Методическая разработка урока по теме: лабораторная работа "Измерение ускорения свободного падения при помощи математического маятника"
методическая разработка на тему
Учебно-методический м атериал для преподавателей физики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_po_fizike_za_2015_god.doc | 258.5 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Промышленно-технологический колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Председатель Педагогического совета Директор СПБ ГБПОУ
«Промышленно-технологический колледж»
__________________ / Г.Ф.Шорников/
«_____» ____________________2015__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИКА
(СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 151901 «ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ»)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 151901 «Технология машиностроения», базовый уровень.
Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Промышле6нно-технологический колледж»
Организация – разработчик: СПБ ГБПОУ «Промышленно-технологический колледж»
Разработчики:
- ___________________ / Ребрикова Р.И/
- ___________________ / _____________ /
Рецензент:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассмотрено и одобрено
на заседании методической комиссии
естественнонаучных дисциплин
Протокол №___ от «___»______20_15____
Председатель _________ / ___________/
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 5 |
| 8 |
| 18 |
| 20 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА
1.1. Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины ОДП.03 Физика предназначена для изучения физики в системе среднего профессионального образования, реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена технического профиля. Изучение физики ведется с учетом профиля получаемого профессионального образования. Профильный уровень.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общеобразовательный цикл. Профильные дисциплины.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Физика» обучающийся должен:
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий;
- делать выводы на основе экспериментальных данных;
- приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
- применять полученные знания для решения физических задач[1]*;
- определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле*;
- измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей*;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 253 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 169 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 86 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 253 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 169 |
в том числе: | |
практические занятия и лабораторные работы | 44 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего): в том числе внеаудиторная самостоятельная работа | 86 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины физика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лекции и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Физика – наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира. | 2 | 1 2 |
1. Механика | Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание. Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость. Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность. Механические колебания. Амплитуда, период, частота колебаний. Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине. Демонстрации Зависимость траектории от выбора системы отсчета. Виды механического движения. Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело. Сложение сил. Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия. Зависимость силы упругости от деформации. Силы трения. Невесомость. Реактивное движение. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно. Образование и распространение волн. Частота колебаний и высота тона звука. | 40 | 1 2 |
Практическое занятие №1. Решение задач по кинематике Практическое занятие №2. Решение задач по кинематике Практическое занятие №3. Решение задач по кинематике Практическое занятие №4. Решение задач по кинематике Практическое занятие №5. Решение задач по кинематике Практическое занятие №6. Решение задач по динамике Практическое занятие №7. Решение задач по динамике Практическое занятие №8. Решение задач по динамике Практическое занятие №9. Решение задач на законы сохранения Практическое занятие №10. Решение задач на законы сохранения Практическое занятие №11. Решение задач на законы сохранения Практическое занятие №12. Решение задач на законы сохранения Практическое занятие №13. Решение задач по теме: колебания и волны Лабораторная работа №1. «Исследование движения тела под воздействием постоянных сил» Лабораторная работа №2. «Изучение траектории движения тела в поле силы тяжести» Лабораторная работа №3. «Измерение ускорения свободного падения» Лабораторная работа №4. «Изучение зависимости периода обращения» Лабораторная работа №5. «Сохранение механической энергии» | 18 | 2 | |
Контрольная работа № 1. Кинематика Контрольная работа № 2. Динамика Контрольная работа № 3. Законы сохранения | 3 | 2 | |
Самостоятельная работа. | 20 | 3 | |
