Разработка практического занятия.
методическая разработка на тему

Самойленко Татьяна Александровна

Разработка практического занятия по дисциплине ОП.07 "Ботаника" для специальности 33.02.01 "Фармация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tem_karta.docx32.79 КБ

Предварительный просмотр:

БПОУ   ВО « БОРИСОГЛЕБСКМЕДКОЛЛЕДЖ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

практического занятия  

Специальность       33.02.01  «Фармация»

Дисциплина  ОП.07. Ботаника

 Тема: Изучение строения цветка.

Тип занятия  урок совершенствования знаний, умений

Форма проведения  практическое занятие

Цели занятия

Учебная: Изучить строение генеративных органов растения, познакомиться с их

разнообразием, научиться их описывать.

Освоение общих компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-3.

Развивающая: формирование умений работать с наглядным материалом;

-работать с дополнительными источниками информации;

Воспитательная: формировать ответственное отношение к выполнению полученного задания.

Межпредметные связи

МДК.01.01. Лекарствоведение. Фармакогнозия.

После изучения темы студент должен 

уметь:

-характеризовать и показывать на ботанических объектах, живых растениях, макропрепаратах основные элементы цветка;

-описывать цветок по основным морфологическим критериям.

-называть главные части цветка и описывать их строение.

-по описанию составлять формулу цветка.

знать:

-морфофизиологическую характеристику цветка.

-основные элементы цветка

-использование цветов лекарственных растений  в фармации.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

1.Организационная часть (проверка присутствующих, готовность обучающихся к занятию, наличие формы и т.д.).

2.Начальная мотивация учебной деятельности (название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса);

3.Актуализация опорных  знаний (воспроизведение  ранее усвоенных  знаний и  применение их в новых ситуациях).

4.Контроль знаний  

  1. Какая часть цветка защищает пестики и тычинки от неблагоприятных условий среды?
  2. Как называются части цветка, из которых состоит чашечка?
  3. как называются части цветка, из которых состоит венчик?
  4. Как называется самая красивая часть цветка, состоящая из чашелистиков и лепестков?
  5. Как называется тонкий стебелек. с помощью которого цветок прикрепляется к стеблю?
  6. Как называется главный орган цветка, в котором развиваются семязачатки?
  7. Как называются главные части цветка, в которых образуется пыльца?
  8. Как называется верхний конец цветоножки, на котором располагаются все остальные части цветка?

                                             Практическая работа.  

                               Тема: Изучение строения цветка.

Цель: изучить  морфологическое строение цветка, рассмотреть    формулу и диаграмму цветка.

Задание 1. Зарисуйте цветок, подпишите:

- цветоложе;

- околоцветник;

- тычинки;

- пестик.

Задание  2.  Запишите классификацию цветков.

Задание 3. Зарисуйте и подпишите основные части  андроцея  и гинецея.

Перечислите основные функции андроцея  и гинецея.

Задание 4. Дополните ответ.

Формула цветка – это…

Диаграмма цветка – это…

Задание 5. Охарактеризуйте верхнюю и нижнюю завязь растений.

Задание 6. Перечислите основные типы семязачатков.

Вывод. Охарактеризуйте процессы микроспорогенеза и процесс мегаспорогенеза.

Выполните тестовые задания.

                                                        Тестовые задания.

                                                               Вариант 1.

1.Цветок является органом покрытосеменных растений, осуществляющий размножение:

1. вегетативное и половое;

2. вегетативное и собственно бесполое;

3. собственно бесполое и половое;

4. с помощью спор и гамет.

 

 2. Принципиальное отличие цветка от шишки голосеменных состоит в том, что:

1. семязачатки находятся внутри завязи;

2. пыльца при опылении попадает непосредственно на семязачаток;

3. семязачатки лежат открыто на семенных чешуях;

4. пыльца при опылении попадает на рыльце.

3. Участок побега между прицветником и цветком называется:

1. цветолистик;

2. цветоножка;

3. плодолистик;

4. цветоложе.

4. Репродуктивные части  цветка включают:

1. тычинки, пестик (пестики);

2. чашечка, венчик;

3. тычинки, пестик (пестики), чашечка, венчик;

4. тычинки, пестик (пестики), чашечка.

5. По наличию тычинок и пестиков цветки классифицируются на:

1. однодомные;

2. обоеполые;

3. однополые;

4. двудомные.

6. Процесс микрогаметогенеза представляет собой:

1. образование микроспор в микроспорангиях (гнездах пыльник1.;

2. образование микроспор в нуцеллусе семязачатка;

3. образование из микроспоры мужского гаметофита;

4. образование из микроспоры женского гаметофита.

7. Цветок называется правильным (актиноморфным), если через его ось можно провести:

1. одну плоскость симметрии;

2. ортостиху;

3. основную генетическую спираль;

4. две и более плоскостей симметрии.

 

8.  Гинецей – это совокупность:

1. плодолистиков        одного цветка;

2. чашелистиков одного цветка;

3. лепестков одного цветка;

4. тычинок одного цветка.

