Программа учебной дисциплины ОП Экология
рабочая программа по теме
Цели дисциплины заключаются в формировании у обучающихся системы экологических знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере, содержания концепции устойчивого развития, а также способствующих формированию экологического сознания и экологической ответственности. Для успешного освоения курса обучающиеся должны иметь базовые знания фундаментальных разделов гуманитарных и естественных наук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 162 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 3
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП ЭКОЛОГИЯ
2015 г
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) СПО
Профессии/специальности
270839.01 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования
150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
262023.01 Мастер столярного и мебельного производства
072500.01 Исполнитель художественно-оформительских работ
034700.03 Делопроизводитель
Организация-разработчик: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение 3 (далее – КГБ ПОУ3), г. Хабаровск
Разработчик:
- Губарь И.А. – преподаватель дисциплины;
Программа учебной дисциплины «Экология» рассмотрена на заседании методической комиссии профессионального цикла КГБ ПОУ3
протокол № от «___» ________________ 2015г.
- СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 12 |
| 14 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП ЭКОЛОГИЯ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью ППКРС в соответствии с письмом минобрнауки Хабаровского края № 10.1-12-655 от 28.01.2014 г. «Рекомендации по формированию основных образовательных программ среднего профессионального образования» за счет вариативной части.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в общепрофессиональный цикл
1.3. Цели дисциплины заключаются в формировании у обучающихся системы экологических знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере, содержания концепции устойчивого развития, а также способствующих формированию экологического сознания и экологической ответственности. Для успешного освоения курса обучающиеся должны иметь базовые знания фундаментальных разделов гуманитарных и естественных наук.
Требования к результатам освоения дисциплины: процесс изучения дисциплины направлен на формирование комплекса общекультурных компетенций (ОК-1 – ОК-9):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставит цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием. Осознанно планировать повышение классификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- быть способным понимать и излагать базовую информацию в области экологии и природопользования;
- применять полученные знания при решении типовых профессиональных задач в сфере управления природопользованием;
- использовать нормативно-справочную информацию в своей работе;
- соотносить предполагаемые действия в области природопользования с рекомендациями международных конвенций и других договоров, ратифицированных РФ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- основные законы экологии, историю природопользования;
- социальные, экономические и экологические противоречия в развитии человечества и способы их преодоления согласно рекомендациям мирового сообщества;
- иметь представление о проблеме исчерпания ресурсов, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды;
- основные международные решения в области устойчивого развития;
- в том числе, основные международные конвенции, относящиеся к областям решения социальных и экологических проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
владеть:
- методами поиска и анализа информации, логичного изложения фактов, гипотез, теорий и современных концепций;
- успешно использовать усвоенные знания и приобретенные обучающимися практические навыки в самостоятельной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося- 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 час;
самостоятельной работы обучающегося – 16 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
Виды самостоятельной работы: - реферат, домашняя работа, работа со справочной литературой, конспектами. | |
Итоговая аттестация в форме – зачета
|
- 2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины: ОП ЭКОЛОГИЯ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. Экологические основы рационального природопользования | |||||
Введение | Содержание учебного материала | 1 1 | |||
1. | Что изучает экология | 1 | |||
2. | История развития экологии как науки | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа в Интернете. Сбор информации по темам: 1.Научные достижения в области экологии 2. Вклад русских и зарубежных ученых в развитие науки. | 2 | ||||
Тема 1. Становление системы: человек-общество-природа | Содержание учебного материала | 3 | |||
1 | Особенности экологических связей (пищевых, энергетических, информационных) человека. | 2 | 2 | ||
2. | Исторические этапы развития экологических связей человечества. | 2 | |||
3. | Формирование экологической культуры: экологическая этика, экологическое сознание. | 2 | |||
4. | Модели экологического развития, устойчивое развитие цивилизации. | 2 | |||
Практические занятия: 1. Место человека в системе живого мира | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся 1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). 2. Проанализировать особенности экологических связей своей семьи | 2 | ||||
Тема 2. Природные ресурсы и их классификация, использование и воспроизводство. | Содержание учебного материала | 5 | |||
1 | Природные ресурсы как основа природопользования | 4 | 2 | ||
2. | Регулирование природопользованием | 2 | |||
3. | Инженерная экология. Безотходные технологии. | 2 | |||
4. | Рациональное использование и охрана водных ресурсов | 2 | |||
5. | Рациональное использование и охрана растительности | 2 | |||
6. | Использование и охрана недр. | 2 | |||
7. | Использование и охрана земельных ресурсов | 2 | |||
8. | Энергетические ресурсы. Запасы и распределение горючих ископаемых. | ||||
