ФОСы по биологии для автомехаников
тест на тему
Предварительный просмотр:
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Березовский филиал краевого государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Емельяновский дорожно-строительный техникум»
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХСРЕДСТВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ОУД. 11 БИОЛОГИЯ »
по профессиям среднего профессионального образования:
23.01.03 Автомеханик. 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) 35.01.13 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства
Рассмотрено на заседании МО____________________ Протокол № ____________ От «___»__________20___г., Председатель МО _________/______________ (подпись) И.О.Фамилия
Березовка 20____г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения 3 – 4 стр
2. Паспорт фонда оценочных средств
Таблица 1 – оценочные средства 5 – 6 стр Таблица 2 – график контроля внеаудиторной самостоятельной работы 6 – 7 стр
3. Контрольно – оценочные средства текущего контроля
Практические и лабораторные работы (критерии оценки) Тестовые задания (критерии оценки) 7 – 23 стр Вопросы для текущего контроля (критерии оценки) 23 – 26 стр
4. Контрольно – оценочные средства внеаудиторной самостоятельной работы и критерии оценок 26 – 27 стр
5. Контрольно – оценочные средства промежуточной аттестации и критерии оценок 27 – 39 стр
6. Литература 39 – 40 стр
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Результатом освоения учебной дисциплины «Биология» являются освоенные умения и усвоенные знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. Форма промежуточной аттестации по учебной дисциплине в форме дифференцированного зачета.
Итогом дифференцированного зачета является качественная оценка в баллах от 1 до 5.
Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке:
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
Л 1 − сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно- научной картине мира;
Л 2 − понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека; Л 3 − способность использовать знания о современной естественно - научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
Л 4 − владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
Л 5 − способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
Л 6 − готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
Л 7 − обладание навыками безопасной работы во время проектно исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
Л 8 − способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
Л 9 − готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
• метапредметных:
М 1 − осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
М 2 − повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
М 3 − способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
М 4 − способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
М 5 − умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
М 6 − способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
М 7 − способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
М 8 − способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
• предметных:
П 1 − сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;
П 2 − владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
П 3 − владение основными методами научного познания, используемыми при
биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, из-
мерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных
изменений в природе;
П 4 − сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
П 5 − сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
Выпускник, освоивший ППКРС (программу подготовки квалифицированных рабочих и служащих) СПО (среднего профессионального образования) должен обладать: Общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
2. ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО БИОЛОГИИ
Таблица 1. Оценочные средства учебной дисциплины
№ п/п | Вид контроля | Курс/ семестр | Контролируемые разделы (темы) | Наименование оценочного средства | Краткая характеристика оценочного средства | Представление оценочного средства в ФОС |
1 | текущий | 1/1 | Учение о клетке. | Тестовые задания. Устные ответы. Составление конспектов | Химическая организация клетки. Строение и функции клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Деление клетки. | Тестовые задания. |
2 | текущий | 1/1 | Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | Тестовые задания. Устные ответы. Составление конспектов | Бесполое и половое размножение. Образование половых клеток и оплодотворение. Мейоз. Индивидуальное развитие организма.Эмбриональный этап онтогенеза. Постэмбриональное развитие. | Тестовые задания. |
3 | текущий | 1/1 | Основы генетики и селекции. | Тестовые задания. Устные ответы. Составление конспектов | Закономерности наследственности. Законы Менделя. Генетика пола. Взаимодействие генов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генетика человека и медицина. Генетика популяций. Основы селекции. | Тестовые задания. |
4 | текущий | 1/2 | Эволюционное учение. | Тестовые задания. Устные ответы. Составление конспектов | Общая характеристика биологии в додарвиновский период. Эволюционное учение Ч.Дарвина. Микроэволюция. Естественный отбор в природных популяциях. Макроэволюция. | Тестовые задания. |
5 | текущий | 1/2 | История развития жизни на земле. | Тестовые задания. Устные ответы. Составление конспектов | Многообразие живого мира. Возникновение жизни на Земле. Доказательства родства человека и животных. Основне этапы эволюции человека. Расы человека. | Тестовые задания. |
6 | текущий | 1/2 | Основы экологии. | Тестовые задания. Устные ответы. Составление конспектов | Экология видов и сообществ с окружающей средой. Абиотические факторы. Биотические факторы. Изменения в биогеоценозах. Гомеостаз экосистем. Взаимодействия в экосистеме. | Тестовые задания. |
7 | текущий | 1/2 | Бионика. | Тестовые задания. | Бионика. | Тестовые задания. |
Таблица 2. График контроля внеаудиторной самостоятельной работы.
Раздел по дисциплине (кол-во часов) | Тема для самостоятельной работы | Наименование, вид задания | Количество часов | Сроки предоставления |
Учение о клетке. | Органические и неорганические вещества клетки живых организмов. | реферат | 1 | к следующему занятию |
Прокариотические и эукариотические клетки. | конспект | 1 | к следующему занятию | |
Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) | доклад | 1 | к следующему занятию | |
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | реферат | 1 | к следующему занятию | |
Жизненный цикл клетки. | реферат | 1 | к следующему занятию | |
Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов | Многоообразие организмов. | реферат | 1 | к следующему занятию |
Индивидуальное развитие организма. | реферат | 1 | к следующему занятию | |
Индивидуальное развитие человека. | реферат | 1 | к следующему занятию | |
Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. | реферат | 1 | к следующему занятию | |
Причины нарушений в развитии организмов. | реферат | 1 | к следующему занятию | |
Основы генетики и селекции | Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. | конспект | 1 | к следующему занятию |
Клонирование животных (проблемы клонирования человека). | доклад | 1 | к следующему занятию | |
Мутации. | реферат | 1 | к следующему занятию | |
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. | реферат | 1 | к следующему занятию | |
Наследственные болезни человека. | реферат | 1 | к следующему занятию | |
Эволюционное учение | Адаптивные особенности организмов, их относительный характер. | конспект | 1 | к следующему занятию |
Эволюционное древо растительного мира. | реферат | 1 | к следующему занятию | |
Человеческие расы. | доклад | 1 | к следующему занятию | |
Представители редких и исчезающих видов растений и животных. | реферат | 1 | к следующему занятию | |
Эволюционное древо животного мира. | доклад | 1 | к следующему занятию | |
Основы экологии | Экологические факторы и их влияние на организмы | конспект | 1 | к следующему занятию |
Ярусность растительного сообщества. | реферат | 1 | к следующему занятию | |
Пищевые цепи и сети в биоценозе. | реферат | 1 | к следующему занятию | |
Экологические пирамиды. | доклад | 1 | к следующему занятию | |
Особо охраняемые природные территории России. | реферат | 1 | к следующему занятию | |
Бионика. | Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и в технике. | конспект | 1 | к следующему занятию |
Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и в технике. | доклад | 1 | к следующему занятию | |
Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных. | реферат | 1 | к следующему занятию |
3.1. ПРАКТИЧЕСКИЕ И ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
3.2. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Тема: Строение клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
1. Как называется микроскопически малая составная часть растения, несущая наследственную информацию, способная к обмену веществ, самопочинке и воспроизведению
А) клетка Б) плод В) семя
2. Особое вещество, которое входит в состав оболочек растительных клеток и придаёт им прочность, называется
А) цитоплазма Б) целлюлоза В) мембрана
3. Тонкая плёнка, которая находится под оболочкой клетки, называется
А) целлюлоза Б) мембрана В) цитоплазма
4. Что сохраняет целостность клетки и придаёт ей форму
А) мембрана Б) целлюлоза В) оболочка
5. Бесцветное вязкое вещество, находящееся внутри клетки, называется
А) целлюлоза Б) цитоплазма В) вакуоль
6. Какая часть клетки содержит наследственную информацию об организме и регулирует процессы жизнедеятельности
А) вакуоль Б) хлоропласт В) ядро
7. Полость, ограниченная мембраной, называется
А) вакуоль Б) ядро В) митохондрия
8. Внутри вакуолей находится
А) вода Б) цитоплазма В) клеточный сок
9. Как называются красящие вещества, которые содержаться в клеточном соке и отвечают за окраску лепестков и других частей растений
А) пигменты Б) вакуоли В) митохондрии
10. Как называются многочисленные мелкие тельца, которые находятся в цитоплазме растительной клетки
А) пластиды Б) вакуоли В) митохондрии
11. Энергетической станцией клетки называют
А) клеточный сок Б) ядро В) митохондрии
12. Какого цвета пластиды в клетках кожицы чешуи лука
А) жёлтые Б) оранжевые В) бесцветные
13. Хлоропласты придают растениям
А) зелёную окраску Б) малиновую окраску В) фиолетовую окраску
14. Как называются особые отверстия в клеточной мембране
А) митохондрии Б) вакуоли В) поры
15. Кто открыл существование клеток в 1665 г.
