Рабочая программа
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
Среднее профессиональное образование
Московский промышленно-экономический колледж
(МПЭК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины: Физика
код, специальность: 21.02.05 Земельно-имущественные отношения
Москва
2017
Составители (авторы): ________________ Кошкина Лидия Степановна________________
ФИО, преподаватель ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Рецензент: ______________________________________________________________________
ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ФГБОУ
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 12 |
| 13 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЗИКА»
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и примерной программы (ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения.
- Место дисциплины в структуре ППССЗ:
Учебная дисциплина «Физика» входит в общеобразовательный цикл и относится к профильным общеобразовательным дисциплинам среднего общего образования.
Формирование компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны. А также дисциплина направлена на формирование компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- пользоваться необходимой учебной и справочной литературой;
- использовать законы физики при объяснении различных явлений в природе и технике;
- решать задачи на основе изученных законов и с применением известных формул;
- пользоваться Международной системой единиц при решении задач;
- переводить единицы физических величин в единицы СИ в ходе лабораторных занятий:
а) применять правила техники безопасности при обращении с физическими приборами и оборудованием;
б) планировать проведение опыта;
в) собирать установку по схеме;
г) проводить наблюдения;
д) снимать показания с физических приборов;
е) составлять таблицы зависимости величин и строить графики;
ж) оценивать и вычислять погрешности измерений;
з) составлять отчет и делать выводы по проделанной работе.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основы теории курса физики; обозначения и единицы физических величин в СИ;
- теоретические и экспериментальные методы физического исследования;
- физический смысл универсальных физических констант;
- о физических явлениях:
а) признаки явления, по которым оно обнаруживается;
б) условия, при которых протекает или фиксируется явление;
в) примеры использования явления на практике;
- о физических опытах:
а) цель, схему, ход и результат опыта;
- о физических понятиях, физических величинах:
а) определение понятия, величины;
б) формулы, связывающие данную величину с другими;
в) единицы измерения;
г) способы измерения;
- о физических законах:
а) формулировку и математическое выражение закона;;
б) опыты, подтверждающие его справедливость;
в) примеры применения;
г) условия применимости (если границы применимости рассматриваются в курсе физики);
- о физических теориях:
а) опытное обоснование теории;
б) основные формулы, положения;
в) законы, принципы;
г) основные следствия;
д) условия применимости (если границы применимости рассматриваются в курсе физики);
- о приборах, механизмах:
а) схему устройства и принцип действия;
б) назначение, примеры применения;
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 184 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 123 часов;
самостоятельной работы обучающегося 61 часов.
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 184 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 123 |
в том числе: | |
практические занятия | 68 |
индивидуальный проект | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 61 |
Итоговая аттестация в форме устного экзамена |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практических работ, самостоятельной работы студента | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | 2 | |||
РАЗДЕЛ 1. | МЕХАНИКА | 35 | ||
Тема 1.1. Кинематика | Содержание учебного материала: | 4 | ||
1. 2. | Материальная точка, уравнение движения материальной точки, ускорение тела Период, частота, угловая скорость, центростремительное ускорение | 1 | ||
Практическое занятие №1. Равноускоренное движение. Уравнение движения материальной точки. Относительность движения. Решение задач. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка конспектов | 3 | |||
Тема 1.2. Законы динамики | Содержание учебного материала: | 4 | ||
1. | Законы Ньютона, масса тела, инерция, сила, вес тела, сила трения, сила тяжести, сила упругости, виды деформации, центр тяжести, баллистическое движение | 2 | ||
Практическое занятие №2. Сила тяжести. Вес тела. Движение по наклонной плоскости. Определение жесткости пружины. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка к защите практической работы | 2 | |||
Тема 1.3. Законы сохранения | Содержание учебного материала | 4 | ||
1. 2. | Импульс тела, импульс силы, закон сохранения импульса Механическая работа, мощность, энергия, закон сохранения энергии | 1 | ||
Практическое занятие №3. Реактивное движение. Решение задач. Баллистическое движение. Определение максимальной мощности человека. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка к защите практической работы | 4 | |||
Тема 1.4. Элементы статики | Содержание учебного материала: | 2 | ||
1. | Положение равновесия, сложение сил, плечо силы, момент силы, простейшие механизмы: рычаг, подвижный и неподвижный блоки | 3 | ||
Практическое занятие №4. Решение задач на равновесие тел. Практическое занятие №5. Проверочная работа. | 4 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка конспектов, подготовка к проверочной работе. | 2 | |||
РАЗДЕЛ 2. | МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА | 32 | ||
Тема 2.1. Основные положения молекулярно-кинетической теории | Содержание учебного материала: | 2 | ||
1 . 2. | Тепловые явления, молекула, постулаты мкт, диффузия, количество вещества, броуновское движение, опыт Штерна, силы притяжения и отталкиваний между частицами Идеальный газ, параметры идеального газа, изопроцессы, средняя квадратическая скорость, средняя кинетическая энергия молекулы, абсолютная температурная шкала | 1 | ||
Практическое занятие №6. Идеальный газ. Кинетическая теория идеального газа. Практическое занятие №7. Газовые законы. Решение задач. Практическое занятие №8. Исследование процесса диффузии в жидкостях. | 6 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка к защите практической работы | 3 | |||
Тема 2.2. Законы термодинамики | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 . | Первое и второе начала термодинамики, внутренняя энергия идеального газа, работа идеального газа, количество теплоты, виды теплопередачи, кпд, тепловые машины, тепловой баланс | 2 | ||
Практическое занятие №9. Второе начало термодинамики. Тепловые машины. Практическое занятие №10. Уравнение Клайперона – Менделеева. КПД тепловых машин. Практическое занятие №11. Уравнение теплового баланса. | 6 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка конспектов, подготовка к проверочной работе. | 3 | |||
Тема 2.3. Агрегатные состояния вещества | Содержание учебного материала: | 4 | ||
1. 2. 3. | Испарение, кипение, влажность воздуха, точка росы Поверхностное натяжение жидкостей, смачивание и несмачивание, капиллярные явления Кристаллические тела, виды кристаллических решеток, аморфные тела, дефекты в кристаллах, тройная точка, фазы | 1 | ||
Практическое занятие №12. Определение поверхностного натяжения жидкостей. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка к защите практической работы | 4 | |||
РАЗДЕЛ 3. | ЭЛЕКТРОДИНАМИКА | 50 | ||
Тема 3.1. Электростатика | Содержание учебного материала: | 2 | ||
1. 2. | Электрический заряд и его свойства, закон Кулона, электрическое поле, напряженность, потенциал, конденсаторы, Проводники и диэлектрики | 3 | ||
Практическое занятие №13. Закон Кулона. Конденсаторы. Практическое занятие №14. Проводники и диэлектрики. Решение задач. | 4 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка конспектов | 2 | |||
Тема 3.2. Законы постоянного тока | Содержание учебного материала: | 2 | ||
1. 2. | Электрический ток, сила тока, действие тока, напряжение, сопротивление проводника, законы последовательного и параллельного соединения проводником, закон Ома для полной цепи, электродвижущая сила, работа и мощность тока, закон Джоуля-Ленца Законы Кирхгофа, узел | 1 | ||
Практическое занятие №15. Законы постоянного тока. Правила Кирхгофа. Практическое занятие №16. Закон Джоуля – Ленца. Решение задач. Практическое занятие №17. Изучение законов последовательного и параллельного соединений проводников. Практическое занятие №18. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. | 8 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка к защите практической работы | 2 | |||
Тема 3.3. Электрический ток в различных средах. | Содержание учебного материала: | 2 | ||
1. | Электролиз, электронная проводимость металлов, плазма, самостоятельный разряд, диод, триод, транзистор, n-p переход | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка рефератов | 2 | |||
Тема 3.4. Магнитное поле. | Содержание учебного материала: | 4 | ||
1. 2. 3. | Магнитное поле токов, опыты Ампера и Эрстеда, вектор магнитной индукции, сила Ампера, сила Лоренца Движение частицы в магнитном поле, винтовой шаг, радиус орбиты Магнитная проницаемость, ферромагнетики, парамагнетики, диамагнетики | 3 | ||
Практическое занятие №19. Сила Ампера. Сила Лоренца. Практическое занятие №20. Магнитные свойства веществ. Практическое занятие №21. Изучение действия магнитного поля на проводник с током. | 6 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка к защите практической работы | 2 | |||
Тема 3.5. Электромагнитные явления | Содержание учебного материала: | 4 | ||
1 . | Электромагнитная индукция, правило Ленца, вихревое электромагнитное поле, индуктивность катушки, самоиндукция, энергия магнитного поля тока, соленоид | 2 | ||
Практическое занятие №22. Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции катушки и проводника. Практическое занятие №23. Индуктивность катушки и соленоида. Практическое занятие №24. Изучение явления электромагнитной индукции. Практическое занятие №25. Проверочная работа | 8 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка к защите практической работы, подготовка к проверочной работе. | 2 | |||
РАЗДЕЛ 4. | КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ | 22 | ||
Тема 4.1. Механические колебания и волны. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. 2. | Классификация колебаний, период, смещение, фаза, частота, циклическая частота, период математического и пружинного маятников, резонанс, уравнение гармонического колебания Волна, поперечная и продольная волны, длина волны, звуковые волны, интерференция волн, дифракция волн, преломление волн | 1 | ||
Практическое занятие №26. Периоды колебаний различных маятников. Практическое занятие №27. Волны в различных средах. Практическое занятие №28. Исследование зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити. | 6 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка к защите практической работы | 5 | |||
Тема 4.2. Электромагнитные колебания и волны. | Содержание учебного материала: | 3 | ||
1 . 2. | Свободные и вынужденные электрические колебания, переменный ток, переменное напряжение, катушка и конденсатор в цепи переменного тока, резонанс, действительные значения силы тока и напряжения, трансформаторы Электромагнитные волны, изобретение радио и принципы радиопередачи. | 2 | ||
Практическое занятие №29. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач и подготовка рефератов | 4 | |||
РАЗДЕЛ 5. | ОПТИКА. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА. | 25 | ||
Тема 5.1. Геометрическая оптика. | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 . 2. | Световые лучи, закон отражения, закон преломления, показатель преломления среды, зеркала, линзы, формула тонкой линзы, линейное увеличение линзы, построение изображения в линзе Оптические приборы: телескоп, микроскоп, лупа, глаз человека, фотоаппарат. | 1 | ||
Практическое занятие №30. Построение изображения в зеркалах. Построение изображения с помощью линз. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Определение фокусного расстояния и оптической силы линзы. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка к защите практической работы, подготовка рефератов | 4 | |||
Тема 5.2. Волновая оптика. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 . | Скорость света, дисперсия света, дифракция света, дифракционная решетка, интерференция света, кольца Ньютона, поляризация, дуализм света. | 3 | ||
Практическое занятие №31. Интерференционные и дифракционные максимумы и минимумы. Определение показателя преломления стекла. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка к защите практической работы | 3 | |||
Тема 5.3. Квантовая физика. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Квант света, гипотеза Планка, фотоэффект и законы его, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, красная граница фотоэффекта, фотон. | 1 | ||
Практическое занятие №32. Красная граница фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна. Решение задач. Проверочная работа | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка к проверочной работе | 4 | |||
РАЗДЕЛ 6. | АТОМНАЯ ФИЗИКА. ФИЗИКА ЯДРА | 18 | ||
Тема 6.1. Атомная физика. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Спектры, модель Томсона, модель Бора, опыты Резерфорда, постулаты Бора, стационарные состояния, принцип действия лазеров. | 1 | ||
Практическое занятие №33. Атом водорода по Бору. Решение задач. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка конспектов | 4 | |||
Тема 6.2. Физика атомного ядра. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 . | Ядро, элементарные частицы, радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-излучения, закон радиоактивного распада, правило смещения, ядерные силы, энергия связи, ядерные реакции. | 2 | ||
Практическое занятие №34. Моделирование радиоактивного распада. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач, подготовка к защите практической работы | 6 | |||
Всего: | 184 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории по физике.
Оборудование учебного кабинета: столы, стулья, шкафы, плакаты, стенды, таблицы, раздаточный материал (карточки).
Технические средства обучения: персональный компьютер, проектор.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: 15 столов с подведенным электричеством и комплекты оборудования для проведения лабораторный работ по физике.
- Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Дмитриева В.Ф. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений. - М.: Академия, 2010.
- Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика: Учебник для средних специальных учебных заведений. - М.: Академия, 2011.
- Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросов по физике. - М.: Академия, 2010.
- Кошкин Н.И., Васильчикова Е.Н. Элементарная физика: Справочник. - М.: Высшая школа, 2010.
- Пинский А.А., Граковский Г.Ю. Физика: Учебник. – М. Форум, 2010.
- Самойленко П.И. Физика: Методическое пособие по выполнению контрольных заданий для студентов-заочников средних специальных учебных заведений. - М.: ИПР СПО, 2010.
Дополнительные источники:
- Кабардин О.Ф. Физика: Справочные материалы. – М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 2010
- Аксенович Л.А., Ракина Н.Н., Фарино К.С. Физика в средней школе: Теория. Задания. Тесты. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010
- Мякишев Г.Я. Физика. Механика. 10 кл. Профильный уровень. – М.: Дрофа, 2010
- Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика. Молекулярная физика. Термодинамика. 10 кл. Профильный уровень. – М.: Дрофа, 2010
- Мякишев Г.Я. Физика. Электродинамика. 10-11 кл. Профильный уровень. – М.: Дрофа, 2010
- Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика. Колебания и волны. 11 кл. Профильный уровень. – М.: Дрофа, 2010
- Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика. Оптика. Квантовая физика. 11 кл. Профильный уровень. – М.: Дрофа, 2010
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Обучающийся должен уметь: - пользоваться необходимой учебной и справочной литературой; - использовать законы физики при объяснении различных явлений в природе и технике; - решать задачи на основе изученных законов и с применением известных формул; - пользоваться Международной системой единиц при решении задач; - переводить единицы физических величин в единицы СИ в ходе лабораторных занятий. Обучающийся должен знать: - основы теории курса физики; обозначения и единицы физических величин в СИ; - теоретические и экспериментальные методы физического исследования; - физический смысл универсальных физических констант; - всё о физических явлениях, о физических понятиях, физических величинах, о физических теориях в рамках программы дисциплины. | -составление конспектов лекций и учебников; -решение качественных задач и сдачи теоретических опросов (коллоквиумов); -решение домашних задач по различным темам, проведение контрольных и проверочных работ, небольших тестирований; -защита практических (лабораторный) работ по полученным результатам; -сдача устного экзамена по дисциплине. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/26/picture-674134-1443241931.png)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике для профессий начальн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/01/picture-599311-1480607101.png)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/03/picture-418434-1399128434.jpg)
рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01
рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-202230-1422301878.jpg)
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/07/picture-788712-1462603062.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 38.01.02 Продавец, контролер – кассир....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/08/picture-1135163-1554712669.jpg)
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/21/picture-942847-1571609199.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...