Рабочая программа по православной культуре 2 класс ФГОС
рабочая программа по теме
Программа составлена в соответствии с положением МБОУ "Гимназия №18" на 2013-2014 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
православная культура | 198 КБ |
rp_po_pravoslavnoy_kulture_2_kl._razinkova.doc | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 18»
РАССМОТРЕНА на заседании МО учителей начальных классов Протокол от «_28_» _августа 2013г. № _1_ | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР __________________ Н.И. Проскурина «_28_» августа 2013г. | РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета протокол от « 29» августа 2013г №1 | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Гимназия №18» _________В.Д. Демидова Приказ от « 30 » августа 2013 г. № 226 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Разиньковой Ольги Николаевны,
православной культуры
высшей квалификационной категории,
по учебному предмету «Православная культура»
2 «А», 2 «Б»,2 «В» классов
2013- 2014 учебный год
Старый Оскол
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Рабочая программа по православной культуре разработана на основе концепции и программы учебного предмета «Православная культура» 1-11 годы обучения Шевченко Л. Л. (М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, - 2008 г.)
Рабочая программа обеспечена следующим методическим комплексом:
1. Шевченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий: 1-й год обучения: в 2ч.– М.: Издательский дом «Покров», 2007.
- Шевченко Л.Л., Шестун Е. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации», 1-й год обучения. – М.: Издательский дом «Покров», 2007. – 112с.: ил.
3.Шевченко Л.Л., Шестун Е. Православная культура: музыкальное пособие «Звуковая палитра», 1- й год обучения.
Общими целями изучения предмета «Православная культура» являются:
- приобретение культурологических знаний, необходимых для формирования мировоззрения школьников;
- обеспечение самоопределения личности, создания условий её самореализации.
Программа Л.Л.Шевченко рассчитана на 34 часа. В рабочую программу внесены изменения. В соответствии с Уставом МБОУ «Гимназия №18» учебный план во 2 классе составляет 34 учебных недели. С целью итогового контроля усвоения учащимися знаний за курс 2 класса урок 34 «Экскурсия в музей» заменен уроком «Итоговое повторение. Итоговая контрольная работа за курс 2 класса».
Содержание и последовательность тем рабочей программы соответствует авторской.
Форма организации учебного процесса–урок.
. В образовательном процессе начальной школы используются следующие виды внутренней оценки результатов:
- контроль (текущий) по результату (урока, темы, раздела, курса) проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;
- итоговый контроль; предполагает комплексную проверку образовательных результатов, в том числе и метапредметных результатов в конце учебных четвертей и учебного года.
- накопительная оценка.
Преобладающими формами текущего и итогового контроля знаний, умений и навыков учащихся являются творческие работы, собеседование, тестирование, анализ продуктов деятельности (мини-сочинения, рисунки и т.д.), контрольная работа.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель рабочей программы учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других
Программа определяет ряд практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников;
- актуализация знаний современных школьников в области православной культурной традиции;
- развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира в историко-культурном контексте;
- приобщение детей к элементарным формам творческой деятельности на основе образцов православной культуры;
- формирование нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности на основе положительной системы ценностей;
воспитание чувства сопричастности к сохранению богатого наследия традиций религиозной культуры как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности; пробуждение познавательного интереса к феноменам православной культуры
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Православная культура» основных задач образовательной области:
- формирование первоначальных представлений о богатом наследии православной культуры;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа учебного курса «Православная культура» рассчитана во 2 классе на 34 ч. (1ч. неделю, 34 учебных недель), в т.ч. тестирование – 2, контрольных работ –2.
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Кол-во часов в примерной (авторской) программе | Кол-во часов в рабочей программе |
1 | Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем | 8 | 8 |
2 | В ожидании Рождества-самого красивого события зимы | 8 | 8 |
3 | Праздники-радости | 10 | 10 |
4 | Пасха: цвета и звуки весны | 8 | 8 |
Всего: | 34 | 34 |
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В содержание программы учебного предмета «Православная культура» заложен воспитывающий и развивающий потенциал. Средствами предмета в детях формируются нравственные, эстетические чувства, творческие способности и потребности эстетического преобразования окружающего мира; формируются ценностные ориентации, православное отношение к природе, труду, производству, семейно-бытовым отношениям, устанавливаются межличностные отношения; воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, народу, его духовным и культурным ценностям; закладываются представления о красоте и доброте окружающего мира.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
- Формирование чувства любви и гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности;
- становление этических ценностных ориентаций на основе норм христианской морали;
- осознание духовно-нравственных ценностей бытия и необходимости их осуществления в своем поведении;
- формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культуры и религии;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование умения нравственной самооценки на основе понятий православной культуры, представлений нравственных нормах, социальной справедливости;
- формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.
Метапредметные результаты
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природных, социальных, культурных в соответствии с содержанием учебного предмета.
Предметные результаты
- Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- формирование первоначальных представлений о православной культуре;
- знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- осмысление базовых понятий христианской этики;
- понимание связи христианских традиций с жизнью современного человека;
- понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;
- первоначальные представления об исторической роли православной культуры в становлении российского государства;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на православных духовных традициях;
- осознание ценности человеческой жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Православная культура» для второго класса
Основной особенностью учебного предмета "Православная культура" является его культурологическая направленность. Это обусловлено светским характером государственной школы, в рамках которой преподается данный предмет.
Содержание учебного предмета «Православная культура» для второго класса представляет собой изложение истории христианской культуры, раскрывающейся в рамках содержательных линий, определенных Примерным содержанием по учебному предмету «Православная культура» (Примерное содержанием по учебному предмету «Православная культура». - М., 2002) .
Примерное содержание изучаемых знаний по учебному предмету “Православная культура” подразделяется на несколько содержательных линий:
- Православная христианская картина мира
- История православной религии и культуры
- Письменная культура Православия (православная словесность)
- Православный образ жизни
- Нравственная культура Православия
- Художественная культура Православия
- Региональный компонент образования
Православная христианская картина мира
Общее представление о красоте окружающего мира, умение слышать его звучание и рассуждать о взаимосвязанности его явлений. Осознание связи между внешним миром и состоянием души. Овладение базовым понятием «Бог - Творец». Знание библейской истории сотворения красивого мира Богом и жизни в нем человека с Богом. Общее представление о христианской картине мира. Понимание взаимосвязи красоты и добра в сотворенном мире. Представление о мире духовном и материальном.
История православной религии и культуры
Усвоение элементарных представлений о православной культуре на основе художественных впечатлений. Овладение понятиями православной культуры: «добро», «зло», «грех», «непослушание», «прощение», «радость», «печаль», «помощь», «благочестие». Знание библейской истории грехопадения Адама и Евы, Каина и Авеля, праведного Ноя и его сыновей, рождения и Благовещения Девы Марии, Рождения, Крещения, Распятия и Воскресения Иисуса Христа. Объяснение смысла грехопадения первых людей. Осознание христианского понимания о всепрощении Божием.
