Методическая разработка практического занятия в медицинском колледже по теме «Формулы объемов тел вращения»
методическая разработка на тему
Конспект практического занятия дисциплины «Математика» по теме «Формулы объемов тел вращения» для обучающихся 1 курса медицинского колледжа
по специальности Сестринское дело (базовая подготовка) с реализацией ФГОС среднего (полного) общего образования.
Урок проводится в виде дидактической игры. Вся учебная группа разбивается преподавателем на 3 подгруппы, каждая из которых работает над определённым заданием. В этой игре действует принцип соревнования между группами.
Тип урока: урок применения и совершенствования знаний и умений.
Цель урока: применение формул объёмов и поверхностей тел вращения для решения задач практического и прикладного характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pk_no15_urok_2016.docx | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБ ПОУ «Тольяттинский медколледж»
Методическая разработка практического занятия № 15
для преподавателя
«Формулы объемов тел вращения»
Дисциплина «Математика»
Специальность: 060501 Сестринское дело (базовая подготовка)
с реализацией ФГОС среднего (полного) общего образования)
Преподаватель: Лукашевич Т. И.
Рассмотрено и утверждено на заседании ЦМК № 1 Протокол № ____ от „____” ___________ 20 г. Председатель ЦМК |
Пояснительная записка.
Изучение математики в настоящее время сопровождается целым рядом особенностей развития образования в нашей стране. Сейчас в стандарты общего образования вводится метапредметный подход.
Метапредметный подход и соответственно метапредметные образовательные технологии разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга различных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Работая со студентами, изучающими математику на базовом уровне, которые отдают предпочтение гуманитарным предметам, я стараюсь совмещать учебное занятие с элементами метапредметного подхода. В соответствии с требованиями стандарта выпускник должен ориентироваться в информации,
видеть и творчески решать проблемы, взаимодействовать с другими людьми.
На уроке запланировала показать обучающимся связь между приобретаемой профессией «Сестринское дело» и математикой, а также практическое применение знаний по изучаемой теме. Перед преподавателями общеобразовательных дисциплин стоит задача по обеспечению прочного овладения основами наук, улучшению качества знаний обучающихся на основе более широкого применения активных форм и методов, практической и прикладной направленности обучения, связи преподавания общеобразовательных предметов с содержанием профессиональной подготовки. Поэтому сценарий урока предполагает игровые моменты, применение информационных технологий, работу в группах. Осуществление метапредметного подхода, в преподавании математики развивают познавательные интересы обучающихся, их активное и творческое мышление.
.
Методическая разработка практического
занятия для преподавателя
Тема «Формулы объемов тел вращения».
Цели занятия:
1.Образовательные: повторение формул объема цилиндра, конуса, шара;
применение формул объемов тел вращения при решении
задач; умение анализировать
2.Развивающие: способствовать развитию базовых социальных и предметных
компетентностей учащихся: умение работать в группе; поиск
нужной информации разного типа; сравнение результатов с
реальной действительностью; решать проблемные задачи,
уметь оперировать понятиями шар, конус, цилиндр, тело вра
щения; решать учебно-познавательные задачи с помощью
коллег по группе; оценка практической значимости изучено-
го материала.
3.Воспитательные: показать, что источник возникновения изучаемой темы – ре
альный мир, что она возникла из практических потребно
стей; воспитывать самостоятельность; стремление к само
реализации; воспитывать взаимопомощь, культуру общения.
Общее время занятия – 2 часа
Место проведения занятия: учебный кабинет колледжа «Математика».
Оснащение занятия: доска школьная, модели тел вращения (цилиндр, конус, усечённый конус, шар), компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, презентации студентов: «Тела вращения в окружающем мире», «Почему термометр имеет форму цилиндра», « О чайниках».
План проведения урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Мотивация учащихся.
- Формулирование проблемы. Определение темы и цели исследования. Выдвижение гипотез. Проверка гипотез. Вывод по результатам исследовательской работы. Применение выводов на практике.
- Контроль конечного уровня знаний.
- Итоги урока. Рефлексия Домашнее задание.
План проведения занятия
№/п | Название этапа | Описание этапа | Цель этапа | Время (мин.) |
1 | Организационный этап | Преподаватель отмечает присутствующих, проверяет наличие формы, объявляет тему. Цель занятия: научиться применять знания об объемах и поверхностях тел вращения в жизненных ситуациях, приобрести новые знания практического содержания. Для достижения этой цели мы будем работать в группах, сообща и помогая друг другу. Разминка: Психологический тест. Деление группы на команды «Цилиндр», «Конус», «Шар» (каждый из учеников берет карточку с изображением этих тел); выбор в команде ее участниками капитана, Соблюдайте правила работы в команде: Правило 1. Высказывания должны быть краткими. Правило 2. Нельзя говорить нескольким участникам одновременно. Правило 3. Главные идеи и предложения должны быть визуализированы. Давайте вспомним, что мы знаем о телах вращения? Слайды №1-5 | Сегодняшний урок я хочу начать со слов Алексея Николаевича Крылова (1863—1945). Русский и советский математик, механик и кораблестроитель: «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле». | 5 |
2 | Контроль и коррекция исходного уровня знаний - актуализация знаний | 1) Повторение теории, ученики отвечают на вопросы: - какие тела вращения вы знаете? - как получаются тела вращения: цилиндр, конус, усеченный конус, шар, сфера? 2) Игра «Тела вращения в окружающем мире». Ответы учащиеся иллюстрируют чертежами на плакате. Выявить связь школьного курса математики с жизнью всегда важно и интересно. Поиграем в игру « Тела вращения в окружающем мире». Каждая группа должна дать определение одного из тел вращения и за одну минуту привести как можно больше примеров этого тела в окружающем нас мире: группа №1 - цилиндр; группа №2- конус; группа №3 – шар. Слайды №6-10 Просмотр презентации «Тела вращения в окружающем мире» Выполнение индивидуальной самостоятельной работы (приложение 1). Слайды №11-12 | Актуализация знаний – разминка команд. Проверить и скорректировать исходный уровень знаний студентов. | 30 |
3 | Мотивация обучающихся: Самостоятельная работа студентов - практическая часть занятия. | Каждая группа получает дифференцированное задание: нахождение объема тела по модели - индивидуальная работа. Тела - медицинские пробирки формы цилиндра, шара, медицинские шприцы, модели тел вращения. Команда, которая решит первой, плюс дополнительный бал. | « Наука без практики похожа на стоячую воду, а ум человека, не находя себе применения, чахнет» 1651г. « Трактат о живописи» Леонардо да Винчи. Вырабатывать умения реализовывать и применять имеющиеся знания в жизненных ситуациях | 8 |
4 | Самостоятельная работа студентов - решение задач исследовательского характера- формулирование проблемы. Вывод по результатам исследовательской работы. | Решение задач исследовательского характера. Решение задач исследовательского характера. Вывод по результатам исследовательской работы. Сообщение студента о практическом применении свойств тел вращения. Показ презентаций «О чайниках», «Почему термометр имеет форму цилиндра» | Вырабатывать умения проводить обобщение и переносить знания в новую ситуацию; формирование навыков продуктивного делового взаимодействия и принятия групповых решений. | 30 |
5. | Контроль конечного уровня знаний. | В лист учета знаний каждому ученику выставляется оценка за работу на уроке в группе. | Выявить степень достижения цели занятия. | 7 |
6. | Подведение итогов и задание на дом. | Подведение итогов работы каждой команды и каждого студента(перевод баллов в оценку за урок) Проводится рефлексия: - Что нового вы узнали на уроке? - Чьи ответы на уроке вам понравились? Слайд №13 | Закрепить мотив к дальнейшему самостоятельному углубленному изучению темы для будущей успешной деятельности | 5 |
Резерв времени преподавателя | 5 |
Домашнее задание. Атанасян Л.С. Геометрия10 –11 -М.:Просвещение, 2014 г.
№ 666,701.
Список использованной литературы:
1. Атанасян Л.С. Геометрия 10 – 11. - М.: Просвещение, 2014 г.
2.Погорелов А.В. Геометрия 10 – 11. - М.: Просвещение, 2009 г.
3. Интернет ресурсы (иллюстрации):
1) http://nahodka.com.ua/ru/present/small_things/cup/item/1656/ - шарообразный чайник
2) http://pyboson.ru/Tableware/125081/125090/chainik_VINZER_69005/ - полушаровой чайник
3) http://www.enfortplus.ru/?id=11227&start=20&count=10 - цилиндрический чайник
4) http://aggshop.in.ua/Alessi-katalog/CHajnik-Alessi - конический чайник
5) http://gorod-prazdnika.com/content/36-i-6-ili-canatorii-khoroshego-nastroeniya - градусник
6) http://www.x-top.org/prikol/41809/ - роса
7) http://dreamworlds.ru/flame/38297-mylnye-puzyri.html - мыльные пузыри
Таблица результатов команд (на доске)
Команды | Конкурс капитанов | Применение в медицине и окр.мире | Разминка | Практическая часть | Творческий конкурс | Сумма баллов | Оценка | |
Индивид. | Доп.балы за урок | |||||||
1. 2. 3. |
Приложение 1.
Ф.И.студ-та | Название тела | Чертеж | Вращением какой фигуры получена | Формула площади поверхности | Формула объема |
Цилиндр | |||||
Конус | |||||
Шар |
Критерии оценки задания:
в строке верны все результаты – 3 балла;
верны 2 результата – 2 балла;
верен 1 результат – 1 балл.
Студенты сверяют ответы с данными, приводимыми в презентации, проставляют себе количество баллов и сдают карточки консультанту.
Ответы самостоятельной работы:
Ф.И.студ-та | Название тела | Чертеж | Вращением какой фигуры получена | Формула площади поверхности | Формула объема |
Цилиндр | прямоугольник | S=2πRH +2πR2 | V = π R2H | ||
Конус | Прямоугольный треугольник | S = πRL+π R2 | V = 1/3 π R2H | ||
Шар | полукруг | S = 4πR2 | V = 4/3 π R3 |
Приложение 2.
1 группа | 2 группа | 4 группа |
Вычисляете площадь поверхности чайника шаровой формы, если V = 2л, R=1дм. | Вычислите площадь поверхности чайника цилиндрической формы, если V = 2л, R=1дм | Вычислите площадь поверхности чайника конической формы, если V = 2л, R=1дм. |
Дано: V = 2л и R=1дм. Найти: площадь поверности чайника. Решение: Ответ: | Дано: V = 2л и R=1дм. Найти: площадь поверхности чайника. Решение: Ответ: | Дано: V = 2л и R=1дм. Найти: площадь поверхности чайника. Решение: Ответ:
|
Ответы к задачам.
1 группа | 2 группа | 4 группа |
Вычисляете площадь поверхности чайника шаровой формы, если V = 2л, R=1дм. | Вычислите площадь поверхности чайника цилиндрической формы, если V = 2л, R=1дм | Вычислите площадь поверхности чайника конической формы, если V = 2л, R=1дм. |
Дано: V = 3л и R=1дм. Найти: площадь поверности чайника. Решение: S=4ПR2 S= 4*3*0,792 =7,49 дм2 Ответ: 7,49 дм2 | Дано: V = 3л , R=0,7дм, П=3, H=2 дм. Найти: Sп-? Найти: площадь поверхности чайника. Решение: S = 2ПR2 + 2ПRH S=2ПR(R+H)= 4,92*1,82=8,95 дм 2 Ответ: 8,95 дм 2 | Дано: V = 3л и R=0,9дм, r=0,8, П=3,L=1.4 Найти: площадь поверхности чайника. Решение: S=П(R+r)L+ПR2+Пr2) S=3(0,9+0,8)2,76+3*0,81+3*0,64= 18,43 дм 2 Ответ: 18,43 дм 2
|
Оценки за урок:
20 и более баллов – «5» («молодцы»);
19 -12 балла - «4» («хороши»);
11-9 баллов - «3» («подтянись»);
меньше 9 баллов – «2»(«должно быть стыдно»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия для студентов по теме: «Сестринский процесс при нарушении потребности в нормальном дыхании»
Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия в рамках междисциплинарного курса «Теория и практика сестринского дела» и содержит необходимый методически...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя на тему"Осложнения беременности (гестозы)" по специальности "Сестринское дело".
В разработке указаны пояснительная записка, обоснование темы,технологическая карта, согласно которой проводится практическое занятие. Даны приложения №7 , с помощью которых проводится заня...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ для студентов по теме: «Изготовление разборной модели. Вырезание и оформление фрагмента модели» Курс 2
Методическая разработкаПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯдля студентовпо теме:«Изготовление разборной модели. Вырезание и оформление фрагмента модели» содержит теоритеческий материал и практические алгоритмы....
методическая разработка практического занятия по биологии по теме "Решение задач на сцепленное с полом наследование"
Методическая разработка практического занятия по «Биологии» по теме «Решение задач на сцепленное с полом наследование» направ...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя по теме: " Безопасная больничная среда. Дифференцированный зачёт."
В методической разработке представлены вопросы к фронтальному опросу, проблемно-ситуационные задачи, тестовые задания для оценки знаний студентов по МДК 04.01 " Участие в организации безопа...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для преподавателя по теме: «Путешествие - лучший отдых».
Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме: «Путешествие – лучший отдых», в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине ОГ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для преподавателя по теме: "Органы дыхательной системы" Дисциплина: ОП.02. Анатомия и физиология человека Специальность: Сестринское дело
Тема актуальна: неблагоприятная обстановка окружающей среды приводят к росту заболеваемости органов дыхательной системы.Используемые в ходе занятия методы и приемы обучения способствуют выработке клин...