Рабочая программа "Астрономия." Базовый уровень. 11 класс
рабочая программа на тему
Рабочая программа календарно тематическое планирование ориентированы на учебник «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Велья-минова, Е. К. Страута. Способствуют приобщению учащихся к современной астрономии, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по "Астрономии" | 486.82 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Рабочая программа по астрономии для 11 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, установленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования
Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:
- Приказ Минобрнауки РФ от 7 июня 2017 № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»
- Примерная программа по астрономии (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 23.06.2017г. № 316-01-100),
- Примерная авторская программа основного общего образования по астрономии для учащихся общеобразовательных учреждений 11 классов(автор:Е.К.Страут,М.: Дрофа, 2017)
Рабочая программа разработана на основе Примерной рабочей программы по астрономии, в соответствии с Требованиями к результатам основного общего образования, представленными в федеральном компоненте государственных образовательных стандартов основного общего образования и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Учебник: «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Велья-минова, Е. К. Страута.
Общая характеристика курса
Главной целью образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 года в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
- овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;
- освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трёх тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков научного познания. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории астрономии. Это содержание обучения является базой для развития познавательной компетенции обучающихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития астрономии и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование
обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность обучающихся понимать причины и логику развития процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной астрономии, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу
- использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растёт в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Настоящий календарно-тематический план учитывает направленность класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: 11 класс – это класс с базовым уровнем обучения физике, что предполагает разноуровневый подход к изучению физики планеты Земля и других объектов и их систем во Вселенной, достаточный для продолжения образования по физико-техническим специальностям, а так же специальностям, овладение которыми включает изучение систем навигации на Земле, воде и в воздухе.
- учётом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков),
спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые
результаты).
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки
выпускников в системе физико-математического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции образовательного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к метапредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщённые способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию метапредметных связей курса физики.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков обучающихся, обобщённых способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
На ступени полной, средней школы задачи учебных занятий (в схеме – планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. Принципиально важная роль отведена в плане участию обучающихся в проектной дея-тельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитию умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов. Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является её направленность на развитие личности, и на получение объективно нового исследовательского результата.
Цель учебно-исследовательской деятельности — приобретение обучающимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе.
Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности обучающихся: формирование простейших навыков работы с источниками, (картографическими и хронологическими) материалами. В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных знаковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации.
Место курса в рабочем плане
Согласно учебному плану на изучение астрономии в 11 классе отводится 34 ч из расчета 1 ч в неделю.
Требования к уровню подготовки обучающихся 11 класса (базовый уровень)
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика,
Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
• смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
• смысл физического закона Хаббла;
• основные этапы освоения космического пространства;
• гипотезы происхождения Солнечной системы;
• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь
• приводить примеры: роли астрономии в раз витии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
• характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Содержание учебного предмета
«Астрономия. Базовый уровень»
Предмет астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований.* 1 История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космо-навтики.
Основы практической астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.* Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и ка-лендарь.
Строение Солнечной системы (2 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Законы движения небесных тел (5 ч)
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи.* Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана— Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера
Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно земные связи.*Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны.* Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволю ция звезд различной массы. Закон смещения Вина.
Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные
органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
- Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.
- Движение Луны и смена ее фаз.
Тематическое планирование «Астрономия. Базовый уровень» 11класс
№ | Темы разделов | количество часов |
1 | Предмет астрономии | 2 |
2 | Основы практической астрономии | 5 |
3 | Строение Солнечной системы | 2 |
4 | Законы движения небесных тел | 5 |
5 | Природа тел солнечной системы | 8 |
6 | Солнце и звезды | 6 |
7 | Наша Галактика — Млечный Путь | 2 |
8 | Строение и эволюция Вселенной | 2 |
9 | Жизнь и разум во Вселенной | 2 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование.
Астрономия. Базовый уровень. 11класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Основное содержание | ||
план | факт | |||||
Предмет астрономии (2 ч.) | ||||||
1 | Предмет астрономии. Структура и масштабы Вселенной | Лекция, беседа | История, что изучает, связь с другими науками, профессия астронома, значение для народного хозяйства, | |||
2 | Наблюдения - основа астрономии. Телескопы | Лекция, беседа | Астрономические наблюдения и их особенности. Телескопы: виды, разрешаемость, увеличение, светосила и их нахождение. Радиотелескопы. Обсерватории. | |||
Основы практической астрономии (5 ч.) | ||||||
3 | Видимые движения светил как следствие их собственного движения в пространстве, вращения Земли и её обращения вокруг Солнца | Комбинированный | Небесная сфера: основные точки, линии и плоскости. Горизонтальная система координат, кульминация, зенитное расстояние. Суточное движение светил. Перевод градусной меры в часовую и обратно. | |||
4 | Звезды и созвездия Небесные координаты и звездные карты | Комбинированный | Экваториальные координаты и связь с географическими. Способы определения географической широты, суточное движение светил на разных широтах, формула высоты (широты) и применение в решении задач. | |||
5 | Годичное движение Солнца. Эклиптика. | Комбинированный | Годичное движение звезд, Солнца: эклиптика, точки, зодиакальные созвездия. Работа по ПКЗН: нахождение координат светил и обратно. | |||
6 | Движение и фазы Луны. | Комбинированный | Луна – спутник Земли. Движение и фазы Луны. | |||
7 | Затмения Солнца и Луны. Время и календарь | Комбинированный | Солнечные и лунные затмения. Солнечные сутки, служба Солнца и точного времени. Всемирное время, связь с географической долготой, система счета времени. Исчисление времени в РФ. Летоисчисление, календарь, старый и новый стиль. Разбор задач. | |||
Строение Солнечной системы 2ч | ||||||
8 | Геоцентрическая система мира. Становление гелио-центрической системы мира. | Лекция, беседа | История развития представлений об окружающем мире в древности. Геоцентрическая система мира Аристотеля и К.Птолемея. Гелиоцентрическая система мира Н.Коперника. Становление гелиоцентризма: Бруно, Галилей, Кеплер, Ньютон, Ломоносов и другие. | |||
9 | Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. | Комбинированный | Состав СС (сведения о телах и характерные закономерности). Петлеобразное движение планет и объяснение. Конфигурация, виды для верхних и нижних планет. Сидерические и синодические периоды. Разбор задач. | |||
Законы движения небесных тел 5ч | ||||||
10 | Законы движения планет Солнечной системы | Комбинированный | И.Кеплер и его законы. Задачи на нахождение эксцентриситета, перигея и апогея. Разбор задач | |||
11 | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе | Комбинированный | Расстояние от Земли до Солнца. Способы определения расстояний в СС: 3-й закон Кеплера, параллактический, радиолокационный. Параллакс, параллактическое смещение. Определение размеров небесных тел. Разбор задач | |||
12 | Движение небесных тел под действием сил тяготения | Комбинированный | Закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна. Уточнение законов И.Ньютоном Определение масс небесных тел. Разбор задач | |||
13 | Движение искусственных спутников Земли и косми-ческих аппаратов в Солнечной системе | Комбинированный урок | Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе | |||
14 | Контрольная работа № 1 «Строение Солнечной системы» | Контрольная работа | ||||
Природа тел солнечной системы (8 ч.) | ||||||
15 | Общие характеристики планет. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | Комбинированный | Деление планет на группы. | |||
16 | Система Земля-Луна | Комбинированный | Основные движения Земли. Форма Земли, триангуляция: Эратосфен, Ньютон, Струве. Масса и плотность Земли. Строение, атмосфера, химический состав, магнитное поле. Луна – спутник Земли. Солнечные и лунные затмения. | |||
17 | Планеты земной группы | Комбинированный | Основные особенности планет земной группы. Спутники Марса Состав атмосфер, рельеф, хронология открытий и исследование КА. | |||
18 | Планеты–гиганты | Комбинированный | Основные особенности планет -гигантов. Состав атмосфер, спутники и кольца, хронология открытий и исследование КА. | |||
19 | Далёкие планеты. Спутники и кольца планет-гигантов | Комбинированный | Закономерность в удаленности планет от Солнца. Астероиды, пояса астероидов, физическая характеристика и исследование астероидов КА. Метеориты, виды, кратеры (в том числе на Земле), их изучение и значимость. | |||
20 | Малые тела Солнечной системы. | Комбинированный | Кометы, их открытие, орбита, исследования КА. Природа комет, состав, классификация Ф.А.Бредихина. | |||
21 | Физическая обусловленность важнейших особенностей тел Солнечной системы | Комбинированный | Болиды. Метеоры, метеорные потоки, порождаемые кометами. | |||
22 | Астероидная опасность | Комбинированный | Понятие астероидной опасности | |||
Солнце и звезды (6ч.) | ||||||
23 | Звёзды – основные объекты во вселенной. Солнце – ближайшая звезда | Комбинированный | Солнце - источник жизни на Земле, его обожествление в древности. Вид в телескоп, вращение. Размер, масса, светимость, солнечная постоянная. Температура, закон Стефана-Больцмана и Вина. Химический состав Солнца.. | |||
24 | Расстояния до звезд. Характеристики излучения звёзд | Комбинированный | Годичный параллакс. Единицы измерения расстояния: астрономическая единица, парсек, световой год. Первые два метода определения расстояний: параллактический, через блеск звезд. Видимые и абсолютные звездные величины. | |||
25 | Массы и размеры звезд. Двойные звёзды | Комбинированный | Различные виды двойственности звезд: оптическая, физическая, фотометрическая. Виды физически двойных звезд. Определение масс двойных звезд. Невидимые спутник | |||
26 | Переменные и нестационарные звезды | Комбинированный | Переменные звезды: правильные, полуправильные, неправильные. Цефеиды. Вспыхивающие (новые) и взрывающиеся (сверхновые). Пульсары (нейтронные). Связь с массой | |||
27 | Решение задач на использование законов и формулы светимости | Решение задач | Формулы в решении задач | |||
28 | Повторительно –обобщающий по теме «Солнце и звезды» | Комбинированный | Формулы в решении задач. | |||
Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч) | ||||||
29 | Состав и структура Галактики. Звёздные скопления. | Комбинированный | Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики | |||
30 | Межзвёздный газ и пыль. Вращение галактик | Комбинированный | Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя). | |||
Строение и эволюция Вселенной (2ч.) | ||||||
31 | Другие галактики и их основные характеристики. Активность ядер галактик. Квазары | Комбинированный | Открытие галактик и их многообразие. Классификация по Э.Хаббл. Квазары. Определение размеров, расстояний и масс галактик | |||
32 | Крупномасштабная структура Вселенной. Красное смещение. Расширение Вселенной | Комбинированный | Скопление галактик: кратная, местная, скопления, сверхскопления. Метагалактика и ее структура. Закон Хаббла. Нестационарность. Гипотеза «горячей Вселенной», реликтово излучение. Космология. Теория А.А.Фридмана и А.Эйнштейна. Скрытая масса. Решение задач | |||
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч) | ||||||
33 | Существования жизни вне Земли. | Комбинированный | Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные систе-мы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. | |||
34 | Контрольная работа №2 «Планеты. Солнце и звёзды. Галактики» | Контрольная работа |
Перечень обязательных контрольных работ
по предмету «Астрономия» базовый уровень 11 класс
2017-2018 учебный год
№ | Контрольная работа | Сроки проведения |
1 | Контрольная работа № 1 «Строение Солнечной системы» | 11.12 |
2 | Контрольная работа №2 «Планеты. Солнце и звёзды. Галактики» | 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. "Перспектива" 1 класс
В Рабочую программу включены: программы по всем предметам 1 класса по программе "Перспектива"....
рабочая программа математика 5 класс мерзляк
планирование 5 класс математика Мерзляк...
Образовательная рабочая программа по хоровому классу для эстетического отделения ДШИ
Хоровой класс в школе искусств занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. задача руководителя хорового класса - привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходи...
Рабочая программа 2- 4 классы к УМК Вербицкой М.
Рабочая программа 2-4 классы к УМК Вербицкой М. составлена по всем требованиям ФГОС....
рабочие программы для 4 класса по ПНШ
Рабочие программы по всем предметам для 4 класса составлены с учетом требований ФГОС. Содержат пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с учетом всех универсальных учебных действий....
Рабочая программа для 5 класса. ФГОС
Данная программа разработана для учителей математики младших классов (а точнее для 5). В ней можно найти всё необходимое (пояснительная записка, содержание обучения, список рекомендуемой учебно-методи...
Рабочая программа 5-6 класс
Рабочая программа по математике для 5-6 классов по ФГОС...