Методическая разработка урока по теме: лабораторная работа "Измерение ускорения свободного падения при помощи математического маятника"
методическая разработка по теме
Программа разработана на основе Примерной программы и в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее - НПО)
230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации»
140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»
151902.01 «Наладчик станков и оборудования в механообработке»
190629.08 «Слесарь по ремонту строительных машин»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_po_fizike_za_2012_god.doc | 309.5 КБ |
Предварительный просмотр:
.
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физика
2012г.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Начального профессионального образования
Профессиональный лицей №42
Санкт – Петербурга
Рассмотрено и принято
на заседании Педагогического Совета
Государственного бюджетного образовательного учреждения
начального профессионального образования
Протокол № __ от « __» ___2012 г.
Утверждаю
председатель Педагогического Совета
Директор ГБОУ
_______________________________
« ___» _____________________ 2012г
программа учебной дисциплины
Физика
САНКТ – ПЕТЕРБУРГ
2012
Программа разработана на основе Примерной программы и в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее - НПО)
230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации»
140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»
151902.01 «Наладчик станков и оборудования в механообработке»
190629.08 «Слесарь по ремонту строительных машин»
Организация – разработчик: Санкт – Петербургское Государственное бюджетное образовательное учреждение Начального профессионального образования «Профессиональный лицей №42».
Разработчик: Ребрикова Раиса Ильинична, преподаватель
Программа рассмотрена
на заседании МК общеобразовательных дисциплин
протокол № __ от _______ 2012г
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 5 |
| 8 |
| 18 |
| 20 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
________________________Физика___________________________
название дисциплины
1.1. Область применения программы:
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям НПО.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
В программе по физике, реализуемой при подготовке обучающихся по профессиям и специальностям технического профиля, профильной составляющей является раздел «Электродинамика», так как большинство профессий и специальностей, относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой.
Программа, реализуемая при подготовке обучающихся по профессиям и специальностям естественнонаучного профиля, не имеет явно выраженной профильной составляющей, так как профессии и специальности, относящиеся к этому профилю обучения, не имеют преимущественной связи с тем или иным разделом физики. Однако в зависимости от получаемой профессии в рамках естественнонаучного профиля повышенное внимание может быть уделено изучению раздела «Молекулярная физика. Термодинамика», отдельных тем раздела «Электродинамика» и особенно тем экологического содержания, присутствующих почти в каждом разделе.
В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными и практическими работами.
В тематические планы включены физический практикум, предусматривающий выполнение лабораторных работ и решение более сложных задач на материале того раздела физики, который связан с получаемой профессией, а также резерв учебного времени, предоставляющий преподавателю возможность внести в содержание обучения дополнительный профессионально значимый материал.
Программа учебной дисциплины «Физика» служит основой для разработки рабочих программ, в которых образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования уточняют последовательность изучения учебного материала, демонстраций, лабораторных работ, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины «Физика» обучающийся должен:
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий;
- делать выводы на основе экспериментальных данных;
- приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
- применять полученные знания для решения физических задач[1]*;
- определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле*;
- измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей*;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающихся - 326часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся - 217 часов;
- практическая работа обучающихся – 44 часа
- самостоятельной работы обучающихся – 109 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 326 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 217 |
в том числе: | |
| 44 |
Самостоятельная работа учащихся (всего) | 109 |
в том числе:
| 109 |
Итоговая аттестация – экзамен. |
2.3. Тематический план учебной дисциплины__________ФИЗИКА_____________________________
наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лекции и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Методы научного познания и картина мира. | 4 | ||
Тема 1.1. Методы научного познания и картина мира. | Физика – фундаментальная наука о природе. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Научные гипотезы. Моделирование явлений и объектов природы. Основные модели, изучаемые в курсе физике основной школы. Физические законы и границы их применимости. Роль математики в физике. Скалярные и векторные величины. Проекция вектора на ось. Координатный и векторный способы описания механического движения. Физическая картина мира. | 1 1 1 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся. | 1 | ||
