Рабочая программа и КТП по химии 10 класс
рабочая программа на тему
Рабочая программа разработана на основе Примерной рабочей программы по химии, Габриелян, О.С. Химия. Базовый уровень. 10 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2012. Габриелян, О.С. Химия. Базовый уровень. 10 кл. : методическое пособие / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_10_baza.doc | 166 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 34 города Новошахтинска
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании педагогического совета протокол № от « __» августа 201_ года | Утверждаю Директор МБОУ СОШ № 34 __________________ ФИО Приказ №___ от «___» августа 201_г
| |
Рабочая программа по химии Уровень общего образования (класс) основное общее образование, 10 класс Количество часов 34 Учитель Кораблева Татьяна Сергеевна Программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2007г.).
|
Базовый уровень. 10 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Примерной рабочей программы по химии, Габриелян, О.С. Химия. Базовый уровень. 10 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2012.
Габриелян, О.С. Химия. Базовый уровень. 10 кл. : методическое пособие / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2010.
Особенности содержания обучения химии в средней школе обусловлены спецификой химии, как науки, и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения необходимых человеку веществ, материалов, энергии. Поэтому в рабочей программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:
• «вещество» − знание о составе и строении веществ, их свойствах и биологическом значении;
• «химическая реакция» − знание о превращениях одних веществ в другие, условиях протекания таких превращений и способах управления реакциями;
• «применение веществ» − знание и опыт безопасного обращения с веществами, материалами и процессами, необходимыми в быту и на производстве;
• «язык химии» − оперирование системой важнейших химических понятий, знание химической номенклатуры, а также владение химической символикой (химическими формулами и уравнениями).
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ НА БАЗОВОМ УРОВНЕ
Методологической основой построения учебного содержания химии для средней школы базового уровня явилась идея интегрированного курса, но не естествознания, а химии. Такого курса, который близок и понятен тысячам российских учителей химии и доступен и интересен сотням тысяч российских старшеклассников.
Структура предлагаемого курса решает две проблемы интеграции в обучении химии.
Первая − это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «химия».
Идея такой интеграции диктует следующую очередность изучения разделов химии: вначале, в 10 классе, изучается органическая химия, а затем, в 11 классе − общая химия. Такое структурирование обусловлено тем, что обобщение в 11 классе содержания предмета позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии, как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.
Вторая − это межпредметная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания по физике, биологии, географии, экологии в единое понимание природы, т. е. сформировать целостную естественнонаучную картину окружающего мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знаний по химии восприятие окружающего мира будет неполным и ущербным, а люди, не получившие таких знаний, могут стать неосознанно опасными для этого мира, так как химически неграмотное обращение с веществами, материалами и процессами грозит немалыми бедами.
Кроме этих двух ведущих интегрирующих идей, в курсе была реализована и еще одна − интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. Это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии и в социальной сфере человеческой деятельности, т. е. полностью соответствовать идеям гуманизации в обучении.
Одночасовой курс химии рассчитан на два года обучения по 1 ч. в неделю. Кроме того, содержание учебника базового уровня позволяет изучать химию. В этом случае у учащихся появится возможность не проходить, а изучать, не знакомиться, а выучивать это содержание. Особенно важно это для тех учащихся, которые не имеют возможность изучать химию на углубленном уровне (из-за отсутствия такого профиля в школе), но, тем не менее, собираются сдавать единый государственный экзамен.
Курс химии на уровне среднего общего образования делится на две части: органическую химию (34ч) и общую химию (34 ч).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ХИМИИ В 10 КЛАССЕ
Введение (1 ч)
М е т о д ы н а у ч н о г о п о з н а н и я. Наблюдение, предположение, гипотеза. Поиск закономерностей. Научный эксперимент. Вывод.
Демонстрации. Видеофрагменты, слайды с изображениями химической лаборатории, проведения химического эксперимента.
Тема 1. Теория строения органических соединений (5 ч.)
Т е о р и я с т р о е н и я о р г а н и ч е с к и х с о е д и н ен и й. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук. Валентность. Химическое строение. Основные положения теории строения органических соединений. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи. Изомерия и изомеры.
