Образовательная рабочая программа по хоровому классу для эстетического отделения ДШИ
рабочая программа на тему
Хоровой класс в школе искусств занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. задача руководителя хорового класса - привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr-ma_po_khoru_oe_7_let_moya.doc | 145.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ
Тюменская область
Сургутский район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Нижнесортымская Детская школа искусств»
Образовательная рабочая программа
по хоровому классу для эстетического отделения ДШИ
Составила преподаватель:
Сидоренко М.В.
с.п. Нижнесортымский
2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Формы и организация учебных занятий
3. Краткие методические указания
4. Контроль и учет успеваемости. Зачетные требования выпускников
5. Содержание курса
6. Учебно-тематический план
7. Примерный репертуарный список
8. Примерные программы выступлений
9. Список репертуарных сборников
10. Список методической литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Хоровой класс в детской музыкальной школе и школе искусств занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Хоровое пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня.
В детских музыкальных школах, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским мастерством на любом музыкальном инструменте.
Задача руководителя хорового класса – привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение – наиболее доступный вид подобной деятельности.
В хоровом коллективе должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела. Такая атмосфера способствует формированию личности ребенка, помогает поверить в свои силы, воспитывает чувство товарищества, ибо именно в этом залог высоких художественных результатов хора.
При организации занятий хорового класса необходимо руководствоваться не столько вокальными возможностями детей, сколько их возрастом.
На занятиях должны активно использоваться знания нотной грамоты и навыки сольфеджирования, т.к. пение по нотам, а затем и хоровым партитурам помогает учащимся овладевать музыкальным произведением сознательно, значительно ускоряя процесс разучивания, приближает их к уровню исполнения многоголосия и пения без сопровождения.
Пение по нотам необходимо умело сочетать с пением по слуху (в том числе в старших группах), т.к. именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти.
На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией и пр.), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.
Отбирая репертуар, педагог, помимо прочего, должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение – мощное средство патриотического, эстетического, нравственного воспитания учащихся. Поэтому произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с песнями современных отечественных композиторов и народными песнями разных жанров.
Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает тщательная работа педагога над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и его отдельных частей.
Особое внимание следует уделять куплетной форме, как наиболее часто встречающейся в репертуаре хорового класса. Заложенный в самой ее природе принцип многократного повтора музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью разнообразных приемов варьирования, основанных, как правило, на принципе развития поэтического содержания.
Могут быть использованы также такие приемы, как сочетание запевов солистов (или группы солистов) с хором, динамическое развитие, варьирование элементов хоровой и оркестровой (фортепианной) аранжировки и пр.
Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар усложняется. Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки. Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются руководителем хорового класса для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогают формировать их художественную культуру.
ФОРМЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Хоровой класс организуется на эстетическом отделении ДШИ. Занятия проводятся по группам, составленным с учетом возраста, музыкальной подготовки и голосовых данных учащихся. При организации занятий целесообразно делить хор на два основных состава – младший и старший. Младший состав могут представлять две группы: дети первого года обучения (подготовительный или первый классы) и учащиеся средних классов. Старший хор объединяет учащихся старших классов.
Согласно учебному плану, занятия по хоровому пению проводятся 2 раза в неделю по одному академическому часу для учащихся 1-4 классов эстетического отделения;
Занятия по хоровому пению проводятся по три академических часа для учащихся 5-7 классов эстетического отделения.
Используя возможности групповых занятий, предусмотренных учебными планами, нельзя забывать о том, что хор – это коллектив. Лишь исходя из этого можно профессионально строить работу над всеми компонентами хоровой звучности. Так, при организации учебного процесса в школе (составление расписания и пр.) целесообразно руководствоваться интересами и возможностями коллективных форм занятий, координируя их с групповыми, объединенными и даже индивидуальными. Такой организационный принцип будет способствовать успешной работе хорового класса как исполнительского коллектива.
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний. Для подготовки хора к концертному выступлению допускается проведение сводных репетиций – спевок, но не более одной в месяц.
За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено следующее количество произведений – младшие группы: 10-12; старшая группа: 12-16.
Учитывая необходимость бережного отношения к детскому голосу, полезно организовывать периодические консультации для всех учащихся у врачей-фониатров или ларингологов
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Учитывая значение хорового пения для общего культурного развития детей, не допускать освобождения учащихся от посещения хорового класса.
