Рабочая программа по Охране труда для специальности 130405 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 130405 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в СПО, дополнительной профессиональной подготовке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_na_150_chasov_po_ot_r-12_1.doc | 701.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Кемеровской области государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Таштагольский многопрофильный техникум» | ||
УТВЕРЖДАЮ Директор ГОУ СПО «Таштагольский многопрофильный техникум» __________________________ Е.И. Рыданных «_____»_____________ 20____ год |
Охрана труда
наименование дисциплины
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для специальности
130405 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых
код, наименование специальности
Таштагол
2015
РАССМОТРЕНО на заседании цикловой методической комиссии_________________________ _________________________________ протокол №______ от «____»______________ 20__ г. Председатель ЦМК _____________Кропотова С.П. «_____»______________ 20____ г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по теории _________________Абрамова Л.И. «____»__________ 201__ г. |
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности/профессии среднего профессионального образования (далее – СПО)130405 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых
код наименование специальности (профессии)
Организация - разработчик: ГОУ СПО «Таштагольский многопрофильный техникум»
Составитель: Гусева Ольга Ильинична, преподаватель высшей квалификационной категории
Ф.И.О., квалификационная категория, должность
Рекомендована к использованию в качестве рабочей программы учебной дисциплины в СПО научно-методическим советом техникума
Протокол № ______ от «_____» ______________ 20_____г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 4 |
| 8 |
| 9 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Охрана труда
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 130405 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в СПО, дополнительной профессиональной подготовке.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;
- использовать экобиозащитную и противопожарную технику, средства
коллективной и индивидуальной защиты;
- определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере
профессиональной деятельности;
- оценивать состояние безопасности труда на производственном объекте;
- применять безопасные приемы труда на территории организации и в
производственных помещениях;
- проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в т.ч. оценку условий труда и травмобезопасности;
- инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам
охраны труда;
- соблюдать правила безопасности, производственной санитарии и
пожарной безопасности;
знать:
- законодательство в области охраны нормативные правовые акты по охране
труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;
- правила и нормы по охране труда, личной и производственной санитарии
и противопожарной защиты;
- правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему
мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и;
снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические
мероприятия по безопасности труда и производственной санитарии;
- возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;
- действие токсичных веществ на организм человека;
-категорирование производств повзрыво-пожароопасности;
- меры предупреждения пожаров и взрывов;
-общие требования безопасности на территории организации и в
производственных помещениях;
- основные причины возникновения пожаров и взрывов;
- особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;
- порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;
-предельно допустимые концентрации (далее - ПДК) и индивидуальные
средства защиты;
-права и обязанности работников в области охраны труда;
-виды и правила проведения инструктажей по охране труда;
- правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;
-возможные последствия несоблюдения технологических процессов и
производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или
бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;
принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при
техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
- средства и методы повышения безопасности технических средств и
технологических процессов
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Оформлять техническую документацию на ведение горных и взрывных работ.
ПК 1.2. Организовывать и контролировать ведение технологических процессов на участке в соответствии с технической и нормативной документацией.
ПК 1.3. Контролировать ведение работ по обслуживанию горнотранспортного оборудования на участке.
ПК 1.4. Контролировать ведение работ по обслуживанию вспомогательных технологических процессов.
ПК 1.5. Обеспечивать выполнение плановых показателей участка.
ПК 2.1. Контролировать выполнение требований отраслевых норм, инструкций и правил безопасности при ведении горных и взрывных работ.
ПК 2.2. Контролировать выполнение требований пожарной безопасности.
ПК 2.3. Контролировать состояние рабочих мест и оборудования на участке в соответствии с требованиями охраны труда.
ПК 2.4. Организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности и охраны труда на участке.
ПК 3.1. Проводить инструктажи по охране труда и промышленной безопасности.
ПК 3.2. Обеспечивать материальное и моральное стимулирование трудовой деятельности персонала.