А) Теодор Шванн Б) Роберт Гук В) Маттиас Шлейден
Эталоны ответов:
1)А 2) Б 3) Б 4) В 5) Б 6) В 7) А 8) В 9) А 10) А 11) В 12) В 13) А 14) В 15) Б
Критерии оценки:
оценка «5» ставится за 14-15 правильно выполненных задания
оценка «4» ставится за 12 правильно выполненные задания
оценка «3» ставится за 9 правильно выполненных задания
оценка «2» ставится за 8 правильно выполненных задания.
Тема: Размножение организмов. Индивидуальное развитие организма.
Индивидуальное развитие человека. 1. Что такое размножение?
а. это процесс воспроизведения организмами себе подобных, обеспечивающий продолжение существования вида;
б. процесс, свойственный только хордовым организмам;
в. процесс, свойственный организмам, кроме простейших, обеспечивающий продолжение существования вида.
2. Назовите типы размножения организмов?
а. половое, спорообразование;
б. половое, бесполое;
в. половое, конъюгация;
г. бесполое, почкование.
3. Что такое половое размножение?
а. процесс, который обеспечивает обмен наследственной информацией и создает условия для наследственной изменчивости. Оно осуществляется путем слияния половых клеток – гамет;
б. процесс, который обеспечивает деление соматических клеток;
в. процесс, который обеспечивает временное взаимодействие двух клеток.
4. Соотнесите типы размножения и их способы?
1. Половое размножение А. Почкование Б. Гаметогамия В. Деление соматических клеток
2. Бесполое размножение Г. Конъюгация Д. Спорообразование
Е. Фрагментация
5. Назовите особые формы размножения? (Выбрать несколько ответов).
а. фрагментация
б. партеногенез
в. копуляция
г. гермафродитизм
6. Что такое митоз?
а. деление соматических клеток
б. деление половых клеток
в. деление соматических и половых клеток
7. Соотнесите фазы митоза и их процессы:
Фазы Процесс
1. Профаза А. Хромосомы располагаются по экватору клетки, образуется двухполюсное веретено деления.
2. Метафаза Б. Исчезает веретено деления. Вокруг разошедшихся хромосом образуются новые ядерные оболочки. Образуются две дочерние клетки.
3. Анафаза В. Хромосомы спирализуются, в результате чего становятся видимыми. Каждая хромосома состоит из двух хроматид. Ядерная оболочка и ядрышко разрушаются. В клетках животных центриоли расходятся к полюсам клетки.
4. Телофаза Г. Центромеры делятся, и хроматиды (дочерние хромосомы) расходятся с помощью нитей веретена деления к полюсам клетки.
8. Что такое мейоз?
а. половое размножение, связано с формированием половых клеток
б. половое размножение, связано с формированием соматических клеток
9. Во время какой фазы происходит кроссинговер (процесс обмена участками гомологичных хромосом)?
а. профаза 1 мейоза
б. профаза 2 мейоза
в. метафаза 1 мейоза
г. профаза митоза
10. Что такое клеточный цикл?
а. период жизни клетки от одного деления до следующего
б. период деления клеток
11. Дайте краткое понятие процессу сперматогенез?
12. Дайте краткое понятие процессу оогенез?
13. Назовите половую клетку по таким признакам: маленький размер, различной формы, подвижна.
а. яйцеклетка
б. сперматозоид
14. Что такое онтогенез?
а. процесс индивидуального развития особи от момента образования зиготы до конца жизни организма
б. процесс индивидуального развития особи от момента образования зиготы до рождения организма
15. Выберите стадии развития зародыша? Расположите их в правильном порядке. (Несколько ответов).
а. дробление
б. зигота
в. гаструла
г. бластоцель
д. нейрула
е. гастроцель
ж. бластула
Эталоны ответов:
1. А 2. Б 3. А 4. 212122 5. б г 6. А 7. Вагб 8. А 9. А 10. а
11. процесс образования половых клеток – сперматозоидов
12. процесс образования половых клеток – оогониев
13. Б 14. А 15. бжвд
Критерии оценки:
оценка «5» ставится за 14-15 правильно выполненных задания
оценка «4» ставится за 12 правильно выполненные задания
оценка «3» ставится за 9 правильно выполненных задания
оценка «2» ставится за 8 правильно выполненных задания.
Тест по теме «Основы генетики и селекции»
Вариант 11 Каков генотип белой крольчихи (белая окраска шерсти - рецессивный признак)?
- АА
- Аа
- аа
2 Сорта гамет, образующиеся при мейозе диплоидной клетки гетерозиготного родителя (АаВв)
- Аа,Вв,АВ,Ав
- АВ,Ав,аВ,ав
- А, а, В, в
3 Муж и жена имеют вьющиеся (А) и темные (В) волосы. У них родился ребёнок с кудрявыми (А) и светлыми (в) волосами. Каковы возможные генотипы родителей 1. ААВв 2.АаВв 3.Аавв
4 Сколько фенотипов гороха наблюдал Мендель во втором поколении при дигибридном скрещивании гороха?
- 2
- 3
- 4
5 Что такое гомогаметный пол?
- Женский
- Мужской
6 Какие болезни не наследуются?
- Дальтонизм
- Гемофилия
- Анемия
- При изучении нуклеотидного состава ДНК были выявлены
следующие закономерности:
а) А = Т, Г = Ц б) А + Г = Т+Ц
в) А = Т; Г = Ц; А + Г = Т+Ц г) А = Т;Г = Ц;Ц + Г = А + Т
8. Дигетерозиготу обозначают символами
а) Ааввсс б) ааВВсс в) АаВв г) ААВв
9. Если один из родителей имеет IV группу крови, то у потомков может быть
а) I, II, III, IV группы крови б) II, III, IV группы крови
в) только II и III группы крови г) только IV группы крови
10. Водный лютик формирует погруженные в воду сильно изрезанные
листья и надводные листья с менее расчлененной листовой
пластинкой, это пример ... изменчивости.
а) комбинативной б) модификационной
в) мутационной г) соотносительной
Вариант 2
1 Допишите предложенные формулировки символами:
- Доминантный ген…
- Рецессивный ген…
- Гомозигота…
- Гетерозигота…
- Дигетерозигота…
2 Что такое гетерогаметный пол?
- Женский
- Мужской
3 Какие болезни передаются по наследству?
- Сколиоз
- Гемофилия
- Анемия
4 Муж и жена имеют карие глаза (А) и темные (В) волосы. У них родился ребёнок с карими глазами (А) и светлыми (в) волосами. Каковы возможные генотипы родителей
- ААВв
- АаВв
- Аавв
5 Растение, выросшее из зеленой горошины, зацвело и после самоопыления дало семена. Каковы генотип и фенотип этих семян?
- АА
- аа
- Аа
6 Сколько хромосом в половой клетке человека?
- 23
- 46
- 22
7. Если в кодирующей белок последовательности ДНК имеется триплет
ТАЦ, то соответствующий ему антикодон на т-РНК будет иметь
последовательность, а) УАЦ б) ТАЦ в) АУГ г) АТТ
8. Дигомозиготу обозначают символами
а) ААВВ б) АаВв в) АаВВ г) ААВв
9. При моногибридном скрещивании гетерозигот и промежуточном
характере наследования число возможных генотипов и фенотипов
соответственно равно
а)2иЗ б)ЗиЗ в)2и2 г)3и2
Тест по теме «Эволюционное учение»
Вариант 1
1. Первое определение в науке понятию «вид» дал:
а) Дж. Рей б) К. Линней в) Ж. Б. Ламарк г) Ч. Дарвин 2. Основной направляющий фактор эволюции, по Дарвину:
а) наследственность б) изменчивость в) естественный отбор
в) борьба за существование
3. Наиболее острая форма борьбы за существование:
а) межвидовая б) внутривидовая в) с условиями неорганической природы
г) межвидовая и внутривидовая
4. Элементарная единица эволюции:
а) отдельный вид б) совокупность видов, объединенных родством
в) отдельная популяция какого-либо вида
г) отдельная особь
5. Миграции особей популяции как фактор эволюции приводит к:
а) расселению особей на новые территории,
б) уменьшению или увеличению численности популяции
в) обновлению генофонда популяции, либо образованию новой популяции
г) распаду родительской популяции на несколько более мелких дочерних популяций
6. Наиболее эффективной преградой для свободного скрещивания особей популяций выступает изоляция:
а) географическая б) генетическая в) экологическая г) этологическая
7. Учение о формах естественного отбора в популяциях организмов разработал:
а) Ч. Дарвин б) А. Северцов в) И. Шмальгаузен г) С. Четвериков
8. Пример покровительственной окраски:
а) зелёная окраска кузнечика б) зеленая окраска листьев у большинства растений
в) ярко- красная окраска у божьей коровки
г) сходство в окраске брюшка у мухи – журчалки и осы
9. Пример маскировки:
а) зеленая окраска кузнечика б) сходство окраски осы и мухи – журчалки
в) ярко-красная окраска у божьей коровки
г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком
10. Микроэволюция приводит к:
а) изменениям генотипов отдельных особей и обособлении популяций
б) формированию родов, семейств, отрядов
в) изменению генофонда популяций и образованию новых видов
г) возникновению обособленных популяций и образованию географических подвидов и рас
11. По морфологическому критерию птицы отличаются от других хордовых:
а) хромосомным набором б) перьевым покровом в) способностью к полету
г) интенсивным обменом веществ
12. Приспособленность организмов к среде обитания результат:
а) стремления особей к самоусовершенствованию
б) деятельности человека в) модификационной изменчивости
г) взаимодействия движущих сил эволюции
13. Отбор при котором в популяции сохраняются особи со средней нормой показателя признака, называют
а) стабилизирующим б) движущим в) искусственным г) методическим
14. При распознавании видов двойников учитывается главным образом критерий
а) генетический б) географический в) морфологический г) физиологический
15. в направлении приспособления организмов к среде обитания действует:
А) искусственный отбор б) естественный отбор в) наследственная изменчивость
Г) борьба за существование
16. сохранение фенотипа особей в популяции в длительном ряду поколений является следствием:
А) дрейфа генов б) движущей формой отбора в) стабилизирующей формы отбора
Г) мутационногопроцесса.
Задание В-1
Установите соответствие между причинами и способами видообразования
Причины видообразования Способы видообразования
-----------------------------------------------------------------------------------------------
1 расширение ареала исходного А) географическое вида
2 стабильность ареала исходного Б) Экологическое
вида
3. разделение ареала вида
различными преградами
4. \многообразие изменчивости
особей внутри ареала
5. мноообразие местообитаний в пределах стабильного ареала
Вариант 2
1. Область распространения северного оленя в зоне тундры - это критерий:
а) экологический б) генетический в) морфологический г) географический
2. Исходным материалом для естественного отбора является:
а) модификационная изменчивость б) наследственная изменчивость
в) борьба особей за выживание
г) приспособленность популяций к среде обитания
3. Численность волков может быть ограничивающим фактором для
а) зайцев- русаков б) соболей в) медведей г) лисиц
4. Наиболее остро борьба за существование происходит между
а) особями одного вида б) особями одного рода
в) популяциями разных видов г) популяциями и условиями среды
5. Единица эволюции видов в природе:
а) порода б) популяция в) сорт г) отряд
6. Какой морфологический критерий характерен для земноводных:
а) пятипалый тип конечности б) глаза, прикрытые веками в) голая слизистая кожа
г) роговой покров чешуи
7. в направлении приспособления организмов к среде обитания действует
а) искусственный отбор б) естественный в) наследственная изменчивость
г) борьба за существование.
