Проблемные ситуации как частный случай имитационно-моделирующих технологий
статья на тему
Статьи посвящены: имитационно-моделирующим технологиям и проблемному обучению как одному из видов неигровых имитационно-моделирующих технологий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Имитационно-моделирующие технологии (общая информация)
преподаватель электротехники Немерова Е.С.
Имитационно -моделирующие технологии это воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.
Все имитационно-моделирующие технологии делятся на игровые и неигровые.
Неигровые имитационно-моделирующие технологии
Рассмотрим сначала неигровые формы и методы, которые представлены большой группой конкретных ситуаций.
Понятие "ситуация" достаточно многопланово и определяется по-разному в зависимости от сферы его использования.
В психологии ситуация - система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредуюших его активность.
С точки зрения профессиональной деятельности ситуация - это совокупность взаимосвязанных фактов, явлений и проблем, характеризующих конкретный период или событие в деятельности организации, требующих от ее руководителей соответствующих решений, распоряжений и других активных действий.
По учебной функции различают четыре вида ситуаций:
ситуация-проблема, в которой обучаемые находят причину возникновения описанной ситуации, ставят и разрешают проблему;
ситуация-оценка, в которой обучаемые дают оценку принятым решениям;
ситуация-иллюстрация, в которой обучаемые получают примеры по основным темам курса на основании решенных проблем;
ситуация-упражнение, в которой обучаемые упражняются в решении нетрудных задач, используя метод аналогии (учебные ситуации).
По характеру изложения и целям различают следующие виды конкретных ситуаций: классическую, "живую", "инцидент", разбор деловой корреспонденции, действия по инструкции.
Выбор вида конкретной ситуации зависит от многих факторов, таких как характер целей изучения темы, уровень подготовки слушателей, наличие иллюстрированного материала и технических средств обучения, индивидуальный стиль преподавателя и др.
Игровые имитационно-моделирующие технологии
К игровым имитационным технологиям принято относить: стажировку с выполнением должностной роли, имитационный тренинг, разыгрывание ролей, игровое проектирование, дидактическую игру.
Стажировка с выполнением должностной роли - форма и метод активного обучения контекстного типа, при котором "моделью" выступает сама действительность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности). Главное условие стажировки - выполнение под контролем ее организатора определенных действий в реальных производственных условиях. По способу организации работы обучаемого стажировка с выполнением должностной роли относится к индивидуальным методам обучения. Она обеспечивает наиболее полное приближение процесса обучения к производству.
Имитационный тренинг предполагает отработку определенных специализированных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами. В этом случае имитируется ситуация, обстановка профессиональной деятельности, а в качестве "модели" выступает само техническое средство (тренажеры, работа с приборами и т.д.). Профессиональный контекст здесь воссоздается как с помощью предмета деятельности (реального технического средства), так и путем имитации условий его применения.
Разыгрывание ролей (инсценировки) представляет собой игровой способ анализа конкретных ситуаций, в основе которых лежат проблемы взаимоотношений в коллективе, проблемы совершенствования стиля и методов руководства. Этот метод активного обучения контекстного типа направлен на развитие поведенческих умений как профессионального, так и социального характера и предполагает введение определенных элементов театрализации, поскольку представление ситуации, ее анализ и принятие решений осуществляются в лицах. В качестве материала для разыгрывания ролей берут, как правило, типичные профессиональные ситуации, навыки или умения, т.е. происходит отработка действий игроков в заданных предметно-социальных условиях.
Разыгрывание ролей - более простой, чем дидактическая игра, метод обучения по характеру имитируемой ситуации, количеству действующих лиц, однозначности принимаемых решений, контролю ситуации и поведения действующих лиц со стороны преподавателя, продолжительности занятия.
Игровое проектирование является практическим занятием, суть которого состоит в разработке инженерного, конструкторского, технологического и других видов проектов в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность. Этот метод отличается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной работы обучаемых. Создание общего для группы проекта требует, с одной стороны, знания каждым технологии процесса проектирования, а с другой - умений вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных вопросов.
Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатом будет решение конкретной практической проблемы, а сам процесс будет перенесен в условия действующего предприятия.