Письменная культура Православия (православная словесность)
Первичное представление о славянской азбуке. Создатели славянской азбуки. Праздник славянской азбуки. Представление о житийной литературе. Ознакомление с житием святого князя Александра Невского. Православная поэзия. Православная художественная литература. Выделение особенностей и отличий православной художественной литературы и поэзии. Ознакомление с произведениями И.Шмелева.
Православный образ жизни
Понимание связи христианских традиций с жизнью современного человека. Знание христианских традиций и обычаев празднования на Руси Рождества Христова, Воскресения Христова. Осознание состояния духовного совершенства человека как результата полного самопожертвования.
Общее представление о Таинстве Крещения. Знание обычаев праздника Богоявления.
Усвоение понятий «святой» и «ангел». Объяснение сути праздника именины. Усвоение различий между Днем рождения, именинами и Днем ангела. Знание традиций праздника именины.
Осознание служения воина как проявление жертвенной любви к ближнему. Знание основных событий жизни святого князя Александра Невского, связанных с его воинскими подвигами. Усвоение понятия «благоверный». Знание традиций и обычаев Масленицы.
Осознание духовно-нравственных ориентиров и путей самопожертвования как высшего подвига в жизни человека. Формирование ценностного отношения к подвигу, к истории Отечества. Осознание важности проявления уважения к памяти погибших за свою Родину.
Усвоение понятий «род», «родословная», «потомки». Формирование представлений о духовных ценностях семьи.
Знание обязанностей человека по отношению к Богу, к людям, к себе. Усвоение понятия «ответственность» как послушание воле родителей, не осуждение других, защита красивого окружающего мира, умение преодолевать свои недостатки. Формирование потребности в труде. Осознание важности и необходимости любого труда на благо ближнего.
Понимание молитвы как центра духовной жизни христиан.
Нравственная культура Православия
Усвоение понятий: «красота», «добро», «зло», «грех», «непослушание», «прощение», «радость», «печаль», «помощь», «православная вера», «Крест». Понимание «послушания», «милосердия», «не осуждения», раскрытых в содержании рассказов и заданий учебного пособия, как правил жизни, данных Богом людям. Усвоение христианского понимания сути борьбы добра и зла в мире. Овладение навыками в нравственной оценке поступков людей и самооценке на основе норм христианской морали. Понимание сущности «зла» как нарушения заповедей Бога, а добра как служения Богу и людям. Осознание понятия «Родина». Представление о проявлении любви к Родине. Православные нравственные основы любви к Родине. Патриотизм и гражданственность.
Установление понятийно-содержательных связей: «послушание – красота - радость», «непослушание - печаль», «благочестие – красота», «грех – смерть», «прощение - праздник - красота - радость»; «предательство - грех» и объяснение их.
Осознание последствий греховных поступков в жизни человека. Осознание греха как беззакония, нарушения заповедей. Понятие о посте как средства борьбы с грехом.
Художественная культура Православия
Различение добра и зла в музыкальных произведениях и художественных изображениях природы и человека. Передача с помощью средств изобразительного искусства радости праздника, печального настроения. Представление о феноменах православной культуры. Отражение православной тематики в творчестве русских художников, композиторов. Церковное пение.
Формирование первоначального представления о православной иконе как изображении лиц или событий Священной истории.
Региональный компонент образования. Храмы земли Оскольской
Знание основных событий, связанных с историей храмов города Старый Оскол. Осознание важной роли храма в жизни людей. Усвоение правил поведения в храме. Представление об устройстве православного храма, православных иконах. Знание имен особо почитаемых христианских святых.
тематическое планирование
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ПРЕДМЕТУ «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ 2 «а», 2 «Б», 2 «В» КЛАССов
Количество часов в году: 34 часов
Количество часов в неделю: 1 час
№ п/п | Наименование раздела и тем | Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и навыки) | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание | |||||
план | факт | |||||||||
2 а | 2 б | 2 в | ||||||||
Раздел 1. Красота Божьего мира (8 ч) | ||||||||||
1. | Красота в звуках, красках, формах окружающего мира | Ориентироваться в учебнике по православной культуре. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Объяснять смысл пословиц. Находить общее и отличия. Размышлять над прочитанным. | 1ч | 07.09 05.09 04.09 | ||||||
2. 3. | Поиски красивого вокруг себя. Красота рукотворная и нерукотворная | Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Находить общее и отличия. Уметь видеть в изображениях животных красоту творений Бога и характеризовать животное по плану. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Осознавать значение Родины для человека. Характеризовать героев рассказа, соотносить нравственные качества с героями рассказов. Иметь понятие о роли православного храма в жизни человека. Уметь различать красоту рукотворную и нерукотворную. | 2ч | 14.09 12.09 11.09 21.09 19.09 18.09 | ||||||
4. | Красота нашего Отечества. Бог – Творец красивого мира | Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с сотворением мира. Уметь соотносить изображения на иллюстрациях с днями творения. Характеризовать дни творения. Научиться видеть в красоте окружающего мира проявление любви Бога к человеку. Понимать взаимосвязь красоты и добра в сотворенном мире. Усвоить базовое понятие «Бог - Творец». | 1ч | 28.09 26.09 25.09 | ||||||
5. | Сотворение человека | Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с возникновением первых людей. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Усвоить понятие о Библии. Передавать с помощью средств изобразительного искусства красоту сотворенного мира на бумаге. Читать тексты учебника и пересказывать прочитанное. | 1ч | 05.10 03.10 02.10 | ||||||
6. | Правила жизни, данные людям | Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с жизнью первых людей в раю. Усвоить понятие о Боге как Отце (Отче наш). Усвоить понятие «молитва». Иметь понятие о роли молитвы в жизни человека. | 1ч | 12.10 10.10 09.10 | ||||||
7. | Как изобразить доброе и красивое? | Осознавать связь между внешним видом и внутренним содержанием. Усвоить сущность «зла» как нарушение заповедей Бога, а добра как служения Богу и людям. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Составлять по иллюстрации текст-описание. | 1ч | 19.10 17.10 16.10 | ||||||
8. | Сотворение человека. Повторение. Тест по теме: «Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем» | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе тестов, составленных по темам раздела «Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем» | 1ч | 26.10 24.10 23.10 | ||||||
