Рабочая программа
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
Среднее профессиональное образование
Московский промышленно-экономический колледж
(МПЭК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины: Физика
код, специальность: 21.02.05 Земельно-имущественные отношения
Москва
2017
Составители (авторы): ________________ Кошкина Лидия Степановна________________
ФИО, преподаватель ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Рецензент: ______________________________________________________________________
ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ФГБОУ
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 12 |
| 13 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЗИКА»
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и примерной программы (ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения.
- Место дисциплины в структуре ППССЗ:
Учебная дисциплина «Физика» входит в общеобразовательный цикл и относится к профильным общеобразовательным дисциплинам среднего общего образования.
Формирование компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны. А также дисциплина направлена на формирование компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- пользоваться необходимой учебной и справочной литературой;
- использовать законы физики при объяснении различных явлений в природе и технике;
- решать задачи на основе изученных законов и с применением известных формул;
- пользоваться Международной системой единиц при решении задач;
- переводить единицы физических величин в единицы СИ в ходе лабораторных занятий:
а) применять правила техники безопасности при обращении с физическими приборами и оборудованием;
б) планировать проведение опыта;
в) собирать установку по схеме;
г) проводить наблюдения;
д) снимать показания с физических приборов;
е) составлять таблицы зависимости величин и строить графики;
ж) оценивать и вычислять погрешности измерений;
з) составлять отчет и делать выводы по проделанной работе.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основы теории курса физики; обозначения и единицы физических величин в СИ;
- теоретические и экспериментальные методы физического исследования;
- физический смысл универсальных физических констант;
- о физических явлениях:
а) признаки явления, по которым оно обнаруживается;
б) условия, при которых протекает или фиксируется явление;
в) примеры использования явления на практике;
- о физических опытах:
а) цель, схему, ход и результат опыта;
- о физических понятиях, физических величинах:
а) определение понятия, величины;
б) формулы, связывающие данную величину с другими;
в) единицы измерения;
г) способы измерения;
- о физических законах:
а) формулировку и математическое выражение закона;;
б) опыты, подтверждающие его справедливость;
в) примеры применения;
г) условия применимости (если границы применимости рассматриваются в курсе физики);
- о физических теориях:
а) опытное обоснование теории;
б) основные формулы, положения;
в) законы, принципы;
г) основные следствия;
д) условия применимости (если границы применимости рассматриваются в курсе физики);
- о приборах, механизмах:
а) схему устройства и принцип действия;
б) назначение, примеры применения;
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 184 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 123 часов;
самостоятельной работы обучающегося 61 часов.
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 184 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 123 |
в том числе: | |
практические занятия | 68 |
индивидуальный проект | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 61 |
Итоговая аттестация в форме устного экзамена |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практических работ, самостоятельной работы студента | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | 2 | |||
РАЗДЕЛ 1. | МЕХАНИКА | 35 | ||
Тема 1.1. Кинематика | Содержание учебного материала: | 4 | ||
1. 2. | Материальная точка, уравнение движения материальной точки, ускорение тела Период, частота, угловая скорость, центростремительное ускорение | 1 | ||
Практическое занятие №1. Равноускоренное движение. Уравнение движения материальной точки. Относительность движения. Решение задач. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка конспектов | 3 | |||
Тема 1.2. Законы динамики | Содержание учебного материала: | 4 | ||
1. | Законы Ньютона, масса тела, инерция, сила, вес тела, сила трения, сила тяжести, сила упругости, виды деформации, центр тяжести, баллистическое движение | 2 | ||
Практическое занятие №2. Сила тяжести. Вес тела. Движение по наклонной плоскости. Определение жесткости пружины. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка к защите практической работы | 2 | |||
Тема 1.3. Законы сохранения | Содержание учебного материала | 4 | ||
1. 2. | Импульс тела, импульс силы, закон сохранения импульса Механическая работа, мощность, энергия, закон сохранения энергии | 1 | ||
Практическое занятие №3. Реактивное движение. Решение задач. Баллистическое движение. Определение максимальной мощности человека. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка к защите практической работы | 4 | |||
Тема 1.4. Элементы статики | Содержание учебного материала: | 2 | ||
1. | Положение равновесия, сложение сил, плечо силы, момент силы, простейшие механизмы: рычаг, подвижный и неподвижный блоки | 3 | ||
Практическое занятие №4. Решение задач на равновесие тел. Практическое занятие №5. Проверочная работа. | 4 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка конспектов, подготовка к проверочной работе. | 2 | |||
РАЗДЕЛ 2. | МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА | 32 | ||
Тема 2.1. Основные положения молекулярно-кинетической теории | Содержание учебного материала: | 2 | ||
1 . 2. | Тепловые явления, молекула, постулаты мкт, диффузия, количество вещества, броуновское движение, опыт Штерна, силы притяжения и отталкиваний между частицами Идеальный газ, параметры идеального газа, изопроцессы, средняя квадратическая скорость, средняя кинетическая энергия молекулы, абсолютная температурная шкала | 1 | ||
Практическое занятие №6. Идеальный газ. Кинетическая теория идеального газа. Практическое занятие №7. Газовые законы. Решение задач. Практическое занятие №8. Исследование процесса диффузии в жидкостях. | 6 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка к защите практической работы | 3 | |||
Тема 2.2. Законы термодинамики | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 . | Первое и второе начала термодинамики, внутренняя энергия идеального газа, работа идеального газа, количество теплоты, виды теплопередачи, кпд, тепловые машины, тепловой баланс | 2 | ||
Практическое занятие №9. Второе начало термодинамики. Тепловые машины. Практическое занятие №10. Уравнение Клайперона – Менделеева. КПД тепловых машин. Практическое занятие №11. Уравнение теплового баланса. | 6 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка конспектов, подготовка к проверочной работе. | 3 | |||
Тема 2.3. Агрегатные состояния вещества | Содержание учебного материала: | 4 | ||
1. 2. 3. | Испарение, кипение, влажность воздуха, точка росы Поверхностное натяжение жидкостей, смачивание и несмачивание, капиллярные явления Кристаллические тела, виды кристаллических решеток, аморфные тела, дефекты в кристаллах, тройная точка, фазы | 1 | ||
Практическое занятие №12. Определение поверхностного натяжения жидкостей. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка к защите практической работы | 4 | |||
РАЗДЕЛ 3. | ЭЛЕКТРОДИНАМИКА | 50 | ||
Тема 3.1. Электростатика | Содержание учебного материала: | 2 | ||
1. 2. | Электрический заряд и его свойства, закон Кулона, электрическое поле, напряженность, потенциал, конденсаторы, Проводники и диэлектрики | 3 | ||
Практическое занятие №13. Закон Кулона. Конденсаторы. Практическое занятие №14. Проводники и диэлектрики. Решение задач. | 4 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка конспектов | 2 | |||
Тема 3.2. Законы постоянного тока | Содержание учебного материала: | 2 | ||
1. 2. | Электрический ток, сила тока, действие тока, напряжение, сопротивление проводника, законы последовательного и параллельного соединения проводником, закон Ома для полной цепи, электродвижущая сила, работа и мощность тока, закон Джоуля-Ленца Законы Кирхгофа, узел | 1 | ||
Практическое занятие №15. Законы постоянного тока. Правила Кирхгофа. Практическое занятие №16. Закон Джоуля – Ленца. Решение задач. Практическое занятие №17. Изучение законов последовательного и параллельного соединений проводников. Практическое занятие №18. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. | 8 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка к защите практической работы | 2 | |||
Тема 3.3. Электрический ток в различных средах. | Содержание учебного материала: | 2 | ||
1. | Электролиз, электронная проводимость металлов, плазма, самостоятельный разряд, диод, триод, транзистор, n-p переход | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка рефератов | 2 | |||
Тема 3.4. Магнитное поле. | Содержание учебного материала: | 4 | ||
1. 2. 3. | Магнитное поле токов, опыты Ампера и Эрстеда, вектор магнитной индукции, сила Ампера, сила Лоренца Движение частицы в магнитном поле, винтовой шаг, радиус орбиты Магнитная проницаемость, ферромагнетики, парамагнетики, диамагнетики | 3 | ||
Практическое занятие №19. Сила Ампера. Сила Лоренца. Практическое занятие №20. Магнитные свойства веществ. Практическое занятие №21. Изучение действия магнитного поля на проводник с током. | 6 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка к защите практической работы | 2 | |||
Тема 3.5. Электромагнитные явления | Содержание учебного материала: | 4 | ||
1 . | Электромагнитная индукция, правило Ленца, вихревое электромагнитное поле, индуктивность катушки, самоиндукция, энергия магнитного поля тока, соленоид | 2 | ||
Практическое занятие №22. Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции катушки и проводника. Практическое занятие №23. Индуктивность катушки и соленоида. Практическое занятие №24. Изучение явления электромагнитной индукции. Практическое занятие №25. Проверочная работа | 8 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка к защите практической работы, подготовка к проверочной работе. | 2 | |||
РАЗДЕЛ 4. | КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ | 22 | ||
Тема 4.1. Механические колебания и волны. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. 2. | Классификация колебаний, период, смещение, фаза, частота, циклическая частота, период математического и пружинного маятников, резонанс, уравнение гармонического колебания Волна, поперечная и продольная волны, длина волны, звуковые волны, интерференция волн, дифракция волн, преломление волн | 1 | ||
Практическое занятие №26. Периоды колебаний различных маятников. Практическое занятие №27. Волны в различных средах. Практическое занятие №28. Исследование зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити. | 6 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка к защите практической работы | 5 | |||
Тема 4.2. Электромагнитные колебания и волны. | Содержание учебного материала: | 3 | ||
1 . 2. | Свободные и вынужденные электрические колебания, переменный ток, переменное напряжение, катушка и конденсатор в цепи переменного тока, резонанс, действительные значения силы тока и напряжения, трансформаторы Электромагнитные волны, изобретение радио и принципы радиопередачи. | 2 | ||
Практическое занятие №29. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач и подготовка рефератов | 4 | |||
РАЗДЕЛ 5. | ОПТИКА. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА. | 25 | ||
Тема 5.1. Геометрическая оптика. | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 . 2. | Световые лучи, закон отражения, закон преломления, показатель преломления среды, зеркала, линзы, формула тонкой линзы, линейное увеличение линзы, построение изображения в линзе Оптические приборы: телескоп, микроскоп, лупа, глаз человека, фотоаппарат. | 1 | ||
Практическое занятие №30. Построение изображения в зеркалах. Построение изображения с помощью линз. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Определение фокусного расстояния и оптической силы линзы. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка к защите практической работы, подготовка рефератов | 4 | |||
Тема 5.2. Волновая оптика. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 . | Скорость света, дисперсия света, дифракция света, дифракционная решетка, интерференция света, кольца Ньютона, поляризация, дуализм света. | 3 | ||
Практическое занятие №31. Интерференционные и дифракционные максимумы и минимумы. Определение показателя преломления стекла. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка к защите практической работы | 3 | |||
Тема 5.3. Квантовая физика. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Квант света, гипотеза Планка, фотоэффект и законы его, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, красная граница фотоэффекта, фотон. | 1 | ||
Практическое занятие №32. Красная граница фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна. Решение задач. Проверочная работа | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка к проверочной работе | 4 | |||
РАЗДЕЛ 6. | АТОМНАЯ ФИЗИКА. ФИЗИКА ЯДРА | 18 | ||
Тема 6.1. Атомная физика. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Спектры, модель Томсона, модель Бора, опыты Резерфорда, постулаты Бора, стационарные состояния, принцип действия лазеров. | 1 | ||
Практическое занятие №33. Атом водорода по Бору. Решение задач. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка конспектов | 4 | |||
Тема 6.2. Физика атомного ядра. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 . | Ядро, элементарные частицы, радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-излучения, закон радиоактивного распада, правило смещения, ядерные силы, энергия связи, ядерные реакции. | 2 | ||
Практическое занятие №34. Моделирование радиоактивного распада. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка к защите практической работы | 6 | |||
Всего: | 184 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории по физике.
Оборудование учебного кабинета: столы, стулья, шкафы, плакаты, стенды, таблицы, раздаточный материал (карточки).
Технические средства обучения: персональный компьютер, проектор.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: 15 столов с подведенным электричеством и комплекты оборудования для проведения лабораторный работ по физике.
- Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Дмитриева В.Ф. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений. - М.: Академия, 2010.
- Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений. - М.: Академия, 2011.
- Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросов по физике. - М.: Академия, 2010.
- Кошкин Н.И., Васильчикова Е.Н. Элементарная физика: Справочник. - М.: Высшая школа, 2010.
- Пинский А.А., Граковский Г.Ю. Физика: Учебник. – М. Форум, 2010.
- Самойленко П.И. Физика: Методическое пособие по выполнению контрольных заданий для студентов-заочников средних специальных учебных заведений. - М.: ИПР СПО, 2010.
Дополнительные источники:
- Кабардин О.Ф. Физика: Справочные материалы. – М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 2010
- Аксенович Л.А., Ракина Н.Н., Фарино К.С. Физика в средней школе: Теория. Задания. Тесты. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010
- Мякишев Г.Я. Физика. Механика. 10 кл. Профильный уровень. – М.: Дрофа, 2010
- Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика. Молекулярная физика. Термодинамика. 10 кл. Профильный уровень. – М.: Дрофа, 2010
- Мякишев Г.Я. Физика. Электродинамика. 10-11 кл. Профильный уровень. – М.: Дрофа, 2010
- Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика. Колебания и волны. 11 кл. Профильный уровень. – М.: Дрофа, 2010
- Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика. Оптика. Квантовая физика. 11 кл. Профильный уровень. – М.: Дрофа, 2010
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Обучающийся должен уметь: - пользоваться необходимой учебной и справочной литературой; - использовать законы физики при объяснении различных явлений в природе и технике; - решать задачи на основе изученных законов и с применением известных формул; - пользоваться Международной системой единиц при решении задач; - переводить единицы физических величин в единицы СИ в ходе лабораторных занятий. Обучающийся должен знать: - основы теории курса физики; обозначения и единицы физических величин в СИ; - теоретические и экспериментальные методы физического исследования; - физический смысл универсальных физических констант; - всё о физических явлениях, о физических понятиях, физических величинах, о физических теориях в рамках программы дисциплины. | -составление конспектов лекций и учебников; -решение качественных задач и сдачи теоретических опросов (коллоквиумов); -решение домашних задач по различным темам, проведение контрольных и проверочных работ, небольших тестирований; -защита практических (лабораторный) работ по полученным результатам; -сдача устного экзамена по дисциплине. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике для профессий начальн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...
рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01
рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 38.01.02 Продавец, контролер – кассир....
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...