. | |||
Механика. | 48 | ||
Тема 1.2. Механика. | Повторение – диагностический тест. Смысл физических величин – путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия. Перевод величин. | 3 | 3 |
Основы кинематики | 11 | ||
Тема 1.3 Основы кинематики | Механика. Основная задача механики. Механическое движение. Классификация механических движений. Вербальное, графическое и аналитическое описание движения. Материальная точка. Равномерное движение. Скорость. Неравномерное движение. Средняя скорость. Мгновенная скорость. Уравнение равномерного прямолинейного движения. Ускорение. Кинематика равноускоренного прямолинейного движения. Уравнение равноускоренного прямолинейного движения. Криволинейное движение материальной точки и твердого тела. Скорость и ускорение при криволинейном движении. Центростремительное ускорение. Относительность механического движения. Принцип относительности Галилея. Закон сложения перемещений и скоростей в классической механике. Демонстрации. Зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета. Практикум по решению задач качественные, графические. Практикум по решению задач расчетные задачи по кинематике прямолинейного движения. Практикум по решению задач равномерного движения по окружности. | 2 2 1 | 1 1 1 1 1 2 2 1 2 1 2 1 |
Контрольная работа №1 (по кинематике) | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Решение ситуационных производственных (профессиональных задач). | 8 | ||
Основы динамики. | 16 | ||
Тема 1.4 | Прямая задача динамики. Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Сила и масса как основные динамические величины. Законы динами Ньютона и границы из применимости. Явление инерции. Инертность тел. Сравнение масс взаимодействующих тел. Пространство и время в классической механики. Принцип относительного Галилея. Виды взаимодействия. Конкретные проявления гравитационного взаимодействия: сила всемирного тяготения, сила тяжести. Взаимодействие тел. Невесомость и перегрузка. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел. Законы Кеплера. |
Проявление электромагнитных взаимодействий в механике: сила упругости, вес тела, сила трения. Невесомость. Зависимость силы упругости от деформации. Изменение сил. Сложение сил. Силы трения. Движение тела под действием нескольких сил. Практикум по решению задач на движение тела под действием нескольких сил. Практикум по решению задач на движение тела под действием нескольких сил. Практикум по решению задач на движение тела под действием нескольких сил. Лабораторный практикум Л.р. «Исследование движения тела под действием постоянной силы». Л.р. «Изучение траектории движения тела в поле силы тяжести ». Л.р. «Изменение ускорения свободного падения при помощи математического маятника ». Л.р. «Изучение зависимости периода обращения от величины силы». | |||
Примечание: в рамках физического практикума предлагается выполнить обязательные (предусмотренные стандартом) лабораторные работы . в случае необходимости список работ может быть дополнен | |||
Контрольная работа № 2 | |||
Самостоятельная работа: составление тестов по динамике | 11 | ||
Законы сохранения. | 13 | ||
Тема 1.5 Законы сохранения | Импульс. Понятие замкнутой системы тел. Закон сохранения импульса. Изменение импульса системы тел как результат внешних воздействий. Реактивное движение. Второй закон Ньютона в импульсной форме. Механическая работа и мощность. Механическая энергия. Виды энергии. Взаимные превращения энергии. Связь изменения энергии с работой силы. Изменение энергии тела при совершении работы. Закон сохранения полной механической энергии. Закон сохранения энергии при наличии неконсервативных сил. КПД. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно. Практикум по решению задач на применение законов сохранения импульса. Практикум по решению задач на расчет работы разных сил. Практикум по решению задач на мощность, КПД. Практикум по решению задач на применение законов сохранения энергии. Л.р. «Сохранение механической энергии при движении тела под действием силы упругости и тяжести». | ||
Контрольная работа № 3 | |||
Самостоятельная работа | 4 | ||
Колебание и волны. | 5 | ||
Тема 1.6 Колебания и волны | Колебательные системы. Признаки колебательного движения. Амплитуда, период, частота, фаза колебания. Кинематика колебательного движения. Уравнение гармонических колебаний. Графическое представление колебаний. Превращение энергии в колебательных системах. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Акустический резонанс. Автоколебания. Механические волны. Звук. Виды волн. Уравнение гармонической волны. Свойства механических волн: интерференция, дифракция, законы распространения. | ||
Самостоятельная работа | 4 | ||
Молекулярная физика. Термодинамика. | 30 | ||
Тема 1.7 Молекулярная физика. Термодинамика. | Повторение - диагностический тест. Смысл физических величин - внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, влажность воздуха. | 3 | |
Основы МКТ Свойства реальных газов, жидкостей, твердых тел. | 20 | ||