Демонстрации. Плавление, обугливание и горение органических веществ. Модели молекул представителей различных классов органических соединений.
Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул органических соединений.
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (8 ч.)
А л к а н ы. Природный газ, его состав и применение как источника энергии и химического сырья. Гомологический ряд предельных углеводородов. Изомерия и номенклатура алканов. Метан и этан как представители алканов. Свойства (горение, реакции замещения, пиролиз, дегидрирование). Применение. Крекинг и изомеризация алканов. Алкильные радикалы. Механизм свободнорадикального галогенирования алканов.
А л к е н ы. Этилен как представитель алкенов. Получение этилена в промышленности (дегидрирование этана) и в лаборатории (дегидратация этанола). Свойства (горение, бромирование, гидратация, полимеризация, окисление раствором KМnO4) и применение этилена. Полиэтилен. Пропилен. Стереорегулярность полимера. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений. Реакции полимеризации.
Д и е н ы. Бутадиен и изопрен как представители диенов. Реакции присоединения с участием сопряженных диенов (бромирование, полимеризация, гидрогалогенирование, гидрирование). Натуральный и синтетический каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетилен как представитель алкинов. Получение ацетилена карбидным и метановым способами. Получение карбида кальция. Свойства (горение, бромирование, гидратация, тримеризация) и применение ацетилена.
А р е н ы. Бензол как представитель аренов. Современные представления о строении бензола. Свойства бензола (горение, нитрование, бромирование) и его применение.
Н е ф т ь и с п о с о б ы е е п е р е р а б о т к и. Состав нефти. Переработка нефти: перегонка и крекинг. Риформинг низкосортных нефтепродуктов. Понятие об октановом числе.
Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена − гидролизом карбида кальция. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения (10ч.)
С п и р т ы. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов. Свойства этанола (горение, окисление в альдегид, дегидратация). Получение (брожением глюкозы и гидратацией этилена) и применение этанола. Этиленгликоль. Глицерин как еще один представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты.
Ф е н о л. Получение фенола из каменного угля. Каменный уголь и его использование. Коксование каменного угля, важнейшие продукты коксохимического производства. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола (взаимодействие с бромной водой и гидроксидом натрия). Получение и применение фенола.
А л ь д е г и д ы. Формальдегид и ацетальдегид как представители альдегидов. Понятие о кетонах. Свойства (реакция окисления в кислоту и восстановления в спирт, реакция поликонденсации формальдегида с фенолом). Получение (окислением спиртов) и применение формальдегида и ацетальдегида. Фенолоформальдегидные пластмассы. Термопластичность и термореактивность.
К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот. Свойства уксусной кислоты (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов и солями; реакция этерификации). Применение уксусной кислоты.
С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Сложные эфиры как продукты взаимодействия кислот со спиртами. Значение сложных эфиров в природе и жизни человека. Отдельные представители кислот иного строения: олеиновая, линолевая, линоленовая, акриловая, щавелевая, бензойная. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав. Гидролиз или омыление жиров. Мылa. Синтетические моющие средства (СМС). Применение жиров. Замена жиров в технике непищевым сырьем.
У г л е в о д ы. Понятие об углеводах. Глюкоза как представитель моносахаридов. Понятие о двойственной функции органического соединения на примере свойств глюкозы как альдегида и многоатомного спирта − альдегидоспирта. Брожение глюкозы. Значение и применение глюкозы. Фруктоза как изомер глюкозы. Сахароза как представитель дисахаридов. Производство сахара. Крахмал и целлюлоза как представители полисахаридов. Сравнение их свойств и биологическая роль. Применение этих полисахаридов.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественные реакции на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь». Коллекция продуктов коксохимического производства. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и принагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция серебряного зеркала альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоту с помощью гидроксида меди (II). Качественная реакция на крахмал. Коллекция эфирных масел. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекция искусственных волокон и изделий из них.
Лабораторные опытыСвойства глицерина. Свойства формальдегида. Свойства уксусной кислоты. Свойства жиров. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. Свойства глюкозы. Свойства крахмала.
Тема 4. Азотсодержащие органические соединения (7 ч.)