Раздел 2. «В ожидании Рождества – самого красивого события зимы» (8 ч) | ||||||||||
9. | Как люди покинули Рай. | Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с грехопадением первых людей в раю. Иметь представление о христианском понимании сути борьбы добра и зла в мире. Понимать смысл грехопадения первых людей. | 1ч | 09.11 07.11 06.11 | ||||||
10. | Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира. | Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с жизнью Иосифа – прообраза Христа. Усвоить понятийно-содержательные связи «послушание - радость», «непослушание - печаль». Характеризовать поступки героев, анализировать свои. Уметь видеть радость и печаль в красках и звуках окружающего мира. Видеть красоту природы, подбирать музыкальное сопровождение к тексту. | 1ч | 16.11 14.11 13.11 | ||||||
11. | Добрые и злые люди. | Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с Каином и Авелем. Иметь представление о христианском понимании сути борьбы добра и зла в мире. Усвоить понятийно-содержательные связи «благочестие – красота», «грех – смерть». Уметь давать нравственную оценку поступкам людей и самооценку на основе норм христианской морали. | 1ч | 23.11 21.11 20.11 | ||||||
12. | За что Бог наказал людей. | Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные со Всемирным потопом. Усвоить понятийно-содержательные связи «совесть - грех». Уметь давать нравственную оценку поступкам людей и самооценку на основе норм христианской морали. | 1ч | 30.11 28.11 27.11 | ||||||
13. 14. | Как люди покинули Рай Как Бог простил людей. | Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с рождением Девы Марии. Осознать христианское понимание о всепрощении Божием. Понимать состояние духовного совершенства человека как результат полного самопожертвования. Уметь соотносить содержание текста учебника с событиями Ветхого Завета. Усвоить понятийно-содержательные связи «прощение - праздник - красота - радость». | 2ч | 07.12 05.12 04.12 14.12 12.12 11.12 | ||||||
15. 16. | В ожидании праздника. Контрольный тест по теме: «В ожидании Рождества – самого красивого события зимы» | Знать основные факты, связанные с историей храмов города. Осознавать важную роль храма в жизни людей. Уметь правильно себя вести в храме. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе тестов, составленных по темам раздела «В ожидании Рождества – самого красивого события зимы» | 2ч | 21.12 19.12 18.12 28.12 26.12 25.12 | ||||||
Раздел 3. Праздники-радости (10 ч) | ||||||||||
17. 18. | Чему мы радуемся зимой? Праздник Рождества Христова». | Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с рождением Иисуса Христа. Осознать христианское понимание о всепрощении Божием. Уметь соотносить содержание текста учебника с событиями Ветхого Завета. Усвоить понятийно-содержательные связи «прощение – радость - праздник». Получить первичные представления о жертвенной любви Христа к людям. | 2ч | 18.01 16.01 15.01 25.01 23.01 22.01 | ||||||
19. | Зимние радости. Святки. | Понимать связь христианских традиций с жизнью современного человека. Знать христианские традиции и обычаи празднования на Руси Рождества Христова. Осмыслить понятия «грех», «стыд». Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Передавать с помощью средств изобразительного искусства радость праздника. | 1ч | 01.02 30.01 29.01 | ||||||
20. | Праздник Крещения. | Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с крещением Иисуса Христа. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Получить первичные представления о Таинстве Крещения. Называть обычаи праздника. | 1ч | 08.02 06.02 05.02 | ||||||
21. | Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения. | Понимать связь христианских традиций с жизнью современного человека. Усвоить понятия «святой» и «ангел». Объяснять суть праздника именины. Усвоить разницу между Днем рождения, именинами и Днем ангела. Знать традиции праздников. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. | 1ч | 15.02 13.02 12.02 | ||||||
22. | Праздник Дня защитника Отечества. | Осознать служение воина как проявление жертвенной любви к ближнему. Знать основные события, связанные с воинскими подвигами святого князя Александра Невского. Усвоить понятия «благоверный», «православная вера». Уметь давать нравственную оценку поступкам людей на основе норм христианской морали. | 1ч | 22.02 20.02 19.02 | ||||||
23. | Радости Масленицы. Прощённое воскресенье. | Называть традиции и обычаи Масленицы. Усвоить понятие «прощение». Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Передавать с помощью средств изобразительного искусства радостное настроение. | 1ч | 01.03 27.02 26.02 | ||||||
24. 25. | Как люди предали Христа. Покаяние. | Знать сюжеты Нового Завета, связанные с событиями Тайной Вечери. Усвоить понятийно-содержательные связи «предательство - грех». Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Передавать с помощью средств изобразительного искусства печальное настроение. Усвоить понятия «грех», «пост». Уметь давать нравственную оценку поступкам людей на основе норм христианской морали. | 2ч | 07.03 06.03 05.03 15.03 13.03 12.03 | ||||||
26. | . Контрольная работа по теме:«Праздники-радости». | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе заданий контрольной работы, составленной по темам раздела «Праздники-радости». | 1ч | 05.04 20.03 19.03 | ||||||
Раздел 4. Пасха: цвета и звуки весны (8 ч) | ||||||||||
27. | Праздник Благовещения. | Знать сюжеты Нового Завета, связанные с Благовещением Пресвятой Богородицы. Усвоить понятия «благо», «благодать», «благословенна». Называть обычаи праздника. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. | 1ч | 12.04 03.04 02.04 | ||||||
28. | Как мы готовимся к празднованию Пасхи. | Знать сюжеты Нового Завета, связанные с распятием Христа. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Усвоить понятие «Крест» и объяснять значение слова «плащаница». Уметь давать нравственную оценку поступкам людей на основе норм христианской морали. Иметь представление о жертвенной любви Христа к людям. | 1ч | 19.04 10.04 09.04 | ||||||
29. | Какого цвета праздник Пасхи? | Знать сюжеты Нового Завета, связанные с Воскресением Христа. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Называть традиции и обычаи праздника. Передавать с помощью средств изобразительного искусства радость праздника. | 1ч | 26.04 17.04 16.04 | ||||||
30. | Праздник Дня Победы. | Осознать духовно-нравственные ориентиры и пути самопожертвования как высшего подвига в жизни человека. Сформировать уважение к подвигу, к истории Отечества. Называть героические черты характера людей, проявленные в годы ВОВ. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Усвоить понятие «поминовение». Осознать важность проявления уважения к памяти погибших ради своей страны, Родины | 1ч | 03.05 24.04 23.04 | ||||||