Преподаватель хорового класса должен составлять план работы на каждое полугодие, включая в него:
1) намеченную к прохождению программу по развитию навыков;
2) репертуар;
3) краткие сведения о данном хоре и общие замечания, касающиеся организации занятий.
Степень трудности включаемого в план репертуара должна зависеть от состава и подвинутости хора. В репертуар необходимо включать такие произведения, работа над которыми дает возможность наиболее успешно развивать у учащихся необходимые навыки. Планом следует предусмотреть произведения тематического характера, с учетом общественно-политических и музыкально-исторических дат.
Некоторое количество произведений (2-3 из указанного числа) может быть пройдено в порядке ознакомления.
Выступления хора должны предусматриваться планом и являться итогом работы за определенный период (2-3 выступления в год).
Не следует объединять в общий хор учащихся старших и младших классов, так как в силу возрастного различия голосовые возможности их не совпадают и, кроме того, это нарушает плавность учебной работы.
В первом классе следует по возможности скорее вводить разучивание песен по нотам, что развивает навык чтения с листа и способствует сознательному и углубленному усвоению музыкального произведения. Пение по слуху также должно иметь место как один из способов развития музыкальной памяти.
Начиная с 1 класса, надо постепенно, на легких примерах, приучать детей к пению без сопровождения, с тем чтобы в старших классах этот навык способствовал разучиванию и исполнению сложных 2-голосных произведений а капелла.
Необходимо следить за правильной певческой установкой хора и чередовать пение сидя с пением стоя, не допускать физической утомленности.
Хоровое пение представляет собой сложное искусство, которое требует известной автоматизации певческих приемов. Чем совершеннее певец владеет техникой, тем больше он может сосредоточиться на художественном замысле композитора. Поэтому выработка певческих навыков является одной из актуальных проблем.
Выработка вокально-хоровых навыков осуществляется успешно лишь при условии тесной связи с развитием музыкального слуха учащегося.
Необходимым условием выработки певческих навыков является упражнение, то есть целенаправленная повторность с целью совершенствования этих навыков.
Весь процесс выработки вокально-хоровых навыков представляет тонкий отбор наиболее целесообразных для каждого определенного случая приемов исполнения. На первоначальном этапе занятий с учащимися ведется работа над воспитанием основных вокально-хоровых навыков в их элементарном виде: правильное положение корпуса, глубокий вдох без поднимания плеч и постепенный экономный выдох, свободное открывание рта, одновременное начало пения, протяженность звучания.
В процессе дальнейшей работы постепенно закрепляются, углубляются и совершенствуются эти навыки – вырабатывается нижнереберно-диафрагматическое дыхание, работа над правильностью звука, расширением диапазона, красотой тембра, гибкостью, подвижностью голоса, тонкой и разнообразной нюансировкой.
В процессе вокально-хоровых упражнений важным моментом является правильное соотношение между работой над отдельным навыком или приемом и соединением этих навыков в единый комплекс выразительных средств художественного исполнения. Правильный подбор упражнений помогает выработать и закрепить каждый элемент в отдельности, а также закрепить комплекс этих навыков и умений в их совокупности.
Специальные упражнения и попевки подбираются соответственно уровню певческого развития учащихся и усложняются постепенно в процессе обучения. Например, предлагая упражнения на кантилену, сознательно упрощаются прочие элементы музыкальной выразительности, подбираем небольшую попевку с несложным ритмом, плавным мелодическим рисунком, в умеренном темпе и средней тесситуре. Тем самым создаются наиболее благоприятные условия для выработки протяженности звучания. Работая в хоре над ансамблем в двух-трехголосии, предлагаются упражнения без текста (с закрытым ртом или на слоги) для того, чтобы учащиеся могли максимально сосредоточить свое внимание на уравновешенности и чистоте звучания хоровых партий.
В вокальной педагогике до сего времени является спорным вопрос о музыкальном материале, на котором должны строиться упражнения и формироваться навыки. В певческой практике широкое применение получил музыкальный материал, лишенный образного содержания, а также попевки (небольшие, несложные песни или отдельные фразы из вокальных произведений).
Существует и такое мнение, что вокально-техническими навыками можно овладеть непосредственно на разучиваемом репертуаре, не прибегая к специальным техническим упражнениям.
Однако построить систему упражнений только на песенном материале не представляется возможным, ибо песня, хоровое сочинение часто заключают в себе множество художественно-технических трудностей, для преодоления которых учащийся должен иметь известную певческую подготовку.
Выработка вокально-хоровых навыков основывается на следующих методических принципах:
а) установление соответствия между характером, качеством звучания и определенными движениями голосового аппарата, воспитание у детей слухового контроля, оценки качества и правильности выполнения каждого вокально-технического задания в хоре;
б) сознательность в овладении вокально-хоровыми навыками, то есть осмысление содержания задач и результатов учебного процесса, понимание правил и способов выполнения;
в) объяснения и показ педагога в процессе работы, а также демонстрации фотографий и плакатов, отражающих правильные и неправильные приемы голосообразования с соответствующими пояснениями;
г) связь вокальных упражнений в хоре с музыкальной грамотой, что достигается разучиванием и пением всех вокальных упражнений по нотам;
д) поддержание у детей интереса, активности и эмоционального тонуса при помощи их разнообразия и методических приемов;
е) сочетание в процессе вокально-хоровых упражнений коллективного пения всем хором с индивидуальным опросом как отдельных учеников, так и групп учащихся;
ж) пение без сопровождения, способствующее успешному воспитанию у учащихся вокального слуха, чистоты интонации.
Выработанные вокально-хоровые умения и навыки являются необходимым средством передачи образного содержания произведения и прямо влияют на качество и выразительность исполнения.
КОНТРОЛЬ И УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ
Учет успеваемости учащихся необходимо проводить в течение всего учебного процесса и каждую четверть выставлять оценки в журнал за успеваемость каждому учащемуся. На уроке должен иметь место индивидуальный опрос.
К учащимся, при распределении их по хоровым группам, в каждом отдельном случае необходим индивидуальный подход (исходить следует из их возраста и музыкальной подготовки).
Зачетные требования для выпускников:
1. знание всего материала, проходимого в классе;
2. умение сольфеджировать свою партию;
3. владение навыком пения без сопровождения;
4. умение петь вдвоем на два ( три голоса для подвинутых групп);
5. выполнение всех требований преподавателя, касающихся хоровой дисциплины.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Младшая группа:
1. Певческая установка и дыхание.
Посадка хорового певца, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения сидя и стоя.
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох. Знакомство с навыками «цепного дыхания» (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании.
2. Звуковедение и дикция
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных; способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение легато. Нюансы (меццо-форте, меццо-пиано, пиано, форте).
Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.
3. Ансамбль и строй.
Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная), соблюдение динамической ровности при произнесении в различных видах мажора и минора.
4. Работа над формированием исполнительских навыков.
Анализ словесного текста и его содержания.
Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов (медленный и быстрый), замедление и ускорение в конце произведения, различные виды фермат.
Воспитание навыков понимания дирижерского жеста. Жесты дирижера: внимание, дыхание, начало, окончание пения; понимания требований, касающихся динамических изменений.
Старшая группа:
1. Певческая установка и дыхание.
Закрепление навыков, полученных в младшей группе. Задержка дыхания перед началом пения. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато). Работа над дыханием как важным фактором выразительного исполнения. Совершенствование навыков «цепного» дыхания: на длинных фразах, на длинных звуках или аккордах в несколько тактов.
2. Звуковедение и дикция.
Закрепление навыков, полученных в младшей группе. Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ, языка. Выработка навыка активного и четкого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах пиано и пианиссимо.
3. Ансамбль и строй.
Закрепление навыков, полученных в младшей группе. Совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного склада изложения с различными средствами музыкального языка. Выработка чистой интонации при двухголосном пении (при трехголосном - для подвинутых групп). Владение навыками пения без сопровождения – для подвинутых групп.
4. Работа над формированием исполнительских навыков.
Анализ словесного текста и его содержания. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Пение в строго размеренном темпе; сопоставление двух темпов.
Воспитание навыков понимания дирижерского жеста. Сознательное отношение ко всем указаниям дирижера, касающимся художественно-исполнительского плана произведения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
№ | Наименование раздела | Наименование темы | Кол-во часов |
1 2
3 4 5 1 2 3 4 5 | 1 полугодие 2 полугодие | Посадка хорового певца, положение корпуса, головы, плеч, рук, ног при пении сидя и стоя. Спокойный бесшумный вдох. В меру открытый рот; естественное звукообразование. Пение без напряжения. Активность губ без напряжения лицевых мышц. Пение несложных вокальных упражнений, помогающих укреплению детских голосов, улучшению голосообразования. Стройное в интонационном и ритмическом отношении пение. Слитность голосов и устойчивость интонации (чистота унисона). Уверенное знание текста, как предпосылка для более свободного пения и чистого интонирования. Общая характеристика содержания. Разбор текста и музыки в доступной учащимся форме. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста. Жесты дирижера: внимание, дыхание, начало, окончание пения. Постоянное певческое место. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох. Правильное формирование и округление гласных. Твердая атака. Ровное звуковедение. Элементарные приемы артикуляции. Ясное произношение согласных с опорой на гласные. Пение несложных вокальных упражнений, помогающих укреплению детских голосов, улучшению голосообразования. Умение прислушиваться к голосам поющих, не выделяться из общего звучания. Выработка устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Сопоставление музыкальных фраз по направлению мелодии и ее строению. | 6 6 8 7 7 6 6 8 7 7 |
Младший хор | |||
№ | Наименование раздела | Наименование темы | Кол-во часов |
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4
5 1 2 3 4 5 1 2 3
4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
1 2 3
4 5 1 2 3 4 5
1 2 3
4 5 | 2 класс Певческая установка и дыхание Звуковедение и дикция
Вокальные упражнения-распевания. Ансамбль и строй Работа над формированием исполнительских навыков Певческая установка и дыхание Звуковедение и дикция. Вокальные упражнения-распевания. Ансамбль и строй. Работа над формированием исполнительских навыков. 3 класс Певческая установка и дыхание. Звуковедение и дикция. Вокальные упражнения-распевания. Ансамбль и строй. Работа над формированием исполнительских навыков. Певческая установка и дыхание. Звуковедение и дикция. Вокальные упражнения-распевания. Ансамбль и строй. Работа над формированием исполнительских навыков. 4 класс Певческая установка и дыхание. Звуковедение и дикция. Вокальные упражнения-распевания. Ансамбль и строй. Работа над формированием исполнительских навыков.
Певческая установка и дыхание. Звуковедение и дикция. Вокальные упражнения-распевания. Ансамбль и строй. Работа над формированием исполнительских навыков. Старший хор 5 класс Певческая установка и дыхание. Звуковедение и дикция. Вокальные упражнения-распевания. Ансамбль и строй. Работа над формированием исполнительских навыков.
Певческая установка и дыхание. Звуковедение и дикция. Вокальные упражнения-распевания. Ансамбль и строй. Работа над формированием исполнительских навыков. 6 класс Певческая установка и дыхание. Звуковедение и дикция. Вокальные упражнения-распевания. Ансамбль и строй. Работа над формированием исполнительских навыков.
Певческая установка и дыхание. Звуковедение и дикция. Вокальные упражнения-распевания. Ансамбль и строй. Работа над формированием исполнительских навыков 7 класс Певческая установка и дыхание. Звуковедение и дикция. Вокальные упражнения-распевания. Ансамбль и строй. Работа над формированием исполнительских навыков. Певческая установка и дыхание. Звуковедение и дикция. Вокальные упражнения-распевания. Ансамбль и строй. Работа над формированием исполнительских навыков | 1 полугодие Смена дыхания между фразами, задержка дыхания. Протяженность отдельных звуков. Отнесение согласных к следующему слогу; короткое произношение согласных в конце слова. Пение несложных вокальных упражнений, помогающих расширению диапазона и в то же время – наилучшему усвоению изучаемого репертуара. Ровность звучания партий. Умение правильно и стройно петь партию с сопровождением. Пение отдельных ступеней. Средства выразительности: темп, размер. Соблюдение динамической ровности при произнесении в мажоре. 2 полугодие Опертый звук; одновременный вдох перед началом пения. Пение более длинных фраз без смены дыхания. Пение закрытым ртом. Достижение чистого, красивого, выразительного пения. Раздельное произношение одинаковых гласных, встречающихся в конце одного и начале другого слова. Пение несложных вокальных упражнений, помогающих расширению диапазона и в то же время – наилучшему усвоению изучаемого репертуара. Ровность звучания партий. Усвоение дирижерских указаний: «внимание», «дыхание», «начало», «окончание», усиление и ослабление звучности. Пение интервалов, трезвучий. Средства выразительности: характерность ритма, динамические оттенки. (1 полугодие) Пение более длинных фраз без смены дыхания. Пение закрытым ртом; достижение чистого, красивого, выразительного пения. Совершенное произношение текста. Постепенное усложнение вокальных упражнений, помогающих расширению диапазона и в то же время – наилучшему усвоению изучаемого репертуара. Усвоение дирижерских указаний: фермата, ударения. Сольфеджирование доступных по трудности песен. Пение звукорядов и гамм. Правильная передача художественного образа, фразировка и нюансы в соответствии с общим художественным замыслом. (2 полугодие) Быстрая смена дыхания между фразами в подвижном темпе. Постепенное расширение диапазона в пределах: «ре» первой октавы «ре» второй октавы. Выделение логического ударения. Дикционные упражнения. Постепенное усложнение вокальных упражнений, помогающих укреплению детских голосов, расширению диапазона и в то же время – наилучшему усвоению изучаемого репертуара. Легкие примеры а капелла. Ровность звучания партий. Мелодические секвенции из интервалов. Правильная передача художественного образа, фразировка и нюансы в соответствии с общим художественным замыслом. (1 полугодие) Укрепление певческой установки. Закрепление навыков дыхания, усвоенных в предыдущих классах Закрепление навыков по формированию гласных. Работа над легато. Укрепление дикционных навыков. Дикционные упражнения. Пение упражнений, укрепляющих навыки звукообразования и приемы артикуляции. Выравнивание унисона в интонационном отношении (горизонтальный строй). Освоение навыка четкого произношения текста в случаях несовпадения его между партиями. Разбор идейно-художественного содержания произведения. (2 полугодие) Укрепление певческой установки. Закрепление навыков дыхания, усвоенных в предыдущих классах Углубленная работа над кантиленой, владением легато. Укрепление дикционных навыков, дикционные упражнения. Пение упражнений, укрепляющих навыки звукообразования и приемы артикуляции. Стройное пение двухголосия с сопровождением (поддерживающим голоса) – для подвинутых групп. Музыкально-теоретический разбор в пределах знаний учащихся. Например: ритмические особенности, интервальное соотношение голосов. (1 полугодие) Укрепление навыков певческой установки, приобретенных в младшем хоре. Дыхание при усилении и затихании звучности. Закрепление навыков по формированию гласных. Работа над расширением звуковой шкалы хора. Дикционные упражнения. Упражнения, помогающие работе над расширением и укреплением звукового диапазона хора. Стройное пение двухголосия с сопровождением (для подвинутых групп). Выравнивание партий по звучанию. Музыкально-теоретический разбор в пределах знаний учащихся. (2 полугодие) Укрепление навыков певческой установки, приобретенных ранее. Паузы между звуками без смены дыхания. Закрепление навыков по формированию гласных. Работа над кантиленой, владением легато. Пение нон-легато и стаккато. Упражнения, помогающие работе над расширением и укреплением звукового диапазона хора. Пение упражнений с элементами двухголосия. Стройное пение двухголосия с сопровождением (для подвинутых групп). Точная интонация при хроматизме. Разбор идейно-художественного содержания произведения. Музыкально-теоретический разбор в пределах знаний учащихся. (1 полугодие) Равномерное расходование дыхания при исполнении продолжительных мелодических построений. Пение нон-легато и стаккато. Полнота звучания хора без форсировки, при правильном звуковедении. Работа над расширением звуковой шкалы хора. Дикционные упражнения. Пение небольших каденций одноголосно. Работа над чистотой интонации, интервальной и аккордовой (вертикальный строй). Освоение навыка четкого произношения текста в случаях несовпадения его между партиями. Правильная передача художественного образа, фразировка и нюансы в соответствии с общим художественным замыслом. (2 полугодие) Укрепление навыков певческой установки. Владение дыханием на выдержанном звуке. Приемы «цепного» дыхания. Работа над расширением звуковой шкалы хора (постепенно доходить вниз – «соль» малой октавы, вверх – до «фа» второй). Дикционные упражнения. Пение упражнений, укрепляющих навыки звукообразования и приемы артикуляции. Выравнивание партий по звучанию (количество поющих может быть не одинаковое) и слитность их в аккорде. Сольфеджирование. Разбор незнакомого текста (чтение с листа). Музыкально-теоретический разбор в пределах знаний учащихся: строение мелодии, ритмические особенности, интервальное соотношение голосов, аккорды, лад, тональность, смена лада, форма и пр. (1 полугодие) Укрепление навыков певческой установки. Владение дыханием на выдержанном звуке. Непрерывность полноты звучания хора при «сцепленном» дыхании. Укрепление звучания крайних регистров при бережном отношении к голосам отдельных учащихся, еще не владеющих крайними звуками. Усложненные дикционные упражнения. Пение упражнений, укрепляющих навыки звукообразования и приемы артикуляции. Упражнения, помогающие работе над расширением и укреплением звукового диапазона хора. Точная интонация при хроматизме и модуляции. Пение нетрудных примеров полифонического склада. Музыкально-теоретический разбор в пределах знаний учащихся. Выразительность и эмоциональность исполнения; нюансы от пиано до форте, кульминация. Использование всех средств выразительности, которыми владеет хор на данном этапе своего развития. (2 полугодие) Укрепление навыков певческой установки, закрепление навыков дыхания. Работа над закреплением звуковой шкалы хора («соль» малой октавы – «фа», «соль» второй октавы). Пение упражнений, укрепляющих навыки звукообразования и приемы артикуляции. Упражнения, помогающие работе над расширением и укреплением звукового диапазона хора. Пение нетрудных примеров полифонического склада. Ансамбль при условии выделения ведущей партии хора, то же при пении с солистом. Музыкально-теоретический разбор. Владение различными темпами, в соответствии с характером музыкального содержания. Координация метроритмических и динамических элементов в общем художественном нюансе – правдивая передача содержания произведения. | 6 6 8 7 7 6 6 8 7 7 6 6 8 7 7 6 6 8 7 7 6 6 8 7 7 6 6 8 7 7
9 11 8 12 11 9 11 8 12 11 9 11 8 12 11 9 11 8 12 11 9 11 8 12 11 9 11 8 12 11 |
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
Произведения для 1 класса
Карасева В. Горошина
Литовко Ю. Ути-ути
Лещинская Ф. Лошадки
Казачок Л. До свидания, букварь!
Казачок Л. Мамин праздник
Ковалева О. Весна
Ковалева О. Дуб
Алунц Л. Песенка нот
р.н.п. Жаворонушки
р.н.п. Скок-поскок
р.н.п. Зайчик
р.н.п. Сорока
Гречанинов А. Петушок
Соснин С. Елочки-внучата
р.н.п. Не летай, соловей (обр. Егорова)
р.н.п. Коровушка (обр. А. Красева)
р.н.п. Во поле береза стояла (обр.Н. Римского-Корсакова)
р.н.п. На горе-то калина (обр. М. Иорданского)
р.н.п. Как пошли наши подружки (обр. М. Иорданского)
чешская народная песня Пастушка
Абелян Л. Утренняя песенка
Гомонова Е. Край родной
Гомонова Е. Доброта
Калинников В. Тень-тень
Абелян Л. Каравай
Абелян Л. Игра в мяч
Филиппенко А. Веселый музыкант
Металлиди Ж. Гном
Спадавеккиа А. Добрый жук
Струве Г. Песенка о гамме
Моцарт В.А. Весенняя
Глазков Н. Песенка о Родине
Аренский А. Мотылек
Книппер А. Почему медведь зимой спит
Ханк Э. Солнышко смеется
Птичкин Е. Мы живем в гостях у лета
Ковалева О. Крокодилы
Птичкин Е. Если улыбаются веснушки
Ковалева О. Осенние листья
Кудряшов А. Лягушки-музыканты
Струве Г. Здравствуй, лето!
Ковалева О. Яблонька
Произведения для младшего хора
р.н.п. Как по наши ворота
р.н.п. Соловей, соловеюшка
р.н.п. Пойду ль, выйду ль я (обр. А. Лядова)
р.н.п. Вставала ранешенько (обр. А. Гречанинова)
р.н.п. На горе-то калина (обр.А. Новикова)
р.н.п. Ходила младешенька по борочку (обр.Н. Римского-Корсакова)
р.н.п. Перед весной (редакция Чайковского)
Филиппов Е. Дождик
Аверкин А. Солнышко смеется
Струве Г. Приветливая улица
Хромушин О. Любит ползать черепаха
Чеканова О. Где живут чудеса
Грицан О. Снежная сказка
Кеворков В. Главные слова
Марченко Л. Осенний бал
Герчик В. К нам приходит Новый год
Птичкин Е. Четыре времени в году
Горячих В. Небо и земля
Грицан О. Серые кролики
Горячих В. Я вернусь
Савельев Б. Мир вам, люди
Усачев А. Гном и звезда
Гаврилов С. Зеленые ботинки
Птичкин Е. Художник дед Мороз
Хромушин О. Индюк по кличке Дюк
Филиппов Е. Радуга
Соснин С. Песня о завтрашнем дне
Кабалевский Д. Доброе утро
Усачев А. Рождественская звезда
Дубравин Я. Про Емелю
Журбин А. Планета детства
Марченко Л. Колыбельная маме
В младшем хоре могут быть использованы двухголосные произведения (для подвинутых групп)
Произведения для старшего хора
В старшем хоре могут быть использованы одноголосные произведения.
Двухголосные произведения
р.н.п. Как пошли наши подружки (обр. А. Луканина)
р.н.п. Как у наших у ворот (обр. А. Луканина)
р.н.п. Вдоль по улице молодчик идет
р.н.п. Сеяли девушки яровой хмель (обр. А. Лядова)
р.н.п. В темном лесе
р.н.п. Заплетися, плетень (обр. А. Луканина)
р.н.п. Лен зеленой (обр. И. Пономарькова)
р.н.п. Маки-маковочки
Современная р.н.п. Ой, по-над Волгой (обр. для детского хора В. Локтева)
р.н.п. Во поле береза стояла (канон)
Анцев М. Стрекотунья-белобока (канон)
Корзин В. Хитрая мышка (канон)
р.н.п. Со вьюном я хожу (обр. А. Луканина) (канон)
Украинская нар. песня Сеяв мужик просо (канон)
Французская народная песня Пастушок (канон)
Реттино Э. и Д.К. Рождество – это время любить
Струве Г. С нами, друг!
Рушанский Е. Про сома
Словацкая нар.песня Спи, моя милая
Брамс Й. Воскресенье
Ребиков В. Май настал
Птичкин Е. Не дразните собак
Рушанский Е. Задача не решается
Крылатов Е. Хоть глазочком заглянуть бы
Шаинский В. Дружат музыка и дети
Корнаков Ю. Песня о первом подснежнике.
Россини Дж. Клевета
Шуберт Ф. Баркарола
Ильин В. Слава хлебу
Гречанинов А. Радуга
Танеев С. Горные вершины
Ройтерштейн М. Матушка Весна
Левкодимов Г. И становится больше друзей
Ройтерштейн М. Вечерины
Ушинский М. Весной
Ушинский М. Вечерняя песня
Алунц Л.Маме
Алунц Л. Песенка о лете
Горячих В. Я – славянка
Шаинский В. Мир похож на цветной луг
Дубравин Я. Огромный дом
Бетховкн Л. Счастливый человек
Буцко Утро
Кокиели В. Светлячок
Ходош В. Песня о дружбе
Марченко Л. Только ты не плачь
Заруба А. Перемена
Трехголосные произведения
р.н.п. Зимний вечер (хоровая редакция А. Луканина)
Ребиков В.Встреча зимы
Струве Г. Музыка всегда с тобой
Гречанинов А. Пчелка
Крылатов Е. Колокола
Бекман Л. Елочка
Струве Г. Весенняя песенка
Гречанинов А. Осень
Струве Г. Океан улыбок
Чернявский Весна
Горячих В. С неба звездочка упала
Чичков Ю. Праздник песни
Пахмутова А. Улица мира
Ребиков В. Поздняя осень
Маги С. Сколько встреч впереди!
Кеворков В. Фея-Весна
Ходош В. Песня-радуга
Шебалин В. Незабудка
Агабабов С. Лесной бал
Семенов К. Зимний лес
Попатенко Т. Падает снег
Ходош В. Школьный звонок
Ходош В. Семь вредных советов Григория Остера
Марченко Л. Четыре времени года
ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ
Младший хор
а) Ходош В. Игра
Казачок Л. Солнышко, свети!
Ковалева Яблонька
Русская народная песня Как на речке, на лужочке
Абелян Л. Игра в мяч
б) Птичкин Е. Если улыбаются веснушки
Марченко Л. Кискин блюз
Дубравин Я. Про Емелю
Кеворков В. Людям нужен мир!
в) Дунаевский И. Колыбельная
Чешская народная песня Воробей и синица
Арсеев И. Скажем спасибо
Струве Г. Моя Россия
г) Усачев А. Восьмая нота «му»
Русская народная песня. Во кузнице (обработка А. Жарова)
Марченко Л. Италия
Глазков Н. Радуга
Старший хор
а) Гречанинов А. Радуга
Ипполитов-Иванов М. Вечер в субботу
Марченко Л. Рождество
б) Танеев С. Горные вершины
Аренский А. Спи, дитя мое, усни
Рушанский Е. Спою я песню русскую
СПИСОК РЕПЕРТУАРНЫХ СБОРНИКОВ
Абелян Л. Песни, игры, танцы, шутки для моей малютки. М., 2004
Алунц Л. Свет добра. Х-Мансийск 2001
Времена года. Песенки малышам. Сост. Н. Нестерова, Б. Селиверстова. С-Петербург, 1998
Горячих В. Мой рябиновый край. Екатеринбург, 2004
Дубравин Я. Огромный дом. С.-Петербург, 1996
Игры и забавы. Песенки малышам. Сост. Н. Нестерова, Н. Селиверстова. С-Петербург, 200
Казачок Л. Хорошо вдвоем. С-Петербург, 2003
Кеворков В. Планета кошек. М., 2000
Кеворков В. Карнавал. М., 2000
Корнаков Ю. Крутится веселая пластинка. Песни для детского хора. С-Петербург, 1999
Ковалева О. Песни для детского голоса и фортепиано. С-Петербург, 2002
Марченко Л. Детские песни о разном. Вып.1. Р-на-Дону, 2001
Марченко Л. Детские песни о разном. Вып.2. Р-на-Дону, 2002
Малыши поют классику. 1 ч. Зарубежная музыка. Составитель Л. Афанасьева-Шешукова. С.-Пербург, 1998
Малыши поют классику. 2 ч. Зарубежная музыка. Составитель Л. Афанасьева-Шешукова. С.-Пербург, 1998
Музыкальный калейдоскоп. М., 2002
Решанский Е. Счастливого пути! С-Петербург, 2003
Русская хоровая музыка. Составитель П. Халабузарь, 1998
Пахмутова А. Звуздопад. Песни для детей и юношества. М., 2002
Пойте вместе с нами. Песни для детей младшего и среднего возраста. 1 ч. Составитель Н.Никольская. С-Петербург, 2003
Пойте вместе с нами. Песни для детей младшего и среднего возраста. 2 ч. Составитель Н.Никольская. С-Петербург, 2003
Поют Ростовские соловушки. Составитель Е. Седых. Р.-на-Дону 2002
Птичкин Е. Мы живем в гостях у лета. М., 2001.
Будем с песенкой дружить. Вып. 1 М., 1992
Аренский А., Ребиков В. Детские песни. М.,1996
Кудряшов А. Озорные нотки: песни для детей. Р.-на-Дону, 2004
Хрестоматия русской народной песни. М., 2002
Шаинский В. Улыбка. Челябинск, 2004
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Асафьев Б. О хоровом искусстве. – Л. 1980
Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре – М. 1986
Орлова Т., Бекина С. Учите детей петь. - М. 1988
Попов В. Русская народная песня в детском хоре. – М., 1985
Попов В. Тихеева Л. Школа хорового пения. - М. 1986
Попов В., Халабузарь П. Хоровой класс: Пособие для детских музыкальных школ и школ искусств. – М. 1988
Работа с детским хором: Сб. статей под ред. В. Соколова. – М., 1981
Соколов В., Попов В. Школа хорового пения – М., 1988
Струве Г. Хоровое сольфеджио. – М., 1988
Струве Г. Школьный хор. М., 1981
Федонюк В. Детский голос. Задачи и метод работы с ним. С-Пт. 2002
Эстетическое воспитание в школах и школах искусств: Сб. статей Сост. П. Халабузарь. М., 1988
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. "Перспектива" 1 класс
В Рабочую программу включены: программы по всем предметам 1 класса по программе "Перспектива"....
рабочая программа математика 5 класс мерзляк
планирование 5 класс математика Мерзляк...
Образовательная рабочая программа по общему фортепиано для учащихся музыкального отделения (5 лет обучения)
Музыкальное воспитание осуществляется как в специальных классах, так и в классе общего фортепиано. В процессе занятий по общему фортепиано учащийся должен овладеть техническими приемами игры на фортеп...
Образовательная рабочая программа по классу специального фортепиано 7-летнее обучение
Педагог инструментального класса – основной воспитатель учащихся. Именно он в первую очередь призван формировать и развивать эстетические воззрения и художественные вкусы детей, приобщать их к миру му...
Рабочая программа для 3 класса по русскому языку программа "Школа России"
Предлагаю рабочую программу для педагогов, работающих в 3 классе по программе "Школа России"....
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"
Предлагаю рабочие программы для педагогов, работающих в 3 классе по программе "Школа России"....
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"
Предлагаю рабочие программы для педагогов, работающих в 3 классе по программе "Школа России"....