Тема 1.8 Основы МКТ Свойства реальных газов, жидкостей, твердых тел | Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры молекул. Масса молекул. Движение частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Механическая модель броуновского движения. Модель опыта Штерна. Строение газов, жидкостей, твердых тел. Модели строения газа, жидкости и твердого тела. Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией молекул. Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии молекул. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Границы применимости модели идеального газа. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме газа с изменением температуры при постоянном давлении. Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре. Л.р. «Исследование зависимости объема газа от температуры при постоянном давлении» Практикум по решению задач текстовые расчетные задачи на газовые законы. Практикум по решению задач – качественные, графические. |
Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Кипение воды при пониженном давлении. Влажность воздуха. Устройство психрометра и гигрометра. Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение жидкости. Явление поверхностного натяжения. Смачивание и капиллярность. Модель строения твердого тела. Кристаллические и аморфные тела. Кристаллические и аморфные тела Объемные модели строения кристаллов. Механические свойства твердых тел. Диаграмма растяжения. Закон Гука. Пластичность. Хрупкость. Модели дефектов кристаллических решеток. Лабораторный практикум Л.р. «Измерение относительной влажности» Л.р. «Наблюдение поверхностного натяжения жидкости». Л.р. «Наблюдение роста кристаллов под микроскопом. | Объемные модели строения кристаллов. | ||
Решение задач | |||
Контрольная работа № 4 | |||
Самостоятельная работа | 9 | ||
Основы термодинамики. | 7 |
Тема 1.9 Основы Термодинамики | Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Работа в термодинамике. Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам. Адиабатный процесс. Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики. Принцип действия тепловых машин. КПД тепловой машины. | ||
Решение задач | |||
Самостоятельная работа | 4 | ||
Электростатика. Постоянный ток. | 51 | ||
Повторение – диагностический тест. Смысл физических величин – электрический заряд, сила электрического тока, электрической напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока. | |||
Электростатика. | 11 | ||
Тема 2 Электростатика. | Электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Линии напряженности электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Потенциальность электрического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Работа электрического поля по перемещению заряда. Связь напряжения с напряженностью электрического поля. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле. Электрическая емкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Практикум по решению задач (качественные, графические) Практикум по решению задач расчетные задачи на равновесие и движение заряженных тел в электрическом поле. Практикум по решению задач расчетные задачи на равновесие и движение заряженных тел в электрическом пол | ||
Контрольная работа №5 | |||
Самостоятельная работа | 10 | ||
Тема 2.1. Постоянный ток | Законы постоянного тока. Электрический ток в различных средах. | 20 | |
Тема 2.2. Законы постоянного тока. Электрический ток в различных средах. | Условия существования электрического поля. Сила тока. Единицы силы тока. Действия тока. Закон Ома для участка цепи. Вольтамперная характеристика участка однородной цепи, содержащей металлический резистор. Сопротивление проводника. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля - Ленца. ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи. Внутреннее сопротивление источника. Практикум по решению задач расчетные задачи на расчет электрических цепей постоянного тока с учетом энергетических превращений. Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов и ее зависимость от температуры. Термоэлектронная эмиссия. Ток в вакууме. Электроннолучевая трубка. Собственная проводимость полупроводников. Зависимость электропроводности от температуры и освещенности. Термо – и фоторезисторы. Примесная проводимость полупроводников. P-n-переход. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы. Ток в электролитах. Явление электролиза. Закон электролиза. Электрический разряд в глазах. Плазма. Лабораторный практикум Л.р. «Изучение закона Ома для участка цепи». Л.р. « Изучение законов соединения проводников». Л.р. « Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника» Л.р. «Измерение сопротивления лампы накаливания при разных напряжениях». Практикум по решению задач на расчет электрических цепей постоянного тока. Практикум по решению задач качественные, графические текстовые расчеты задачи на расчет электрических цепей постоянного тока с учетом энергетических превращений. | ||
Контрольная работа №6 | |||
Самостоятельная работа | 10 | ||
Магнитное поле | 17 | ||
Тема 2.3 Магнитное поле | Магнитное поле постоянного тока. Вектор магнитной индукции. Модуль магнитной индукции. Принцип суперпозиции магнитных полей. Линии магнитной индукции. Магнитный поток. Сила Ампера. Применение силы Ампера. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. Ферромагнетики и их применение. Практикум по решению задач (качественные расчетные задачи). Практикум по решению задач на равновесие проводников с током и движение частиц в магнитном поле. Практикум по решению задач (качественные, графические, текстовые расчеты задачи на равновесие проводников с током и движение частиц в магнитном поле). | ||