9. Процесс микроспорогенеза представляет собой:

1. образование микроспор в микроспорангиях (гнездах пыльник1.;

2. образование микроспор в нуцеллусе семязачатка;

3. образование из микроспоры мужского гаметофита;

4. образование из микроспоры женского гаметофита.

10.Процесс мегаспорогенеза представляет собой:

1. развитие из мегаспор женского гаметофита;

2. образование мегаспор;

3. развитие мегаспор из микроспор;

4. развитие мегаспор из мезофилла листа.

 

11. Наиболее важная часть пестика, несущая семязачатки, называется:

1. завязь;

2. столбик;

3. рыльце;

4. тычиночная нить.

12.Гинецей, состоящий из нескольких свободных (несросшихся) простых пестиков,

называется:

1. монокарпный;

2. апокарпный;

3. лизикарпный;

4. паракарпный.

        

                                     

                                             Тестовые задания.

                                                  Вариант 2.

1. Репродуктивным органом покрытосеменных, предназначенным для формирования,

защиты и распространения семян, является:

1. семязачаток;

2. цветок;

3. фуникулус;

4. плод.

2.  Женский гаметофит цветковых растений называется:

1. зародышевый мешок;

2. зародышевый бугорок;

3. генеративная сумка;

4. халазальный мешок.

 

3. В пыльнике протекают следующие процессы:

1. микроспорогенез и мегагаметогенез;

2. микроспорогенез и микрогаметогенез;

3. мегаспорогенез и мегагаметогенез;

4. мегаспорогенез и микрогаметогенез.

4. Стерильные части цветка включают:

1. тычинки, пестик (пестики), венчик;

2. тычинки, пестик (пестики);

3. чашечка, венчик;

4. тычинки, пестик (пестики), чашечка.

5. Гинецей, образованный при срастании нескольких плодолистиков, называется:

1. монокарпный;

2. апокарпный;

3. ценокарпный;

4. брахиокарпный.

6. Цветок называется неправильным (зигоморфным), если через его ось можно провести:

1. одну плоскость симметрии;

2. две и более плоскостей симметрии;

3. ортостиху;

4. основную генетическую спираль

7.Гинецей, состоящий из одного плодолистика, называется:

1. апокарпный;

2. паракарпный;

3. монокарпный;

4. лизикарпный.

8. После оплодотворения из семязачатка образуется:

1. семя;

2. семяножка;

3. пыльцевход;

4. лакуна протоксилемы

9. В составе мужского гаметофита цветковых растений находятся следующие клетки:

1. халазальная и антеридиальная;

2. генеративная (спермагенная) и халазальная;

3. синергидная и антеридиальная;

4. генеративная (спермагенная) и клетка пыльцевой трубки (сифоногенная).

10. Андроцей – это совокупность:

1. плодолистиков одного цветка;

2. чашелистиков одного цветка;

3. лепестков одного цветка;

4. тычинок одного цветка.

11.Процесс мегаспорогенеза представляет собой:

1. развитие из мегаспор женского гаметофита;

2. образование мегаспор;

3. развитие мегаспор из микроспор;

4. развитие мегаспор из мезофилла листа.

12. В семязачатке протекают следующие процессы:

1. микроспорогенез и мегагаметогенез;

2. микроспорогенез и микрогаметогенез;

3. мегаспорогенез и микрогаметогенез;

4. мегаспорогенез и мегагаметогенез.

                                         Тестовые задания.

                                                           Вариант 3.

1. Андроцей – это совокупность:

1. плодолистиков одного цветка;

2. чашелистиков одного цветка;

3. лепестков одного цветка;

4. тычинок одного цветка.

2. Наиболее важная часть пестика, несущая семязачатки, называется:

1. завязь;

2. столбик;

3. рыльце;

4. тычиночная нить.

3. Гинецей, образованный при срастании нескольких плодолистиков, называется:

1. монокарпный;

2. апокарпный;

3. ценокарпный;

4. брахиокарпный.

4. Процесс мегагаметогенеза представляет собой:

1. образование мегаспор;

2. развитие мегаспор из микроспор;

3. развитие женских гамет из микроспор;

4. развитие из мегаспор женского гаметофита.

5. В семязачатке протекают следующие процессы:

1. микроспорогенез и мегагаметогенез;

2. микроспорогенез и микрогаметогенез;

3. мегаспорогенез и микрогаметогенез;

4. мегаспорогенез и мегагаметогенез.

6. Женский гаметофит цветковых растений называется:

1. зародышевый мешок;

2. зародышевый бугорок;

3. генеративная сумка;

4. халазальный мешок.

 

7. Стерильные части цветка включают:

1. тычинки, пестик (пестики), венчик;

2. тычинки, пестик (пестики);

3. чашечка, венчик;

4. тычинки, пестик (пестики), чашечка.  

8. Цветок называется неправильным (зигоморфным), если через его ось можно провести:

1. одну плоскость симметрии;

2. две и более плоскостей симметрии;

3. ортостиху;

4. основную генетическую спираль.

9. Процесс микроспорогенеза представляет собой:

1. образование микроспор в микроспорангиях (гнездах пыльник1.;

2. образование микроспор в нуцеллусе семязачатка;

3. образование из микроспоры мужского гаметофита;

4. образование из микроспоры женского гаметофита.

10. В составе мужского гаметофита цветковых растений находятся следующие клетки:

1. халазальная и антеридиальная;

2. генеративная (спермагенная) и халазальная;

3. синергидная и антеридиальная;

4. генеративная (спермагенная) и клетка пыльцевой трубки (сифоногенная).

11. Цветок является органом покрытосеменных растений, осуществляющий размножение:

1. вегетативное и половое;

2. вегетативное и собственно бесполое;

3. собственно бесполое и половое;

4. с помощью спор и гамет.

Гинецей, состоящий из одного плодолистика, называется:

1. апокарпный;

2. паракарпный;

3. монокарпный;

4. лизикарпный.

                     

                                          Тестовые задания.

                                                   Вариант 4.

1. Гинецей – это совокупность:

1. плодолистиков одного цветка;

2. чашелистиков одного цветка;

3. лепестков одного цветка;

4. тычинок одного цветка.

2. После оплодотворения из семязачатка образуется:

1. семя;

2. семяножка;

3. пыльцевход;

4. лакуна протоксилемы.

3.Гинецей, состоящий из одного плодолистика, называется:

1. апокарпный;

2. паракарпный;

3. монокарпный;

4. лизикарпный.

4. Процесс мегаспорогенеза представляет собой:

1. развитие из мегаспор женского гаметофита;

2. образование мегаспор;

3. развитие мегаспор из микроспор;

4. развитие мегаспор из мезофилла листа.

5. В пыльнике протекают следующие процессы:

1. микроспорогенез и мегагаметогенез;

2. микроспорогенез и микрогаметогенез;

3. мегаспорогенез и мегагаметогенез;

4. мегаспорогенез и микрогаметогенез.

6. Репродуктивным органом покрытосеменных, предназначенным для формирования,

защиты и распространения семян, является:

1. семязачаток;

2. цветок;

3. фуникулус;

4. плод.

7. Цветок называется правильным (актиноморфным), если через его ось можно провести:

1. одну плоскость симметрии;

2. ортостиху;

3. основную генетическую спираль;

4. две и более плоскостей симметрии.

8. Репродуктивные части цветка включают:

1. тычинки, пестик (пестики);

2. чашечка, венчик;

3. тычинки, пестик (пестики), чашечка, венчик;

4. тычинки, пестик (пестики), чашечка

9. Процесс мегаспорогенеза представляет собой:

1. развитие из мегаспор женского гаметофита;

2. образование мегаспор;

3. развитие мегаспор из микроспор;

4. развитие мегаспор из мезофилла листа.

10. Принципиальное отличие цветка от шишки голосеменных состоит в том, что:

1. семязачатки находятся внутри завязи;

2. пыльца при опылении попадает непосредственно на семязачаток;

3. семязачатки лежат открыто на семенных чешуях;

4. пыльца при опылении попадает на рыльце.

11. Гинецей, состоящий из одного плодолистика, называется:

1. апокарпный;

2. паракарпный;

3. монокарпный;

4. лизикарпный.

12. Цветок является органом покрытосеменных растений, осуществляющий размножение:

1. вегетативное и половое;

2. вегетативное и собственно бесполое;

3. собственно бесполое и половое;

4. с помощью спор и гамет.

6.Закрепление

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ:

Апомиксис

Зародыш

Интина

Интегументы

Нуцеллус

Околоплодник

Плодолистик

Перисперм

Перикарпий

Плацента

Самоопыление

Экзина

Эндосперм

Халаза


Тестовые задания ( 2 варианта).

7.Домашнее задание.    С. 194-227  С.Г. Зайчиков, Е.И. Барабанов  Ботаника учебник для студентов фармацевтических училищ и колледжей, М.; издательская группа «ГЕОТАР-Медиа» 2013.

8.Оснащение: дидактический раздаточный материал по изучаемой теме, лупы, живые экземпляры растений.

9.Литература: С.Г. Зайчиков, Е.И. Барабанов  Ботаника учебник для студентов фармацевтических училищ и колледжей, М.; издательская группа «ГЕОТАР-Медиа» 2013.

Преподаватель:  Т.А.Самойленко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка практического занятия по теме «Решение практических задач с использованием «КонсультантПлюс», 2011

Методическая разработка практического занятия по теме «Решение практических задач с использованием «КонсультантПлюс» по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности», 2011...

Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"

Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования» на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной проблемы»

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования»на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной п...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»

Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...

Методическая разработка практического занятия "Повторительно-закрепляющее занятие по разделу пищеварительная система"

Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения, на основании рабочей программы по дисциплине «Анатомия и физиология человек...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Субъективное и объективное обследование пациента

Методическая разработка практического занятия по теме «Субъективное и объективное обследование пациента» составлена в соответствие в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и о...