Практические занятия: 1 Глобальный сырьевой кризис. Минеральные ресурсы. | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся 1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). 3. Работа в Интернете и сбор информации для оформления рефератов по теме: «Экологические проблемы гидроэнергетики», «Экологические проблемы атомной энергетики», «Различные способы использования энергии солнца и их оценка с точки зрения рационального природопользования», «Альтернативные источники энергии». | 2 | ||||
Тема 3. Социально-экологические и социально-политические аспекты экологического кризиса. | Содержание учебного материала | 3 2 | |||
1 | Социально-экологические аспекты экологии: плата за использование природных ресурсов; ограничения и культура потребления; устойчивое развитие экономики | 2 | |||
2 | Социально-политические аспекты: социальная политика и вопросы социальной экологии; политические аспекты экологии; война и ее социально-экологические и политические последствия. | 2 | |||
3 | Духовно-нравственное воспитание в процессе экологического образования: гуманизация и нравственное совершенствование человека; наука и моральный облик ученого; нормы экологического бытия. | 2 | |||
4 | Закон РФ «Об охране окружающей среды». | 2 | |||
5 | Основные законы РФ, кодексы и нормативные акты, способствующие достижению «устойчивого развития». | 2 | |||
Практические занятия: 1 Деловая игра «Экологическая политика - социальная напряженность – социальное самочувствие общества». | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся 1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). 2. Работа в Интернете и сбор информации для оформления рефератов по теме: «Экономическое обоснование природоохранных мероприятий», «Оценка экологического воздействия и ущерба». | 2 | ||||
Раздел 2. Территориальные особенности проявления экологических проблем: Хабаровский край | |||||
Тема 4. Природно-ресурсный потенциал Хабаровского края и особенности его освоения. Экология водных объектов р. Амур | Содержание учебного материала | 4 | |||
1. | Природно-ресурсный потенциал Хабаровского края, особенности его использования. | 2 | 2 | ||
2. | Основные экологические проблемы: преобразование поверхности, уничтожение и деградация почвенного и растительного покрова и т.д. | 2 | |||
3. | Водные объекты бассейна р. Амур. | 2 | |||
4. | Основные направления деятельности в Хабаровском крае, направленные на улучшение качества водных объектов на период до 2020 года. | 2 | |||
Практические занятия: 1. Урок-конференция « Территориальные особенности проявления экологических проблем Хабаровского края» | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся 1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). 2. Работа в Интернете и сбор информации по теме: «Характеристика трех состояний зон экологического бедствия согласно Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-Фз «Об охране окружающей среды» | 2 | ||||
Тема 5. Экологические последствия функционирования основных хозяйственных комплексов на территории Хабаровского края. | Содержание учебного материала | 5 | |||
1. | Экологические проблемы функционирования лесопромышленного комплекса. | 3 | 2 | ||
2. | Экологические последствия освоения минерально-сырьевых ресурсов. | 2 | |||
3. | Загрязнение р. Амур. | 2 | |||
4. | Загрязнение атмосферного воздуха. | 2 | |||
5. | Бытовые и промышленные отходы. | 2 | |||
6. | 2 | ||||
Практические занятия: 1 Территориальные особенности проявления экологических проблем. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся 1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). 2. Работа в Интернете и сбор информации по теме: «Экологические проблемы Хабаровского края (города, поселка)», «Оптимизация лесопользования как пример рационального использования возобновимых ресурсов», «Экологически безопасные источники получения электроэнергии», «Проблема антропогенного загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы, продуктов питания». | 2 | ||||
Тема 6. Урбоэкология. Экологические проблемы городов Хабаровского края. | Содержание учебного материала | 5 3 | |||
1. | Урбанизация - глобальный исторический процесс (причины и признаки урбанизации). | 2 | |||
2. | Экологические проблемы: ресурсно-хозяйственные, природно-ландшафтные, антропологические. | 2 | |||
3. | Экологические проблемы городов Хабаровского края и пути их решения. | 2 | |||
Практические занятия: 1 Экологические проблемы урбанизации ( на примере городов Хабаровского края) | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся 1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). 2. Работа в Интернете и сбор информации по теме: «Окружающая среда и здоровье населения крупных городов», «Влияние климатических условий Дальнего Востока на уровень загрязнения воздушного бассейна», «Обеспечение экологической безопасности и организация охраны окружающей среды на примере городского округа «город Хабаровск». | 2 | ||||
Тема 7. Особо охраняемые природные территории Хабаровского края. | Содержание учебного материала | 5 4 | |||
1. | Сохранение биологического разнообразия. Красная книга Хабаровского края. | 2 | |||
2. | Основные причины вымирания видов. | 2 | |||
3. | Особо охраняемые природные территории. | 2 | |||
4. | Экологическое образование и просвещение. | 2 | |||
5. | Международное сотрудничество в рамках подкомиссии по охране окружающей среды. Основные направления совместных действий по охране окружающей среды на период до 2020 года. | 2 | |||
Практические занятия: 1 Охрана животного и растительного мира. | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся 1.Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). 2. Работа в Интернете и сбор информации по теме: «Редкие и исчезающие виды животных растительных объектов», «Амурские осетровые рыбы, усиление мер по их охране», «Государственные природные заповедники Хабаровского края», « Наиболее известные памятники природы краевого значения». | 2 | ||||
Итоговая аттестация в форме - зачета | 1 | ||||
Всего: | 48 |
- 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете «Материаловедения». Оборудование учебного кабинета:
- Рабочее место преподавателя;
- Посадочные места по количеству обучающихся;
- Макеты;
- Образцы материалов;
- Плакаты;
- Комплект учебно-методической документации;
Технические средства обучения:
- Мультимедийный проектор
- ПК
- 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология 10 (11) класс: Учеб. пособие. – М: Дрофа, 2008. – 252 с.