8. Направляющим фактором эволюции является
а) естественный отбор б) наследственная изменчивость
в) географическая изоляция в) дрейф генов
9. Исходная единица систематики организмов:
а) вид б) род в) популяция г) отдельная особь
10. Следствием изоляции популяции является
а) миграция особей на соседнюю территорию
б) нарушение их полового состава в) близкородственное скрещивание
г) нарушение их возрастного состава
11. пример мимикрии:
А) зеленая окраска у кузнечика б) ярко-красная окраска божьей коровки
В) сходство в окраске брюшка у мухи- журчалки и осы
Г) сходство в окраске и форме тела гусеницы и сучка.
12. Согласно взглядам Ч. Дарвина, естественный отбор приводит к:
А) выживанию в поколениях наиболее приспособленных особей
Б) гибели в поколениях наименее приспособленных особей
В) возникновению приспособленности у организмов к условиям существования
Г) изменчивости, представляющей материал для развития приспособленности
13. Основатель научной систематики (классификации)
А) Дж. Рей б) К.Линней в) Ж.Б.Ламарк г) Ч. Дарвин
14.Пример предостерегающей окраски
А) ярко-красная окраска у цветка розы б) ярко-красная окраска у божьей коровки
В) сходство в окраске съедобной и несъедобной бабочек.
Г) игольчатая форма рыбы иглы
15. С позиций эволюционного учения Ч.Дарвина любое приспособление организмов является результатом
А) дрейфа генов б) изоляции в) искусственного отбора г) естественного отбора
16. В основе эволюционной теории Ч. Дарвина лежит учение о
А) дивергенции б) естественном отборе в) дегенерации г) искусственном отборе
Задание В-1
Установите соответствие между признаками голого слизня и критериями вида, для которых они характерны.
Признаки голого слизня критерии вида
1.обитает в огородах и садах А) морфологический
2. раковина отсутствует
3. тело мягкое мускулистое Б) экологический
4. питается мягкими тканями
наземных растений
5. органы чувств – две
пары щупалец
6. ведёт наземный образ жизни
Тест «Развитие жизни на Земле».
Вариант 1
А1.Жизнь на Земле возникла:
1)первоначально на суше.
2)первоначально в океане.
3)на границе суши и океана.
4)одновременно на суше и в океане.
А2.Первые живые организмы, появившиеся на Земле по способу питания и дыхания были:
1)аэробными автотрофами.
2)анаэробными автотрофами.
3)аэробными гетеротрофами.
4)анаэробными гетеротрофами.
А3.Организмы, появившиеся на Земле при истощении запаса синтезированных абиогенным путем органических веществ, по способу дыхания и способу питания были:
1)аэробными автотрофами 3)анаэробными автотрофами
2)аэробными гетеротрофами 4)анаэробными гетеротрофами
А4.Началом биологической эволюции жизни на Земле принято считать момент возникновения первых:
1)органических веществ 3)одноклеточных прокариотических организмов
2)коацерватных капель из органических веществ 4)одноклеточных эукариотических организмов
А5.Правильная геохронологическая последовательность эр в истории Земли следующая:
1)архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой
2)протерозой, архей, палеозой, мезозой, кайнозой
3)архей, палеозой, протерозой, кайнозой, мезозой
4)кайнозой, мезозой, палеозой, протерозой, архей
А6.С момента появления первых живых организмов прошло, в млрд. лет:
1)около 5 3)около 2.5
2)около 3.5 4)около 1.5
А7.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в архее:
1)выход растений на сушу 3)появление и расцвет прокариот
2)появление и расцвет эукариот 4)появление многоклеточных животных
А8.Деятельность живых организмов в протерозое привела к:
1)образованию почвы 3)поглощению кислорода из атмосферы
2)накоплению в атмосфере кислорода 4)поднятию суши и образованию материков
А9.Выходу растений на сушу в раннем палеозое предшествовало:
1)формирование озонового экрана
2)насыщение атмосферы кислородом
3)насыщение атмосферы углекислым газом
4)появление и развитие у них проводящей ткани
А10.Галвное эволюционное событие в развитии органического мира в позднем палеозое (девон, карбон, пермь) :
1)Выход первых растений (псилофитов) на сушу
2)выход первых беспозвоночных животных на сушу
3)выход первых позвоночных (стегоцефалов) на сушу
4)расцвет в морях многоклеточных водорослей и костных рыб
А11.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в конце мезозоя (мел) :
1)Расцвет водорослей и пресмыкающихся
2)появление голосеменных и первых птиц
3)появление покрытосеменных и высших млекопитающих
4)расцвет пресмыкающихся и появление первых млекопитающих
А12.Господствующее положение птиц в эволюции органического мира связано с их:
1)Относительно крупными размерами тела
2)высокой плодовитостью и заботой о потомстве
3)теплокровностью и крупным головным мозгом
4)приспособленностью к разным способам размножения
А13.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в начале кайнозоя (палеоген, неоген или третичный период) :
1)господство насекомых и голосеменных
2)появление первых млекопитающих птиц
3)господство покрытосеменных и появление приматов
4)расцвет пресмыкающихся и появление покрытосеменных
Ответы:
А1-2
А2- 3
А3- 3
А4-3
А5- 1
А6- 2
А7-3
А8- 2
А9-4
А10-3
А11-3
А12- 3
А13-3
Вариант 2
А1.Жизнь на Земле возникла:
1)первоначально на суше
2)первоначально в океане
3)на границе суши и океана
4)одновременно на суше и в океане
А2.Первые живые организмы, появившиеся на Земле по способу питания и дыхания были:
1)аэробными автотрофами.
2)анаэробными автотрофами.
3)аэробными гетеротрофами.
4)анаэробными гетеротрофами.
А3.При истощении запаса синтезированных абиогенным путем органических веществ, на Земле появились организмы по способу питания и по способу питания:
1)аэробными автотрофами.
2)анаэробными автотрофами.
3)аэробными гетеротрофами.
4)анаэробными гетеротрофами.
А4.Крупнейшим ароморфозом, оказавшим существенное воздействие на ранние этапы эволюции жизни на Земле, было:
1)появление прокариот
2)появление эукариот
3)возникновение фотосинтеза у прокариот
4)возникновение дыхания у эукариот
А5.Самая древняя из перечисленных в истории Земли эра:
1)архей
2)палеозой
3)мезозой
4)протерозой
А6.С момента выхода первых живых организмов на сушу прошло, в млрд лет:
1)около 3,5
2)около 1,5
3)около 2,5
4)около 0,5
А7.Основные организмы, существовавшие на Земле в архее:
1)бактерии и сине-зеленые водоросли (цианобактерии)
2)многоклеточные водоросли и кишечнополостные
3)коралловые полипы и многоклеточные водоросли
4)морские беспозвоночные животные и водоросли
А8.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в протерозое:
1)выход растений на сушу
2)выход многоклеточных животных на сушу
3)появление и расцвет эукариот (зеленых водорослей)
4)появление и расцвет прокариот (сине-зеленых водорослей)
А9.Основные организмы, существовавшие на Земле в раннем палеозое (кембрий, ордовик, силур) :
1)Костные рыбы, насекомые и водоросли
2)трилобиты, панцирные рыбы и водоросли
3)кораллы, хрящевые рыбы и споровые растения
4)хрящевые рыбы, насекомые и споровые растения
А10.Основные организмы, существовавшие на Земле в позднем палеозое (девон, карбон, пермь) :
1)хрящевые рыбы, трилобиты и водоросли
2)панцирные рыбы, трилобиты и папоротникообразные
3)хрящевые и костные рыбы, насекомые и папоротникообразные
4)панцирные и хрящевые рыбы, пресмыкающиеся и голосеменные
А11.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в середине мезозоя (юра)
1)господство голосеменных и появление первых птиц
2)расцвет папоротникообразных и появление голосеменных
3)расцвет земноводных и появление первых млекопитающих
4)появление папоротникообразных и расцвет пресмыкающихся
А12.Господствующее положение млекопитающих в эволюции органического мира связано с их:
1)относительно крупными размерами тела
2)высокой плодовитостью и заботой о потомстве
3) теплокровностью и внутриутробным развитием
4)приспособленностью к разным способам размножения
А13.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в середине кайнозоя (неоген) :
1)господство млекопитающих, птиц и насекомых
2)вымирание пресмыкающихся и появление птиц
3)господство голосеменных и вымирание пресмыкающихся
4)появление первых млекопитающих и вымирание пресмыкающихся
.
Ответы:
А1-2
А2- 4
А3- 2
А4-3
А5- 1
А6- 4
А7-1
А8- 3
А9-2
А10-3
А11-1
А12- 3
А13-1
Выполнение тестовых заданий.
Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания «дополните предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно. Как правило, на одно задание с выбором ответа приходится около минуты, а на составление свободного ответа – около трёх минут. Пример открытого теста: прочитайте текст, заполните пропущенные места. «В хлоропластах зеленых растений поглощается …, выделяется … и образуется … только на свету. При дыхании растений и в темноте, и на свету поглощается … и выделяется …» (3).
Оптимально на одной контрольной работе дать 25 заданий:
(20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом).
Критерии оценок: «5»: 16 + 4 (80 – 100 % от общего числа баллов)
«4»: 14 + 3 (70 - 75 %)
«3»: 12 + 0 или 10+2 (50 - 65 %).
Здесь возможны варианты, поэтому лучше ориентироваться по процентам.
5 Критерии оценивания письменной работы и отдельных тестовых заданий
5.1 Тест оценивается по 5-тибалльной шкале следующим образом: за правильный ответ студент получает 1 балл, за неправильный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
5.2 Оценка «5» (отлично) выставляется за 85-100% правильных ответов.
Оценка «4» (хорошо) выставляется за 65-84% правильных ответов.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется за 50-64% правильных ответов.
Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется, если количество правильных ответов менее 50%.
3.3 ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Белки, аминокислоты, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты. ДНК, РНК, АТФ. Цитоплазма, органоиды клетки. Вирусы. Пластический, энергетический обмен. Митоз. Яйцеклетка, сперматозоид, зигота. Мейоз, фазы мейоза. Оплодотворение, онтогенез. Дробление зиготы, гаструляция, органогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Генетика, селекция. Законы Менделя, доминирование, гибриды, рецессивность, ген, фенотип, генотип, аллели, гаметы, скрещивание, хромосомы. Изменчивость, модификации. Наследование признаков сцепленных с полом. Мутации. Одомашнивание, окультуривание. И.В.Мичурин. Труды Аристотеля, и других ученых. Эпоха Возрождения. Предшественники Дарвинизма. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина. Микроэволюция, естественный отбор, макроэволюция. Видообразование. Систематика, формы жизни. Гипотезы панспермии и биохимической эволюции. Этапы эволюции человека, древние и современные люди. Расы человека. Атавизмы, эволюционное древо. Экологические факторы, экологические системы, цепи питания, биогеоценоз. Циклические изменения, гомеостаз экосистем, симбиоз и его формы, межвидовые взаимоотношения. Бионика.
Критерии оценки
Результаты текущего контроля оцениваются по 5 балльной шкале и регистрируются в журнале.
Для оценки результатов текущего контроля выбраны следующие критерии:
Устный опрос.
«5» Ставится за полный исчерпывающий ответ по всем вопросам.
обучающийся должен:
- последовательно излагать конкретный материал;
- уметь анализировать, обобщать, выявлять связи между биологическими процессами и явлениями;
- знать систематические категории растений и животных;
- знать основы анатомии и физиологии человека;
- показывать связь биологии с медициной и другими науками.
«4» Ставится за полный ответ, в котором допускаются отдельные неточности, обучающийся не даёт полного ответа на дополнительные вопросы, затрудняется в обосновании биологических процессов и явлений.
«3» Ставится студенту, который неполно отвечает, как на основные, так и на дополнительные вопросы (недостаточно или полностью не раскрыт один вопрос, есть неточности, непоследовательно излагает материал, не умеет анализировать и обобщать).
«2» Ставится студенту, который не знает программного материала, не правильно отвечает на поставленные вопросы, допускает существенные ошибки в ответе.
«1» Ставится студенту, который ничего не ответил
Самостоятельная работа в тетради с использованием учебника.
Выполните задания:
а) можно ли ответить на вопрос: в чём положительное и отрицательное значение простейших в природе? Ответ обоснуйте.
б) заполните таблицу: «Значение одноклеточных животных»
Названия животных значение
в) * почему эти маленькие, древние, примитивные животные – одноклеточные – не вымерли до сих пор и не съедены полностью более крупными животными? (задание повышенной сложности)
Ваша оценка: «5» —выполнил все три задания
«4» – выполнил первое и второе задание
«3» – правильно выполнил только половину обязательной
части заданий (т.е. 1-е или 2-е)
«2» – в каждом задании много ошибок (больше, чем
правильных ответов).
Устные задания со свободным ответом.
Учитывая то, что многие обучающиеся плохо владеют письменной речью, излагают свои мысли пространно, часто не по существу, следует предлагать вопросы, требующие ответа, состоящего из трёх – шести фраз. В ходе текущей проверки знаний важно анализировать ответы обучающихся в группе, обращать внимание на их недостатки, показывать образцы лучших ответов, проводить обмен работами для их анализа самими обучающимися.
