Рабочая программа по химии
рабочая программа на тему
Рабочая программа по химии для студентов 1 курса СПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_khimia.docx | 68.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Самарской области
«Чапаевский химико-технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.09 ХИМИЯ
«общеобразовательный цикл»
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальностям технического профиля
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования химических производств
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств в химической промышленности
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в химической промышленности
09.02.04 Информационные системы
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Чапаевск, 2016
ОДОБРЕНА предметной (цикловой) комиссией химических дисциплин Председатель ПЦК _____________Л.П.Мамкова Протокол №1 29 августа 2016 г. |
Составитель: ИсаковаН.В., преподаватель ГБПОУ «ЧХТТ»
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза: Новикова Н.Ф., старший методист ГБПОУ СПО «ЧХТТ»
Содержательная экспертиза: Никишева Л.Б. преподаватель ГБПОУ СПО «ЧХТТ»
Рабочая программа учебной дисциплины ХИМИЯ разработана в соответствии с требованиямифедерального государственного образовательного стандарта (далее –ФГОС) среднего общего образования; федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальностям15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования химических производств; 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств в химической промышленности; 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в химической
промышленности; 09.02.04 Информационные системы; 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности или профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), примерной программы учебной дисциплины НАЗВАНИЕ для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (далее – ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, протокол № 3 от «21» июня 2015г., регистрационный номер рецензии № 385 от «23» июля 2015г. ФГАУ «ФИРО»,
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………… | 4 |
1.1. Область применения программы учебной дисциплины ………... | 4 |
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы ……………………. | 4 |
1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины ……... | 4 |
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины . | 5 |
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ……………………………………………………. | 6 |
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы …………. | 6 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ……… | 7 |
2.3. Содержание профильной составляющей …………………………. | 17 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………… | 18 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………………… | 20 |
5.ЛИСТ ИЗМЕРЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ | 22 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………………………………………………….. | 23 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ……………………………………………………….. | 27 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
НАЗВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы учебной дисциплины
Программа учебной дисциплины ХИМИЯ является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальностям среднего профессионального образования: 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования химических производств; 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств в химической промышленности; 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в химической промышленности;
09.02.04 Информационные системы; 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспортатехнического профиля профессионального образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ
Учебная дисциплина является дисциплиной общеобразовательного учебного цикла в соответствии с естественнонаучным профилем профессионального образования.
Учебная дисциплина относится к предметной области ФГОС среднего общего образования.
Уровень освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС среднего общего образования базовый.
Реализация содержания учебной дисциплины предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса Химии на ступени основного общего образования.
В то же время учебная дисциплина Химия для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью.
Рабочая программа учебной дисциплины Химия имеетмежпредметную связь с общеобразовательными учебными дисциплинами физика, биология и профессиональными дисциплинами органическая химия, аналитическая химия, коллоидная химия.
Изучение учебной дисциплины Химия завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена в рамках освоения ППССЗ на базе основного общего образования.
1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
личностныерезультаты:
- чувство гордости уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
- умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельнос
метапредметные результаты:
- использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться а профессиональной сфере;
- использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
предметные результаты:
-сформированностьпредставлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозораи функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
-сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
-владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
- сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
Освоение содержания учебной дисциплины Химия обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.
Виды универсальных учебных действий | Общие компетенции (в соответствии с ФГОС СПО по специальности) |
Личностные (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях) | ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль (коррекция), саморегуляция, оценка (обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности) | ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
Познавательные (обеспечивают исследовательскую компетентность, умение работать с информацией) | ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
Коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми) | ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 117 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 78 часов;
- самостоятельная работа обучающегося 39час.