А м и н ы. Метиламин как представитель алифатических аминов и анилин − как ароматических. Осно́вность аминов в сравнении с основными свойствами аммиака. Анилин и его свойства (взаимодействие с соляной кислотой и бромной водой). Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений на примере анилина. Получение анилина по реакции Н. Н. Зинина. Применение анилина.
А м и н о к и с л о т ы. Глицин и аланин как представители природных аминокислот. Свойства аминокислот как амфотерных органических соединений (взаимодействие со щелочами и кислотами). Особенности диссоциации аминокислот в водных растворах. Биполярные ионы. Образование полипептидов. Аминокапроновая кислота как представитель синтетических аминокислот. Понятие о синтетических волокнах на примере капрона. Аминокислоты в природе, их биологическая роль. Незаменимые аминокислоты.
Б е л к и. Белки как полипептиды. Структура белковых молекул. Свойства белков (горение, гидролиз, цветные реакции). Биологическая роль белков.
Н у к л е и н о в ы е к и с л о т ы. Нуклеиновые кислоты как полинуклеотиды. Строение нуклеотида. РНК и ДНК в сравнении. Их роль в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о генной инженерии и биотехнологии.
Г е н е т и ч е с к а я с в я з ь м е ж д у к л а с с а м и о р г а н и ч е с к и х с о е д и н е н и й. Понятие о генетической связи и генетических рядах.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол − этилен − этиленгликоль − этиленгликолят меди (II); этанол − этаналь − этановая кислота.
Лабораторные опыты. Свойства белков.
Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач по идентификации органических соединений.
Тема 5. Химия и жизнь (2ч.)
Биологически активные вещества
Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Понятие о рН среды. Особенности строения и свойств (селективность и эффективность, зависимость действия от температуры и рН среды раствора) ферментов по сравнению с неорганическими катализаторами. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и производстве.
В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Виды витаминной недостаточности. Классификация витаминов. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов. Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Важнейшие свойства гормонов: высокая физиологическая активность, дистанционное действие, быстрое разрушение в тканях. Отдельные представители гормонов: инсулин и адреналин. Профилактика сахарного диабета. Понятие о стероидных гормонах на примере половых гомонов. Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от ятрохимии и фармакотерапии до химиотерапии. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Искусственные и синтетические органические соединения (1ч.)
П л а с т м а с с ы и в о л о к н а. Полимеризация и поликонденсация как способы получения синтетических высокомолекулярных соединений. Получение искусственных высокомолекулярных соединений химической модификацией природных полимеров. Строение полимеров: линейное, пространственное, сетчатое. Понятие о пластмассах. Термопластичные и термореактивные полимеры. Отдельные представители синтетических и искусственных полимеров: фенолоформальдегидные смолы, поливинилхлорид, тефлон, целлулоид. Понятие о химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна. Классификация и отдельные представители химических волокон: ацетатное (триацетатный шелк) и вискозное волокна, винилхлоридные (хлорин), полинитрильные (нитрон), полиамидные (капрон, найлон), полиэфирные (лавсан).
Р е ш е н и е з а д а ч п о о р г а н и ч е с к о й х и м и и. Решение задач на вывод формулы органических веществ по продуктам сгорания и массовым долям элементов.
Демонстрации. Коллекция пластмасс, синтетических волокон и изделий из них. Разложение пероксида водорода с помощью природных объектов, содержащих каталазу (сырое мяса, сырой картофель). Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок.
Лабораторные опыты. 15. Знакомство в образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа № 2. Распознавание пластмасс и волокон.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Деятельность учителя в обучении химии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) в ценностно-ориентационной сфере − чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
2) в трудовой сфере − готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной и профессиональной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере − умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применении основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
5) использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
В области предметных результатов изучение химии предоставляет ученику возможность на ступени среднего (полного) общего образования научиться:
на базовом уровне
1) в познавательной сфере
а) давать определения изученным понятиям;
б) описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
в) описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;
г) классифицировать изученные объекты и явления;
д) наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
е) делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
ж) структурировать изученный материал;
з) интерпретировать химическую информацию, полученную из других источников;
и) описывать строение атомов элементов I?IV периода с использованием электронных конфигураций атомов;
к) моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов;
2) в ценностно-ориентационной сфере: анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
3) в трудовой сфере: проводить химический эксперимент;
4) в сфере физической культуры: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Учебно-тематический план
Раздел | Тема | Количество часов | В том числе, контр. раб. |
I | Введение | 1 | |
II | Теория строения органических соединений | 5 | |
III | Углеводороды и их природные источники | 8 | 1 |
IV | Кислородсодержащие органические соединения | 10 | 1 |
V | Азотсодержащие огранические соединения | 7 | 2 |
VI | Химия и жизнь. Биологически активные вещества | 2 | |
VII | Искусственные и синтетические органические соединения | 1 | 1 |
Итого | 34 | 5 |
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематический план. 10 класс. Базовый уровень
№ | Тема урока | Основное содержание темы, термины и понятия | Тип урока | Характеристика основных видов деятельности (предметный результат) | Планируемая дата | |||||
Введение | 1 ч | |||||||||
1 | Предмет органической химии | Определение органической химии как науки. Особенности органических веществ, их отличие от неорганических. Группы природных, искусственных и синтетических соединений. Краткие сведения об ученых, работы которых нанесли удар по теории витализма | Вводный урок | Знакомятся с понятиями органическая химия, природные, искусственные и синтетические органические соединения. Понимают особенности, характеризующие органические соединения | ||||||
Строение и классификация органических соединений. Реакции в органической химии | 5 ч | |||||||||
2 | Теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова Входная диагностика уровня знаний по курсу химии основного общего образования (тест) | Основные положения теории химического строения (ТХС) Бутлерова. Валентность. Изомерия. Значение теории химического строения органических соединений Бутлерова в современной органической и общей химии | Комбинированный урок | Знакомятся с основными положениями ТХС Бутлерова. Понимают значение ТХС в современной химии. Знакомятся с понятиями гомолог, гомологический ряд, изомерия. Составляют структурные формулы изомеров предложенных углеводородов, а также находят изомеры среди нескольких структурных формул соединений | ||||||
3 | Классификация органических соединений | Классификация органических соединений: а) по строению углеродного скелета: ациклические, карбоциклические, в том числе арены; б) по функциональным группам: спирты, фенолы, эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, амины; в) полифункциональные: аминокислоты, углеводы. Понятие о гетероциклических соединениях | Комбинированный урок | Знакомятся с принципами классификации по строению углеродного скелета и функциональным группам на основе первоначального обзора основных классов органических соединений | ||||||
4 | Основы номенклатуры органических соединений | Правила номенклатуры органических соединений ИЮПАК. Определение названий органических соединений на основании их структурных формул | Комбинированный урок | Называют изучаемые вещества по «тривиальной» номенклатуре и номенклатуре ИЮПАК | ||||||
5 | Реакции органических соединений | Основные типы реакций органических соединений: реакции присоединения, замещения, отщепления, реакции изомеризации, нитрования, полимеризации. Знакомство с терминами, отражающими специфику процесса: окисление, восстановление, пиролиз, крекинг, полимеризация и поликонденсация | Комбинированный урок | Определяют принадлежность реакции, уравнение (схема) которой предложено, к тому или иному типу реакций в органической химии | ||||||
6 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Строение и классификация органических соединений» | Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение и классификация органических соединений. Реакции в органической химии». Решение задач и упражнений | Урок повторения и закрепления материала | Вычисляют массовые доли элементов в соединении по предложенной формуле; по массовым долям элементов находят простейшие формулы органических соединений | ||||||
Углеводороды | 8 ч | |||||||||
7 | Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы. Нефть | Природный и попутный газы, их состав и использование. Нефть, ее физические свойства, способы разделения ее на составляющие, нефтяные фракции, термический и каталитический крекинг | Урок изучения нового материала | Знакомятся с основными компонентами природного газа. Называют важнейшие направления использования нефти: в качестве энергетического сырья и основы химического синтеза. Осуществляют самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников | ||||||
8 | Алканы | Гомологический ряд алканов: строение, номенклатура, изомерия, физические свойства. Получение алканов. Химические свойства. Применение алканов и их производных | Комбинированный урок | Знакомятся с важнейшими химическими понятиями: гомологический ряд, пространственное строение алканов. Называют правила составления названий алканов. Называют алканы по международной номенклатуре. Знакомятся с важнейшими физическими и химическими свойствами метана как основного представителя предельных углеводородов | ||||||
9 | Алкены | Гомологический ряд алкенов: строение, номенклатура, изомерия, физические свойства. Получение алкенов. Химические свойства. Применение алкенов и их производных. Понятие о реакциях деполимеризации | Поисковый урок | Знакомятся с правилами составления названий алкенов. Называют алкены по международной номенклатуре. Знакомятся с важнейшими физическими и химическими свойствами как основного представителя непредельных углеводородов. Называют качественные реакции на кратную связь | ||||||
10 | Алкадиены | Алкадиены, их строение, номенклатура, изомерия, физические свойства. Получение алкадиенов. Основные научные исследования С. В. Лебедева. Химические свойства. Натуральный и синтетический каучук. Резина. Современная химическая каучуковая промышленность. Марки синтетических каучуков, их свойства и применение | Комбинированный урок | Называют гомологический ряд алкадиенов. Знакомятся с правилами составления названий алкадиенов. Называют алкадиены по международной номенклатуре.Знакомятся со свойствами каучука, области его применения. Осуществляют самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников | ||||||
11 | Алкины | Гомологический ряд алкинов: строение, номенклатура, изомерия, физические свойства. Получение алкинов. Химические свойства. Применение алкинов и их производных | Урок усвоения навыков и умений | Знакомятся с правилами составления названий алкинов. Называют алкины по международной номенклатуре. Знакомятся со способами образования сигма и символом, т. е. π-связей, важнейшими физическими и химическими свойствами этина как основного представителя алкинов | ||||||
12 | Арены | Строение аренов. Номенклатура, изомерия, физические свойства бензола и его гомологов. Получение аренов. Химические свойства. Применение бензола и его гомологов. Толуол и его нитропроизводные | Комбинированный урок | Знакомятся с важнейшими физическими и химическими свойствами бензола как основного представителя аренов. Выделяют главное при рассмотрении бензола в сравнении с предельными и непредельными углеводородами, взаимное влияние атомов в молекуле | ||||||
13 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды» | Решение задач и выполнение упражнений | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Называют изучаемые вещества по «тривиальной» номенклатуре и номенклатуре ИЮПАК. Составляют структурные формулы органических соединений и их изомеров. Записывают реакции метана, этана, этилена, ацетилена, бутадиена, бензола. Знают основные способы их получения и области их применения | ||||||
14 | Контрольная | Контрольная работа по теме: «Углеводороды» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Демонстрируют умение определять типы химических связей. Уверенно пользуются химической терминологией и символикой | ||||||
Кислородсодержащие органические соединения | 10 ч | |||||||||
15 | Спирты | Спирты, их строение, классификация, номенклатура, изомерия (положение гидроксильных групп, межклассовая, углеродного скелета), физические свойства. Межмолекулярная водородная связь. Химические свойства спиртов. Простые эфиры. Отдельные представители спиртов и их значение. Получение и применение спиртов. Понятие о механизме воздействия этанола на организм человека | Урок изучения нового материала | Знакомятся со строением, гомологическими рядами спиртов различных типов, основами номенклатуры спиртов и типами изомерии у них. Сравнивают и обобщают, характеризуют свойства спиртов на основе анализа строения молекул спиртов. Знакомятся с основными способами получения и применениями важнейших представителей класса спиртов | ||||||