Одно и то же задание может быть выполнено с разной глубиной и полнотой, на репродуктивном и творческом уровнях. Например, в соответствии с требованиями студенты должны уметь характеризовать фотосинтез и его роль в природе. Один студент может дать определение фотосинтеза, назвать исходные и конечные продукты, отметить роль хлоропластов в фотосинтезе, его роль в природе. При этом он лишь воспроизведет знания. Другой студент, дополнительно к изложенному выше, рассказывает о процессах, происходящих в световую и темновую фазы фотосинтеза, о строении хлоропластов и гран, о размещении на них хлорофилла и ферментов, о космической роли растений. В ответе проявляются более глубокие знания.
Ответ первого студента в соответствии с эталоном характеризует нижнюю границу знаний и поэтому оценивается удовлетворительной отметкой. Второй ответ характеризует более высокий уровень знаний ученика и оценивается более высокой отметкой (2). Но опять - таки это на усмотрение учителя, исходя из требований программы.
Составление опорно-схематичного конспекта (ОСК)
Перед обучающимися ставится задача научиться «сворачивать» конспекты до отдельных слов (словосочетаний), делать схемы с максимальным числом логических связей между понятиями. Работа эта крайне сложная, индивидуальная. Помощь в создании ОСК окажут критерии оценивания ОСК.
Критерии оценивания ОСК по составлению:
Полнота использования учебного материала.
Объём ОСК (для 10 –11 классов один лист формата А 4).
Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями).
Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость ОСК).
Грамотность (терминологическая и орфографическая).
Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы.
Самостоятельность при составлении.
4. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «биология» являются:
- уровень освоения обучающимся учебного материала;
- умения обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность общеучебных умений;
- умения обучающегося активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями;
- умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
- умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
- умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
- умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.
Критерии оценивания
Воспроизводящий уровень, т.е. уровень стандарта: выписки понятий, определений; пересказ, узнавание в нем изученных фактов, событий, явлений, составление плана. Эта работа оценивается на "3".
Преобразующий уровень: рассказ по документу, сопровождающийся анализом текста; выделение основной идеи текста; самостоятельный отбор фактов, идей, привлечение их для раскрытия темы; составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовой таблицы, схемы. Эта работа оценивается на "4".
Творческо-поисковой уровень: осмысление и сопоставление точек зрения, положений документа; выявление линий сравнения изучаемых явлений; составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применение теоретических положений для доказательства, аргументации своей точки зрения; обсуждение дискуссионных проблем, поисковая деятельность по сбору материала, написание творческой работы, эссе. Эта работа оценивается на "5".
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Дифференцированный зачёт
Вариант 1
Обязательная часть
1. Для обнаружения изменений, происходящих с хромосомами в клетках в процессе митоза, используется метод
- микроскопии
- пересадки генов
- меченых атомов
- центрифугирования
2. В клетке происходит синтез и расщепление органических веществ, поэтому ее называют единицей
- строения
- жизнедеятельности
- роста
- размножения
3. Дезоксирибоза является составной частью молекулы
- аминокислоты
- белка
- иРНК
- ДНК
4. Сколько хромосом находится в половых клетках мух дрозофил, если её соматические клетка содержат по 8 хромосом?
- 12
- 4
- 8
- 10
5. Какие организмы синтезируют свою ДНК и белки из нуклеотидов и аминокислот клетки хозяина?
- Бактерии
- Дрожжи
- Вирусы
- Простейшие
6. Индивидуальное развитие любого организма от момента оплодотворения до завершения жизнедеятельности – это
- филогенез
- онтогенез
- партеногенез
- эмбриогенез
7. Сколько типов гамет может образоваться в результате нормального гаметогенеза у особи с генотипом AaBb при независимом наследовании признаков?
- один
- два
- три
- четыре
8. Каков генотип родителей, если при анализирующем скрещивании наблюдалось соотношение фенотипов 1:1?
- Аа и аа
- Аа и Аа
- АА и аа
- Аа и АА
9. Изменение окраски шерсти зайца – русака осенью и весной – это пример проявления изменчивости
- мутационный
- комбинативной
- генотипической
- модификационной
10. Одна из причин приспособления бактерий к выживанию состоит в том, что они
- в неблагоприятных условиях превращаются в споры
- питаются готовыми органическими веществами
- используют в процессе дыхания кислород
- живут в кислородной среде
11. Из оплодотворённой яйцеклетки растения образуется
- семя
- зародыш
- эндосперм
- околоплодник
12. Растения какой группы участвовали в образовании залежей каменного угля?
- моховидные
- папоротники
- цветковые
- древние водоросли
13. Генетическое единство популяции животных поддерживается
- широким расселением особей
- свободным скрещиванием её особей
- саморегуляцией
- пищевыми связями
14.Резкое возрастание численности особей в популяции, при котором возникает недостаток ресурсов, приводит к
- обострению борьбы за существование
- появлению мутаций
- возникновению модификаций
- появлению комбинативной изменчивости
15. Почему кактусы выживают в условиях пустыни?
- у них приостанавливается фотосинтез
- их корни глубоко уходят в почву
- они запасают воду в видоизменённых стеблях
- у них активизируется дыхание
16. Основные ароморфозы земноводных, позволившие им выйти на сушу -
- образование плавательных перепонок на лапах
- разделение кругов кровообращения, дыхание лёгкими
- развитие органов обоняния и осязания
- развитие поперечной мускулатуры и хорды
17. К биотическим факторам среды относят
- создание людьми заповедников
- разлив рек при помощи половодья
- обгрызание зайцами коры деревьев
- поднятие грунтовых вод
18. Ферменты лизосом вначале накапливаются в
- комплексе Гольджи
- клеточном центре
- пластидах
- митохондриях
19. Дочерние хроматиды в процессе мейоза расходятся к полюсам клетки в
1) метафазе первого деления
2) профазе второго деления
3) анафазе второго деления
4) телофазе первого деления
20. Белок состоит из 150 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов содержит участок гена, в котором закодирована первичная структура этого белка?
- 75
- 150
- 300
- 450
Дополнительная часть
21. Чем пластический обмен отличается от энергетического?
- энергия сохраняется в молекулах АТФ
- энергия, запасённая в молекулах АТФ, расходуется
- синтезируются органические вещества
- происходит расщепление органических веществ
- конечные продукты обмена – углекислый газ и вода
- в результате реакции обмена образуются белки
22. Установите последовательность групп в характеристике систематической принадлежности вида – Камышовый кот, начиная снаибольшей.
- Семейство Кошачьи
- Вид Камышовый кот
- Род Кошки
- Класс Млекопитающих
- Тип Хордовые
- Отряд Хищные
23. Установите хронологическую последовательность форм в антропогенезе.
- человек умелый
- человек прямоходящий
- дриопитек
- человек разумный
24. К каким изменениям в экосистеме озера может привести сокращение численности хищных рыб? Укажите не менее трех изменений.
25. Какое значение имеют мутации для эволюции органического мира?
Укажите не менее трех характеристик.
26. Участок молекулы ДНК имеет следующий состав:
Г-А-Т-Г-А-А-Т-А-Г-Т-Г-Ц-Т-Т-Ц. Перечислите не менее 3-х последствий, к которым может привести случайная замена 7-го нуклеотида тимина (Т) на цитозин (Ц)
Вариант 2
Обязательная часть
1. «Размножение клеток происходит путем их деления…» - положение теории
- онтогенеза
- клеточной
- эволюционной
- мутационной
2. Какую функцию выполняет в клетке эндоплазматическая сеть?
- синтеза ДНК
- синтеза иРНК
- транспорта веществ
- образования рибосом
3. Чем зигота отличается от гаметы?
- двойным набором хромосом
- одинарным набором хромосом
- образуется в результате мейоза
- образуется в результате митоза
4. В состав вирусов и бактерий входят
- нуклеиновые кислоты
- глюкоза и жиры
- крахмал и АТФ
- вода и минеральные соли
5. Сходство зародышевого развития позвоночных животных свидетельствует об их
- способности к обмену веществ
- зависимости от окружающей среды
- клеточном строении
- родстве
6. Какие виды гамет образуются у организма с генотипом AaBb при независимом наследовании генов?
- AB, ab
- Aa, Bb
- AB, Ab, aB, ab
- AA, Bb, Aa, BB
7. Появление черной окраски у семян у многих злаков (ржи, пшеницы, ячменя и др.) может служить иллюстрацией
- правила экологической пирамиды
- закона гомологических рядов и наследственной изменчивости
- гипотезы частоты гамет
- синтетической теории эволюции
8. Особей относят к одному виду, если
- они имеют одинаковый набор хромосом
- между ними устанавливаются биотические связи
- они обитают в одной среде
- у них возникают разнообразные мутации
9. Разнообразие видов растений и животных в природе возникло в результате
- искусственного отбора
- хозяйственной деятельности человека
- действия движущих сил эволюции
- модификационной изменчивости
10. Развитие организмов из одной клетки – свидетельство
- взаимосвязи организмов и среды обитания
- единства органического мира
- единства живой и неживой природы
- многообразия органического мира
11. Частное изменение в строении особей вида, способствующее приспособлению к определенным условиям среды обитания, называют
- ароморфозом
- дегенерацией
- конвергенцией
- идиоадаптацией
12. Каков характер взаимоотношений организмов разных видов, нуждающихся в одинаковых пищевых ресурсах?
- хищник – жертва
- паразит – хозяин
- конкуренция
- взаимопомощь
13. Поле следует считать агроценозом, так как в нем, в отличие от природного биогеоценоза,
- имеются цепи питания
- преобладают монокультуры
- происходит круговорот веществ
- обитают различные виды
14. Газовая функция живого вещества Земли обусловлена процессами
- дыхания и фотосинтеза
- роста и развития
- минерализации и миграции атомов
- выделения и раздражимости
15. В молекуле ДНК нуклеотиды с тимином составляют 10% от общего числа нуклеотидов. Сколько нуклеотидов с аденином в этой молекуле?
- 10%
- 40%
- 80%
- 90%
16. Наибольшее количество энергии освобождается при расщеплении одной связи в молекуле
- полисахарида
- белка
- глюкозы
- АТФ
17. В селекции животных, в отличие от селекции растений и микроорганизмов, проводят отбор
- искусственный
- массовый
- по экстерьеру
- стабилизирующий
18. Одно из доказательств родства птиц и пресмыкающихся –
- наличие двух пар конечностей
- передвижение по суши с помощью задних конечностей
- сухая кожа, лишённая желёз
- отсутствие зубов, роговой чехол на челюстях
19. Функцию живого вещества, связанную с поглощением организмами из окружающей среды химических элементов и накоплением их в клетках тела, называют
- восстановительной
- окислительной
- концентрационной
- газовой
20. При скрещивании гетерозиготных растений гороха с жёлтыми гладкими семенами и растений с зелёными (а) морщинистыми (b) семенами число фенотипов в потомстве будет ровно
- одному
- двум
- трём
- четырём
Дополнительная часть
21. Какие клеточные структуры содержат ДНК кольцевой формы?
- субъединицы рибосом
- хромосомы ядер
- нуклеотиды бактерий
- микротрубочки цитоскелета
- хлоропласты
- митохондрии
22. Какие особенности развились у китообразных в связи с водным образом жизни?
- рождение детёнышей и выкармливание их молоком
- дыхание атмосферным воздухом
- обтекаемая форма тела
- превращение передних конечностей в ласты
- разделение полости тела диафрагмой
- толстый слой подкожного жира
23. Какие организмы можно отнести к группе продуцентов?
- зелёные растения
- плесневые грибы
- цианобактерии
- растительноядные животные
- красные водоросли
- болезнетворные прокариоты
24. Установите последовательность этапов эволюции растений.
- возникновение псилофитов
- появление многоклеточных водорослей
- появление голосеменных
- возникновение папоротниковидных
- возникновение покрытосеменных
- появление одноклеточных водорослей
25. Объясните, с чем связанно большое разнообразие сумчатых млекопитающих в Австралии и отсутствие их на других континентах.
26. У гороха посевного жёлтая окраска семян доминирует над зеленой, выпуклая форма плодов – над плодами с перетяжкой. При скрещивании растений с жёлтыми выпуклыми плодами с растением, имеющим жёлтые семена и плоды с перетяжкой, получили 63 растения с жёлтыми семенами и выпуклыми подами, 58 – с жёлтыми семенами и плодами с перетяжкой, 18 – с зелёными семенами и выпуклыми плодами и 20 – с зелеными семенами и плодами с перетяжкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните появление различных фенотипических групп.
Вариант 3
Обязательная часть
1. Для живых объектов природы, в отличие от неживых тел, характерно
- преобладание больших размеров
- перемещение в пространстве
- дыхание
- растворение веществ в воде
2. В клетках растений, в отличие от клеток животных и грибов, происходит
- выделение
- питание
- дыхание
- фотосинтез
3. Фаза деления, в которой хроматиды расходятся к полюсам клетки, -
- анафаза
- метафаза профаза телофаза
4. Готовыми органическими веществами питаются организмы
- автотрофы
- гетеротрофы
- хемотрофы
- фототрофы
5. Благодаря непрямому развитию у животных ослабляется конкуренция между
- особями разных видов
- популяциями разных видов
- личинками и взрослыми формами
- взрослыми особями одного вида
6. Как называют особей, образующих один сорт гамет и не дающих расщепления признаков в потомстве
- мутантными
- гетерозисными
- гетерозиготными
- гомозиготными
7. Мутационная изменчивость обусловлена
- перекрёстом хромосом в профазе мейоза
- независимом расхождении хромосом в анафазе мейоза
- изменением структуры генов и хромосом
- сочетанием генов в результате оплодотворения
8. Новые виды в природе возникают в результате взаимодействия
- приспособленности организмов и искусственного отбора
- наследственных и сезонных изменений в природе
- наследственной изменчивости и естественного отбора
- наследственной изменчивости и колебаний численности популяции
9. Благодаря какой форме отбора сохраняются в современной природе кистепёрые рыбы?
- методической
- движущей
- стабилизирующей
- разрывающей
10. Приспособленность травянистых растений к жизни в тундре заключается
- в уменьшении числа листьев в связи с наличием в почве избытка воды
- в повышенном содержании хлорофилла в клетках листьев
- в развитии длинных корней при избытке воды в верхних слоях почвы
- в образовании плодов и семян в короткие сроки
11. Идиоадаптации отражают многообразие приспособлений на уровне
- семейств
- классов
- типов
- отделов
12. Взаимоотношение в природе божьих коровок и тлей характеризуются как
- паразитизм
- взаимопомощь
- симбиоз
- хищничество
13. В водоеме после уничтожения всех хищных рыб наблюдалось сокращение численности растительноядных рыб в следствии
- распространения среди них заболеваний
- уменьшения численности паразитов
- ослабления конкуренции между видами
- сокращения их плодовитости
14. К глобальным изменениям в биосфере может привести
- возросшая численность животных отдельных видов
- опустынивание территорий континентов
- выпадение обильных осадков в регионе
- смена одного сообщества другим в биоценозе
15. В процессе фотосинтеза атомарный водород освобождается за счет расщепления молекул
- воды
- глюкозы
- жиров
- беков
16. Однозначность генетического кода проявляется в кодировании триплетом одной молекулы
- аминокислоты
- полипептида
- АТФ
- нуклеотида
17. Причина образования четырех гаплоидных клеток в процессе мейоза состоит
- в наличии процесса конъюгации хромосом
- в наличии процесса кроссинговера
- в одном удвоении молекул ДНК и двух делениях клетки
- в соединении гомологичных хромосом
18.Определите генотип особи жёлтой фигурной тыквы, если при её самоопылении в F1 расщепление признаков по фенотипу соответствовало 9:3:3:1
- ААВВ
- АаВВ
- AaBb
- AABb
19. Укажите неверное утверждение.
Межвидовая борьба приводит к
- обострению конкуренции между видами
- процветанию конкурирующих видов
- вытеснению угнетенного вида с места обитания
- снижению численности угнетенного вида
20. К биогенным веществам биосферы относят
- скопления гравия
- росу на растениях
- каменный уголь
- вулканический пепел
Дополнительная часть
21. Какие структуры клетки претерпевают наибольшее изменение в процессе митоза?
- ядро
- цитоплазма
- рибосомы
- лизосомы
- клеточный центр
- хромосомы
22. К каким факторам эволюции относят
- кроссинговер
- мутационный процесс
- модификационную изменчивость
- изоляцию
- многообразие видов
- естественный отбор
23.Установите последовательность этапов эмбрионального развития животного.
- появление мезодермы
- формирование двух зародышевых листков
- образование бластомеров
- образование тканей и органов
24. Какую роль играют птицы в биоценозе леса?
Приведите не менее трех характеристик.
25. Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди.
Приведите не менее трех характеристик.
26. Какое деление мейоза сходно с митозом? Объясните, в чем оно выражается и к какому набору хромосом в клетке приводит.
Спецификация письменного дифференцированного зачёта по учебной дисциплине «Биология»
Назначение письменного дифференцированного зачёта
– оценить уровень подготовки студентов по учебной дисциплине «Биология» с целью их итоговой аттестации при получении специальностей технического профиля по программе базовой подготовки в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Биология» для специальностей СПО, рабочей программой учебной дисциплины «Биология» .
1 Содержание письменного дифференцированного зачёта
определяется в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Биология», рабочей программой учебной дисциплины «Биология».
2 Принципы отбора содержания письменного дифференцированного зачёта:
- ориентация на требования к результатам освоения учебной дисциплины «Биология», представленным в рабочей программе учебной дисциплины «Биология»: личностные, межличностные и предметные результаты.
3 Структура письменного дифференцированного зачёта
- Письменный дифференцированный зачёт состоит из обязательной и дополнительной части: обязательная часть содержит 20 заданий, дополнительная часть – 6 заданий.
- Задания дифференцируются по уровню сложности. Обязательная часть включает задания, составляющие необходимый и достаточный минимум усвоения знаний и умений в соответствии с требованиями рабочей программы учебной дисциплины «Биология». Дополнительная часть включает задания более высокого уровня сложности.
- Задания письменного дифференцированного зачёта предлагаются в тестовой форме.
- Варианты письменного дифференцированного зачёта (тестовые задания) равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах дифференцированного зачёта находится тестовое задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.
4 Система оценивания отдельных тестовых заданий и письменного дифференцированного зачёта в целом
4.1 Тест оценивается по 5-тибалльной шкале следующим образом: за правильный ответ студент получает 1 балл, за неправильный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
4.2 Оценка «5» (отлично) выставляется за 85-100% правильных ответов.
Оценка «4» (хорошо) выставляется за 65-84% правильных ответов.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется за 50-64% правильных ответов.
4.3 Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется, если количество правильных ответов менее 50%.
5 Время выполнения письменного дифференцированного зачёта
На выполнение письменного дифференцированного зачёта отводится 90 минут. Среднее время выполнения одного тестового задания обязательной и дополнительной части – 1-3 минуты. Ориентировочное время выполнения – 75 минут.
6. ЛИТЕРАТУРА
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Для студентов
Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. —М., 2014.
Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014.
Лукаткин А. С., Ручин А. Б., Силаева Т. Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. — М., 2014.
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Биология: учебник для студ. Учреждений высш. образования (бакалавриат). — М., 2014.
Никитинская Т. В. Биология: карманный справочник. — М., 2015.
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. — М., 2014.
Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10—11 класс. — М., 2014.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Биология: в 2 т. / под ред. Н. В. Ярыгина. — М., 2010.
Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В. В. Маркиной. — М., 2010.
Дарвин Ч. Сочинения. — Т. 3. — М., 1939.
Дарвин Ч. Происхождение видов. — М., 2006.
Кобылянский В. А. Философия экологии: краткий курс: учеб. пособие для вузов. — М., 2010.
Орлова Э. А. История антропологических учений: учебник для вузов. — М., 2010.
Пехов А. П. Биология, генетика и паразитология. — М., 2010.
Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. Биология. — М., 2010.
Интернет-ресурсы
www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии — экологии на сервере Воронежского университета).
www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).
www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
www. nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).
www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова).
www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).
www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии для подготовки квалифицированных рабочих по профессии "Автомеханик"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по программе подго...
ФОСы по ПМ-01 Приготовление блюд из овощей и грибов
Фонд оценочных средств по ПМ-01 "Приготовление блюд из овощей и грибов" для ОПОП Повар, кондитер 19.01.17....