31. | Родословие моей семьи. | Называть степени родства в семье. Усвоить понятия «род», «родословная», «потомки». Уметь находить дополнительную информацию в различных источниках. Иметь представление о духовных ценностях семьи. Освоить способы изображения родословной. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. | 1ч | 10.05 08.05 07.05 | ||||||
32. | Мои обязанности. | Знать обязанности по отношению к Богу, к людям и к себе. Иметь потребность в труде. Осознать важность и необходимость любого труда на благо ближнего. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Давать нравственную оценку поступкам людей на основе норм христианской морали. Получить первичное представление о славянской азбуке и ее создателях. | 1ч | 17.05 15.05 14.05 | ||||||
33. | Храмы земли оскольской | Усвоить правила поведения в храме. Иметь представление о роли православного храма в жизни человека. Получить первичное представление об устройстве православного храма, иконах, называть имена известных православных святых. | 1ч | 21.05 22.05 24.05 | ||||||
34. | Итоговая контрольная работа за курс 2 класса. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе заданий контрольной работы, составленной по учебному материалу за курс 2 класса. | 1ч | 24.05 22.05 21.05 |
Сводная таблица по видам контроля
Вид контроля | Входная (диагностическая) работа | Промежуточный контроль уровня достижения результатов | Итоговый контроль уровня достижения результатов | Итого | |||
1четв. | 2четв. | 3четв. | 4четв. | ||||
Количество плановых: | |||||||
Контрольных работ | 1 | 1 | 2 | ||||
Практических работ | |||||||
Тестовых работ | 1 | 1 | 2 | ||||
Итого | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения. | Количество |
Книгопечатная продукция | ||
1 2 3 1 2 | Основная литература Шевченко Л.Л., Шестун Е. Православная культура: Экспериментальное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий: 1-й год обучения: в 2ч.– М.: Издательский дом «Покров», 2007. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации»: 1-й год обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.-112 с. – 1000 экз.– ISBN 5-98475-001-5. Шевченко Л.Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. –М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. Дополнительная литература Православные храмы земли Оскольской [Текст]./Авт.-сост. П.Е.Шишкин, Н.И.Мурашов. Ред. В.А.Вербкин. - Старый Оскол, 2008. - 88 с.: илл. - 10000 экз. - ISBN 978-5-9901470-1-0. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя, ред. Смольникова Е.И. – М.: Издательство «Первое сентября», 2005. – 256с | 26(100%) 1(100%) 1(100%) 1(100%) 1(100%) |
Печатные пособия | ||
1. | Пособие "Иллюстрации", в котором содержится перечень иллюстраций для сопровождения уроков. | 1(100%) |
Экранно-звуковые пособия | ||
1 | Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (аудиокассета) | 1(100%) |
Технические средства обучения | ||
1 | Персональный компьютер с принтером. | 1(100%) |
2 | Мультимедийный проектор | 1(100%) |
3 | Экспозиционный экран | 1(100%) |
4 | Сканер | 1 (100%) |
Оборудование класса | ||
1 | Ученические столы 1-местные | 26 (100%) |
2 | Стулья | 26 (100%) |
3 | Стол учительский с тумбой | 1 (100%) |
4 | Шкафы для хранения учебников, пособий и пр. | 2 (100%) |
ПРИМЕРНЫЕ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Тест1
по теме «Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем»
- Что относится к красоте нерукотворной?
а) Дом, книга, картина, ваза.
б) Небо, цветок, море, лебедь.
- Что Бог сотворил в 3 день творения?
а) Солнце, звезды, луну и все небесные тела
б) Сушу, море, растения
- Выбери, какое слово пропущено в предложении: «Бог сотворил мир за … дней».
а) семь
б) шесть
в) пять
- Как правильно закончить предложение: «В раю Адам и Ева…»
а) могли делать все, что хотели
б) должны были соблюдать правило: быть послушными Богу
- Закончи предложение: «Бог сотворил невидимый мир, в котором живут ангелы. Ангелы – это…».
а) добрые красивые люди
б) добрые невидимые духи
Тест2
по теме «В ожидании Рождества – самого красивого события зимы»
- Закончи предложение: «Адам и Ева …».
а) исполняли волю Бога и всегда жили в раю
б) нарушили волю Бога и покинули рай
- Как закончить цепочку: «Раскаяние -… »?
а) прощение – радость
б) печаль – наказание
- Какое слово пропущено в тексте: «У Адама и Евы родились два сына: Каин и Авель. Авель был…»?
а) добрым, послушным, благочестивым
б) злым и грубым
- От чего погибли злые люди на земле?
а) от всемирного землетрясения
б) от всемирного потопа
- В каком городе родилась Пресвятая Богородица?
а) Вифлееме
б) Иерусалиме
в) Назарете
Контрольная работа № 1
по теме «Праздники-радости»
)
Вариант 1
Задание 1
Объясни понятия:
«красота нерукотворная» -…
«милость» - …
«добро» -…
Задание №2
Закончи предложение:
«В начале сотворил…»
Задание №3
Раскрой взаимосвязь понятий:
«раскаяние – прощение»
Задание №4
Выпиши слова, с которыми связано слово «послушание»:
Своевольничать, исполнять, слышать, прекословить.
Задание№5
Нарисуй и подпиши одну из православных традиций праздника Рождества Христова
Вариант 2
Задание 1
Объясни понятия:
«красота рукотворная» -…
«милосердие» - …
«зло» -…
Задание №2
Закончи предложение:
«В третий день сотворил…»
Задание №3
Раскрой взаимосвязь понятий:
«благочестие – красота»
Задание №4
Выпиши слова, с которыми связано слово «покаяние»:
прощение, самооправдание, исправление, радость.
Задание№5
Нарисуй и подпиши одну из православных традиций праздника Рождества Христова
Итоговая контрольная работа за курс 2 класса.
Вариант 1.
Задание 1.
Допиши предложение:
«Человека называют добрым, когда …».
Задание 2
Из предложенного перечня выдели христианские православные праздники и расположи их в последовательности событий библейской истории:
Рождество Пресвятой Богородицы, Новый год, Воскресение Христово, День защитника Отечества, Рождество Христово.
Задание 3
Нарисуй «Дерево жизни» и соедини его плоды с понятиями, подходящими по смыслу: терпение, непослушание, благочестие, неусидчивость, милосердие, неуступчивость, воровство, прощение, злость.
Добавь свои названия «плодов».
Задание №4
Объясни понятие:
Великий пост - …
Задание №5
Объясни смысл праздника Рождества Христова
Вариант 2.
Задание 1.
Допиши предложение:
«Любить родителей - значит…».
Задание 2
Из предложенного перечня выдели праздники Христовы и расположи их в последовательности событий библейской истории:
День Ангела Хранителя, Новый год, Воскресение Христово, День защитника Отечества, Рождество Христово, Благовещение.
Задание 3
Нарисуй «Дерево греха» и соедини его плоды с понятиями, подходящими по смыслу: терпение, непослушание, благочестие, неусидчивость, милосердие, неуступчивость, воровство, прощение, злость.
Добавь свои названия «плодов».
Задание №4
Объясни понятие:
Радоница - …
Задание №5
Объясни смысл праздника Благовещения Пресвятой Богородицы
Ключи
Тест 1 Тест 2
1 | б | 1 | б |
2 | а | 2 | а |
3 | б | 3 | а |
4 | б | 4 | б |
5 | б | 5 | в |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 18»
РАССМОТРЕНА на заседании МО учителей начальных классов Протокол от «_28_» _августа 2013г. № _1_ | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР __________________ Н.И. Проскурина «_28_» августа 2013г. | РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета протокол от « 29» августа 2013г №1 | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Гимназия №18» _________В.Д. Демидова Приказ от « 30 » августа 2013 г. № 226 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Разиньковой Ольги Николаевны,
православной культуры
высшей квалификационной категории,
по учебному предмету «Православная культура»
2 «А», 2 «Б»,2 «В» классов
2013- 2014 учебный год
Старый Оскол
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Рабочая программа по православной культуре разработана на основе концепции и программы учебного предмета «Православная культура» 1-11 годы обучения Шевченко Л. Л. (М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, - 2008 г.)
Рабочая программа обеспечена следующим методическим комплексом:
1. Шевченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий: 1-й год обучения: в 2ч.– М.: Издательский дом «Покров», 2007.
- Шевченко Л.Л., Шестун Е. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации», 1-й год обучения. – М.: Издательский дом «Покров», 2007. – 112с.: ил.
3.Шевченко Л.Л., Шестун Е. Православная культура: музыкальное пособие «Звуковая палитра», 1- й год обучения.
Общими целями изучения предмета «Православная культура» являются:
- приобретение культурологических знаний, необходимых для формирования мировоззрения школьников;
- обеспечение самоопределения личности, создания условий её самореализации.
Программа Л.Л.Шевченко рассчитана на 34 часа. В рабочую программу внесены изменения. В соответствии с Уставом МБОУ «Гимназия №18» учебный план во 2 классе составляет 34 учебных недели. С целью итогового контроля усвоения учащимися знаний за курс 2 класса урок 34 «Экскурсия в музей» заменен уроком «Итоговое повторение. Итоговая контрольная работа за курс 2 класса».
Содержание и последовательность тем рабочей программы соответствует авторской.
Форма организации учебного процесса–урок.
. В образовательном процессе начальной школы используются следующие виды внутренней оценки результатов:
- контроль (текущий) по результату (урока, темы, раздела, курса) проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;
- итоговый контроль; предполагает комплексную проверку образовательных результатов, в том числе и метапредметных результатов в конце учебных четвертей и учебного года.
- накопительная оценка.
Преобладающими формами текущего и итогового контроля знаний, умений и навыков учащихся являются творческие работы, собеседование, тестирование, анализ продуктов деятельности (мини-сочинения, рисунки и т.д.), контрольная работа.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель рабочей программы учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других
Программа определяет ряд практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников;
- актуализация знаний современных школьников в области православной культурной традиции;
- развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира в историко-культурном контексте;
- приобщение детей к элементарным формам творческой деятельности на основе образцов православной культуры;
- формирование нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности на основе положительной системы ценностей;
воспитание чувства сопричастности к сохранению богатого наследия традиций религиозной культуры как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности; пробуждение познавательного интереса к феноменам православной культуры
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Православная культура» основных задач образовательной области:
- формирование первоначальных представлений о богатом наследии православной культуры;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа учебного курса «Православная культура» рассчитана во 2 классе на 34 ч. (1ч. неделю, 34 учебных недель), в т.ч. тестирование – 2, контрольных работ –2.
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Кол-во часов в примерной (авторской) программе | Кол-во часов в рабочей программе |
1 | Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем | 8 | 8 |
2 | В ожидании Рождества-самого красивого события зимы | 8 | 8 |
3 | Праздники-радости | 10 | 10 |
4 | Пасха: цвета и звуки весны | 8 | 8 |
Всего: | 34 | 34 |
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В содержание программы учебного предмета «Православная культура» заложен воспитывающий и развивающий потенциал. Средствами предмета в детях формируются нравственные, эстетические чувства, творческие способности и потребности эстетического преобразования окружающего мира; формируются ценностные ориентации, православное отношение к природе, труду, производству, семейно-бытовым отношениям, устанавливаются межличностные отношения; воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, народу, его духовным и культурным ценностям; закладываются представления о красоте и доброте окружающего мира.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
- Формирование чувства любви и гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности;
- становление этических ценностных ориентаций на основе норм христианской морали;
- осознание духовно-нравственных ценностей бытия и необходимости их осуществления в своем поведении;
- формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культуры и религии;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование умения нравственной самооценки на основе понятий православной культуры, представлений нравственных нормах, социальной справедливости;
- формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.
Метапредметные результаты
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природных, социальных, культурных в соответствии с содержанием учебного предмета.
Предметные результаты
- Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- формирование первоначальных представлений о православной культуре;
- знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- осмысление базовых понятий христианской этики;
- понимание связи христианских традиций с жизнью современного человека;
- понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;
- первоначальные представления об исторической роли православной культуры в становлении российского государства;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на православных духовных традициях;
- осознание ценности человеческой жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Православная культура» для второго класса
Основной особенностью учебного предмета "Православная культура" является его культурологическая направленность. Это обусловлено светским характером государственной школы, в рамках которой преподается данный предмет.
Содержание учебного предмета «Православная культура» для второго класса представляет собой изложение истории христианской культуры, раскрывающейся в рамках содержательных линий, определенных Примерным содержанием по учебному предмету «Православная культура» (Примерное содержанием по учебному предмету «Православная культура». - М., 2002) .
Примерное содержание изучаемых знаний по учебному предмету “Православная культура” подразделяется на несколько содержательных линий:
- Православная христианская картина мира
- История православной религии и культуры
- Письменная культура Православия (православная словесность)
- Православный образ жизни
- Нравственная культура Православия
- Художественная культура Православия
- Региональный компонент образования
Православная христианская картина мира
Общее представление о красоте окружающего мира, умение слышать его звучание и рассуждать о взаимосвязанности его явлений. Осознание связи между внешним миром и состоянием души. Овладение базовым понятием «Бог - Творец». Знание библейской истории сотворения красивого мира Богом и жизни в нем человека с Богом. Общее представление о христианской картине мира. Понимание взаимосвязи красоты и добра в сотворенном мире. Представление о мире духовном и материальном.
История православной религии и культуры
Усвоение элементарных представлений о православной культуре на основе художественных впечатлений. Овладение понятиями православной культуры: «добро», «зло», «грех», «непослушание», «прощение», «радость», «печаль», «помощь», «благочестие». Знание библейской истории грехопадения Адама и Евы, Каина и Авеля, праведного Ноя и его сыновей, рождения и Благовещения Девы Марии, Рождения, Крещения, Распятия и Воскресения Иисуса Христа. Объяснение смысла грехопадения первых людей. Осознание христианского понимания о всепрощении Божием.
Письменная культура Православия (православная словесность)
Первичное представление о славянской азбуке. Создатели славянской азбуки. Праздник славянской азбуки. Представление о житийной литературе. Ознакомление с житием святого князя Александра Невского. Православная поэзия. Православная художественная литература. Выделение особенностей и отличий православной художественной литературы и поэзии. Ознакомление с произведениями И.Шмелева.
Православный образ жизни
Понимание связи христианских традиций с жизнью современного человека. Знание христианских традиций и обычаев празднования на Руси Рождества Христова, Воскресения Христова. Осознание состояния духовного совершенства человека как результата полного самопожертвования.
Общее представление о Таинстве Крещения. Знание обычаев праздника Богоявления.
Усвоение понятий «святой» и «ангел». Объяснение сути праздника именины. Усвоение различий между Днем рождения, именинами и Днем ангела. Знание традиций праздника именины.
Осознание служения воина как проявление жертвенной любви к ближнему. Знание основных событий жизни святого князя Александра Невского, связанных с его воинскими подвигами. Усвоение понятия «благоверный». Знание традиций и обычаев Масленицы.
Осознание духовно-нравственных ориентиров и путей самопожертвования как высшего подвига в жизни человека. Формирование ценностного отношения к подвигу, к истории Отечества. Осознание важности проявления уважения к памяти погибших за свою Родину.
Усвоение понятий «род», «родословная», «потомки». Формирование представлений о духовных ценностях семьи.
Знание обязанностей человека по отношению к Богу, к людям, к себе. Усвоение понятия «ответственность» как послушание воле родителей, не осуждение других, защита красивого окружающего мира, умение преодолевать свои недостатки. Формирование потребности в труде. Осознание важности и необходимости любого труда на благо ближнего.
Понимание молитвы как центра духовной жизни христиан.
Нравственная культура Православия
Усвоение понятий: «красота», «добро», «зло», «грех», «непослушание», «прощение», «радость», «печаль», «помощь», «православная вера», «Крест». Понимание «послушания», «милосердия», «не осуждения», раскрытых в содержании рассказов и заданий учебного пособия, как правил жизни, данных Богом людям. Усвоение христианского понимания сути борьбы добра и зла в мире. Овладение навыками в нравственной оценке поступков людей и самооценке на основе норм христианской морали. Понимание сущности «зла» как нарушения заповедей Бога, а добра как служения Богу и людям. Осознание понятия «Родина». Представление о проявлении любви к Родине. Православные нравственные основы любви к Родине. Патриотизм и гражданственность.
Установление понятийно-содержательных связей: «послушание – красота - радость», «непослушание - печаль», «благочестие – красота», «грех – смерть», «прощение - праздник - красота - радость»; «предательство - грех» и объяснение их.
Осознание последствий греховных поступков в жизни человека. Осознание греха как беззакония, нарушения заповедей. Понятие о посте как средства борьбы с грехом.
Художественная культура Православия
Различение добра и зла в музыкальных произведениях и художественных изображениях природы и человека. Передача с помощью средств изобразительного искусства радости праздника, печального настроения. Представление о феноменах православной культуры. Отражение православной тематики в творчестве русских художников, композиторов. Церковное пение.
Формирование первоначального представления о православной иконе как изображении лиц или событий Священной истории.
Региональный компонент образования. Храмы земли Оскольской
Знание основных событий, связанных с историей храмов города Старый Оскол. Осознание важной роли храма в жизни людей. Усвоение правил поведения в храме. Представление об устройстве православного храма, православных иконах. Знание имен особо почитаемых христианских святых.
тематическое планирование
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ПРЕДМЕТУ «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ 2 «а», 2 «Б», 2 «В» КЛАССов
Количество часов в году: 34 часов
Количество часов в неделю: 1 час
№ п/п | Наименование раздела и тем | Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и навыки) | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание | |||||
план | факт | |||||||||
2 а | 2 б | 2 в | ||||||||
Раздел 1. Красота Божьего мира (8 ч) | ||||||||||
1. | Красота в звуках, красках, формах окружающего мира | Ориентироваться в учебнике по православной культуре. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Объяснять смысл пословиц. Находить общее и отличия. Размышлять над прочитанным. | 1ч | 07.09 05.09 04.09 | ||||||
2. 3. | Поиски красивого вокруг себя. Красота рукотворная и нерукотворная | Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Находить общее и отличия. Уметь видеть в изображениях животных красоту творений Бога и характеризовать животное по плану. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Осознавать значение Родины для человека. Характеризовать героев рассказа, соотносить нравственные качества с героями рассказов. Иметь понятие о роли православного храма в жизни человека. Уметь различать красоту рукотворную и нерукотворную. | 2ч | 14.09 12.09 11.09 21.09 19.09 18.09 | ||||||
4. | Красота нашего Отечества. Бог – Творец красивого мира | Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с сотворением мира. Уметь соотносить изображения на иллюстрациях с днями творения. Характеризовать дни творения. Научиться видеть в красоте окружающего мира проявление любви Бога к человеку. Понимать взаимосвязь красоты и добра в сотворенном мире. Усвоить базовое понятие «Бог - Творец». | 1ч | 28.09 26.09 25.09 | ||||||
5. | Сотворение человека | Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с возникновением первых людей. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Усвоить понятие о Библии. Передавать с помощью средств изобразительного искусства красоту сотворенного мира на бумаге. Читать тексты учебника и пересказывать прочитанное. | 1ч | 05.10 03.10 02.10 | ||||||
6. | Правила жизни, данные людям | Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с жизнью первых людей в раю. Усвоить понятие о Боге как Отце (Отче наш). Усвоить понятие «молитва». Иметь понятие о роли молитвы в жизни человека. | 1ч | 12.10 10.10 09.10 | ||||||
7. | Как изобразить доброе и красивое? | Осознавать связь между внешним видом и внутренним содержанием. Усвоить сущность «зла» как нарушение заповедей Бога, а добра как служения Богу и людям. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Составлять по иллюстрации текст-описание. | 1ч | 19.10 17.10 16.10 | ||||||
8. | Сотворение человека. Повторение. Тест по теме: «Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем» | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе тестов, составленных по темам раздела «Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем» | 1ч | 26.10 24.10 23.10 | ||||||
Раздел 2. «В ожидании Рождества – самого красивого события зимы» (8 ч) | ||||||||||
9. | Как люди покинули Рай. | Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с грехопадением первых людей в раю. Иметь представление о христианском понимании сути борьбы добра и зла в мире. Понимать смысл грехопадения первых людей. | 1ч | 09.11 07.11 06.11 | ||||||
10. | Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира. | Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с жизнью Иосифа – прообраза Христа. Усвоить понятийно-содержательные связи «послушание - радость», «непослушание - печаль». Характеризовать поступки героев, анализировать свои. Уметь видеть радость и печаль в красках и звуках окружающего мира. Видеть красоту природы, подбирать музыкальное сопровождение к тексту. | 1ч | 16.11 14.11 13.11 | ||||||
11. | Добрые и злые люди. | Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с Каином и Авелем. Иметь представление о христианском понимании сути борьбы добра и зла в мире. Усвоить понятийно-содержательные связи «благочестие – красота», «грех – смерть». Уметь давать нравственную оценку поступкам людей и самооценку на основе норм христианской морали. | 1ч | 23.11 21.11 20.11 | ||||||
12. | За что Бог наказал людей. | Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные со Всемирным потопом. Усвоить понятийно-содержательные связи «совесть - грех». Уметь давать нравственную оценку поступкам людей и самооценку на основе норм христианской морали. | 1ч | 30.11 28.11 27.11 | ||||||
13. 14. | Как люди покинули Рай Как Бог простил людей. | Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с рождением Девы Марии. Осознать христианское понимание о всепрощении Божием. Понимать состояние духовного совершенства человека как результат полного самопожертвования. Уметь соотносить содержание текста учебника с событиями Ветхого Завета. Усвоить понятийно-содержательные связи «прощение - праздник - красота - радость». | 2ч | 07.12 05.12 04.12 14.12 12.12 11.12 | ||||||
15. 16. | В ожидании праздника. Контрольный тест по теме: «В ожидании Рождества – самого красивого события зимы» | Знать основные факты, связанные с историей храмов города. Осознавать важную роль храма в жизни людей. Уметь правильно себя вести в храме. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе тестов, составленных по темам раздела «В ожидании Рождества – самого красивого события зимы» | 2ч | 21.12 19.12 18.12 28.12 26.12 25.12 | ||||||
Раздел 3. Праздники-радости (10 ч) | ||||||||||
17. 18. | Чему мы радуемся зимой? Праздник Рождества Христова». | Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с рождением Иисуса Христа. Осознать христианское понимание о всепрощении Божием. Уметь соотносить содержание текста учебника с событиями Ветхого Завета. Усвоить понятийно-содержательные связи «прощение – радость - праздник». Получить первичные представления о жертвенной любви Христа к людям. | 2ч | 18.01 16.01 15.01 25.01 23.01 22.01 | ||||||
19. | Зимние радости. Святки. | Понимать связь христианских традиций с жизнью современного человека. Знать христианские традиции и обычаи празднования на Руси Рождества Христова. Осмыслить понятия «грех», «стыд». Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Передавать с помощью средств изобразительного искусства радость праздника. | 1ч | 01.02 30.01 29.01 | ||||||
20. | Праздник Крещения. | Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с крещением Иисуса Христа. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Получить первичные представления о Таинстве Крещения. Называть обычаи праздника. | 1ч | 08.02 06.02 05.02 | ||||||
21. | Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения. | Понимать связь христианских традиций с жизнью современного человека. Усвоить понятия «святой» и «ангел». Объяснять суть праздника именины. Усвоить разницу между Днем рождения, именинами и Днем ангела. Знать традиции праздников. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. | 1ч | 15.02 13.02 12.02 | ||||||
22. | Праздник Дня защитника Отечества. | Осознать служение воина как проявление жертвенной любви к ближнему. Знать основные события, связанные с воинскими подвигами святого князя Александра Невского. Усвоить понятия «благоверный», «православная вера». Уметь давать нравственную оценку поступкам людей на основе норм христианской морали. | 1ч | 22.02 20.02 19.02 | ||||||
23. | Радости Масленицы. Прощённое воскресенье. | Называть традиции и обычаи Масленицы. Усвоить понятие «прощение». Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Передавать с помощью средств изобразительного искусства радостное настроение. | 1ч | 01.03 27.02 26.02 | ||||||
24. 25. | Как люди предали Христа. Покаяние. | Знать сюжеты Нового Завета, связанные с событиями Тайной Вечери. Усвоить понятийно-содержательные связи «предательство - грех». Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Передавать с помощью средств изобразительного искусства печальное настроение. Усвоить понятия «грех», «пост». Уметь давать нравственную оценку поступкам людей на основе норм христианской морали. | 2ч | 07.03 06.03 05.03 15.03 13.03 12.03 | ||||||
26. | . Контрольная работа по теме:«Праздники-радости». | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе заданий контрольной работы, составленной по темам раздела «Праздники-радости». | 1ч | 05.04 20.03 19.03 | ||||||
Раздел 4. Пасха: цвета и звуки весны (8 ч) | ||||||||||
27. | Праздник Благовещения. | Знать сюжеты Нового Завета, связанные с Благовещением Пресвятой Богородицы. Усвоить понятия «благо», «благодать», «благословенна». Называть обычаи праздника. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. | 1ч | 12.04 03.04 02.04 | ||||||
28. | Как мы готовимся к празднованию Пасхи. | Знать сюжеты Нового Завета, связанные с распятием Христа. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Усвоить понятие «Крест» и объяснять значение слова «плащаница». Уметь давать нравственную оценку поступкам людей на основе норм христианской морали. Иметь представление о жертвенной любви Христа к людям. | 1ч | 19.04 10.04 09.04 | ||||||
29. | Какого цвета праздник Пасхи? | Знать сюжеты Нового Завета, связанные с Воскресением Христа. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Называть традиции и обычаи праздника. Передавать с помощью средств изобразительного искусства радость праздника. | 1ч | 26.04 17.04 16.04 | ||||||
30. | Праздник Дня Победы. | Осознать духовно-нравственные ориентиры и пути самопожертвования как высшего подвига в жизни человека. Сформировать уважение к подвигу, к истории Отечества. Называть героические черты характера людей, проявленные в годы ВОВ. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Усвоить понятие «поминовение». Осознать важность проявления уважения к памяти погибших ради своей страны, Родины | 1ч | 03.05 24.04 23.04 | ||||||
31. | Родословие моей семьи. | Называть степени родства в семье. Усвоить понятия «род», «родословная», «потомки». Уметь находить дополнительную информацию в различных источниках. Иметь представление о духовных ценностях семьи. Освоить способы изображения родословной. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. | 1ч | 10.05 08.05 07.05 | ||||||
32. | Мои обязанности. | Знать обязанности по отношению к Богу, к людям и к себе. Иметь потребность в труде. Осознать важность и необходимость любого труда на благо ближнего. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Давать нравственную оценку поступкам людей на основе норм христианской морали. Получить первичное представление о славянской азбуке и ее создателях. | 1ч | 17.05 15.05 14.05 | ||||||
