Методическое пособие по учебной дисциплине "Право" для обучающихся по профессиям социально-экономического профиля в начальном профессиональном образовании
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Министерство образования Саратовской области
ГБОУ СО НПО «Профессиональное училище № 80» города Ртищево
«Право»
Методические указания и контрольные задания
для учащихся
начального профессионального образования по профессиям социально-экономического профиля
Разработал: Петухова Н.А.,
преподаватель истории и права
Рассмотрено
на заседании МК
общеобразовательных дисциплин
Протокол № _____от ___
Председатель МК:
Ртищево – 2012 г.
Методические указания и контрольные задания разработаны на основании Примерной региональной программы учебной дисциплины «Право» для профессий начального профессионального образования и согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях НПО и СПО в соответствии с федеральным базисным учебным планом» и ФГОС.
Составил: Петухова Наталья Анатольевна – преподаватель ГБОУ СО НПО «Профессиональное училище № 80» г.Ртищево
Содержание
Общие методические указания....................................................4
Нормативные акты, литература...................................................5
Тематический план учебной дисциплины..................................7
Задание №1 .................................................................................10
Задание № 2.................................................................................10
Задание № 3.................................................................................11
Задание №4..................................................................................11
Задание№ 5..................................................................................12
Задание Мб..................................................................................14
Задание М 7.................................................................................15
Задание №8..................................................................................15
Задание №9..................................................................................16
Заданием 10..................................,..............................................17
Задание МП.................................................................................18
Заданием 12.................................................................................20
Заданием 13.................................................................................20
Задание М 14...............................................................................22
Задание М 15...............................................................................22
Задание М 16...............................................................................24
Задание М 17...............................................................................25
Заданием 18.................................................................................27
Заданием 19.................................................................................28
Задание М 20...............................................................................28
Задание М 21...............................................................................30
Общие методические указания
В современной рыночной экономике Российской Федерации складываются экономические отношения, которые требуют уверенности их участников четком регулированном отношении, установленных законодательством, базирующимся на "праве", которое регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими социальными нормами.
Выпускники училища могут заниматься предпринимательской деятельностью, могут работать по специальности в различных должностях в организациях и предприятиях всех форм собственности. В любом случае выпускники должны быть способны ориентироваться в многочисленных нормативно-правовых актах, регулирующих правовые отношения на производстве и в жизни.
Юридический язык, или как его называют, язык закона достаточно труден для восприятия обычного человека. Труден, прежде всего, потому, что в любом законе всегда найдется немало непонятных терминов, которые в самом тексте нормативно-правовых актах не объяснимы.
Изучение курса "Право" позволит научиться понимать этот язык находить в законодательстве нормы права необходимые для решения конкретных жизненных ситуаций, которые встречаются на жизненном пути.
В результате изучения дисциплины студент должен
иметь представление:
о роли права в жизни современного общества;
- о юридической силе различных источников права и механизме их
действия;
- об основных отраслях права;
- о содержании основных прав и свобод человека;
- об органах, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации.
-знать:
- основные положения Конституции Российской Федерации Республики
- права и свободы человека и гражданина Российской Федерации;
- механизм защиты прав и свобод человека в Российской Федерации.
уметь:
- применять полученные знания при работе с конкретными нормативно-правовыми актами;
- анализировать жизненные различные ситуации с точки зрения их соответствия нормам права;
- распознавать случаи нарушения правовых норм и наступления юридической ответственности.
Нормативные акты, литература
1 Основные источники:
1. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. Права человека.-М., 2007.
2. Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 2008.
3. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2008.
4. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). – М., 2007.
5. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры 10—11 (в 4 частях). – М., 2007.
6. Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права (уч. пособие для УСПО). – Ростов-на-Дону, 2006.
7. Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. Интеллект – центр, 2007.
8. Яковлев А.И. Основы правоведения. Учебник для учащихся НПО. – М., 2007.
9. Конституция Российской Федерации – М.: 1993
10. Степное Уложение Республики Калмыкия. – Элиста.:1994
11. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001г. № 197-ФЗ
12. Гражданский кодекс РФ ч. 1 от 30.11.1994г. № 51-ФЗ.
13. Гражданский кодекс РФ ч. 2 от 26.01.1996г. № 14-ФЗ.
14. Гражданский кодекс РФ ч. 3 от 26.11.2001г. № 146-ФЗ.
15. Гражданский кодекс РФ ч. 4 от 18.12.2006г. № 230-ФЗ.
16. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002г. № 138-ФЗ.
17. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001г. №
195-ФЗ.
Дополнительные источники:
1. Право и жизнь Правовой журнал. Учрежден Благотворительным
фондом «Центр публичного права ».
2. Человек и Закон: правовой журнал. Учрежден Министерством
юстиции Российской Федерации и ООО «Журнал «Человек и Закон».
3. Интернет ресурс. «Электронная библиотека. Право России» Форма
доступа http://www/allpravo.ru/library
4. Интернет ресурс. Справочная система «Консультант-плюс. Форма
доступа http://www.cons-plus.ru.
5. Интернет ресурс. Угрюмова Г.И. Правовое регулирование увольнения
за нарушение трудовой дисциплины – автореферат. Форма доступа
http://law.edu.ru/book/book.asp?bookid=1176898
6. Интернет ресурс. Царенко Ю. Власть и трудовая дисциплина. Понятие
и понимание сути. Форма доступа:http://www.kadrovicplus.
ru/catalog/likbez /element .php?id=1085
Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Право»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Юриспруденция как важная общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе. Виды и формы правовой информации | 2 | 1 |
1.Правовое регулирование общественных отношений. | Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи. | 17 | 1 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы 1.Систематизация права. 2.Особенности развития системы права и системы законодательства в современных условиях. 3.Проект «Организация профилактики правонарушений в молодежной среде».(10 ч) | 1 2 10 |
2.Основы конституционного права РФ. | Общая характеристика Конституции Российской Федерации РФ – демократическое государство. Человек, его права и свободы как высшая ценность. РФ – правовое государство. РФ – суверенное государство. РФ – федеративное государство. Россия – социальное государство. РФ – светское государство. РФ – государство с республиканской формой правления. Местное самоуправление. Президент РФ. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Прокуратура РФ. | 17 | 2 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы 1.Я – гражданин России (Проект «Я и мой выбор»).(12 ч) | 12 |
3.Отрасли российского права. Основы трудового права. Основы гражданского права. Основы семейного права. Основы экологического права. Уголовная ответственность граждан | Общие положения трудового права. Социальное партнерство в сфере труда. Правовые основы занятости и трудоустройства. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. Правовое регулирование заработной платы. Правовое регулирование дисциплины труда. Материальная ответственность работника и работодателя. Правовое регулирование труда женщин. Защита трудовых прав работников. Общие положения гражданского права. Право собственности и его защита. Гражданско – правовые договоры. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. Основы законодательства о защите прав потребителей. Правовое регулирование семейных отношений. Имущественная ответственность родителей и детей. Общая характеристика состояния природной среды в России. Общие положения экологического права. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Понятие и признаки преступления. Классификация преступлений. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Предварительное следствие. Судебное разбирательство. Наказание, его цели и виды. Применение наказания и освобождение от наказания. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Контрольная работа по теме: «Отрасли Российского права» | 53 | 2 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы 1.Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. 2.Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. 3.Проект «Как организовать свой бизнес».( 12 ч ) 4.Проект «Правовое регулирование профессиональной деятельности: вопросы теории и практики».(10ч) | 2 12 10 |
4.Международное право и его особенности | Понятие, сущность и особенности современного международного права. Соотношение международного публичного и международного частного права. 53.Международное и внутригосударственное (национальное) право. Источники и основные принципы современного международного права. Нормы международного права. Возникновение глобальных проблем, от решения которых зависит существование человеческой цивилизации. Система международного права, его отрасли и институты. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. | 8 | 2 |
Резерв учебного времени | 3 |
Учебное задание
Введение
Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими общими гуманитарными и социально-экономическими общепрофессиональными дисциплинами. Значение дисциплины для процесса освоение основной профессиональной программы специальности.
Студент должен иметь представление:
- о роли месте дисциплины в системе профессионального образования;
- о значении знаний по дисциплине для процесса освоения
основной профессиональной программы по специальности.