Дидактическая игра представляет собой сложное многоплановое явление, изучением которого занимаются сегодня представители разных наук - экономики, управления, педагогики, психологии и других. Имеются многочисленные теоретические разработки по частным проблемам и большой практический опыт, однако единой точки зрения на дидактическую игру нет.
Новая педагогика кардинально меняет технологию обучения. Суть ее состоит в том, чтобы пробудить познавательную активность учащегося, содействовать становлению самостоятельности в мышлении и деятельности. Для этого учащийся должен подходить к учебе как к творческому процессу, самостоятельно овладевать знаниями. А это, в свою очередь, требует такой технологии обучения, при которой учебные занятия сопровождаются, направляются, поддерживаются способами, активизирующими самостоятельную познавательную деятельность обучающегося.
Предварительный просмотр:
Проблемные ситуации как частный случай имитационно-моделирующих технологий
преподаватель электротехники Немерова Е.С.
Один из видов неигровые имитационно-моделирующие технологии является ситуация-проблема.
По мнению многих педагогов и психологов (М.И. Махмутов, Г.К. Селевко, А.М. Матюшкин), проблемная ситуация является первым и главным звеном технологии проблемного обучения.
Правила создания проблемных ситуаций.
- Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое задание, выполнение которого потребует открытия новых знаний и овладения новыми умениями. Здесь может идти речь об общей закономерности, общих условиях реализации деятельности.
- Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащихся. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания от степени его обобщения.
- Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
- Не следует путать между собой проблемных задач и проблемных ситуаций. Проблемное задание может привести к проблемной ситуации, только в случае учета вышеперечисленных правил.
- Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
- Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов.
Как подчеркивают исследователи, ситуационные задачи близки к проблемным ситуациям, которые используются образовательной практике несколько десятилетий.
Ситуационная задача представляет собой описание конкретной ситуации, более или менее типичной для определённого вида деятельности. Это описание включает изложение условий деятельности и желаемого результата.
При решении ситуационных задач учитель и учащиеся преследуют разные цели: для учащихся главное заключается в том, чтобы найти решение соответствующее данной ситуации (сделать выбор, определить план действий, оценить что-либо и т. д.); для учителя главное заключается в том, чтобы учащиеся освоили способ деятельности и осознали его сущность (сформулировали критерии выбора, критерии оценки, уяснили логику проектирования и т. д.).
Возможные распределения ситуационных задач по предметам представлены следующим образом
Классификация ситуационных заданий
На уроке электротехники ситуационные задачи в учебном процессе применяются следующим образом.
БЕСПЛАТНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
Каждый из нас неоднократно сталкивался с таким явлением, как электризация. Если в темноте снимать с себя синтетическую одежду, то будут видны искры и слышно потрескивание. Мы неоднократно наблюдали электрические разряды молнии. Как объяснить появление «бесплатного электричества»? Как правильно вести себя при встрече с таким «загадочным» явлением?
В середине XVHI века была случайно открыта так называемая «лейденская банка», первый в мире конденсатор, накопитель больших количеств электричества.
Петер Мушенброк, профессор математики из Лейдена, обнаружил, что в стеклянной банке с остатками ртути и вставленным через пробку длинным гвоздём «пойманное» электричество может сохраняться довольно долго. Банку иногда укутывали металлической фольгой - гвоздь и фольга служили обкладками конденсатора, стекло их разделяло и хранило заряды.
Много свидетельств оставили нам древние историки о наблюдавшихся ночью в горах или мачтах кораблей переливающихся холодных огнях.
Начиная научные исследования электричества, учёные довольно быстро поняли, что все эти таинственные огни вызваны атмосферным электричеством. Облака во время грозы - плавающие в воздухе огромные электрические конденсаторы. Ослепительная молния, возникающая при слишком тесном сближении при родных накопителей электроэнергии, наглядно показывает, как много электричества может быть в небе у нас над головой.
Изучение грозного атмосферного электричества требовало, конечно, отчаянной смелости, особенно в те далекие годы восемнадцатого столетия, когда не существовало ни измерительных приборов, ни изолированных проводов, ни представления о том, как электрический ток сделать безопасным ...