Контрольная работа №7 | |||
Самостоятельная работа | 10 | ||
Электромагнитная индукция | 8 | ||
Тема 2.4 Электромагнитная индукция | Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Явление самоиндукции. Индуктивность. Зависимость ЭДС самоиндукции от изменения силы тока и индуктивности проводника. Электромагнитное поле. Лабораторный практикум Л.р. «Изучение явления электромагнитной индукции». Л.р. «Изучение зависимости силы Ампера от силы тока в проводнике». Промежуточный контроль знаний. | ||
Самостоятельная работа | 10 | ||
Электромагнитные колебания и волны | 41 | ||
Тема 2.6 Электромагнитные колебания и волны | Повторение – диагностический тест. Смысл физических величин – период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, фокусное расстояние линзы. Самостоятельная работа. | ||
Электромагнитные колебания Переменный ток | 13 | ||
Тема 2.6 Электромагнитные колебания. Переменный ток | Колебательный контур. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Зависимость периода колебаний от параметров колебательного контура. Основные величины, описывающие колебания в контуре, закономерности из изменения. Гармонические колебания. Превращения энергии при электромагнитных колебаниях. Затухание колебаний. Практикум по решению задач. Практикум по решению задач. Переменный ток как вынужденные электромагнитные колебания. Генератор переменного тока. Получение переменного тока. Активное сопротивление в цепи переменного тока. Действующее значение силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Трансформатор. Холостой и рабочий ход трансформатора. Производство, передача и потребление электрической энергии. Практикум по решению задач. Практикум по решению задач. | ||
Контрольная работа №8 | |||
Самостоятельная работа | 2 | ||
Электромагнитные волны | 25 | ||
Тема 2.7 Электромагнитные волны | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Радиоволны. Опыты. Г. Герца. изобретение радио А. Поповым. Принципы радиосвязи и телевидения. Модуляция и детектирование. Простейший радиоприемник. Развитие средств связи. Мобильная связь, телевидение, радиолокация. Свет как электромагнитная волна. Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность электромагнитных волн. Поляризация света. Практикум по решению задач на волновые свойства света. Практикум по решению задач на волновые свойства света. Геометрическая оптика. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение света. Линзы. Оптическая сила линзы. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. Разрешающая способность приборов. Построение изображений. Дисперсия. Спектроскоп. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практическое применение. Шкала электромагнитных излучений. Дисперсия. Спектроскоп. Практикум по решению задач (качественные, графические, текстовые расчетные задачи). Практикум по решению задач (качественные, графические, текстовые расчетные задачи). Лабораторный практикум. Л.р. «Получение изображений с помощью собирающей линзы». Л.р. «Измерение показателя преломления стекла». Л.р. «Наблюдение явлений интерференции и дисперсии света». Л.р. «Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки». | ||
Контрольная работа №9 | |||
Самостоятельная работа | 14 | ||
Квантовая физика | 33 | ||
Тема 2.8 Квантовая физика | Повторение – диагностический текст. Смысл понятий - атом, атомное ядро, ионизирующие излучения. | 3 | |
Фотоэффект | 8 | ||
Тема 2.9 Фотоэффект | Гипотеза М.Планка о квантах. Зарождение квантовой теории. Фотоэффект. Опыты А.Столетова. Теория фотоэффекта А.Эйнштейна. Применение фотоэффекта. Фотон. Корпускулярно-волновой дуализм света. | ||
Практикум по решению задач (качественные, текстовые, расчетные задачи) | 3 | ||
Контрольная работа №10 | |||
Самостоятельная работа | 3 | ||
Атомная физика. Атомные ядра и атомная энергетика | 16 | ||
Тема 3.0 Атомная физика. Атомные ядра и атомная энергетика | Планетарная модель атома. Опыты Э.Резерфорда. Квантовые постулаты Н.Бора. Линейчатые спектры испускания и поглощения. Спектральный анализ. Дифракция электронов. Лазеры. Модель строения атомного ядра. Ядерные силы. Нуклонная модель ядра. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции и превращение элементов. Энергетический выход реакции. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Состав и свойства радиоактивного излучения. Правило смещения. Способы регистрации ионизирующих излучений. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Термоядерный синтез. Источник энергии звезд. Применение ядерной энергии. Получение радиоактивных изотопов и их применение. | ||
Практикум по решению задач (качественные, текстовые, расчетные задачи) | 2 | ||
Самостоятельная работа | 4 | ||
Строение Вселенной | 6 | ||
Тема 3.1 Строение Вселенной | Солнечная система. Различные взгляды на строение солнечной системы. Современные представления о происхождении эволюции Солнца и звезд. Звезды, источники их энергии. Наша Галактика. Другие галактики. «Красное смещение» в спектрах галактик. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные взгляды на строении и эволюцию Вселенной. | ||
Самостоятельная работа | 3 | ||
Тема 3.2 Обобщающее повторение | Обобщающее повторение | 10 |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.
