Рабочая программа по охране труда
рабочая программа
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 Охрана труда
основной образовательной программы –
программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
г. Курск
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО на заседании ЦК __________ Протокол №_____ от «____»__________202_ г. Председатель ЦК _______________ M.В.Иванова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-методической работе _______________ О.Б. Грунева «____»______________202__ г. |
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Охрана труда разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 2 от 10 января 2018 года.
Разработчик:
Лазарева Е.А., преподаватель ОБПОУ «КМТ».
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 Охрана труда
- Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина ОП.08 Охрана труда является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Учебная дисциплина ОП.08 Охрана труда обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО по специальности 08.02.07. Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования. воздуха и вентиляции. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии компетенций: ОК 07, ОК 08, ПК 3.5.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения программы дисциплины
В результате освоения программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания, а также формируются общие и профессиональные компетенции и личностные результаты.
Умения и знания
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5 |
|
|
Общие компетенции
Код ОК | Наименование общих компетенций |
ОК 07. | Содействовать сохранению окружающей среды ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
ОК. 08 | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания уровня физической подготовленности |
Профессиональные компетенции
Код ПК | Наименование ПК |
ПК 3.5 | Обеспечивать соблюдение требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиту окружающей среды при выполнении строительно-монтажных работ, в том числе отделочных работ, ремонтных работ т работ по реконструкции и эксплуатации строительных объектов. |
Личностные результаты
Код личностных результатов | Личностные результаты |
Портрет выпускника СПО | |
ЛР.1 | Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. Портрет выпускника СПО |
ЛР. 2 | Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. |
ЛР. 3 | Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. |
ЛР. 4 | Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». |
ЛР. 5 | Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. |
ЛР. 6 | Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. |
ЛР. 7 | Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР. 8 | Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. |
ЛР. 9 | Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. |
ЛР.10 | Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. |
ЛР.11 | Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. |
ЛР.12 | Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. |
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности (при наличии) | |
ЛР.13 | Соблюдающий требования производственной санитарии и гигиены труда при выполнении производственных задач |
ЛР.14 | Оказывающий первую помощь пострадавшему при несчастном случае на производстве |
ЛР.15 | Соблюдающий требования охраны труда, пожарной безопасности, электробезопасности при нахождении на строительной площадке; и выполнении производственных задач |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 34 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 28 |
практические занятия | 4 |
в форме практической подготовки | 4 |
самостоятельная работа | 2 |
Промежуточная аттестация – по текущей успеваемости |
2.2Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.08 ОХРАНА ТРУДА
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | в том числе в форме практической подготовки | Коды компетенций формированию которых способствует элемент программы | |
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. | Общие вопросы охраны труда | 6 | |||
Тема 1.1. Основы законодательства по охране труда. | Содержание учебного материала. | 2 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5, ЛР1—ЛР15 | ||
Краткий обзор развития охраны труда. Правовая основа охраны труда. Термины и определения основных понятий безопасности труда. Режим рабочего времени. Рабочее время. Время отдыха. Охрана труда несовершеннолетних. Охрана труда женщин. Льготы по охране труда. | 2 | ||||
Тема 1.2 Организация и управление охраной труда в строительстве. | Содержание учебного материала. | 2 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5 ЛР1—ЛР15 | ||
Обязанности работодателя по обеспечению безопасных и здоровых условий труда. Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда. Ответственность за нарушение правил охраны труда. Надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда. Планирование и финансирование мероприятий по охране труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда. Организация службы охраны труда. Медосмотры. | 2 | ||||
Тема 1.3 Обучение и профессиональная подготовка по охране труда. | Содержание учебного материала. | 2 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5 ЛР1—ЛР15 | ||
Обучение. Стажировка. Порядок обучения, присвоения квалификационных групп и проверки знаний по электробезопасности. Порядок обучения по пожарной безопасности. Инструктажи по охране труда. | 2 | ||||
Раздел 2. | Понятие о производственном травматизме и профессиональной вредности | 4 | |||
Тема 2.1. Анализ условий труда, причин травматизма и профессиональных заболеваний и мероприятия по их предупреждению | Содержание учебного материала. | 4 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5 ЛР1—ЛР15 | ||
Расследование несчастных случаев на производстве. Определение тяжести несчастных случаев на производстве. Возмещение вреда, причиненного работникам увечьем или профессиональным заболеванием. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев. | 2 | ||||
В том числе, практических занятий: | 2 | 2 | |||
Практическая работа №1. Оформление Акта о несчастном случае на производстве формы Н-1 | 2 | ||||
Раздел 3. | Производственная санитария | 8 | |||
Тема 3.1 Производственные вредности и средства защиты от них. | Содержание учебного материала. | 2 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5, ЛР1—ЛР15 | ||
Метеорологические условия производственной среды. Пыль и защита от ее воздействия. Вредные вещества и защита от отравлений. Производственный шум и вибрация и защита от их воздействия. Производственное освещение. Радиационная опасность. | 2 | ||||
Тема 3.2.Микроклимат производственных помещений. | Микроклимат производственных помещений. | 2 | |||
Содержание учебного материала. | 2 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5, ЛР1—ЛР15 | |||
Влияние микроклимата производственных помещений на производственные процессы. Значение оптимальных норм микроклимата производственных помещений. | 2 | ||||
Тема 3.3. Средства коллективной и индивидуальной защиты | Содержание учебного материала. | 2 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5, ЛР1—ЛР15 | ||
Место средств коллективной защиты в системе защиты работающих и их классификация. Классификация средств индивидуальной защиты. Особенность выбора средств и порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты. Общие требования к средствам индивидуальной защиты. Порядок выдачи СИЗ. | 2 | ||||
Тема 3.4. Санитарно-бытовое обеспечение работающих на строительной площадке. | Содержание учебного материала. | 2 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5, ЛР1—ЛР15 | ||
Требования к устройству и оборудованию санитарно-бытовых помещений и их размещение. | 2 | ||||
Раздел 4. | Безопасность работ на строительной площадке | 10 | |||
Тема 4.1. Безопасная организация строительной площадки | Содержание учебного материала. | 1 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5, ЛР1—ЛР15 | ||
Требования безопасности, предусматриваемые в технической документации по организации строительства и производства работ. Безопасная организация строительной площадки. Безопасная эксплуатация сосудов, работающих под давлением. Требования безопасности к баллонам для сжиженных и растворенных газов. Безопасная эксплуатация технологической оснастки. | 1 | ||||
Тема 4.2.Расчёт зоны защиты одиночного стержневого молниеотвода | Содержание учебного материала | 3 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5, ЛР1—ЛР15 | ||
Нормативные документы по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций. Классификация зданий и сооружений по устройству молниезащиты. Уровни защиты от ПУМ для обычных объектов. Зона защиты одиночного стержневого молниеотвода. | 1 | ||||
В том числе, практических занятий: | 2 | 2 | |||
Практическое занятие №2 Расчёт зоны защиты одиночного стержневого молниеотвода | 2 | ||||
Тема 4.3. Безопасная эксплуатация строительных машин и механизмов. | Содержание учебного материала. | 2 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5, ЛР1—ЛР15 | ||
Эксплуатация грузоподъёмных машин. Требования к местам установки стреловых кранов. Эксплуатация строительных подъёмников. Эксплуатация лебёдок и люлек. Эксплуатация автопогрузчиков. | 2 | ||||
Тема 4.4.Требования безопасности при работе с ручным инструментом и оборудованием. | Содержание учебного материала. | 2 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5, ЛР1—ЛР15 | ||
Общие положения. Требования безопасности перед началом работ. Требования безопасности при выполнении работ. Техника безопасности после окончания работ. Техника безопасности в аварийных ситуациях. | 2 | ||||
Тема 4.5. Безопасная организация основных видов строительно-монтажных работ | Содержание учебного материала. | 1 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5, ЛР1—ЛР15 | ||
Требования безопасности при выполнении каменных, монтажных, штукатурных, малярных, облицовочных, стекольных, кровельных, при выполнении работ при приготовлении битумных мастик. | 1 | ||||
Тема 4.6.Требования безопасности при прокладке подземных коммуникаций. | Содержание учебного материала. | 1 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5, ЛР1—ЛР15 | ||
Требования безопасности при прокладке подземных коммуникаций. | 1 | ||||
Тема 4.7. Электробезопасность на строительной площадке. | Содержание учебного материала. | 1 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5, ЛР1—ЛР15 | ||
Воздействие электрического тока на человека. Основные меры защиты человека от поражения электрическим током. Подключение и эксплуатация электрооборудования. Электрозащитные средства в установках напряжением до 1000 в. Производство работ в охранных зонах вблизи электропередач. | 1 | ||||
Тема 4.8.Пожарная безопасность объекта | Содержание учебного материала | 1 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5, ЛР1—ЛР15 | ||
Основные понятия. Классификация объектов по взрывопожаробезопасности. Противопожарная защита объекта. Организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. Виды и методы применения огнетушащих веществ. | 1 | ||||
Раздел 5. | Первая помощь при несчастных случаях | 2 | |||
Содержание учебного материала. | 2 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5, ЛР1—ЛР15 | |||
| 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||||
Расчет освещения строительной площадки. | |||||
Промежуточная аттестация – по текущей успеваемости | |||||
Всего: | 34 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Учебная аудитория «Охрана труда», оснащенная оборудованием:
рабочее место преподавателя и рабочие места по количеству обучающихся; комплект учебно-наглядных пособий;
техническими средствами обучения: компьютер с программным обеспечением, проектор, экран, аудиовизуальные средства – схемы и рисунки к занятиям в виде слайдов и электронных презентаций.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
- Минько,В.М. Охрана труда в строительстве [Текст]: учеб.пособие/ В.М.Минько, Н.В.Погожева. – 2-е изд.,стер. – М.: Академия, 2015. – 208 с. – (Профессиональное образование)
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
- Попов,Ю.П. Охрана труда [Электронный ресурс]: PDF-копия книги для СПО/ Ю.П.Попов. – М.: КНОРУС, 2015. – 1 электрон.опт.диск (CD-R). – (Электронные издания)
- www.consultant. ru
3.2.3. Дополнительные источники
1. Постановление Минтруда РФ от 24 октября 2002г. №73 «Об утверждении форм документов необходимых для расследования и учёта несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. (с изменениями и дополнениями) Редакция от 14.11.2014 г.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫРезультаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: | ||
| Соблюдает требования охраны труда и техники безопасности на рабочих местах; | Выполнение и защита практической работы. |
| Выполнять требования инструкций по охране труда | Выполнение и защита практической работы. |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: | ||
| Знает меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах | Устный фронтальный и индивидуальный опрос. |
| Знает порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим; | Устный фронтальный и индивидуальный опрос. |
| Знает правила безопасного ведения работ и защиты окружающей среды; | Устный фронтальный и индивидуальный опрос. |
| Знает права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности; | Устный фронтальный и индивидуальный опрос. |
| Соблюдает технику безопасности при производстве работ | Контрольная работа |
| Владеет методами организацию производственной санитарии и гигиены; | Устный фронтальный и индивидуальный опрос. Промежуточная аттестация – по текущей успеваемости |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/14/picture-340649-1384431779.jpg)
Программа по Охране труда для ТМ ОП 05
Представлена рабочая программа по специальности "Технология машиностроения" по дисциплине "Охрана труда"...
Рабочая программа по Охране труда для специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 140448 Техническая эксплуатация и обслуж...
Рабочая программа по Охране труда для специальности 130405 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 130405 Подземная разработка месторождений полезных...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/01/picture-961000-1533120628.jpg)
2019г. Программа по охране труда преподавателей и специалистов
В соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29, ра...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/17/picture-510151-1613554007.jpg)
Рабочая учебная программа по охране труда и промышленной экологии
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ОПОП СПО ППКРС: 23.01.17«Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» Р...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/08/picture-1442458-1670518116.png)
Рабочая программа По охране труда для специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа
Рабочая программа По охране труда для специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа...