Рабочая программа по охране труда
рабочая программа
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 Охрана труда
основной образовательной программы –
программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
г. Курск
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО на заседании ЦК __________ Протокол №_____ от «____»__________202_ г. Председатель ЦК _______________ M.В.Иванова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-методической работе _______________ О.Б. Грунева «____»______________202__ г. |
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Охрана труда разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 2 от 10 января 2018 года.
Разработчик:
Лазарева Е.А., преподаватель ОБПОУ «КМТ».
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 Охрана труда
- Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина ОП.08 Охрана труда является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Учебная дисциплина ОП.08 Охрана труда обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО по специальности 08.02.07. Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования. воздуха и вентиляции. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии компетенций: ОК 07, ОК 08, ПК 3.5.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения программы дисциплины
В результате освоения программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания, а также формируются общие и профессиональные компетенции и личностные результаты.
Умения и знания
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5 |
|
|
Общие компетенции
Код ОК | Наименование общих компетенций |
ОК 07. | Содействовать сохранению окружающей среды ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
ОК. 08 | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания уровня физической подготовленности |
Профессиональные компетенции
Код ПК | Наименование ПК |
ПК 3.5 | Обеспечивать соблюдение требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиту окружающей среды при выполнении строительно-монтажных работ, в том числе отделочных работ, ремонтных работ т работ по реконструкции и эксплуатации строительных объектов. |
Личностные результаты
Код личностных результатов | Личностные результаты |
Портрет выпускника СПО | |
ЛР.1 | Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. Портрет выпускника СПО |
ЛР. 2 | Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. |
ЛР. 3 | Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. |
ЛР. 4 | Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». |
ЛР. 5 | Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. |
ЛР. 6 | Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. |
ЛР. 7 | Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР. 8 | Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. |
ЛР. 9 | Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. |
ЛР.10 | Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. |
ЛР.11 | Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. |
ЛР.12 | Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. |
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности (при наличии) | |
ЛР.13 | Соблюдающий требования производственной санитарии и гигиены труда при выполнении производственных задач |
ЛР.14 | Оказывающий первую помощь пострадавшему при несчастном случае на производстве |
ЛР.15 | Соблюдающий требования охраны труда, пожарной безопасности, электробезопасности при нахождении на строительной площадке; и выполнении производственных задач |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 34 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 28 |
практические занятия | 4 |
в форме практической подготовки | 4 |
самостоятельная работа | 2 |
Промежуточная аттестация – по текущей успеваемости |
2.2Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.08 ОХРАНА ТРУДА
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | в том числе в форме практической подготовки | Коды компетенций формированию которых способствует элемент программы | |
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. | Общие вопросы охраны труда | 6 | |||
Тема 1.1. Основы законодательства по охране труда. | Содержание учебного материала. | 2 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5, ЛР1—ЛР15 | ||
Краткий обзор развития охраны труда. Правовая основа охраны труда. Термины и определения основных понятий безопасности труда. Режим рабочего времени. Рабочее время. Время отдыха. Охрана труда несовершеннолетних. Охрана труда женщин. Льготы по охране труда. | 2 | ||||
Тема 1.2 Организация и управление охраной труда в строительстве. | Содержание учебного материала. | 2 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5 ЛР1—ЛР15 | ||
Обязанности работодателя по обеспечению безопасных и здоровых условий труда. Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда. Ответственность за нарушение правил охраны труда. Надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда. Планирование и финансирование мероприятий по охране труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда. Организация службы охраны труда. Медосмотры. | 2 | ||||