Пытаясь зарядить «небесным» электричеством во время грозы лейденскую банку, погиб верный помощник Ломоносова - Рихман. Сам Михаил Васильевич во время этих опытов тоже не раз подвергался смертельной опасности.
На другом конце земного шара, в Америке, в те же годы XVIII века работал учёный, столь же разносторонний, как Ломоносов, - Бенджамен Франклин. Русский и американский исследователи примерно в одно и то же время занялись изучением атмосферного электричества.
К счастью, очень рискованные опыты Франклина окончились благополучно для него. Ведь он тоже решил вызвать молнию на себя, запустив во время грозы высоко в небо воздушного змея, которого держал на влажной бечёвке. Вода проводит электричество, и если молния имеет электрическую природу, то она спустится, подумал Франклин, по мокрой верёвке, как по металлическому проводу. И молния действительно послушно ударила в землю рядом с Франклином.
В 1912 году было обнаружено, что внутри человеческого организма протекают очень небольшие электрические токи. Исследователи доказали, что любой процесс внутри человека - работа сердца и мозга, порождение нервных сигналов, мышечные сокращения - сопровождается биологическими электрическими сигналами, имеющими для каждого органа характерную форму. Сравнивая форму сигналов определённого участка организма в здоровом и больном состоянии, легко установить причину заболевания.
Во время медицинского обследования в современной поликлинике и при жалобах пациентов на сердечные или головные боли врачи обязательно снимают электрокардиограмму или энцефалограмму - сигналы небольших биологических токов, протекающих в сердце или головном мозге.
При трении о воздух электризуется самолёт. Поэтому после посадки к самолёту нельзя сразу же приставлять металлический трап: может возникнуть разряд, который вызовет пожар. Сначала самолёт «разряжают:» опускают на землю металлический трос, соединённый с обшивкой самолёта, и разряд происходит между землёй и концом троса.
Задания для учащихся:
- Прочитайте внимательно предложенные тексты. Объясните, какой опасности подвергал себя Франклин? Почему он это делал?
- Приведите примеры полезного и вредного проявления электризации тел.
- Предложите способы устранения зарядов статистического электричества, возникающего в квартире. Какие из предложенных способов являются наиболее оптимальными для вас лично? Почему? Предложите способы борьбы с электризацией шёлковой или нейлоновой одежды. По каким критериям вы будете оценивать их эффективность?
- Осмотрите бензовоз или легковой автомобиль. Объясните, для какой цели к корпусу бензовоза крепится металлическая цепь, а к корпусу легкового автомобиля - металлорезиновая полоска, которые при движении автомобилей касаются поверхности земли.
- Разработайте рекомендации, как вести себя человеку, оказавшемуся во время грозы в лесу (или человеку, идущему по открытой местности).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проблемных ситуаций в преподавании курса «Естествознание»
Современные подходы в преподавании обусловлены необходимостью изменения позиции студента в образовательном процессе — превращение его из объекта обучения в самостоятельного ...
Методическая разработка: «Работа мастера по созданию проблемных ситуаций на уроках производственного обучения»
Проблемное обучение - это тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное со...
Расчет арендной платы за земельные участки.Решение проблемных ситуаций
План учебного занятияпо дисциплине «Земельное право» Специальность:120301 «Землеустройство»Курс ΙΙΙ Группа З-31Тема:«Расчёт арендной платы за земельные участки. Решение проблемных...
Расчет арендной платы за земельные участки.Решение проблемных ситуаций
План учебного занятияпо дисциплине «Земельное право» Специальность:120301 «Землеустройство»Курс ΙΙΙ Группа З-31Тема:«Расчёт арендной платы за земельные участки. Решение проблемных...
Проблемные ситуации как средство развития познавательного интереса младших школьников
В данной работе раскрыто, что такое познавательный интерес младшего школьника, раскрыты типы проблемных ситуаций и влияние проблемных ситуаций на интерес ребёнка....
Конспект решения проблемной ситуации Тема: «Как маме угостить бабушку пирожками и чтобы Красная Шапочка не пострадала»
Конспект занятия...
Мастер-класс «Приёмы создания проблемной ситуации на уроках»
Мастер-класс для педагогов«Приёмы создания проблемной ситуации на уроках»...