16 | Фенол | Строение молекулы фенола. Причина, обусловливающая характерные свойства молекулы фенола. Классификация, номенклатура, изомерия, физические свойства фенолов. Химические свойства. Получение и применение фенолов. Некоторые производные фенола и их значение в повседневной жизни. Качественная реакция на фенол. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия | Комбинированный урок | Знакомятся с особенностями строения молекулы фенола и на основе этого предсказывают и называют по учебнику его свойства. Называют основные способы получения и применения фенола | ||||||
17 | Альдегиды | Строение, номенклатура, изомерия, физические свойства альдегидов. Способы получения. Реакция Кучерова. Отдельные представители альдегидов и их значение. Химические свойства альдегидов | Урок усвоения навыков и умений | Знакомятся с гомологическими рядами и основой номенклатуры альдегидов. Определяют строение карбонильной группы и на этой основе усваивают отличие и сходство альдегидов и кетонов. Знакомятся с важнейшими свойствами основных представителей этих классов, их значениями в природе и повседневной жизни человека | ||||||
18 | Обобщение и систематизация знаний о | Выполнение упражнений. Решение задач. Составление цепей превращений | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Составляют уравнения реакций, цепи превращений, решают задачи | ||||||
19 | Карбоновые кислоты | Строение, номенклатура, изомерия, физические свойства карбоновых кислот. Карбоновые кислоты в природе. Получение карбоновых кислот. Химические свойства карбоновых кислот. Отдельные представители и их значение | Комбинированный урок | Знакомятся с гомологическими рядами и основой номенклатуры карбоновых кислот. Определяют строение карбоксильной группы. Знакомятся с общими свойствами карбоновых кислот. Проводят сравнение со свойствами минеральных кислот, их значением в природе и повседневной жизни человека | ||||||
20 | Сложные эфиры. Жиры
| Строение сложных эфиров. Сложные эфиры в природе и технике. Состав, классификация, свойства, применение и получение жиров. Понятие о мылах. Синтетические моющие средства и экология окружающей среды. Получение мыла | Комбинированный урок | Знакомятся и называют строение, получение, свойства и использование в быту сложных эфиров и жиров | ||||||
21 | Углеводы | Углеводы, их классификация и значение. Свойства. Полисахариды: крахмал и целлюлоза. Реакции поликонденсации. Основные этапы производства сахара. Важнейшие производные целлюлозы и их практическое применение | Урок- лекция | Называют классификацию углеводов по различным признакам. Знакомятся с химическими свойствами. Объясняют химические свойства на основании строения молекулы. Знакомятся со значениями углеводов в природе и жизни человека и всех живых организмов на Земле. Называют важнейшие свойства крахмала и целлюлозы на основании различий в строении. Пользуясь приобретенными знаниями, объясняют явления, происходящие в быту | ||||||
22 | Углеводы. Моносахариды | Монозы. Глюкоза и фруктоза – важнейшие представители моносахаридов. Строение молекулы глюкозы. Химические свойства глюкозы как бифункционального соединения Применение глюкозы. Сахароза – важнейший дисахарид. Важнейший изомерфруктоза и его практическое применение | Комбинированный урок | Знакомятся с особенностями строения глюкозы как альдегидоспирта. Называют свойства и их применение. Прогнозируют свойства веществ на основе их строения | ||||||
23 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородсодержащие органические соединения» | Учебные модули: спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Знакомятся с важнейшими реакциями спиртов, (в том числе с качественной реакцией многоатомных спиртов), фенола, альдегидов, карбоновых кислот, глюкозы. Называют основные способы их получения и области их применения. Определяют возможности протекания химических превращений | ||||||
24 | Контрольная работа № 2 по теме: «Кислородсодержащие органические соединения» | Контрольная работа по теме: «Кислородсодержащие органические соединения» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Демонстрируют умение определять типы химических связей. Уверенно пользуются химической терминологией и символикой | ||||||
Азотсодержащие органические соединения | 7 ч | |||||||||
25 | Амины. Анилин | Амины, их классификация и значение. Строение молекулы аминов. Физические и химические свойства аминов. Анилин – важнейший представитель аминов. Применение аминов. Синтетические волокна на основе полиамидов | Урок-лекция | Знакомятся и называют классификацию, виды изомерии аминов и основы их номенклатуры. Проводят сравнение свойств аминов и аммиака. Знакомятся с основными способами получения аминов и их применением | ||||||
26 | Аминокислоты | Строение, номенклатура, изомерия, классификация аминокислот, физические свойства и свойства, обусловленные химической двойственностью. Взаимодействие аминокислот с сильными кислотами. Среда водных растворов аминокислот в зависимости от их строения | Урок усвоения навыков и умений | Знакомятся и называют классификацию, виды изомерии аминокислот и основы их номенклатуры. Предсказывают химические свойства аминокислот, на основе полученных знаниях о химической двойственности аминокислот. Объясняют применение и биологическую функцию аминокислот | ||||||
27 | Белки | Понятие о белках: их строении, химических и биологических свойствах. Классификация белков по растворимости в воде | Комбинированный урок | Знакомятся со строением важнейших свойств белков. Используют межпредметные связи с биологией, в связи с валеологией. Дают характеристику белкам как важнейшим составным частям пищи. Практически осуществляют качественные цветные реакции на белки | ||||||
28 | Нуклеиновые кислоты | Нуклеиновые кислоты - ВМС, являющиеся составной частью клеточных ядер и цитоплазмы, их значение в жизнедеятельности клеток. Состав и строение ДНК и РНК, сходства и различия. Уровни организации структуры нуклеиновых кислот. Принцип комплементарности. «Генетический код». Генная инженерия. Генетически модифицированные продукты | Урок изучения нового материла | Знакомятся с составными частями нуклеотидов ДНК и РНК. Проводят сравнение этих соединений, их биологических функций. Определяют последовательность нуклеотидов на комплементарном участке другой цепи по известной последовательности нуклеотидов на одной цепи ДНК | ||||||
29 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Азотсодержащие органические соединения» | Обобщение и систематизация знаний по темам «Амины. Аминокислоты. Белки». Нуклеиновые кислоты. Генетическая связь О.С. Решение задач и упражнений | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков | Знакомятся со строением, классификацией, важнейшими свойствами изученных азотсодержащих соединений, их биологические функции | ||||||
30 | Контрольная работа № 3 по теме: «Азотосодержащие органические соединения» | Контрольная работа по теме: «Азотсодержащие органические соединения» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Демонстрируют умение определять типы химических связей. Уверенно пользуются химической терминологией и символикой | ||||||
31 | Практическая работа № 1 по теме: «Идентификация органических соединений» | Правила техники безопасности при выполнении практической работы | Урок исследования и рефлексии | Знакомятся с основными правилами техники безопасности при работе в химическом кабинете. Грамотно обращаются с химической посудой и лабораторным оборудованием. Определяют и называют качественные реакции на важнейших представителей органических соединений. Решение экспериментальных задач по идентификации органических соединений | ||||||
Химия и жизнь. Биологически активные вещества | 2 ч | |||||||||
32 | Ферменты | Понятие о ферментах как о биокатализаторах | Урок-лекция | Знакомятся с понятием ферменты. Знакомятся с их физическими и химическими свойствами. Используют полученные знания для безопасного применения лекарственных веществ | ||||||
33 | Витамины, гормоны, лекарства, минеральные воды | Витамины, гормоны и их важнейшие представители. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов | Урок-лекция | На основе межпредметных связей с биологией раскрывают биологическую роль витаминов и их значение для сохранения здоровья человека | ||||||
Искусственные и синтетические органические соединения | 2 ч | |||||||||
34 | Искусственные и синтетические органические вещества Практическая работа № 2 по теме: «Распознавание пластмасс и волокон» | Классификация высокомолекулярных соединений. Важнейшие представители пластмасс, каучуков и волокон Правила техники безопасности при выполнении данной работы | Комбинированный урок с использованием ИКТ | Знакомятся с важнейшими веществами и материалами: искусственные пластмассы, каучуки и волокна Знают основные правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Грамотно обращаются с химической посудой и лабораторным оборудованием. Знают и называют наиболее широко распространенные полимеры и их свойства |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по естествознанию (раздел химия) для обучающихся по профессии "Повар, кондитер"
Рабочая программа по естествознанию (раздел химия) составлена в соответствии с ФГОС третьего поколения для професии НПО "Повар, кондитер"...
Рабочие программы по дисциплинам "Пищевая химия"; "Анатомия сельскохозяйственных животных"
Рабочая программа по дисциплине "Пищевая химия" для специальности:"Технология мяса и мясопрдуктов"...
Рабочая программа и КТП по химии 8 класс
Программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образов...
Рабочая программа и КТП по химии 9 класс
Программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образов...
рабочая программа по основам аналитической химии
рабочая программа учебной дисциплины аналитическая химия содержит основные темы по основам аналитической химии...
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
Рабочая программа по учебной дисциплине "Химия"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) 43.01.09 Повар, кондитер, входящей в состав ук...