Оборудование учебного кабинета:
1. Комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки - задания, тесты, технологические карты, рабочие листы).
2. Наглядные пособия (плакаты, демонстрационные стенды, макеты).
3.Учебно - методическая литература по физике (учебники, задачники, дидактические материалы, справочная литература, краткие методические рекомендации и указания к проведению лабораторных работ, рабочие тетради для лабораторных работ).
4. Комплект электроснабжения кабинета физики.
5.Приборы для демонстрационных опытов (приборы общего назначения, приборы по механике, молекулярной физике, электричеству, оптике и квантовой физике)
6. Приборы для фронтальных лабораторных работ и опытов ( наборы обору дования по всем темам курса физики)
7. Приборы для практических работ.
8. Принадлежности для опытов. (Лабораторные принадлежности, материалы, посуда, инструменты)
- Модели
- .Печатные пособия. (Таблицы, раздаточные материалы)
11.Экранно - звуковые средства., видеофильмы).
12. Комплект инструментов и приспособлений.
Технические средства обучения: мультимедийный комплекс, телевизор,DVD – плеер, видеофильмы, компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский Физика: Учебник для 10 кл.: общеобразоват. учреждений – 14-е изд. - М.: Просвещение, 2005.
- Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев Физика: Учебник для 11 кл.: общеобра
- зоват. учреждений – 14-е изд. - М.: Просвещение, 2005.
- Г.Н. Степанова Сборник задач по физике: учебное пособие. – М., 2007.
- А.П Рымкевич Сборник задач по физике: учебное пособие. – М., 2007.
- В.А. Лукашик Сборник задач по физике: учебное пособие. – М., 2007.
Дополнительные источники:
Для преподавателей
- Маркина Г.В., Бобров С.В. «Физика. Поурочные планы 10 класс», Волгоград «Учитель» 2006 год.
- Маркина Г.В. «Физика. Поурочные планы 11 класс», Волгоград «Учитель» 2006 год.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования РФ. – М., 2004.
- Настольная книга учителя физики, «Астрель»,М.,2004.
- Научно-методический журнал для преподавателей физики, астрономии и естествознания «Физика», издательский дом «Первое сентября».
- В.А. Волков Поурочные разработки по физике 10,11 класс, Москва, «ВАКО», 2006.
- Громов С.В. Физика: Механика. Теория относительности. Электродинамика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
- Громов С.В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
- Т.И.Трофимова, А.В. Фирсов «Физика: законы, формулы, определения» учебное пособие для СПО. – М. «Дрофа», 2004.
Сайты и электронные пособия по физике
Направление | Краткая аннотация. Адрес |
Физика вокруг нас | Новости, статьи, доклады, факты. Ответы на многие «почему?». Новости физики и космонавтики. Физические развлечения. Физика фокусов. Физика в литературе. http:// physics03.nагоd.ги/index.htm |
Физика в анимациях | Десять анимаций по основным разделам физики. http:// physics /nаd.ги/ physics/htm |
Тесты по физике | Обучающие тесты по физике В. И. Регельмана. http:// physics-regelman.com/ |
Чудеса своими руками | Описание интересных простых опытов по физике. http://demonstrator. nагоd.ги/cont/html |
Новости науки | Изложение самых интересных научных статей, опубликованных в различных научных журналах. http://www.scientific.ru/ index.html |
Наука в «Русском переплете» | Новости из мира науки и техники. http://www.регерlet. ru/nauka/ |
Новости физики | Раздел новостей журнала «Успехи физических наук», ежемесячно публикующего обзоры современного состояния наиболее актуальных проблем физики и смежных с нею наук. http://www.ufn.ru/ru/news/ |
Элементы.Ру | Сайт о фундаментальной науке. Новости. Энциклопедия терминов и законов. Научный календарь. Наука и право. Библиотека статей. http://еlеmenty.ru/index.html |
Наука и техника, электронная библиотека | Электронные версии научно-популярных журналов, научно-популярные статьи, биографические статьи, электронные версии редких книг. http://n-t.ru/ |
Известия науки | Научная жизнь. Открытия. Технология. Образование. http://inauka.ги/ |
Наука и жизнь в иностранной прессе | Обзор публикаций о достижениях науки и технологий в иностранной прессе. http://inopressa.ru/rubrics/science |
Журнал «Квант» | Научно-популярный физико-математический журнал для школьников «Квант». http://kvanr.info/ |
Журнал «Потенциал» | Журнал по физике, математике и информатике для старшеклассников и учителей. http://www.potential.org.ru/bin/view/Home/WebHome |
Журнал «Наука и жизнь» | Статьи по всем отраслям технических, естественных и гуманитарных наук, написанные известными специалистами. Свободный доступ к содержанию статей. http://www.nkj.ru/ |
Энциклопедия «Кругосвет» | Подробное объяснение научно-технических терминов и понятий. http://www.krugosvet.ru/ science.htm |
Словари и энциклопедии на Академике | Самые различные словари и энциклопедии. http://dic.academic.ru/searchall.php |
Школьный физический эксперимент. СГУ ТВ | email:kasset@sgutv.ru; www.sgutv.ru |
Электронные пособия: «Открытая физика» С.М.Козелл. – М.: Физикон.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине ФИЗИКА, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися, умений и знаний.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.,контрольных работ.
Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются педагогические контрольно-измерительные средства, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки
Раздел (тема) учебной дисциплины | Результаты (освоенные умения, усвоенные знания) | Вид контроля | форма контроля |
Введение | уметь: -отличать гипотезу от научной теории; -приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления. знать/понимать: -смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория. | вводный контроль | тестирование |
текущий контроль | блиц-опрос | ||
Тема 1. Механика | уметь: - приводить примеры, показывающие практическое использование законов механики; -формулировать понятия механики, изображать графически различные виды механических движений; -объяснять суть реактивного движения и различных видов механической энергии; -представлять закономерности механики: вербально, аналитически, графически; -решать задачи по образцу; -видеть проявления законов и закономерностей механики в деятельности человека и техники знать: -основные понятия механики; -смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия. | текущий контроль | устный опрос, работа с карточками, письменная проверка, тестовые задания, зачет, проверка опорных конспектов, |
коррекция | повторные тесты, индивидуальные, консультации | ||
итоговой контроль | лабораторные работы контрольная работа | ||
Тема 2. Молекулярная физика. Термодинамика | уметь:
знать: смысл физических понятий: вещество, взаимодействие, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты; тепловое движение частиц; масса и размеры молекул; идеальный газ; броуновское движение: температура (мера средней кинетической энергии молекул); необратимость тепловых процессов; насыщенные и ненасыщенные пары; влажность воздуха; поверхностное натяжение, смачивание; анизотропия монокристаллов, кристаллические и аморфные тела; упругие и пластические деформации. Законы и формулы: основное уравнение молекулярно-кинетической теории, уравнение Менделеева — Клапейрона, первый закон термодинамики. Практическое применение: использование кристаллов и других материалов в технике; тепловые двигатели и их применение на транспорте, в энергетике; методы профилактики и борьбы с загрязнением окружающей среды. Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие молекулярно-кинетической теории. | текущий контроль | устный опрос, работа с карточками, письменная проверка, тестовые задания, проверка опорных конспектов и кроссвордов |
коррекция | повторные тесты, индивидуальные консультации | ||
итоговый контроль | контрольная работа, лабораторная работа | ||
Тема 3. Электродинамика | уметь: - формулировать понятия электромагнитного поля и его частных проявлений, - описывать и объяснять электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; -производить расчет электрических цепей; -решать задачи на определение параметров тока, законов Ома для участка цепи и полной цепи, на расчет работы и мощности тока; - описывать процессы, возникающие в простейшем колебательном контуре электромагнитных колебаний; Характеризовать свободные электромагнитные колебания, вынужденные электромагнитные колебания. -приводить примеры практического использования различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций Решать задачи на закон сохранения электрического заряда и закон Кулона; на движение и равновесие заряженных частиц в электрическом и магнитном полях; на расчет напряженности, напряжения, работы электрического поля, магнитной индукции, силы Лоренца, силы Ампера. Собирать электрические цепи. Измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока. Определять неизвестный параметр колебательного контура, если известно значение другого его параметра и частота свободных колебаний; рассчитывать частоту свободных колебаний в колебательной системе с известными параметрами. Измерять длину световой волны. Решать задачи на применение формул, связывающих длину волны с частотой и скоростью, период колебаний с циклической частотой, на применение закона преломления волн. Применять: электроизмерительные приборы магнитоэлектрической системы; полупроводниковый диод, терморезистор, транзистор. знать: -физический смысл понятий: элементарного электрического заряда; сохранения энергии, импульса и электрического заряда; -физический смысл параметров тока; -законы электрического тока, условно-необходимых для существования тока и принципы работы приборов, используемых электрический ток; -законы магнитного поля и электромагнитной индукции, принципы распространения электрических волн и их использования в деятельности человека Понятия: электрический заряд, электрическое и магнитное поля; напряженность, разность потенциалов, напряжение, диэлектрическая проницаемость: сторонние силы и ЭДС; магнитная индукция, магнитный поток, термоэлектронная эмиссия, собственная и примесная проводимость полупроводников, р-n-переход в полупроводниках, электромагнитная индукция. Законы: Кулона, сохранения заряда. Ома для полной цепи, электролиза, электромагнитной индукции; правило Ленца. Понятия: гармонические, свободные, вынужденные колебания и автоколебания; колебательный контур; переменный ток; резонанс, автоколебательная система; электромагнитное поле, интерференция, дифракция, дисперсия и поляризация света. Законы отражения и преломления волн. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: -для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи. | Текущий контроль | Тестирование, физические диктанты, опрос, проверка творческих работ, защита лабораторных работ |
коррекция | повторные тесты, индивидуальные консультации | ||
итоговый контроль | контрольная работа, лабораторные работы | ||
Тема 4. Строение атома и квантовая физика | уметь: - приводить примеры практического использования знаний квантовой физики в создании ядерной энергетики и лазеров; - решать задачи с использование уравнения фотоэффекта, на излучение и поглощение света атомом; Решать задачи на применение формул, связывающих энергию, импульс и массу фотона с частотой соответствующей световой волны. Вычислять красную границу фотоэффекта и энергию фотоэлектронов на основе уравнения Эйнштейна. знать: - смысл физических законов фотоэффекта и ядерной физики; - вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие атомной и термоядерной энергетики; Понятия: фотон, фотоэффект, корпускулярно-волновой дуализм, ядерная модель атома, ядерные реакции, энергия связи, радиоактивный распад, цепная реакция деления, термоядерная реакция, элементарная частица, атомное ядро. Практическое применение: устройство и принцип действия фотоэлемента; примеры технического использования фотоэлементов; принцип спектрального анализа; примеры практических применений спектрального анализа; устройство и принцип действия ядерного реактора. | текущий контроль | Опрос, оценка опорных конспектов, кроссвордов, защита презентаций |
коррекция | повторные тесты, индивидуальные консультации | ||
Тема 5. Эволюция вселенной | уметь: - описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; - воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; - решать задачи по образцу и вариативно; знать/понимать: - смысл понятий: ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная; - строение солнечной системы и законов Кеплера; | текущий контроль | блиц-опрос, составление таблицы текста, конкурс презентаций |
коррекция | повторные тесты, индивидуальные консультации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.
Методическая разработка по теме «Урок письма» предназначена для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи». Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...
Методическая разработка урока по теме: «Первая доврачебная помощь при травмах»
Методическая разработка открытого бинарного урокаОБЖ и биологияПо теме: «Первая доврачебная помощь при травмах»...
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ИЗМЕРЕНИЕ УСКОРЕНИЯ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАЯТНИКА
Как известно, гравитационное поле Земли в любой точке ее поверхности характеризуется ускорением свободного падения g. Ускорение свободного падения можно определить экспериментально с помощью мат...
Методическая разработка урока по теме: лабораторная работа "Измерение ускорения свободного падения при помощи математического маятника"
Учебно-методический м атериал для преподавателей физики...
Методическая разработка урока на тему: "Развитие певческих навыков на уроках в группе Раннего Эстетического Развития"
Методическая разработка открытого урока в группе РЭР. 11.03.2015г....
Методическая разработка урока на тему: "Работа с интервалами на уроках сольфеджио".
Методическая разработка открытого урока по сольфеджио 3 год обучения....
Методическая разработка урока на тему: "Формы работы на уроках сольфеджио".
Методическая разработка открытого урока по сольфеджио в 4 классе....