33. | Храмы земли оскольской | Усвоить правила поведения в храме. Иметь представление о роли православного храма в жизни человека. Получить первичное представление об устройстве православного храма, иконах, называть имена известных православных святых. | 1ч | 21.05 22.05 24.05 | ||||||
34. | Итоговая контрольная работа за курс 2 класса. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе заданий контрольной работы, составленной по учебному материалу за курс 2 класса. | 1ч | 24.05 22.05 21.05 |
Сводная таблица по видам контроля
Вид контроля | Входная (диагностическая) работа | Промежуточный контроль уровня достижения результатов | Итоговый контроль уровня достижения результатов | Итого | |||
1четв. | 2четв. | 3четв. | 4четв. | ||||
Количество плановых: | |||||||
Контрольных работ | 1 | 1 | 2 | ||||
Практических работ | |||||||
Тестовых работ | 1 | 1 | 2 | ||||
Итого | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения. | Количество |
Книгопечатная продукция | ||
1 2 3 1 2 | Основная литература Шевченко Л.Л., Шестун Е. Православная культура: Экспериментальное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий: 1-й год обучения: в 2ч.– М.: Издательский дом «Покров», 2007. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации»: 1-й год обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.-112 с. – 1000 экз.– ISBN 5-98475-001-5. Шевченко Л.Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. –М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. Дополнительная литература Православные храмы земли Оскольской [Текст]./Авт.-сост. П.Е.Шишкин, Н.И.Мурашов. Ред. В.А.Вербкин. - Старый Оскол, 2008. - 88 с.: илл. - 10000 экз. - ISBN 978-5-9901470-1-0. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя, ред. Смольникова Е.И. – М.: Издательство «Первое сентября», 2005. – 256с | 26(100%) 1(100%) 1(100%) 1(100%) 1(100%) |
Печатные пособия | ||
1. | Пособие "Иллюстрации", в котором содержится перечень иллюстраций для сопровождения уроков. | 1(100%) |
Экранно-звуковые пособия | ||
1 | Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (аудиокассета) | 1(100%) |
Технические средства обучения | ||
1 | Персональный компьютер с принтером. | 1(100%) |
2 | Мультимедийный проектор | 1(100%) |
3 | Экспозиционный экран | 1(100%) |
4 | Сканер | 1 (100%) |
Оборудование класса | ||
1 | Ученические столы 1-местные | 26 (100%) |
2 | Стулья | 26 (100%) |
3 | Стол учительский с тумбой | 1 (100%) |
4 | Шкафы для хранения учебников, пособий и пр. | 2 (100%) |
ПРИМЕРНЫЕ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Тест1
по теме «Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем»
- Что относится к красоте нерукотворной?
а) Дом, книга, картина, ваза.
б) Небо, цветок, море, лебедь.
- Что Бог сотворил в 3 день творения?
а) Солнце, звезды, луну и все небесные тела
б) Сушу, море, растения
- Выбери, какое слово пропущено в предложении: «Бог сотворил мир за … дней».
а) семь
б) шесть
в) пять
- Как правильно закончить предложение: «В раю Адам и Ева…»
а) могли делать все, что хотели
б) должны были соблюдать правило: быть послушными Богу
- Закончи предложение: «Бог сотворил невидимый мир, в котором живут ангелы. Ангелы – это…».
а) добрые красивые люди
б) добрые невидимые духи
Тест2
по теме «В ожидании Рождества – самого красивого события зимы»
- Закончи предложение: «Адам и Ева …».
а) исполняли волю Бога и всегда жили в раю
б) нарушили волю Бога и покинули рай
- Как закончить цепочку: «Раскаяние -… »?
а) прощение – радость
б) печаль – наказание
- Какое слово пропущено в тексте: «У Адама и Евы родились два сына: Каин и Авель. Авель был…»?
а) добрым, послушным, благочестивым
б) злым и грубым
- От чего погибли злые люди на земле?
а) от всемирного землетрясения
б) от всемирного потопа
- В каком городе родилась Пресвятая Богородица?
а) Вифлееме
б) Иерусалиме
в) Назарете
Контрольная работа № 1
по теме «Праздники-радости»
)
Вариант 1
Задание 1
Объясни понятия:
«красота нерукотворная» -…
«милость» - …
«добро» -…
Задание №2
Закончи предложение:
«В начале сотворил…»
Задание №3
Раскрой взаимосвязь понятий:
«раскаяние – прощение»
Задание №4
Выпиши слова, с которыми связано слово «послушание»:
Своевольничать, исполнять, слышать, прекословить.
Задание№5
Нарисуй и подпиши одну из православных традиций праздника Рождества Христова
Вариант 2
Задание 1
Объясни понятия:
«красота рукотворная» -…
«милосердие» - …
«зло» -…
Задание №2
Закончи предложение:
«В третий день сотворил…»
Задание №3
Раскрой взаимосвязь понятий:
«благочестие – красота»
Задание №4
Выпиши слова, с которыми связано слово «покаяние»:
прощение, самооправдание, исправление, радость.
Задание№5
Нарисуй и подпиши одну из православных традиций праздника Рождества Христова
Итоговая контрольная работа за курс 2 класса.
Вариант 1.
Задание 1.
Допиши предложение:
«Человека называют добрым, когда …».
Задание 2
Из предложенного перечня выдели христианские православные праздники и расположи их в последовательности событий библейской истории:
Рождество Пресвятой Богородицы, Новый год, Воскресение Христово, День защитника Отечества, Рождество Христово.
Задание 3
Нарисуй «Дерево жизни» и соедини его плоды с понятиями, подходящими по смыслу: терпение, непослушание, благочестие, неусидчивость, милосердие, неуступчивость, воровство, прощение, злость.
Добавь свои названия «плодов».
Задание №4
Объясни понятие:
Великий пост - …
Задание №5
Объясни смысл праздника Рождества Христова
Вариант 2.
Задание 1.
Допиши предложение:
«Любить родителей - значит…».
Задание 2
Из предложенного перечня выдели праздники Христовы и расположи их в последовательности событий библейской истории:
День Ангела Хранителя, Новый год, Воскресение Христово, День защитника Отечества, Рождество Христово, Благовещение.
Задание 3
Нарисуй «Дерево греха» и соедини его плоды с понятиями, подходящими по смыслу: терпение, непослушание, благочестие, неусидчивость, милосердие, неуступчивость, воровство, прощение, злость.
Добавь свои названия «плодов».
Задание №4
Объясни понятие:
Радоница - …
Задание №5
Объясни смысл праздника Благовещения Пресвятой Богородицы
Ключи
Тест 1 Тест 2
1 | б | 1 | б |
2 | а | 2 | а |
3 | б | 3 | а |
4 | б | 4 | б |
5 | б | 5 | в |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенност...
Рабочая программа по истории 6 класс (ФГОС)
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при из...
Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС к предметной линии учебников В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина и других.
Рабочая программа по литературе 5 класса к предметной линии учебников В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева разработана с учетом ФГОС. В ней отражены все главные составляющие рабочих программ.Тематическое план...
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» Курс продолжает изучен...
Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС...
Рабочая программа по биологии 7 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 7 класс ФГОС...
Рабочая программа по физике 7 класс ФГОС
Рабочая программа по физике 7 класс ФГОС...