Тема урока: «Австралия»
план-конспект урока на тему
Тема урока: «Австралия» подвести уч-ся к осмыслению экономико - географического положения страны; особенностей размещения населения и хозяйства; развивать кругозор учащихся, логическое мышление; пробуждать интерес к изучаемой стране.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема урока: «Австралия» | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Австралия»
Цель: подвести уч-ся к осмыслению экономико - географического положения страны; особенностей размещения населения и хозяйства; развивать кругозор учащихся, логическое мышление; пробуждать интерес к изучаемой стране.
Тип урока: Комбинированный
Оборудование: политическая карта мира, экономическая карта Австралии, атласы, контурные карты, презентация, рисунки и таблицы учебника, статистический материал.
Ход урока
I Изучение нового материала
а) Чтение стихотворения Г.Усова
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там расцветают в октябре сады,
Там протекают реки без воды
(они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводненье…
- О какой стране идет речь в стихотворении?
(Австралия)
Сообщение цели урока: «Вот об этой самой удивительной стране и пойдёт сегодня разговор», сегодня на уроке мне будут помогать ребята - этнографы и экскурсоводы.
План урока.
1.Общие сведения
а) ЭГП.
б) Природные условия и ресурсы.
в) Население.
2. Хозяйство.
3.Внутренние различия.
1. а) ЭГП.
1) Это уникальная страна, единственная в мире, которая занимает целый континент
2) Это самый маленький материк-страна S вместе с Тасманией составляет 7.7 млн. кл2 это немногим меньше территории США без Аляски.
3) На территории расположены только две крупные реки – Муррей и Дарлинг
4) Самый удалённый материк. Удалённость от развитых стран, крупных рынков сырья и сбыта, но морские пути связывают с ними
5) Самый малонаселённый материк (18 мил. человек)
(Работа с визитной карточкой)
Площадь | Население | Столица | Форма правления | Форма Территориального устройства |
7,7 млн. км2 | 18,6 млн.чел. | Канберра | гос-во в составе Содружества | Федеративное государство |
Какова же история открытия материка?
(Работа с текстом учебника, стр. 230)
6) По государственному строю современная Австралия - суверенное государство. Но поскольку она входит в состав содружества, возглавляемого Великобританией, официально главой его считается английская королева, которую представляет генерал-губернатор.
7) Это федеративное государство
Состоит из 6 штатов:
Новый Южный Уэльс Виктория Квинсленд Южная Австралия Западная Австралия Тасмания | +2 территории а) Северная б) Австралийская столичная территория | =образуют Австралийский Союз |
Запись в тетрадь понятие «Доминион»
(стр.уч.230)
Доминион - фактически самоуправляющееся государство в составе бывшей Британской империи, признающее своим главой английского короля (королеву)
8) Наличие только морских границ
(территория страны расположена на Австралийском материке, о. Тасмании и др. островах)
9) Страны соседи: (работа с атласом)
Новая Зеландия, Индонезия, Папуа – Новая Гвинея, и др. островные государства
10)Незначительная изрезанность береговой линии (исключение составляет северное побережье, которое изобилует бухтами, полуостровами, островами)
Эта часть омывается водами теплых морей Арафурского и Тиморского.
11) Западные части континента имеют удобные естественные гавани. (устье реки Суон)
Южная часть омывается водами Большого Австралийского залива.
Северо-восток Австралии омывается водами Кораллового моря. (по названию крупного кораллового образования – Большой Барьерный риф.)
Юго-восточное побережье Австралии омывается водами глубокого и бурного Тасманова моря.
2. Природные условия и ресурсы.
Австралия - самый сухой материк Земли.
Работа с картой «Климатические пояса»
Большая часть лежит в тропическом поясе.
Осадков выпадает 250-500 мм в год на значительной территории, а в центральной части – менее 250 мм в год.
Почти половину материка занимает зона тропических пустынь.
Очень мало рек, озер, и то пересыхают (Резерв «чтение об истории озера Эйр».)
Работа с картой «Минимальные ресурсы» стр. 12
Вынести на контурную карту основные полезные ископаемые Австралии.
Вывод: по запасам угля (116 млрд.т.) занимает 4-е место в мире. Ресурсы нефти обнаружены на шельфе пролива Басса (=300 млн.т.), здесь же запасы прир. газа, 3-е место Австралия после КНР и Бразилии занимает по запасам железной руды.
3. Население
Составляет всего 18 млн. чел., что примерно в 2р.больше населения Москвы. Коренных жителей материка (аборигенов) всего 250 тыс.(1,5%)
Вывод: всё население – это потомки переселенцев из Европы, современные иммигранты.
Ср. плотность более 2 чел. на 1 кв.км
Рассмотреть рис. 16 на стр. 68 – неравномерность размещения.
91% населения сосредоточены на 10% суши юго-вост. Побережья
65% площади занято 1% населения.
Работа с рис. 18 стр. 69
Австралия – высокоурбанизированная страна мира, Доля городского населения составляет 85%.
Рассказ об аборигенах. (Чтение отрывка из Хрестоматии по экон. геогр. стр. 169-170)
Сообщение этнографа:
«В Австралии живут и люди с темной кожей – это коренные жители континента. Откуда они пришли сюда и как давно живут здесь, никому неведомо. Они не знали, как возделывать землю, добывать металл, разводить животных, изготовлять домашнюю утварь. Сколько аборигенов сейчас? никто точно не знает. Одни говорят – 50 тыс. другие – 80 тыс. узнать нельзя. Да и как узнаешь, если в конституции этой страны до последнего времени было записано: «..при исчислении населения государства, штата или отдельной части аборигены не учитываются.» По сей день аборигены лишены человеческих прав. Их положение ужасно. Как им жить и даже какими они должны быть, решают другие люди. Им платят меньше, чем белым, за равную работу, не дают возможности получить образования, их подвергают дискриминации, лишают земли.
«Об истории создания Канберры» (доп.материал)
12 марта 1913 состоялась закладка мемориального камня, символизирующего, начало строительства. В тот же день австралийской столице было присвоено название «Канберра», что в переводе с языка аборигенов означает «место встречи». С 1927года Канберра стала местопребыванием правительства.
Это своеобразный город. Численность его 250тыс.человек. Это тщательно спланированный город – сад, в парках которого посажены деревья, кустарники из разный районов мира. Это крупнейший научный, и культурный центр страны. Здесь находятся Австралийская академия наук, Академия гуманитарных наук, Австралийский национальный университет, Институт изучения аборигенов, Национальная библиотека.
3. Хозяйство представлено
1) Горнодобывающая промышленность
(Австралия относится к числу великих горнодобывающих держав мира.)
Входит в первую тройку стран по добыче угля, железной руды бокситов, урана, золота, алмазов.
Чтение доп. материала №31 стр. 236
2)Сельскохозяйственное производство
- Австралия занимает первое место в мире по поголовью овец (130 млн. или по 7 голов на каждого жителя страны), производству и экспорту шерсти. Она занимает значительное место в мировом производстве и торговле пшеницей, мясом, сахаром, фруктами, вином.
Овец – мериносов содержат на крупных и очень крупных фермах – овцеводческих станциях («шипстейшнз»)
Чтение доп. мат-ла №32 стр.236
4. Внутренние различия. (самостоятельное изучение уч-ся материала стр.231) Вопросы для беседы:
- Назовите главный экономический район Австралии? (Юго-Восточный)
- Перечислите особенности Юго-Восточного района?
(раньше других колонизован, концентрирует 70% всего населения, основная часть промышленного и с/х производства, перевозок грузов, пассажиров)
- Назовите крупнейшие города Юго-Восточного района: Сидней (административный центр штата Новый Южный Уэльс, Мельбурн – центр штата Виктория)
Канберра – построена для выполнения столичных функций
- Охарактеризуйте северо-восточное южное и юго-западное побережье. (более освоены); внутренние и северные районы либо слабо заселены, либо вовсе безлюдны.
II. Закрепление изученного
Вопросы для беседы:
- С каким материком – страной вы познакомились?
- Что представляет собой Австралия по государственному строю? (федеративное государство в составе Содружества, возглавляемого Великобританией)
-Что собою представляет население Австралии? (потомки переселенцев, современные иммигранты)
- Какими двумя группами отраслей представлено хозяйство Австралии?
(горнодобывающая пр-ть, с/х производство)
III. Итоги урока.
IV. Домашнее задание стр. 230-231. Учебник В. П. Максаковского География 10-11 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"
Цели настоящей методической разработки: Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...
Технологическая карта урока русского языка в 6-м классе. Тема урока - "Повторение по теме Имя числительное".
Тема: «Повторение по теме «Имя числительное» Тип урока: урок общеметодологической направленностиВид урока: урок-совершенствование...
План урока теоретического обучения по профессии "Маляр" по дисциплине Технология малярных работ. Тема программы: Общие сведения о малярных работах Тема урока: Компоненты малярных составов
План урока теоретического обучения по дисциплине : Технология малярных работ.Тема урока: Компоненты малярных составов...
Методическая разработка урока теоретического обучения.Тема программы. Тема 1.2.Моделирование и композиция причесок 2. Тема урока. Компоненты: форма и силуэт
Пояснительная записка к уроку по теме «Компоненты композиции: форма и силуэт» . Данная презентация может быть использована в качестве наглядного пособия при изучении темы «Компо...
Тема 2.1. Раздел 2. Химия. Органическая химия Тема:«Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений» Тема урока:"Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова."
.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ А.М. БУТЛЕРОВА1 ПОЛОЖЕНИЕ: Атомы в молекулах соединены друг с другом в определенной последовательности со...
Методическая разработка открытого урока по учебной практике Тема урока: «Прикрепление деталей низа обуви (туфли домашние)» Тип урока: «Урок изучения и применения технологических опера-ций при прикреплении деталей низа обуви туфель домашних»
Пояснительная записка Открытый урок практического обучения по теме: «Прикрепление деталей низа обуви (туфли домашние)»....
Открытый урок по дисциплине: «Технология изготовления обуви» Тема урока: «Швы, виды швов. Технологические нормативы» Тип урока: «Урок изучения технологических нормативов»
Открытый урок по дисциплине: «Технология изготовления обуви»Тема урока: «Швы, виды швов. Технологические нормативы»Тип урока: «Урок изучения технологических норматив...