МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока математики на тему: Представление данных. Задачи математической статистики.
методическая разработка на тему
Целью данной методической разработки является показ возможного варианта урока математики по теме: "Представление данных. Задачи математической статистики" путем применения различных форм и методов обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok.docx | 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ КО «Калужский торгово-экономический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока математики
на тему:
Представление данных. Задачи математической статистики.
Подготовила:
преподаватель
Рыбалко И.А.
Калуга 2017 г.
Пояснительная записка
Целью данной методической разработки является показ возможного варианта урока математики по теме: "Представление данных. Задачи математической статистики" путем применения различных форм и методов обучения.
Тема очень актуальна, т.к. в ней рассматриваются вопросы связи математики и статистики, примеры, связанные с повседневной жизнью, показаны варианты статистического исследования (опрос, наблюдение), способы отыскания зависимости между признаками изучаемых явлений, различные формы проведения исследовательской работы, один из видов групповой работы с последующей защитой. На уроке используются межпредметные связи, , что помогает обучающимся прочно усваивать материал и углубить имеющиеся знания по дисциплине.
Тип урока – комбинированный.
Цели урока:
Образовательная: Повторить способы представления статистической информации, углубить знания обучающихся по истории развития статистики и ее применению , показать, как применяются ранее приобретенные знания для обработки и анализа результатов исследования. Развивающая: Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выявлять причинно-следственные связи изучаемого материала, формировать навыки самостоятельного решения задач
Воспитательная: Воспитывать устойчивый интерес к изучению математики, воспитывать любознательность, аккуратность при выполнении чертежей, ответственность за получение новых знаний.
Тип урока: комбинированный
Форма проведения: исследование
Оснащение урока:
- Учебники А.Н.Колмогоров. Алгебра и начала анализа 10-11.Москва, «Просвещение», 20014 г.
- Мультимедиа с презентацией.
- Выставка книг рекомендуемой литературы.
- Карточки с алгоритмом нахождения средних характеристик.
- Карточки- бланки для проведения групповой работы.
План урока:
1.Организационный момент. Мотивация познавательной деятельности.
2. Актуализация опорных знаний обучающихся по теме.
Виды работ: Что такое статистика? – информационный слайд. История статистики - доклад обучающегося. Виды статистики - информационный слайд, эвристическая беседа
3. Основная часть урока. Изучение нового материала.
- Примеры применения описательной статистики. Информационный слайд.
- Способы представления данных. Анализ научно-исследовательской работы.
Виды работ: Проверка домашнего задания. Сообщение обучающихся о результатах проведенного исследования. Групповая работа по результатам исследования – построение различных видов диаграмм, Анализ проделанной работы по каждой группе – выводы обучающихся. Художественная самодеятельность: а) Реклама оператора сотовой связи;
б) Исполнение частушек.
3. Числовые характеристики статистических рядов. Информационный слайд с алгоритмом нахождения числовых характеристик. Сообщение обучающихся о результатах проведенного исследования.
4. Закрепление.
Групповая работа по результатам исследования с последующей защитой – нахождение числовых характеристик для исследуемых рядов.
Применение числовых характеристик. Решение задач практического содержания.
5. Домашнее задание. Подведение итогов урока.
Ход урока.
- Оргмомент – приветствие, проверка подготовки обучающихся и аудитории к уроку, проверка посещаемости, внешнего вида учащихся. Сообщение темы и цели урока, формы проведения.
- Актуализация опорных знаний.
Повторение ранее изученного материала, связь новых понятий с изученными ранее
"Статистика знает все", - так утверждали И.Ильф и Е.Петров в романе "Двенадцать стульев". "Известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин республики: Известно, сколько в стране охотников, балерин, станков, велосипедов, памятников, маяков и швейных машинок:"
Это описание дает представление о предмете статистика. А что же такое статистика? Попробуем дать ответ. Дизраэли, английский премьер-министр так ответил на этот вопрос: «Есть три вида лжи: обычная ложь, наглая ложь и статистика». А что же нам подскажет словарь?