Тема 1.3 Обучение и профессиональная подготовка по охране труда. | Содержание учебного материала. | 2 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5 ЛР1—ЛР15 | ||
Обучение. Стажировка. Порядок обучения, присвоения квалификационных групп и проверки знаний по электробезопасности. Порядок обучения по пожарной безопасности. Инструктажи по охране труда. | 2 | ||||
Раздел 2. | Понятие о производственном травматизме и профессиональной вредности | 4 | |||
Тема 2.1. Анализ условий труда, причин травматизма и профессиональных заболеваний и мероприятия по их предупреждению | Содержание учебного материала. | 4 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5 ЛР1—ЛР15 | ||
Расследование несчастных случаев на производстве. Определение тяжести несчастных случаев на производстве. Возмещение вреда, причиненного работникам увечьем или профессиональным заболеванием. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев. | 2 | ||||
В том числе, практических занятий: | 2 | 2 | |||
Практическая работа №1. Оформление Акта о несчастном случае на производстве формы Н-1 | 2 | ||||
Раздел 3. | Производственная санитария | 8 | |||
Тема 3.1 Производственные вредности и средства защиты от них. | Содержание учебного материала. | 2 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5, ЛР1—ЛР15 | ||
Метеорологические условия производственной среды. Пыль и защита от ее воздействия. Вредные вещества и защита от отравлений. Производственный шум и вибрация и защита от их воздействия. Производственное освещение. Радиационная опасность. | 2 | ||||
Тема 3.2.Микроклимат производственных помещений. | Микроклимат производственных помещений. | 2 | |||
Содержание учебного материала. | 2 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5, ЛР1—ЛР15 | |||
Влияние микроклимата производственных помещений на производственные процессы. Значение оптимальных норм микроклимата производственных помещений. | 2 | ||||
Тема 3.3. Средства коллективной и индивидуальной защиты | Содержание учебного материала. | 2 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5, ЛР1—ЛР15 | ||
Место средств коллективной защиты в системе защиты работающих и их классификация. Классификация средств индивидуальной защиты. Особенность выбора средств и порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты. Общие требования к средствам индивидуальной защиты. Порядок выдачи СИЗ. | 2 | ||||
Тема 3.4. Санитарно-бытовое обеспечение работающих на строительной площадке. | Содержание учебного материала. | 2 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5, ЛР1—ЛР15 | ||
Требования к устройству и оборудованию санитарно-бытовых помещений и их размещение. | 2 | ||||
Раздел 4. | Безопасность работ на строительной площадке | 10 | |||
Тема 4.1. Безопасная организация строительной площадки | Содержание учебного материала. | 1 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5, ЛР1—ЛР15 | ||
Требования безопасности, предусматриваемые в технической документации по организации строительства и производства работ. Безопасная организация строительной площадки. Безопасная эксплуатация сосудов, работающих под давлением. Требования безопасности к баллонам для сжиженных и растворенных газов. Безопасная эксплуатация технологической оснастки. | 1 | ||||
Тема 4.2.Расчёт зоны защиты одиночного стержневого молниеотвода | Содержание учебного материала | 3 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5, ЛР1—ЛР15 | ||
Нормативные документы по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций. Классификация зданий и сооружений по устройству молниезащиты. Уровни защиты от ПУМ для обычных объектов. Зона защиты одиночного стержневого молниеотвода. | 1 | ||||
В том числе, практических занятий: | 2 | 2 | |||
Практическое занятие №2 Расчёт зоны защиты одиночного стержневого молниеотвода | 2 | ||||
Тема 4.3. Безопасная эксплуатация строительных машин и механизмов. | Содержание учебного материала. | 2 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5, ЛР1—ЛР15 | ||
Эксплуатация грузоподъёмных машин. Требования к местам установки стреловых кранов. Эксплуатация строительных подъёмников. Эксплуатация лебёдок и люлек. Эксплуатация автопогрузчиков. | 2 | ||||
Тема 4.4.Требования безопасности при работе с ручным инструментом и оборудованием. | Содержание учебного материала. | 2 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5, ЛР1—ЛР15 | ||
Общие положения. Требования безопасности перед началом работ. Требования безопасности при выполнении работ. Техника безопасности после окончания работ. Техника безопасности в аварийных ситуациях. | 2 | ||||
Тема 4.5. Безопасная организация основных видов строительно-монтажных работ | Содержание учебного материала. | 1 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5, ЛР1—ЛР15 | ||
Требования безопасности при выполнении каменных, монтажных, штукатурных, малярных, облицовочных, стекольных, кровельных, при выполнении работ при приготовлении битумных мастик. | 1 | ||||
Тема 4.6.Требования безопасности при прокладке подземных коммуникаций. | Содержание учебного материала. | 1 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5, ЛР1—ЛР15 | ||
Требования безопасности при прокладке подземных коммуникаций. | 1 | ||||
Тема 4.7. Электробезопасность на строительной площадке. | Содержание учебного материала. | 1 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5, ЛР1—ЛР15 | ||
Воздействие электрического тока на человека. Основные меры защиты человека от поражения электрическим током. Подключение и эксплуатация электрооборудования. Электрозащитные средства в установках напряжением до 1000 в. Производство работ в охранных зонах вблизи электропередач. | 1 | ||||
Тема 4.8.Пожарная безопасность объекта | Содержание учебного материала | 1 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5, ЛР1—ЛР15 | ||
Основные понятия. Классификация объектов по взрывопожаробезопасности. Противопожарная защита объекта. Организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. Виды и методы применения огнетушащих веществ. | 1 | ||||
Раздел 5. | Первая помощь при несчастных случаях | 2 | |||
Содержание учебного материала. | 2 | ОК 07 – ОК 08, ПК 3.5, ЛР1—ЛР15 | |||
| 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||||
Расчет освещения строительной площадки. | |||||
Промежуточная аттестация – по текущей успеваемости | |||||
Всего: | 34 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Учебная аудитория «Охрана труда», оснащенная оборудованием:
рабочее место преподавателя и рабочие места по количеству обучающихся; комплект учебно-наглядных пособий;
техническими средствами обучения: компьютер с программным обеспечением, проектор, экран, аудиовизуальные средства – схемы и рисунки к занятиям в виде слайдов и электронных презентаций.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
- Минько,В.М. Охрана труда в строительстве [Текст]: учеб.пособие/ В.М.Минько, Н.В.Погожева. – 2-е изд.,стер. – М.: Академия, 2015. – 208 с. – (Профессиональное образование)
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
- Попов,Ю.П. Охрана труда [Электронный ресурс]: PDF-копия книги для СПО/ Ю.П.Попов. – М.: КНОРУС, 2015. – 1 электрон.опт.диск (CD-R). – (Электронные издания)
- www.consultant. ru
3.2.3. Дополнительные источники
1. Постановление Минтруда РФ от 24 октября 2002г. №73 «Об утверждении форм документов необходимых для расследования и учёта несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. (с изменениями и дополнениями) Редакция от 14.11.2014 г.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫРезультаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: | ||
| Соблюдает требования охраны труда и техники безопасности на рабочих местах; | Выполнение и защита практической работы. |
| Выполнять требования инструкций по охране труда | Выполнение и защита практической работы. |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: | ||
| Знает меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах | Устный фронтальный и индивидуальный опрос. |
| Знает порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим; | Устный фронтальный и индивидуальный опрос. |
| Знает правила безопасного ведения работ и защиты окружающей среды; | Устный фронтальный и индивидуальный опрос. |
| Знает права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности; | Устный фронтальный и индивидуальный опрос. |
| Соблюдает технику безопасности при производстве работ | Контрольная работа |
| Владеет методами организацию производственной санитарии и гигиены; | Устный фронтальный и индивидуальный опрос. Промежуточная аттестация – по текущей успеваемости |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по охране труда
Рабочая программа по охране труда...
Программа по Охране труда для ТМ ОП 05
Представлена рабочая программа по специальности "Технология машиностроения" по дисциплине "Охрана труда"...
Рабочая программа по Охране труда для специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 140448 Техническая эксплуатация и обслуж...
Рабочая программа по Охране труда для специальности 130405 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 130405 Подземная разработка месторождений полезных...
2019г. Программа по охране труда преподавателей и специалистов
В соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29, ра...
Рабочая учебная программа по охране труда и промышленной экологии
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ОПОП СПО ППКРС: 23.01.17«Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» Р...
Рабочая программа По охране труда для специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа
Рабочая программа По охране труда для специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа...