Внеурочная деятельность. Кружок "Занимательная математика"
рабочая программа по теме
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanim._matem_pered.docx | 42.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа рассчитана на 34 часа в год (в 1 классе 33 часа) с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 30-35 мин. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания факультатива является:
-формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
-основание эвристических приемов;
-формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
-развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
-формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
-формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
-привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
-моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
-танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;
-конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
-конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Мозайки», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Форма организации обучения-математические игры:
– «Веселый счет» - игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
-игры: «Волшебная палочка», «Лучший счетчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин» , «Какой ряд дружнее?»;
-игры с мячом : «Наоборот», «Не урони мяч»;
-игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне -задание, на другой- ответ;
-математические пирамиды : «Сложение в пределах 10; 20;100», «Вычитание в пределах 10;20;100», «Умножение», «Деление»;
-работа с палитрой-основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам : «Сложение и вычитание до 100» и др.;
-игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного пособия «Математика и конструирование».
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
1.Планируемые результаты.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
- простое наблюдение,
- проведение математических игр,
- анкетирование
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
- занятия-конкурсы на повторение практических умений,
- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
- участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
- результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
- активность,
- аккуратность,
- творческий подход к знаниям,
- степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
2. Содержание учебного предмета, курса.
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчет числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.)
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений . Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаков символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задач, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ+ГРОМ=ГРЕМИ и др. Обоснование выполняем и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1 ↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) – «путешествие точки» (на листке в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объемные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объемных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Раздел | Кол-во часов | Тема занятия | Кол-во часов | Основные виды деятельности | ||||
1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | Универсальные учебные действия: -сравнивать равные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; -моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать в ходе самостоятельной работы; -применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками; -анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; -включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; -выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; -аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; -сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с данным условием; -контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. | ||||
Числа. Арифметические действия. Величины. | 43 | 1 класс | 10 | |||||
Математика-это интересно. | ||||||||
Праздник числа 10 | ||||||||
Игра-соревнование «Веселый счет». | ||||||||
Волшебная линейка. | ||||||||
Игра в магазин. Монеты. | ||||||||
Математические игры. | ||||||||
Математическая карусель. | ||||||||
Математическое путешествие. | ||||||||
2 класс | 11 | |||||||
Крестики-нолики. | ||||||||
Математические игры. | ||||||||
Числовые головоломки. | ||||||||
Математическое путешествие. | ||||||||
Математические игры. | ||||||||
«Часы нас будят по утрам…» | ||||||||
Интеллектуальная разминка. | ||||||||
Дважды два-четыре. | ||||||||
Интеллектуальная разминка. | ||||||||
3 класс | 11 | |||||||
«Числовой» конструктор. | ||||||||
Секреты чисел. | ||||||||
Математическая копилка. | ||||||||
Математическое путешествие. | ||||||||
Числовые головоломки. | ||||||||
От секунды до столетия. | ||||||||
Энциклопедия математических развлечений. | ||||||||
4 класс | 11 | |||||||
Числа-великаны. | ||||||||
Кто что увидит? | ||||||||
Римские цифры. | ||||||||
Числовые головоломки. | ||||||||
Математический марафон. | ||||||||
«Математика-наш друг!» | ||||||||
Решай, отгадывай, считай. | ||||||||
Математическая копилка. | ||||||||
Математический праздник. | ||||||||
Мир занимательных задач | 55 | 1 класс | 10 | Универсальные учебные действия: -анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте выделять условие и вопрос, данные и искомые числа(величины); -искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; -моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; -конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; -объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; -воспроизводить способ решения задачи; -сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; -анализировать предложенные варианты решения задачи ,выбирать из них верные , выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; -оценивать предъявленное готовое решение задачи(верно, неверно); -участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; -конструировать несложные задачи. | ||||
Путешествие точки. | ||||||||
Игры с кубиками. | ||||||||
Конструи рование многоугольников из деталей танграма. | ||||||||
Конструкторы лего. | ||||||||
Веселая геометрия. | ||||||||
«Спичечный» конструктор. | ||||||||
Прятки с фигурами. | ||||||||
Уголки. | ||||||||
Конструровани фигур из деталей танграма. | ||||||||
2 класс | 15 | |||||||
«Удивительная снежинка». | ||||||||
«Спичечный» конструктор. | ||||||||
«Шаг в будущее». | ||||||||
«Новогодний серпантин». | ||||||||
Головоломки. | ||||||||
Секреты задач. | ||||||||
«Что скрывает сорока?» | ||||||||
В царстве смекалки. | ||||||||
Мир занимательных задач. | ||||||||
Математические фокусы. | ||||||||
Математическая эстафета. | ||||||||
3 класс | 15 | |||||||
Интеллектуальная разминка. | ||||||||
В царстве смекалки. | ||||||||
Математические фокусы. | ||||||||
Математические игры. | ||||||||
Мир занимательных задач. | ||||||||
Конкурс смекалки. | ||||||||
Это было в старину. | ||||||||
Математический лабиринт. | ||||||||
4 класс | 15 | |||||||
Интеллектуальная разминка. | ||||||||
Мир занимательных задач. | ||||||||
Секреты задач. | ||||||||
В царстве смекалки. | ||||||||
Выбери маршрут. | ||||||||
Какие слова спрятаны в таблице? | ||||||||
Блиц-турнир по решению задач. | ||||||||
Геометрическая мозаика ИТОГО | 37 | 1 класс | 13 | Универсальные учебные действия: -ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; -ориентироваться на точку начала движения, на числа, и стрелки 1→ 1 ↓ и др., указывающие направление движения; -проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); -выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; -анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции; -составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; -выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; -сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; -объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; -анализировать предложенные возможные варианты верного решения; -моделировать объемные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из разверток; -осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. | ||||
Путешествие точки. | ||||||||
Игры с кубиками. | ||||||||
Конструи деталей танграма. | ||||||||
Конструкторы лего. | ||||||||
Веселая геометрия. | ||||||||
«Спичечный» конструктор. | ||||||||
Прятки с фигурами. | ||||||||
Уголки. | ||||||||
Конструи рование фигур из деталей танграма. | ||||||||
2 класс | 8 | |||||||
Прятки с фигурами. | ||||||||
Геометрический калейдоскоп. | ||||||||
Геометрия вокруг нас. | ||||||||
Путешествие точки. | ||||||||
Тайны окружности. | ||||||||
Интеллектуальная разминка. | ||||||||
Составь квадрат. | ||||||||
3 класс | 8 | |||||||
Геометрия вокруг нас. | ||||||||
Волшебные переливания. | ||||||||
«Шаг в будущее.» | ||||||||
«Спичечный» конструктор | ||||||||
Выбери маршрут. | ||||||||
Геометрический калейдоскоп. | ||||||||
Разверни листок. | ||||||||
4 класс | 8 | |||||||
«Спичечный» марафон. | ||||||||
Математические фокусы. | ||||||||
Занимательное моделирование. | ||||||||
Геометрические фигуры вокруг нас. | ||||||||
Математический лабиринт. | 33 | 34 | 34 | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках математики и во внеурочной деятельности
В статье рассматриваются плюсы и минусы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики и во внеурочной деятельности....
Внеурочная деятельность: "Вечер математики"
В данном материале представлены занимательные задания по математике, предназначенные для развития логического мышления у учащихся, а также направленные на развитие познавательного интереса к математик...
рабочая программа для внеурочной деятельности по математике 9 класс ФГОС
Наименование творческого объединения Математический клуб Класс 9Уровень общего образования внеурочная деятельность (ФГОС ООО) Учитель Дорн Л.Н. Срок реализации программы...
Программа внеурочной деятельности "Математика и информатика"
Математика и информатика...
Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках математики и во внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математика и информатика» для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программакурса внеурочной деятельности«Математика и информатика»для обучающихся 1-4 классов...
- Мне нравится (1)