Слово «статистика» происходит от латинского status, а в нашем понимании она используется следующим образом(Демонстрация слайда). На слайде даны направления, которыми занимается статистика.
Мы с вами будем знакомиться с элементами статистики как научного направления и будем рассматривать методы и понятия «описательной статистики», которая занимается вопросами сбора и представления первичной статистической информации.
Представление результатов исследований в области истории статистики
История статистики. Выступление с докладом обучающегося.
Виды статистики. Эвристическая беседа.
3. Основная часть урока. Изучение нового материала.
I. Примеры применения описательной статистики. Задача.
Был произведен опрос спортивной команды колледжа, которая отвечала на вопрос: Какой цвет спортивного костюма вам больше нравится? Были получены следующие результаты: К,р,ж,о,з,г,с,ф,м,к,к,ж,о,о, з,г,з,г,к,о,з,з,г, к,к,к,к,з,к,з,к. (Буква означает цвет костюма). Давайте упорядочим ряд.
Вопрос: Какой недостаток имеет такая форма записи? А как короче записать этот ряд? Свернутая форма записи называется статистическим распределением ряда
Мы с вами проранжировали ряд. В каком виде это можно записать? (в виде таблицы). А можно эти данные записать в виде диаграмм. Какие виды диаграмм вы знаете? (столбчатая, круговая). Эти данные мы можем изобразить кусочно-линейной диаграммой, где графиком является множество дискретных точек, соединенных ломаной линией
Вопрос: Какой же вид диаграммы наиболее удобен для представления данных?
Ответ: Графиками удобнее пользоваться, когда аргументом х является время. Круговая диаграмма выбирается тогда, когда интересует % соотношение от общего количества. Столбчатая диаграмма может быть использована для любого представления данных.
Преподаватель: Существует еще диаграмма рассеивания и электронные таблицы, где все подсчеты активизируются.
II. Способы представления данных. Анализ научно-исследовательской работы. Наша группа провела научно-исследовательскую работу. Был проведен социологический опрос студентов 1 и 2 курса, которые отвечали на следующие вопросы: Каким оператором сотовой связи вы пользуетесь?Какой банк обслуживает ваших родителей?
- Какие виды фруктов вы хотели бы видеть в меню нашей столовой.
Задание: Представьте результаты исследования в виде диаграмм:
1 группа – кусочно-линейная , 2 – круговая , 3 – столбчатая диаграмма.
Вопросы: Оператору какой связи отдают предпочтение студенты нашего колледжа? Связь какого оператора наименее популярна? Каким банкам доверяют работодатели? Какие фрукты нравятся большинству ребят?
Рекламная пауза. Реклама Теле 2 и МТС и мобильных телефонов.
III. Числовые характеристики статистических рядов.
Преподаватель: Но мы не учли все характеристики для описания рядов статистики. Для обоснованных выводов и прогнозов на их основе, надо указать, насколько используемые данные различаются. А для этого мы должны с вами использовать числовые характеристики изучаемого числового ряда- среднее арифметическое, мода, медиана, размах, дисперсия, среднеквадратическое отклонение, которые отражают суть изучаемого явления. Давайте вспомним определение ранее изученных величин.(Студенты дают определение среднего арифметического, моды и медианы). И дадим определения новым понятиям -дисперсии и среднеквадратического отклонения.
Задача. Студент получил по статистике в течение семестра оценки:
335445543. Задание: Найти все средние характеристики этого ряда и сравнить их между собой.
4. Закрепление.
1.Групповая работа с последующей защитой. Задание . По данным проведенных студентами опроса -роста студентов нашей группы, изменений температуры за январь 2014года и количества дорожно-транспортных происшествий в городе Калуге, найти все средние характеристики и результаты оформить в таблице.