Раздел I. Основы теории права
Тема 1.1. Право в системе социального регулирования
Понятие социальной нормы. Виды социальных норм. Право в системе социальных норм. Признаки права. Функции права.
Студент должен знать:
- понятие социальной нормы;
- виды социальной нормы;
- признаки права
Нормы морали |
Существуют различные классификации социальных норм. Студенту предлагают изучить наиболее важные для жизни общества социальных норм.
Нормы обычаев |
Нормы этикета |
Виды социальных норм |
Правовые нормы |
Корпоративные нормы |
Религиозные нормы |
Изучив учебный материал, выполните задание №1,
Заполните схему "Признаки права" и дайте пояснение каждому признаку.
Признаки права |
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое социальные нормы.
2. Какие виды социальных норм вы знаете?
3. Какие нормативные акты называют правовыми?
4. Перечислите и раскройте признаки права,
5. Какие функции право выполняет в обществе?
Тема 1.2. Формы (источники) права
Понятие формы (источника) права. Виды источников права. Юридическая сила. Нормативно-правовой акт как источник права. Действие нормативно правовых актов во времени в пространстве и по кругу лиц.
Изучив материал, студент должен знать:
- понятие формы (источники) права;
- основные виды источников права;
- правила действия нормативно-правовых актов.
Усвоив учебный материал, выполните задание №2.
Заполните схему "Источники (формы) права" и дайте пояснение.
Выполните задание №3.
Заполните схему "Законы" и дайте пояснение.
Для правильного применения правовых норм необходимо точно уметь определять действие нормативно-правового акта содержание эти нормы во времени в пространстве и по кругу лиц.
Изучив материал, выполните задание № 4.
"Нормативные акты действуют" и дайте объяснение
по времени в пространстве по кругу лиц
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение формы (источника) права.
2. Какие виды источников права вы знаете?
3. Какой обычай называется правовым?
4. Что такое нормативно-правовой акт?
5. Какие виды законов существуют в Российской Федерации?
6. Перечислите основные признаки законов.
7. Какие правила существуют действия нормативно - правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц?
Тема 13. Правовые нормы и их система
Понятие правовой нормы, ее признаки. Структура нормы права. Гипотеза, Диспонизация. Санкция. Виды правовых норм. Толкование права, его этапы, результаты, значение
Студент должен, знать:
- понятие нормы права;
- признаки нормы права;
- структурные элементы нормы права;
- классификация правовых норм
Задание № 5. Заполните схему "Структура правовых норм"
Структура правовой нормы |
Диспозиция |
| Санкция |
Гипотеза |
Предположение Распоряжение Взыскание
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое правовые нормы?
2. Перечислите нормы права?
3. Какие виды правовых норм вам известны?
Тема 1.4. Система права. Основные отрасли права
Понятие системы права, ее элементы. Отрасль права и правовой институт. Основные отрасли современного и российского права: конституционное (государственное), административное, гражданское, уголовное, трудовое, семейное.
Студент должен, знать:
- понятие отрасли права;
- понятие правовой институт;
- структурно элементы системы прав;
- предмет важнейших отраслей российского права
Система права Внутренне строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в стране правовых нормами вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные структурные элементы. |
Отрасль права |
Подотрасль права |
Институт права |
Нормы права |
Задание № 6. Заполните таблицу "Отрасли Российского права"
Название отрасли права | Предмет правового регулирования | Метод правового регулирования | Основной источник права |
Задание №7
Определите, к каким отраслям права относятся следующие правовые институты:
а) институт заработной платы;
б) институт основ Конституционного строя РФ;
в) институт уголовного наказания:
г) институт брака;
д) институт купли-продажи;
е) институт государственной службы;
ж) институт финансового контроля;
з) институт подсужденности
и) институт парламентизма;
л) институт опеки.
Дайте краткое пояснение, почему они относятся к тем или иным отраслям.
Задание № 8,
Римские юристы различали право публичное и право частное: первое регулировало отношение между гражданами и государством, второе - между частными лицами на основе их взаимных обязательств.
Заполните схему №8 «Система права»
Система права |
Система частного права |
Система публичного права |
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое система права? Каковы ее основные черты?