В том числе часов вариативной части учебных циклов ППССЗ не предусмотрено
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 34 |
практические занятия | 6 |
контрольные работы | 2 |
Индивидуальный проект | Не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 54 |
в том числе: | |
Сообщение Доклад Домашняя работа Презентация Реферат | 3 7 4 17 8 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
Профильное изучение общеобразовательной учебной дисциплины Химия осуществляется частичным перераспределением учебных часов и отбором дидактических единиц в зависимости от важности тем для специальностей 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования химических производств; 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств в химической промышленности; 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в химической промышленности;
09.02.04 Информационные системы; 02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
2.2. Тематический план и содержаниеучебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Введение | Содержание учебного материала Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Значение химии при освоении специальностей СПО технического профиля профессионального образования. | 1 1 | 2 |
Раздел 1 Общая и неорганическая химия |
| 45 | |
Тема 1.1Основные понятия и законы | Содержание учебного материала Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него. Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе. | 3 3 | 2 |
Дидактические единицы: модели атомов химических элементов - модели атомов простых и сложных веществ | |||
Лабораторная работа | Не предусмотрено | ||
Практическое занятие | Не предусмотрено | ||
Контрольная работа | Не предусмотрено | ||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся | 2 | 3 | |
Тема 1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома | Содержание учебного материала Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная). Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. | 4 4 | 2 |
Дидактические единицы: - различные формы Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева | |||
Лабораторная работа | Не предусмотрено | ||
Практическое занятие | Не предусмотрено | ||
Контрольная работа | Не предусмотрено | ||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся | 2 | 3 | |
Тема 1.3 Строение вещества | Содержание учебного материала: Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентная полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов. Твердое, жидкое, и газообразное состояния веществ. Переход из одного агрегатного состоняния в другое. Водородная связь. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах Дидактические единицы: - образцы дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. - модель кристаллической решетки хлорида натрия | 6 4 | 2 |
Лабораторная работа № 1 Получение и исследование свойств дисперсных систем | 2 | ||
Практическое занятие | Не предусмотрено | ||
Контрольная работа | Не предусмотрено | ||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся | 3 | 3 | |
Тема 1.4 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация | Содержание учебного материала: Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых тел от различных факторов. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. | 8 1 | 2 |
Дидактические единицы: - растворимость веществ в воде -образцы минеральных вод различного происхождения | |||
Лабораторная работа № 2 Изучение протекания реакций ионного обмена в растворах электролитов Лабораторная работа № 3 Исследование механизма гидролиза солей Лабораторная работа № 4 Приготовление раствора заданной концентрации | 2
2 2 | ||
Практическое занятие | Не предусмотрено | ||
Контрольная работа № 1 | 1 | ||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся | 4 | 3 | |
Тема 1.5 Классификация неорганических соединений | Содержание учебного материала: Кислоты, как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Основные способы получения кислоты. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Основные способы получения оснований. Соли, как электролиты. Соли средние, кислые и основные. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Основные способы получения солей. Гидролиз солей. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Амфотерные, основные и кислотные оксиды. Химические свойства оксидов. Получение оксидов. | 10 2 | 2 |
Дидактические единицы: - взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с металлами | |||
Лабораторная работа №5 Исследование сравнительной активности кислот Лабораторная работа № 6 Получение амфотерных гидроокисей и изучение их свойств Лабораторная работа № 7Испытание растворов щелочей индикаторами Лабораторная работа № 8Исследование химических свойств серной кислоты | 2 2 2 2 | ||
Практическое занятие | Не предусмотрено | ||
Контрольная работа | Не предусмотрено | ||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся | 5 | 3 | |
Тема 1.6Химические реакции | Содержание учебного материала: Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. | 4 2 | 2 |
Дидактические единицы: - примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. | |||
Лабораторная работа | Не предусмотрено | 2 | |
Практическое занятие № 1Составление полных уравнений окислительно-восстановительных реакций различных типов | 2 | 2 | |
Контрольная работа | Не предусмотрено | ||
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся | 2 | 3 | |
Тема 1.7 Металлы и неметаллы | Содержание учебного материала: Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. | 10 4 | 2 |
Дидактические единицы: -коллекция металлов | |||
Лабораторная работа №9 Исследование свойств щелочных металлов. Лабораторная работа № 10 Исследование свойств соединений железа Лабораторная работа № 11 Исследование свойств аммиака и солей аммония | 2 2 2 | 2 | |
Практическое занятие | Не предусмотрено | ||
Контрольная работа | Не предусмотрено | ||
Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся | 5 | 3 | |
Раздел 2 Органическая химия | 32 | ||
Тема 2.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | Содержание учебного материала: Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC. Реакции присоединения, отщепления, замещения, изомеризации. Основные положения теории химического строения . Изомеры и изомерия. Химические формулы и модели молекул в органической химии. | 6 4 | 2 |
Дидактические единицы: - модели молекул гомологов и изомеров органических соединений | |||
Лабораторная работа № 12 Обнаружение углерода иводорода в органических соединениях. | 2 | 2 | |
Практическое занятие | Не предусмотрено | ||
Контрольная работа № 1 по теме «Растворы. Электролитическая диссоциация» | 1 | ||
Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся | 3 | 3 | |
Тема 2.2 Углеводороды и их природные источники | Содержание учебного материала: Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов.Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена).Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация.Применение этилена на основе свойств. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина. Ацетилен.Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. Бензол.Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. | 6 3 | 2 |
Дидактические единицы: - коллекция образцов нефти и нефтепродуктов. | |||
Лабораторная работа № 13 Изготовление парафинированной бумаги и испытание ее свойств | 2 | 2 | |
Практическое занятие | Не предусмотрено | ||
Контрольная работа № 2 | 1 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся | 3 | 3 | |
Тема 2.3 Кислородосодержащие органические соединения | Содержание учебного материала: Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. Физические и химические свойства фенола.Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту,восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.Мыла. | 10 4 | 2 |
Дидактические единицы: - качественные реакции на фенол - качественные реакции на многоатомные спирт | |||
Лабораторная работа №14 Исследование химических свойств этилового спирта Лабораторная работа № 15 Исследование окисления альдегидов. Лабораторная работа № 16 Исследование химических свойств карбоновых кислот | 2 2 2 | 2 | |
Практическое занятие | Не предусмотрено | ||
Контрольная работа № 2по теме « Металлы. Неметаллы» | 1 | ||
Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся | 5 | 3 | |
Тема 2.4 Азотосодержащие органические соединения . Полимеры | Содержание учебного материала: Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола.Применение анилина на основе свойств.Аминокислоты, получение и свойства. | 10 4 | 2 |
Дидактические единицы: - цветные реакции белков - реакция анилина с бромной водой | |||
Лабораторная работа № 8 .Исследование свойств белков | 2 | 2 | |
Практическое занятие №2Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Практическое занятие № 3 Распознавание пластмасс и волокон. | 2 2 | 2 2 | |
Контрольная работа | Не предусмотрено | ||
Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся | 39 | 3 | |
Всего | 117 |
2.3. Содержание профильной составляющей
Для специальностей технического профиля: профильная составляющая отражена в каждой теме «примерное содержание дисциплины». Этот компонент реализуется при индивидуальной самостоятельной работе обучающихся ( написание рефератов, подготовка сообщений, защита проектов), в процессе учебной деятельности под руководством преподавателя ( выполнение химического эксперимента – лабораторных опытов и практических работ, решение практико-ориентированных расчетных задач и т.д.)
В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными опытами и практическими работами.
Значительное место отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами, материалами и процессами в быту и на производстве;
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Химия , лаборатории Неорганическая химия
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по числу студентов,(28)
- рабочее место преподавателя,(1)
- рабочая доска,(1)
- комплект наглядных пособий по предмету «Химия» (учебники, справочники инструкции) (16)
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор,
- ноутбук,
- экран,
- интерактивная доска,
- аудиосистема,
- комплект слайдов по темам курса дисциплины.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- рабочее место по числу обучающихся, (28)
- рабочее место преподавателя, (1)
- рабочая доска, (1)
- лабораторная посуда
- химические реактивы.
3.2. Информационноеобеспечение
Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники
Для преподавателей
- Габриэлян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. – М.,2014
- Габриэлян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. – М.,2014
- ГабриелянО.С., Г.Г.Лысова Химия для преподавателя Москва «Академия» 2014
- ЕрохинЮ.М. Химия Москва «Академия» 2014
- Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учебное пособие для студентов учреждений проф. образования.-М.,2014
- Зайцев О.С. Химия. Лабораторный практикум и сборник, -Москва «Юрайт», 2016
- Лебедев Ю.А., Фадеев Г.Н. Химия.Задачник. Учебное пособие для СПО.-Москва «Юрайт»,2016
- Князев Д.А., Смарыгин С.Н. Неорганическая химия в 2ч. Часть 1 и 2, Москва «Юрайт», 2016
- Лебедев Ю.А., Фадеев Г.Н., Голубев А.М, Шаповал В.Н. Химия 2-е издание, пер. и доп. Учебник для СПО, Москва «Юрайт», 2016
- Смарыгин С.Н., Багнавец Н.Л., марыгин С.Н., Багнавец Н.Л., Неорганическая химия. Практикум., Москва «Юрайт», 2016
Для обучающихся
- Габриэлян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. – М.,2014
- Габриэлян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. – М.,2014
- ЕрохинЮ.М. Химия Москва «Академия» 2014
- Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учебное пособие для студентов учреждений проф. образования.-М.,2014
- Зайцев О.С. Химия. Лабораторный практикум и сборник, -Москва «Юрайт», 2016
- Лебедев Ю.А., Фадеев Г.Н. Химия. Задачник. Учебное пособие для СПО.-Москва «Юрайт»,2016
- Князев Д.А., Смарыгин С.Н. Неорганическая химия в 2ч. Часть 1 и 2, Москва «Юрайт», 2016
- Лебедев Ю.А., Фадеев Г.Н., Голубев А.М, Шаповал В.Н. Химия 2-е издание, пер. и доп. Учебник для СПО, Москва «Юрайт», 2016
- Смарыгин С.Н., Багнавец Н.Л., марыгин С.Н., Багнавец Н.Л., Неорганическая химия. Практикум., Москва «Юрайт», 2016
Интернет-ресурсы
- www,pvg.mk.ru(олимпиада Покори «Воробьевы горы»)
- www.hemi.wallst.ru ( Образовательный сайт для школьников «Химия»)
- www.alhimikov.net( Образовательный сайт для школьников)
- www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии)
- www.enauki.ru (интернет-издание для учмтелей «Естествееные науки»)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных работ, тестирования, а также в результате выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения раскрываются через усвоенные знания и приобретенные умения, направленные на приобретение общих компетенций.
Результаты обучения (предметные) на уровне учебных действий | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | |
Уметь: | ||
-сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозораи функциональной грамотности человека для решения практических задач; | Экспертная оценка выполненных реферативных работ | |
- владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой; | Фронтальный опрос в форме химического диктанта | |
- владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач; | Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий по теме «Основные понятия и законы химии Анализ лабораторных работ | |
-сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям; | Анализ выполнения расчетов на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе, массовой доли растворенного вещества | |
-владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ; | ||
- сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников. | Экспертная оценка выполненных реферативных работ, конспектов, презентаций. |
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ
В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения изменения, № страницы с изменением | |
БЫЛО | СТАЛО |
1. НЕ было контрольных работ 1. Внесены 2 контрольные работы Основание: рекомендация аккредитационной комиссии 2. Изменился макет программы Основание: рекомендации ФГОС Подпись лица, внёсшего изменения |
Приложение 1
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Тема учебного занятия | Кол-во часов | Активные и интерактивные формы и методы обучения | формируемые универсальные учебные действия |
Лабораторная работа № 1 Получение и исследование свойств дисперсных систем | 2 | Работа в группах | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | |
Лабораторная работа № 2 Исследование протекания реакций ионного обмена в растворах электролитов | 2 | Работа в группах | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | |
Лабораторная работа № 3 Исследование механизма гидролиза солей | 2 | Работа в группах | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | |
Лабораторная работа № 4 Приготовление раствора заданной концентрации | 2 | Работа в группах | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | |
Лабораторная работа № 5 Исследование сравнительной активности кислот | 2 | Работа в группах | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | |
Лабораторная работа № 6 Получение амфотерных гидроокисей и изучение их свойств | 2 | Работа в группах | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | |
Лабораторная работа № 7 Испытание растворов щелочей индикаторами | 2 | Работа в группах | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | |
Лабораторная работа № 8 Исследование химических свойств серной кислоты | 2 | Работа в группах | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | |
Лабораторная работа № 9 Исследование свойств щелочных металлов | 2 | Работа в группах | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | |
Лабораторная работа № 10 Исследование свойств соединений железа | 2 | Работа в группах | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | |
Лабораторная работа №11 Исследование свойств аммиака и солей аммония | 2 | Работа в группах | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | |
Лабораторная работа № 12 Обнаружение углерода и водорода в органических соединениях. | 2 | Работа в группах | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | |
Лабораторная работа № 13 Изготовление парафинированной бумаги и испытание ее свойств | 2 | Работа в группах | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | |
Лабораторная работа № 14 Исследование химических свойств этилового спирта | 2 | Работа в группах | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | |
Лабораторная работа № 15 Исследование окисления альдегидов | 2 | Работа в группах | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | |
Лабораторная работа № 16 Изучение химически х свойств карбоновых кислот | 2 | Работа в группах | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | |
Лабораторная работа № 17 Исследование свойств белков | 2 | Работа в группах | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
Приложение 2 | |
Виды универсальных учебных действий (в соответствии с ФГОС СОО) | Общие компетенции (в соответствии с ФГОС СПО) |
Личностные (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях) | ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль (коррекция), саморегуляция, оценка (обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности) | ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
Познавательные (обеспечивают исследовательскую компетентность, умение работать с информацией) | ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
Коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми) | ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии для СПО
Содержит календарно-тематическое планирование и спичсок самостоятельных работ....
Рабочая программа по химии для обучения учащихся по специальности: автомеханик (79 ч)
Представлена рабочая программа по химии для обучения учащихся в ГОУ НПО по специальности: автомеханик...
Рабочая программа по химии для обучения учащихся в ГОУ НПО по специальности: Повар (100 ч.)
Публикуется рабочая программа и календарно-тематическое планирование для обучения учащихся в ГОУ НПО по специалности :повар (100 ч.)...
Рабочая программа по химии для обучения учащихся в ГОУ НПО по специальности: Повар (100 ч.)
Публикуется рабочая программа и календарно-тематическое планирование для обучения учащихся в ГОУ НПО по специальности :повар (100 ч.)...
Рабочая программа по химии ФГОС-3
Программа по химии ФГОС-3...
Рабочая программа по химии для специальности СПО "Технология продукции общественного питания"
Рабочая программа по химии I курс для обучающихся по специальности СПО "Технология продукции общественного питания" составлена в соответствии с новыми ФГОС третьего поколения....
Рабочая программа по химии для специальностей СПО технического профиля
Программа разработана на основе примерной учебной программы дисциплины «Химия» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаме...