Конспект урока по естествознанию " Органы дыхания. Движение, внутренняя среда."
план-конспект урока по теме

Панферова Лидия Ивановна

Открытый урок по естествознанию. Дисциплина " Естествознание" состоит из трех разделов: физика, химия и биология. На изучение предмета дано  78 ч

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридическийколледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

По ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/

для обучающихся курса __1__,

преподаватель Л.И. Панферова_

Тема: Органы дыхания. Движение. Внутренняя среда организма

Цель занятия: Углубление системы знаний об органах дыхания, движения, внутренней среде организма человека.

Задачи занятия:

Обучающая: Формироватьумения систематизировать, углублять и конкретизировать теоретические знания об основных органах и системах органов человека.

Воспитательная: Воспитывать у обучающихся интерес к биологии, химии, потребности вести здоровый образ жизни.

Развивающая: Формировать потребность у обучающихся умений обобщать знания, систематизировать. 

Информационно-справочное оснащение:

Основная литература: 

1. А.Ю. Пентин. Естествознание. Часть II. Химия. Биология. М; Издательский центр «Академия», 2004. Допущено Министерством образования РФ в качестве экспериментального учебного пособия для образовательных учреждений начального профессионального образования. 

Дополнительная литература

2. Биология, 10 класс, Биологические системы и процессы, Теремов А.В., Петросова Р.А., 2012.

Интернет ресурсы:

3. Биология, 10 класс, Биологические системы и процессы, Теремов А.В., Петросова Р.А., 2012.

4. Журнал здоровье и медицина. November 27, 2014. Органы дыхания человека. Строение и функции органов дыхания.

5. Учебный фильм «Опора и движение»

6. Учебные фильмы Анатомия и физиология.1. Строение и функции крови. 2. Внутренняя среда

 

Междисциплинарные связи: с дисциплинами: физика, химия, биология, ОБЖ

Внутридисциплинарные связи: Раздел 1 Физика (температура, давление, сила, кинетическая энергия, растворы)

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

 (ответить на вопросы и провести самооценку усвоенного материала)

Таблица 1.

Вопрос

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

  1. Перечислите органы пищеварения, назовите функцию каждого органа. Проанализируйте зависимость видов тканей  и органов.

  1. Почему питание должно быть разнообразным?

  1. Диета — это полезно или вредно?

2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Органы дыхания
  1.  Движение
  1.  Внутренняя среда организма человек

Вопрос 1. Органы дыхания.

Дыхание – это газообмен между организмом и внешней средой: извне в организм поступает кислород, а из организма во внешнюю среду выделяется углекислый газ. Органы дыхания человека представлены воздухоносными путями и легкими. Воздухоносные пути включают наружный нос, полость носа, носоглотку, гортань, трахею и два главных бронха. Основной орган дыхательной системы – легкие. Здесь происходит газообмен между воздухом и кровью. Ткань легких состоит из тончайших разветвлений бронхов и тонкостенных легочных пузырьков – альвеол. В легких насчитывают до 700 млн. альвеол, их общая поверхность в 40-70 раз больше общей поверхности тела человека. Такая огромная поверхность легких обеспечивает более полный контакт кислорода с кровью, что способствует быстрому насыщению кровью кислородом. Стенки легочных пузырьков одним слоем эпителиальных клеток и густо оплетены сеткой капилляров, что также обеспечивает быстрое протекание газообмена.

Эпителиальные клетки легочных пузырьков выделяют биологически активные вещества, которые в виде тонкой пленки выстилают их внутреннюю поверхность. Эта пленка поддерживает постоянный объем пузырьков и не дает им смыкаться. Кроме того, вещества пленки обезвреживают микроорганизмы, проникающие в легкие с воздухом. «Отработанная» пленка выводится через воздухоносные пути в виде мокроты или переваривается легочными фагоцитами.

Снаружи каждое легкое покрыто гладкой блестящей оболочкой из соединительной ткани – легочной плеврой. Внутренняя стенка грудной клетки выстлана пристеночной плеврой. Находящаяся между ними герметичная плевральная полость увлажнена и совсем не содержит воздуха. Поэтому легкие всегда тесно прижаты к стенки грудной полости и их объем всегда изменяется вслед за изменением объема грудной полости, а небольшоеколичество жидкости, содержащееся в плевральной полости, уменьшает трение при движениях легких).

Вдыхает человек воздух, содержащий 21 % кислорода и 0,03-0,04 % углекислого газа. Выдыхает воздух, содержащий 16 % кислорода и 4-4,5 % углекислого газа).

Жизненная емкость легких – это наибольший объем воздуха, который может выдохнуть человек после глубокого вдоха. ЖЕЛ = 3000-5500 мл.

Деятельностью дыхательной системы управляет дыхательный центр продолговатого мозга.

Изменения, происходящие с легкими, мышцами, диафрагмой при вдохе и выдохе

Дыхательное движение

Состояние дыхательных мышц

Состояние диафрагмы

Состояние легких

Вдох

Наружные межреберные мышцы сокращаются и поднимают ребра

Диафрагма сокращается и становится плоской

-грудная полость увеличивается;

легкие расширяются;

- давление в легких становится ниже атмосферного;

-воздух устремляется в легкие

Выдох

Внутренние межреберные мышцы сокращаются и опускают ребра

Диафрагма расслабляется и становится выпуклой

- ребра опускаются;

- грудная полость возвращается в исходное положение;

- уменьшается объем легких;

- давление в легких увеличивается;

- воздух выталкивается из легких наружу


Жизненная емкость легких – это наибольший объем воздуха, который может выдохнуть человек после глубокого вдоха. ЖЕЛ = 3000-5500 мл.Деятельностью дыхательной системы управляет дыхательный центр продолговатого мозга.

Имеются и другие функции органов дыхания человека, среди них можно выделить такие:

  1. Принятие участия в процессах терморегуляции. Дело в том, что температура вдыхаемого воздуха оказывает влияние на аналогичный параметр тела человека. Во время выдоха организм отдает тепло во внешнюю среду. При этом он охлаждается, если это возможно.
  2. Принятие участия в выделительных процессах. Во время выдоха вместе с воздухом из организма (кроме углекислого газа) устраняются пары воды. Также это относится и к некоторым другим веществам. К примеру, этиловому спирту во время алкогольного опьянения.
  3. Принятие участия в иммунных реакциях. Благодаря данной функции органов дыхания человека появляется возможность обезвреживания некоторых патологически опасных элементов. К ним, в частности, относят болезнетворные вирусы, бактерии и другие микроорганизмы. Этой способностью наделены определенные клетки легких. В связи с этим их можно отнести к элементам иммунной системы.

Источники дополнительной информации по 1 вопросу

Автор и наименование

Страницы

(форма доступа для Интернет-ресурсов)

Основнаялитература

А.Ю. Пентин. Естествознание. Часть II Химия. Биология

Страницы 147-152

Дополнительная литература

Биология, 10 класс, Биологические системы и процессы, Теремов А.В., Петросова Р.А., 2012.

§34. Дыхание организмов, страницы 183-185.

Интернетресурсы

Журнал здоровье и медицина. November 27, 2014. Органы дыхания человека. Строение и функции органов дыхания.

Контрольное задание по 1 вопросу

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

  1. Назовите основные органы дыхания.

  1. Как изменяется состав воздуха во время дыхания?

  1. Что такое жизненная емкость легких? Обоснуйте важность этого показателя для здоровья.

  1. Проанализируйте, как регулируется дыхание человека?

Таблица 2.

Вопрос 2. Движение.Скелет взрослого человека состоит из более 200 костей. Костный скелет дает нашему телу опору, обеспечивает сохранение его формы, защищает внутренние органы от повреждения. Кости различаются по форме, величине и занимают определенное положение в скелете. Часть костей соединена между собой подвижными суставами. Они приводятся в движение прикрепленными к ним мышцами. Скелет головы — череп состоит из двух частей: мозговой и лицевой. Основные кости мозговой части (лобная, две височные, две теменные и затылочная) прочно соединены между собой и надежно защищают мозг. Затылочная кость имеет большое отверстие, сквозь которое проходит спинной мозг. Наиболее крупные кости лицевой части черепа — это верхнечелюстная (неподвижная) и нижнечелюстная (подвижная); на этих костях находятся зубы. Через множество мелких отверстий в костях проходят нервы и кровеносные сосуды. Череп соединяется с позвоночником — основой скелета туловища.

Скелет туловища включает позвоночник, грудную клетку, плечевой пояс и верхние конечности, тазовый пояс и нижние конечности. Позвоночник образован 33—34 позвонками (7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 сросшихся между собой крестцовых и 4—5 копчиковых позвонков). Позвонки состоят из тела, дуги и нескольких отростков, к которым прикрепляются мышцы. Соседние позвонки отделены друг от друга толстыми дисками из эластичной хрящевой ткани, благодаря которым позвоночник обладает гибкостью. Внутри позвоночника имеется позвоночный канал — костный футляр для спинного мозга.

Грудная клетка образована грудными позвонками, 12 парами ребер и плоской грудной костью (грудиной). Ребра — это плоские изогнутые дугой кости, задние концы которых подвижно соединены с грудными позвонками, а передние концы 10 верхних ребер при помощи гибких хрящей соединены с грудной костью. Это обеспечивает подвижность грудной клетки при дыхании.

Скелет плечевого пояса состоит из 4 костей (2 лопатки и 2 ключицы). Лопатки находятся на задней поверхности грудной клетки и соединены с ребрами и позвоночником только при помощи мышц. Ключицы одним концом соединены с лопаткой, а другим — с грудной костью.

Скелет верхних конечностей состоит из плеча, предплечья и кисти. Плечо имеет лишь одну плечевую кость. Предплечье образовано двумя костями: локтевой и лучевой. В кисти различают запястье, пясть и пальцы. Скелет запястья состоит из мелких костей. Пять длинных костей пясти составляют скелет ладони и дают опору костям пальцев.

Скелет тазового пояса образован двумя неподвижными плоскими тазовыми костями и крестцовым отделом позвоночника. В каждой тазовой кости имеется шаровидная впадина, куда входит головка бедренной кости.

Скелет нижних конечностей образован бедренной костью, голенью и стопой. Голень состоит из большой и малой берцовых костей. Бедренная и большая берцовая кости с прилегающим к ним спереди небольшим костным образованием — коленной чашечкой образуют очень подвижный коленный сустав. Стопа также подвижна и состоит из коротких костей предплюсны, среди которых особенно выделяется своей массивностью пяточная кость, пяти длинных костей плюсны и костей пальцев.

Опорно-двигательный аппарат.В опорно-двигательном аппарате выделяют две части: пассивную и активную. Пассивная часть представляет собой скелет, образованный костями и их соединениями. Активная часть представлена скелетными мышцами, образованными поперечнополосатой мышечной тканью, диафрагмойстенками внутренних органов.                                                                                                          
      Различают следующие основные части скелета: скелет головы, скелет верхних и нижних конечностей и скелет туловища. Масса костей взрослого человека составляет у мужчин 18% от общей массы тела, у женщин - 16%. 
      Скелет выполняет две основные функции:
 механическую и биологическую. Механическая функция включает в себя 4 функции:  

-опорную функцию (кости вместе с их соединениями составляют опору тела, к которой прикрепляются мягкие ткани и органы);

-функцию передвижения (хотя и косвенно, так как скелет служит для прикрепления скелетных мышц),

-рессорную функцию (за счет суставных хрящей и других конструкций скелета: свод стопы, изгибы позвоночника, смягчающих толчки и сотрясения);

-защитную функцию (формирование костных образований для защиты важных органов: головного и спинного мозга; сердца, легких). В полости таза располагаются половые органы. В самих костях находится красный костный мозг.

Под биологической функцией понимают:

-кроветворную функцию — красный костный мозг, находящийся в костях, является источником клеток крови;

-запасающую функцию — кости служат депо для многих неорганических соединений: фосфора, кальция, железа, магния и поэтому участвуют в поддержании постоянного минерального состава внутренней среды организма.

Скелет человека образован разного вида костями. По форме и строению кости делятся на:

трубчатые кости (длинные и короткие) — это кости скелета свободных конечностей

губчатые кости: длинные — ребра и грудина;

короткие - позвонки, кости запястья, предплюсны

плоские кости — кости крыши черепа, лопатка, тазовая кость, построенные из губчатого вещества, окруженного пластинкой компактного вещества;

смешанные кости — височные и основания черепа.

Мышцы, их строение и функции

Мышцы бывают гладкими (в стенках кровеносных сосудов и многих внутренних органах) и поперечно - полосатыми (скелетные мышцы и мышца сердца). Мышцы прикреплены к костям с помощью сухожилий. Форма мышцы зависит от выполняемой ею функции.

Управляет работой мышц нервная система. Приходящие по нерву импульсы вызывают в мышцах возбуждение, в результате чего мышца сокращается.

В соответствии с производимыми мышцами движениями они разделяются на сгибатели и разгибатели, поднимающие и опускающие и др. Большинство движений туловища и конечностей, происходит благодаря одновременному сокращению сразу нескольких мышц и расслаблению других.

Работа мышц. Управление движением. Утомление

При осуществлении простых двигательных реакций нервные импульсы к мышцам формируются исполнительными нервными клетками, лежащими в спинном мозге. Выполнение сложных двигательных актов зависит от работы высших двигательных центров, расположенных в коре больших полушарий головного мозга. Свои влияния корковые центры направляют в глубокие отделы головного мозга, в мозжечок и к исполнительным клеткам спинного мозга, где и формируются команды для выполнения конкретных движений. В разных ситуациях одни и те же мышцы совершают разную работу. Работу по перемещению тела или груза называют динамической, а при удерживании определенной позы или груза - статической.

Длительное мышечное напряжение приводит к развитию утомления, которое отражает особое состояние двигательных нервных центров. Утомление проявляется в уменьшении силы и выносливости мышц, ухудшении координации движений и т.д. Для сохранения высокой работоспособности очень важен эмоциональный настрой человека, поочередная смена групп мышц, участвующих в работе, определенный ритм работы.

Источники дополнительной информации по 2 вопросу

Автор и наименование

Страницы

(форма доступа для Интернет-ресурсов)

Основнаялитература

А.Ю. Пентин. Естествознание. Часть II Химия. Биология

Страницы 153-157

Дополнительная литература

Биология, 10 класс, Биологические системы и процессы, Теремов А.В., Петросова Р.А., 2012.

Страницы 166-172

Интернет ресурсы

Учебный фильм «Опора и движение»

Таблица 3.

Контрольное задание

по 2 вопросу

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

  1. Назовите две части опорно-двигательного аппарата.

  1. Назовите две основные функции скелета. Проанализируйте важность каждой.

  1. Что понимают под биологической функцией скелета? Какой орган выполняет эту функцию при рождении человека?

  1. Какие физиологические причины утомления? Как правильно отдыхать и работать?

  1. Как влияет ритм и нагрузка на работоспособность мышц и их утомление?

  1. Проанализируйте, почему динамическая работа менее утомительна, чем статическая?

Вопрос 3. Внутренняя среда организма человека.

Внутренняя среда организма. Кровь представляет собой красную непрозрачную жидкость, которая непрерывно циркулирует в кровеносной системе и является основой внутренней среды организма, так как доставляет клеткам питательные вещества и кислород и удаляет продукты обмена веществ. Таким образом, кровь связывает каждый орган, каждую клетку тела между собой. У взрослых людей количество крови составляет в среднем 6-8% массы тела. У человека массой 70 кг содержится 5-6 л крови. У детей количество крови относительно больше, чем у взрослых (у новорожденных кровь составляет до 15% от массы тела). Около 40% крови находится в так называемом депо крови (это органы-резервуары: селезенка, печень, кожа. В депо у высших животных и человека может храниться изолированно от общего кровотока около 50% всей крови. При повышении потребности организма в кислороде или уменьшении количества гемоглобина, например, в результате кровопотери, кровь из депо крови поступает в общий кровоток). Объём циркулирующей крови может меняться за счёт изменения объёма депонированной крови: во время мышечной работы, при кровопотерях, в условиях пониженного атмосферного давления кровь из депо выбрасывается в кровеносное русло.                                                                                                                              Потеря 1/3 объёма крови может привести к смерти, поэтому при сильных кровотечениях необходимо переливание крови. Кровь – удивительная жидкость. С древних времён ей приписывали могучую силу. Жрецы приносили её в жертву своим богам, люди кровью скрепляли священные клятвы. Лишь в XVIII веке стало известно, что кровь – не просто жидкость, а жидкая соединительная ткань. Все уникальные свойства крови зависят от клеточного и химического состава. Состав крови определяет её исключительное значение для жизнедеятельности организма.  Кровь представляет собой особый вид соединительной ткани. Основную её часть (55%) составляет жидкое межклеточное вещество – плазма. В плазме находятся форменные элементы (45%): клетки крови (эритроциты и лейкоциты) и кровяные пластинки (тромбоциты). Плавающие в крови тельца впервые обнаружил итальянский анатом, врач и физик Марчелло Мальпиги. Эти включения он принял за жировые шарики, а не за клетки. Некоторые из первых исследователей принимали клетки крови за воздушные шарики, другие – за животных ("анималикул"), якобы разумных существ, по своему усмотрению управляющих кровью

 Только изобретатель микроскопа голландец Антони Ван Левенгук (1632-1723), назвал их кровяными шариками. Впоследствии их стали правильно называть кровяными клетками или форменными элементами крови.

Состав крови

Источники дополнительной информации по 3 вопросу

Автор и наименование

Страницы

(форма доступа для Интернет-ресурсов)

Основная литература

А.Ю. Пентин. Естествознание. Часть II Химия. Биология

Страницы 134-139

Дополнительная литература

Полная энциклопедия.

Справочник для школьников и студентов.

Интернет ресурсы

Учебные фильмы

1.Строение и функции крови. 2.Внутренняя среда.

Таблица 4.

Контрольное задание по 3 вопросу

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

  1. От чего зависят свойства крови?

  1. Перечислите элементы крови, сравните их роли в крови.

  1. Где производится кровь в организме взрослого человека и ребенка?

3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)

Таблица 5.

Наименование изученного вопроса учебного занятия

Контрольное задание по изученному вопросу

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

  1. Органы дыхания.
  1. Чем отличаются легкие курильщиков?

  1. Назовите все функции органов дыхания.

  1. Как управляется дыхательная система?

  1. Движение.
  1. Что управляет скелетными мышцами?

  1. Сравните мышцы скелета и сердца.

  1. Как надо работать и отдыхать, чтобы не было утомления?

  1. Внутренняя среда организма человека.
  1. Почему кровь относится к этому виду тканей, проанализируйте роль крови?

  1. Почему кровотечение особенно опасно для детей?

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ
  1. В рабочих тетрадях ответить на контрольные задания в таблицах 1, 2, 3, 4 и 5.
  2. [1], стр.67-72 Подготовить сообщение о вреде курения.
  3. [2], стр.63,64 Подготовить рассказ о здоровом образе жизни и его влиянии на органы человека.

Преподаватель                                                                Л.И.Панферова

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Цикловой комиссии дисциплин

циклов ОО, ОГСЭ и МиОЕН

ГБПОУ Юридический коллеж

от 25 апреля 2016 г. № _12_


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Органы дыхания"

Презентация на тему "Органы дыхания" по Немецкому языку для учащихся медицинских колледжей....

Конспект урока "Органы дыхания: строение и функции"

Конспект урока «Органы дыхания : строение и функции»Цель урока: сформировать знания учащихся об органах дыхания и их функциях, дать   представление о правильном механизме дыхания человека...

Влияние экологических факторов на органы дыхания

Данная презентация раскрывает вредное влияние на органы дыхательной системы и включает ситуационные задачи: антропогенное влияние на патологию органов дыхания....

Конспект урока "Упражнения на развитие координации движений"

Цели урока: Развитие координационных способностей...

План - конспект урока по естествознанию "Вирусы"

План - конспект  урока по дисицилине  "Естестовзнание" на тему "Вирусы". План - конспект предназначен для студентов СПО....

Конспект урока мира природы и человека в 3 классе спец. кор. школы. Тема урока: дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.

Конспект урока мира природы и человека в 3 классе спец. кор. школы. Тема урока: дыхание человека. Элементарные представления о строении  и работе лёгких.На изучение данной темы в программе отводи...