2. Какие уровни можно выделить в системе право.
Охарактеризуйте каждый из них.
3. Перечислите основные отрасли, составляющие систему
российского Права.
4. Что такое правовой институт.
Тема. 1.5. Правоотношение
Понятие правоотношения. Основание возникновения правоотношения. Юридические факты и их виды. Структура правоотношения. Субъекты правоотношений и их виды. Правоспособность, дееспособность, деликатоспособность субъектов права.
Студент должен знать:
- понятие правоотношения;
- структурные элементы правоотношений;
- понятие юридического факта;
- виды юридических фактов;
- понятие правоспособности, дееспособности.
Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в зависимости от определенных жизненных обстоятельств. Такие обстоятельства принято называть юридическими фактами.
Изучив материал по учебнику, выполните задание № 9
Юридические факты |
Заполнив схему «юридические факты» дайте пояснение. Всякое правоотношение имеет структуру, оно состоит из трех элементов: субъекта правоотношения, объекта правоотношения и содержания.
Структура правоотношения |
Субъекты |
Физические лица | Предметы материального мира |
Объекты |
|
Юридические лица |
Государство | Личные нематериальные благи |
Задание № 10.
Опираясь на статьи 21, 26, 27, 28, 37, п.2, п. 3 Гражданского Кодекса РФ заполните таблицу:
Возраст | Объем дееспособности |
0 - 6 лет |
6-14 лет |
14-18 лет |
с 18 лет |
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое правоотношение?
2. Дайте определение юридического факта?
3. Из каких элементов состоит структура правоотношения?
4. Кто может быть субъектом правоотношений?
5. Что такое правоспособность и дееспособность?
Тема 1.6. Правомерное поведение, правонарушение
и юридическая ответственность
Право и поведение личности. Правомерное поведение правонарушение. Виды правонарушений. Преступление и простушки. Состав правонарушения. Презумпция невиновности. Юридическая ответственность, её виды.
Студент должен знать:
- понятие правонарушения;
- виды правонарушения;
- понятие юридической ответственности;
- виды юридической ответственности;
- содержание принципа презумпции невиновности
уметь:
Определять вид юридической ответственности, к которой должен быть привлечен субъект права за совершенное правонарушение.
Правомерное поведение это законопослушное поведение, соответствующее предписанием правовых норм.
Правонарушение представляет собой разновидность противоправного, антисоциального поведения.
Правонарушение характеризуется несколькими признаками. Изучите все эти признаки по учебнику и выполните заданием 11.
Признаки правонарушения |
Изучите внимательно предложенную ниже схему:
Действие |
Деяние |
Бездействие |
Орудие совершения правонарушения |
Способ совершения правонарушения |
Место правонарушения |
Время правонарушения |
Обстановка совершения правонарушения |
Объективная сторона |
Состав правонарушения |
Субъект |
Субъективная сторона |
Объект |
Прямой |
Неосторожность |
Легкомыслие | |
Косвенный |
Вина |
Цель |
Мотив |
Все правонарушения подразделяются на преступления и проступки. Изучив материал, выполните задание № 12. Заполните схему «Виды правонарушений».
Виды правонарушений |
В зависимости от характера совершенного правонарушения выделяют следующие виды юридической ответственности: гражданскоправовую, материальную, дисциплинарную, административную и уголовную.
Изучив материал по этому вопросу, выполните задание № 13, Составьте схему - юридической ответственности и поясните её
Источник, нормативно-правовой акт |
Студенту необходимо четко понять принцип «презумпции невиновности».
Лицо, совершившее преступление подлежит уголовной ответственности независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка и иных обстоятельств. Однако до тех пор, пока вина обвиняемого (подсудимого) не будет доказана в установленном законом порядке, он считается невиновным. Часть 1 ст.49 Конституции РФ гласит: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана предусмотренным федеральным законом порядка и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Такое предположение невиновности называется презумпцией невиновности.
Вопросы для самоконтроля
1. Какое поведение называют правомерным?
2. Что такое правонарушение? Каковы его признаки?
3. Что такое юридическая ответственность?
4. Какие виды юридической ответственности вы знаете?
5. Перечислите обстоятельства, исключающие юридическую
ответственность?
Тема 2.1. Конституция РФ.
Основной Закон государства.
Основы конституционного строя РФ. Конституция РФ - ядро правовой системы Российской Федерации. Понятие основ конституционного строя. Форма государства, её элементы: форма проявления, форма государственного устройства, политический режим. Правовое государство, понятие и признаки. Россия - демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления.
Студент должен знать:
- понятие Конституции;
- принципы, лежащие в основе конституционного строя РФ;
- элементы и формы государства;
- виды форм государства;
- виды форм правления;
- виды политических режимов;
- понятие правового государства;
- признаки правового государства.
Термин «конституция» происходит от латинского слова, что означает установление, устройство. Впервые в мире Конституция была принята в США 1787 году. В настоящее время Конституции разрешают по форме, по времени действия, по форме правления и в зависимости от способа принятия. По этому вопросу выполните задание № 14 «Виды Конституции».
По форме |
В зависимости от способа принятия | Виды Конституций |
По времени действия |
По форме правления |
В мире большое многообразие государств различающихся по различным формам. Формой государства называются совокупность основных способов организации, устройство и осуществления государственной власти, выражающих его сущность. Она включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства, политико-правовой режим. По этому вопросу предлагается выполнить задание № 15. Заполните таблицу «Формы государственного устройства».
Вопросы сравнения | Формы государственного устройства |
Унитарное государство | Федерация | Конфедерация |
Территория |
Статус административно- территориальных единиц |
Государственный аппарат |
Гражданство |
Правовая система |
Судебная система |
Налоговая система |
Современные государства |
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое конституционный строй?
2. Какие виды Конституции вы знаете?
3. Перечислите признаки правового государства?
Тема 2.2. Основы правового статуса человека и гражданина РФ
Государство и личность. Понятие гражданства. Право и государство их соотношение и взаимодействие. Понятие правового статуса личности. Виды прав человека. Права человека и права гражданина. Всеобщая декларация прав человека. Основы правового статуса человека и гражданина в РФ. Юридические механизмы прав и свобод человека и гражданина.
Студент должен знать:
- понятие гражданства;
- понятие прав человека;
- виды прав человека;
- основные права, свободы и обязанности граждан РФ.
уметь:
определять вид и механизм защиты права человека и гражданина.
Правовым статусом личности называют систему прав и свобод и обязанностей индивида, закрепленных за ним государством в законодательстве.
Изучив материал по данной теме, выполните задание № 16. Заполните таблицу, распределив конституционные права и свободы граждан. |
Личные | Политические | Социально-экономические |
Внимательно изучив главы (№2) Конституции Российской Федерации и Республики Башкортостана «Права и свободы человека и гражданина», а так же Всеобщую Декларацию прав человека выполните задание № 17 Заполните таблицу «Конституционные права и свободы человека в РФ и РБ, а так же по Всеобщей Декларации прав человека принятой в 1948 году ООН. В соответствующие графы надо проставить номера статей нормативных документов.
Конституционные права и свободы | Норма, в которой она закреплена |
в конституц. РФ | в конституц. РБ | в Декларации прав человека |
1 | Право участвовать в управлении государственными делами | - |
2 | Право быть собственником, заниматься предпринимательством |
3 | Свобода совести |
4 | Право на судебную защиту |
5 | Неприкосновенность личности |
6 | Право обжаловать действия должностных лиц |
7 | Свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций |
8 | Право на охрану здоровья |
9 | Право на медицинскую помощь |
10 | Право на образование |
11 | Право на социальную защиту' и соц. обеспечение |
12 | Право на участие в культурной жизни и пользования учреждениями культуры |
Вопросы для самоконтроля:
1. Что называют правовым статусом личности?
2. Что такое гражданство?
3. Какие виды прав человека всем известны?
Тема 23. Система органов государственной власти в РФ
Понятие государственного органа. Виды государственных органов. Принцип разделения властей и его реализация в РФ. Президент РФ - глава государства. Федеральное собрание РФ - законодательная власть. Правительство РФ - высший орган исполнительной власти. Органы судебной власти.
Студент должен знать:
- Понятие государственного органа.
- Виды государственных органов.
- Содержание принципа разделения властей.