Дополнительные источники:
- Распоряжение Правительства Хабаровского края от 31 декабря 2013 года № 978-рп «О ходе реализации Стратегии экологической безопасности Хабаровского края на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Хабаровского края от 11 декабря 2010 г. № 758 –рп».
- Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды» // Российская газета. – М.: ВЕК, 1995.
- Окружающая среда: энциклопедический словарь-справочник. – М., Прогресс. 1993.
- Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества: пособие для учащихся и студентов. Библиотека (http://www/ auditorium/ru).
- Указ президента РФ от 30 апреля 2012 г. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»
- Минеральные ресурсы и экономика России на рубеже ХХ-ХХI столетий: проблемы и пути их решений. – М.: Российское геологическое общество, 2000.- С. 78-85.
- Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N2094-р.
- Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Хабаровского края в 2012 году / под ред. В.М. Шихалева. – Хабаровск: ИП Пермяков С.А., 2013. – 252 с.
- Скиннер Б. Хватит ли человечеству земных ресурсов? – М., 1989.
- Постановление Правительства Хабаровского края от 19 марта 2013 года №50-пр « О состоянии и мерах по охране лесов от пожаров на территории Хабаровского края в 2013 году».
- Ильницкий А.П. Канцерогенные факторы жилища (экологогигиенические аспекты) – М.: АНКО пресс, 1995. 62 с.
- Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий краевого значения на территории Хабаровского края до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Хабаровского края от 11 декабря 2010 года №758-рп. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www/biodat/ru/.
- Краевой научно-методический журнал ЭГБ: Экологическое, географическое, биологическое образование в школах Хабаровского края. е-mail:yung_khv@mail.ru, khv_ecocentre@mail.ru.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
1. Быть способным понимать и излагать базовую информацию в области экологии и природопользования | Наблюдение, собеседование |
2. Применять полученные знания при решении типовых профессиональных задач в сфере управления природопользованием | Наблюдение, собеседование |
3. Использовать нормативно-справочную информацию в своей работе | Наблюдение, собеседование |
4 . Соотносить предполагаемые действия в области природопользования с рекомендациями международных конвенций и других договоров, ратифицированных РФ. | Наблюдение, собеседование |
Знать: | |
1. Основные законы экологии, историю природопользования | Тестирование Контрольная работа |
2. Социальные, экономические и экологические противоречия в развитии человечества и способы их преодоления согласно рекомендациям мирового сообщества | Тестирование Контрольная работа Устный зачет |
3. иметь представление о проблеме исчерпания ресурсов, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды | Тестирование Контрольная работа Устный зачет |
4. Основные международные решения в области устойчивого развития | Тестирование Контрольная работа |
5. В том числе, основные международные конвенции, относящиеся к областям решения социальных и экологических проблем. | Тестирование Контрольная работа Устный зачет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Экология и автомобиль"
Содержит тематическое и календарно-тематическое планирование учебного материала для профессий автомеханик....

Рабочая программа учебной дисциплины «Экология родного края» для профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой
Рабочая программа дополнительной учебной дисциплины разработана для программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой....

Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» для профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана для программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой....

Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе рабочей программы по ...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.17 Экология для специальностей: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) 38.02.04 Коммерция (по отраслям) 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров .
Рабочая программа разработана на основе примерной программы, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) на базе основного общего образования с ...
Рабочая программа учебной дисциплины Химические основы экологии
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 20.02.01 ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.14 ЭКОЛОГИЯ общеобразовательного цикла программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 38.01.02 Продавец, контролёр- кассир
Рабочая программа учебной дисциплины Экология разработана в соответствии с требованиямифедерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,...