2. Молекулярная физика. Термодинамика | История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц. Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений. Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Модель строения жидкости. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение и смачивание. Модель строения твердых тел. Изменения агрегатных состояний вещества. Внутренняя энергия и работа газа. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей. Демонстрации Движение броуновских частиц. Диффузия. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. Кипение воды при пониженном давлении. Психрометр и гигрометр. Явления поверхностного натяжения и смачивания. Кристаллические вещества. Изменение внутренней энергии тел при совершении работы. Модели тепловых двигателей. | 30 | 1 2 |
Практическое занятие №14. Решение задач по теме: количество теплоты Практическое занятие №15. Решение задач по теме «МКТ» Практическое занятие №16. Решение задач по теме «МКТ» Практическое занятие №17. Решение задач по теме: свойства газов, жидкостей, твердых тел Практическое занятие №18. Решение задач по теме: основы «МКТ» Практическое занятие №19. Решение задач по теме: «Внутренняя энергия» Практическое занятие №20. Решение задач по теме: «Термодинамика» Практическое занятие №21. Решение задач по теме: «Электростатика» Практическое занятие №22. Решение задач по теме: «Электростатика» Практическое занятие №23. Решение задач по теме: «Электростатика» Практическое занятие №24. Решение задач на закон Ома Лабораторная работа №6. «Исследование зависимости объема газа от температуры при постоянном давлении» Лабораторная работа №7. «Измерение относительной влажности» Лабораторная работа №8. «Наблюдение поверхностного натяжения жидкостей» Лабораторная работа №9. «Наблюдение роста кристаллов под микроскопом» | 15 | 2 | |
Контрольная работа № 4. Основы МКТ | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа. | 15 | 3 | |
3. Электродинамика | Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Мощность электрического тока. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы (8). Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. Принцип действия электродвигателя. Явление электромагнитной индукции. Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током. Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света. Законы отражения и преломления света. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. Оптические приборы. Демонстрации Взаимодействие заряженных тел. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Тепловое действие электрического тока. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковый диод. Транзистор. Опыт Эрстеда. Взаимодействие проводников с токами. Электродвигатель. Электроизмерительные приборы. Электромагнитная индукция. Работа электрогенератора. Трансформатор. Излучение и прием электромагнитных волн. Радиосвязь. Интерференция света. Дифракция света. Законы отражения и преломления света. Получение спектра с помощью призмы. Оптические приборы | 70 | 1 2 |
Лабораторная работа №10. «Изучение закона Ома для участка цепи» Лабораторная работа №11. «Изучение законов соединения проводников» Лабораторная работа №12. «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления» Лабораторная работа №13. «Измерение сопротивления лампы» Лабораторная работа №14. «Изучение явления ЭМИ» Лабораторная работа №15. «Изучение зависимости силы Ампера» Лабораторная работа №16. «Получение изображений с помощью собирающей линзы» Лабораторная работа №17. «Измерение показателя преломления стекла» Лабораторная работа №18. «Наблюдение явлений интерференции и дисперсии» Лабораторная работа №19. «Определение длины световой волны» | 10 | 2 | |
Контрольная работа № 5. Электростатика Контрольная работа № 6. Законы постоянного тока. Контрольная работа №7. Магнитное поле Контрольная работа №8. Электромагнитные колебания. Контрольная работа №9. Электромагнитные волны | 5 | 2 | |
Самостоятельная работа. | 35 | 3 | |
4. Строение атома и квантовая физика | Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта. Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера. Строение атомного ядра. Энергия расщепления ядра и ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Демонстрации Фотоэффект. Излучение лазера. Линейчатые спектры различных веществ. Счетчик ионизирующих излучений. | 22 | 1 2 |
Лабораторная работа №20. «Наблюдение линейчатых спектров» | 1 | 2 | |
Контрольная работа №10. Фотоэффект | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа. | 12 | 3 | |
5. Эволюция Вселенной | Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной. Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез. Образование планетных систем. Солнечная система. Демонстрации Солнечная система (модель). Фотографии планет, сделанные с космических зондов. | 5 | 1 2 |
Самостоятельная работа. | 4 | 3 |
1.– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.
Оборудование учебного кабинета:
Комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки - задания, тесты, технологические карты, рабочие листы).
Наглядные пособия (плакаты, демонстрационные стенды, макеты).
3.Учебно - методическая литература по физике (учебники, задачники, дидактические материалы, справочная литература, краткие методические рекомендации и указания к проведению лабораторных работ, рабочие тетради для лабораторных работ).
Комплект электроснабжения кабинета физики.
5.Приборы для демонстрационных опытов (приборы общего назначения, приборы по механике, молекулярной физике, электричеству, оптике и квантовой физике)
6. Приборы для фронтальных лабораторных работ и опытов ( наборы обору дования по всем темам курса физики)
Приборы для практических работ.
Принадлежности для опытов. (Лабораторные принадлежности, материалы, посуда, инструменты)
Модели
.Печатные пособия. (Таблицы, раздаточные материалы)
11.Экранно - звуковые средства., видеофильмы).
12. Комплект инструментов и приспособлений.
Технические средства обучения: мультимедийный комплекс, телевизор,DVD – плеер, видеофильмы, компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский Физика: Учебник для 10 кл.: общеобразоват. учреждений – 14-е изд. - М.: Просвещение, 2013
- Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев Физика: Учебник для 11 кл.: общеобра
- зоват. учреждений – 14-е изд. - М.: Просвещение, 2013
- Г.Н. Степанова Сборник задач по физике: учебное пособие. – М., 2007.
- А.П Рымкевич Сборник задач по физике: учебное пособие. – М., 2007.
- В.А. Лукашик Сборник задач по физике: учебное пособие. – М., 2007.
Дополнительные источники:
Для преподавателей
- Маркина Г.В., Бобров С.В. «Физика. Поурочные планы 10 класс», Волгоград «Учитель» 2006 год.
- Маркина Г.В. «Физика. Поурочные планы 11 класс», Волгоград «Учитель» 2006 год.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования РФ. – М., 2013
- Настольная книга учителя физики, «Астрель»,М.,2004.
- Научно-методический журнал для преподавателей физики, астрономии и естествознания «Физика», издательский дом «Первое сентября».
- В.А. Волков Поурочные разработки по физике 10,11 класс, Москва, «ВАКО», 2006.
- Громов С.В. Физика: Механика. Теория относительности. Электродинамика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
- Громов С.В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
- Т.И.Трофимова, А.В. Фирсов «Физика: законы, формулы, определения» учебное пособие для СПО. – М. «Дрофа», 2004.
Сайты и электронные пособия по физике
Направление | Краткая аннотация. Адрес |
Физика вокруг нас | Новости, статьи, доклады, факты. Ответы на многие «почему?». Новости физики и космонавтики. Физические развлечения. Физика фокусов. Физика в литературе. http:// physics03.nагоd.ги/index.htm |
Физика в анимациях | Десять анимаций по основным разделам физики. http:// physics /nаd.ги/ physics/htm |
Тесты по физике | Обучающие тесты по физике В. И. Регельмана. http:// physics-regelman.com/ |
Чудеса своими руками | Описание интересных простых опытов по физике. http://demonstrator. nагоd.ги/cont/html |
Новости науки | Изложение самых интересных научных статей, опубликованных в различных научных журналах. http://www.scientific.ru/ index.html |
Наука в «Русском переплете» | Новости из мира науки и техники. http://www.регерlet. ru/nauka/ |
Новости физики | Раздел новостей журнала «Успехи физических наук», ежемесячно публикующего обзоры современного состояния наиболее актуальных проблем физики и смежных с нею наук. http://www.ufn.ru/ru/news/ |
Элементы.Ру | Сайт о фундаментальной науке. Новости. Энциклопедия терминов и законов. Научный календарь. Наука и право. Библиотека статей. http://еlеmenty.ru/index.html |
Наука и техника, электронная библиотека | Электронные версии научно-популярных журналов, научно-популярные статьи, биографические статьи, электронные версии редких книг. http://n-t.ru/ |
Известия науки | Научная жизнь. Открытия. Технология. Образование. http://inauka.ги/ |
Наука и жизнь в иностранной прессе | Обзор публикаций о достижениях науки и технологий в иностранной прессе. http://inopressa.ru/rubrics/science |
Журнал «Квант» | Научно-популярный физико-математический журнал для школьников «Квант». http://kvanr.info/ |
Журнал «Потенциал» | Журнал по физике, математике и информатике для старшеклассников и учителей. http://www.potential.org.ru/bin/view/Home/WebHome |
Журнал «Наука и жизнь» | Статьи по всем отраслям технических, естественных и гуманитарных наук, написанные известными специалистами. Свободный доступ к содержанию статей. http://www.nkj.ru/ |
Энциклопедия «Кругосвет» | Подробное объяснение научно-технических терминов и понятий. http://www.krugosvet.ru/ science.htm |
Словари и энциклопедии на Академике | Самые различные словари и энциклопедии. http://dic.academic.ru/searchall.php |
Школьный физический эксперимент. СГУ ТВ | email:kasset@sgutv.ru; www.sgutv.ru |
Электронные пособия: | «Открытая физика» С.М.Козелл. – М.: Физикон.» |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине ФИЗИКА, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися, умений и знаний.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.,контрольных работ.
Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются педагогические контрольно-измерительные средства, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки
Раздел (тема) учебной дисциплины | Результаты (освоенные умения, усвоенные знания) | Вид контроля | форма контроля |
Введение | уметь: -отличать гипотезу от научной теории; -приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления. знать/понимать: -смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория. | вводный контроль | тестирование |
текущий контроль | блиц-опрос | ||
Тема 1. Механика | уметь: - приводить примеры, показывающие практическое использование законов механики; -формулировать понятия механики, изображать графически различные виды механических движений; -объяснять суть реактивного движения и различных видов механической энергии; -представлять закономерности механики: вербально, аналитически, графически; -решать задачи по образцу; -видеть проявления законов и закономерностей механики в деятельности человека и техники знать: -основные понятия механики; -смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия. | текущий контроль | устный опрос, работа с карточками, письменная проверка, тестовые задания, зачет, проверка опорных конспектов, |
коррекция | повторные тесты, индивидуальные, консультации | ||
итоговой контроль | лабораторные работы контрольная работа | ||
Тема 2. Молекулярная физика. Термодинамика | уметь:
знать: смысл физических понятий: вещество, взаимодействие, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты; тепловое движение частиц; масса и размеры молекул; идеальный газ; броуновское движение: температура (мера средней кинетической энергии молекул); необратимость тепловых процессов; насыщенные и ненасыщенные пары; влажность воздуха; поверхностное натяжение, смачивание; анизотропия монокристаллов, кристаллические и аморфные тела; упругие и пластические деформации. Законы и формулы: основное уравнение молекулярно-кинетической теории, уравнение Менделеева — Клапейрона, первый закон термодинамики. Практическое применение: использование кристаллов и других материалов в технике; тепловые двигатели и их применение на транспорте, в энергетике; методы профилактики и борьбы с загрязнением окружающей среды. Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие молекулярно-кинетической теории. | текущий контроль | устный опрос, работа с карточками, письменная проверка, тестовые задания, проверка опорных конспектов и кроссвордов |
коррекция | повторные тесты, индивидуальные консультации | ||
итоговый контроль | контрольная работа, лабораторная работа | ||
Тема 3. Электродинамика | уметь: - формулировать понятия электромагнитного поля и его частных проявлений, - описывать и объяснять электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; -производить расчет электрических цепей; -решать задачи на определение параметров тока, законов Ома для участка цепи и полной цепи, на расчет работы и мощности тока; - описывать процессы, возникающие в простейшем колебательном контуре электромагнитных колебаний; Характеризовать свободные электромагнитные колебания, вынужденные электромагнитные колебания. -приводить примеры практического использования различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций Решать задачи на закон сохранения электрического заряда и закон Кулона; на движение и равновесие заряженных частиц в электрическом и магнитном полях; на расчет напряженности, напряжения, работы электрического поля, магнитной индукции, силы Лоренца, силы Ампера. Собирать электрические цепи. Измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока. Определять неизвестный параметр колебательного контура, если известно значение другого его параметра и частота свободных колебаний; рассчитывать частоту свободных колебаний в колебательной системе с известными параметрами. Измерять длину световой волны. Решать задачи на применение формул, связывающих длину волны с частотой и скоростью, период колебаний с циклической частотой, на применение закона преломления волн. Применять: электроизмерительные приборы магнитоэлектрической системы; полупроводниковый диод, терморезистор, транзистор. знать: -физический смысл понятий: элементарного электрического заряда; сохранения энергии, импульса и электрического заряда; -физический смысл параметров тока; -законы электрического тока, условно-необходимых для существования тока и принципы работы приборов, используемых электрический ток; -законы магнитного поля и электромагнитной индукции, принципы распространения электрических волн и их использования в деятельности человека Понятия: электрический заряд, электрическое и магнитное поля; напряженность, разность потенциалов, напряжение, диэлектрическая проницаемость: сторонние силы и ЭДС; магнитная индукция, магнитный поток, термоэлектронная эмиссия, собственная и примесная проводимость полупроводников, р-n-переход в полупроводниках, электромагнитная индукция. Законы: Кулона, сохранения заряда. Ома для полной цепи, электролиза, электромагнитной индукции; правило Ленца. Понятия: гармонические, свободные, вынужденные колебания и автоколебания; колебательный контур; переменный ток; резонанс, автоколебательная система; электромагнитное поле, интерференция, дифракция, дисперсия и поляризация света. Законы отражения и преломления волн. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: -для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи. | Текущий контроль | Тестирование, физические диктанты, опрос, проверка творческих работ, защита лабораторных работ |
коррекция | повторные тесты, индивидуальные консультации | ||
итоговый контроль | контрольная работа, лабораторные работы | ||
Тема 4. Строение атома и квантовая физика | уметь: - приводить примеры практического использования знаний квантовой физики в создании ядерной энергетики и лазеров; - решать задачи с использование уравнения фотоэффекта, на излучение и поглощение света атомом; Решать задачи на применение формул, связывающих энергию, импульс и массу фотона с частотой соответствующей световой волны. Вычислять красную границу фотоэффекта и энергию фотоэлектронов на основе уравнения Эйнштейна. знать: - смысл физических законов фотоэффекта и ядерной физики; - вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие атомной и термоядерной энергетики; Понятия: фотон, фотоэффект, корпускулярно-волновой дуализм, ядерная модель атома, ядерные реакции, энергия связи, радиоактивный распад, цепная реакция деления, термоядерная реакция, элементарная частица, атомное ядро. Практическое применение: устройство и принцип действия фотоэлемента; примеры технического использования фотоэлементов; принцип спектрального анализа; примеры практических применений спектрального анализа; устройство и принцип действия ядерного реактора. | текущий контроль | Опрос, оценка опорных конспектов, кроссвордов, защита презентаций |
коррекция | повторные тесты, индивидуальные консультации | ||
Тема 5. Эволюция вселенной | уметь: - описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; - воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; - решать задачи по образцу и вариативно; знать/понимать: - смысл понятий: ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная; - строение солнечной системы и законов Кеплера; | текущий контроль | блиц-опрос, составление таблицы текста, конкурс презентаций |
коррекция | повторные тесты, индивидуальные консультации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: лабораторная работа "Измерение ускорения свободного падения при помощи математического маятника"
Программа разработана на основе Примерной программы и в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреж...
Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.
Методическая разработка по теме «Урок письма» предназначена для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи». Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...
Методическая разработка урока по теме: «Первая доврачебная помощь при травмах»
Методическая разработка открытого бинарного урокаОБЖ и биологияПо теме: «Первая доврачебная помощь при травмах»...
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ИЗМЕРЕНИЕ УСКОРЕНИЯ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАЯТНИКА
Как известно, гравитационное поле Земли в любой точке ее поверхности характеризуется ускорением свободного падения g. Ускорение свободного падения можно определить экспериментально с помощью мат...
Методическая разработка урока на тему: "Развитие певческих навыков на уроках в группе Раннего Эстетического Развития"
Методическая разработка открытого урока в группе РЭР. 11.03.2015г....
Методическая разработка урока на тему: "Работа с интервалами на уроках сольфеджио".
Методическая разработка открытого урока по сольфеджио 3 год обучения....
Методическая разработка урока на тему: "Формы работы на уроках сольфеджио".
Методическая разработка открытого урока по сольфеджио в 4 классе....