Рассмотрим теперь особенности этих величин.Применение числовых характеристик. Решение задач практического содержания
Задача. 1. Студент Виталий подрабатывает продажей газет. Он предложил Мише заняться этим. Миша решил изучить спрос и в течении 2-х часов он записывал количество газет, проданных Виталием. Результаты он представил в виде таблицы.
15.00 -15.15 | 15.15-15.30 | 15.30-15.45 | 15.45-16.00 | 16.00-16.15 | 16.15-16.30 | 16.30-16.45 | 16.45-17.00 |
3 | 5 | 6 | 8 | 15 | 18 | 22 | 24 |
Вопросы: Почему он решил продавать газеты после 16 часов? Какую среднюю характеристику он использовал?
3. При выпуске продукции на предприятии общественного питания произвели завес выпускаемых блюд и получили результаты: 250г., 250,5 г., 250,9г., 250,1 г., 251г., 252г., 250,7г.
Вопрос: Какую из характеристик удобно отметить в результате взвешивания?
Вопрос: А в каких случаях удобно использовать медиану?
Ответ: Наиболее часто медиана используется для анализа спортивных соревнований. Например, при анализе результатов, показанных участниками, значение медианы позволит выделить для дальнейшего участия в соревнованиях группу спортсменок, показавших результат выше среднего.
Грамотно провести статистическое исследование не так уж и просто. Если неправильно применять числовые характеристики, статистика может обернуться разновидностью лжи. С ее помощью можно попытаться доказать и красиво обосновать все что угодно
Я думаю, что все эти элементы статистики вы теперь можете применять в жизни, проводя различные социологические опросы, изучая мнение по тому или иному вопросу.
Д/з: оформить результаты исследований и найти средние характеристики изучаемых рядов. Любимое время года: зима, весна, осень, лето.Зимние виды спорта: лыжи, коньки, санки и др.Любимый вид отдыха: спорт, книги, гулянье, компьютер. Подведение итогов, выставление оценок.
ЛИТЕРАТУРА
- В.Н.Студенецкая Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностей. Волгоград. «Учитель», 2010г.
- А.Г.Мордкович, П.В. Семенов. События, вероятности, статистическая обработка данных. Москва Мнемозина, 2008г.
- Виленкин Н.Я. Потапов В.Г. Задачник-практикум по теории вероятностей с элементами комбинаторики и математической статистики: Учебное пособие для студентов-заочников IVкурса физико-математических факультетов педагогических институтов – М.: Просвещение, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Mетодическое пособие по "Теории вероятностей и математической статистике". Примеры решения задач.
Методическая разработка...
Методическая разработка практического занятия для студента "Математическая статистика и ее роль в медицине и здравоохранении"
Методическая разработка практического занятия для студента "Математическая статистика и ее роль в медицине и здравоохранении"...
Презентация на тему «Предмет, метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в РФ»
Эта презентация предназначена для использования на уроке «Предмет, метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в Р.Ф.».Представленная в презентации информация в наг...
Методическое пособие для преподавателей по разделу "Случайные события" дисциплины "Терия вероятностей и математическая статистика"
Настоящее методическое пособие подготовлено по разделу «Случайные события» дисциплины ЕН.03 Теория вероятностей и математическая статистика. Методическое пособие полностью соответствует требованиям го...
Табличное и графическое представление данных. Числовые характеристики рядов данных
Данная презентация подготовлена к урокупо теме: "Представление данных. Задачи математическойстатистики".Тема очень актуальна, т.к. в ней рассматриваются вопросы связи математики и статистики...
Учебное занятие по дисциплине: ЕН.01 МАТЕМАТИКА Раздел 3. Основы теории вероятностей и математической статистики Тема 3.1. Применение математической статистики и теории вероятностей
Цели занятия: Учебные: проверить знания и умения обучающихся по темам:основные понятия и определения теории вероятностиРазвивающие: развитие познавательных интересов; развитие умений ан...