ПК 3.3. Анализировать процесс и результаты деятельности персонала участка.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 150 часов
часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 104 часов;
самостоятельной работы обучающегося 46 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 150 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 104 |
в том числе: | |
практические занятия | 24 |
лабораторные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 46 |
в том числе: | |
- работа с учебной литературой и конспектом для выполнения домашнего задания; - изучение системы стандартов по безопасности труда - подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя; - подготовка материала для сообщения по предложенной теме; - подготовка к экзамену. рефераты на выбор: 1. Правовые основы охраны труда; 2. Организация охраны труда на предприятиях; 3. Изучение устройств первичных средств пожаротушения; 4. Правила пользования ручными огнетушителями; 5. Действие электрического тока на организм человека; 6. Источники заражения атмосферы на участке; 7. Классификация средств защиты от поражения электрическим током; 8. Порядок расследования в групповых несчастных случаях; 9.Освещение рабочих мест на производстве; домашняя работа: повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной и итоговой аттестации, выполнение домашнего задания по программе тем | 4ч |
Итоговая аттестация в форме экзамена
|
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Охрана труда
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Раздел 1. | Организация контроля требований безопасности в области охраны труда и здоровья. | |||||||
Тема 1.1. Основные руководящие документы по охране труда и технике безопасности на производстве. | Содержание учебного материала | 20 | ||||||
1 | Введение. Содержание дисциплины и ее задачи. Основные направления государственной политики в области охраны труда. | 3 | ||||||
2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Основные термины и определения по охране труда. Основные правовые документы по охране труда. Правовые основы профгигиены. Правовые основы профсанитарии. Правовые основы пожаробезопасности. Содержание нормативных документов, должностных и производственных инструкций по охране труда. Система стандартов безопасности труда (ССБТ) Управление охраной труда в организации Правила охраны труда, которые будут действовать в 2016г | 3 | ||||||
Практические занятия | 6 | |||||||
1. Изучение ФЗ «Об основах охраны труда в РФ» | ||||||||
2.Составление и решение тестовых заданий по ФЗ «Об основах охраны труда в РФ» 3. Решение ситуационных задач | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к выполнению практических работ. Основные понятия и термины по охране труда. Составление глоссария по ОТ. Рассмотрение основных положений трудового права. Выполнение домашнего задания по теме 1.1. Составление ситуационных задач | 10 | |||||||
Тема 1. 2. Создание и контролирование безопасных условий труда | Содержание учебного материала | 16 | ||||||
1 | Объективные и субъективные причины травматизма. Виды производственных травм . | 3 | ||||||
2 3 4 5 6 7 8 | Классификация несчастных случаев по характеру и тяжести повреждения, числу пострадавших и месту происшествия. Мероприятия по предупреждению производственного травматизма. Методы организации безопасного труда на предприятии Оценка тяжести и напряженности труда. Психофизические и эргономические основы безопасности труда Органы государственного специализированного надзора. Ростехнадзор. Роспотребнадзор. | 3 | ||||||
Практические занятия. | 6 | |||||||
1. Оказание первой помощи при различных травмах | ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к выполнению практических работ. Составление презентаций по теме: «Производственный травматизм и профессиональные заболевания», «Оказание первой помощи при различных травмах» Выполнение домашнего задания по теме 1.2 | 8 | |||||||
Тема 1.3. Организация работы персонала | Содержание учебного материала | 14 | ||||||
1 | Виды и правила проведения инструктажей по охране труда и правилам безопасной эксплуатации установок и аппаратов | 3 | ||||||
2 3 4 5 6 7 | Подготовка и проведение аттестации рабочих в области промышленной безопасности и охраны труда Должностные обязанности по осуществлению контроля разработки и выполнения мероприятий по предупреждению аварий. Ответственность за несоблюдением технологических процессов и производственных инструкций. Обязанности и ответственность работников по соблюдению требований охраны труда и трудового распорядка. Обязанности и ответственность должностных лиц по соблюдению законодательства о труде и государственных нормативных требований охраны труда. Специальная оценка условий труда (СОУТ) | 3 | ||||||