- Систему высших органов Государственной власти в Российской
Федерации и Республики Башкортостан.
- Правовой статус Президентов РФ и РБ.
Уметь: составлять жалобу (обращение) в органы Государственного управления.
Изучив материалы органов Государственной власти РФ и Конституцию РФ, выполните задание № 18. Заполните схему «Система органов государственной власти РФ».
Президент РФ |
Законодательная Исполнительная Судебная
власть власть власть
Задание № 20. Опираясь на текст ст. 102 и 103 Конституции РФ заполните таблицу.
Полномочия Государственной Думы | Полномочия Совета Федерации |
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте понятие «Государственный орган»
2. Раскройте содержание принципа разделения властей.
3. Опишите структуру Федерального собрания РФ. Из каких палат
оно состоит?
4. Какие полномочия имеет Государственное Собрание РБ?
5. Перечислите Федеральные органы государственной
исполнительной власти.
Тема 2.4. Судебная система РФ.
Суд как гарант прав личности. Понятие правосудия, его принципы. Судебная система РФ и ее структура. Звенья и инстанции.
Студент должен знать:
- принципы правосудия РФ;
- виды судов, существующих в РФ;
- сроки исковой давности;
уметь:
- определять в какой из судов, и какой срок следует обращаться за защитой своих прав в конкретном случае;
- составлять исковое заявление в суд.
Судебная система РФ состоит из федеральных судов, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также мировых судей.
Судебная система РФ |
Высший арбитражный суд |
Верховный суд РФ |
Конститу- ционный суд РФ |
Верховные суды Субъектов РФ |
Федеральные арбитражные суды |
Конституционные суды Республик РФ, уставные суды областей, краев |
Арбитражные суды субъектов РФ |
Районные суды |
Мировые суды |
Изучив материал по теме, выполните задание №21, заполните схему « Система федеральных судов».
Федеральные суды РФ |
Споры граждан между собой, а также их споры с юридическими лицами рассматриваются в порядке искового производства. Для возбуждения судебного процесса заинтересованное лицо (гражданин или организация) должно подать в суд иск. Иск должен быть подан в суд в течении определенного срока называемого сроком исковой давности, т.е. это срок в течении которого суд, может принудить ответчика устранить нарушения прав истца. По истечении этого срока суд уже не сможет применить принудительные меры к ответчику и поэтому откажет истцу в удовлетворении иска. Сроки исковой давности подразделяются на общие и специальные. Длительность общего срока - 3 года.
Вопросы для самоконтроля
1. Какова структура судебной системы РФ?
2. Какие виды судов вам известны?
3. Что такое иск? Исковая давность и ее значение?
Тема 2.5. Правоохранительные органы в РФ.
Понятие правоохранительных органов. Органы прокуратуры, органы внутренних дел: система компетенции. Негосударственные правоохранительные органы. Адвокатура: понятие и задачи. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами. Нотариат: понятие и задачи. Полномочие нотариуса.
Студент должен знать:
- понятие правоохранительных органов;
- основные правоохранительные органы РФ;
- виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.
Любое государство стремится создать условия для безопасной жизни проживающих на его территории людей. Для этого оно создает специальные органы, называемые правоохранительными.
Правоохранительные органы - это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, т.е. такую деятельность, которая направлена на защиту прав, свобод и законных интересов субъектов права. Главенствующее место в этой сфере принадлежит государственным органам, к числу которых относятся органы внутренних дел Министерство юстиции, органы Федеральной службы безопасности, прокуратура и т.д.
Например, органы прокуратуры, образующие единую систему, осуществляют свои полномочия независимо от каких бы на то местных и иных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору РФ.
Основные функции прокуратуры:
- осуществляет надзор за соблюдением закона; - представляет государство в уголовном процессе; - проводит расследование преступления |
Адвокатура - правоохранительное учреждение, но не государственная организация, а добровольное объединение лиц, профессионально занимающихся адвокатской деятельностью за вознаграждение.
Нотариат - орган, на который возложено прежде всего удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов (например, удостоверение сделок, завещаний, доверенностей, свидетельствование верности документов и расписок на них, подлинности подписи и др.)
Н О Т А Р И А Т |
Удостоверяет права и факты,
свидетельствует документы.
Предупреждает нарушение прав
Рассматривает бесспорные дела
на основании письменных
доказательств
Вопросы для самоконтроля
1. Какие органы называют правоохранительными?
2. Перечислите основные направления прокурорского надзора.
3. Перечислите задачи криминальной милиции и милиции
общественной безопасности.
4. Какие виды юридической помощи оказывают адвокаты?
5. Перечислите основные задачи нотариусов.
Контрольные вопросы
- Понятие социальной нормы и их виды.
- Какие функции право выполняют в обществе?
- Место права в системе социальных норм?
- Понятие и виды источников права?
- Нормативно-правовой акт и его признаки.
- Виды нормативно-правовых актов.
- Закон его виды и основные признаки.
- Система подзаконных актов в Российской Федерации.
- Понятие нормы права.
- Структура нормы права.
- Признаки правовых норм.
- Виды правовых норм.
- Система права: понятие и элементы.
- Отрасль права и ее сущность.
- Система российского права.
- Понятие и признаки правоотношения.
- Основание возникновения правоотношений.
- Структура правоотношений.
- Понятие субъектов правоотношений.
- Физические лица. Правоспособность и дееспособность
физического лица.
- Юридические лица и их признаки.
- Объекты правоотношений.
- Правомерное поведение: понятие и виды.
- Правонарушение: понятие и признаки.
- Состав правонарушения.
- Виды правонарушения.
- Юридическая ответственность: понятие и признаки.
- Виды юридической ответственности.
- Обстоятельства, исключающие юридическую
ответственность.
- Понятие гражданства. Российское гражданство.
- Способы приобретения и прекращения гражданства в
Российской Федерации.
- Правовой статус личности и его структура.
- Личные права граждан Российской Федерации.
- Политические права и свободы граждан Российской
Федерации.
- Социальные, экономические, культурные права и
свободы в Российской Федерации.
- Система органов государственной власти Российской
Правовой статус Президента Российской Федерации.
- Федеральное собрание Российской Федерации и его правовой
статус.
- Правительство Российской Федерации и его правовой статус.
- Понятие судебной системы. Структура судебной системы Российской Федерации.
- Конституционный суд Российской Федерации и его
полномочия.
- Суды общей юрисдикции и их полномочия.
- Арбитражные суды и их полномочия.
- Исковая давность. Сроки исковой давности.
- Понятие правоохранительных органов.
- Министерство Внутренних Дел Российской Федерации и его
функции.
- Прокуратура Российской Федерации и функции.
50. Нотариат и адвокатура.
Содержание
Юридические
обязанности
Субъективные
Предметы духовного творчества людей
Умысел
Небрежность
Юридическая ответственность
Правовой статус
личности
Свободы чел. челчеловек человека
Юридические обязанности
Права человека
Гражданские
Общие
Политические
Специальные
Экономические
Социальные
Культурные
Прокуратура
Сущность
Цель
В отличие от суда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.05 «Обществознание» для профессий начального профессионального образования технического профиля 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства 270802.09 Мастер общестроительных раб
Рабочая программа по обществознанию для учащихся НПО технического профиля. Расчитана на 156 аудиторных часов и 78 часов самостоятелной работы....
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 260807.01 «Повар, кондитер»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОСНОвы МИКРОБИОЛОГИИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ В ПИЩЕВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ Программа учебной дисциплины Основы микробиологии, санитарии и ги...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для преподавателей русского языка учреждений начального профессионального образования (сборник диктантов с практическим заданием)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕдля преподавателей русского языка учреждений начального профессионального образования (сборник диктантов с практическим заданием)...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации олимпиады по русскому языку для студентов среднего и начального профессионального образования
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо организации и проведениюолимпиады по русскому языку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» для профессий социально-экономического профиля
Программа общеобразовательной дисциплины учебной дисциплины «Естествознание» предназначены для изучения естествознания в профессиональных образовательных организациях, реализующих об...
КОС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» для профессий социально-экономического профиля
Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Естествознание»....
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» для специальностей среднего профессионального образования общеобразовательный цикл социально-экономический профиль 1 курс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методические рекомендации составлены в соответствии с рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего...