах.

Предметные игра -  игра обучающихся с предметами материальной и духовной культуры или их заменителями, подчиняемая культурно-историческим особенностям этих предметов и их прямому назначению. Так, игра с книгой, используемой как таковая, будет предметной; если же книга используется как подставка, игра не будет предметной. Конечно, предметные игры используются, в основном, в дошкольном образовании. Но по сути лабораторные работы по физике, химии, биологии можно отнести к этой категории. Объекты духовной культуры рассматриваются на уроках истории, обществознания, литературы.

Игра-драматизация [греч. drama — действие] — игра, которая строится с опорой на сюжетную схему какого-либо литературного произведения или сказки. Сюжет игры в большей или меньшей степени повторяет сюжет выбранного произведения; роли соответствуют действующим лицам разыгрываемого произведения. Понятно, что этот метод используется на уроках гуманитарного цикла, но есть опыт проведения театрализованного представления по химии и биологии (нестандартные уроки).

Имитационные игры. Имитационная игра как метод нашла свое применение в многочисленных стратегиях обучения, включающих в себя игровые элементы. Сюда входят ролевые, конфликтные, деловые игры, игры для принятия решений, компьютерные имитации на базе деловой игры и т. д. Имитационные игры сочетают такие элементы, как соревнование, кооперация, правила, отражающие характерные черты действительности. Имитационные игры используются практически на всех уроках, это  урок - экскурсия, заочная экскурсия, путешествие по миру, урок-экспедиция. Это различные викторины,  КВНы, «Счастливый случай» и т.д.

Деловые игры. Основой любой деловой игры является процесс имитации реальных ситуаций во время ее проведения. Деловая игра состоит из двух компонентов: модели игры и собственно игры. Модель определяет рамки игры и, таким образом, создает базу для игры, которая предоставляет игрокам возможность принятия решений в рамках соответствующей модели. Деловые игры используются на физике, химии, биологии (интегрированные уроки).

Ролевая игра как метод обучения дает возможность преподавателю оформить учебный процесс в виде игровой деятельности и имитации конфликтных ситуаций из жизни общества, а обучающимся  – открыть разные социальные формы поведения в приближенных к действительности игровых ситуациях, не опасаясь серьезных санкций в случае неправильного поведения. В настоящее время ролевые игры стали очень популярны у взрослого населения, они помогают сделать переоценку исторических событий, почувствовать себя реальным героем прошлых лет.

Таким образом, игра вполне оправданно может являться инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению знаний по изучаемым дисциплинам.

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность формировать личность:

•любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;

•умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;

•уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

•доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;

•готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки


Литература

1. Скоробов А. «Закон Мура» // http://cs.usu.edu.ru/study/moore/, 2005г.

2. Майоров С. А., Кириллов В. В., Приблуда А. А. Введение в микроЭВМ. — Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1988. — С. 121. — с ил., 304 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт //  http://минобрнауки.рф, 2009г.

4. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с.

5. Коджаспирова, Г.М. Педагогика/Г.М. Коджаспирова. - М.:ВЛАДОС, 2004. -352 с

6. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие / В. С. Кукушин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 474 с.

7. Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб.- метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.А. Орлов.- М.: Академия, 2004. – 281с.

8. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

9. Дьяченко В.И., Сотрудничество в обучении – М., Просвещение, 1991г.

10. Полат Е.С., Обучение в сотрудничестве. Иностранный язык в школе. – 2000г.

11. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М. , 1985. -45с.

12. Кульневич С., Лакоценина Т. Нетрадиционные уроки в начальной школе учитель 2004 – 245 c.

13. Талызина Н.Ф. Общий анализ учебного процесса // Хрестоматия по педагогической психологии / Сост. Красило А.И., Новгородцева А.П. – М.: Междунар. пед. акад., 1995.- 414с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Образовательные технологии.Основы Дальтон-технологии как личностно-ориентированной. Реализация технологии в моей практике."

В этой статье сформулированы основные положения Дальтон-технологии, показаны примеры использования её элементов на уроках русского языка и литературы...

Проблемные ситуации как частный случай имитационно-моделирующих технологий

Статьи посвящены: имитационно-моделирующим технологиям и проблемному обучению как  одному из видов неигровых имитационно-моделирующих технологий....

Современные образовательные технологии в условиях реализации федеральных образовательных стандартов НПО и СПО

Стандарт профессионального образования третьего поколения (ФГОС) имеет ряд особенностей: он построен на основе компетентностного подхода.Для формирования  общих компетенций, усвоения и закреплени...

Использование в образовательном процессе образовательных технологий

В деятельности педагога важным является использование современных педагогических технологий: продуктивного, дифференцированного, развивающего и проектного обучения, реализации личностно-ориентированно...

Современные образовательные технологии в образовательном пространстве. Технология учебного проектирования.

Понятие «технология» пришло к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направл...

Применение прогрессивных образовательных технологий в образовательном процессе

Роль наовых технологий в повышении качества и результативности образования...