Рефлексия как механизм формирования профессиональных компетенций в процессе обучения математике
статья на тему
В статье описан опыт формирования профессиональных компетенций на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_professionalnyh_kompetentsii_v_protsesse_obucheniya.docx | 148.11 КБ |
Предварительный просмотр:
О.Б. Романько
ГБПОУ «Санкт-Петербургский технический колледж»
Рефлексия как механизм формирования профессиональных компетенций в процессе обучения математике.
В современной практике термин «профессиональная компетенция» чаще всего определяет способность сотрудника выполнять задачи в соответствии с заданными стандартами.
В подходах к пониманию профессиональных компетенций, можно выделить два основных направления толкования понятия компетенции:
- способность человека действовать в соответствии со стандартами: адекватная или достаточная квалификация, способности;
- характеристики личности, позволяющие ей добиваться результатов в работе, способность быть квалифицированным, т.е. способность делать что-либо хорошо или в соответствии со стандартом, приобретенная опытным путем или в результате обучения.
В современной системе образования развивающая функция обучения становится приоритетной по отношению к информативной. Поэтому одной из важнейших задач образования является создание условий для саморазвития, самопознания, что требует от обучающихся осознания своей умственной деятельности. Осознанность тех приемов и средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность, умения адекватно оценивать свои достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного совершенствования являются залогом успешного развития и обучения студентов как математике, так и любому другому предмету.
Один из механизмов, который обеспечивает условия для достижения этих целей - рефлексия. Но, как указывают психологи, способность к рефлексии не развивается сама по себе без целенаправленного обучения. Рефлексия на уроке – это совместная работа преподавателя со студентами.
Мне интересны в связи с этим два способа организации деятельности студентов на уроке:
- Индивидуальная самостоятельная работа по указанному образцу;
- Работа в сменных парах над выполнением заданий, предложенных преподавателем.
При индивидуальной самостоятельной работе по образцу, устанавливаются критерии оценки, учитывается простое повторение решенной задачи с новыми данными или составление более сложной, оригинальной. Сначала рефлексия выступает своеобразной диагностикой индивидуальных предпочтений учащихся. Потом включается индивидуальная рефлексия как механизм усвоения знаний, связанный с построением новых для ученика видов деятельности, причем должен быть усвоен способ организации построения деятельности.
При работе в парах уже с самого начала, с выбора пары студенты нацелены на продуктивную работу. У каждой пары свое задание. В ходе работы можно поменять пару, или если один студент не понял ход рассуждений, а другой не может объяснить, можно обратиться за помощью к кому-то из другой пары. Оценку получают оба студента одинаковую, кроме редких случаев. При этом большое значение имеют коммуникативный и кооперативный аспекты рефлексии, как необходимое условие позитивных межличностных контактов, обеспечивающий взаимопонимание и согласованность действий людей в условиях совместной деятельности.
При индивидуальной работе для преподавателя возникает большой объем проверяемых работ, но и за счет них пополняются дидактические материалы, очень часто появляются очень интересные примеры.
При работе в парах проверка занимает меньше времени, но необходимо заранее подготовить достаточное количество различных дифференцированных заданий.
Преимущества применения этих двух технологий на уроках математики:
- формируется осознание учащимися уровня их знаний, умений и навыков (в том числе с перспективой на будущее);
- возрастает глубина понимания усваиваемого материала;
- уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (сокращается число студентов, не работающих на уроке);
- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность студентов;
- меняется характер взаимоотношений между студентами, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
- растет самокритичность;
- студенты приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей
- формируется умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.
Таким образом на уроках математики происходит формирование профессиональных компетенций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе обучения английскому языку»
Лингвокультурологический подход к изучению иностранного языка, основанный на лингвокультурологии – науке, занимающейся исследованием исторических и современных языковых фактов через призму духов...
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ, ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ.
Методическая разработка с практическими примерами....
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ, ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ.
Методическая разработка с практическими примерами....
Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования
В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...
Педагогическая статья на тему: "«Формирование профессиональных компетенций в процессе освоения юридических дисциплин по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения»
статья на тему «Формирование профессиональных компетенций в процессе освоения юридических дисциплин по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения»...
Презентация "Активные методы практического обучения при формировании профессиональных компетенций в условиях подготовки обучающихся к чемпионату WorldSkills по компетенции «Кирпичная кладка»"
Данный материал предназначен для подготовки студентов к проффесиональным конкусом...
ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Актуальность данной темы не вызывает сомнений. Математика одна из дисциплин, которая способствует формированию профессиональных знаний и умений, имеет большие возможности для формирования ключевых ком...