Практические занятия 1.Оформление и заполнение журналов инструктажей по Охране труда 2. Составление плана ликвидации аварий. Решение ситуационных задач по изученному материалу | 4 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашнего задания по теме 1.3. Оформление плакатов, листовок, разработка инструкций, оформление рефератов | 6 | |||||||
Раздел 2. | Обеспечение безопасности технологических процессов и локализация опасных производственных факторов. | |||||||
Тема 2.1. Правила эксплуатации опасных производственных объектов | Содержание учебного материала | 16 | ||||||
1 | Опасные производственные объекты. Классификация опасных производственных объектов | 3 | ||||||
2 | Основы промышленной безопасности | 3 | ||||||
3 4 5 6 7 8 | Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта Требования к организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и управления промышленной безопасностью Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности Классификация факторов производственной среды. Источники производственных факторов Классификация производств по категориям взрыво- и пожароопасности. Основные причины возникновения взрывов и пожаров. Правила и нормы противопожарной защиты. Виды экобиозащитной и противопожарной техники | 3 | ||||||
Практические занятия. | 6 | |||||||
1. Изучение устройства первичных средств пожаротушения и правил пользования ими. | ||||||||
2 Изучение требований безопасности при эксплуатации электрических установок | ||||||||
3. Изучение плана ликвидации аварий с элементами деловой игры по выбранным позициям | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение творческого задания по выбору: изготовление карточек (первичные средства пожаротушения), в/ролик, плакаты; - составление презентаций - решение ситуационных задач - составление и изучение конспектов | 14 | |||||||
Тема 2.2. Основы профгигиены, профсанитарии | Содержание учебного материала | 14 | ||||||
1 | Гигиена труда и производственная санитария. | 3 | ||||||
2 3 4 5 6 7 | Санитарные характеристики производственных процессов и их классификация Предельно допустимые концентрации газов и индивидуальные средства защиты Пыль, как вредный производственный фактор. Способы и средства борьбы с пылью на горных предприятиях Производственный шум. Периодичность контроля уровня шума на рабочих местах в текущем году Вибрация. Меры борьбы с вибрацией «О расследовании и учете профессиональных заболеваний» Постановление правительства | 3 | ||||||
Практические занятия | 2 | |||||||
1. Тестирование «Охрана труда на предприятии» | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: - оформление рефератов - подготовка к выполнению практических работы составление перечня ЧС и аварийных ситуаций - повторение разделов программы с целью подготовки к тестированию | 8 | |||||||
Всего: | 150 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета охраны труда;
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- автоматизированное рабочее место преподавателя (ПК, принтер, сканер, акустическая система);
- комплект учебно-наглядных пособий «Охрана труда»;
- плакаты, схемы, таблицы, чертежи.
- типовые комплекты учебного оборудования «Охрана труда».
Формы производственно-технической и учетно-контрольной документации:
- план ликвидации аварий;
- оперативный журнал по ликвидации аварий;
- акты расследования аварий (I и II категории), не повлекших за собой несчастных случаев;
- комплексный план улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий;
- акт комплексного, генерального и целевого обследования;
- журналы по безопасности труда;
Технические средства обучения:
- интерактивный комплекс с лицензионным программным обеспечением,
- обучающие СD- и DVD-фильмы по горному профилю.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Городниченко В.И. Основы горного дела, Москва, МГГУ, 2008 г.
- Маслова Т. Н., Медведев В. Т., Новиков С. Г., Каралюнец А.В. и др., Каралюнец А. В. Охрана труда и промышленная экология. Учебник для СПО - М.:, Издательство "Академия/Academia", 2006 г.
- Правила безопасности в угольных шахтах, Москва, НТЦ «Промышленная безопасность», 2008 г
- Единые правила безопасности при взрывных работах, выпуск 2, Москва, НТЦ «Промышленная безопасность», 2005 г
Дополнительные источники:
- Хейфиц С..Я., Балтайтис В..Я. Охрана труда и горноспасательное дело. -М.: Недра, 1979.
- Единые правила безопасности при взрывных работах. - М.: Недра, 2000.
- Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. - М.: Атомиздат, 1992.
- Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом. - М.: НТЦ ОБТ, 2000.
- Положение о порядке расследования несчастных случаев на производстве. - М.: НПО ОБТ, 2000.
- Девисилов В. А. Безопасность труда (охрана труда). -М.: Форум-Инфра-М, 2002.
- Журнал «Охрана труда»
Основные законодательные и нормативные правовые акты по безопасности труда
Основные законы
1. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
2. ФЗ «О специальной оценке условий труда»
4 Трудовой Кодекс Российской Федерации.
5. Конституция РФ
6. Нормы международного права Конвенции Международной организации труда
Законодательные акты
- Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.
2. Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
INTERNET-ресурсы.
- Информационный портал для инженеров по охране труда - http://www.ohranatruda.ru.
- Техническая документация по охране труда - http://www.tehdoc.ru.
- Информационный портал нормативных документов - http://www.complexdoc.ru/ntdtext/550868/3.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также собеседования и защиты рефератов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения:
| Защита практических работ; тестирование; собеседование |
| Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ; тестирование |
| Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ; тестирование собеседование |
| Тестирование; проверка практических навыков; собеседование |
| Тестирование; проверка практических навыков; работа со справочной литературой |
| Защит практических работ; тестирование; собеседование решение ситуационных задач |
| Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях |
| Тестирование; проверка практических навыков; собеседование |
Знания: | |
| Экспертное наблюдение и оценка результатов выполнения практических работ; тестовый контроль; |
| Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ; устный опрос |
| Тестовый контроль; оценка результатов выполнения практических работ |
| Работа со справочной литературой; практические занятия; тестирование; экспертное наблюдение и оценка на практических занятия; |
-методы измерения параметров и определения свойств материалов; | Работа со справочной литературой; экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ; тестирование; |
возможные опасные и вредные факторы и средства защиты | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ; тестирование; собеседование |
| Тестирование; проверка практических навыков; выполнение и защита реферата (компьютерная презентация); |
категорирование производств по взрыво- и пожароопасности; | Выполнение и защита реферата (компьютерная презентация); работа со справочной литературой; собеседование; тестирование |
| Текущий контроль и оценка в форме: - защиты практических занятий; - тестирование, решение ситуационных задач |
| Выполнение и защита реферативных работ (компьютерная презентация); работа со справочной литературой; домашняя работа |
| Выполнение и защита реферата (компьютерная презентация); собеседование |
| Работа со справочной литературой; Текущий контроль и оценка в форме: - практических занятий; - тестирования; |
| Текущий контроль и оценка в форме: - защиты практических занятий; - тестирование; |
| Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ; тестирование |
| Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ; тестирование |
| Работа со справочной литературой; Текущий контроль и оценка в форме: - практических занятий; - тестирования; |
| Работа со справочной литературой; Текущий контроль и оценка в форме: - практических занятий; - тестирования; - решение ситуационных задач |
| Выполнение и защита реферативных работ (компьютерная презентация); работа со справочной литературой; |
| Экспертное наблюдение и оценка на практических и занятиях при выполнении работ; тестирование |
| Работа со справочной литературой; Текущий контроль и оценка в форме: - практических занятий; - тестирования; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по охране труда
Рабочая программа по охране труда...
Рабочая программа по Охране труда для специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 140448 Техническая эксплуатация и обслуж...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по Охране труда по внеаудиторной самостоятельной работе для студентов специальностей 130405 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых
В соответствии с требованиями ФГОС начального и среднего профессионального образования профессиональная образовательная организация при формировании основной профессиональной образовательной программы...
Рабочая программа дисциплины Охрана труда по специальности 13.02.11 "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования, у...
Рабочая программа дисциплины «Охрана труда» для специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства.
Рабочая программа дисциплины «Охрана труда» разработана на основе Федерального образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35.02.07 Механизация сельс...
Рабочая программа По охране труда для специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа
Рабочая программа По охране труда для специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа...
Рабочая программа по охране труда
Рабочая программа по охране труда...