Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа на тему
Рабочая программа по биологии 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
b8_biologiya_8_kl_rab_progr.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
8 класс Человек
Автор Н.И.Сонин
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку с требованиями к уровню подготовки выпускников, тематический план с указанием часов, отводимых на изучение каждого раздела и список используемой литературы.
Пояснительная записка.
Настоящая программа по биологии разработана на основе Программы основного общего образования по биологии 8 класс «Человек и его здоровье». Авторы:, В. Б. Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова (2006г.) и Государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (Статья 55, п. 4); Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО России от 05.03.2004г. № 1089);. «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 6-11 классы» Н.И. Сонин М. «Дрофа» 2010г
Рабочая программа разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, с региональным образовательным стандартом для общеобразовательных школ Читинской области, на основе авторской программы под руководством Н.И.Сонина.
Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно.
Курс «Биология. Человек» для 8 класса направлен на изучение организма человека и его здоровье, созданный Н.И. Сониным. Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии.
Изучение курса проводится в течение одного учебного года в 8 классе.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения биологии в 8 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. В рабочей программе четко распределено время для изучения разделов курса «Биология. Человек» - 68 часов по 2 часа в неделю. В это же учебное время включены все практические и лабораторные работы, а также работа со справочными изданиями.
Структура раздела складывается из трех частей. В первой вводятся общие сведения о человеческом организме, топографии внутренних органов, уровнях организации организма. Рассматриваются клетки и ткани, основные принципы нервной и гуморальной регуляции, включая рефлекторную деятельность. Во второй части даётся обзор основных систем органов. Он заканчивается сведениями о нервной системе, анализаторах и железах внутренней секреции. В третьей части даётся индивидуальное развитие человека.
Цели и задачи курса
В процессе изучения биологии в 8 классе школьники должны усвоить определенный круг сведений, предусмотренный стандартом биологического образования основной школы. В этот курс включены сведения по анатомии, физиологии человека, цитологии и гистологии, гигиене и санитарии, общей биологии.
В результате обучения у школьников должна быть сформирована естественнонаучная картина мира. Она включает понятия эволюции живой природы, многоуровневой ее организации, взаимосвязи строения и функции органов и систем, обмена веществ, связи организма со средой, экологические взаимосвязи абиогенного, биогенного и антропогенного происхождения. В формировании научной картины мира важное значение приобретают знания о социальной и биологической природе человека. Они дают возможность проследить, как изменяется поведение людей с развитием общества, как формируется его экология и как воздействует социальная среда на самого человека и его окружение. Без учета социального фактора невозможно понять экологию человека, его связь с общественными структурами, формирование речи, познавательные, волевые и эмоциональные процессы людей, а также психологию личности в целом.
Учащиеся должны овладеть умениями и навыками организации здорового образа жизни, а также самооценки уровня своего здоровья и своей тренированности. С этой целью в курс введены функциональные пробы, позволяющие сравнивать свои индивидуальные показатели с нормативами.
Учащиеся должны знать, какое состояние является опасным и по каким поводам следует обращаться к врачам.
Задача курса состоит в том, чтобы научить распознавать опасное состояние организма; уметь оказывать неотложную доврачебную помощь и знать, что в этих случаях противопоказано делать, чтобы не навредить пострадавшему.
Содержание программы для 8 класса обеспечивает выполнение всех поставленных задач.
Цель обучения: создать условия для организации учебного процесса на уроках биологии; овладение учащимися знаниями об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.
Задачи:
Обучающие:
Усвоение учащимися знаний о человеке как биосоциальном существе;
Формирование учащихся представлений об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;
Развитие знаний об основных методах биологической науки;
Овладение умениями применять биологические знания для обоснования жизнедеятельности и сохранения здоровья организма человека;
Развитие у учащихся умений проводить наблюдения за своим организмом.
Развивающие:
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Привитие к учащимся интереса к познанию своего организма и к профессиям, связанным с медициной.
Воспитательные:
Воспитание позитивного ценностного отношения к природе;
Формирование ценностного отношения к жизни как феномену;
Развитие у учащихся понимания ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.
Учебно-методический комплект: Учебник: В.Б. Захаров, Сонин Н.И. Биология «Человек и его здоровье» 8 класс. – М.: Дрофа, 2012.
Программа рассчитана на 68 часов (2 час в неделю), в том числе лабораторных -11 и практических работ - 4.
Характеристика класса
В данном классе обучается 11 человек, 4 хорошиста. Все ученики работают на уроках биологии с интересом, заполняют таблицы, ведем беседы по заданной теме, работают больше письменно, выполняют задания самостоятельно дома, приносят сообщения по теме, выполняют все задания. Наблюдается интерес к уроку биологии.
В прошлом учебном году в этом классе учились по биологии на «5» - 1 ученица (О.В.), на «4» - 6 учеников. Качество знаний по биологии в данном классе (без учета детей с ОВЗ) составляет 100% ( на конец 2016-2017 уч г курса 7 класса). Эти ребята очень способны, помогали в организации в проведении предметной недели по биологии, всегда принимали участие в различных конкурсах, занимали призовые места, так, по биологии в конкурсе «Олимпус» было3 первых места.
2 ученика (Ш.С., К.В.) работают на уроке по желанию, имеют оценки «3», «4», «5». Могут учиться очень хорошо. Письменные работы выполняют чаще на «3», Ц.К. нравится готовить сообщения по теме, устно работает по желанию, но в работе с тестовыми заданиями имеет трудности.
Все ребята без исключения работают на уроках биологии дружно, увлеченно, с большим интересом.
Исходя из характеристики класса я применяю различные технологии, методы, приемы, формы работы на уроке.
Формы организации учебного процесса:
- развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение
- учебная дискуссия, сообщение;
- беседа с элементами обсуждения,
- индивидуальная работа:
работа в малых группах (2-5 человек) и больших группах;
- проектная работа;
- подготовка сообщений/ рефератов;
- исследовательская деятельность;
- защита проекта
- информационно-поисковая деятельность;
- выполнение практических и лабораторных работ.
Формы контроля: текущий, тематический, итоговый контроль; дифференцированный индивидуальный письменный опрос, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов вы-полнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
-систематическое положение человека и его происхождение;
-особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их внутреннюю и гуморальную регуляцию;
-о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, особенности индивидуального развития организма человека;
-об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;
-приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях;
-правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;
-факторы, разрушающие здоровье человека;
-зависимость собственного здоровья от окружающей среды; причины наследственности и изменчивости; проявления наследственных заболеваний;
-этические нормы межличностных отношений.
Учащиеся должны уметь:
-распознавать органы и их топографию, системы органов; объяснять связь между их строением и функциями, понимать влияние физического труда и спорта на организм;
-выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;
-объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;
-оказывать первую помощь при несчастных случаях;
-соблюдать правила личной и общественной гигиены;
-анализировать и оценивать воздействие окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах;
-пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения, ставить простейшие опыты;
-проводить самостоятельный поиск биологической информации:
находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп, работать с текстом, рисунками, аппаратом организации усвоения материала; пользоваться основной и дополнительной литературой по анатомии и физиологии человека (в том числе с использованием информационных технологий);
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых Р, Ж, Б, Г и вирусами; травматизмов, стрессов, ВИЧ-инфекций, вредных привычек (курение, алкоголь, наркомания), нарушение осанки, зрения, слуха; инфекционных и простых заболеваний;
-оказания первой помощи при укусах животных, при отравлении, при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
-рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
-выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
-проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание курса
68 часов, 2 часа в неделю
Тема 1
Место человека в системе органического мира
Человек как часть живой природы, место Ч в системе органического мира. Черты сходства Ч и Ж. Сходство и различие Ч и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Демонстрация скелетов Ч и позвоночных Ж, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства Ч и Ж.
Тема 2
Происхождение человека
Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Тема 3
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека
Наука о Ч: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи.
Демонстрация портретов великих ученых анатомов и физиологов.
Тема 4
Общий обзор строения и функций организма человека
Клеточное строение организма. Ткани Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Демонстрация схем систем органов Ч.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения тканей.
Распознавание на таблицах органов и систем органов.
Тема 5
Координация и регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Демонстрация схем, таблиц, фотографий
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая часть нервной системы. Рефлекс, проведение нервного импульса. Строение и функции спинного и головного мозга. Кора больших полушарий. Ее значение и связь с другими отделами мозга. Органы зрения. Органы чувств (анализаторы). Гигиена органов зрения. Органы слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств, схем, таблиц.
Лабораторные и практические работы
Изучение головного мозга Ч.(по муляжам)
Изучение изменения размера зрачка.
Тема 6
Опора и движение
Скелет Ч, его отделы; особенности скелета Ч, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим отдыха в формировании опорно-двигательной системы.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения костей.
Измерение массы и роста своего организма.
Тема 7
Внутренняя среда организма.
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Прививки. Переливание крови. Донорство.
Демонстрация схем и таблиц
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения крови.
Тема 8
Транспорт веществ
Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Демонстрация схем и таблиц
Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.
Тема 9
Дыхание
Потребность организма Ч в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Демонстрация схем и таблиц
Практическая работа
Определение частоты дыхания.
Тема 10
Пищеварение
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность Ч в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы. Этапы процессов пищеварения.
Демонстрация схем и таблиц
Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюны, на крахмал.
Определение норм рационального питания.
Тема 11
Обмен веществ и энергии.
Общая характеристика. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ.
Тема 12
Выделение.
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
Демонстрация схем и таблиц
Тема 13
Покровы тела.
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
Демонстрация схем и таблиц
Тема 14
Размножение и развитие.
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие. Роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Тема 15
Высшая нервная деятельность.
Рефлекс- основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности В.Н.Д. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Память, эмоции. Особенности психики Ч. Гигиена умственного труда.
Тематический план
№ темы | Название темы | Количество часов |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Итого | Место человека в системе органического мира. Происхождение человека. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма Ч. Общий обзор строения и функций организма человека. Координация и регуляция. Опора и движение. Внутренняя среда организма. Транспорт веществ. Дыхание. Пищеварение. Обмен веществ и энергии. Выделение. Покровы тела. Размножение и развитие. Высшая нервная деятельность. Итоговый урок. («Золотые сны», от которых не просыпаются. О наркотиках и наркомании. СПИД.) | 2 3 1 3 13 8 4 6 6 5 2 2 3 2 6 1 к.зн. 67 Резерв 1 час |
Учебно-методическое обеспечение.
Основная литература:
- Сонин Н. И. «Биология. Человек.8 класс» М.; Дрофа, 2012
- Сонин Н.И «Биология. Человек».Рабочая тетрадь.
Дополнительная литература:
- Батуев А.С. Биология. Человек., М.; «Просвещение», 2009г.
- Биология 8 класс: учебно-методическое пособие к учебнику Н. И. Сонина М., Дрофа, 2010.
- Захаров В.Б., Сонин Н.И.Биология. Многообразие живых организмов: учебник для 8 класса. М.; Дрофа, 2009г.
- Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека; М.; «Просвещение», 2009г.
- Корсун О. В. Генетика. Решение задач.- Чита. Изд. ЗабГПУ 2002-80 с.
- Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена поурочные тесты и задания. М.; «Аквариум», 2008г.
- Никишов А.И. «Тесты. Биология 8 класс». М., Век книги, 2009г.
- Рохлов В.С. Дидактический материал. Биология. Человек. М.; «Просвещение», 2009г.
- Сапин М.Р., Брыскина З.Г. «Анатомия и физиология человека», М.; «Просвещение», 2009г.
- Семенцова В.Н. Биология. 8 класс. Технологические карты уроков.- СПб.: «Паритет», 2003. – 240 с.
- Сонин Н.И и др.«Биология. Человек».Тематическое планирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 11 класс( уровень стандарта)
11 КЛАСС – уровень стандарт (35ч.) Раздел 1 Размножение и развитие организмов (4 ч)Способы размножения организмо...
Рабочая программа по биологии 5 класс линия И.Н.Пономарёвой + календарно - тематическое планирование.
Разработка Рабочей программы по биологии 5 класс с ФГОС....
Рабочая программа по биологии для 6-9 классов
Рабочая программа по биологии для 6-9 классов составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников биология 5-11 классы под руководством В.В. Пасечника/ авт.-с...
Рабочая программа по биологии (ФГОС) 5 класс
Данная программа составлена на основании авторской программы И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы программа М: Вентана- Граф, 2012 г.) 5-6 классы 34 часа 1...
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» Курс продолжает изучен...
Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС...