Открытый урок "Решение неравенств второй степени с одной переменной"
план-конспект урока по теме
1. Развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать изучаемые факты;
2. Развивать логическое мышление и математическую речь;
3. Развивать внимание.
4. формирование умений решать неравенства второй степени с одной переменной на основе свойств квадратичной функции;
5. развитие навыков самоконтроля;
6. воспитание волевых качеств личности.
7. Знать определение неравенств второй степени с одной переменной.
8. Уметь решать неравенства второй степени с одной переменной графическим способом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_algebry_v_9_klasse_reshenie_neravenstv_vtoroy_stepeni_s_odnoy_peremennoy.docx | 119.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок алгебры в 9-м классе по теме:
"Решение неравенств второй степени с одной переменной"
Учитель математики МБОУ СОШ № 34
Шихрагимова Д.Х.
Цель:
Развивающая:
- Развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать изучаемые факты;
- Развивать логическое мышление и математическую речь;
- Развивать внимание.
- формирование умений решать неравенства второй степени с одной переменной на основе свойств квадратичной функции;
- развитие навыков самоконтроля;
- воспитание волевых качеств личности.
Образовательная:
- Знать определение неравенств второй степени с одной переменной.
- Уметь решать неравенства второй степени с одной переменной графическим способом.
Воспитательная:
- Воспитание коммуникативных навыков: умение слышать и слушать.
Средства информационных технологий:
мультимедийный проектор;
компьютер
Сегодня будем работать под девизами:
Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому. (Д. Пойа)
Правильному применению методов можно научиться только применяя их на разнообразных примерах. (Г. Цейтен)
Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их. (Д. Пойа)
В конце урока узнаем, как повлияли девизы на нашу работу
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
Сообщение темы, целей урока. Проблемные вопросы. | Исходя из темы урока, очевидно, сегодня предстоит знакомство с решением неравенств второй степени, использующих свойства квадратичной функции. Как связаны эти понятия? Как бы вы предложили исследовать связь между ними? На какие вопросы стали отвечать в первую очередь? | Учащиеся дают ответы, выдвигают гипотезы | 2 мин |
Повторение ранее изученного материала (на слайде) | Задает вопросы: 1.Выражение какого вида называется квадратным трёхчленом? 2. Что надо сделать, чтобы найти корни квадратного трёхчлена? 3. Как называется функция вида у = ах2 +вх + с ? 4. Что является графиком квадратичной функции? 5. От чего зависит направление ветвей? | Отвечают на поставленные учителем вопросы: 1.ax2+bx+c 2. ax2+bx+c=0 3. Квадратичной 4. Парабола 5. От коэффициента а, если а > 0, то ветви вверх, если a < 0, то ветви вниз | 2 мин |
Формирование новых понятий (на слайде) | Задает наводящие вопросы: 1.Какой вид имеет неравенство второй степени с одной переменной? 2.Что такое Х ? 3.Что такое a,b,c? 4.Какие ограничения для коэффициента а? | Дают определение неравенству второй степени с одной переменной Определение: 1.Неравенства вида ах2 + вх + с > 0 и ах2 + вх + с < 0 2.где х - переменная, 3.а, в, с –некоторые числа, 4.причем а≠0, называются неравенствами второй степени с одной переменной Записывают определение в тетрадь | 4 мин |
Актуализация опорных знаний и умений учащихся | Устная работа По схеме определите знаки коэффициентов a, b, c и D. Назовите промежутки, при которых y > 0, y < 0, то есть промежутки знакопостоянства функции. | Свои ответы ученики записывают в тетрадях, затем самостоятельно проверяют с записью на доске. Ответы: 1.a > 0, b < 0, c > 0, D > 0
2.a > 0, b < 0, c > 0, D = 0 3.a < 0, b < 0, c < 0, D < 0 Учащиеся записывают ответы в тетрадях и проверяют с верными:
4.a < 0, b < 0, c < 0, D > 0 5. a > 0, b > 0, c < 0, D > 0 1. y > 0 на (-∞; 1)U (3;+∞); y < 0 на (1;3). 2. y > 0 на (-∞; 2) U (2;+∞). 3. y < 0 на (-∞;+∞). 4. y > 0 на (-5;-2). y < 0 на (-∞; -5)U (-2;+∞); 5.y > 0 на (-∞;- 1)U (3;+∞); y < 0 на (-1;3). | 6 мин |
Формирование новых умений | Вернемся к поставленным вопросам. Какие появились идеи? Какой способ решения неравенств будем использовать? Кто может сформулировать алгоритм решения неравенств второй степени, основанный на свойствах квадратичной функции. | Предлагают варианты своих действий | 3 мин |
Выполнение практических заданий | Решить несколько неравенств второй степени с одной переменной: 1.х2-7х+10>0 2.- х2 - 3х + 4 ≥ 0 3. 4. х2 – 3х + 4 > 0 После разбора этих примеров попробуем вместе сделать некоторые выводы и зафиксируем их в тетрадях. Работа с доской, на которой записано задание: Вам предстоит решить неравенство. Какая информация о квадратичной функции может оказаться при этом полезной, а какая лишней: - знак коэффициента; - знак D квадратного трёхчлена; - направление ветвей параболы; -пересечение параболы с осями координат; - координаты вершины параболы; - примерное расположение параболы? Обязательно ли для решения строить график соответствующей квадратичной функции? Если да, то с какой точностью выполнять построение. Задание: (записано на оборотной стороне доски) Проанализируйте решение | Оформление решений неравенств в тетрадях Работа по слайдам презентационной программы Применяется эффект «шторки», ненужное в ходе обсуждения зачеркивается. Проблемный диалог с учащимися
Учащиеся делают выводы.
Самостоятельная проверка выводов
Учащиеся делают вывод. После обсуждения, появляется алгоритм, записан на оборотной стороне доски(и распечатка на каждый стол) | 10мин |
Закрепление нового материала | Делает выводы вместе с учащимися и дает алгоритм решения неравенств второй степени с одной переменной: Чтобы решить неравенства вида ах2 + вх + с > 0 и ax2 + вx + c < 0 надо: 1.Найти дискриминант квадратного трехчлена и его корни 2.Отметить корни на оси х 3.Через отмеченные точки провести параболу, «ветви» которой направлены - вверх, если а > 0, - вниз, если a < 0 4. Если корней нет, то параболу изобразить в верхней полуплоскости при а > 0 в нижней полуплоскости при а < 0 5.Для неравенства ах2 + вх +с>0 сделать штриховку над осью х 6.Для неравенства ах2 + вх +с<0 сделать штриховку под осью х 7. Заштрихованные промежутки записать в ответ | Учащиеся делают вывод. После обсуждения, появляется алгоритм, который распечатан для каждого ученика . | 5 мин |
Физминутка | Зарядка для глаз от профессора Владимира Жданова 1.Подняли глазки вверх, вниз, вверх, вниз, вверх, вниз, поморгали-поморгали-поморгали 2. Скосили глазки вправо, влево, вправо, влево, вправо, влево, Поморгали 3. Диагональ. Смотрим вправо вверх-влево вниз, влево вверх-вправо вниз, вправо вверх-влево вниз, влево вверх-вправо вниз. Поморгали 4. Циферблат. Представьте перед собой огромный циферблат. Осматриваем его по часовой стрелке. Подняли глаза на 12 часов, 3 часа, 6, 9, 12 и в обратную сторону. | 1мин | |
Закрепление изученного материала. | Используя алгоритм, решите неравенства: X2-2x+1>0 ; X2+4x-4≥0 На доске появляется общая таблица решения всех видов неравенств | Учащиеся выполняют работу самостоятельно. Самопроверка Ее переносят к себе в тетрадь | 5 мин |
Итоги урока. Рефлексия. | Обсуждается алгоритм решения неравенств второй степени. (по одному ученику) Сегодня я узнал … Было трудно Было интересно … Я понял, что… Теперь я могу … Я попробую … Я научился … Меня заинтересовало … Меня удивило … | Учащиеся записывают домашнее задание. Записать исходя из таблицы все случаи возможных решений неравенств в общем виде, решить одно из неравенств и оформить его по образцу. Решить анаграмму. | 2 мин |
Записать исходя из таблицы все случаи возможных решений неравенств в общем виде, решить одно несколько неравенств
Оформить домашнюю работу нужно по следующему образцу:
Решить анаграмму
АТВНСВЕНРЕ ЕНЕЕРИШ – анаграмма
Каждому лист с домашней работой, делаем группами. Образцы каждому ученику.
Здоровье сберегающая пауза.(1 мин)
Расслабимся не отходя от математики:
1. Покажите направление ветвей параболы, если старший коэффициент параболы а>0 ,а<0
2. Покажите главное направление оси абсцисс левой рукой, а оси ординат правой рукой. Теперь покажите это быстро.
Из-за маленькой ошибки
Вижу ваши я улыбки
Ничего! Получится!
Ведь не делает ошибки,
Кто совсем не учится.
Приложение! (каждому ученику на парту)
Алгоритм решения неравенств второй степени с одной переменной:
Чтобы решить неравенства вида
ах2 + вх + с > 0 и ax2 + вx + c < 0 надо:
1.Найти дискриминант квадратного трехчлена и его корни
2.Отметить корни на оси х
3.Через отмеченные точки провести параболу, «ветви» которой направлены
- вверх, если а > 0,
- вниз, если a < 0
4. Если корней нет, то параболу изобразить
в верхней полуплоскости при а > 0
в нижней полуплоскости при а < 0
5.Для неравенства ах2 + вх +с>0 сделать штриховку над осью х
6.Для неравенства ах2 + вх +с<0 сделать штриховку под осью х
7. Заштрихованные промежутки записать в ответ
(каждому ученику на парту)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «Технология модульного обучения как одно из средств развития музыкально-исполнительской техники одарённых детей»
Аннотация Методическая разработка предназначена для педагогов-пианистов ДШИ, направлена на профессиональное совершенствование. Работа ...
Методическая разработка открытого урока Урок-игра «Три к одному»
Любая стройка, в наши дни, это дело для целого коллектива строителей, где каждый человек имеет свою специализацию и выполняет определенную работу. Что бы построить дом, нужны люди разных профессий, ко...
Лекция "Решение неравенств с одной переменной"
В лекции представлена и обобщены теоретические сведения о решении таких видов неравенств: показательные неравенства, иррациональные неравенства, логарифмические неравенства, неравенства, содержащие не...
План - конспект открытого занятия для второй младшей группы Речевое развитие
План - конспект открытого занятия для второй младшей группыРечевое развитие Тема: Про толстого жука (программа Детский сад 2100)...
методическое пособие "Интегральное исчисление функции одной переменной (повышенной сложности)
Пособие предназначено для выполнения практических работ:«Интегрирование заменой переменой и по частям в неопределенном интеграле», «Интегрирование рациональных и иррацион...
методическое пособие "Интегральное исчисление функции одной переменной
Пособие предназначено для выполнения практических работ:«Интегрирование заменой переменой и по частям в неопределенном интеграле», «Интегрирование рациональных и иррацион...
Решение линейных неравенств и систем линейных неравенств с двумя переменными графическим методом.
Решение линейных неравенств и систем линейных неравенств с двумя переменными графическим методом....